Статья осторожно гололед для детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге. Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях. Развивать художественное восприятие.

Словарная работа: гололед, гололедица.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы живем в красивом городе Красноуральске. Особенно прекрасен наш город зимой: кругом много снега, деревья покрыты серебристым инеем. По широким заснеженным улицам движутся автомобили, едут автобусы, по тротуару ходят пешеходы, и никто ни кому не мешает, потому что все выполняют правила дорожного движения.

Зима (хорошо много снега, дети лепят снежные постройки; плохо на дорогах пробки, заносы).

Лед (катание на коньках, играем в хоккей, зимняя рыбалка; плохо аварии на дорогах, падение людей).

Зимой очень часто на дороге образуется гололед и гололедица.

Гололед – это слой плотного льда, который образовался на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах.

Гололедица образуется только на поверхности земли. И сегодня мы с вами поговорим о том, как надо себя вести на скользкой дороге.

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!

Воспитатель: Как вы думаете, почему никто не радуется тому, что на улице гололедица?

Дети: (скользко, падают)

Воспитатель: Может кто-нибудь еще знает стихотворение про гололед.

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела,

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа.

Соль насыпать и песок

Чтоб пройти мог пешеход.

Пешеходы в гололед тоже должны быть внимательными и осторожными. Обувь должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! Ответил ей мальчик. – Это просто старушка.

Воспитатель: Почему старушка упала?

Дети: Она упала потому что скользко, гололед.

Воспитатель: а что бы вы сделали если бы оказались рядом с бабушкой (ответы детей)

Воспитатель: А какой мальчик?

Дети: добрый, внимательный, отзывчивый.

Воспитатель: Ребята как надо передвигаться по дороге (смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места).

Когда дорога очень скользкая и по ней тяжело идти, необходимо соблюдать определенные правила.

Правила:

По возможности нужно обходить скользкие участки; идти нужно осторожно, наступая на всю стопу. Чтобы не получить травму – надо уметь падать правильно: если вы поскользнулись, постарайтесь упасть вперед, на живот, вытянув вперед руки, слегка согнутые в локтях – чтобы не было перелома, ладони смягчают удар. При падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо; не падайте на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную травму. Если вы падаете назад, успейте сгруппироваться , округлив спину и поджав колени к животу. (Падение на спину плашмя может привести к травме позвоночника).

Воспитатель: что может произойти, если вы неправильно упали?

Дети: сломать руку, ногу, получить травму и попасть в больницу.

И еще одно важное правило, которое обязательно нужно помнить: будьте особенно внимательными, когда переходите дорогу! Ни в коем случае не нарушайте правила перехода через улицу. На гололеде автомобиль может занести, и он не успеет вовремя затормозить.

Проведем эксперимент: сначала надо толкнуть машинку по ковру, а затем по гладкому полу. Почему по ковру машина проехала меньше расстояние, чем по гладкой поверхности?

Дети: чем более скользкой будет поверхность, тем дальше укатится машинка.

Ребята, многие из вас не раз ездили с папой на машине. А как папа должен вести машину, чтобы избежать заносов на дороге?

Дети: двигаться с невысокой скоростью. Держать дистанцию между машинами, избегать резкого торможения на поворотах, плавно поворачивать руль, ехать с включенными фарами.

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дороге?

Тише едешь – дальше будешь. В темную ночь дорога далека. Дорога даже в ухабах, лучше бездорожью И на ровной дороге люди ломают ноги.

игра "Прокати на саночках безопасно"

(на листах из картона - это воображаемые санки, дети везут игрушку до ориентира и обратно. 2 команды.)

игра "Хоккей"

(2 команды, 2 клюшки, 2 воздушных шара. 2 е ворот (стулья стоят на определённом расстоянии от команд) Клюшкой довести воздушный шарик и загнать "шайбу"между ножек стула "ворота"

игра "Поровозик"

(2 команды, первый ребёнок бежит, оббегает ориентир, бежит к команде, второй зацепляется руками за первого, бегут вдвоём, оббегают ориентир, бегут за третьим и т.д.)

Вед: спасибо вам, ребята, что помогли мне, всё правильно объяснили коту и лисе, о опасностях на дороге, на тонком льду, о опасных спусках с горы. Молодцы, а самое главное сами помните о правилах безопасности и выполняйте их. До новых встреч.

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.

Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге. Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.

Словарная работа: гололед, гололедица.

Воспитатель: Ребята, мы живем в красивом городе Донецке. Особенно прекрасен и красив наш город зимой: кругом много снега, деревья покрыты серебристым инеем. По широким заснеженным улицам движутся автомобили, едут автобусы, по тротуару ходят пешеходы, и никто ни кому не мешает, потому что все выполняют правила дорожного движения.

Зима (хорошо много снега, дети лепят снежные постройки; плохо на дорогах пробки, заносы).

Лед (катание на коньках, играем в хоккей, зимняя рыбалка; плохо аварии на дорогах, падение людей).

Воспитатель: Ребята, погода очень часто меняется и зимой, и летом. Но, в холодное время года это бывает не безопасно! Потому, что на дорогах возникают опасные ситуации: и для водителей, и для пешеходов. Послушайте, пожалуйста, загадку про такое явление природы здесь говориться?

Под ногами все куда-то

Ускользает и плывет.

И смешно, и страшновато:

На дороге (гололед)

Дети: гололед!

Воспитатель: правильно, ребята! Гололед – это слой плотного льда. Он образуется на поверхности дорог, тротуарах, а на поверхности земли образуется гололедица. На транспорте должна быть зимняя резина. Водители должны быть очень внимательными.

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется!

Воспитатель: Как вы думаете, почему никто не радуется тому, что на улице гололедица?

Дети: (скользко, падают)

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела,

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа.

Соль насыпать и песок

Чтоб пройти мог пешеход.

Воспитатель: Пешеходы в гололед тоже должны быть очень внимательными и осторожными. Обувь должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду. Нельзя бегать около проезжей части, а идти надо спокойно.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! Ответил ей мальчик. – Это просто старушка.

Воспитатель: Почему старушка упала?

Дети: Она упала, потому что скользко, гололед.

Воспитатель: а что бы вы сделали, если бы оказались рядом с бабушкой (ответы детей)

Воспитатель : Ребята как вы думаете, что люди придумали, для того, чтобы опасный лед стал безопасным?

Дети: есть специальные посыпочные машины, которые посыпают дороги песком. Дорожники посыпают песком тротуары, дороги во дворах. В детском саду посыпает дорожки дворник.

Воспитатель: все правильно сказали! Еще есть специальная техника, которая посыпает проезжую часть песком (показ). Еще придумали специальные накладки на обувь с шипами (показ). А что же делать, если закончился песок? Сломалась машина? Сильный ветре сдул с дорожки песок?

Дети: нужно идти очень осторожно, держаться за руки, не бежать, не толкаться.

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о дороге?

Дети: Тише едешь – дальше будешь.

В темную ночь дорога далека.

Воспитатель: Ребята вы молодцы! Все правила безопасного поведения знаете! Сейчас мы проверим ваши умения! Давайте представим, что сегодня ужасный гололед, а мы отправились на прогулку. Ваша задача перейти на другую сторону дороги по пешеходному переходу, соблюдая все правила дорожного движения.

Воспитатель:(напоминает детям) на тротуаре у пешеходного перехода остановились, посмотрели направо, налево, убедились в безопасности, перешли дорогу! Готовы?

Воспитатель: Вы такие молодцы, давайте немного отдохнем!

Внимание, зима идет

На дорогах гололед!

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Дворник улицу метет,

Посыпает гололед,

Стороной идет народ.

Очень скользкая дорога,

Сколько бед от гололеда!

Воспитатель: Молодцы ребята! Самое главное всегда помните о правилах безопасности, во время гололедицы

Рефлексия. Подведение итогов, раскраски!


ПЯТЬ ВАЖНЫХ ПРАВИЛ

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: ДЕРЖИТЕ РЕБЕНКА ЗА РУКУ

Поведение детей порой бывает просто непредсказуемым, ребенок может внезапно побежать, последствия в условиях гололеда могут быть очень неприятными. Во избежание подобной ситуации лучше всю дорогу не отпускать руку ребенка. А перед тем, как собираетесь на улицу, регулярно повторяйте с детьми правила безопасного поведения на скользкой дороге – не бегать, не толкаться, не играть, не отпускать руку взрослого.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: НЕ СПЕШИТЕ

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: ВСЕГДА СМОТРИТЕ ПОД НОГИ
Под ноги всегда надо смотреть, а в гололед особенно. Скользкую тропинку, лучше обойти.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ: НАУЧИТЕСЬ ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ

1. Присядьте, меньше будет высота падения.

2. При падении сгруппируйтесь. Если падаете на спину, постарайтесь прижать подбородок к телу. Нельзя падать на вытянутые руки, можно сломать кисти рук. Чтобы не было сотрясения мозга, избегайте удара затылком.
3.Падая, старайтесь завалиться на бок, так будет меньше травм.
Поскользнувшись и упав, человек стремиться побыстрее подняться. Но не стоит торопиться. Сначала надо осмотреть себя, пошевелить руками и ногами. Если боли нет, можно вставать. Ну а если появились болезненные ощущения, надо постараться определить, чем они вызваны - ушибом, повреждением связок или переломом кости.

Обеспечение безопасности жизни детей – одна из основных задач педагога. Опасная пора зима, и особенно такое природное явление как гололед. О каких правилах безопасности стоит помнить и какие меры безопасности необходимы? Важным является формирование знаний об опасных факторах гололеда и его последствиях для человека.

С целью обеспечения знаний у ребят основных определений и понятий, относящихся к безопасному поведению на улице, в средней группе воспитателем Романовой А. В. было проведена беседа о гололеде где дети узнали, что гололед и гололедица это разные понятия. Первое – явление природы, второе – ее состояние. Прослушали стихотворение о гололеде и главное узнали о мерах предосторожности при нем.

А закрепили правила безопасного поведения на дорогах в гололед ребята, выйдя на прогулку, где повторили правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму.

Ребята сделали выводы, что нельзя толкать друг друга, нельзя играть на скользкой дороге, по дороге нужно идти осторожно, не кататься, а также помогать друг другу при падении, помочь подняться.

Читайте также: