Кружок в мире животных начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОЗЕРО – КАРАЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

решением педагогического совета

Директор МБОУ ОКСОШ

программа внеурочной деятельности

для детей младшего школьного возраста

(срок реализации – 1 год)

Составители:

Чебаток Людмила Анатольевна,

Пьяных Евгения Леонидовна

учителя начальных классов

1 квалификационная категория

к.п. Озеро Карачи

Пояснительная записка

Важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей его считается формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты – решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение не сулило. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку нужно с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше.

Программа данного кружка составлена в соответствии с ФГОС НОО.

Актуальность введения данного кружка:

С интенсивным распространением научно-технического прогресса, проблемы взаимодействия природы и общества становятся всё острее. Всё это вызывает необходимость усиления охраны животного мира.

Программа данного кружка имеет общеинтеллектуальную направленность.

Цели кружка — формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обосно ванных способов взаимодействия с животными, а также по требности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных и изучению жизни животных.

- расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

*сознательность и активность;

*индивидуальный подход к учащимся.

Формы проведения занятий.

*практические занятия с элементами игр;

*анализ и просмотр текстов;

*самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с информацией.

В каждом занятии прослеживается три части:

Основные методы и технологии.

*технология разноуровнего обучения;

*технология обучения в сотрудничестве;

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Описание места кружка в учебном плане.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут (68 часов в год).

Планируемые результаты.

Личностные результаты

Познавательный интерес к изучению жизни животных и взаимодействию на них человека; бережное отношение к животным; творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди! самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции; духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться литературой; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы .

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

* что такое природа и животный мир;

*правила поведения в природе;

* что такое охрана природы; *основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды,

влияющие на жизнь животных;

*глобальные экологические проблемы, влияющие на жизнь животных;

*редкие и охраняемые животные.

Учащиеся должны уметь:

*оценивать экологическую ситуацию;

* выполнять правила поведения в природе;

* ухаживать за животными;

*участвовать в природоохранных акциях;

*самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Тематическое планирование (68 часов)

Содержание занятий.

Тема 1-2. Почему волка называют санитаром леса? (2ч)

Беседа об экологической проблеме. Пользу или вред приносит природе волк? Почему волка называют санитаром леса? Работа с текстом В.Зотова

Тема 3-4. Король орлов. (2ч)

Знакомство с видами хищных птиц. Самая большая птица орлиного племени. Работа с текстом. Разгадывание загадок.

Тема 5-6. Летучие мыши. (2ч)

Тема 7-8. Альбатрос. (2 ч)

Почему альбатрос – странствующая птица? Причины сокращения численности альбатросов. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.

Тема 9-10. Самый большой лежебока. (2ч)

Тема 11-12. Клёст, или северный попугайчик. (2ч)

Клёст – еловик. Почему его так называют? Условия гнездования и вскармливание птенцов. Работа с текстом. Сочинение загадок.

Тема 13-14. Анчоусы. (2ч)

Обитают ли анчоусы в нашей стране? Особенности внешнего вида анчоусов. Работа с текстом. Разгадывание ребусов, загадок.

Тема 15-16. Бакланы. (2ч)

Морская прожорливая птица. Среда обитания. Особенности рыбного промысла в Японии и Китае. Работа с текстом. Оригами.

Тема 17-18 . Непоседливый зверёк. (2ч)

Тема 19-20. Самый высокий зверь. (2ч)

Тема 21-22. Самая большая змея. (2ч)

Тема 23-24. Опасные малютки. (2ч)

Тема 25-26. Кто плавает на боку? (2ч)

Чем же уникальна камбала? Работа с текстом. Викторина на тему

Тема 27-28. Быстрая как стрела. (2ч)

Щука – самый страшный хищник. Легенды об этой удивительной рыбе. Работа с текстом.

Тема 29-30. Красногрудые красавцы. (2ч)

Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31-32. Как лягушки квакают? (2ч)

Тема 33-34. Мохнатые тяжеловесы. (2ч)

Белый полярный медведь, самый крупный из современных хищников. Белые медведи внесены в Международную Красную книгу. Кто виноват? Лепка. Работа с текстом. Разгадывание загадок, знакомство с народными приметами и пословицами.

Тема 35-36. Жемчужина сибирской тайги.(2ч)

Тема 37-38. У кого мешок под клювом? (2ч)

Тема 39-40. Глухарь. (2ч)

Благородная птица семейства тетеревиных. Пение и танцы глухарей. Причины исчезновения глухарей. Просмотр видеоматериалов. Работа с текстом.

Тема 41-42. Гигантские рептилии.(2ч)

Тема 43 -44. Загадочные панды.(2ч)

Бамбуковый медведь. Особенности питания панды. Панда внесена в Международную Красную книгу. Кто виноват?

Можно ли содержать панду в зоопарке?

Тема 45-46. Самое большое животное. (2ч)

Тема 47-48. Птица, которая не боится мороза.(2ч)

Тема 49-50. Розовая птица. (2ч)

Фламинго – сказочная птица. Просмотр видеофильма. Работа с текстом. Решение задач на логическое мышление.

Тема 51-52. Почему льва называют царём зверей? (2ч)

Лев – ласковая кошка или царь зверей? Образ жизни хищного млекопитающего семейства кошачьих. Просмотр видеофильма. Лепка из пластилина.

Тема 53-54. Самый лучший прыгун. (2ч)

Тема 55-56. Ласточки. (2ч)

Весёлые быстрокрылые птицы семейства воробьиных. Где ласточки пьют воду? Как в народе называют ласточек? Народные приметы. Работа с текстом. Решение математических задач.

Тема 57-58. Павлин. (2ч)

Тема 59-60. Самый быстрый зверь. (2ч)

Тема 61-62. Скат. (2ч)

Тема 63-64. Первый вестник весны. (2ч)

Тема 65-66. Акулы – самые древние рыбы на Земле. Просмотр видеофильма. Конкурс рисунков.

Тема 67. Самая маленькая птичка. (1ч)

Материально – техническое обеспечение программы:

1. Помещение – учебный кабинет.

2. Оборудование- мяч, скакалка, клей, бумага, краски, крупа, альбомы.

3. Компьютер, проектор, колонки, экран.

Список литературы:

Список литературы для учителя

1 Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010.

1. Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./

Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.

3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой,О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

4. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

1. Акимушкин И. Мир животных. - М., 1971.

2. Воробьева И. А. Язык Земли. - Новосибирск, 1973.

3. Горощенко В.П. Природа и люди. - М., 1976.

4. Григорьев А.Г. Секретные заложники. - Томск, 1996.

9. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. - Л., 1987.

10. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай!- Новосибирск, 1972.

11. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- М., 1997.

Список литературы для обучающихся

3. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. -Ярославль, 1998.

1. Барков А.В. Почему еж с лисой встречаться не любит. - М., 1989.

Методическое обеспечение программы

Сорока уселась на ветку березы, хотела, было лететь дальше, как увидела волков. Решила белобокая поговорить с ним и слетела пониже.
- Ох, и хитры, же серые, - затараторила Сорока. - Друг за другом бегут, лапы ставят след в след. Бежит целая стая, а на снегу след только одного волка. Вот и попробуй, догадайся сколько вас здесь пробежало.
- Ты лучше помолчи, прикрикнул на длиннохвостую вожак стаи, старый Волк, - а то всю нашу добычу распугаешь.
- Посмотрите на них! Собрались один одного меньше, не унимается сорока.
- Ты разве не знаешь, что, кроме меня и Волчицы, в стае наши дети? Они родились в этом и прошлом году, - объяснил птице Волк.
- А что я же я летом-то их не видела? - опять заволновалась Сорока. - Где ты их прятал?
- Ох, и любопытная ты, стрекотуха! - вздохнул Волк. - Ну, так и быть, слушай, расскажу тебе про наши волчьи обычаи.
Зимой мы, волки, ведем бродячую жизнь. Днем прячемся в зарослях кустарников и по оврагам, а в сумерки и по ночам выходим на охоту. А когда приходит пора вырастить волчат, устраиваем себе логово. Делаем его недалеко от воды, в местах, к которым трудно добраться.
Весной у волчицы рождаются детеныши, слепые, покрытые буровато-серым пухом. Волчата похожи на лисят, лишь кончик хвоста у них серый, а у лисят - белый.

И целое лето мы, родители, выкармливаем малышей. Только к осени все вместе покидаем логово…
Вдруг старый Волк прервал свой рассказ. Он услышал вой других волков и насторожился.
- Нас предупреждают об опасности. Надо скорее отсюда уходить.
- По-моему, все волки воют абсолютно одинаково, - длиннохвостая перелетела на соседнее дерево. - Как из этого можно что-нибудь понять?
- Эх ты, тараторка! Сколько в лесу живешь, а не знаешь, что мы воем по-разному, - сворачивая с просеки сказал вожак. - Это тебе наш вой кажется одинаковым, а на самом деле мы так сообщаем друг другу и о найденной добыче, и о приближении опасности….
- Ни за что бы не подумала, - перебила его Сорока-белобока, - что волки могут так разговаривать друг с другом на большом расстоянии. - Ни за что бы не подумала…. Ни за что…. - вновь и вновь повторяла она, улетая прочь.

Вопросы к прочитанному:

Вспомни сказку и скажи, можно ли по следу на снегу определить, сколько здесь пробежало волков? Почему?
А кто кроме Волка и Волчицы находится в стае?
Какую жизнь волки ведут зимой?
Что и где устраивают себе звери, когда приходит пора появиться на свет маленьким волчатам?
Интересно, а когда у Волчицы рождаются детеныши? На кого они похожи?
Волчата подрастают. И наступает время, когда все волчье семейство покидает свое логово?
А вот когда это происходит? Может, ты помнишь?
А теперь ответь мне, как волки предупреждают друг друга об опасности и разговаривают между собой на большом расстоянии?

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего граж­данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв­ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в начальной школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к биологии и экологии, расширить знания учащихся в этой сфере.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.

На занятиях кружка ребята получают знания по отдельным темам, и также привлекаются к пропаганде охраны окружающей среды среди учеников школы . Они участвуют в организации и проведении Дней Экологии, Дней леса, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, поделок, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.

Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 9-10 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы, организовывать и проводить спортивные соревнования. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области биологии и экологии животных.

Познавательные:

Расширить знания учащихся по основным вопросам биологии и экологии животных

Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение и опыт

Научить применять коммуникативные и презентационные навыки

Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации

Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневнойжизни для ухода за животными.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе

Воспитывать бережное отношение к живым организмам

Совершенствовать навыки коллективной работы

Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, внимания

Развивать умение учащихся оценивать состояние животных

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации

Способствовать развитию творческих способностей

Способствовать развитию эстетической сферы учащихся.

Привить убеждение в возможности решения экологических проблем и стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 4класса, родители (лица, их заменяющие), руководитель.

Количество обучающихся в коллективе: 30 человек (по 15 человек в каждой группе)

Возраст детей, участвующих в программе – 9-10 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности .

Программа предусматривает целенаправленное формирование биологических знаний. Приоритетными навыками являются: наблюдение, сравнение, анализ и оценка.

В ходе реализации программы проводится систематическая работа по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, направленных на:

выявление признаков биологических объектов, процессов, явлений в результате сравнения, анализа и оценки материала

умение четко, грамотно и логично объяснять материал, изучаемый в рамках программы

проведение простейшей исследовательской деятельности, постановки биологических экспериментов, описание и объяснение их результаты; наблюдение за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе.

самостоятельный поиск, систематизацию, анализ и классификацию биологической информации.

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Планируемые результаты

В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия :

осознавать ценность природы для человека

ориентироваться в понятиях курса

Биологические и экологические особенности животных

знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района;

знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

различать неживое и живое в природе;

объяснять приспособленность животных к условиям существования;

оценивать влияние деятельности человека на животных ;

знать значение тепла, света, воздуха, почвы для животных, связи между ними (примеры);

знать значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

знать животных, приносящих ущерб хозяйству человека, и не­ которые меры борьбы с ними;

знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;

различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;

строение и жизнедеятельность животных, взаимосвязь животных с другими организмами в природных сообществах; охраняемые животные своей местности, мероприятия по их охране.

понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения разнообразия животных

определять виды - биоидикаторы чистоты водоемов и воздуха;

знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;

применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения

составлять экологические модели, трофические цепи;

Метапредметные:

определять цели изучения разделов курса;

понимать учебную задачу занятия;

оценивать достижения на занятии;

работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы

приводить примеры ответственного отношения к природе;

сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;

высказывать и обосновывать предположения;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

проводить самостоятельный поиск биологической информации

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

понимать и принимать самоценность любого организма;

проявлять целостное восприятие окружающего мира;

бережно относится к окружающему миру

испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

понимать свою рольв деле охраны окружающей среды

оценивать свои достижения на занятии

доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

применять коммуникативные навыки

Ведущие формы и методы обучения

У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес. Учебная деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и других творческих работах.

Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их.

С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны использующиеся на занятиях методы (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах) организации учебной деятельности.

На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде.

На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать переутомления детей.

Программой предусмотрены экскурсии в микрорайон школы, которые направлены на закрепление теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных исследовательских работ.

Ведущие технологии обучения

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов

В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.

Промежуточный контроль : проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы

Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.

Критерии оценки компетентностей

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире животных" предназначена для учащихся 1 - 7 классов. В программе предусмотрены практические занятия, теория, работа с ИКТ и учтены возрастные особенности детей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа №2

обособленное структурное подразделение Дегтяренская школа

Каменского муниципального района

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

для обучающихся 1- 6 классов

Срок реализации: 12 часов

Программа кружка составлена в соответствии с:

 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (в редакции приказа Министерства образования и науки

Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный

Цель: Создание условий для развития личности каждого обучающегося и раскрытие его

творческого потенциала в экологической деятельности. Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных и изучению жизни животных.

Основные задачи:

- расширение экологических представлений школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

Актуальность выбора определена следующими факторами: с интенсивным распространением научно-технического прогресса, проблемы взаимодействия природы и общества становятся всё острее. Всё это вызывает необходимость усиления охраны животного мира.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

познавательный интерес к изучению жизни животных и взаимодействию на них человека;

бережное отношение к животным;

творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;

духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина.

освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Метапредметными

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация , презентация, материалы интернета.)

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

выполняя различные роли в группе,

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

критично относиться к своему мнению

понимать точку зрения другого

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные результаты изучения курса

что такое природа и животный мир;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды, влияющие на жизнь животных;

глобальные экологические проблемы, влияющие на жизнь животных;

редкие и охраняемые животные.

оценивать экологическую ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за животными;

участвовать в природоохранных акциях;

самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Форма итогового контроля: круглый стол, творческие работы учащихся, викторины, участие обучающихся в конкурсных мероприятиях или экологических уроках.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Первый уровень результатов: Предполагает приобретение обучающимися новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в окружающей среде, у них будут сформированы навыки культуры поведения в природе; расширен общий кругозор, пополнится словарный запас.

Второй уровень результатов: Предполагает приобретение знаний по овладению

практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную

творческую работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов, рисунков, полученного жизненного опыта выражают своё отношение к миру природы. Итогом второго уровня можно считать умения выполнять рисунки об окружающей среде, обсуждать и выражать эмоции, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

тематические - по итогом изучения разделов, тем.

Содержание занятий.

Тема 1. Среды жизни и их обитатели.

Тема 2- 3. Гиганты и карлики в мире животных.

Самые большие и маленькие животные. Работа с текстами энциклопедий. Разгадывание загадок. Пословицы и поговорки, связанные с животными. Мифы, легенды. Сказания.

Тема 5. Ядовитые животные.

Рейтинг самых ядовитых животных и рассказы о них. Работа с текстом. Использование интернет ресурсов: электронной энциклопедии.

Тема 6. Животные-рекордсмены.

Тема 7. Герои песен, сказок и легенд.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных. Работа с текстом.

Тема 9. Распространение животных на земле. Редкие животные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учреждение дополнительного образования

Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования

__ _______ 20___ №_____

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

__ _______ 20___ №_____

возраст обучающихся – ученики 6-8 классов

срок реализации – 2 года

Автор Кирилленко Светлана Константиновна, заведующая отделом сельского хозяйства Республиканского эколого-натуралистического центра, кандидат биологических наук

Донецк – 2015

К познанию животного мира, окружающей естественной среды и интуитивно и сознательно стремится каждый ребенок. Поэтому настоящая программа вводит учащихся в митр знаний о животном мире.

Программа кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются миром животных и, стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях домашних животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать им посильную помощь.

Программа кружка позволяет учащимся расширить представление о мире животных, которое они приобрели в ходе изучения соответствующего раздела в школе.

Направленность программы – сельскохозяйственная и биологическая. Программа двухгодичная и рассчитана на 144 часа в год.

Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по изучению особенностей различных животных, которые дети могут иметь в домашних условиях, их изучение их биологических особенностей, практика их разведения и кормления, а также проведение простейших исследований с этими животными. Кроме того, в ходе проведения практических занятий учащиеся смогут получить специальные знания и навыки наблюдений над животными в повседневной жизни.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Цель программы: воспитание гуманного отношения к природе, прнвить интерес и любовь к животным.

Для достижения цели предусматривается решение таких задач:

- расширение знаний учащихся о многообразии животного мира Донбасса, их биологических особенностях, химическом составе и действии на организм;

- формирование практических навыков по уходу и разведению домашних животных, лечения и профилактики различных заболеваний;

- изучение особенностей составления кормов для различных домашних животных;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового обучения, которое сохраняет неповторность, уникальность каждого человека.

- содействие накоплению учащимися опыта общения с окружающей природой;

- развитие интереса к миру домашних животных, творческих способностей и расширения кругозора учащихся;

-развитие у учащихся навыков слаженности в работе;

-обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей;

- применение личного опыта.

- воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде, ответственности за её состояние и сохранение;

- использование содержания занятий для использования в домашних условиях по содержанию домашних животных ;

- воспитание уважительного отношения к животному миру;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы.

Программа реализует принципы воспитания:

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.

Приоритетное направление деятельности кружка – стимулирование творческой активности учащихся, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации; формирование навыков культуры общения с животными как части экологической культуры.

Отличительные особенности:

- Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения;

- при проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений;

- Программа составлена на основе программ, включающих изучение биологических особенностей домашних животных, их содержания, разведения и кормления.

- дети оказываются активными участниками занятий.

Возраст воспитанников ученики 6-8 классов общеобразовательных учебных заведений, в том числе детских домов, школ-интернатов, профессионально-технический учебных заведений.

Формы и режим занятий: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций; поощряется проявление инициативы и самостоятельности со стороны воспитанников. Занятия проводятся после уроков, обеда и небольшого отдыха в течение 2 часов.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- биологические особенности животных;

- анатомическую структуру животных;

- перечень мероприятий по охране животного мира;

- перечень и особенности животных, занесенных в Красную книгу;

- особенности кормления, разведения и ухода за различными животными;

- болезни домашних животных и меры борьбы с ними.

- Учащиеся должны уметь:

- обустраивать вольеры для домашних животных;

- проводить профилактические мероприятия с целью предупреждения болезней у животных;

- создавать коллекции кормов для различных видов домашних животных;

- ухаживать за домашними животными;

- составлять рационы кормления для различных видов животных;

- осуществлять простейшие мероприятия по охране животного мира.

Формы подведения итогов: обобщающие занятия, оформление выставок работ воспитанников, викторины, конференции.

Читайте также: