Справка по проверке элективных курсов в школе
Обновлено: 01.07.2024
На основании приказа №62 от 08.02.2012г., в соответствии с планом работы отдела образования, в период с 26.03 2012г. по 13.04.2012 г., была проведена проверка состояния преподавания элективных курсов естественно-географической направленности в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9,10 и 11-х классов общеобразовательных учреждений района.
- выявление уровня преподавания элективных курсов естественно-географической направленности в 9,10 и 11-х классах общеобразовательных учреждений района;
- определение состояния внутришкольного контроля за преподаванием элективных курсов естественно-географической направленности.
Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы:
- проверка школьной документации (журналов элективных курсов, календарно-тематического планирования элективных курсов естественно-географической направленности);
- собеседование с учителями биологии, химии и географии, преподающими элективные курсы естественно-географической направленности и заместителями директоров по УВР средних общеобразовательных школ №№ 2,4,10 п.Чегдомын и МБОУ СОШ №11 п.Новый Ургал.
- анализ предоставленных администрацией школ №№2,4,10,11,16,17,19,20,21 аналитических справок по итогам проверки преподавания элективных курсов естественно-географической направленности в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9,10 и 11-х классов.
В ходе проверки были рассмотрены следующие вопросы:
- место элективных курсов естественно-географической направленности в учебном плане ОУ;
- кадровый состав учителей, реализующих программы элективных курсов естественно-географической направленности программно-методическое обеспечение преподавания элективных курсов естественно-географической направленности;
- состояние школьной документации (ведение журналов элективных курсов, календарно-тематическое планирование);
- выполнение программ элективных курсов естественно-географической направленности;
- обеспечение преподавания элективных курсов естественно-географической направленности средствами обучения;
- состояние внутришкольного контроля за преподаванием элективных курсов естественно-географической направленности.
Проверка показала следующее:
Место элективных курсов естественно-географической направленности в учебных планах общеобразовательных школ района.
Элективные курсы естественно-географической направленности в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9,10 и 11-х классов включены в учебные планы десяти школ района. Это основные школы №№16, 21 и средние школы №№2,4,9,10,11,17,19,20. Не сформировался опыт преподавания элективных курсов естественно-географической направленности в школах №№ 5,6,12,14,15,18,22.
- отсутствие запроса со стороны учащихся и их родителей;
- большая нагрузка у учителей, которые являются преподавателями двух и более предметов;
- недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов.
Перечень элективных курсов естественно-географической направленности, включенных в учебный план школ района:
Россия – особая страна
География человеческой деятельности
Политическая карта мира
Глобальные проблемы человечества
Экономическая и социальная география стран АТР
Биология твоего здоровья
Химия в жизни общества
Экология городского ландшафта
Биология твоего здоровья
Металлы в окружающей среде и здоровье человека
Биология среди наук
Роль неорганических веществ в жизнедеятельности организмов
География человеческой деятельности
География человеческой деятельности
Здоровье и экология в Хабаровском крае
Выводы: Таким образом, в 2011-2012 уч.году в школах района реализуются программы элективных курсов по географии (школы №№2,4,16,19,20); по биологии (школы №№4,9,11,19,20,21); по химии (школы №№4,11,16,17); по экологии (МОУ СОШ №9 п.Софийск).
По сравнению с 2010-2011 уч.годом произошло уменьшение числа элективных курсов естественно-географической направленности: если в 2010-2011 уч.году их было 33, то в этом учебном году – 29.
1. Проводить диагностику образовательных потребностей учащихся 9, 10-х классов;
2. Разнообразить тематику элективных курсов с учетом образовательных запросов учащихся, их родителей;
3. Проводить презентацию элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения.
2.Программно-методическое обеспечение преподавания элективных курсов естественно-географической направленности.
Для преподавания элективных курсов естественно-географической направленности в школах района используется следующие программы:
Название элективного курса
Россия – особая страна
Ермошкина А.С.- Хабаровск, 2005
Политическая карта мира
Крылова О.В.- Хабаровск, 2005
Глобальные проблемы человечества
Русакова Д.А. "Глобальные проблемы человечества" программа по географии для 9 класса. Волгоград. "Учитель_АСТ", 2005
Биология твоего здоровья
"Биология твоего здоровья" С.Г.Шурута- Тамбов, 2005.
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2003г.
Химия в жизни общества
Анфимова О.Г. "Химия в жизни общества". Программа по химии для 9 класса. Волгоград: Издательство "Учитель - АСТ", 2005
Металлы в окружающей среде и здоровье человека
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2003г.
Биология среди наук
Программы элективных курсов. Биология. 6 - 9 классы. Предпрофильное обучение./авт.-сост. В.И.Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М. : Дрофа, 2007г
Роль неорганических веществ в жизнедеятельности организмов
Программы элективных курсов. Химия. 8 - 9 классы. Предпрофильное обучение./авт.-сост. Г.А. Шипарева. – М. : Дрофа, 2007г.
Биология здоровья. Е.А. Воронова.Ростов: Феникс, 2007г.
География человеческой деятельности
В.Н. Холина. География человеческой деятельности. М.: Просвещение, 2004
Д.К. Обухов, Н.В. Кириленкова. Клетки и ткани.
Примерная программа элективных курсов. Биология. 10-11 кл. ч.3. Сивоглазов И.Б., Моргунова. М.:Дрофа, 2006
Экология городского ландшафта
Примерная программа элективных курсов. География. 10-11 кл. В.П. Дронов.- М.:Дрофа, 2006
Лес и человек. 9 кл.: Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Сиротин В.И.-М. – Дрофа, 2007
Природопользование. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В.-М. – Дрофа, 2007
Качество жизни. Биология. 10-11 кл. ч.3. Семенцова В.Н. М. Дрофа, 2006
Сборник программ элективных курсов в профильном образовании. НФПК,, 2004г. Общая редакция сборника осуществлена А.Г. Каспржаком
Экономическая и социальная география стран АТР
Программа регионального курса "Экономическая и социальная география стран АТР". Дробнина А.В., Паневина Г.Н. Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2008
А.Т. Зверев. Программа элективного курса "Экология человека". М.: Дрофа, 2006
3. Обеспечение преподавания элективных курсов естественно-географической направленности средствами обучения.
Преподавание элективных курсов естественно-географической направленности в школах района осуществляется в предметных кабинетах.
Отсутствие учебных пособий по отдельным элективным курсам учителя компенсируют научно-популярной литературой, электронными образовательными ресурсами. Активно используется оборудование предметных кабинетов химии, географии, биологии: технические средства обучения, химическая посуда и реактивы, плоскостные и объемные наглядные пособия, влажные препараты и т.п.
Кроме того, при проведении занятий элективных курсов с применением электронных образовательных ресурсов преподаватели используют возможности кабинетов информатики и интерактивного обучения.
В целом отмечается нехватка учебных пособий, учебно-методической и научно-популярной литературы, но достаточная обеспеченность учебных кабинетов наглядными пособиями, электронными образовательными ресурсами, доступ к Интернет-ресурсам позволяют реализовывать программы элективных курсов естественно-географической направленности на должном уровне.
1. Пополнять материально-техническую базу кабинетов географии, биологии, химии;
2. Использовать возможности школьных библиотек, сети Интернет для расширения средств реализации программ элективных курсов.
4. Кадровый состав учителей, ведущих элективные курсы естественно-географической направленности.
Реализацию программ элективных курсов естественно-географической направленности в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения осуществляют 20 педагогов. Это не только учителя географии, химии, биологии, но и в МОУ СОШ №9 воспитатель группы продленного дня, учитель физической культуры.
В основном, это педагоги, имеющие высшее педагогическое образование (90%). Нет высшего образования у Копп М.И. и Каменевой Т.И.(МОУ СОШ №9).
80% учителей, ведущих элективные курсы естественно-географической направленности, имеют педагогический стаж свыше 10 лет.
80% - прошли курсовую подготовку либо на базе ХК ИРО.
Все педагоги, за исключением молодого специалиста Кареповой А.С. (МОУ СОШ №9) аттестованы: 3 – на высшую категорию, 11 – на первую, 5 - на вторую, не аттестован один.
Выводы: кадровый состав учителей, осуществляющих реализацию программ элективных курсов естественно-географической направленности, отличается высоким уровнем.
Рекомендации: администрации МОУ СОШ №9 провести работу по повышению профессиональной компетентности учителей, реализующих программы элективных курсов естественно-географической направленности.
5. Состояние внутришкольного контроля за преподаванием элективных курсов естественно-географической направленности
Предварительная проверка состояния рабочей документации (журналов элективных курсов, календарно-тематического планирования) была проведена в школах № №2,4,10,11 с 26.03.2012г. по 13.04.2012г.
Календарно-тематические планы составлены в соответствии с программами, но форма КТП произвольная.
Календарно-тематические планы заверены подписью заместителя директора по УВР.
Журналы элективных курсов заполняются аккуратно, своевременно. Записи в журналах соответствуют программам и календарно-тематическим планам.
Преподавателями проводится своевременная оценка достижений учащихся с использованием либо отметочной системы обучения, либо зачетной, отмечаются пропуски занятий учащимися.
В целом, анализируя справки, предоставленные администрацией школ, можно сделать вывод о выполнении как теоретической, так и практической части программ элективных курсов.
Вопросы качества преподавания элективных курсов рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, совещаниях при завуче, заседаниях Методического совета ОУ, заседаниях школьных методических объединений.
Выводы: в целом администрация школ района контролирует преподавание элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, результаты контроля регулярно заслушиваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях.
1.Включить вопросы методического сопровождения преподавания элективных курсов в планы методической работы ОУ, школьных профессиональных объединений;
2.В рамках внутришкольного контроля обратить внимание на применении учителями при проведении занятий элективных курсов активных методов обучения, современных образовательных технологий;
3.Вести мониторинг результативности преподавания элективных курсов.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- достаточный опыт ведения элективных курсов естественно-географической направленности накоплен в десяти школах района;
- преподавание элективных курсов ведется в соответствии с программами, обеспечено необходимыми средствами обучения (за исключением учебных пособий);
- на занятиях элективных курсов педагоги применяют современные образовательные технологии, в том числе проектную и ИКТ, практические методы обучения, приемы, активизирующие учебную деятельность обучающихся;
- кадровый состав учителей, реализующих программы элективных курсов естественно-географической направленности, отличается высоким уровнем;
- осуществляется контроль со стороны школьной администрации за преподаванием элективных курсов.
Но необходимо отметить, что:
- администрацией и педагогами общеобразовательных школ №№5,6,12,14,15,18,22 не используются возможности элективных курсов естественно-географической направленности для удовлетворения образовательных потребностей и интересов учащихся 9-х классов при проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 10-11-х классов.
- не проводится мониторинг успешности реализации программ элективных курсов.
Решение совещания руководителей ОУ
Признать состояние преподавания элективных курсов естественно-географической направленности в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9-х, 10-11-х классов общеобразовательных учреждений района удовлетворительным.
Отв. Иванова Н.А., директор МКОУ СОШ №2
Срок: до 15.05.2012г.
Администрации общеобразовательных учреждений проводить мониторинг успешности изучения учащимися программ элективных курсов.
Отв. Администрация ОУ
Курсы по выбору проводятся строго в соответствии с расписанием учебных занятий, имеет 53% посещаемости обучающимися 9а класса и 80% посещаемость 11 класса. Занятия проводятся в соответствии с программами курсов, утвержденными директором школы, рассмотренными на заседании методического объединения.
Учителем-предметником предлагаются разнообразные формы работы в группах, в парах, анализировали ошибки, допущенные в работах, применяются ИКТ, ТСО.
Учитель своевременно заполняют журнал курсов по выбору, элективных курсов. доводит до сведения классных руководителей о количестве обучающихся на занятиях.
В рамках курса обучающиеся 9,11 классов повторяют изученный материал, ведется подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике. Учитель использует дифференцированный подход в обучении, подготовлены задания для сильных и слабых обучающихся (9а класс); задания для базового и профильного уровней (11)
1.Курсы проводятся в соответствии с расписанием и по утвержденным программам.
2.Каждое занятие несет определенную дозу полезной информации для обучающихся.
1.Учителю математики продолжать работу по утвержденным программам в соответствии с расписанием.
2.Учителю математики и классным руководителям добиваться 100% посещения обучающимися.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
по результатам проверки преподавания курсов по выбору обучающихся
и элективных курсов.
Цель проверки :
контроль за преподаванием курсов по выбору и элективных курсов;
выявление целесообразности и эффективности преподавания курсов по выбору и элективных курсов.
Формы контроля : посещение курсов с последующим анализом, собеседование с учителями – предметниками, обучающимися, анкетирование.
Согласно плану ВШК с 16 по 23 февраля 2015 года проводился контроль за преподаванием курсов по выбору и элективных курсов. Контроль проводился заместителем директора по УВР … В ходе проверки были посещены занятия курсов по выбору в 6, 7, 8 классах и элективных курсов в 9-11 классах, проведено собеседование с учителями-предметниками, обучающимися.
В школе в 2014-2015 учебном году согласно учебному плану ведется преподавание следующих курсов по выбору и элективных курсов для учащихся 6-11 классов.
В ходе проверки установлено, что курсы по выбору и элективные курсы проводятся на хорошем уровне, учителя работают в соответствии с программами по предмету, календарно-тематическим планированием, по расписанию.
Вместе с тем, следует отметить низкую активность обучающихся на уроке, отсутствие математических принадлежностей, слабую речевую грамотность.
Презентация, подготовленная для урока, была очень красочной и наглядной, способствовала восприятию нового материала и органично вписалась в план урока. Применение ИКТ было оправдано, не являлось самоцелью и позволило учащимся выполнить большой объем запланированных работ на уроке.
В ходе урока были использованы следующие формы работы: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа учащихся. Несмотря на разнообразие форм работы, учащиеся не активны, медлительны, не собраны. Поэтому материал урока усвоен слабо. Закрепить знания, полученные на уроке, предложено в домашнем задании.
Вывод: планирование курсов соответствует поставленным задачам, курсы проводятся раз или два раза в неделю (в зависимости от учебного плана), все записи в журнале соответствуют записям в планировании. Надо отметить, что работа каждого курса направлена на углубление и расширение знаний по предмету, что способствует более качественной подготовке учащихся к итоговой аттестации. Учащиеся посещают курсы с желанием, много работают с дополнительной литературой.
Отметить работу учителей-предметников как положительную.
Учителям- предметникам использовать разнообразные методы и формы занятий при проведении своих уроков.
Провести в апреле 2015 года методический семинар по вопросам преподавания элективного курса, анализа проблем, достигнутых результатов и перспектив.
Учителям-предметникам организовать взаимопосещение элективных курсов и курсов по выбору.
Учителю Коньковой . совершенствовать устную речь учащихся через овладение ими терминологии и понятий изучаемого предмета, использование ее определений и основных положений.
Результатом работы элективных курсов стало успешное прохождение итоговой аттестации по русскому языку и литературе. В 2014 учебном году выпускница школы поступила на филологический факультет Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.
Директор школы: ____________/Маюрова Г.А./
Предварительный просмотр:
Выписка из приказа
от 03.09.2012 года №30
о назначении руководителей
На основании заявлений учащихся, учитывая их выбор, приказываю:
Директор школы: /Маюрова Г. А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы элективного курса "Школа дизайна" посредством творческого проектирования
В данном материале обобщен опыт реализации программы элективного курса "Школа дизайна".
СПРАВКА о реализации программы элективных курсов
Справка о реализации программы элективных курсов.
ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва.
Проверить правильность оформления и ведения журналов.
Соответствие тем занятий с календарно-тематическим планированием
Проверка осуществлялась заместителем директора по ВР _____________________
Срок проверки: 30 ноября 2018 года.
В результате проверки журналов учёта внеурочной деятельности выявлено:
1. Списочный состав обучающихся по курсам внеурочной деятельности заполнен.
2. Всеми руководителями ведётся учёт посещаемости обучающихся.
3. Во всех журналах идет соответствие тем занятий с календарно-тематическим планированием, программы на конец триместра по всем предметам выполнены полностью.
4. Без замечаний журналы учёта внеурочной деятельности у ____________
Однако, наряду с положительными моментами проверка выявила недостатки в оформлении журналов учёта внеурочной деятельности:
2.1.не зафиксировано прибытие и выбытие обучающейся ________________
Выводы и рекомендации:
- Отметить правильность оформления и ведения журналов учёта внеурочной деятельности у __________________
Читайте также:
- Найдите в тексте французские эквиваленты русских фраз в начальной школе дети учатся пять лет
- Найдите ошибку в использовании предлога в школу со школы тест
- Символика отражающая тематику физкультуры и спорта в детском саду
- Стефан цвейг гений одной ночи краткое содержание
- Положение об ученическом самоуправлении в школе