Способы общения в доу

Обновлено: 02.07.2024

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми конкретными задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью детей.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми Разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать
серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды.

В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д.

Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему.

Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.

Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля — одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе детского сада.

Педагогические стили общения

Воспитатели данной группы в своей деятельности не проявляют четко выраженной направленности в руководстве каким-то определенным ви­дам деятельности детей. Как правило, воспитатели данного типа, безраз­личны к детям, выполняют свои обязанности формально. И учи­тывают в работе индивидуальных особенностей ребенка, не предъявля­ют особых требований к родителям. При оценивании детей исходят из достижений их в бытовой деятельности, при выполнении режимных мо­ментов. Близкий контакт с детьми налаживается с трудом. Высоких успе­хов в воспитательной работе не достигают.

Воспитатели этой группы проявляют повышенный интерес к игровой деятельности детей, умеют руководить игрой. В работе часто используют игровое общение. Характерно широкое применение вне ситуативного общения с ребенком, косвенных методов воздействия на него. Проявля­ется относительно высокий уровень понимания детей, учет их возрас­тных и индивидуальных особенностей. При оценивании ребенка преж­де всего опираются на его поведение в процессе игровой деятельности умение общаться со сверстниками, не выпускаются из вида достижения ребенка и в других видах деятельности.

Воспитатели этой группы проявляют нередко достаточно высокую настойчивость и ответственность в выполнении своих функций, требовательны по отношению к ребенку и родителям. В своих взаимоотношениях с детьми и родителями исходят, прежде всего, из формально выдвигаемых требований к ним без учета индивидуальных особенностей, конкретной ситуации, ее своеобразия. Не проявляет при этом тактичности, деликатности, глубокий интерес к внутреннему миру ребенка отсутствует. При общей оценке воспитанника исходят, как правило, из успехов в овладении им бытовой деятельностью, характера выполнения предъявляемых требований, обеспечивающих нормальное протекание режимных моментов. Теплые отношения с детьми возникают не часто.

Для воспитателей этого типа характерна направленность на учебную деятельность.

Нередко показывают высокий и средний уровень мастерства в данной проблеме. При оценивании ребенка чаще всего исходят из достижений его в учебной деятельности. Преобладает деловое общение.

Воспитатели этой группы проявляют особый интерес к художественной деятельности детей и ее руководству. Нередко дети, воспитывающиеся у такого педагога, достигают широких результатов в художественной деятельности. В своей работе используют косвенные методы воздействия такие как художественное слово, песни, загадки и т.д.

Модели педагогического общения (А. Таллен)

Модель №1 "СОКРАТ"

Это педагог с репутацией любителя дискуссии, споров, намеренно провоцирующий их в группе детей. Он часто принимает роль "адвоката дьявола", отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны высокий индивидуализм, не систематичность в учебном процессе. Из-за постоянной конфронтации, напоминающей перекрестный допрос, дети, в результате, усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их.

Модель № 2 "МАСТЕР"

Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию детьми, прежде всего не столько в учебно-воспитательном процессе, сколько в отношении к жизни вообще

Модель № 3 «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОГО СОГЛАСИЯ"

Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между детьми, отводя себе роль посредника для которого поиск демократического согласия важнее самого результата дискуссии.

Модель № 4 "ГЕНЕРАЛ"

Избегает всяческой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ребенок, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен в практике, чем остальные, вместе взятые

Модель № 5 "МЕНЕДЖЕР"

Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных учебных заведениях и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности группы, индивидуальным подходом к детям, поощрением их инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым ребенком смысла решаемой им задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель № 6 "ТРЕНЕР"

Атмосфера общения в группе пронизана духом командной при-надлежности. Дети, как члены единой команды - каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но вместе они могут сдвинуть горы. Педагогу не отводится роль вдохновителя групповых дел, для него главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель № 7 "ГИД"

Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Технически безупречен, а именно по этому слишком часто. откровенно скучен.

7 стилей общения педагогов (М. Шеин)

Для ПЕРВОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ характерны активность, контактность и высокая эффективность общения, педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности ребенка и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности ребенка, уверенная открытость, искренность и естественность в общении, бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству, индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций. Углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения детей, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков, целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта, как пережитого знания, высокая импровизационность в общении, стремление к собственному профессиональному личностному росту, достаточно высокая и адекватная самооценка, развитое чувство юмора.

ТРЕТИЙ СТИЛЬ - поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации, отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена их ориентации на некритическое согласие (иногда - сведение необходимой дистанции до минимума, панибратства), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности, ориентации на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам (быть не хуже других), уступчивость, неуверенность, недостаток требовательности, лабильная или низкая самооценка.

ЧЕТВЕРТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - холодная отстраненность, предельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверхностное, ролевое общение, отсутствие потребности в эмоциональной включенности в общение, замкнутость, безразличие к детям и низкая сензитивность к их состояниям ("эмоциональная глухота"), высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения.

ПЯТЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - эгоцентрическая направленность личности, высокая потребность в достижении успеха, подчеркнутая требовательность, хорошо маскируемое самолюбие, высокое развитие коммуникативных умений и гибкое их использование с целью скрытого управления окружающими, хорошее знание сильных и слабых сторон в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью, значительная степень рефлексии, высокая самооценка и контроль.

ШЕСТОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - стремление к доминированию, ориентация на "воспитание-принуждение", преобладание дисциплинарных приемов над организуемыми, эгоцентризм, игнорирование точки зрения самих детей, нетерпимость к их возражениям и ошибкам. Недостаток педагогического такта и агрессивность, субъективизм в оценках, жесткая их поляризация, ригидность, ориентация на репродуктивную деятельность, стереотипизация педагогических воздействий, низкая сензитивность и рефлексия, высокая самооценка.

СЕДЬМОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - неприятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздраженно-импульсивное отвержение детей, жалобы на их враждебность и "неисправимость", стремление свести общение с ними к мнимому и проявление агрессии при невозможности его избежать, "эмоциональные срывы", инфантильное возложение ответственности за неудачи в общении на детей или на объективные обстоятельства, низкая самооценка и слабый самоконтроль

Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер,2004. —480 с., 2004

Фоминова А.Н., Педагогическая психология

Новый словарь методических терминов и понятий ( теория и практика обучения языкам ). — М . : Издательство ИКАР . Э . Г . Азимов , А . Н . Щукин . 2009 .

Токпаева М. А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 110-112.

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей к детскому саду. Утром он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз.

Хорошо, чтобы дети почаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.

Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.

Опора на положительные качества ребенка - вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах; находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки, а главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.

Стиль отношений. От него во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.

Кто из воспитателей не знает, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка? Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель должен обладать всеми оттенками интонации. Настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с воспитанниками.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

Педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности

Взаимопонимание и контакт педагога и детей.

Особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые.

Опора на положительные качества ребенка.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

  • Беседы
  • Игры-беседы
  • Рассказ
  • Чтение художественной литературы
  • Использование игровых ситуаций
  • Игры - беседы с персонажами сказок
  • Сочинение историй
  • Дискуссии
  • Общение со сверстниками
  • Контакт глаз
  • Индивидуальные выставки
  • Рассматривание фотоальбомов
  • Беседа у зеркала
  • Кукольные спектакли
  • Экскурсии
  • Наблюдения за природой, птицами, явлениями окружающей действительности
  • Рассматривание иллюстраций
  • Физический контакт
  • Кукольные спектакли
  • Игры - драматизации
  • Игры - импровизации
  • Игры - забавы
  • Подвижные игры
  • Пальчиковые игры
  • Игры
  • Игры в спортивном уголке
  • Релаксация
  • Игры с природным материалом
  • Игры с водой
  • Игры на музыкальных инструментах
  • Игры со строительным материалом
  • Развлечения
  • Ласковая минутка
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций
  • Мини - конкурсы

Специально организованные формы:

  • Музыкальные занятия
  • Познавательное развитие
  • Физкультурные занятия
  • Психогимнастика
  • Подвижные игры
  • Сюжетно - ролевые игры
  • Трудовая деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Художественная творческая деятельность
  • Конструктивная деятельность
  • Продуктивные виды деятельности

- Цветовое решение окраски помещения и мебели

- Эстетический характер обстановки

- Соблюдение режима дня

- Гигиенические условия (поддержание температурного режима)

- Достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту и умениям

- Аудиозаписи, музыкальные игрушки, инструменты

- Беседа с родителями, детьми

- Площадь для движения (игровое поле)

- Пособия для физического воспитания

- Мягкий модульный материал

- Материалы для режиссерской игры, театрализованной деятельности

- Оборудование и материал для экспериментирования

- Различные материалы для самостоятельной художественной и творческой деятельности

- Веселое настроение во время занятий

- Свободное посещение ДОУ родителями с детьми

- Создание комфортной обстановки с введением элементом семейного быта

Создание информационно-рекламной среды:

1 половина дня

  • Беседа с родителями, детьми (теплое слово, вопрос, улыбка, создание атмосферы доброжелательности, доверия, взаимопонимания)
  • Коллективные беседы (чувство коллективизма, дружелюбие)
  • Игры (дидактические, подвижные, словесные, настольно-печатные)
  • Труд (возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха)
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Утренняя гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика(артикуляционная гимнастика)
  • Подготовка к завтраку (дежурство - поддерживать интерес детей к совместной деятельности, формирование культурно-гигиенических навыков - воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, культуру поведения в коллективе, скромность, вежливость, сдержанность)
  • Завтрак (правила поведения за столом, правильное умывание)
  • Дежурство по занятиям (трудолюбие)
  • Подвижные игры (направлены на общую деятельность, совместные движения, контакт)
  • НОД (формирует у детей необходимые умения и навыки, развивает умственную активность, воспитывает нравственно-волевые качества, готовит к деятельности в школе)
  • Перерыв (подвижные игры, хороводные игры)
  • Психогимнастика (создает положительную эмоциональную атмосферу)
  • Одевание на прогулку (использование художественного слова, тон обращения, улыбка - создает хорошее настроение; приучает детей обращаться с просьбой, благодарить за помощь, развивается самостоятельность)

Прогулка (наиболее удобное время для развития у дошкольников движений, физических качеств)

  • Подвижные игры и спортивные развлечения (дети действуют совместно, достигают общих целей; формируются начала коллективизма, умение сопереживать, оказывать помощь, поддерживать сверстников)
  • Труд в природе (удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей)
  • Наблюдения
  • Самостоятельная деятельность
  • Возвращение с прогулки

2 половина дня

  • Коллективная деятельность
  • Самостоятельная деятельность:

- конструктивная деятельность (способствует развитию творчества и инициативы, приучает ребенка считаться с условиями, дисциплинирует деятельность)

- художественно-творческая деятельность (способствует развитию эстетических чувств, художественному восприятию, учатся выполнять действия, направленные на получение заданного результата, овладевают умениями ставить перед собой цель, планировать ее достижение)

  • Подвижные игры
  • Трудовая деятельность
  • Индивидуальная работа
  • Игры (сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные, словесные, настольно-печатные, строительные - развитие гуманных чувств, ролевых взаимоотношений, помогающих дошкольнику понять другого, учесть его настроение, желание)
  • Чтение художественной литературы (развиваются положительные эмоции, в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем)

Организуя постепенный переход от одного элемента режима к другому, педагог решает разные задачи: одного ребенка учит доводить начатое дело до конца, другого - убирать за собой, третьего - подчиняться принятым правилам поведения, а каждого - быть предупредительным и доброжелательным.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации, эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Задача воспитателя - во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психического развития на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания.

  • Контакт глаз
  • Физический контакт
  • Пристальное внимание
  • Дисциплина

Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции.

Физический контакт - замечательная возможность для общения. Достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам. Все это укрепляет эмоциональное равновесие ребенка.

Педагог постоянно находится в центре внимания, общается с детьми непрерывно в течение дня. Простое общение с ребенком несет потенциал, который по силе воздействия превосходит все образовательные и воспитательные усилия, но часто остается недооцененным. Если воспитатель правильно общается с детьми, они тянутся к нему, слушают и слышат его. Такому педагогу легче справляться с малышами и достигать взаимопонимания в общении с родителями.

Какие правила необходимо соблюдать при общении с детьми

Если вы хотите, чтобы дети прислушивались к вашему мнению, верили в справедливость ваших действий и стремились вам подражать, ваша главная задача — стать для них непреложным авторитетом. Чтобы этого добиться, всегда следите за тем, что и как вы говорите и делаете.

Практические рекомендации по общению с детьми и их родителями

Относитесь к ребенку как к личности. Признавайте его право иметь собственные желания, выбирать игрушки, занятия, друзей. Всегда обращайтесь к ребенку только по имени, замечайте успехи, чаще хвалите. Разговаривайте доброжелательным тоном, улыбайтесь.

Чего нельзя делать категорически

Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело.

Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства.

Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами.

Можно ли научиться общению с дошкольниками и где это сделать?

Научит воспитателей решать эмоциональные проблемы детей, помогать им выражать свои чувства и понимать чувства окружающих. Это полезный навык, который облегчит вашу работу и пригодится детям в жизни

Как правильно заставлять и запрещать

Не заставляйте детей делать что-то, а попытайтесь заинтересовать их. Правила поведения в группе и гигиенические навыки прививайте через игру. Не объясняйте, а показывайте на своем примере.

Практические рекомендации по общению с детьми и их родителями

Если что-то запрещаете, всегда объясняйте причину запрета. Бывает так, что родители придерживаются принципов свободного воспитания, и дети впервые сталкиваются с запретами только в детском саду. Не кричите на ребенка, а спокойно объясняйте, почему нельзя драться, опасно влезать на подоконник, какие могут быть последствия. Лучше всего запреты усваиваются через игру, мультфильмы или сказки.

Реакцией ребенка на запрет может стать истерика, попытки добиться своего любой ценой. В этом случае лучше всего работает отвлечение. Предложите ребенку интересное занятие, покажите игрушку или начните рассказывать что-нибудь увлекательное.

Правила общения воспитателя с родителями

Каждый день вы готовитесь к занятиям, планируете игры и держите в уме режимные моменты. Точно так же стоит продумывать общение с родителями воспитанников. Прежде чем начать разговор о ребенке, мысленно проговорите всё, что вы хотите сказать, и какими именно словами. Не обвиняйте родителей, а выражайте обеспокоенность. Представьте их возможные реакции и подумайте, что вы скажете в ответ. Так в разговоре вы будете чувствовать себя увереннее и убедительнее.

Практические рекомендации по общению с детьми и их родителями

Не обсуждайте поведение ребенка в присутствии других родителей, всё общение с ними должно происходить наедине. Постарайтесь отойти в сторону, выйти из группы, если возможно, попросив младшего воспитателя присмотреть за оставшимися малышами. Тем самым вы показываете свое уважение и к ребенку, и к его родителям. А заодно не даете родителям уронить ваш авторитет в глазах других детей, если разговор пойдет не по намеченному плану.

Чтобы воспитательные меры имели эффект, родители и воспитатели должны придерживаться одинаковой позиции. Постарайтесь сформировать доверительные отношения, найти с родителями общий язык и согласовать принципы воспитания. Объясняйте им, что такой подход и в их интересах тоже.

Используйте каждую минуту рядом с детьми и их родителями для взаимной пользы и пусть ваше общение будет приятным!

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Педагогическое общение — форма организации общения воспитателя и детей

Общение — это один из самых важных процессов во взаимодействии людей. Посредством общения происходит обмен информацией, получение знаний человеком. Пед. Общение, это специальная форма подачи материала воспитателем детям. И насколько оно будет эффективным, напрямую зависит от личности педагога.

Понятие педагогического общения

Пед. общение это диалог педагога с учениками или воспитанниками, имеющий профессиональную направленность. Такая форма преподавания или воспитания необходима для создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе, чтобы подача материала не была сухим перечислением фактов.


Педагог дает основы общения

К сведению! При таком общении информацию, идущую от взрослого, дети воспринимают с большей охотой.

Хотя следует иметь в виду, что многое зависит от личности воспитателя. Педобщение должно носить максимально позитивный и доброжелательный характер, но с элементами определённой строгости для поддержания дисциплины в детском коллективе.


Диалог с малышами ведется грамотно

Эвристическая беседа как метод обучения

Эвристическое педагогическое общение это в педагогике обучение в форме вопрос-ответ. Оно было создано Сократом в Древней Греции две тысячи лет назад. В середине 50-х годов прошлого века эвристическая беседа стала предметом активного изучения, так как она по своей сути хорошо подходила для решения вопросов обучения детей с особенностями развития.

В результате была разработана система определённых приёмов, которая позволила применить её в видах общения взрослого с ребенком дошкольного возраста.

Суть эвристической беседы в том, что воспитатель не преподносит готовые знания и решения проблемы, а подталкивает своих собеседников к верному решению через правильно поставленные дополнительные вопросы.

К сведению! Каждый ответ на такой дополнительный вопрос это шаг в направлении правильного ответа на основной вопрос. Все наводящие вопросы связаны между собой общей темой и вытекают один из другого.

При этом каждый такой вопрос задаётся не механически, а в процессе беседы преподавателя с дошкольниками, темой которого является выдвинутая проблема.

При такой форме общения наиболее выпукло проявляется умение учителя вести беседу, побуждать к ней своих воспитанников до достижения главной цели.

Формы общения детей со взрослыми

Общение малыша со взрослым жизненно необходимо для его развития в любом возрасте. Наиболее важен этот процесс в раннем детстве, до школы, когда закладывается его личность, характер, психика. Такое общение может принимать различные формы в зависимости от возраста малыша. И педагогу необходимо соотнести возраст ребенка и характерную для него форму общения, чтобы этот процесс протекал эффективно.

Ситуативно-личностное общение

Общение это не заложенная в малыше потребность при рождении. В самом начале своей жизни он не воспринимает окружающих его взрослых. Но родители, со своей стороны, продолжают с ним говорить, стараются поймать его краткий взгляд, привлекать всячески особое внимание.

К сведению! Именно благодаря этим действиям родителей малыш к началу второго месяца жизни начинает осознавать присутствие взрослого, а после и реагировать на его действия.

С взрослого берется пример

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми

Сначала общение выражается в виде ответных действий младенца на родительское внимание (зарождается коммуникация): с ним разговаривают, улыбаются, смотрят на него, в ответ малыш также улыбается, двигает ручками, ножками.

Постепенно, заметив знакомого человека, ребёнок начинает активно двигаться, улыбаться, гулить, пытаясь привлечь к себе внимание. Если же его вниманием обделяют, то он начинает плакать, кричать. Раз возникшая потребность общаться остаётся с человеком до конца жизни.

Дополнительная информация! Часть родителей сухо, без излишних эмоций выполняют свои родительские обязанности, боясь избаловать своего ребёнка. Такое воспитание для младенца крайне вредно, так как доброжелательные, положительные контакты детей со взрослыми закладывают такие основы личности ребёнка, как любопытство к окружающему миру, его восприятие, уверенность в себе. Если же их лишить такого общения, то дети вырастут неактивными, зажатыми или жестокими, агрессивными. Не следует бояться избаловать малыша, в таком возрасте много внимания не бывает.

Внеситуативно-познавательная форма

По психологии данная форма общения у дошкольника проявляется в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте у детей появляется больше возможностей. Они начинают интересоваться не только самими вещами, а также могут представлять их свойства и функции, проводить определение характеристик. Речь у них уже достаточно развита, чтобы не только слушать разъяснения, но и самому активно участвовать в разговоре, спрашивать.

Важно! Со стороны взрослых в этот период важным становится их реакция на действия детей. Одобрение сподвигает ребёнка к дальнейшему познанию мира, критика же, наоборот, становится барьером в общении, заставляет малыша затаиться, отдалиться от взрослого.

Внеситуативно-личностная форма

У детей старшего дошкольного возраста уже проявляются личностные мотивы, сподвигающие детей к общению. Они могут проявляться в процессе разнообразной деятельности: трудовой, игровой, обучающей, спорта. Но сейчас оно имеет самостоятельное значение.

Для дошкольников общение такого рода имеет важное значение, так как посредством его они познают суть социальной структуры общества людей, мотивы их поступков в отношении тех или иных обстоятельств. Взрослый человек служит источником информации о социальных явлениях в обществе.

К сведению! Ребёнок выбирает взрослого своим примером для подражания, ведь у него не было подобного опыта ранее — каждая ситуация для него новая, и необходим эталон, средство достижения цели, на которое он будет равняться, отталкиваться в дальнейшей жизни, когда взрослого рядом не будет. Поэтому для дальнейшего успешного развития малыша важно, с какими примерами поведения ему придётся столкнуться впервые.

Организация общения воспитателя и детей

Общение детей со взрослыми происходит спонтанно во всех сферах жизни. Но, как и любые навыки, методику общения необходимо развивать для успешного применения в дальнейшем. И начинать это делать следует как можно раньше, конечно, с учётом возраста малыша.

Наиболее близкими взрослыми людьми для детей являются:

  • родители и родственники (бабушки, дедушки, дяди, тёти);
  • воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
  • педагоги кружков дополнительного образования;
  • тренеры детских спортивных клубов.

В ДОУ педагогическое общение в том или ином виде активно применялось во всё время их существования и, как любой правильно организованный процесс, он принесёт тем больше пользы, чем тщательнее будет спланирован и подготовлен (презентации, рефераты, введение и сравнение с иностранными языками).

Возраст ребёнка и характерная для него форма общения

Планируя занятия в форме педагогического диалога, следует учитывать возраст своих собеседников. Ведь каждому детскому возрасту характерна только определённая форма, и дошкольник способен воспринимать информацию только в рамках своих навыков (если младенцу в доброжелательной, деловой манере, с дружелюбной улыбкой рассказывать специальную теорию относительности Эйнштейна или целостный вклад Сластенина в развитие эвристики, то малыш будет реагировать с улыбкой, даже может кивнуть в ответ, но вряд ли поймёт хоть слово из того, о чём ему говорили).

Общение воспитателя с детьми в детском саду

Воспитатель для дошкольников часто бывает самым значимым (после родителей и близких родственников) человеком и также оказывает на них сильное влияние. Поэтому педагогу необходимо учитывать многие факторы, чтобы диалог с детьми протекал успешно. Общие из них для любого возраста:


Говорить стоит всегда правду

  • внимание к индивидуальным особенностям малыша;
  • уважение его как личности;
  • внимание к его мнению.

К сведению! Лучше признаться, что не знаешь, чем дать заведомо неверный ответ. Малыши такой жест оценят и будут в дальнейшем только больше доверять.

В старшей группе детям, помимо знаний, также необходима от воспитателя оценка их участия в процессе, понимание со стороны педагога в случае неудачи или ошибки, или похвала, когда старания ребёнка оказались успешны.

Читайте также: