Философские школы античности рисунок

Обновлено: 04.07.2024

Формирование античной философии происходило в Греции в VI в. до н.э. Окончила своё существование античная философия вместе с распадом Римской империи в V в. н.э.

Античная философия в большинстве своё развивалась в греческих городах-государствах, преимущественно в Афинах, своё существование не приостановила даже в период македонского правления в Римской империи. Античная философия состоит из нескольких направлений, которые коренным образом отличаются друг от друга. В основе этих отличий то, что часть из них базировались на мистификациях и мистических представлениях, а другая часть на строгих доказательствах.

Греки, точно так же, как и многие другие народы имели собственные религиозные мифы о происхождении мира и человеческой цивилизации. Однако это никоем образом не влияло на возросший интерес к поиску истинной причины происхождения мира. Более того, некоторые мыслители приблизительно за шесть веков до н.э. пытались найти рациональные объяснения и эмпирически оправданные теории о строении и происхождении мира.

Территориально многие из первых философов жили в городе-государстве Милете. Он располагался на побережье теперешней Турции. Речь идёт о Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене. Они известны как представители милетской школы, от названия своего родного города. Своей главной задачей милетцы видели поиск первовещества или первоначала, из которого происходит всё разнообразие мира.

Представители милетской школы философии

Фалес

Фалес был родом из Милета, города, который считался наиболее процветающим торговым объектом Малой Азии. Его основная заслуга состоит в том, что он предсказал солнечное затмение, тем самым хотя бы примерно обозначив примерные годы своей жизни. По утверждениям астрономов затмение произошло в 585 г. до н.э. Известно также о его жизни, что он совершил поездку в Египет, откуда привёз знания по геометрии. Стоит отметить, что египтяне использовали геометрические сведения исключительно для решения эмпирических задач, а вот греки, в последствии, смогли создать математику как науку. Фалес утверждал, что вода – это первичное вещество, которое является основой Вселенной, а всё остальное появляется из неё. Такие умозаключения Фалеса о воде и всём остальном, что из неё происходит, можно понимать, как гипотезу.

Даже в начале XX в. Бытовало мнение, что всё сущее состоит из водорода, который составляет две трети воды. Это положение было общепризнанным.

Анаксимандр

Анаксимандр ученик и последователь Фалеса. Он говорил о том, что всё многообразие мира происходит из единой первичной субстанции. Однако по его предположению это была не вода, а нечто иное, то, что пока неизвестно человеку. Анаксимандр утверждал, что первосубстанция по определённым причинам не может быть водой или каким-то иным известным веществом. Объяснял он это тем, что воздух – холоден, вода – имеет отношение к влажности, огонь – горяч, и если бы хоть какой-то из этих элементов составлял первооснову, то его субстанция могла бы поглотить все остальные.

Таким образом, логично утверждать, что первичная субстанция должна иметь вид чего-то нейтрального. Анаксимандр считал, что мир, в котором мы живём, находится в параллельном существовании с другими такими же мирами, которые так же рождают и умирают. Все они появляется посредством развития и не являются результатом чьего-то творения.

Анаксимандр говорил об эволюции применительно и к миру животных. Живые существа сформировались из влажной субстанции, по его мнению.

Возникновение жизни из воды или водной среды считалась на то время достаточно новаторской идеей. Также говорилось об постепенной эволюции видов посредством влажной среды.

Анаксимен

Анаксимен являлся учеником Анаксимандра. Он занимался продолжением его трудов и активно штудировал главную идею своего учителя и милетских натурфилософов. Он выдвигал идею о первоначале как о воздушной субстанции. Объясняя это тем, что воздух является самой подвижной средой.

При охлаждении он становится водой, заем землёй и, в конце концов, камнем. Эта идея необычна в том, что любые различия между субстанциями интерпретируются как количественные различия, зависящие от степени сгущения. Анаксимен возводит воздух до ранга божественного.

Анаксимен говорил: "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".

Первые досократики из Милета и одновременно представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен работали над тем, чтобы отыскать космологические концепции, в основе которых лежит представления о мире, в котором мы живём.

Гераклит

Воззрения Гераклита отличались от воззрений милетцев. Она пытались найти первопричину мира, а Гераклит принялся за установление основных черт мира, первым выделив его бесконечное становление. Важнейшая черта всего сущего – движение. Это происходит потому, что всё вокруг меняется и постоянного ничего не существует.

Известнейшая фраза Гераклита: "Всё течёт, всё изменяется!"

Это выражение стало крылатым, приобрело множество смыслов и вариаций, основная идея в том, войти дважды в одну и ту же реку. На первый взгляд может показаться, что река остаётся прежней, но по сути в ней всё изменилось.

Рассуждая о вопросах первоначала мира, Гераклит предложил идею рассматривать огонь как главную субстанцию. Огонь в качестве совершенного образа движения: пламя меняется непрерывно при этом сочетает в себе гармонию контрастов. Это процесс напоминает пламя костра, который рождается благодаря чьей-то смерти.

Жизнь Гераклита связана ещё и с тем фактом, что существует идея вечного изменения. Для него это была практически доктрина или иными словами теория о слиянии противоположностей. По его мнению, существует единство, но оно образовывается посредством соединения противоположностей. В непрерывной борьбе противоположности соединяются и становятся источником беспрерывного движения, которое и есть гармония.

Гераклит в этом контексте превозносил войну: "Война – отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными…", "Следует знать, что война всеобща и правда – борьба и что всё происходит через борьбу и по необходимости".

Эти мысли являются началом зарождающейся гегелевской философии, которая основана на единстве и борьбе противоположностей. Г. Гегель будет позднее согласен с Гераклитом в отношении величайшего значения войны.

Бытует мнение, что такое превозношение войны Гераклитом, связано с тем, что он достаточно презрительно относился к человечеству в целом. Он утверждал, что только силой можно заставить людей делать добрые дела.

Гераклит писал: "Всякое животное направляется к корму бичом". Хотя вряд ли однозначно можно согласиться с мыслителем в этом выражении. Однако его высказывание: "Многознание не научает быть мудрым, мудрость – это знание оснований и причин" имеет полное право на адекватное существование.

Религиозно-философская школа пифагорейцев

Пифагор

Пифагор понятию первоначала не придаёт большого значения, и оно теряет всякую физическую связь с элементами. Он видел начало в числе. Более того, математическая наука приобретает вид доказательного дедуктивного обоснования именно в трудах Пифагора. Пифагор связывал математику со специфической формой мистицизма.

Пифагор является основателем мистического учения. Воззрения философа приобрели реальные очертания в религиозном ордене, где было прописано:

  • Воздержание от употребления в пищу бобов.
  • Не поднимать то, что упало.
  • Не прикасаться к белому петуху.

Данные правила как табу. Греческая культура в целом пропитана противоположностями между рационализмом и мистификацией. Как итог, Пифагор сочетает в себе две противоположные традиции: научную и мистическую.

Пифагор говорил о бессмертии души, верил, что она переселяется в другие виды животных.

Однажды гуляя, Пифагор увидел собаку, которую били. Он попросил прекратить, потому что считал, что душа его друга именно в этой собаке, аргументировав это тем, что узнал его по голосу.

В пифагорейском союзе было место и для мужчин, и для женщин на равных условиях. Все члены данного сообщества имели собственность и владели ей сообща, они все вели схожий образ жизни. Математику они воспринимали как средство для достижения конкретного жизненного идеала, который виделся им в созерцательном образе жизни.

"Именно беспристрастная наука является. важнейшим. средством очищения; и человек, посвятивший себя науке, – настоящий философ, он наиболее полно освобождается от "круговорота рождения"".

Пифагор говорил, что все вещи есть суть числа. Число является причиной всякой вещи и передаёт суть взаимосвязи всего сущего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если всё есть число, значит и весь космос представлен числовой системой упорядоченного характера.

Важно отметить, что Пифагор стал первым, кто использовал слово космос для обозначения всего мирского порядка. Открытие математической систематичности всего сущего поменяло течение постигающего разума и ход развития всей западной культуры. С господством числовой гармонии изменился взгляд на мир. Вместо тёмных непонятных сил пришло число как символ разумного порядка и истины.

Античная философия существовала несколько столетий (с конца VII века до н. э. по VI век н. э.) в самых развитых государствах того времени. В нее входили греческие и римские направления мысли, на которые оказали влияние воззрения мудрецов Египта и других стран. Впоследствии резвившиеся направления и найденные идеи стали основой для философских и исторических учений эпохи Средневековья, они оказали влияние на общественное сознание и понимание человеком самого себя.

Античная философия

Общие сведения

Певец Орфей

Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.

В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.

Специфика и особенности античной философии следующие:

Примечательно, что греческие и римские философы в древности оказались оторваны от физического труда. Со временем произошло возникновение отдельной самостоятельной прослойки общества, культурной и с хорошим образованием.

Деление учений

Император Юстиниан

Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

Периодизация античной философии приведена в таблице.

Название этапа Время Представители Описание кратко
Натурфилософский (доклассический) VII—V веков до н. э. Фалес, Пифагор, Диоген Аполлонийский Изучение устройства мира и проблемы первоначал
Классический V—IV века до н. э. Сократ, Платон, Аристотель Переход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем.
Эллинистический IV—I века до н. э. Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, Гораций Соперничество разных школ. Изучение проблемы счастья.
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизм I—V века н. э. Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк Аврелий Центр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии.

С V века в философии зарождается христианская мысль и монотеистическая религия. К христианским мыслителям относятся Августин Блаженный и Боэций.

Подробнее об этапах

Но в основном действуют указанные этапы под разными названиями. Ниже дано краткое описание каждого периода и значимые философы античности (список философов более подробно можно посмотреть самостоятельно).

Греческий натурфилософский

 Фалес Милетский

К натурфилософским школам относятся:

  1. Милетская: ее основателем был Фалес. Представители считали, что у всего (богов, природы, человека) есть некоторое общее начало (вода, воздух, иная материя).
  2. Элеаты: сущее непрерывно, вечно, едино и неразрушимо. Изучать можно только бытие, причем изучение возможно только разумом, который познает истину, чувства же формируют мнение, которое может не отражать настоящего положения дел.
  3. Пифагорейцы: сам Пифагор считал мир стойким целым, которое подчиняется законам числа и гармонии.

Школы образовывались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-полисах. Названия школы получали по городам, в которых образовывались, или по именам основателей.

Классический, или афинский

Считается расцветом античной философии с центром в Афинах. В это время ученые перешли с вопросов о природе вещей на проблемы этики и морали, вопросы человеческой мысли и проблемы общества. Также происходит систематизация учений и систем.

Главными древнегреческими мыслителями и школами являются:

Аристотель: ученик Платона

Важно отметить, что в этот период произошло формирование двух противоположных взглядов — идеализма Платона и материализма Демокрита.

Эллинистический римский

Речь идет о периоде с III века до н. э. до III века н. э. Название произошло от названий греческого государства Эллады и Рима. В этот период развиваются как греческие, так и римские школы, на учения оказывают влияние традиции и идеи покоренных народов Востока и Северной Африки.

Философия понимается в первую очередь как учение, отвечающее за разработку норм и правил жизни, позднее объектом изучения становится познание божественного.

В это время развиваются старые школы и появляются новые. Основными направлениями являются:

 Антисфен (ученик Сократа)

Основатель Плотин и неоплатоники

После неоплатонизма появилась христианская философия. Ее главной задачей стала полемика с развитыми в то время философскими направлениями для утверждения своего господства.

Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Она прошла значительный путь от первых попыток поставить природу, человека и общество во главу интересов до мыслей о необходимости слиться с высшим Единым божеством, отказаться от телесной оболочки.

Милет - город Древней Греции

Школа получила свое название благодаря крупнейшему древнегреческому городу Милет (западный берег Малой Азии), в котором она и появилась. Такие европейские науки, как физика, астрономия, география, биология, метеорология и, предположительно, математика зародились благодаря милетцам.

Идеи милетской школы

Представители милетской школы

Милетская школа философии представлена в учениях трех античных философов. По сути это и есть основатели милетской школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они же являются одновременно и яркими представителями данного течения, которое возникло в VII – VI веках до. н.э, и его отцами.

Фалес Милетский

Фалес - основатель милетской школы

В своей философии утверждал, что первоначалом всему является вода. Все состоит из воды. Ничто не может жить без воды — вода занимает большую часть земли. Также, Фалес считал, что все имеет душу. Все одушевленно, а боги правят Вселенной. Фалес определял порядок положения светил — Луны, звезд и Солнца.

Анаксимандр

Люди, по Анаксимандру, произошли из откладывающихся столетиями частиц морского дна, затем вышли на сушу и изменили форму. Земля неподвижна и подобна срезу колонны. Все, что покинуло Апейрон должно быть наказано. И поэтому ничто не вечно. Когда разрушается один мир — из Беспредельного возникает другой.

Анаксимен

Анаксимен - ученик Анаксимандра

Анаксимен (2-я пол. VI в. до н. э.) утверждал, что первоначалом является воздух. Анаксимен ввел очень важную идею о разрежении и сгущении воздуха, в последствии именно этого процесса возникает вода, земля и огонь.

Воздух Анаксимен сравнивал с дыханием. Утверждая, что душа будучи дыханием, держится у нас в теле. И дает нам жизнь.

Землю Анаксимен представляет как плоский диск, удерживающийся воздухом. Учения Анаксимена построили более значимый фундамент для последующего развития греческой мысли, по сравнению с другими предстаителями этого течения.

В истории античной философии выделяют следующие периоды.

Первый период античной философии называют эллинским (эллины — самоназвание греков, в древности распространявшееся на все грекоязычное население восточного Средиземноморья). Именно в этот период были ликвидированы остатки родового строя и создано раннее рабовладельческое общество. На смену родовой общине пришла гражданская община, полис, город-государство, уникальная форма организации социальной и политической жизни древних греков.

Эллинистическая культура — это культура греческого полиса. Возникновение и развитие философии в этот период связано с появлением, расцветом и кризисом греческой полисной системы. Эллинский период античной философии включает: период становления древнегреческой философии (VII-V вв. до н.э.) и классический период древнегреческой философии (IV в. до н.э.).

Наиболее характерными чертами философской мысли этого периода были:

  1. Космология, то есть стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом;
  2. онтологизм, выражающийся в том, что центральной философской проблемой является проблема бытия;
  3. теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.

Второй, эллинистическо-римский период в истории античной философии — это период с III века до н.э. по VI век н.э. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I века до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V века н.э.).

Большинство ученых определяют хронологические рамки раннего эллинизма со времени продвижения Александра Македонского на восток (последняя треть IV века до н.э.) до 30 года до н.э., когда последнее великое эллинистическое государство, Птолемеевский Египет, было завоевано Римом. В эпоху эллинизма произошел переход от полисной системы к эллинистическим наследственным монархиям, в результате чего центры культурной и экономической активности переместились из Греции в Малую Азию и Египет. Эллинизм как культурное явление представлял собой распространение греческой культуры и знаний среди других народов. Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человека от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным объектом философского исследования становится субъективный мир человека.

В римский период — период позднего эллинизма — основные тенденции развития античной философской мысли были доведены до своего логического завершения. Произошло возвращение к классическим идеям, к их философским доктринам бытия (неопифагореизм, неоплатонизм), но обогащенным знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частичному отходу от рационализма и повороту к мистицизму. Позднеэллинистическая философия, оторвавшись от свободомыслия раннего эллинизма, встала на путь сакрального, т.е. религиозного, понимания мира.

Основные школы античной философии

Милетская школа. Гераклит. Пифагор

Античная философия зародилась в Греции в 6 веке до н.э. и закончила свое существование с распадом Римской империи в 5 веке н.э. Она возникла и развивалась в греческих городах-государствах, особенно в Афинах, сохранялась в период македонского правления и в Римской империи. В античной философии существует ряд очень разных философских течений. Некоторые из них основывались на мистических идеях и догмах, другие предпочитали строгие доказательства.

Фалес (ок. 625 — ок. 547 гг. до н.э.) происходил из Милета, процветающего торгового города в Малой Азии. Время жизни Фалеса определяется тем, что он предсказал солнечное затмение, которое (как утверждают астрономы) произошло в 585 году до нашей эры. Известно также, что Фалес совершил путешествие в Египет и привез оттуда сведения о геометрии. Однако если геометрические знания египтян служили в первую очередь для решения эмпирических задач, то греки впоследствии создали математику как науку, основанную на этих знаниях. Фалес считал, что вода является первозданной субстанцией, лежащей в основе всей Вселенной, и что все остальное образуется из нее. Положение Фалеса о том, что все произошло из воды, можно считать вполне научной гипотезой, поскольку уже в начале XX века общепризнанным было мнение, что все состоит из водорода, две трети которого составляет вода.

Анаксимандр (ок. 610 — после 547 гг. до н.э.), ученик Фалеса, считал, что все многообразие мира произошло от одного первозданного вещества, но это вещество не было ни водой, ни каким-либо другим известным нам веществом. Анаксимандр считал, что первичной субстанцией не может быть вода или любой другой известный элемент, потому что воздух холоден, вода влажна, огонь горяч, и если бы какой-либо из этих элементов был первичным, он поглотил бы остальные. Следовательно, основное вещество должно быть нейтральным. Анаксимандр считал, что наш мир сосуществует одновременно с другими мирами, которые постоянно рождаются и умирают. Они появились не в результате творения, а в результате эволюции. Анаксимандр утверждал, что эволюция существует и в животном мире. Живые существа возникли из влажного вещества. Идея происхождения жизни из водной среды и постепенной эволюции видов была исключительно новой для того времени.

Ранние досократики из Милета — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен — пытались разработать космологические концепции, чтобы дать разумное представление о мире, в котором мы живем.

Софистика

Софисты — это условное название ряда древнегреческих мыслителей, живших в V и первой половине IV века до н.э. IV. Век до н.э. Софистов принято делить на старшее и младшее поколения (старых и молодых).

Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики); открытые ими софизмы (парадоксы) послужили основным стимулом для развития логики.

Софисты почти не уделяли внимания изучению природы. Но именно они первыми провели различие между законами природы как чем-то неизменным и законами общества как следствием человеческого института.

Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали их, считая их человеческим изобретением. Софизм по своей природе антидогматичен, а вся религия построена на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.

Классический этап античной философии (V–IV вв. до н.э.).

Наиболее важные школы этого периода: софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); Сократ, который сначала придерживался софистов, а затем критиковал их; Платон и его школа Academia; Аристотель и его школа. Основные темы классического периода — природа человека, особенности познания, унификация философского знания и построение универсальной философии. Философы классического периода формулируют идею чистой философии, которая дает истинное знание. После размышлений Сократа, Платона и Аристотеля в Древней Греции был сделан вывод, что образ жизни, построенный на принципах философии, лучше всего соответствует человеческой природе, и поэтому нужно всеми силами стремиться к созерцанию и философствованию.

Софисты (V век до н.э.) — профессиональные учителя мудрости и красноречия. Слово софист происходит от греческого слова sophia, означающего мудрость. Первоначально всех философов называли софистами, но постепенно это слово приобрело негативный оттенок. Софистами стали называть только тех философов, которые отрицали религию и мораль, подчеркивали условность государственных законов и нравственных норм.

Он искал первопричину всего сущего в Логосе, а природный мир рассматривал лишь как его приложение. Согласно Сократу, прекрасное существует само по себе, независимо от прекрасной книги, вазы или лошади, и знание прекрасного ни в коем случае нельзя рассматривать как простое обобщение знания всех прекрасных предметов. Знание красивых вещей предшествует знанию красивых вещей. Мерой всех вещей является не просто человек, а человек разумный, ибо именно разум является источником истинного знания. Методом получения этих знаний является мейевтика или акушерство. Его суть заключается в том, что познание происходит в процессе разговора.

Диалог, вопросы и ответы помогают в формировании мыслей, а отправная точка размышлений — ирония — порождает сомнения в общепринятых мнениях. Раскрытие противоречий устраняет мнимое знание и способствует поиску истины. Сократ считал, что знание является единственным регулятором человеческих действий. Знать, что хорошо, значит следовать этому: Никто не бывает злым по доброй воле; причина плохих поступков — невежество.

История жизни Сократа известна в пересказе его ученика Платона (V-IV век до н.э.). Платон излагал свои философские идеи в форме диалогов, реализуя принцип и форму познания, предложенные Сократом. Платон считал, что бытие — это мир идей, который существует вечно, неизменен и тождественен самому себе.

Философские школы эллинизма

Эллинистическая философия — это развитие школ, основанных в четвертом веке. Других имен не слышно; Академия, Лицей, Стоя, Эпикур — возможно, с добавлением кинизма, пифагорейства и спорадического одиночного скептицизма — вот движение философской мысли в III-I веке до н. э. Но все же это движение: те же школы в I веке уже не представляют того, чем они были в III веке или в момент своего основания.

Начнем, однако, с оговорки: среди упомянутых школ одна идентифицируется по имени ее основателя. Это не случайно: эпикурейство, по сути, почти во все времена было учением Эпикура. Поэтому мы можем, ссылаясь на его краткую характеристику, оставить его в стороне, не забывая, что он существовал на протяжении всей нашей эпохи и в своей почти неподвижности оказал огромное секуляризирующее влияние на умы.

Именно в лице Стратона Лампсакена, прямого преемника Теофраста и учителя Птолемея II Филадельфа, впервые был передан Лицей. Энциклопедист, как и основатель школы, он построил свою научную систему на исключительно светской основе, свел божество к роли природной силы и опроверг платоновское учение о бессмертии души.

Этот скептицизм касался сначала религии, затем этики; но Арцилай не был ни атеистом, ни аморалистом, для него ни Божество, ни Добро не могли быть объектом познания — кто хотел, мог добавить: но только вера. Карнеад, столетие спустя, пошел еще дальше в указанном им направлении; посланный в Рим в 155 году в составе знаменитой легации трех философов, он пленил умы римлян своим прекрасным рассуждением о необходимости справедливости в политике, но на следующий день привел их в полное замешательство, доказав обратное с той же убежденностью. Таким образом, три коротких века назад побежденный софизм занял кафедру Платона в Академии.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: