Фукуяма наше постчеловеческое будущее краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

С точки зрения автора, биотехнологии потенциально несут в себе целый букет серьезных угроз, но угроз незаметных, латентных, не способных сразу же привлечь к себе внимание на политическом уровне. Изобретение ядерного оружия было моментально признано чрезвычайно опасным творением рук человеческих и потому попало под очень строгий национальный и международный контроль. То же произошло с биологическим оружием. Но современные биотехнологии могут быть использованы и используются не только для создания смертоносных вирусов и бактерий. Они, утверждает автор, способны изменить образ жизни людей до такой степени, что трансформируется сама человеческая природа, может быть создан постчеловек.

Фукуяма рассматривает эту проблему на трех уровнях. Во-первых, он анализирует воздействие, которое биотехнологии оказывают и могут оказать в будущем на нашу жизнь. Во-вторых, как самый сложный и важный вопрос описывается степень опасности биотехнологий для природы человека. И, в-третьих, подвергая разбору деятельность институтов, уже существующих в сфере политического регулирования биотехнологий, автор пытается понять, насколько эти институты соответствуют требованиям завтрашнего дня.

В прошлом поведение человека никогда не рассматривалось так, как это делается в наши дни: как результат электрохимических реакций в органе, который мы называем мозгом. Homo Sapiens превращается в механизм, который можно чинить, налаживать и проектировать. Нейрофармацевтика уже делает смелые шаги по этому пути.

Возможность формировать и подвергать инженерному воздействию генетический код человека открывает новые горизонты. Простые и дешевые по сегодняшним меркам инструменты уже широко применяются, и в дальнейшем это может иметь серьезные социальные и демографические последствия. В странах Азии, в частности Индии, Китае, Корее, в 1990-е годы сильно изменилась картина рождаемости – началось массовое использование методики определения пола эмбриона на ранних стадиях беременности. Традиционно для этих стран, сыновья более желанны, чем дочери, и родители начали избавляться от девочек с помощью абортов. Это привело к изменению соотношения рождаемости мальчиков и девочек: при норме 105:100 в пользу мальчиков эта пропорция сегодня составляет 122:100 в Корее и 117:100 в Китае; в некоторых районах Индии зафиксировано еще более существенное отклонение от нормы (стр. 80). Уже ко второму десятилетию XXI века Китай столкнется с ситуацией, при которой почти пятая часть мужчин добрачного возраста не сможет найти невесту. К чему приведет подобная диспропорция, пока неизвестно никому.

Уже сегодня говорят о зависимости интеллектуальных и физических способностей от генетического кода. Разработаны сложные технологии, позволяющие создать условия для появления на свет детей с определенными генетическими характеристиками. Хотя со временем эти методики могут стать дешевле и получить широкое распространение, на сегодняшний день они остаются чрезвычайно дорогостоящими. Таким образом, только очень обеспеченные люди могут позволить себе иметь гарантированно умных и здоровых детей. Появляется предпосылка для очередного резкого роста социального разрыва: класс привилегированных людей закрепляется на генетическом уровне. Все это может создать качественно новые формы социальной градации.

Биотехнологии будут способствовать усилению главной демографической тенденции, которая наблюдается по всему миру, – старению населения. Возможно, научные и технологические достижения будущего приведут к еще более существенному увеличению средней продолжительности жизни. Каким станет общество, в котором одновременно живут пять поколений людей? Как изменится политика демократических стран, когда основную часть избирателей будут составлять старики?

Фукуяма не придерживается антитехнологических убеждений. Он прекрасно понимает, что человечество давно выбрало путь технологического развития и будет продолжать по нему идти. Но в то же время он предостерегает: мы подходим к рубежу, достигнув которого, уже не сможем повернуть назад. Какая-то доля человеческого в нас будет утрачена. Готовы и хотим ли мы переступить эту линию?

Гарантию сохранения человека Фукуяма видит в чувстве достоинства, имманентно присущем личности. Рассмотрев это понятие в контексте мировой интеллектуальной традиции – от Аристотеля до наших дней, Фукуяма приходит к выводу, что чувство достоинства может стать путеводной нитью к формированию таких политических институтов, которые способны предотвратить перерождение человека.


Природа человека

Возьмем, например, рост человека. Очевидно, существует заметный разброс в этом параметре; в любой заданной популяции распределение роста будет, по термину статистиков, нормальным.

Contra naturam*

* Против природы (лат.). — Примеч. пер.

Есть три главные категории аргументов, которые много лет выдвигали критики, доказывая, что традиционное понятие природы человека ведет к заблуждениям или относится к чему-то несуществующему. Первая из них связана с утверждением, что нет настоящих человеческих универсалий, которые можно проследить до общей природы, а те, что есть, — тривиальны (например, что любая культура предпочитает здоровье болезни).

Специалист по этике Дэвид Халл утверждает, что многие свойства, которые считаются для людей универсальными и притом присущими только нашему виду, на самом деле ни теми, ни другими не являются. Сюда включается даже язык.

Далее Халл указывает, что можно найти любое количество свойств вида, не распределенных нормально, которые поэтому не могут быть определены медианой и стандартным отклонением. Примером тому — группы крови: у человека может быть группа: О, А, В, АВ, но никогда — промежуточного типа между О и А.

То есть взаимодействие индивида со средой начинается задолго до рождения; свойства, которые мы привыкли относить к природным, являются, следовательно, продуктом сложного взаимодействия природы и среды.

То есть когда мы улучшаем свою диету, мы в среднем становимся выше (в видоспецифичных пределах).

Фрэнсис Фукуяма - Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции"

Описание и краткое содержание "Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции" читать бесплатно онлайн.

С точки зрения автора, биотехнологии потенциально несут в себе целый букет серьезных угроз, но угроз незаметных, латентных, не способных сразу же привлечь к себе внимание на политическом уровне. Изобретение ядерного оружия было моментально признано чрезвычайно опасным творением рук человеческих и потому попало под очень строгий национальный и международный контроль. То же произошло с биологическим оружием. Но современные биотехнологии могут быть использованы и используются не только для создания смертоносных вирусов и бактерий. Они, утверждает автор, способны изменить образ жизни людей до такой степени, что трансформируется сама человеческая природа, может быть создан постчеловек.

Фукуяма рассматривает эту проблему на трех уровнях. Во-первых, он анализирует воздействие, которое биотехнологии оказывают и могут оказать в будущем на нашу жизнь. Во-вторых, как самый сложный и важный вопрос описывается степень опасности биотехнологий для природы человека. И, в-третьих, подвергая разбору деятельность институтов, уже существующих в сфере политического регулирования биотехнологий, автор пытается понять, насколько эти институты соответствуют требованиям завтрашнего дня

Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции

Хватит! Наступает время, когда политика

приобретает иное значение.

ПОВЕСТЬ О ДВУХ АНТИУТОПИЯХ

Угроза человеку исходит в первую очередь не от потенциально смертоносных машин и технологических аппаратов. Настоящая угроза всегда направлена против сути человека. Правило обрамления (Gestell) угрожает человеку тем, что он не будет допущен к более первоначальному откровению, а потому не сможет испытать призыв более первичной истины.

Всего пять лет прошло после 1984 года, и случилась череда драматических событий, которые раньше показались бы политической фантастикой: рухнул Советский Союз и его империя, и тоталитарная угроза, так живо описанная Оруэллом, просто исчезла. Люди, конечно же, быстро сообразили, что эти два события — крах тоталитарных империй и возникновение персонального компьютера, как и других видов дешевых информационных технологий, от телевизора и радио до факса и электронной почты — довольно тесно взаимосвязаны. Тоталитарное правление требует сохранения монополии режима на информацию, а современная технология, делая ее невозможной, подрывает мощь режима.

Читайте также: