Ленин памяти герцена краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024


Сегодня 14 декабря 2016 года. Ровно 191 год назад в Санкт-Петербурге на Сенатской площади гвардейские офицеры, по образному выражению Владимира Ильича Ленина, "разбудили Герцена"( статья Ленина "Памяти Герцена"). В 1972-ом году известный советский поэт Наум Коржавин в самиздате опубликовал поэму "Памяти Герцена", которую я и предлагаю вашему вниманию. Мне к этой поэме добавить нечего, кроме того, что я живу в Москве, рядом со станцией метро "Каховская". И слава Богу, что эта станция названа в честь города на Украине Каховка, той самой о которой писАл Михаил Светлов:" Каховка, Каховка, родная винтовка, горячая пуля в груди". Слава Богу, что моя станция метро не имеет ничего общего с Петром Каховским- одним из пяти повешенных декабристов- убийцей на Сенатской площади двух безоружных офицеров-героев Отечественной войны 1812-ого года. И так вот эта поэма.

ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА*
Баллада об историческом недосыпе

(Жестокий романс по одноимённому произведению В. И. Ленина)

Любовь к Добру разбередила сердце им.
А Герцен спал, не ведая про зло.
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда всё пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,-
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так началась в России конспирация:
Большое дело - долгий недосып.

Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошел совсем другим путем.

Всё обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт.
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребёнок спит?

На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его.
Три составные части - три источника
Не проясняют здесь нам ничего.

Да он и сам не знал, пожалуй, этого,
Хоть мести в нем запас не иссякал.
Хоть тот вопрос научно он исследовал,-
Лет пятьдесят виновного искал.

И с песней шли к Голгофам под знамёнами
Отцы за ним, - как в сладкое житьё.
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто недоспал свое.

Мы спать хотим. И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить.
Ах, декабристы. Не будите Герцена.
Нельзя в России никого будить.

* Речь идет не о реальном Герцене, к которому автор относится с благоговением
и любовью, а только об его сегодняшней официальной репутации.

статья В. И. Ленина, написанная в связи со столетием со дня рождения А. И. Герцена. Опубликована 25 апреля 1912 в газ. "Социал-демократ" (Париж). В статье дана оценка Герцена как дворянского по происхождению и крестьянского, мелкобуржуазного по сущности отстаиваемых идей революционера-демократа, как социалиста-утописта - основоположника народничества, как крупного мыслителя, развивавшегося в направлении к диалектич. материализму. Охарактеризована и практич. деятельность Герцена (создание вольной рус. печати, революц. агитация). Ленин рассмотрел также отношение к Герцену со стороны различных классов и партий. Все это вместе взятое дало Ленину возможность подтвердить и конкретизировать выдвинутое им еще в работе "Что делать?" положение о том, что Герцен является одним из предшественников рус. социал-демократии.

За исходный пункт при оценке Герцена Ленин брал его отношение к важнейшим событиям эпохи: революции 1848–49, крест. реформе 1861 и связанным с ней восстаниям крестьян и выступлениям разночинцев, польскому восстанию 1863. Выявление этого отношения характеризует Герцена как критика либерализма – западноевропейского и русского, что позволяет определить его как демократа, вопреки противоположному мнению рус. легальной – либеральной прессы 20 в. "Не вина Герцена, а беда его, что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах. Когда он увидал его в 60-х – он безбоязненно встал на сторону революционной демократии, против либерализма. Он поднял знамя революции" (Соч., т. 18, с. 14).

Обращаясь к анализу отношения Герцена к зап.-европ. действительности, Ленин разоблачил ложь либерального отождествления контрреволюц. кадетского "скептицизма" и скептицизма Герцена, обусловленного незрелостью пролетарской революционности в его время. Этот скептицизм Ленин назвал ". формой перехода от иллюзий "надклассового" буржуазного демократизма к суровой, непреклонной, непобедимой классовой борьбе пролетариата" (там же, с. 11).

Ленин писал о Герцене как о мыслителе, к-рый в крепостной России 40-х гг. 19 в. ". сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он усвоил диалектику Гегеля. Он понял, что она представляет из себя "алгебру революции". Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом" (там же, с. 9–10).

В ст. "П. Г." сформулировано положение о трех этапах развития рус. революц. движения, развернутое затем в ряде др. произведений. Рассматривая освободит. движение в России как развитие единого рус. революц. процесса, Ленин показал, что задачи общедемократич. преобразований находили свое выражение в политич. деятельности и теориях представителей различных классов рус. общества. Сначала это – немногочисл. выходцы из дворянства, затем представители разночинной демократии и, наконец, пролет. революционеры. Дело, за к-рое боролись декабристы, Герцен, Чернышевский, народники 70-х гг., было еще не завершено к моменту столетнего юбилея Герцена, чем прежде всего и объяснялась острота борьбы вокруг его имени в 1912.

Лит.: Зельдович М., К истории статьи В. И. Ленина "П. Г.", "Вопр. лит-ры", 1957, No 3; Володин А. И., Юбилей Герцена 1912 г. и статья В. И. Ленина "П. Г.", "Ист. записки", 1960, т. 67; Ρейсер С., Против кого направлена статья В. И. Ленина "П. Г.", "Рус. лит-ра", 1962, No 2.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Как, черт возьми, получается, что справедливое недовольство недостатками существующего строя (присущие, очевидно, всякому думающему и неравнодушному к своей Родине человеку) приводит , в процессе своего развития, к стихийному и слепому отрицанию строя вообще , гражданской войне, резне, "брату на брата"?

Как общественное движение в защиту слабых и бедных приводит к дикому кличу "Аристократов на фонарь", причем через несколько недель на соседний фонарь отправляются и сами создатели лозунга?

Давайте разберемся. Не буду лезть в глубь веков и воскрешать призрак Стеньки Разина и Емельки Пугачева. Начнем с того. кого разбудили декабристы .

Панегирик Ульянова Герцену, который много дает к пониманию личности и того и другого.

На момент написания статьи "Памяти Герцена" (март 1912 года) Владимир Ульянов уже пять лет как проживал в эмиграции, в городе Париже. где активно рулил революционным процессом в России.

Практически во всех источников, опубликованных в СССР, подчеркивается аскетичность жизни вождей в "гнезде разврата" - наверное, что бы современники не завидовали.

А вот что сам будущий вождь писал в приватном письме сестре Анне про свое житье:

«Мы едем сейчас из гостиницы на свою новую квартиру… Нашли очень хорошую квартиру, шикарную и дорогую 840 франков+налог около 60 frs да+консьержке тоже около того в год.

Это то, что касается жилья. А что же относительно питания? Если помните, в сибирской ссылке бедняжки были принуждены по целым дням есть баранину. которую для них разделывали хозяева жилья, а готовила местная девочка-подросток.

Вот что пишут про гастрономические привычки Ульяновых его бывшие соратники,

Цитируется по книге Н.Валентинов "Малознакомый Ленин". Издательский дом "Мансарда" СМАРТ, 1991 год

В довершение мизансцены представьте себе благополучный, лучащийся светом и богатством, искрящийся радостью Париж 1912 года - наверно это была верхушка того, исчезнувшего навсегда "айсберга" времен до Первой Мировой.

Мировая столица моды, город - аттракцион. город праздник. Там люди чаще завтракали, обедали и ужинали в кафе, чем у себя дома. Там, по меткому выражению одного публициста "каждый французский безработный выпивал в день литр французского вина"

А теперь - сама сцена.

Ясным мартовским днем 1912 года Владимир Ульянов садится за добротный письменный стол полированного дерева, крытый зеленым сукном, и, после плотного завтрака из нескольких чашек кофе с молоком, круассанов и теплого багета с черной икоркой, пишет статью, которой потом будут пытать несколько поколений российских школьников и студентов -

"Памяти Герцена"

Ни фига себе заслуга - "усвоил диалектику Гегеля". Да у нас в любом советском ВУЗе за неусвоение диалектики Гегеля можно было схлопотать незачет, а то и "неуд" по истмату. А усвоение было просто делом обязательным 👹

Что еще хорошего сделал Герцен?

Вторая заслуга - более значительная: создал эмигрантскую оппозиционную режиму прессу , правда за границей. Кто б ему позволил это делать в России. "Рабское молчание было нарушено".

Напомню - "Александр II Вешатель" - это государь, который освободил миллионы русских крестьян, дал им не только волю, но и политические и экономические права. Благодаря освобождению крестьян российская экономика за короткое время становится четвертой в мире, рубль стоит дороже французского франка и американского доллара.

Но за то, что русский дворянин Александр Герцен пишет русскому царю в почтительных выражениях, как подобало правилами общественной жизни не только в России, но и в другой стране - наш будущий вождь содрогается от отвращения. Каков!

Ага. Убийство - если кого надо и за дело - по Ленину всегда было превосходной вещью, это он усвоили хорошо.

Третья заслуга Герцена описывается будущим "стариком Крупским" помпезно и наукообразно. "Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революционной теории - учится понимать, что беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы"

Если по человечески, по простому. Ценность Герцена для эмигрантского оппозиционного движения прежде всего в том, что он, Герцен, придает движению внушающее почтению длительность существования.

Понятно, одно дело - явились во Францию кто откуда в 1908 году и замутили "Международное рабочее движение", кто такие, откуда - непонятно.

Совсем другое - мы продолжатели благородного дела Герцена, которое началось еще в первой половине девятнадцатого века. Так банк или торговое предприятие, чтобы придать себе солидности (и повысить расценки) пишет над парадным входом "Основано в 18. " году.

Цитаты из статьи В.И.Ленина "Памяти Герцена" - по источнику ПСС, т 21

И когда мне было 14 лет и я впервые прочитала эту "нетленку", которую надо было выучить близко к тексту, и сейчас, читая этот, к счастью, короткий опус, не могу не удержаться от брезгливой гримасы.

Каким циником, каким лицемером надо быть, чтобы ругать своего духовного отца за проявление простой вежливости и хвалить - за одобрение убийства!

В следующий раз - посмотрим, кто же были на самом деле эти самые декабристы, которые стояли в 1825 году под окошком Герцена и орали "Герцен, проснись!"

«Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Любовь к Добру разбередила сердце им.
А Герцен спал, не ведая про зло.
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда всё пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так началась в России конспирация:
Большое дело – долгий недосып.

Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошёл совсем другим путем.

Всё обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт.
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребёнок спит?

На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его.
Три составные части – три источника
Не проясняют здесь нам ничего.

Да он и сам не знал, пожалуй, этого,
Хоть мести в нем запас не иссякал.
Хоть тот вопрос научно он исследовал -
Лет пятьдесят виновного искал.

И с песней шли к Голгофам под знамёнами
Отцы за ним – как в сладкое житьё.
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто недоспал своё.

Мы спать хотим. И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить.
Ах, декабристы! Не будите Герцена!
Нельзя в России никого будить.

Словами "страшно далеки они от народа" Ленин Владимир Ильич (1870 – 1924) пишет о декабристах [ 1 ] :

Примечания

↑ 1) — участники восстания декабристов (дворяне), которое произошло 26 декабря (14 декабря по старому стилю) 1825 года. Восстание было подавлено и император Николай I жестоко покарал бунтовщиков, отправив большинство из них в ссылку в Сибирь.

↑ 2) (1812 – 1870) — русский публицист, писатель, философ, один из идеологов революционного движения.

Герцен Александр Иванович

Герцен Александр Иванович

↑ 3) — в России до начала 20 века — лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни к купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.

↑ 4) (1828 – 1889) — русский философ, ученый, автор книги "Что делать?" (1863 г.)

Читайте также: