Школьная служба примирения школа 1285

Обновлено: 04.07.2024

Среднее образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются так называемые школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Кому и для чего нужна служба примирения

Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.

Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.

Основные принципы деятельности служб примирения таковы:

  • Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
  • Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
  • Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
  • Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
  • Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.

Как работает школьная служба примирения

Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:

Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.

Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.

Как организовать школьную службу примирения

Если директор и педагогический коллектив, посовещавшись с родителями, приходят к решению участвовать в программе, первое, что должна подготовить администрация, — план работы школьной службы примирения. Он включает в себя все пункты, которые необходимы для эффективного функционирования системы:

  • График всех действий и совещаний.
  • Поиск тренеров и подготовка медиаторов из состава преподавателей.
  • Информирование о запуске программы (в том числе, например, создание сайта школьной службы примирения).
  • Классные часы и стенды для отбора волонтеров среди учеников.
  • Практические занятия и индивидуальные беседы с детьми, проявившими инициативу.

План работы школьной службы примирения разрабатывается на год. К концу указанного в документе периода подводятся итоги и оценка эффективности, вносятся необходимые коррективы.

Какие документы нужны для организации

Приказ о создании школьной службы примирения — основной документ, подписывается директором и включает в себя:

  • Непосредственно само указание на создание службы.
  • План работы школьной службы примирения и ее состав (руководитель и несколько преподавателей).
  • Цели, принципы, задачи и порядок формирования службы.
  • Порядок организации деятельности.

На момент разработки документации школьной службы примирения желательно определиться с выбором тренера. Как правило, директор отправляет запрос в региональные центры восстановительной медиации для привлечения специалиста.

На заседании педсовета рассматривается и утверждается положение о школьной службе примирения, в котором ставятся конкретные задачи на учебный год, назначаются ответственные лица и определяется порядок действий.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Волонтеры и куратор ШСП совместно с юными сотрудниками школьной Телестудии Компас в рамках международного конкурса "МедиаБум" создали видеопрезентацию "Вредные советы от Школьной службы примирения". Планируется цикл подобных роликов. Пилотный носит название "Я - высказывания".

19 октября состоялась ежемесячная онлайн встреча профессионального сообщества кураторов и специалистов служб примирения образовательных организаций города Москвы.

Юные волонтеры ШСП "Пазл доверия" и их кураторы Клинкова Екатерина Александровна и Бухтиярова Надежда Сергеевна поделились своими находками для развития службы, продвижения восстановительного подхода и саморазвития, а так же планами на будущий год.

"Карманная книга юного медиатора" содержит информацию по процедуре проведения программы примирения, кругов решения конфликтных ситуаций, советы медиатору, а так же словарик основных терминов.

Выступление нашей Школьной службы примирения "Пазл доверия" на VI Открытом форуме волонтеров школьных служб примирения "Мир без границ. Диалог в современных условиях"

Онлайн классный час "Наши ценности" и видео ролики от наших студийцев были прекрасно приняты участниками.

4 декабря состоялась очередная ежемесячная онлайн встреча профессионального сообщества кураторов и специалистов служб примирения образовательных организаций города Москвы. Тема встречи «Опыт проведения восстановительных программ в онлайн режиме"

Наш педагог-психолог и куратор ШСП "Пазл доверия" Клинкова Екатерина Александровна и волонтер София А. рассказали о технологии проведения классных часов онлайн в рамках восстановительного подхода и про мероприятия, которые в условиях дистанционного обучения реализуются в нашей школе.

На участие в конкурсе было подано более 150 индивидуальных и групповых заявок. К конкурсным процедурам допущена 61 заявка. Все работы конкурсантов отличались пониманием тематики конкурса и креативным подходом в создании своих произведений. Членам жюри было сложно выбрать победителей среди достойных соперников.

Юные сотрудники школьной телестудии Компас задались непростым вопросом. Но смогли найти ответ с помощью одноклассников, учителей и Школьной службы примирения.

Волонтёры приняли участие в онлайн встрече Клуба юных волонтеров школьных служб примирения города Москвы "Диалог дружбы".

Вчера с моими замечательными волонтёрами приняли участие в онлайн встрече Клуба юных волонтеров школьных служб примирения города Москвы "Диалог дружбы". Тема сейчас актуальная как никогда - "Кибербуллинг". Спасибо всем участникам и организаторам за откровенность и возможность не только поговорить о проблеме, но и поразмышлять о различных взглядах на ситуацию, о вариантах поддержки и собственной безопасности в сети. Ждём следующей встречи!


Мы все хотим быть успешными, самостоятельными и счастливыми. Хотим жить среди добрых и интересных людей, творить и созидать, чувствовать себя в безопасности.

Это бывает непросто в мире, где растет конкуренция, перемешиваются разные культуры, случаются конфликты, людей захватывают эмоции и предубеждения.

Совладать с негативными эмоциями и услышать других в ситуации конфликта способен не каждый. Порой для доказательства собственной правоты человек выбирает путь угроз, бойкотов, силовых методов. Но это отнюдь не способствует разрешению сложной ситуации. Скорее, наоборот, превращает маленькую искру недопонимания в жаркий полыхающий костер конфликта.

В настоящее время службы примирения активно создаются в московских школах. И важная роль в них отводится самим школьникам.

  • Встраивание Школьной Службы Примирения (ШСП) в систему самоуправления в рамках профилактики и разрешения конфликтов в образовательной организации;
  • Шефство над младшими классами;
  • Трансляция позитивного опыта разрешения конфликта, в среду сверстников;
  • Взаимодействие с другими школами/колледжами, обмен опытом;
  • Обучение новых медиаторов, волонтеров;
  • Участие в обучающих программах для школьников-медиаторов (семинарах, мастер-классах, тренингах, квестах).

В ней приняли участие кураторы и учащиеся-волонтеры ШСП московских школ: №№ 1557, 1534, 1285, 121, 2117, 1430, МГОК, 1852, 2016 и Ломоносовской школы-пансион (МО).

Встреча была посвящена роли учащегося-волонтера службы примирения в школьном сообществе.

Ведущие выражают благодарность всем участникам!

В ней приняли участие кураторы и юные волонтеры из девяти московских школ: №№ 1573, 1534, 1285, 121, 2117, 305, 2070 и МГОК.

Тема встречи была посвящена принципам восстановительного подхода к решению конфликтных ситуаций.

Командам ШСП предлагались задания и вопросы для групповых обсуждений. После чего представитель каждой команды озвучивал результаты наработок своей группы.

Удалось поговорить о том, на каких принципах основывается деятельность ведущего восстановительных программ и почему так важно их соблюдать.


Затем порассуждали на тему, кто такой принципиальный человек и легко ли им быть.

Подискутировали относительно того, как медиатор может помочь стороне конфликта сформулировать вопрос повестки совместной встречи.

И в завершении встречи участники подумали, где в повседневной жизни могут реализовываться принципы восстановительного подхода.


Ведущие выражают благодарность всем участникам!

Выражаем благодарность всем, кто принял активное участие!

Следующая встреча пройдет 22 апреля 2021 года.

Встречу подготовили и провели специалисты ГБУ ГППЦ ДОНМ:

Савкова Виктория Михайловна, Свешникова Татьяна Петровна, Казаков Андрей Михайлович, Женодарова Елена Дмитриевна и Путинцева Наталья Владимировна.

Встреча была посвящена актуальной проблеме современности — кибербуллингу в интернет-пространстве. В ходе встречи участники искали ответы на вопросы: что такое кибербуллинг, как реагировать на оскорбления в интернете и как поддержать того, кто оказался в такой ситуации.



Было важно услышать, что думают обо всем этом юные волонтеры и учащиеся, которые еще не стали волонтерами ШСП, но готовы прийти на помощь своим друзьям, одноклассникам и даже посторонним людям, оказавшимся в подобной ситуации.


Несмотря на серьезность темы, ведущим удалось использовать также игровой формат и даже провести небольшую викторину.


В обратной связи участники поделились своими позитивными отзывами о прошедшей встрече.

Выражаем благодарность всем, кто был сегодня с нами на встрече!

Следующая встреча пройдет 4 февраля 2021 года.

Встречу подготовили и провели специалисты ГБУ ГППЦ ДОНМ: Женодарова Елена Дмитриевна, Путинцева Наталья Владимировна, Казаков Андрей Михайлович, Свешникова Татьяна Петровна и Савкова Виктория Михайловна.

Тема клуба была посвящена тому,как можно справляться с трудностями в общении и выстраивать конструктивное бесконфликтное взаимодействие с другими людьми.
Наши участники проявляли высокую активность: отвечали на вопросы ведущих не только в чате, но и озвучивали свои рассуждения.

В обратной связи юные волонтеры поделились своими позитивными отзывами о прошедшей встрече.

Выражаем благодарность всем участникам!

Встречу подготовили и провели специалисты ГБУ ГППЦ ДОНМ:
Женодарова Елена Дмитриевна, Ярыгина Лариса Викторовна, Путинцева Наталья Владимировна и Эфендиева Анна Азеровна.

Встреча была посвящена практической работе, направленной на развитие навыков посредничества и конструктивной коммуникации.

Участники поделились своим видением проблем современных подростков: одиночество, социальная изоляция, отсутствие интереса и мотивации к учебе, сложности в нахождении общего языка со сверстниками и многое другое. Ребята в формате дискуссии находили и предлагали конструктивные пути выхода из трудных ситуаций в общении с одноклассниками и друзьями. В перерыве пели песни под гитару, которую принесли с собой волонтеры из МГОК! Вторая половина встречи была направлена на работу с эмоциональным состоянием собеседника. Обсуждали значение чувств и эмоций в общении между людьми.

Встречу провели: Женодарова Елена Дмитриевна и Ярыгина Лариса Викторовна.

Традиционно мероприятие проходило в разных форматах: ребята и взрослые играли, участвовали в викторине, посвященной восстановительному подходу к разрешению конфликтных ситуаций. Были и практические упражнения, направленные на развитие навыков посредника при разрешении споров. В завершение юные волонтеры поделились своими позитивными отзывами о прошедшей встрече. Ребята укрепились в своем желании стать волонтерами ШСП и осваивать восстановительные технологии.

Следующая встреча запланирована на февраль 2020 г.

Встреча была посвящена знакомству ребят с методикой работы с конфликтом в рамках восстановительного подхода, которую можно использовать в общении с людьми, находящимися в трудной ситуации: когда что-то тревожит, но трудно понять причину беспокойства. Использование освоенных приемов позволит сформулировать и выразить свои чувства, мысли.

Многим участникам встречи удалось блеснуть талантом перевоплощения: побыть стороной конфликта или ведущим восстановительных программ и ощутить на собственном опыте, как поведение влияет на результат общения, найти ресурсы управления коммуникациями. Полученные навыки можно применять в школе, в семье, в общении с друзьями и т.д.

Благодарим за участие самых активных волонтёров, учащихся школ №1236 и № 2016 и их кураторов: Малюченко Галину Филипповну и Иванову Татьяну Николаевну!





Встреча была посвящена знакомству с новыми участниками Клуба, практической работе, направленной на развитие навыков конструктивного взаимодействия, реагирование на трудные жизненные ситуации, с которыми подростки сталкиваются ежедневно в школе: как грамотно ответить на грубость и поддержать того, кого обижают рядом с тобой. Также волонтеры ШСП осваивали коммуникативную технику уверенного поведения.

Мы благодарим кураторов школьных служб примирения, принявших участие в работе Клуба со своими юными помощниками: Клинкову Е.А., Бокину Е.И., Елисееву И.Л., Салмову Т.А., Давыдову М.В., Рожко О.М., Малюченко Г.Ф.

Следующая встреча пройдет в мае 2019 года.





Во встрече приняли участие команды ШСП шести московских школ:

Мероприятие было посвящено знакомству участников, а также практической работе, направленной на развитие и укрепление навыков посредничества в разрешении конфликтных ситуаций в среде ровесников и навыков конструктивной коммуникации, помогающей предупреждать конфликты.






Основные упражнения были направлены на развитие способности узнавать чувства и эмоции собеседника. Это важный навык для тех, кто является или хочет стать посредником при разрешении конфликтных ситуаций.

Мы благодарим кураторов школьных служб примирения, принявших участие в работе Клуба со своими юными помощниками: Клинкову Е.А., Бокину Е.И., Елисееву И.Л., Салмову Т.А., Давыдову М.В., Рожко О.М.

Следующая встреча пройдет в феврале 2019 года.

Прошла встреча в Клубе юных медиаторов-волонтеров города Москвы

Очередная встреча в Клубе юных медиаторов-волонтеров города Москвы, в которой приняло участие 33 подростка-волонтера и 9 кураторов школьных служб примирения, прошла 19 февраля 2018 года.

Уже традиционно встреча проходила на территории ГБОУ СОШ № 1285. В работе Клуба приняли участие представители шести школ города Москвы: № 1285, № 1286, № 305, № 967, № 641 и № 2016.





Выражаем благодарность всем участникам!

Отдельное спасибо за помощь в организации и проведении данного мероприятия куратору школьной службы примирения школы № 1285 Клинковой Екатерине Александровне.

В середине декабря в Клубе юных волонтеров школьной службы примирения города Москвы прошла очередная встреча, в которой приняли участие подростки и кураторы школьных служб примирения столичных образовательных организаций. Встреча проходила в гостеприимных стенах ГБОУ СОШ № 1285 и была посвящена теме вклада волонтеров в создание доброжелательной, бесконфликтной, позитивной атмосферы в школе. Оказалось, что тема актуальна как для взрослых, так и для самих ребят.

В начале встречи специалист по связям с общественностью Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы Марина Архипова взяла у ребят интервью, в ходе которого они делились опытом проведения восстановительных программ. Их воодушевление, уверенность в собственных силах, радость, с которой они рассказывали о первых успехах, говорили об активном стремлении создать в школе дружный коллектив, в котором не было бы ссор и непонимания.




Следующая встреча Клуба запланирована на февраль 2018 года. Клуб – это неформальное пространство, где волонтеры школьных служб примирения Москвы могут встречаться, обсуждать текущие вопросы, обмениваться информацией, с интересом общаться. Членами клуба могут быть все волонтеры школьных служб примирения. Ждем вас!​

На встрече с участниками мы поговорим о том, кто такие учащиеся-волонтеры школьной службы примирения, чем они занимаются и что могут сделать для того, чтобы в школе было комфортно и безопасно всем.

Участники: кураторы и учащиеся-волонтеры школьных служб примирения

Ведущие: специалисты ГБУ ГППЦ ДОНМ

Место проведения: онлайн площадка ГБУ ГППЦ ДОНМ

Время: с 15.00 до 16.30

Встреча посвящена практической работе, направленной на укрепление навыков посредничества в разрешении конфликтных ситуаций в среде ровесников и на развитие навыков грамотной коммуникации, помогающей предупреждать и разрешать конфликты.

Участники: кураторы и волонтеры школьных служб примирения

Время: с 15.00 до 17.30

Участники: кураторы и волонтеры школьных служб примирения

Время: с 15.00 до 18.00

Встреча посвящена знакомству с новыми участниками Клуба, практической работе, направленной на развитие навыков конструктивного взаимодействия, реагирование на трудные жизненные ситуации, с которыми подростки сталкиваются ежедневно в школе: как грамотно ответить на грубость и поддержать того, кого обижают рядом с тобой.

Участники: кураторы и волонтеры школьных служб примирения

Время: с 15.00 до 18.00

Участники: кураторы и волонтеры школьных служб примирения

Адрес: город Москва, улица Вишнёвая, д.20, к.1

Время: с 15.00 до 17.30


Сведения об образовательной организации

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Образование

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и меры поддержки обучающихся

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема (перевода)

Доступная среда

Международное сотрудничество

Государственная итоговая аттестация

Взаимодействие с субъектами внешнего окружения

Межведомстаенные профилактические Акции

Школьная служба примирения

Удовлетворенность качеством образования

Кто был на сайте?

Представьтесь пожалуйста

Сведения об образовательной организации

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Образование

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема (перевода)

Удовлетворенность качеством образования

Школьная служба примиренияс

Школьная служба примирения

.
"Умный успешно выходит из ситуаций,
в которые мудрый не попадает"


Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, обучающихся.

В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.

Школьная служба примирения предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Одним из способов разрешения проблем (конфликтов) является - медиация , которая лежит в основе школьной службы примирения.

Медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Школьной службы примирения - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей (законные представители), прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Задачи школьной службы примирения – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

От каждого из нас зависит,
будет ли наша школа безопасной.
Это, наверное, трудно, но все вместе,
каждый своим личным примером
может сделать нашу школу безопасной.


Школьная служба примирения создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.


Школьная служба примирения позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.


Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

​Школьная служба примирения это:
• Разрешение конфликтов силами самой школы.
• Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
• Профилактика школьной дезадаптации.
• Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

После обращения с каждым из участников конфликта будет организована встреча, для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, куратору школьной службы примирения проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
• каковы последствия ситуации для обеих сторон;
• каким образом разрешить ситуацию;
• как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

На встрече выполняются следующие правила:
• Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
• На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
• Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
• Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Куратор школьной службы примирения
Иксанова Вероника Римовна
социальный педагог школы
кабинет 311, тел. 8 (351) 772-84-84

Читайте также: