Совершенствование доу в ифнс

Обновлено: 28.06.2024


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Более точная оценка эффективности, которая способствовала бы выявлению проблем доступна при использовании таких количественных и качественных показателей, как:

– сумма поступлений налогов и сборов в бюджетную систему России на контролируемой территории — в целом и по видам бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов, начиная с 1 января 2017 года (момента передачи страховых взносов на администрирование ФНС);

– сумма, доначисленная инспекцией в ходе контрольной работы, — в целом и по видам бюджетов, государственные внебюджетные фонды, категорий налогоплательщиков (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), видам проверок (выездные и камеральные), характеру платежей (налоги, пеня, санкции);

– сумма, взысканная в бюджет по результатам контрольной работы;

– сумма недоимки и задолженности по налогам, пени и штрафам — всего и по видам бюджетов;

– количество налогоплательщиков, состоящих на учете, — всего и по отдельным категориям;

– темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года;

– количество выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции;

– удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства;

– сумма доначислений, приходящаяся на одну налоговую проверку, и т. п.

Проведенные масштабные исследования по оценке уровня издержек налогового администрирования и результативности территориальных налоговых инспекций вынуждены констатировать следующие негативные моменты:

– организация системы налоговых органов не в полной мере отвечает стоящим перед налоговой службой России задачам;

– чрезмерная сеть небольших налоговых инспекций, контролирующих незначительные суммы налоговых поступлений, приводит к существенному росту административных издержек, к увеличению соотношения административно-управленческого персонала к общему числу работающих;

– отсутствие типовых моделей организации районных налоговых инспекций с типовыми функциональными обязанностями затрудняет управление ими.


Рис. 1. Основные цели и задачи улучшения организации деятельности ИФНС

Одной из основных задач улучшения организации деятельности территориального налогового органа являлся переход от доминировавшей ранее структуры инспекции с ярко выраженной специализацией отделов по видам налогов к преимущественно функционально-ориентированным структурам инспекции.

Суть функционального подхода состоит в обеспечении рационального использования кадрового состава инспекций за счет углубленной специализации по выполняемым функциям.

Переход к унифицированной функциональной типовой организационной структуре территориальной инспекции, безусловно, сопровождается кардинальной перестройкой и перераспределением работы внутри инспекции, организацией типовых рабочих мест, созданием соответствующих инструкций на эти места, повышением требовательности к образовательной подготовке и переподготовке персонала. В унифицированной структуре можно выделить четыре функциональных блока, в каждый из которых входит по несколько отделов инспекции (рисунок 2).


Рис. 2. Унифицированная структура Инспекции ФНС России

Аналогично и с существующим в настоящее время Аналитическим отделом, который совмещает функции двух разных отделов. Наряду с проведением процедур по формированию налоговой отчетности, выяснению платежей, обеспечению составления прогноза и его исполнения, отдел также производит процедуры по взысканию задолженности, формированию инкассовых поручений, требований, и так далее. Такое объединение имело целью сократить расходы, однако результатом зачастую становится некорректное исполнение обязанностей специалистом, вынужденным знать специфику двух отделов.

Возможна оптимизация структуры районной налоговой инспекции путем сокращения численности центрального аппарата и перераспределения работников в районные инспекции.

Несомненно, что в России существует огромное количество чиновников. Полагаем, что проблема незавершенности и противоречивости законодательства заключается именно в обилии руководящих указаний, когда одни говорят одно, другие — нечто совершенно противоположное по смыслу. В этом заключается противоречие законодательных актов и прилагающихся к ним методических инструкций. Значительные финансовые средства регулярно уходят на бессмысленные реорганизации внутри налоговой системы, когда сегодня утверждается одна структура налоговой инспекции, завтра — совершенно иная, что приводит к огромной трате денежных и человеческих ресурсов.

Таким образом, необходимо свести до минимума всяческие надстроечные структуры в виде вышестоящих организаций. Основной орган, осуществляющий сбор, контроль над поступлением налоговых платежей, формирующий доходную часть государственной казны, — это налоговая инспекция, и задача государственных органов как федеральных, так и на местах, — всячески поддерживать эту структуру, а не чинить препятствия. Высвобожденную в результате сокращения численность работников вышестоящих организаций необходимо перераспределить в налоговые инспекции на местах. Это позволит усилить и укрепить профессионально региональные подразделения подготовленными кадрами.

Однако увеличение штатной численности работников налоговой службы должно сопровождаться ужесточением требований к потенциальным работникам налоговой службы. Следовательно, следующей задачей будет являться тщательный отбор специалистов по определенным критериям.

Прежде всего, должна проводиться всесторонняя проверка как личностных качеств будущего работника, так и его профессиональных знаний. Аналогичная процедура используется для приема в органы МВД. Необходим жесткий отбор с соблюдением определенных социально-психологических критериев, важнейшими из которых являются моральная устойчивость, честность, умение работать с людьми, доскональное знание специфики работы в налоговой сфере.

Жесткий отбор не отрицает, тем не менее, достаточно широкого круга претендентов. Не секрет, что в настоящее время налоговые органы многих регионов испытывают недобор работников на местах в связи с низкой заработной платой. Поэтому для того, чтобы выбрать достойного специалиста, следует сделать более привлекательными условия работы и ее оплаты. В этой связи необходимо осуществлять меры по дополнительному увеличению финансирования налоговой службы. Возможным путем решения этой проблемы на местном уровне смогло бы стать создание специального денежного фонда, в котором могли бы аккумулироваться проценты от сумм налоговых доначислений. Это явилось бы дополнительным стимулом в активизации проведения налоговых проверок.

Нельзя также забывать о важнейшем нюансе, который всегда присутствует в работе налоговой инспекции. Это — так называемый человеческий фактор. Низкая заработная плата, моральная нечистоплотность обусловливают низкие проверочные показатели. В этой связи, как вариант для проведения качественных достоверных выездных налоговых проверок можно предложить межрегиональный обмен работниками отделов выездных проверок. Следует также применять и традиционные методы воздействия: материальную заинтересованность работников, меры административного воздействия, вплоть до увольнения для налоговых инспекторов, замеченных в фактах коррупции, взяточничестве и т. д.

Таким образом, все указанные выше мероприятия при их реализации будут способствовать более рациональной и эффективной работе налоговых инспекций, совершенствованию деятельности специалистов, а в целом — более полному, своевременному пополнению доходов государственной казны.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая инспекция, вид бюджетов, инспекция, налоговая служба, государственная казна, жесткий отбор, заработная плата, контрольная работа, налоговая отчетность, Октябрьский район.

Читайте также: