Структура практических занятий в школе

Обновлено: 30.06.2024

Практическое занятие в вузе: виды, формы, цель и задачи, структура

Чтобы найти престижную работу после вуза, нужно не только слушать умных лекторов, но и ходить на практические занятия. О них и пойдет речь в сегодняшней статье. Читайте и узнаете, какие цели и задачи решают практические занятия в университете и какие их виды и формы существуют.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Практическое занятие в вузе: что это такое

Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.

Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.

Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.

Лекция & практическое занятие

Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.


Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.

Виды практических занятий в вузе

Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.

Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:

  • индивидуальная самостоятельная работа;
  • решение контрольных робот и проверочных упражнений; ; и эксперименты;
  • учебные дискуссии;
  • круглые столы;
  • групповые семинарские занятия;
  • исследовательские практикумы;
  • решение проблемных кейсов;
  • деловые игры;
  • обучающий тренинг.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.


Решение кейсов предполагает групповую работу

Формы проведения практических занятий в вузе

Различаются не только виды, но и формы практических занятий в вузе. Особое разнообразие внесла пандемия и тотальный переход на дистанционное обучение. Теперь практические занятия могут проходить в следующих формах:

По месту проведения По форме выполнения
аудиторные; индивидуальные;
онлайн-занятия (дистанционные); работа в малых группах;
частично аудиторные. коллективные.
Преподаватель выбирает вид и форму практического занятия, учитывая сложность учебного материала, общую подготовку студентов и цели обучения. В некоторых вузах учащиеся сами могут принимать активное участие в разработке данного типа занятий.

Цели и задачи практических занятий в вузе

Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.

Цель практического занятия в вузе

Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:

  • научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
  • показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
  • развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
  • привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
  • заложить основы критического мышления;
  • научить решать практические задачи;
  • сформировать основные принципы профессиональной этики;
  • развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.


Лабораторная работа по химии в вузе

Задачи практических занятий в вузе

Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:

  • использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
  • применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
  • искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
  • проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
  • подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
  • решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
  • изучать правила и нормы профессиональной этики;
  • делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.

Структура практического занятия в вузе

Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:

  1. Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
  2. Заявление темы, целей и задач практического задания.
  3. Подробное объяснение практического задания.
  4. Методические указания по его выполнению.
  5. Ответы на дополнительные вопросы.
  6. Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
  7. Формирование команд, если это групповая форма работы.
  8. Непосредственное выполнение задания.
  9. Сдача готовых работ или презентация результатов.
  10. Подведение финальных итогов.
  11. Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.


Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи

Как подготовиться к практическому занятию в вузе

Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:

  • изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
  • повторить правила и значимые формулы;
  • решить большое количество типовых задач;
  • просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
  • подготовить тезисы для своего выступления;
  • изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
  • почитать правила и методические рекомендации;
  • выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.

Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

практическаое занятие - форма учебного занятия, на котором организуется детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формсирует умения , навыки и освоение кромпетенций.

Практические занятия. Методика подготовки и проведения.

Практические занятия (греч prakticos -деятельный) - форма учебного занятия, на котором организуется детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач.

В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов

Практические и лабораторные занятия получили распространение в университетском образовании усилиями МВ Ломоносова лекция нашла сочетание с практическими занятиями и научно-исследовательской работой.

Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:

- углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

- формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

- развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые;

- развития самостоятельности и т.д.

Основные формы и методы активного обучения

Под активными методами обучения понимают способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых:

стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах,

выработать оптимальное решение,

Активные формы занятий – это формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют:

разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем),

активному взаимодействию обучаемых и преподавателя,

живому обмену мнениями, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение.

Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов.

Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Методы активного обучения:

– диалоговый; – игровой;
– исследовательский;
– модульный;
– опорных сигналов;
– критических ситуаций;
– метод проектов.

Эти и другие методы активного обучения делятся на две группы: а) имитационные; б) неимитационные. А имитационные, в свою очередь, – на игровые и неигровые.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запоминается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.

Наиболее результативным является сочетание трех основных компонентов:

1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).
2. Избранный метод (методы) проведения занятий.
3. Соответствующая ему форма (формы).

Для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий (в особенности практических), а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы обучаемых.

Сценарий занятия – это комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый преподавателем. Он представляет собой схематическое описание содержания темы (ее основные проблемы и структуры) и процесса его развертывания в деятельности обучаемых с указанием времени, методологических способов и средств исполнения.

В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает:

– целевые установки обучаемым на самостоятельную работу;
– методические рекомендации;
– основную литературу, необходимую для подготовки;
– проблемные задачи и задания;
– вопросы для самоконтроля обучаемых.

Таким образом, единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов.

Проблемно-ситуационные методы обучения -

Ведущее место в этом занимает проблемная лекция. В ходе ее чтения имеет место двухсторонняя мыслительная деятельность – преподавателя и обучаемых.
Структура главной части проблемной лекции может быть следующей:

– формирование проблемы;
– поиск ее решения;
– доказательство правильности решения;
– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены.

В ходе лекции применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, проблемная лекция в отличие от традиционной учит обучаемых думать.

б) Модульный метод. Группы СПО

Модуль представляет собой определенный объем знаний учебного материала, а также перечень практических навыков, которые должен получить обучаемый для выполнения своих функциональных обязанностей.

Основным источником учебной информации в модульном методе обучения является учебный элемент, имеющий форму стандартизированного пакета с учебным материалом по какой-либо теме или с рекомендациями (правилами) по отработке определенных практических навыков.

Учебный элемент состоит из следующих компонентов:

– точно сформулированной учебной цели;
– списка необходимой литературы (учебно-методических материалов, оборудования, учебных средств);
– собственно учебного материала в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;
– практического задания для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу;
– контрольной работы, соответствующей целям, поставленным в данном учебном элементе.

Путем набора соответствующих учебных элементов формируется учебный модуль на основании требований конкретной темы или выполняемой работы.

Цель разработки учебных модулей заключается в расчленении содержания каждой темы на составляющие элементы в соответствии с военно-профессиональными, педагогическими задачами, определяемыми для всех целесообразных видов занятий, согласовании их по времени и интеграции в едином комплексе.

Порядок проведения занятий модульным методом и его преимущество по сравнению с традиционным обучением рассмотрим на примере проведения занятий по тактическим дисциплинам.

Последовательность работы:

1. На первом занятии читается установочная лекция с включением проблемных вопросов. При этом излагаются не все требования руководящих документов, а лишь главные, ставятся задачи с точным указанием, что должны обучаемые знать и уметь в результате изучения данной темы. Каждый из них получает отпечатанный опорный конспект в виде блок-схемы содержания лекции. Это освобождает обучаемых от необходимости конспектировать все излагаемые в ней вопросы. Таким образом, время на изучение программного материала сокращается на 40%, и у преподавателя появляется возможность прямо на лекции обсуждать с обучаемыми проблемные вопросы, контролировать качество усвоения темы.

После лекции на самостоятельной подготовке обучаемые обычно за час успевают изучить указанные в задании источники, а также материал, специально разработанный преподавателем и изданный типографским способом.

2. Второе занятие организуется как самостоятельная работа под руководством преподавателя. В течение двух часов обучаемые изучают источники и материалы.

в) Метод анализа конкретных ситуаций.

Процедура проведения семинара с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы:

I этап: введение в изучаемую проблему:

ориентировать обучаемых на предмет предстоящего разговора,

II этап: определение условий проведения семинара и постановка вопросов.

Учебная группа делится на несколько подгрупп, работающих над ситуационными задачами, подученными от преподавателя

III этап: групповая работа над ситуацией.

IV этап: групповая дискуссия.

Преподаватель также после обсуждения каждого блока вопросов делает вывод по итогам дискуссий, выделяет лучшие ответы, оценивает работу подгрупп.

V этап: итоговая беседа.

Подводится итог коллективной работы над ситуацией. Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Дается окончательная оценка работы всех групп.

г) Метод случаев.

Цель его – оформить умение применять на практике полученные обучаемыми ранее знания и закрепить основные понятия по предмету.

Занятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части.

1-я фаза – передача и изучение обучаемыми информации, касающейся данного случая. Информация дается посредством печатного текста, который преподаватель раздает и, определив время для его изучения, следит за тем, чтобы обучаемые изучили его самостоятельно.
2-я фаза – имеет целью формирование у обучаемых умения определять, какой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями.
3-я фаза – нахождение главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии должно сложиться общее мнение о том, какая проблема является главной.
4-я фаза – выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы. Результатом явится составленная модель задания.
5-я фаза – принятие общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии.
6-я фаза – принятие решений по главным и второстепенным проблемам.

Этот метод, называемый иногда мозговым штурмом, разработан а США в 1930-е годы, как метод коллективного генерирования новых идей первоначально в научных коллективах, а впоследствии при обучении в вузах.

Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время.

д) Пражский метод.

Последовательность работы может быть следующей:

– учебная группа (15–20 человек) разбивается на подгруппы по 5–6 обучаемых. Подгруппа из своего состава выбирает руководителя;
– преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения;
– работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя;
– после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;
– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;
– окончательный итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность (степень правильности) групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних – преподаватель.

Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.

Игровые методы обучения

Активные методы обучения делятся на две группы: имитационные и неимитационные, а первые, а свою очередь, – на игровые и неигровые. В группу имитационных игровых методов входят: деловые игры; ролевой тренинг или разыгрывание ролей; стажировка в определенной должности; управленческие игры и разновидности других игр.

Для всех перечисленных методов активного обучения рассмотрим игровые методы.

Деловая игра – это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.

В системе активного обучения обычно используются пять модификаций деловой игры:

– имитационные;
– операционные;
– исполнение ролей;
– метод инсценировки;
– психодрама и социодрама.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария.

В его содержание входят:

– учебная цель занятия;
– описание изучаемой проблемы;
– обоснование поставленной задачи;
– план деловой игры;
– общее описание процедуры игры;
– содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Как правило, каждая игра включает несколько этапов: подготовительный, вводную часть, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов, в комплексных деловых играх характерны три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

а) Бригадно-ролевой метод

Суть его состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучаемых, передав им часть обязанностей преподавателя.

Можно также предложить следующую методику проведения занятий с использованием этого метода: при подготовке к семинарскому, практическому или классно-групповому занятию обучаемые разбиваются на пятерки, члены которых исполняют несколько ролей – рецензента, докладчика, задающего вопросы и отвечающего на них, и секретаря семинара.

Готовятся пятерки по всем вопросам, выносимым на занятия, но основное внимание они концентрируют на том вопросе, который пошел по распределению между пятерками.

б) Индивидуально-коллективный метод

Сущность метода состоит в следующем. В начале занятия или накануне его учебная группа разбивается на три равные по количеству человек подгруппы: А, Б и В. Порядок разбивки может быть: по списку; по столам; произвольный.

В каждой подгруппе выбирается лидер (капитан), и подгруппы рассредоточиваются в аудитории (учебном классе).

Преподаватель объявляет тему, учебные цели и порядок проведения занятия. Иногда тема может быть объявлена заранее. Обучаемые, используя подготовленные учебные материалы (литературу, ТСО, наглядные учебные материалы и т. д.), в течение отведенного времени (примерно двухчасового времени и до 70–75% четырехчасового занятия) изучают материалы по заданной теме.

По истечении времени каждая подгруппа формирует вопросы по существу изложенного материала в письменном виде. Количество вопросов оговаривается заранее (как правило, три–шесть). По готовности вопросов или по истечении времени подгруппы по часовой стрелке передают их друг другу по схеме: А–Б–В–А.

Подгруппы, получившие вопросы, готовят на них ответы также в письменной форме и по их готовности снова по часовой стрелке передают следующим подгруппам на рецензию.

Аналогично подгруппа А рецензирует работу подгрупп Б и В, а подгруппа Б–В и А. Все рецензии выполняются письменно.

На заключительном этапе занятия все рецензенты (например, подгруппа В) производят защиту своих рецензий, а так как зачастую не все оппоненты (подгруппы А и Б) согласны с ними, возникает дискуссия, в ходе которой выясняется существо рассматриваемых вопросов, вырабатываются умения мыслить научно, отвлекаться от стереотипных суждений, использовать в ходе поиска правильные и ошибочные мнения других. Руководит дискуссией и направляет ее ход преподаватель, но активность ее ведения принадлежит непременно обучаемым.

Индивидуальные оценки, если необходимо, каждому обучаемому выставляют капитаны подгрупп. При подведении итогов занятия преподаватель делает краткий разбор действий и решений, принятых обучаемыми, обращая внимание прежде всего на альтернативность и даже многовариантность решений по одному вопросу.

Кроме того, следует отметить активность отдельных обучаемых или подгрупп, вскрыть ошибки и недостатки самостоятельной работы и коллективного разбора, расставить приоритеты, внести коррективы в индивидуальный стиль делового общения, оценить умение говорить, слушать, защищать свои решения и т. п.

Таким образом, обучаемые в ходе занятия, проводимого данным методом, изучают материалы, готовят по нему вопросы, отвечают на них, рецензируют и защищают рецензии – все это обеспечивает многократные индивидуальные и коллективные действия их в процессе усвоения материала, что позволяет достичь глубоких и прочных знаний.

Современные классификации дидактических методов.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.

Традиционно выделяют три основных вида методов обучения:


1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.


2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.


3) Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Классификация методов обучения

По источнику передачи и восприятия учебной информации

Н.М.Верзилин, Е.И.Перовский, Е.Я Голант, Д.О.Лордкипанидзе

По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения М.А. Данилов, Б.П.Есипов

По уровню самостоятельности мышления и степени познавательной активности обучающихся

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

По логике передачи и восприятия информации

По форме взаимодействия преподавателя и обучающихся

Словесный (рассказ, беседа, лекция, объяснение, работа с технической и справочной литературой, инструктирование).

Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, ставить перед обучающимися познавательные проблемы, разъяснять пути их решения.

Способствует развитию абстрактного мышления.

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) (объяснение, рассказ в сочетании с демонстрацией, показом, наблюдением).

Применим в случаях, когда:

учебный материал имеет преимущественно информативный описательный характер, достаточно сложный для самостоятельного усвоения, является принципиально новым;

у обучающихся отсутствуют опорные знания и умения для самостоятельной поисковой деятельности.

Индуктивный метод от частного к общему.

Применим в случаях, когда учебный материал носит преимущественно фактический характер или содержит понятия, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений (при изучении технических устройств, выполнении практических заданий, при решении многих математических и физических задач).

Слабость: требует больше времени для изучения нового материала, в меньшей мере способствует развитию абстрактного мышления.

Словесные – рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, пересказ, теле и звукозапись.

Наглядные – демонстрация наглядных пособий, наблюдение.

Практические – упражнение, тренинг, опыты, самостоятельная работа по алгоритму.

Наглядный (наблюдение, иллюстрации, демонстрации).

Способствует развитию наглядно-образного мышления, возбуждает интерес к обучению, положительно влияет на эмоциональную сферу деятельности обучающихся.

Формирование умений и навыков, применение знаний на практике (опыты, эксперименты, упражнения, игра, трудовые действия).

Репродуктивный (упражнения, действия по алгоритму (инструкции).

Обеспечивает ускоренное и прочное освоение учебного материала.

Способствует быстрому формированию практических умений и навыков.

Позволяет непосредственно управлять учебным процессом, выявлять типичные ошибки и оперативно ориентировать обучающихся на их устранение.

Дедуктивный метод – от общего к частному.

Применим особенно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Способствует более быстрому прохождению материала, активнее развивает абстрактное мышление

Слабость: сложен для усвоения учебного материала обучающимися с преобладающим наглядно-действенным или конкретно-образным мышлением.

Методы активного обучения

неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, имитационные тренинги);

игровые (деловые, ролевые, дидактические организационно-деятельностные игры).

Практический (опыты, ЛПР, эксперименты, упражнения, деловые учебно-производственные игры, выполнение учебно-производственных работ и решение других производственно-технических задач).

Обеспечивает закрепление, совершенствование знаний, формирование умений и навыков их применения.

Способствует укреплению связи теории и практики.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков (индивидуальный и фронтальный опрос, устные и письменные зачёты и экзамены, тестовый контроль и т.д.).

Проблемный (проблемное изложение).

Применим в случаях, когда:

1) содержание учебного материала:

связано с выявлением причинно-следственных связей между фактами, явлениями, процессами;

не является принципиально новым, логически продолжает ранее изученное;

доступно для самостоят. поисковой деятельности;

2) обучающиеся имеют опорные знания и умения, основу, базу для самостоятельных поисковых действий.

Частично-поисковый (эвристический) (эвристическая беседа, анализ учебного материала, анализ конкретной ситуации).

Исследовательский (исследовательские задания, индивидуальные и групповые проекты).

Способствует более осмысленному и самостоят. овладению знаниями и усилиями, развитию творческого отношения к делу, активности, самостоят-ти, сознательности.

практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

Рефлексивный (мини сочинения, эссе, самоанализ, самооценка).

Мыследеятельностный (метод ассоциаций, мозговой штурм, аукцион идей).

Смыслотворческий (кейс-метод, разбор ситуаций, интерактивная беседа).

Типы и виды занятий в соответствии с ФГОС

Типы учебных занятий – это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов занятий. Дидакты считают, что классифицировать типы занятий нужно по признаку их основной дидактической цели. Исходя из этого, можно указать следующие типы занятий и их структуру:

1. Усвоение новых знаний и способов действия

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия.

Первичная проверка понимания.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Комплексное применение знаний и способов действия

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- в знакомой ситуации (типовые);

- в изменённой ситуации (конструктивные).

Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Актуализация знаний и способов действия

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия:

- с целью подготовки к контрольному уроку;

- с целью подготовки к изучению новой темы.

Применение знаний и способов действия в новой ситуации.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Систематизация и обобщение знаний и способов действия

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия.

Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы).

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Контроль знаний и способов действия

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Комбинированное занятие.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

Первичная проверка понимания.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Вид занятия – это форма его организации (проведения).

На каждом этапе занятия формы организации учебной деятельности различны, поэтому, вид занятия определяется по той форме проведения, на которую отводится большее время. Формы организации учебной деятельности могут быть объединены. Например, беседа с элементами самостоятельной работы, лекция с демонстрацией наглядных пособий и т.д.

Лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная).

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.

Беседа, дискуссия, обсуждение с элементами самостоятельной работы.

Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут).

Конференция, пресс-конференция (тематическая, обзорная, заключительная).

Решение задач (познавательных, профессиональной направленности), выполнение упражнений.

Лабораторная, практическая, самостоятельная, контрольная работа.

Игра (деловая, ролевая).

Учебная экскурсия (вводная, текущая, заключительная).

Исследование (теоретическое, практическое) обучающихся.

Классификация и структура типов, видов занятия и методов обучения.

Типы занятий, их структура

Визы занятий (методы обучения)

1. Структура занятия усвоения новых знаний и способов действия

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия.

Первичная проверка понимания.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий (информационный)

Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный)

Беседа, объяснение (репродуктивный)

2. Структура занятия комплексного применения знаний и способов действия (урок закрепления).

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- в знакомой ситуации (типовые);

- в изменённой ситуации (конструктивные).

Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий; упражнения (репродуктивный, частично поисковый с элементами исследования)

3. Структура занятия актуализации знаний и способов действия (урок повторения).

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия:

- с целью подготовки к контрольному уроку;

- с целью подготовки к изучению новой темы.

Применение знаний и способов действия в новой ситуации.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Изложение или объяснение, самостоятельной работы (информационный, поисковый)

Самостоятельная работа, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый)

4. Структура занятия систематизации и обобщения знаний и способов

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия.

Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы).

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Опрос (фронтальный, индивидуальный…)

Объяснение и самостоятельная работа (лекции с фрагментами фильмов и др.)

Беседа, дискуссия (репродуктивный, частично-поисковый)

5. Структура занятия контроля знаний и способов действия

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Беседа, объяснение (репродуктивный, информационный).

Семинар, круглый стол, дискуссия, обсуждения, контрольная работа (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный с элементами исследовательского)

6. Структура комбинированного занятия.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

Первичная проверка понимания.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный)

Различные сочетания словесного, наглядного и практических методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский)

Современные классификации дидактических методов.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.

Традиционно выделяют три основных вида методов обучения:


1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.


2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.


3) Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Классификация методов обучения

По источнику передачи и восприятия учебной информации

Н.М.Верзилин, Е.И.Перовский, Е.Я Голант, Д.О.Лордкипанидзе

По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения М.А. Данилов, Б.П.Есипов

По уровню самостоятельности мышления и степени познавательной активности обучающихся

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

По логике передачи и восприятия информации

По форме взаимодействия преподавателя и обучающихся

Словесный (рассказ, беседа, лекция, объяснение, работа с технической и справочной литературой, инструктирование).

Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, ставить перед обучающимися познавательные проблемы, разъяснять пути их решения.

Способствует развитию абстрактного мышления.

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) (объяснение, рассказ в сочетании с демонстрацией, показом, наблюдением).

Применим в случаях, когда:

учебный материал имеет преимущественно информативный описательный характер, достаточно сложный для самостоятельного усвоения, является принципиально новым;

у обучающихся отсутствуют опорные знания и умения для самостоятельной поисковой деятельности.

Индуктивный метод от частного к общему.

Применим в случаях, когда учебный материал носит преимущественно фактический характер или содержит понятия, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений (при изучении технических устройств, выполнении практических заданий, при решении многих математических и физических задач).

Слабость: требует больше времени для изучения нового материала, в меньшей мере способствует развитию абстрактного мышления.

Словесные – рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, пересказ, теле и звукозапись.

Наглядные – демонстрация наглядных пособий, наблюдение.

Практические – упражнение, тренинг, опыты, самостоятельная работа по алгоритму.

Наглядный (наблюдение, иллюстрации, демонстрации).

Способствует развитию наглядно-образного мышления, возбуждает интерес к обучению, положительно влияет на эмоциональную сферу деятельности обучающихся.

Формирование умений и навыков, применение знаний на практике (опыты, эксперименты, упражнения, игра, трудовые действия).

Репродуктивный (упражнения, действия по алгоритму (инструкции).

Обеспечивает ускоренное и прочное освоение учебного материала.

Способствует быстрому формированию практических умений и навыков.

Позволяет непосредственно управлять учебным процессом, выявлять типичные ошибки и оперативно ориентировать обучающихся на их устранение.

Дедуктивный метод – от общего к частному.

Применим особенно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Способствует более быстрому прохождению материала, активнее развивает абстрактное мышление

Слабость: сложен для усвоения учебного материала обучающимися с преобладающим наглядно-действенным или конкретно-образным мышлением.

Методы активного обучения

неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, имитационные тренинги);

игровые (деловые, ролевые, дидактические организационно-деятельностные игры).

Практический (опыты, ЛПР, эксперименты, упражнения, деловые учебно-производственные игры, выполнение учебно-производственных работ и решение других производственно-технических задач).

Обеспечивает закрепление, совершенствование знаний, формирование умений и навыков их применения.

Способствует укреплению связи теории и практики.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков (индивидуальный и фронтальный опрос, устные и письменные зачёты и экзамены, тестовый контроль и т.д.).

Проблемный (проблемное изложение).

Применим в случаях, когда:

1) содержание учебного материала:

связано с выявлением причинно-следственных связей между фактами, явлениями, процессами;

не является принципиально новым, логически продолжает ранее изученное;

доступно для самостоят. поисковой деятельности;

2) обучающиеся имеют опорные знания и умения, основу, базу для самостоятельных поисковых действий.

Частично-поисковый (эвристический) (эвристическая беседа, анализ учебного материала, анализ конкретной ситуации).

Исследовательский (исследовательские задания, индивидуальные и групповые проекты).

Способствует более осмысленному и самостоят. овладению знаниями и усилиями, развитию творческого отношения к делу, активности, самостоят-ти, сознательности.

практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

Рефлексивный (мини сочинения, эссе, самоанализ, самооценка).

Мыследеятельностный (метод ассоциаций, мозговой штурм, аукцион идей).

Смыслотворческий (кейс-метод, разбор ситуаций, интерактивная беседа).

Типы и виды занятий в соответствии с ФГОС

Типы учебных занятий – это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов занятий. Дидакты считают, что классифицировать типы занятий нужно по признаку их основной дидактической цели. Исходя из этого, можно указать следующие типы занятий и их структуру:

1. Усвоение новых знаний и способов действия

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия.

Первичная проверка понимания.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Комплексное применение знаний и способов действия

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- в знакомой ситуации (типовые);

- в изменённой ситуации (конструктивные).

Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Актуализация знаний и способов действия

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия:

- с целью подготовки к контрольному уроку;

- с целью подготовки к изучению новой темы.

Применение знаний и способов действия в новой ситуации.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Систематизация и обобщение знаний и способов действия

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия.

Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы).

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Контроль знаний и способов действия

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Комбинированное занятие.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

Первичная проверка понимания.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Вид занятия – это форма его организации (проведения).

На каждом этапе занятия формы организации учебной деятельности различны, поэтому, вид занятия определяется по той форме проведения, на которую отводится большее время. Формы организации учебной деятельности могут быть объединены. Например, беседа с элементами самостоятельной работы, лекция с демонстрацией наглядных пособий и т.д.

Лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная).

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.

Беседа, дискуссия, обсуждение с элементами самостоятельной работы.

Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут).

Конференция, пресс-конференция (тематическая, обзорная, заключительная).

Решение задач (познавательных, профессиональной направленности), выполнение упражнений.

Лабораторная, практическая, самостоятельная, контрольная работа.

Игра (деловая, ролевая).

Учебная экскурсия (вводная, текущая, заключительная).

Исследование (теоретическое, практическое) обучающихся.

Классификация и структура типов, видов занятия и методов обучения.

Типы занятий, их структура

Визы занятий (методы обучения)

1. Структура занятия усвоения новых знаний и способов действия

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия.

Первичная проверка понимания.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий (информационный)

Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный)

Беседа, объяснение (репродуктивный)

2. Структура занятия комплексного применения знаний и способов действия (урок закрепления).

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- в знакомой ситуации (типовые);

- в изменённой ситуации (конструктивные).

Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий; упражнения (репродуктивный, частично поисковый с элементами исследования)

3. Структура занятия актуализации знаний и способов действия (урок повторения).

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия:

- с целью подготовки к контрольному уроку;

- с целью подготовки к изучению новой темы.

Применение знаний и способов действия в новой ситуации.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Изложение или объяснение, самостоятельной работы (информационный, поисковый)

Самостоятельная работа, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый)

4. Структура занятия систематизации и обобщения знаний и способов

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Актуализация знаний и способов действия.

Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы).

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Опрос (фронтальный, индивидуальный…)

Объяснение и самостоятельная работа (лекции с фрагментами фильмов и др.)

Беседа, дискуссия (репродуктивный, частично-поисковый)

5. Структура занятия контроля знаний и способов действия

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Беседа, объяснение (репродуктивный, информационный).

Семинар, круглый стол, дискуссия, обсуждения, контрольная работа (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный с элементами исследовательского)

6. Структура комбинированного занятия.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

Первичная проверка понимания.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный)

Различные сочетания словесного, наглядного и практических методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский)

Читайте также: