Гусман де альфараче краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Содержание романа несложно. Сын парикмахера и проститутки, закончивших свою жизнь на эшафоте, Паблос мальчиком поступает в услужение к молодому дворянину дону Диего. Вместе с ним он проходит через ад голодного существования в пансионате лиценциата Кабры, а затем вместе со своим господином перебирается в Саламанку, где тот обучается разным наукам. Паблос же бездельничает и проказничает, причем раз от разу злее. Прогнанный со службы за свои проделки, Паблос попадает в компанию профессиональных нищих, орудующих в испанской столице, оказывается в тюрьме и освобождается оттуда с помощью взятки. Некоторое время он благоденствует, выдавая себя за знатного дворянина, но разоблачение обмана вновь повергает его на дно: невольный участник убийства полицейского-альгуасила, он вторично оказывается в тюрьме и лишь чудом спасается от казни и обретает свободу. Присоединившись к бродячей актерской труппе, он добирается до Севильи и решает покинуть родину, отправившись в заокеанские колонии Испании.

Огромное структурное значение в плутовском романе вообще и в книге Кеведо в частности получил мотив дороги, странствий. В этом нашли отражение реальные изменения в социальной жизни Испании XVI—XVII вв. Уже давно отошла в прошлое патриархальная замкнутость существования, вся страна как будто покинула насиженные места и пустилась в странствие по белу свету в поисках фортуны. Перед глазами читателя проходят профессиональные нищие, лакеи-плуты, забияки-студенты, респектабельные дамы и девицы легкого поведения, судейские крючкотворы, нищие идальго и служители бога. Над всеми властвует всесильный случай. Но сквозь хаос случайностей прорывается ощущение железной закономерности происходящего, все более отчетливо просматривается ось, вокруг которой кружатся в хороводе все персонажи: эта ось — деньги. И оказывается, что перед силой денег равны и нищие и знать: удачливый пикаро имеет все шансы породниться с высокородными господами, будь у него в кошельке золотые дублоны, а отпрыски знатных семей пополняют ряды профессиональных плутов и попрошаек, как только у них за душой не остается ничего более осязаемого, чем былая слава предков. Фигура нищего дворянина дона Торибио вырастает в символ Испании, выставляющей напоказ крахмальные воротники, но одетой в лохмотья, которые едва прикрывают тело.

Так, например, первый видный исследователь эстетики барокко Г. Вельфлин датирует эпоху барокко в римском изобразительном искусстве приблизительно 1520-1630 гг., считая кульминацией 1580-е годы. Испанское же барокко в большинстве случаев определяют как явление XVII в. А. Хаузер рассматривает барокко в тесной взаимосвязи с классицизмом и выделяет в качестве самостоятельной фазы, предшествовавшей барокко, маньеризм как общеевропейский придворно-аристократический стиль, который примыкает в большей мере к светскому Ренессансу, чем к серьезному и религиозному барокко. Высказывалось даже мнение, что классицизм является лишь одним из вариантов барокко. К тому же необходимо учитывать, что в разных видах искусства (живопись, архитектура, литература) характерные черты барокко не обязательно совпадают.

Однако испанское барокко от средневековья отделяют несколько столетий. Развивавшийся на протяжении этих столетий Ренессанс преобразовал все человеческое сознание, заложил его новые основы. Человек эпохи барокко – это представитель нового времени; в его познании мира и философии жизни ренессанс оставил глубокие следы. Эстетика барокко совпадает со средневековой лишь по внешней схеме. Ее содержание иное, в ней имеется целый ряд явлений, которые в средневековой эстетике либо отсутствовали, либо имели более узкое значение. Одним из них оказалась риторика.

С одной стороны, она направлена от романа к окружающему миру, она – диалог, показ и убеждение, а с другой стороны, она – монолог, углубление и анализ. Постоянное обращение главного персонажа (повествователя) к читателю или к воображаемому собеседнику демонстрирует направленность и коммуникативность массового искусства барокко. Но в то же время на протяжении всего романа происходит разговор главного персонажа с самим собой, его самоанализ, самовыражение.

Монологическая риторика, созданная Алеманом, не только оказала влияние на последующие романы эпохи барокко, но и является, по-видимому, предшественником монологических структур в современном романе.

Эмблема – это всегда образ морального содержания, воплощённый в конкретно-материальной форме концепт. Как и аллегория или басня, она является идеей, абстрактным обобщением, которое представляется в качестве эмпирического примера, функция ее всегда дидактичная, поучительная, она рассчитана на широкую публику. Средневековая аллегория была иллюстрацией определенной религиозной доктрины или догматической концепции. Каждый материально-природный образ имел свое точное идейное соответствие. Средневековая эмблема была отражением сознания неподвижного, иерархического общества. Поэтому в Ренессансе эмблематика нередко подвергалась критике со стороны гуманистов.

Гусман де Альфараче. Часть первая - img_3.jpg

I. Два знаменитых героя

II. Творец образа пикаро

Алеман слушал лекции на медицинском факультете Саламанки и Алькала-де-Энарес (где учится и Гусман), но экзамена на звание лиценциата, вероятно, не сдал из-за смерти отца. Тяжелое материальное положение семьи заставляет его вернуться в 1568 году в Севилью, где он берет взаймы крупную сумму у одного капитана с обязательством жениться на некоей донье Каталине де Эспиноса (опекуном которой был его заимодавец) и вернуть долг в течение года. Деньги, однако, были вскоре растрачены, и, оказавшись перед выбором между долговой тюрьмой и женитьбой, юный Алеман предпочитает последнее.

Матео Алеман - Гусман де Альфараче. Часть первая

Матео Алеман - Гусман де Альфараче. Часть первая краткое содержание

Гусман де Альфараче. Часть первая - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Гусман де Альфараче. Часть первая

Фото
Фото
Фото

I. Два знаменитых героя

II. Творец образа пикаро

Алеман слушал лекции на медицинском факультете Саламанки и Алькала-де-Энарес (где учится и Гусман), но экзамена на звание лиценциата, вероятно, не сдал из-за смерти отца. Тяжелое материальное положение семьи заставляет его вернуться в 1568 году в Севилью, где он берет взаймы крупную сумму у одного капитана с обязательством жениться на некоей донье Каталине де Эспиноса (опекуном которой был его заимодавец) и вернуть долг в течение года. Деньги, однако, были вскоре растрачены, и, оказавшись перед выбором между долговой тюрьмой и женитьбой, юный Алеман предпочитает последнее.

Читайте также: