Буллинг в школе семинар

Обновлено: 02.07.2024

Буллинг – это болезнь детской личности. Почему сегодня наша школа способствует развитию травли между учениками?

– Правильно я понимаю, что цель агрессии в человеческом буллинге – это подавить слабого?

– Скорее самоутвердиться за счет другого, и желательно безнаказанно. Объектом травли может быть и слабый, и вовсе не слабый человек. А вот инициатор травли – личность нездоровая, явно незрелая. Поэтому повсюду, где собираются психологически незрелые личности, вероятен буллинг.

Еще в 1914 году в Австрии состоялся первый конгресс, посвященный школьным суицидам и насилию. Проблема возникла, когда в Австро-Венгрии ввели обязательное среднее образование, того требовала растущая индустриализация экономики. Образование, казалось бы, должно улучшить жизнь общества, но в школах прошла волна насилия и суицидов. Власти, обеспокоенные этим явлением, обратились тогда к Фрейду. И он сказал, что школа – это место, где всегда были и будут возникать случаи агрессии, насилия, суицидов, потому что именно здесь сконцентрировались незрелые еще пока личности.

Поэтому, кстати, педагогика – очень опасная профессия. В незрелом детском обществе обязательно должны быть взрослые, которые бы помогали детям найти способы выхода из сложных ситуаций, могли бы сделать школу безопасной, чтобы она стала ученикам вторым домом. Взрослые отвечают за психологически безопасную атмосферу в школе.

– Как отличить буллинг от конфликта?

– Они похожи внешне, сразу не разберешь – подростки меряются силами или происходит травля. Конфликт сам по себе – вещь хорошая и нужная. Только в конфликтах укрепляется личность, человек вынужден учиться справляться со сложными ситуациями: анализировать, учитывать другого человека, принимать решения, согласовывать их со своей совестью и т.д. Но в конфликте нет ничего угрожающего сломом личности, а в буллинге есть.

Буллинг ничего не укрепляет и не развивает, только разрушает. Если перед нами буллинг, то должны будут проявиться следующие особенности: первое – жертва слабее тех (того), кто травит. Во-вторых, наносимый вред воспринимается жертвой остро, вызывая чувство беспомощности. В-третьих, все это происходит длительное время. В наших исследованиях обнаружено два типа буллинга: начинающийся (до полугода) и по-настоящему опасный, который может привести к суициду, – более полугода.

– Буллинг каким-то образом изменился за последние годы?

– Сам буллинг остается все тем же самым, но к традиционным способам травли добавились новые. Интернет помог его распространению и сохранению безнаказанности.

– Распространенность буллинга каким-то образом связана с социальным положением тех, кто травит и жертвы?

– Со времен первых международных мониторингов исследователя Дэна Олвеуса (к сожалению, Россия в них никогда не попадала) данные о распространенности буллинга не изменились: частота встречаемости буллинга не зависит от экономического уровня развития страны, школы, региона.

Все-таки инициируют буллинг дети с личностными расстройствами. Это такое эмоциональное нарушение, которое затрагивает многие сферы личности и отличается особой бесчувственностью к страданиям других людей. Формируется расстройство рано, уже к шести годам, поэтому, к сожалению, буллинг есть и в детском саду. Оно формируется из-за не очень или совсем неправильного воспитания в семье.

– Он может появиться где угодно и когда угодно, например в очень хорошей школе, в классе прекрасного педагога, как вспышка. Но это же не инфекционное заболевание, потому о его биологической заразности говорить не верно. Но если дети видят, что в их школе учителя беспомощны или равнодушны к буллингу, он начинает расширяться.

– Значит, все зависит от учителей?

– Учитель – очевидно, главная фигура в школе вообще, не директор, не родители, а учителя. Если учитель занят не отчетами и формальными документами, а может найти время, чтобы поднять глаза на живых детей, что он и должен вообще-то делать, тогда он заметит неблагополучие и отнесется к увиденному всерьез. И тогда он остановит буллинг, когда только первые его ростки стали заметны, не на стадии суицида жертвы, как можно раньше. С тех пор как в Америке и Европе стали исследовать буллинг и с тех пор как правительства большинства стран, которые считают себя правовыми государствами, недвусмысленно выразили свою позицию к буллингу на уровне президентов и парламентов, он стал уменьшаться. Значительное уменьшение случаев буллинга мы наблюдаем в тех странах, где 1) о буллинге знают и учатся его замечать, 2) есть согласованная позиция: буллинг – это зло, где проводятся антибуллинговые мероприятия и кампании. Тогда взрослые – и администрация, и учителя выучены тому, что к каждому подобному случаю нужно относиться серьезно. Способность распознать это опасное явление на самых ранних стадиях формируется у будущих учителей еще на уровне педуниверситетов.

– Что делать школе для предотвращения подобных случаев?

И есть еще один тревожный факт – выстроенная сегодня система образования не поддерживает тему борьбы с буллингом. Школа, где есть случаи буллинга, получает низкие баллы в региональных рейтингах. Попал ребенок в комиссию по делам несовершеннолетних – школа автоматически теряет баллы. К чему это приводит? Это мотивирует администрации школ не выносить сор из избы и закрывать глаза на подобные вещи у себя в коллективе. Руководство системы образования должно думать об этом: учебные заведения они подобными вещами просто подставляют.

– Есть еще такая тема – буллинг учителей. Я понимаю, что это отдельная тема разговора, но пару слов и об этом.

Увы, эта тема (самопознание в профессиональной подготовке педагога), как и тема учительского буллинга, пока полностью закрыта в нашей стране. Она была гораздо более открытой ранее, даже в 90-е годы, трудные для страны. Я вижу в этом одно из пятен реформ системы образования.


Содержимое разработки

Буллинг в школе: принципы и практики предотвращения в образовательной среде. ТРАВЛЕ-НЕТ!

Буллинг в школе: принципы и практики предотвращения в образовательной среде.

  • Цель буллинга – за агрессией скрыть свою неполноценность

В ситуациях школьной травли участвуют: Только агрессор и жертва Агрессор, жертва, свидетели Только дети Дети, учителя, другие взрослые, оказавшиеся в курсе происходящего

В ситуациях школьной травли участвуют:

Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли агрессора являются:

Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли жертвы являются:

  • Тревожное расстройство, социальная тревога, депрессия

2 . Повышение социальных навыков, личностное развитие

3. Психосоматические заболевания, суицидальные мысли,

4. Сниженная школьная успеваемость, выпадение из учёбы

Если вы увидели, что один ребёнок издевается над другим, толкает его, а вокруг собрались наблюдатели, вы должны : 1. Бежать за администрацией 2. Подойти и остановить агрессию, пресечь физический и зрительный контакт между агрессором и жертвой 3. Заставить свидетелей разойтись 4. Оставить свидетелей и прекращать агрессивный эпизод 5. Ссылаться на устав школы и законодательство страны 6. Стыдить агрессора, ссылаться на страдание жертвы

Если вы увидели, что один ребёнок издевается над другим, толкает его, а вокруг собрались наблюдатели, вы должны :

1. Бежать за администрацией

2. Подойти и остановить агрессию,

пресечь физический и зрительный контакт

между агрессором и жертвой

3. Заставить свидетелей разойтись

4. Оставить свидетелей и прекращать агрессивный эпизод

5. Ссылаться на устав школы и законодательство страны

6. Стыдить агрессора, ссылаться на страдание жертвы

После эпизода, когда один ребёнок издевается над другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим, вам нужно: Поскорее забыть о произошедшем Похвалить детей за попытки остановить происходящее Проинструктировать детей: кого позвать и кому рассказать потом, что можно сделать самим (попросить прекратить агрессию) 4. Не вмешиваться в ситуацию 5. Провести беседу о том, что такое поведение в школе недопустимо

После эпизода, когда один ребёнок издевается над другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим, вам нужно:

  • Поскорее забыть о произошедшем
  • Похвалить детей за попытки остановить происходящее
  • Проинструктировать детей: кого позвать и кому рассказать потом, что можно сделать самим (попросить прекратить агрессию)

4. Не вмешиваться в ситуацию

5. Провести беседу о том, что такое поведение в школе недопустимо

Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) 3 САМЫХ ВЫСОКИХ И 3 САМЫХ НИЗКИХ ПОКАЗАТЕЛЯ Самые низкие показатели имеют Скандинавские страны, где есть антибуллинговые программы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания .

Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) 3 САМЫХ ВЫСОКИХ И 3 САМЫХ НИЗКИХ ПОКАЗАТЕЛЯ

Самые низкие показатели имеют Скандинавские страны, где есть антибуллинговые программы:

Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания .

Специфика буллинга Агрессивность Преднамеренность Неравенство – затрагивает весь класс Всегда требуется защита и помощь пострадавшим, обидчикам и свидетелям. Имеет негативные последствия для всех участников

  • Агрессивность
  • Преднамеренность
  • Неравенство – затрагивает весь класс
  • Всегда требуется защита и помощь пострадавшим, обидчикам и свидетелям.
  • Имеет негативные последствия для всех участников

Агрессор: внимание, смех, одобрение, подражание, страх, авторитет.

Проф. Дан Ольвеус: норвежский педагог и психолог, профессор в университете Бергена (Норвегия)

ФОКУС НА ВСЕЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ Эффективно решать проблему с детьми до 12 лет !

  • простых правила о буллинге:
  • Мы не будем запугивать других.
  • Мы постараемся помочь школьникам, над которыми издеваются.
  • Мы постараемся включить тех, кто остался за бортом.
  • Если мы знаем, что над кем-то издеваются, мы сообщим взрослым.

Повышенный надзор взрослых за местами, где практикуется буллинг.

Оценка буллинга – опросник.

Что может учитель? не игнорировать, пресекать, развивать идеи недопустимости травли, вовлекать родителей , развивать уважение, взаимопомощь. Алгоритм работа с классом: Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию (травля – это…) Дать оценку: недопустимость и неприятие вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются 3. Обозначить травлю как общую проблему надо решать вместе 4. Сформулировать выбор и личный вклад каждого участвую, не участвую, интересно 5. Принятие или обращение к правилам класса

Что может учитель? не игнорировать, пресекать, развивать идеи недопустимости травли, вовлекать родителей , развивать уважение, взаимопомощь.

Алгоритм работа с классом:

  • Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию
  • Дать оценку:
  • недопустимость и неприятие
  • вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются

3. Обозначить травлю как общую проблему

4. Сформулировать выбор и личный вклад каждого

5. Принятие или обращение к правилам класса

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЮ СВЕРСТНИКОВ

Рефлексивный экран 1. Было интересно… Было трудно… Я понял, что… 2. Теперь я могу… Я приобрел… У меня получилось … 3. Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…


-75%

Мы с вами поговорим вообще что такое буллинг и чем но опасен.

Разберем жертв и буллеров, особенности участников травли.

И самый главный и актуальный вопрос, что делать педагогу?

Как решать проблемы травли в школе?

Ну что же такое буллинг?

Буллинг – это от английского булли – хулиган драчун, задира и означает оно, что один человек или несколько лиц систематически физически или психологически издеваются над другим человеком.

Есть еще понятие мобинг, буллинг и гиберуллинг.

Мобинг – это когда толпа преследует одного человека.

Кибербуллинг – это такое новое явление, когда издевательства происходит в интернет пространстве.

Булинг – общее понятие это систематические издевательства одного лица или группы над другим человеком.

В буллинге всегда происходит неравенство сил агрессора и жертвы, как правило, у жертвы нет ни друзей, ни защитников, а у агрессора как раз вся мощь и всё на стороне агрессора. И эти издевательства и насмешки обязательно повторяются, т.е. систематически и постоянны это буллинг, а единичный случай это не буллинг это конфликт. Конфликты у нас бывают у всех, что - то не поделили, поругались, потом помирились - это просто конфликт. Иногда это сложно различить, но это нужно уметь делать, чтобы работать с этим явлением.

Вот ответьте мне, пожалуйста, на вопрос. Как вы думаете к, чему может привести буллинг и какие последствия, как вы считаете?

Да школьное насилие оно буквально ломает личность, прежде всего жертвы и его последствия сказываются во взрослой жизни человека. У них возникают, какие - то невротические расстройства, неуверенность в себе, им сложно будет устроиться на работу во взрослой жизни и часто они остаются одиночками, но не только жертвы испытывают трудности также наблюдатели и агрессоры.

Виды буллинга:

Физический - это понятно да, тут пинки драка и т.д.

Психологический - это обзывания клички оскорбления слухи и т.д.

Экономический - это вымогательство отбирание денег порча вещей.

Кибербуллинг - это когда атака происходит в интернете.

Участники травли и их особенности.

Мы с вами рассмотрим:

-буллер или агрессор

-пассивные участники, т.е. сторонники

- Жертвами травли может стать любой человек, кто угодно, это не обязательно крупные двоечники, но и крупные отличники, любимчики учителе, дети с дефектами, маленькие, толстые, маменькины сыночки, ябеды, дети немеющие крутые телефоны, дети плохо обеспеченных родителей и т.д. Важно знать жертвой буллинга может стать любой человек и в любом возврате и даже в любой стране мира. И важно помнить, что никогда нет причин для травли в самом ребенке это причина в самой группы. И поэтому очень важно помнить, что ребёнок ни в чём не виноват, что на него идёт травля.

-Буллер агрессор. Считается, что буллером становятся дети интеллектуально недоразвитые из неблагополучной семьи, дети которые ведут себя неадекватно и т.д.. Но это не так, буллерами могут стать не только из неблагополучных семей, также из состоятельных семей это могут быть и бывшие жертвы, над которыми издевались это дети которых бьют и унижают дома. Это дети, которых дома любят и слишком превозносят над другими и чаще всего агрессоры сознательно выбирает себе жертв и совершают такие поступки, они желают получить конкретный результат и исходя из этого можно выделить мотивы буллеров:

- Скучающий буллер он себя так развлекает, через агрессию, он придает смысл и ценность своего пребывания в школе.

-Властолюбивый буллер – самоутверждается, за счет унижений других

-Мстивый буллер – он мстит, т.е. может он раньше был жертвой и теперь он мстит из-за ранее пережитых несправедливостей.

- Пассивные участники травли это те, кто примыкают к лидеру, это могут быть его друзья, соратники или просто быть рядом агрессором, чтобы не стать жертвой. Это обычно те дети, которые боятся противостоять лидеру, боятся оказаться на месте жертвы, пытаются стать частью большинства, может быть просто, кто - то развлекается (пойдем, посмотрим, что там ха-ха-ха как интересно). Сюда же относятся дети, которые привыкли к насилию дома.

Ну, дальше у нас НАБЛЮДАТЕЛИ. Это дети, которые не наносят удар, они не обижают, не оскорбляют, не снимают на видео, как сейчас это модно, да, но они видят эту травлю, в тоже время не одобряют эту травлю, но в то же время ничего не говорят и не предпринимают, т.е. это не мое дело. Часто именно из этой категории дети, которые все - таки решаются рассказать учителю или дома родителям, что - то не так.

Есть еще и ЗАЩИТНИКИ, но именно в ситуации травли, как правило, защитников не бывает, потому что если есть защитник, то это уже превращается в конфликт, который как то можно решить, а вот травля это как раз когда нет защиты, это один против всех или все против одного. В травле так таковых защитников и нет, если они были бы, то не так и страшно было бы.

Как же определить наличие буллинга?

Да очень сложно определить конфликт это или же травля? Педагогу сложно, потому что он занят процессом обучения, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и еще куча бумаг, нужно много всего успеть, тут действительно бывает, что поднять голову сложно, сложно понять, что происходит, но и травля обычно происходит не заметно, либо на переменах или когда идут домой.

Поэтому тут показателями могут быть обращения родителей, что его ребенка обижают это первое, и обращение других детей, которые видят эту травлю и могут рассказать. Если же никаких обращений не поступает, то вам помогут признаки буллинга, которые должны насторожить учителя:

Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу

Нечастый депрессивный вид

У него нет друзей

Никто не хочет с ним сидеть за одной партой

Ребенок является постоянным объектом шуток и юмора

Его никуда не зовут, к нему никто не ходит, не разговаривают

На переменах всегда один.

Причиной буллинга может быть что угодно, это манера говорить, манера поведения, внешний вид, а вот в целом, конечно же, буллингу сопутствует агрессивная среда в школе и дома, если дома рукоприкладство это норма считается, если в школе все друг друга обижают и это считается нормально. Если поощряется насилие учителем в целях дисциплины или учитель начинает выделять какого - то ребенка, кому то относится пренебрежительно, то собственно сам учитель, даже не осознавая и не контролируя себя, делит класс на потенциальных агрессоров и жертв. И получается такая дисфункциональная группа (класс). Когда целями класса является не дружба, не совместная учеба, а целями становится насилие, причинение вреда друг другу. К сожалению, такие учителя есть.

Можно считать буллинг это незакономерный процесс взросления. И это не нормально и это настоящее насилие. Нельзя оставлять жертву с буллером один на один. И очень важное и самое главное, что надо понимать об этом, что травля это болезнь и это болезнь целого класса. И это не болезнь одного человека. И если класс не следить за чистотой отношений, и любую болезнь нужно лечить.

Как работать с классом?

Во 1-х. это надо признать и назвать это явление, не отмахиваться а сказать себе да в классе идет травля и взять на себя ответственность за прекращение этой ситуации. (нужно привлекать учителей, психологов, родителей, администрацию).

Во 2-х. это поговорить с классом. Назвать явление, чтобы все учащиеся знали да, что в классе идет травля. И почему это надо сделать, потому что дети часто не осознают, что происходит травля, насилие . Младшие школьники и средние это у них называется (да это мы играем, да мы просто подразнили, ничего такого) и они должны узнать от взрослого, когда делают больно физически и эмоционально другому человеку, то это насилие и это недопустимо. И это называется травля или буллинг. И иногда очень важно описать ситуацию со стороны жертвы. Представите себя на месте жертвы.

В-3-х дальше авторитетному педагогу нужно дать оценку происходящему, объяснить классу, что мы все разные, у нас у всех есть недостатки, различия, но это не значит, что можно травить друг- друга.

5 шаг - нужно пригласить психологов, что бы проводились тренинги.

6 шаг, когда вы уже в классе видите, динамику положительную и роли уже смещены тот же агрессор уже становится спасателем, да самое время сформировать вместе новые правила в классе и написать эти правила для классного уголка. Главное правильно сформулировать эти правила, что бы было понятно, например:

у нас никто не выясняет отношение с кулаками,

у нас не оскорбляют, друг друга у нас не смотрят спокойно, когда дерутся, у нас разнимают,

уважать друг друга, называть по именам ит.д.

7 шаг - самый важный это не бросить, класс проделав такую работу. Нужно проводить мониторинг и поддерживать позитивные изменения класса. Суть должна заключаться в том, что класс должен постоянно получать заинтересованный интерес от авторитетного педагога и по-прежнему, что бы считала победу над травлей своим общим делом.

Обязательно создавать возможность, что бы каждый ученик мог проявить себя в классе. Что бы роли менялись. Обязательно помимо учебы, чтобы проводились, какие ни будь мероприятия ит.д.

Важно что бы каждый ребенок мог проявить себя. Важно в каждом ребенке выявить положительные качества, что бы он мог себя, в чем ни будь проявить и быть лидером. И вот это такая общая работа с классом.

Конечно же, нужно вовлекать всех тут и родителей, учителей, администрацию, психолога, социального педагога. Ответственность, конечно, берет больше классный руководитель.

Но если агрессия стала нормой, и зашло очень далека, то нужно обращаться в КДН или даже в полицию, чтобы это прекратить. В школах должны организовываться школьные службы примирения.

Профилактика буллинга в школе:

-правильная команда педагогов (т.е. это такой педагог, который не только знает свой предмет, но и может эффективно работать в группе, зная групповую динамику, знает, какие группы есть в классе, как обучать детей положительному взаимодействию, организовать досуг ит.д.)

Буллинг – это болезнь детской личности. Почему сегодня наша школа способствует развитию травли между учениками?

– Правильно я понимаю, что цель агрессии в человеческом буллинге – это подавить слабого?

– Скорее самоутвердиться за счет другого, и желательно безнаказанно. Объектом травли может быть и слабый, и вовсе не слабый человек. А вот инициатор травли – личность нездоровая, явно незрелая. Поэтому повсюду, где собираются психологически незрелые личности, вероятен буллинг.

Еще в 1914 году в Австрии состоялся первый конгресс, посвященный школьным суицидам и насилию. Проблема возникла, когда в Австро-Венгрии ввели обязательное среднее образование, того требовала растущая индустриализация экономики. Образование, казалось бы, должно улучшить жизнь общества, но в школах прошла волна насилия и суицидов. Власти, обеспокоенные этим явлением, обратились тогда к Фрейду. И он сказал, что школа – это место, где всегда были и будут возникать случаи агрессии, насилия, суицидов, потому что именно здесь сконцентрировались незрелые еще пока личности.

Поэтому, кстати, педагогика – очень опасная профессия. В незрелом детском обществе обязательно должны быть взрослые, которые бы помогали детям найти способы выхода из сложных ситуаций, могли бы сделать школу безопасной, чтобы она стала ученикам вторым домом. Взрослые отвечают за психологически безопасную атмосферу в школе.

– Как отличить буллинг от конфликта?

– Они похожи внешне, сразу не разберешь – подростки меряются силами или происходит травля. Конфликт сам по себе – вещь хорошая и нужная. Только в конфликтах укрепляется личность, человек вынужден учиться справляться со сложными ситуациями: анализировать, учитывать другого человека, принимать решения, согласовывать их со своей совестью и т.д. Но в конфликте нет ничего угрожающего сломом личности, а в буллинге есть.

Буллинг ничего не укрепляет и не развивает, только разрушает. Если перед нами буллинг, то должны будут проявиться следующие особенности: первое – жертва слабее тех (того), кто травит. Во-вторых, наносимый вред воспринимается жертвой остро, вызывая чувство беспомощности. В-третьих, все это происходит длительное время. В наших исследованиях обнаружено два типа буллинга: начинающийся (до полугода) и по-настоящему опасный, который может привести к суициду, – более полугода.

– Буллинг каким-то образом изменился за последние годы?

– Сам буллинг остается все тем же самым, но к традиционным способам травли добавились новые. Интернет помог его распространению и сохранению безнаказанности.

– Распространенность буллинга каким-то образом связана с социальным положением тех, кто травит и жертвы?

– Со времен первых международных мониторингов исследователя Дэна Олвеуса (к сожалению, Россия в них никогда не попадала) данные о распространенности буллинга не изменились: частота встречаемости буллинга не зависит от экономического уровня развития страны, школы, региона.

Все-таки инициируют буллинг дети с личностными расстройствами. Это такое эмоциональное нарушение, которое затрагивает многие сферы личности и отличается особой бесчувственностью к страданиям других людей. Формируется расстройство рано, уже к шести годам, поэтому, к сожалению, буллинг есть и в детском саду. Оно формируется из-за не очень или совсем неправильного воспитания в семье.

– Он может появиться где угодно и когда угодно, например в очень хорошей школе, в классе прекрасного педагога, как вспышка. Но это же не инфекционное заболевание, потому о его биологической заразности говорить не верно. Но если дети видят, что в их школе учителя беспомощны или равнодушны к буллингу, он начинает расширяться.

– Значит, все зависит от учителей?

– Учитель – очевидно, главная фигура в школе вообще, не директор, не родители, а учителя. Если учитель занят не отчетами и формальными документами, а может найти время, чтобы поднять глаза на живых детей, что он и должен вообще-то делать, тогда он заметит неблагополучие и отнесется к увиденному всерьез. И тогда он остановит буллинг, когда только первые его ростки стали заметны, не на стадии суицида жертвы, как можно раньше. С тех пор как в Америке и Европе стали исследовать буллинг и с тех пор как правительства большинства стран, которые считают себя правовыми государствами, недвусмысленно выразили свою позицию к буллингу на уровне президентов и парламентов, он стал уменьшаться. Значительное уменьшение случаев буллинга мы наблюдаем в тех странах, где 1) о буллинге знают и учатся его замечать, 2) есть согласованная позиция: буллинг – это зло, где проводятся антибуллинговые мероприятия и кампании. Тогда взрослые – и администрация, и учителя выучены тому, что к каждому подобному случаю нужно относиться серьезно. Способность распознать это опасное явление на самых ранних стадиях формируется у будущих учителей еще на уровне педуниверситетов.

– Что делать школе для предотвращения подобных случаев?

И есть еще один тревожный факт – выстроенная сегодня система образования не поддерживает тему борьбы с буллингом. Школа, где есть случаи буллинга, получает низкие баллы в региональных рейтингах. Попал ребенок в комиссию по делам несовершеннолетних – школа автоматически теряет баллы. К чему это приводит? Это мотивирует администрации школ не выносить сор из избы и закрывать глаза на подобные вещи у себя в коллективе. Руководство системы образования должно думать об этом: учебные заведения они подобными вещами просто подставляют.

– Есть еще такая тема – буллинг учителей. Я понимаю, что это отдельная тема разговора, но пару слов и об этом.

Увы, эта тема (самопознание в профессиональной подготовке педагога), как и тема учительского буллинга, пока полностью закрыта в нашей стране. Она была гораздо более открытой ранее, даже в 90-е годы, трудные для страны. Я вижу в этом одно из пятен реформ системы образования.

Читайте также: