Профилактика травматизма на занятиях по физической культуре в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культуры.

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, администрации , медицинских работников. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит к травмам.

ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА

Причины методического характера

Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

Выполнение сложных, незнакомых упражнений;

Занятие без разминки или недостаточной разминки;

Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

Причины организационного характера

Отсутствие должной квалификации у учителя;

Проведение занятия без преподавателя;

Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;

Нарушение правил врачебного контроля;

Неблагоприятные метеорологические условия.

Остановлюсь на условиях, созданных в лицее, для предупреждения травматизма у детей. Как и во всех российских школах, в лицее введен третий час физкультуры. Во второй половине дня работают такие кружки, секции, студии как: баскетбол, волейбол , полиатлон, работает тренажерный зал. В секциях физкультурно-оздоровительной направленности охвачено 178 учеников из 640 учеников школы, в студиях, кружках художественно- эстетической направленности – 120 человек. При этом часть детей занимается в кружках и секциях той или другой направленности. На основании анкетирования родителей прошлого учебного года 40% детей занимается в спортивных кружках и секциях (городских и лицейских). Однако, часть детей не посещает кружки, секции, которые направлены на укрепление своего здоровья. Стиль жизни ребёнка формируется в его семье. Задача родителей научить своих детей физической культуре собственным примером: утренняя гимнастика, спортивные игры на свежем воздухе, лыжные прогулки зимой, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм. Всё это способствует повышению мотивации ребёнка к здоровому образу жизни. Физическая культура в школе призвана повысить культуру здоровья учащегося, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития юного организма. Урок физической культуры — самый травм опасный урок в школе. Для предупреждения спортивных травм учащихся, родители должны знать состояние здоровья своего ребёнка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры. Для обеспечения санитарно-гигиенических норм на уроке физкультуры, родителям необходимо напомнить своему ребёнку о его поведении по окончании урока: обязательно снять спортивную форму (во избежание простудных заболеваний), сменить носки и обувь (с целью предупреждения опрелости и потёртости ног).Ещё одним важным условием снижения травматизма на уроках физической культуры является соблюдение правил техники безопасности. Родители должны напоминать своему ребёнку, чтобы он был особенно внимателен и дисциплинирован на уроках физической культуры, точно выполнял все команды учителя и правила техники безопасности. Многие практически здоровые учащиеся плохо защищены от социально- психологических стрессов, подвержены аллергореакциям, переутомляются в школе и не восстанавливаются за ночной отдых. Правильная организация режима дня ребенка и контроль родителей за его соблюдением улучшат работоспособность школьника и снизят риск бытового и спортивного травматизма. Избыток веса у школьника также, как и недостаток массы тела, может привести к нарушению обмена веществ, атрофии мышц, что способствует травматизму на уроках физической культуры. Физическое воспитание учащихся важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Родители должны способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Всё это способствует мобилизации у школьников жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации движений и т.п.), таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и в своих силах.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:

К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил техники безопасности на занятиях;

при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;

аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале.

Профилактика детского травматизма и несчастных случаев с обучающимися - одна из задач, стоящих перед педагогическими работниками при осуществлении образовательной деятельности. В настоящее время специалистами отмечается рост травматизма обучающихся, в том числе со смертельным исходом, как на уроках физической культуры, так и при проведении мероприятий физкультурно-оздоровительного характера в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная организация).

Мероприятия по профилактике детского травматизма в образовательных организациях должны носить комплексный характер и быть направлены на предупреждение и устранение факторов риска с учетом особенностей психофизиологического развития детей разного возраста и состояния их здоровья.

К основным причинам травматизма во время занятий физической культурой и спортом относятся:

-организационные недостатки при проведении занятий, в том числе ошибки в методике проведения занятий, связанные с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствием индивидуального подхода, недостаточным учетом состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности обучающихся, несоответствие выбора средств обучения целям и задачам обучения, в т. ч. пренебрежительное отношение педагога к подготовительной части урока или занятия, неправильное обучение технике выполнения физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение;

-несоответствие спортивной материально-технической базы общеобразовательной организации, в том числе мест проведения занятий в зоне рекреации, естественных природных ландшафтов и других мест, требованиям СанПиН, правилам безопасности и видов спорта;

-нарушение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в образовательной организации;

-нарушение правил медицинского (врачебного) контроля в образовательных организациях;

-недостатки в организации административно-общественного контроля за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев в образовательной организации.

Причинами травм и несчастных случаев может стать также представление недостоверной информации со стороны родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей.

Обозначенные выше проблемы указывают на необходимость комплексного подхода к организации работы, направленной на снижение детского травматизма, основанной на конструктивной системе взаимодействия всех участников образовательных отношений: учителей, учащихся, родителей (законных представителей, администрации образовательной организации, что позволит повысить эффективность работы по предотвращению несчастных случаев.

Обязанности образовательной организации по охране здоровья обучающихся закреплены в статье 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Частью 1 статьи 43 Федерального закона определены обязанности обучающихся по выполнению требований устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, а также по сохранению и укреплению своего здоровья, физическому развитию и самосовершенствованию; уважению чести и достоинства других обучающихся и работников образовательной организации, бережному отношению к имуществу образовательной организации.

Важным документом, регулирующим деятельность образовательной организации, являются правила поведения (внутреннего трудового распорядка) для обучающихся и работников, которые разрабатываются с учетом мнения представителей всех участников образовательных отношений (статья 30 Федерального закона). Так, правила поведения для обучающихся целесообразно предварительно обсудить в классах (группах) в начальной, средней и старшей школе, определив при этом:

основные проблемы с дисциплиной и поведением обучающихся на уроках, спортивных занятиях, на переменах и внеурочных мероприятиях и недопустимость действий насильственного характера и проявления дискриминации;

действия обучающихся, учителей, психолога, руководителей и других работников образовательной организации, которые могут помочь избежать травм;

дисциплинарные и воспитательные меры в отношении нарушителей правил поведения и лиц, допускающих нарушения дисциплины.

Предложения от разных классов (групп) обобщаются и согласуются с органом государственно-общественного управления образовательной организации, созданным в соответствии с уставом образовательной организации.

При разработке правил внутреннего трудового распорядка для работников образовательной организации следует указывать нормы педагогической и трудовой этики и меры, которые будут предприняты руководством образовательной организации в отношении работников, допускающих несчастные случаи с обучающимися. Правила должны определять действия работников в случае, когда они узнают о несчастном случае с обучающимся во время образовательной деятельности.

Правила поведения в образовательной организации

Закрепление ответственности сотрудников образовательных организаций

Работа с родителями по профилактике детского травматизма и несчастных случаев на занятиях физической культуры и спорта.

Цель профилактической работы с родителями - объяснение рисков и возможности возникновения проблемных ситуаций, угрожающих здоровью и безопасности детей, повышение уровня информированности родителей по данной проблеме, обозначение правил, с которыми необходимо ознакомить ребенка в семье, организация совместных действий педагогов и родителей, повышающих эффективность принимаемых мер.

Основное направление работы - информационное, разъяснение необходимости постоянного внимания к состоянию здоровья детей, оперативного информирования педагогов о возможных проблемах или ухудшении состояния здоровья ребенка, обучение детей безопасному поведению, самоконтролю за самочувствием при выполнении физических нагрузок.

Формы организации работы с родителями образовательная организация определяет самостоятельно (анкетирование, тестирование, опрос; круглый стол родителей, педагогов, медицинских работников, психологов; совместные учебные проекты здоровьесберегающей направленности; педагогические советы с участием родителей; родительский лекторий; родительские конференции; семейные конкурсы; презентация опыта семейного воспитания по профилактике детского травматизма в средствах массовой информации; участие родителей в оформлении информационных уголков по профилактике травматизма в быту, на улице, в транспорте и др.).

Нормативные правовые документы, регламентирующие создание условий безопасности для здоровья и жизни обучающихся при осуществлении образовательной деятельности, а также при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

• Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

• приказ Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма у дошкольников Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма у дошкольников. Педагогическая ценность данного материала заключается в повышение.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ. Документы федерального и регионального уровня Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными.

Профилактика детского травматизма Детский травматизм кажется неизбежным злом, особенно в летний период — на каникулах тяжело контролировать ребенка и ограждать его от опасностей.

В этой консудьтации предстаывлен материал, для инструкторов по ф.к. Где расказывается о профилактике травматизма у детей на занятиях.

Оценить 782 0

Консультация

«Профилактика травматизма у детей при организации занятий спортом

Инструктор по ф.к

Каменский район, 2019 год

Детский травматизм, особенно на занятиях физкультурой и спортом, требует очень серьезного внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания. Положение дел с обеспечением безопасности воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях является серьезной проблемой.

Хотя спортивные травмы детей занимают не первое место в общей структуре травматизма, но по тяжести и по удельному весу переломов костей, других серьезных травм они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм.

Воспитатели, инструкторы по физической культуре должны учитывать, что детский организм отличается незавершенностью формирования скелета, слабостью связочного аппарата и мускулатуры, неустойчивостью нервной системы, поэтому повреждения часто приводят к тяжелым психологическим травмам, а в ряде случаев и к инвалидности. Профилактика травматизма у детей - важнейшая задача нашего времени, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры в ДОО.

Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных организациях на физкультурных занятиях

Нарушение правил организации занятий.

2. Нарушение методики проведения занятия.

3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды.

4. Отсутствие систематического врачебного контроля.

5. Недооценка значения страховки и помощи:

- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;

- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.

6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.

Физкультурный центр в группе

- развитие двигательного творчества детей; культуры и разнообразия движений;

- знакомство (до занятия) с пособиями и правилами пользования ими, разучивание упражнений и движений, что повышает эффективность предстоящих физкультурных занятий.

Требования к физкультурному центру:

физкультурный центр можно расположить в раздевалке или групповой комнате, там, где есть свободная стена, удаленная от окон и дверей, для отбивания мяча от стены, метания, набрасывания колец;

один или два раза в год менять место расположения центра;

периодически убирать не востребованное детьми оборудование, и затем вновь вносить;

в физкультурном центре должны учитываться:

возрастные и индивидуальные особенности детей;

состояние здоровья детей;

интересы детей (мальчики и девочки);

задачи образовательной программы ДОО.

Организация работы в физкультурном центре:

перед тем, как внести пособия, необходимо понимать, с какой целью это делается. Цель должна быть отражена в плане;

цели могут быть следующие: познакомить, обыграть, повторить, закрепить с усложнением;

после усвоения детьми правил пользования пособиями, можно решать задачи по воспитанию физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости;

необходимо иметь комплексы упражнений (картотеку), по подвижным играм, развитию основных движений, иллюстрации или альбомы о различных видах сорта;

дети должны знать и уметь рассказать, для чего нужен тот или иной снаряд, как им пользоваться, как он называется, для чего нужна страховка, как избежать травм при занятиях спортом;

При оформлении центра необходимо учитывать взаимо- сочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного центра важно учесть санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию, его размещению, хранению и безопасному использованию в помещении группы.

Проведение физкультурных занятий в зале.

На занятиях по физическому развитию инструктор по физической культуре или воспитатель обязаны обеспечить детям полную безопасность. Несоблюдение правил нередко приводит к травмам. Анализ большинства полученных травм свидетельствует о том, что они являются следствием:

- недооценки или неправильного использования приемов физической помощи и страховки;

- несоблюдения правил организации занятий;

- нарушения методики и структуры занятия (недооценка значения разминки);

- отсутствия регулярного медицинского контроля за здоровье детей;

- нерегулярной проверки качества физкультурного оборудования и ин­вентаря, а также отсутствия контроля за установкой спортивных снарядов;

- незнания физиологических особенностей организма детей, особенно в утренние часы.

Правила техники безопасности при выполнении упражнений детьми на физкультурных занятиях.

Во время физкультурного занятия инструктор по физической культуре должен:

контролировать в течение всего занятия соблюдение детьми правил безопасного поведения;

использовать рекомендации медицинского работника детского сада для регулирования нагрузки детей подготовительной группы;

использовать в разминке упражнения в соответствии сзадачами занятия;

применять на занятии упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки;

осуществлять контроль за безопасным выполнением упражнений, напоминать детям о правилах их выполнения:

нельзя ходить на внутренней стороне стоп;

нельзя приземляться на одну ногу при преодолении препятствия (высоты) с прямого разбега;

после длительного бега нельзя резко останавливаться;

при выполнении кувырка вперед нельзя становиться на голову;

нельзя становиться на мяч одной (двумя) ногами;

чередовать упражнения в ходьбе и беге, так как это является профи­лактикой сердечно - сосудистых заболевании;

во избежание гиподинамии обеспечить максимальную моторную плотность занятия;

использовать поддержку ребенка взрослым при соскоке после подтягивания на перекладине;

при делении группы на подгруппы учитывать физиологические, пси­хологические и физические особенности детей;

соблюдать рекомендации врачей по длительности освобождения ребенка от занятий физкультурой после перенесенного заболевания;

обучать детей правилам страховки и самостраховки;

при выполнении парных упражнений объединять детей примерно одного роста, веса и уровня подготовленности;

заканчивать занятие общим построением;

обеспечивать организованный выход детей из зала после занятия;

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Все оборудование и инвентарь, используемый детьми, должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать возрастным показателям детей. Все дети должны находиться в поле зрения педагога, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

Ответственными лицами за организацию работы по физическому воспитанию являются заведующий детским садом, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, воспитатель.

При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

Для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться правила организации занятия, требования к методике его проведения, соблюдение санитарно - гигиенических условий и безопасности при использовании спортивного оборудования и инвентаря.

1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 Г.МУРМАНСК 2016 г.

3. Цели и задачи:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Охрана жизни и здоровья детей;
2. Профилактика и предупреждение травматизма
дошкольников на занятиях по физической культуре;
3. Обучение приемам страховки, помощи,
самостраховки – основам обеспечения
безопасности дошкольников на занятиях по
физической культуре.

4. Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Основные причины травматизма детей в
дошкольных образовательных учреждениях на
физкультурных занятиях;
2.Предупреждение и профилактика травматизма
дошкольников;
3. Уточнение приемов страховки и помощи,
осуществляемой педагогом на занятиях по
физической культуре;
4. Обучение детей самостраховке - основам
безопасного поведения во время занятий по
физической культуре.

5. Причины травматизма. Способы профилактики и предупреждения травматизма.

ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА.
СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ И
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА.
1.Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды:
несоблюдение температурного режима, отсутствие вентиляции в
спортивном зале;
недостаточная освещенность;
неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен
одежда;
обувь на жесткой, скользкой подошве, несоответствующего
размера;
посторонние предметы на одежде или в карманах;
бусы, цепочки, тесемки на шее;
длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку
волосы у девочек;
очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке
резинкой;

2. Нарушение техники безопасности,
неудовлетворительное состояние мест занятий,
инвентаря, оборудования:
- размеры зала, несоответствующие количеству
занимающихся;
- неровность пола, неисправность коврового покрытия,
матов;
- неисправность снарядов, тренажеров, ненадежность
крепления, торчащие болты, шурупы;
- отсутствие заградительных устройств на окнах,
осветительных приборах;
- Отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой
медицинской помощи.

3. Нарушение правил организации занятий:
- нахождение детей в зале без присмотра
преподавателя;
- неорганизованный вход и выход детей из зала;
- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;
- недостаточные интервал и дистанция между детьми
при выполнении групповых упражнений;
- Неправильный выбор преподавателем места при
проведении занятия, когда часть детей находиться вне
поля зрения.

4. Нарушение в методике преподавания:
- Форсирование обучения сложным, связанным с
риском и психологическими трудностями для
ребенка, упражнением без достаточной его
подготовленности;
- Чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе
занятия, связанное с этим утомление,
приводящее к снижению концентрации
внимания;
- Излишнее эмоциональное перевозбуждение;

5. Недооценка значение страховки и помощи:
- Неправильная страховка или ее отсутствие
при выполнении сложных упражнений на
гимнастических снарядах, основных видах
движений;
- Отсутствие матов под снарядами и
тренажерами;

6. Отсутствие систематического врачебного
контроля:
- Чрезмерные нагрузки для детей, недавно
перенесших заболевания;
- Отсутствие систематической
диспансеризации детей;
- Отсутствие сведений о хронических
заболеваниях и травмах.

а) Требования безопасности перед началом
занятий:
- В спортивный зал приходить в спортивной
обуви и чешках;
- Снять с себя предметы представляющие
опасность: очки не закрепленные на затылке
резинкой; тесемки, бусы с шеи;
- В зал заходить организованно, не толкая
других детей;

б) Требования безопасности во время занятий:
- Внимательно слушать и четко выполнять
задание;
- Без разрешения взрослых не пользоваться
спортивным инвентарем и оборудованием;
- Внимательно относиться к ситуации и другим
участникам занятия;

в) Требования безопасности при выполнении
метания:
- Не бросать в сторону нахождения людей;
- Не пересекать зону метания;
- Не производить метание без разрешения
взрослого;
- После выполнения броска идти за снарядом
только с разрешения взрослого;
- Не передавать снаряд друг другу броском;

г) Требования безопасности во время бега:
- Бег врассыпную: бежать с небольшой скоростью; не
размахивать руками во время бега; не расталкивать,
бегущих рядом детей, а стараться уворачиваться от
столкновений; резко не останавливаться, не приседать, не
ложиться на пол, если упали, постараться, как можно
быстрее встать на ноги;
- Бег прямой: смотреть в направлении своего движения; не
останавливаться резко; не изменять резко направления
своего движения; не толкать в спину впереди бегущих, во
избежание столкновения с другими участниками,
необходимо замедлить скорость своего бега.

д) Требования безопасности во время проведения
эстафет:
- Не начинать эстафету без сигнала преподавателя;
- Выполнять эстафету по своей дорожке;
- После передачи эстафеты (правой рукой) встать в
конец своей команды;
- Не начинать эстафету до того, как впереди стоящий
игрок передал вам эстафету;
- Во время проведения эстафет не выходить из строя,
не садиться на пол, не залазить на спортивное
оборудование.

е) Требования безопасности во время игр с мячом:
- Соизмерять силу броска мячом в игроков;
- Не бросать мяч в голову;
- Не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;
- Прежде, чем бросать мяч, убедитесь, что партнер
готов к приему мяча;
- Не бить по мячу ногой;
- Не падать, не ложиться на пол, стараясь увернуться от
мяча.

ж) Требования безопасности при выполнении
прыжков в длину, спрыгивания со спортивных
снарядов:
- Прыжки в длину: прыгать на мягкое покрытие,
приземляться на пятки с перекатом на носки,
вынося руки и корпус вперед, во избежании
падения назад;
- Спрыгивание со спортивных снарядов: на
мягкое покрытие, на носки, на полусогнутые
ноги, вынося руки и корпус вперед, во
избежании падения назад.

з) Требование безопасности по окончанию
занятий:
- Организованно выйти из спортивного зала,
не толкая других детей;
- Снять спортивную форму и чешки;
- Вымыть руки с мылом;

Читайте также: