Канат для ходьбы в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, не задевая их; формировать устойчивое равновесие в ходьбе по уменьшенной площади опоры; повторить упражнения в прыжках.

1 часть. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег между предметами, поставленными врассыпную по всему залу. После непродолжительной ходьбы в колонне по одному педагог подает команду к ходьбе междy предметами, а затем к бегу между кеглями, поставленными в одну линию вдоль одной стороны зала. Упражнения в ходьбе и беге чередуются.

2 часть. Общеразвивающие упражнения с обручем.

1. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, обруч хватом с боков на груди. Обруч вперед, руки прямые; обруч вверх; обруч вперед; вернуться в исходное положение (4- 5 раз).

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч вниз. Обруч вверх; наклон вперед, коснуться ободом обруча пола; выпрямиться, обруч вверх, вернуться в исходное положение (4- 5 раз):

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч хватом с боков на груди. Поворот вправо (влево), руки прямые, вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка в обруче, руки вдоль туловища произвольно.

Прыжки на двух ногах в обруче на счет 1-8. Повторить 3 раза в чередовании с небольшой паузой.

Основные виды движений.

1. Равновесие-ходьба по канату: пятки на канате, носки на полу, руки на поясе. Повторить 3-4 раза. Длина каната или толстой веревки 2-2,5 м.

2. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед вдоль каната и перепрыгивая через него справа и слева (2-3 раза).

Два каната положены по двум сторонам зала параллельно друг другу.

Упражнения выполняются поточным способом в колонне по одному: ходьба по канату (в среднем темпе), затем переход к другому канату и выполнение прыжков вдоль каната на двух ногах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нетрадиционное использование спортивного инвентаря

Физкультурное занятие с канатом для детей

Программное содержание:

Упражнять в ползании с опорой на ладони и колени и прыжках;

Развивать ловкость, смелость, взаимопомощь у ребят;

Закреплять знания самомассажа

Оборудование : тонкий канат

Ход занятия:

Рук-ль : - Обезьянки, чтобы дойти до волшебной лианы, надо проделать долгий путь. А на пути нас могут подстерегать разные препятствия. Мы смелые обезьянки? Никто не испугается? Тогда пора в дорогу.

Построение в колонну .

Рук-ль: - Сначала мы пойдем по широкой дороге ( ходьба в колонне по одному ).

Внимание, обезьянки! Сейчас мы пойдем по дороге на которой много маленьких острых камешков ( ходьба на пятках, руки за голову ).

А сейчас у нас на пути растут кусты, надо нам через них пробраться ( ходьба в приседе ).

А теперь, обезьянки, надо пройти через джунгли, ветки у деревьев спускаются низко, надо их поднять, чтобы мы не зацепились ( ходьба на носках, руки вверх ).

Вот мы и выбрались на ровную дорогу, по которой побежим ( бег в среднем темпе).

Ну, вот мы уже почти пришли ( ходьба ).

Игровые задания.

Рук-ль : - Вот и волшебная лиана. Посмотрите, какая она длинная. С ней можно придумать много разных игр. ( Педагог предлагает детям придумать задания и выполнить их ).

Рук-ль: - А теперь обезьянки подошли к лиане и встали около неё, кому где нравится ( построение в шеренгу около каната)

Рук-ль: - Обезьянки, найдите себе друга! ( перестроение в колонну парами). Теперь вы поиграете со своим другом, но помните, что надо друг другу помогать, быть внимательными, не спешить и не потерять своего дружочка!

Рук-ль и его помощник натягивает канат над полом. Задания выполняются детьми в паре.

Рук-ль: - Наигрались, обезьянки? Погуляйте со своим другом по поляне ( ходьба, упражнения на восстановление дыхания). Давайте сделаем массаж: наши ноги и руки хорошо поработали, надо им тоже отдохнуть ( выполняются элементы общего массажа: дети поглаживают по очереди спину друг другу, самостоятельно поглаживают свои руки и ноги, выполняют похлопывания).

Вам понравилось быть обезьянками и играть с волшебной лианой? Но нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы снова превратитесь в мальчиков и девочек! А еще я хочу попросить вас придумать другие интересные игры, в которые могут играть обезьянки с волшебной лианой, и в следующий раз, когда мы с вами увидимся, то снова превратимся в обезьянок, и вы меня научите играть в эти игры.

Мало для кого канат является любимым снарядом. В детском спортивном комплексе его часто недооценивают, а зря. Это снаряд не только нужный, но и во истину замечательный. Мы ниже попробуем рассказать почему. Канат в комплексе используется не менее, чем четырьмя способами. (1) Как путь наверх или вниз (наверх к рукоходу и гнезду, или, наоборот способ быстро соскользнуть вниз оттуда), (2) Как качель (если он завязан узлом или петлей снизу), (3) Как промежуточный снаряд для перемещений по горизонтали (например, с лестницы Скрипалева через канат на кольца или трапецию), (4) Как средство для качания, когда ребенок сидит на удобном раскачивающемся снаряде, например, в гамаке и качается, подтягивая себя за канат руками.

Какие бывают канаты?


Основные способы лазанья по канату

Европейский способ


Девочка справа на фото только осваивает канат, она не захватила канат ступнями и "провалила" пятую точку, поэтому ей трудно себя вытолкнуть. Со временем, когда руки окрепнут, она провернет этот маневр почти без усилий.

В европейской спортивной традиции известен способ, когда человек обхватывает канат руками, бедрами (коленями) и дополнительно еще зажимает канат носком и пяткой. Далее он подтягивает себя наверх, либо выталкивая себя ногами и поочередно переставляя руки, либо подтягивая себя руками и подтягивая за ними ноги. Тут уж у кого что более сильнее: руки или ноги. Конечно, речь идет о сбалансированном владении собственным телом и координации усилий ног и рук. В выдающемся виде это процесс приводит к лазанью по канату без участия ног, что намного сложней и требует очень хорошего владения своим телом.

Азиатский способ


Путешествуя по странам Юго-Восточной Азии, мы видели совсем другое лазанье по канату, также широко применимое для лазанья по пальмам и другим деревьям (в случае толстого дерева, человек обхватывает дерево не руками, а ремнем). При этой технике человек совсем не держит канат ни бедрами, ни коленями, наоборот они у него как в бабочке разведены широко в стороны. Стопы при этом (тоже как в бабочке) зажимают канат между собой (только нижней стороной стопы, без участия поверхности носков). Человек как бы висит на канате в бабочке, держа себя руками, опираясь только стопами. Далее человек вытягивает руки вверх (попеременно) и ритмичными прыжковыми движениями ног подтягивает себя вслед за руками. Интересно, что дети, спонтанно учащиеся лазить по канату на комплексе у себя дома, зачастую предпочитают именно азиатский способ.

Как научить ребенка лазить по канату у себя комплексе?

Первоначально канат для ребенка сложен. Даже по шесту забраться наверх ребенок может только тогда, когда уже "наберется" некоторая ловкость и сила рук, а канат, в отличие от шеста, еще и динамичен. Поэтому лучше всего научить ребенка пользоваться канатом, если повесить его туда, где он будет быстрым и эффективным путем вниз: рядом со шведской стенкой. Это провокация поднявшись наверх не спускаться вниз тем же путем (что не очень интересно детям), а просто соскользнуть. В этих первых опытах ребенка с канатом ноги почти не участвуют, они и не нужны. Тем не менее, происходит постепенная ненавязчивая тренировка и хвата как такового, и мышц плечевой зоны, и координации и владения собственным телом в принципе.


Следующим этапом (по мере ненавязчивой проработки всех задействованных мышечных групп при лазаньи на других снарядах комплекса (а мы знаем, что нам нужны широчайшие, ромбовидные и трапециевидные мышцы спины, задние дельты, бицепсы и предплечья), является ненавязчивое помещение каната в такую зону комплекса, где он совершенно незаменим и необходим. Например, в конце приходящего в стену рукохода. У нас был курьезный опыт, когда мы, переехав в другой город, сначала установили каркас комплекса (шведскую стенку, рукоход и балки) и лишь потом получили коробку со снарядами. А вот канат у нас, по счастливому стечению обстоятельств, как раз был. Привыкший к комплексу ребенок скучал без лазанья. Сначала использовал рукоход, "прохаживаясь" вперед-назад, потом отчаянно пустился в лазанье по канату. Это был расцвет каната, когда ребенок вдруг осознал, что умеет по нему лазить. И это было торжество. Приехали снаряды, но канат больше не был забыт.

Канат в качестве лаза на дерево

Примером незаменимого места для каната может послужить использование каната в качестве лаза на дерево. Если повесить подходящий по длине канат на крепкий перпендикулярный стволу сук рядом со стволом, то дети быстро соображают, что можно подняться в развилку дерева, держась руками за канат и перебирая ногами по стволу.


В этом дачном спортивном комплексе, удобно расположившемся на старом и крепком грецком орехе, канат играет одну из важнейших ролей.

Парным снарядом для подросших детей является лиана. Если повесить ее недалеко от развилки между широко расставленных крепких ветвей, то она становится способом с дерева спрыгнуть (ребенок прыгает на лиану, несколько раз на ней качается вверх-вниз, потом слезает или спрыгивает на землю). Но об этом уже другая история. На домашнем же комплексе можно попробовать повесить канат в непосредственной близости от скалодрома, чтобы стимулировать ребенка попробовать совместить эти два снаряда в лазаньи.

Канат как качель


Есть три способа использовать канат как качель, в зависимости от длины и толщины имеющегося у вас каната. Если канат толстый (а мы любим использовать в комплексах толстые канаты 40 мм), то его можно завязать на конце узлом. Ребенок садится попой на этот узел, берется за канат и качается. Этот номер проходит успешно уже с 2-х лет (на фото снизу справа). Если канат менее толстый (30-32 мм) и довольно длинный, то можно завязать его снизу петлей. Ребенок залазит в петлю и качается. Оба эти способа дети очень любят, в обоих случаях канат должен висеть близко к центру комплекса (не у стен) или на такой балке на улице, которая предполагает свободное раскачивание по крайней мере в одном направлении, а лучше по кругу, тогда его главное преимущество - возможность качаться на все 360 градусов - будет максимально использовано.

Канат, завязанный широкой петлей на балке

Третий вариант стимулировать использование каната для раскачивания - это завязать его широкой петлей между двумя точками на балке. Мы иногда рекомендуем так делать в больших комплексах: канат совсем не эластичен и дает совсем другой эффект, чем лиана.


Но иногда дети экспериментируют с канатом сами, подвязывая его к чему-нибудь условно статичному (например, к лесенке Скрипалева). Дальше начинается аттракцион, в зависимости от возраста ребенка имеющий разную сложность: дотянуться до каната откуда нибудь по соседству, попробовать прыгнуть и повиснуть на нем, сесть на канат (что не слишком удобно) и покачаться на нем или, использовав петлю как промежуточный пункт, в динамичном режиме переходить через нее со снаряда на снаряд. Мы как родители, проверяя надежность узла, который попытались завязать дети, и подтягивая его в случае необходимости, не отказываем детям в таких экспериментах. Все это входит в бесконечный диапазон игр на комплексе, которые одновременно развивают и развлекают детей, лазающих на комплексе.

Канат как способ раскачаться на другом снаряде

Любой из канатов - хороший сосед на комплексе. В общем-то, от соседства с канатом выиграет почти любой снаряд. По канату можно слезть с рукохода или со шведской стенки, а также (для продвинутого ребенка) - вылезти из гнезда. Канат рядом со скалодромом может послужить для особо рода упражнений, пытаться лезть по комплексу, держась ногами за зацепы, а руками - за канат (это сложно, но неплохо удается детям на дереве, как мы писали выше). Если ребенок лезет по лесенке Скрипалева и где-то рядом висит канат, он может пытаться за него придержаться при балансировании. Но вот для того, что умеет раскачиваться, для каната особенно ценен. Ведь можно взяться за канат и раскачать себя руками.


Дети обожают так делать не только на качельках, но и на гамачках, причем если они сидят устойчиво (на гамачке в отличие от качели руки остаются свободными), а гамак висит очень низко, то это доступно им уже в очень очень маленьком возрасте, в 1,5-2 года.

Канат в переходах между снарядами

Наконец, канат служит на комплексе хорошей связкой. Его особенность в том, что об него не расшибешься. То есть он не опасен для амплитудных снарядов-соседей с точки зрения столкновений. Его можно повесить туда, куда не влезет другой снаряд по каким-то причинам (например, места мало). При этом он может служить хорошим переходным звеном как в горизонтальных, так и в вертикальных переходах.


Что лучше: взять готовый канат или сделать своими руками из строительной веревки?

В строительных магазинах есть и хлопковая, и пеньковая веревка большого диаметра. В уличных комплексах, где канаты быстрее снашиваются, можно использовать канаты из строительной (пеньковой или хлопковой) веревки большого диаметра, купленной в строительном магазине. Соотношение цены такого каната к готовому изделию будет примерно 1:4 (строительная веревка намного дешевле спортивного каната того же диаметра). Отличие в том, что такой канат не будет оформлен на концах (хотя можно воспользоваться термоусадочной пленкой, термоусадку предлагают на строительном рынке). С верхней стороны канат нужно будет либо завязать узлом через карабин, либо вплести петлей сам в себя и продеть через свою же петлю вокруг балки - в зависимости от толщины каната и типа плетения придется выбирать тот или иной тип крепления. Для дома, где канат снашивается очень медленно, лучше купить готовое изделие с оформленными концами. Он более аккуратный и за годы жизни на комплексе себя оправдает.

Резюме

Будет ли использован и любим канат ребенком зависит от нескольких параметров. Во-первых, материал, из которого канат сделан. На уличных детских площадках нашей страны вам встретятся большей частью жесткие синтетические канаты, они не очень приятны для рук и не очень ухватисты (скользят). Такие канаты дети не любят и это останавливает многих взрослых от экспериментирования с этим прекрасным, в общем-то, снарядом. Поскольку снаряд сложный (требует освоения), его место в спортивном комплексе изначально должно быть незаменимым. То есть он должен быть включен в какой-нибудь маршрут, где его использование дает много преимуществ, а не использование создает трудности (заставляет лезть в обход). Логика очевидна: если канат есть чем заменить, то его заменят.


Тем не менее, не откладывайте приобретение (изготовление) и подвес каната на период, когда ребенок вырастет. Как в случае каната с петлей или узлом внизу (каната-качели), так и в случае каната, висящего рядом со шведской стенкой, это один из первых снарядов малыша, к которому лучше привыкать в той или иной форме с самого начала лазанья. Сначала играть с ним (например, залазить на шведскую стенку, взяв с собой канат и сбрасывать его с высоты с восторгом и шумом), потом - полноценно его осваивать. Со временем канат станет для вас одним из индикаторов прекрасного физического развития и сбалансированного владения своим телом у вашего ребенка, который, наработав мышечный корсет лазаньем на комплексе в целом, перенесет свои умения на канат и удивит вас.

Читайте также: