Ветхий завет краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
Вся книга подразделяется условно на три части:
1. История создания мира (гл. 1, 2). Сюда входит сотворение вселенной, создание земли и сотворение человека.
2. Первоначальная история человечества (гл. 3–11). Основные темы этой части — грехопадение и его последствия, история Каина и Авеля, праотцы — от Адама до Ноя; всемирный потоп, история Вавилонской башни, родословие народов и родословная потомков Сима до Авраама.
3. Патриархи: Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф.
Повествования о четырех патриархах переходят на протяжении всей книги одно в другое, поэтому их нельзя разделять, скажу только, что это главы с 12 по 37 и с 37 по 50. Все это — история патриархов. Всего в книге 50 глав.
Книга Исход. Написана в Синайской пустыне по мере получения Моисеем откровений от Бога. Период времени, который она охватывает, — примерно с 1500 года до 1300 г. до Р. Х. Книга Исход имеет две части:
1. Историческая. Здесь описываются страдания народа израильского в египетском рабстве, рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призвании его на служение пророческое и о спасении еврейского народа. Далее повествуется о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства и путь от Египта до Синайской горы.
2. Законодательная. Здесь дается общая установка Синайского законодательства, свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в завет, или союз, с Богом. Далее идет свод церковно-богослужебных законов об устройстве скинии и священстве (гл. 25–31).
Книги Левит и Числа повествуют нам также о событиях, происходивших в период странствования по Синайскому полуострову.
Книга Левит содержит свод законов о служении потомков Левия в ветхозаветном храме; здесь изложен чин ветхозаветного богослужения, приводятся чинопоследования жертвоприношений, учреждается само понятие священного чина через посвящение Аарона и его сыновей, а также различные законы и правила служения при скинии и храме.
Книга Числ начинается с исчисления еврейского народа. Кроме повествования исторического о странствовании по пустыне, книга Числ содержит много законов, отчасти новых, отчасти повторяющихся, о которых мы знаем из книг Исход и Левит, но повторенных по необходимости. Многие обряды и законы этого периода утратили свое значение в наше время. Позднее мы будем о них говорить, чтобы иметь полное представление об этих книгах.
Как нам говорит впоследствии апостол Павел, все ветхозаветные жертвы были прообразом искупительной жертвы на Голгофе, которую принес Господь наш Иисус Христос. Об этом также писал пророк Исаия (гл. 54). Все те одежды, о которых говорится в книгах Левит и Числа, жертвенник, семисвечник и другие принадлежности, сделанные по указанию Моисея, как бы проецируют служение неба на земле. В духовном плане как бы Сам Господь совершает служение перед народом Своим, и Ангелы участвуют в нем. Не случайно Херувимы изображались на алтарной завесе, которая отделяла скинию от святая святых.
Последняя книга — Второзаконие. Она вкратце повторяет свод ветхозаветных законов. В ней также излагается ряд подробностей и событий, о которых не упоминалось в предыдущих книгах. Почему эта книга возникла? Одно из мнений: к концу жизни Моисея почти никого не осталось в живых из тех, кто вышел вместе с ним из земли Египетской и кто был свидетелем дарования закона на горе Синай. С того времени прошло почти 40 лет, многие уже умерли, остались их дети и внуки. Именно для них был повторен Моисеем закон, который в основном вошел в книгу Второзаконие.
Эта книга содержит в себе краткое повествование об истории странствования от Синая до Иордана (гл. 1–3), далее содержится призыв к соблюдению закона Божия и упоминается о наказании за отступление. Затем идет подробное повторение тех законов, о которых говорилось в книге Исход, к соблюдению которых призывал Моисей (гл. 12–26). А в конце говорится последних распоряжениях Моисея для утверждения закона Божия в израильском народе, дается завещание Моисея и описывается его кончина.
В Пятикнижии существует ряд мест, которые мы будем называть мессианскими местами. По мере изучения Пятикнижия мы будем к ним возвращаться, а пока я просто вкратце назову их.
Мессианские места Пятикнижия:
1. Знаменитое пророчество о семени жены, которое сокрушит главу змия (мы называем его еще Первоевангелием, обетованием о спасении) — Быт 3:15.
2. Пророчество о том, что в семени Авраама благословятся все народы земли (Быт 22:16–18).
3. Пророчество о том, что Мессия придет на землю в то время, когда колено Иудино утратит свою гражданскую власть (Быт 49:10).
4. Пророчество о Мессии в образе восходящей звезды, о котором говорил Валаам (Чис. 24:17).
5. Пророчество о Мессии как о величайшем пророке (Втор 18:15–19).
Имена Божии
В следующий раз мы начнем подробный разбор первых глав книги Бытия. Будем говорить о создании вселенной, о создании Богом Земли, о творении Богом человека, о грехопадении и его последствиях, о том, что есть образ Божий в человеке. А пока я схематично дам типологию имен и событий в книге Бытие.
Во-первых, он первый человек, носящий «образ и подобие Божие. И если первый Адам — первенец земного народа, то последний Адам — Первенец уже Небесного
Царства. Во-вторых, смерть входит в мир через одного человека — Адама; второй Адам дает миру жизнь (Рим 5:17). Первый, ветхий Адам падает, согрешает; в час искушения второй Адам — Богочеловек Христос — побеждает. Первый человек стал душею живою, последний Адам, есть Дух Животворящий. Первый человек взялся из праха земного, второй с неба.
2. Исаак и Авраам. Принесение Авраамом в жертву Исаака служит прообразом и указанием на жертвенную смерть Христа Спасителя на Голгофе. Гора Мориа соответствует холму Голгофы; и там и там — единственный сын: у Авраама растет единственный долгожданный сын — и Господь нам отдает Единственного Сына Своего. Исаак сам, добровольно идет на заклание, неся дрова, как и Христос, Который идет добровольно, неся Свой крест. Образ древа и образ хождения на Голгофу. Авраам спрашивает: Отец, где агнец? Что мы принесем в жертву? —
(Ин 1:29). Как сказано, Бог усмотрит Себе Агнца для всесожжения. А Христос предназначен для жертвы прежде создания мира. Авраам не пожалел сына своего единородного — и Господь не пощадил Сына Своего. Авраам думал: Бог силен из мертвых воскресить сына моего, евангелист Лука говорит:
3. Иосиф. Он символизирует жизнь и смерть Иисуса Христа. Любимый сын отца — о Христе сказано:
(Мф 3:17). Покорный воле отца своего (ему сказал отец:
(Быт 37:14), и он пошел, хотя ему этого и не хотелось). Господь говорит:
(Пс 39:7–9, Евр 10:7). Братья сговорились против Иосифа священники и книжники сговорились против Христа Спасителя. Иосиф предан был своими братьями — так и Господь был предан своими братьями; продан был Иосиф — так и Христа продают. Все, что он ни делает, во всем успевает. Так и Господь: вся Его жизнь — это благодать, исходящая на людей. Все были благословлены и прощены ради Иосифа. Ради Христа Бог благословляет нас во Христе. Иосиф мужественно противостоит искушению, отвергает его — и Господь говорит:
(Мф 16:23). В момент скорби Иосифа осуждаются двое других — виночерпий и хлебодар, так и вместе с Иисусом — два разбойника, по правую и по левую сторону. Иосиф освобожден — и Господь воскрешается от мертвых. Вся власть дана в Египте Иосифу — и сказано:
«Дана Мне всякая власть на
(Мф 28:18). Он прощает своим братьям — и Господь говорит:
(Быт 41:55), — говорится про Иосифа.
(Ин 2:5) — это сказано в Кане Галилейской.
Краткое содержание
Краткое содержание Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании св. Писания и творений святоотеческих. Так озаглавлен труд архимандрита (впоследствии патриарха Московского и всея Руси с 1943 года) Сергия (Страгородского). Это труд впервые для
МНОЖЕСТВО КНИГ, ИЛИ БИБЛИОТЕКА (МИРИОБИБЛИОН). ОПИСАНИЕ И ПЕРЕСКАЗ ПРОЧИТАННЫХ НАМИ КНИГ, КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ ПОЖЕЛАЛ УЗНАТЬ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ НАШ БРАТ ТАРАСИЙ. [16] ВСЕГО КНИГ ТРИСТА БЕЗ ДВАДЦАТИ ОДНОЙ [17]
МНОЖЕСТВО КНИГ, ИЛИ БИБЛИОТЕКА (МИРИОБИБЛИОН). ОПИСАНИЕ И ПЕРЕСКАЗ ПРОЧИТАННЫХ НАМИ КНИГ, КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ ПОЖЕЛАЛ УЗНАТЬ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ НАШ БРАТ ТАРАСИЙ. [16] ВСЕГО КНИГ ТРИСТА БЕЗ ДВАДЦАТИ ОДНОЙ [17] ВСТУПЛЕНИЕ Возлюбленного брата Тарасия Фотий приветствует во
Краткое содержание предыдущих глав
Краткое содержание предыдущих глав Непоколебимая надежда есть дверь беспристрастия; действие же противного сему само собою явственно. [26, 188] Воздержание есть матерь здравия; а матерь воздержания есть помышление о смерти и твердое памятование желчи и оцета, который
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ГЛАВ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ГЛАВ Непоколебимая надежда есть дверь беспристрастия; действие же противного сему само собою явственно. [26: 188]Воздержание есть матерь здравия; а матерь воздержания есть помышление о смерти и твердое памятование желчи и оцета, который
Краткое содержание книги
Краткое содержание книги Книга Числа подразделяется на три раздела.Приготовления к походу в землю обетованную (главы 1 — 10). В этой части книги Моисей готовит Израиль. Племена подсчитаны, организованы и очищены; институт священства учрежден; скиния собрания освящена и
Содержание 3 и 4 книг Царств
Содержание 3 и 4 книг Царств Повествование в этих книгах начинается с момента расцвета монархии при Соломоне, воцарившемся в объединенном царстве после Давида. Уже в первых главах напряжение всей деутерономической истории достигает своей кульминации — строительства
Краткое содержание
ГЛАВА 1. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Краткое содержание Евангелия от Иуды
Краткое содержание Евангелия от Иуды Прежде чем дать детальное описание Евангелия от Иуды, остановимся подробнее на основных моментах сюжета. Евангелие состоит из нескольких бесед между Иисусом и его учениками, и в первую очередь, Иудой Искариотом, за несколько дней до
Содержание пророческих книг
Содержание пророческих книг Для большей ясности изложения мы рассмотрим пророческие книги в хронологическом порядке. Мы поговорим о пророках, живших в период от 9-го до 6-го столетия до Р. Х. — Иоиле, Ионе, Амосе, Осии, Исайи и Михее. В центре этого первого периода находится
Краткое содержание стихов
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕСЯТОЙ ПЕСНИ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕСЯТОЙ ПЕСНИ Краткое описание каждой главы этой Десятой Песни таково. Первая Глава, содержащая шестьдесят девять стихов, описывает стремление Махараджи Парикшита узнать о воплощениях Господа Кришны, и здесь также сообщается, как Kaмсa убил шесть
Краткое содержание
Краткое содержание 1–3. О природных свойствах воды, чудесно действующих в таинстве крещения4–6. Вода как субстанция крещения и ее энергия.7. Помазание после крещения.8. Возложение рук после крещения9. Предзнаменования и прообразы крещения10. Энергия крещения
Книга начинается с родословия Господа Иисуса Христа по человеческому естеству. Здесь подчеркивается Его происхождение от Авраама, от Давида. Этим родословием, а также указанием на параллели с рядом ветхозаветных пророчеств, подтверждается, что Иисус – обетованный Мессия. Вместе с тем Он представлен в данном Евангелии и как Сын Божий. В процессе развития содержания книги представлен ряд этапов из жизни и служения Спасителя: описаны обстоятельства, связанные с Его Рождеством, бегством в Египет и возвращением из бегства, Крещением, искушением от дьявола, различные страницы общественного служения, представлены совершенные Им чудеса, освещены обстоятельства судилища над Ним, Его Крестных страданий, смерти и Воскресения, ряда событий, случившихся по Воскресении. Кроме того Евангелие представляет учение и повеления, преподанные Христом ученикам и последователям. Всего 28 глав.
Евангелие по Марку
Евангелие от Марка начинается сюжетом о проповеди Иоанна Крестителя, о Крещении Господнем. Оно короче Евангелия от Матфея, сообщает о некоторых из тех событий, о которых рассказывает евангелист Матфей. Что касается учения Христова, оно преподается здесь в том же духе. Впрочем, эта книга содержит и такие фрагменты, которые дополняют Евангелие от Матфея и другие. Всего 16 глав.
Евангелие по Луке
Евангелист Лука писал для некого Феофила, бывшего язычником. В отдельных частях текст этой книги более полно передает историю событий, связанных с воплощением Сына Божьего и Его общественным служением. Здесь представлена родословная Христа, Лука возводит её к первому человеку — Адаму. Из всех четырех евангелистов только Лука излагает историю Захарии и Елисаветы, описывает обстоятельства рождения у них сына: Иоанна, Предтечи Господня, рассказывает о деталях Благовещения Пресвятой Богородице, описывает событие Сретения Господня и беседы отрока Иисуса с учителями Закона в Храме, повествует об обращении Закхея. Как и Матфей, Лука подробно излагает историю общественного служения Христа, а также основы учения, преподанного Господом Иисусом Христом. Кроме того, в Евангелии от Луки подробно отражено, как воскресший Христос явился ученикам, идущим в Еммаус. Всего 24 главы.
Евангелие по Иоанну
Одна из особенностей Евангелия от Иоанна состоит в том, что оно начинается с пролога, рассказывающего о предвечном бытии Сына Божия, Его Божественном достоинстве. Здесь Сын Божий именуется Словом (Богом-Словом). В общем и главном текст Евангелия от Иоанна соответствует текстам, представленным другими евангелистами, но, конечно же, их дополняет. Например, здесь представлен рассказ о беседе Христа с самарянкой, об исцелении сына цередворца, исцелении при купальне в Вифезде, воскрешении Лазаря, первосвященнической молитве Спасителя, о поручении Христа, данном Иоанну Богослову, заботиться о Его Матери, о том, как из пронзенного ребра Иисуса вытекли кровь и вода. Всего 21 глава.
Деяния
Книга сообщает о первых этапах жизни Церкви. Начинается она с рассказа о Вознесении Господнем, избрании нового апостола и Сошествии Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы. В этой книге сообщается о распространении Церкви, гонениях на Христиан, обращении Савла – будущего первоверховного апостола Павла, о присоединении к Церкви множества бывших язычников, о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться первым христианам, и об их разрешении. Всего 28 глав.
Прежде всего, Библия делится на Новый Завет и Ветхий Завет. Краткое содержание каждой части, точнее небольшую аннотацию к каждой книге можно прочесть в Законе Божием или православной энциклопедии. Начинается Ветхий Завет с книги Бытия.
Бытие (Ветхий завет), краткое содержание
Исход (Ветхий Завет), краткое содержание
Пожалуй, самой известной и часто используемой книгой является Псалтирь (Ветхий Завет). Краткое содержание этой книги передать сложно, так как вся она состоит из стихов. Эти стихи были написаны, конечно, не на русском языке, поэтому при переводе рифмы и размер утрачены. Но все равно поэтические образы, покаянное или радостное настроение, рассуждение о воле Божией осталось.
Вообще, Ветхий Завет — книги еврейского народа. Христиане считают их пророческими, находят в тексте много указаний на то, что Христос и есть Мессия. Для них суть Ветхого Завета состоит в приведении еврейского народа к Христу, к принятию Его как Спасителя. Современные иудеи совершенно с этим не согласны. Для иудеев состав и текст этих книг несколько отличается от христианской версии.
Стоит ли читать Библию, и, если стоит, то зачем?
Прежде всего, Библия — книга о Боге. Если человеку интересна вера, если он хочет выяснить для себя смысл своей жизни и вообще происходящего, стоит почитать Библию.
Кто то думает что библия это очень обьемная и сложная книга, но это не так на самом деле. По немногу буду рассказывать вкратце о содержании библии.
Итак в библии 66 книг. Из них 39 книг Ветхого Завета. И 27 книг Нового Завета. По структуре они похоже. И сейчас Вы поймёте почему. Кстати пусть Вас не смущает число 66. В конце концов не хватает еще одной шестерки. Это была маленькач шутка. Просто люди любят всякие заговоры, отчего во всём какие то зловещие тайны.
Вообще на самом деле, книг в библии ещё больше. Но мы берём лишь канонические книги. Неканонические это те которые в оригинале были только на греческом языке. Каноническими же считаются те которые есть и на древнем иврите и на греческом.
И так структура Ветхого Завета.
Начинается Библия с исторических книг. Это Тора, Пятикнижие Моисея. Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
История создания мира, человечества, грехопадение, Водный потоп, Вавилонская башня, и наконец избрание Авраама для спасения человечества от вечных мук в аду.
Это всё описано в первой книге Библии Бытие. Слово само по себе старое, чем то напоминает фразу Пуговкина, из известной комедии." Житие мое". Бытие. Житие. Что то непонятное сразу.
Но все намного проще. Это слово означает. Начало. Происхождение, возникновение, зарождение жизни и так далее.
Итак исторические книги. Далее идёт Исход. История выхода евреев, потомков Авраама, из Египетского рабства в обетованную или другими словами обещанную землю Аврааму.
Именно как в Новом Завете в исторических книгах, таких как Евангелие от Матфея, идёт описание не только истории Христа, но и Его учение, Нагорная проповедь. Так и в Исходе кроме истории еврейского перехода на пути в Ханаанскую землю даётся и учение, Закон Божий. Правила жизни.
Левит это правила для здоровой социальной жизни, и правил приношения жертвы,которые являются прообразом жертвы Иисуса Христа, Его смерти на кресте за грехи всего человечества.
Именно для этого Господь и избрал Авраама, его потомков, деву Марию для рождения Христа и Иерусалим, как места спасения человечества.
Итак стория повествует об исходе из Египта в Ханаанскую землю, будущую территорию Израиля, до Второзакония.
40 лет жизни в пустыне. Старое поколение из за ропота лишено было возможности войти в обетованную землю. Новое поколени, которому была доверена эта миссия, вновь, ещё раз слушает Закон Божий, правила жизни в новой земле. Книга Второзакония как раз об этом.
И дальше идёт книга Иисуса Навина, ученика Моисея. Это книга о входе еврейского народа в обетованную землю. Далее книга Судей. Это время когда в Израиле ещё не было царя, и Бог выбирал людей, чтобы они управляли народом. История про Самсона, как раз в этой книге.
Далее книга Руфь. Это история о женщине язычнице которая вышла замуж за еврея, но когда тот умер, она со свекровью идёт в Израильскую землю в Вифлеем, и в последствии выходит замуж за Вооза, прапрадеда царя Давида.
Далее исторические книги продолжаются, и идут одна за другой книги Царств. Это история первых царей, царя Давида, царя Соломона до Вавилонского плена. Появляются пророки Самуил, последний судья, пророк Илья, пророк Елисей и прочие.
Далее книга Паралипоменон, это книга перечесления всех поколений Израильского народа с повторением всей истории от зарождении жизни до исхода и так далее.
После идут книги Неемия и Ездры. Это история возвращения Израильского народа из Вавилонского плена и восстановления храма Соломона и Иерусалима. На этом исторические книги заканчиваются.
И начинаются Поэтические книги. Книга Иова, Псалтирь, Притчи, Екклесиаст и Песня песней Соломона. Философские литературные книги, пророческие стихи о страданиях Христа, песни в молитвенной форме, размышления о жизни с глубокой мудростью, актуальной и сегодня.
Далее идут Пророческие книги. Четыре Больших пророка. Пророк Даниил, который будучи в Вавилонском плену, служа царю Дарию, царю Навуходоносору, попадая в ров ко львам, проходя испытания на крепость веры.
Одновременно получает откровения и пишет о будущем, о Христе, видение как Сын Человеческий идёт к престолу Бога, Ветхого днями, и получает славу и честь.
То что и произошло после воскресения и вознесения Христа на небеса, когда Он вошёл в Святое святых со Своей искупительной кровью и спас нас от ада и смерти.
Его книга во многом перекликается с Откровением Иоанна Богослова.
Далее пророк Иеремия, его боль и переживание за народ Израиля, который обречён из за морального падения на 70 лет в Вавилонском плену. Далее Иезекиль, много пророчеств о будущем, и пророк Исаия.
53 глава Исаии за 700 лет до рождества Христова пророчески повествует о жертвенной смерти Христа и Его страданиях ради нас.
Ранами Его мы исцелились пишет он, наказание мира нашего было на Нём и Он понёс грехи всех нас.
Пророчество о приходе Мессии. Что и произошло в Новом Завете.
И так Ветхий Завет заканчивается Пророческими книгами. Книгами Больших и малых пророков.
Книга Ионы, которого проглатила большая рыба из за того что он не хотел идти с проповедью покаяния для ненавистной Ниневии. Его освобождение и завершение миссии.
И другие малые пророки. Называются так из за небольшого обьёма книг.
Заканчивается Ветхий Завет пророческой книгой пророка Малахии. Который пишет приготовиться ко встрече с Мессией Христом.
В Ветхом Завете пророк Исаия взывает к израильтянам из пустыни уготовить путь к Богу, но остается неуслышанным.
"Глас вопиющего в пустыне. Покайтесь и приготовьте путь Господу!"
Цель призвания Авраама, спасение человечества. И если Ветхий Завет это подготовка к исполнению плана спасения, то Новый Завет само исполнение с приходом Христа.
И так это и есть Ветхий Завет. Исторические книги. Поэтические книги. Пророческие книги. 39 книг. Ничего сложного.
В следующий раз поговорим о структуре Нового Завета. Она во многом похожа на Ветхий Завет.
Читайте библию, если будут какие то вопросы, спрашивайте, что знаю тем поделюсь, а что нет, то нет. Всего Вам доброго!
Читайте также: