Конкурс воспитательных практик в школе

Обновлено: 30.06.2024

Новый конкурс Городского методического центра ставит перед собой масштабную задачу: рассказать москвичам об уникальных воспитательных практиках, сформировавшихся в столичных школах и колледжах, а также создать интерактивную площадку для обмена профессиональным опытом в вопросах воспитания. Для участия педагогам необходимо до 19 февраля 2021 года разместить описание воспитательного проекта в формате электронной визитки и загрузить видеоматериалы, подкасты и фотографии, иллюстрирующие его реализацию, следуя простому алгоритму на портале.

В Москве пять воспитательных практик столичных образовательных организаций были названы абсолютными победителями. Лучшие проекты конкурсантов определились по совокупным результатам профессиональной, общественной и пользовательской оценки.

Проект Школы №1583 посвящен популяризации чтения среди современных школьников. Он стартовал в 2007 году и позволил педагогическому коллективу достичь развития читательских компетенций у подрастающего поколения.

Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина представил проект городского образовательного, профориентационного и воспитательного пространства для школьников и студентов - Музей профессионального образования Москвы. Он был создан силами студентов и преподавателей колледжа и призван показать взаимосвязь идей и технологий.

Всего на Городской конкурс лучших воспитательных практик было представлено более тысячи проектов. Удобная навигация позволяла легко ориентироваться среди представленных материалов, с содержанием конкурсных работ можно было ознакомиться сразу после их размещения на платформе.

Городской конкурс лучших воспитательных практик – это способ поделиться своим педагогическим опытом и познакомиться с успешными воспитательными практиками своих коллег. Организатором мероприятия является Департамент образования и науки города Москвы, оператором - Городской методический центр ДОНМ.

Городской конкурс лучших педагогических практик предпрофессионального образования

Итоги конкурса

О конкурсе

Выявление и тиражирование лучших педагогических практик, распространение опыта педагогов предпрофессионального образования и развитие содержания среднего общего образования с учетом развития технологий, изменения запросов работодателей и вузов.

Задачи

1. Мотивировать педагогов образовательных организаций тиражировать лучшие педагогические практики.
2. Транслировать результативный опыт педагогов образовательных организаций, осуществляющих деятельность в классах проектов предпрофессионального образования.
3. Сформировать базу лучших педагогических практик реализации предпрофессионального образования.

Условия участия

1. Участниками Конкурса являются учителя и педагоги дополнительного образования образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, работающие в классах проектов предпрофессионального образования.
2. От каждой образовательной организации возможно представление на конкурс до 5 работ в любых номинациях.
3. Работы могут быть индивидуальными или групповыми.
4. Конкурсная работа, выполненная группой учителей, размещается одним из её авторов. Остальные указываются в материалах работы как соавторы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Классный руководитель 3-Б класса

Новые формы воспитательных практик

В эпоху глобализации меняется мир, вместе с этим меняется и мир детства. Современность предъявляет подрастающему поколению особые требования. Необходим поиск новых моделей образования, методик, технологий воспитания. Педагог же должен стремиться идти с обучающимся рядом и чуть впереди, учить, воспитывая, быть соавтором в творчестве. Педагог сегодня – новатор, навигатор, мотиватор гражданской и социальной активности, которая понимается как готовность участвовать в различных социальных практиках. Не менее важны системность, охват и многообразие интересующих областей деятельности.

Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Цель моей воспитательной работы заключается в стимулировании всестороннего развития учащихся, в создании благоприятных условий для формирования и становления индивидуальной личности каждого воспитанника, а также сплоченности внутри класса.

Главной задачей для достижения цели является подбор необходимых методов и инструментов для выявления мотивации и интересов учащихся в рамках развития их личности, сплоченности коллектива и человеколюбия.

Для организации воспитательной работы я использую такие способы, как:
- Коллективные (массовые походы, командные игры, общешкольные концерты…)
- Групповые (экскурсии, внутриклассовые мероприятия, защиты проектов в соревновательном духе, флешмобы, челленджи …)

- Индивидуальные (внеурочные беседы, консультации, анкетирование…)

Основные принципы выполнения задач: непрерывность, целостность и психологический комфорт их деятельности.

Одной из находок в моей работе является также сплоченность внутриклассового коллектива с помощью решений, совместных обсуждений, изучением индивидуальных проблем… Все они располагают к целенаправленным действиям по созданию условий развития учащихся. Создание таких условий осуществляется через взаимодействие ребенка с различными видами социальных отношений в учебе, общении, играх и прочей практической деятельности, а также посещением общественных развлекательных мест.

В моей воспитательной работе оригинальность заключается в том, что я занимаюсь социализацией учащихся своего класса. Для некоторых детей контакт со сверстниками являлся большой проблемой. Благодаря комплексной воспитательной работе, внеурочной деятельности, работе над преодолением сложностей во взаимоотношениях, удалось сплотить учащихся. Ничего так не роднит детей, как совместно проведенный досуг: коллективные выезды, посещения музеев, театра, кинотеатра, детских развивающих центров.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле, зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

• индивидуальные - беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

• групповые - несколько участников (кружок, группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

• массовые - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

Новейшие технологии имеют следующие преимущества:

- с пособствуют повышению мотивации обучения;

- являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;

- повышают информативность, интенсивность, результативность образования;

- способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения.

Типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Различаются по таким признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них

Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие

Формы работы, которые отнесены к мероприятиям: дискуссии, беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;

- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.

выделяет творческие конкурсы:

- посвященные какому-либо литературному персонажу или историческому герою (А.Барто, Андерсен, Доктор Айболит и т. п.),

Квест - технологии в воспитании и образовании учащихся начальной школы. Квест – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство , позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины..

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей : реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность, инициативность.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи :

· образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

· развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);

· воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).

Виды квест-технологий: линейные , штурмовые, кольцевые

Я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки.

Организуя квест – игры на природе, мы поддерживаем естественное стремление детей исследовать окружающий мир, формируем доброжелательные коллективные взаимоотношения, гуманное отношение к людям и окружающей природе, знакомим с национальными традициями.

Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в своей основе такая методика несет двоякий смысл: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, создавая спроченность и дружелюбное отношение друг к другу.

Мы столкнулись с проблемой в образовании и воспитании детей в период пандемии, когда перешли в формат дистанционного обучения. Но не смотря на сложившbtcz ситуации нашли выходы решения проблем через различные социальные сети. Непосредственный контакт с родителями дает положительные плоды в образовании и воспитании детей, используя различные перечисленные формы воспитания.

Данное преобразование способствовало не только сохранению активности обучающихся в сложившихся условиях, но и сохранению традиционности воспитательного воздействия. Представленные воспитательные практики, преобразованные в новые форматы оказались близки и понятны ребятам, жизнедеятельность которых тесно связана с гаджетами, социальными сетями.

Поставленная задача была выполнена. Нам удалось сохранить разноуровневость воспитательных практик, индивидуализировать и одновременно сплотить коллектив.

Завершился Городской конкурс лучших воспитательных практик. Организатором престижного конкурса выступил Департамент образования и науки города Москвы, оператором - Городской методический центр.


Оригинальная идея проекта

От задумки – до результата

Полезные эффекты от реализации проекта

-осмысление детьми значимости и масштабности подвига всего народа и каждого человека на фронте и в тылу (формирование ценностного отношения к историческому прошлому страны и народа);
-развитие эмоциональных чувств у детей при общении с ветеранами, тружениками тыла, детьми войны;
-пробуждение в детях желания принимать деятельное участие в праздничных мероприятиях, поздравлениях не только своих родных, но и ветеранов;
-включение детей и родителей в поздравление ветеранов и детей войны посредством художественного творчества с целью сохранения памяти о боевом пути и подвиге членов семьи (осознание детьми чувства сопричастности к сохранению исторической памяти);
-обеспечение преемственности различных уровней образования при реализации духовно-нравственного воспитания не только в дни празднования Победы, но и в повседневной жизни (обеспечение системности и непрерывности в развитии учащихся);
-наполнение спортивных мероприятий духом патриотизма и желанием быть похожими на своих героических предков;
-повышение своей IT-компетенции педагогами при создании творческих продуктов/проектов (получение полезного, эффективного опыта дистанционного взаимодействия с учащимися, связанного с введённом режимом самоизоляции);
-формирование знаний и представлений о событиях, связанных с Великой Отечественной войной, изучением военной истории семьи.

Читайте также: