Разработка профессиограммы руководителя доу
Обновлено: 02.07.2024
Руководитель ДОУ, кто он сегодня? Начальник ремонтно-строительного управления, конторы материально-технического обеспечения? Конечно, среди руководителей ДОУ есть сильные хозяйственники. Именно их влияние в значительной степени определяет сегодняшнее положение, дальнейшую судьбу детских садов. Они выстояли, выдержали первые удары реального сурового рынка. И все же не допущена ли здесь ошибка? Не переносятся ли на руководителя ДОУ обязанности директора небольшого завода? Ведь в детском саду своя специфика, и не учитывать ее нельзя. Нужно освободить заведующую от сугубо хозяйственных проблем. Ее главная задача – организация воспитательной работы с детьми.
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_kultura_rukovoditelya_dou.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Современный руководитель ДОУ. Кто он?
- Нравственные качества руководителя.
- Руководитель ДОУ глазами педагогов.
- Нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности руководителя ДОУ.
- Формы повышения квалификации руководителя и педагогов ДОУ.
- Руководитель ДОУ – личность, способная влиять на пед коллектив.
Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
Современный руководитель. Кто он?
Компетентность, широкий кругозор, инициативность, общая культура – эти качества помогают заведующему оперативно решать педагогические и административные задачи, рационально расставлять кадры и определять их обязанности, стимулировать деятельность каждого сотрудника.
Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения - это руководитель, обладающий высокой культурой управленческой деятельности. Большинство специалистов определяют управление как вид деятельности и способ перевода педагогической системы в новое качество и состояние путем воздействия на объекты и субъекты.
Структура управленческого цикла состоит из объектов (цели, содержание, средства, методы, приемы, среда, результат) и субъектов (ребенок, педагог, специалисты, родители) управления; прямых и обратных связей (педагогический совет, тренинги, указания, убеждения, общение, взаимодействие, конференции, родительские собрания и т.п.); а также механизмов воздействия субъекта управления на объект - проектирование, сбор информации, сравнение, диагностика, контроль, самооценка, аттестация, самоанализ и т. п.
Если управленческая деятельность приводит педагогический процесс к целостности, целесообразности, системности, вариативности и альтернативности, то это является показателем управленческой культуры руководителя, содержание которой может быть раскрыто и понято лишь через диалектику взаимоотношений педагогической системы и модели управления.
Целостность педагогической системы, по мнению доктора педагогических наук Р.М. Чумичевой, обеспечивается:
Нормы деловых отношений руководителя и педагогов ДОУ
Чтобы достичь высоких результатов в своей управленческой деятельности, руководителю ДОУ необходимо знать и учитывать основные факторы, влияющие на эффективность работы. Одним из них является сложившаяся в коллективе система взаимоотношений руководителя с подчиненными.
Характер этих отношений, микроклимат в коллективе и его преобладающий настрой имеют решающее значение для достижения успеха в работе всего учреждения.
Этика и этикет играют большую роль в жизни современного общества и являются частью поведенческой культуры. В настоящее время руководители все большее внимание обращают на соблюдение правил этики и этикета, помогающие им продемонстрировать сотрудникам высокий уровень своих деловых, профессиональных и коммуникативных качеств.
Создание делового сотрудничества в коллективе – процесс длительный и сложный. Он зависит в первую очередь от руководителя этого учреждения, его умение организовать совместную деятельность всех сотрудников, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и родителями, в их общественной деятельности, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.
Нравственное качество руководителя, его поведение задают тон взаимоотношениям во всем коллективе. Деятельность руководителя ДОУ сложная и многоплановая. В сплочении педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения – его основная задача. От современного руководителя требуется умение:
- Находить лучшие стороны в работе коллег на основе учета их личностных стремлений.
- Влиять на установление доброжелательных взаимоотношений в коллективе.
- Общаться с сотрудниками (педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения и др.).
Все указанные качества являются необходимыми для создания атмосферы доверительного сотрудничества в ДОУ.
Педагоги – это, как правило, люди с обостренной потребностью в уважении и самоуважении. Для них очень значимы различные формы морального поощрения, атмосфера добрых взаимоотношений в коллективе. Следовательно, руководителю необходимо учитывать эти особенности, проявлять больше такта, отзывчивости, доброжелательности в общении с педагогами.
Поведение руководителя дошкольного учреждения – своего рода нравственный ориентир, на который должны равняться педагоги. Это обязывает его быть ответственным, безупречно исполнять свой профессиональный долг.
Часто говорят, что коллектив таков, каков его руководитель. В определенной степени это так, ведь тот, кто стоит во главе рабочей группы не редко создает трудовую атмосферу. Его служебные права умножаются на его ответственность. Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие – меньше. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает возможность для успешного общения с окружающими, позволяет не только избежать собственных ошибок в отношениях с людьми, но и исключить проблему непонимания со стороны других участников делового и личностного общения. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными знаниями, но и его личностными качествами, способностью наладить контакт и взаимопонимание с подчиненными.
Нравственные качества руководителя.
Рассмотрим личностные (нравственные) качества руководителя, способствующие этичным взаимоотношениям в ходе организации педагогического процесса.
По мнению Э.А. Уткина, ведущей характеристикой личного лика руководителя дошкольного учреждения является нравственная характеристика, которую можно представить в трех измерениях:
Общие нравственные качества:
- патриотизм - преданность Отечеству, приоритет общественных интересов, соблюдение и развитие лучших традиций своего народа;
- гуманизм - уважительное отношение к каждому человеку, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию;
- справедливость - объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость для критики, самокритичность.
Конкретные нравственные качества:
- гражданская совесть - обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми;
- нравственная воля - умение добиваться цели, завоевывать уважение у людей, самоконтроль;
- профессиональная честность - деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза;
- коллективизм - организованность, дисциплинированность, общительность;
- мужество - смелость, умение переносить личные неприятности и служебные неудачи;
- принципиальность - уважение мнения других, поддержка тех, кто оказался в беде.
Специфические нравственные качества:
- трудолюбие - личный пример отношения к служебным правам и обязанностям;
- скромность - разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам;
- ответственность - единство слова и дела;
- щедрость - бескорыстность, оказание помощи людям.
- оптимизм - вера в свой моральный выбор;
- великодушие - терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды.
В исследованиях Р.Х. Шакурова показано, что педагоги на первое место среди качеств руководителя выдвигают отзывчивость, доброжелательность, принципиальность и тактичность. Столь высокая оценка этих качеств объясняется вероятно тем, что они играют особую роль в удовлетворении морально-психологических потребностей педагогического коллектива.
Отсутствие у руководителя дошкольного учреждения тех либо иных нравственных качеств может приводить к нарушениям во взаимоотношениях с коллегами. Отрицательно действуют на моральный климат в коллективе такие черты руководителя, как высокомерие, обидчивость, тщеславие, грубость, резкость, вспыльчивость, неуравновешенность, черствость и т. д.
Важно отметить, что специфика дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что взаимоотношения, которые в нем культивируются, переносятся на детей. Атмосфера в педагогическом коллективе ДОУ, отношения между воспитателями, педагогами и руководителем имеют большое воспитательное значение. Ведь дети, глядя на окружающих их взрослых, осваивают определенные этические нормы и ценности, образцы социальных взаимоотношений. Именно в дошкольном возрасте закладываются все черты личности ребенка, в том числе и его нравственные характеристики. Поэтому, осуществляя функцию руководства педагогическим коллективом, руководитель дошкольного учреждения и педагоги должны иметь в виду, что они создают ту среду, в которой дети познают социальную действительность.
Руководитель ДОУ глазами педагогов.
Вопросам взаимоотношений в коллективе в нашем ДОУ уделяется особое внимание. Так, с целью выявления уровней этичных взаимоотношений руководителя с подчиненными в нашем детском саду проводилось анкетирование "Руководитель ДОУ глазами педагогов: оценка личностных качеств". Педагогам для оценки предлагались только те качества, которые, по нашему мнению, оказывают влияние на характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. В этой анкете содержатся различные вопросы служебного этикета, которые позволят проанализировать собственное поведение с позиций влияния этикетных норм на служебные отношения.
Анкета для педагогов ДОУ
«Руководитель ДОУ глазами педагогов: оценка
С целью определения уровня развития качеств, необходимых руководителю ДОУ для формирования благоприятных отношений с подчиненными, просим вас оценить по 3-бальной шкале, насколько то или иное качество свойственно вашему руководителю:
- 3 балла – проявляет данные качества;
- 2 балла – проявляет иногда;
- 1 балл – не проявляет данные качества.
Благодарим за помощь!
Личностные качества руководителя
1. Тепло относится к педагогам, внимательно к их нуждам.
2. Прислушивается к замечанием педагогов, не мстит за критику.
3. Умеет поддерживать на работе доброе, хорошее настроение.
4. Выдержан, сгоряча не кричит.
5. Объективен ко всем, не делит людей на своих и чужих.
6. Умело содействует разрешению конфликтов.
7. Прежде чем потребовать, ясно объяснит, что сделать и к какому сроку.
8. В работе педагогов скорее отметит хорошее, чем плохое.
9. Умеет находить общий язык с людьми, убеждать.
Тест для руководителей ДОУ
"Как Вы ведете себя в коллективе"
Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.
По 5-балльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МИНОБРНАУКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Профессиограмма воспитателя дошкольного образования
Выполнила:
Позднякова Нина Евгеньевна
Профессиограмма
Профессиограмма ( от лат. Professio – специальность + Gramma – запись) – система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень физических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
44.02.01. Дошкольное образование (воспитатель детского сада)
Специальность можно получить в педагогическом колледже, училище, вузе. Обычно за время учебы человек осваивает не только профессию воспитателя, но и одну дополнительную специализацию на выбор: руководителя изобразительной деятельности, физического воспитания, логопеда, детского психолога, преподавателя английского языка для дошкольников и т. д.
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
Организация различных видов деятельности и общения детей.
Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Цель и задачи труда
Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Тяжесть труда воспитателя заключает в том, что у него много обязанностей.
Обязанности воспитателя детского сада четко закреплены в ряде нормативных документов:
• в должностной инструкции,
• в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН.2.4.1.2660),
• в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем.
Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро—вечер).
Характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.
Профессионально важные психические и личностные качества
Важные личностные качества воспитателя:
высокая степень личной ответственности;
самоконтроль и уравновешенность;
безоценочное отношение к людям;
интерес и уважение к другому человеку;
стремление к самопознанию и саморазвитию;
находчивость и разносторонность;
требовательность к себе и другим;
коммуникативные и организаторские способности.
умение работать с детьми и их родителями.
проявлять склонность к работе с детьми
иметь хорошую память
высокие коммуникативные способности
нужна общая культура и эрудированность
грамотная и внятная речь
хорошо поставленный голос
умение управлять коллективом
умение контролировать свое поведение и эмоции
крепкая нервная система.
творческое и абстрактно-логическое мышление;
образная и оперативная память;
наблюдательность распределение и переключение внимания;
зрительное и слуховое восприятие;
Профессионально важные физические качества
Метеорологические и санитарно - гигиенические условия
Условия труда - совокупность производственных, экономических, социальных и других факторов трудовой среды, которые влияют на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Дети проводят в образовательных учреждениях значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Сохранение здоровья ребёнка – важный показатель личного успеха педагога.
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
1. факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями);
2. все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди факторов непосредственно связанных с образовательным процессом особое влияние на здоровье детей оказывают:
3. воздушная среда
4. размер помещений, кубатура
5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
6. используемые стройматериалы, краска
7. мебель: размеры, размещение в помещении
8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
10.качество питьевой воды, используемой в школе
11.экологическое состояние прилегающей к школе территории
12.состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от администрации учреждения):
1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся
2. расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
3. организационно-педагогические условия проведения занятия (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
4. объем физической нагрузки
5. медицинское и психологическое обеспечение школы
6. участие родителей учащихся в жизни школы
7. стиль управления администрации
8. психологический климат педагогического коллектива
9. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
10. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога):
1. психологический климат на занятиях, наличие эмоциональных разрядок
2. стиль педагогического общения педагога с учащимися
3. характер проведения опросов
4. степень реализации педагогом индивидуального подхода к учащимся (особенно, группы риска)
5. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся
6. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся
7. личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений
8. состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью
9. обременение педагога собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
10. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности педагога
11. профессиональная подготовленность педагога по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
12. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологи охватывают все направления работы педагога по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Воспитатель, в широком смысле — человек, осуществляющий воспитание, в более узком значении — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.
Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде.
Плюсы профессии: работа с детьми, социальная значимость, постоянное развитие. Но в то же время существуют минусы в профессии, которые волнуют меня. Это постоянные стрессы, эмоциональные и физические нагрузки, нагрузка на глаза, на уши. Воспитатели подвержены риску инфекции. Нервные заболевания. Опасности и риски в профессии воспитателя, можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние : Воспитатель несет уголовную ответственность за здоровье детей (опасность физических и психологических травм детей в саду), агрессия со стороны родителей, инфекционные заболевания, нервные заболевания.
Внешние: такие как пожароопасная безопасность, терроризм например и т.п.
При оценке профессионального риска, обязательному учету подлежат профессиональные и инфекционные заболевания, травмы.
Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов обще эпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией), санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.
Открытый воздух, помещение — все это обычные условия труда. Однако очень часто трудовая деятельность людей протекает в условиях необычных, специфических, когда интересы дела и потребность человека в безопасности не совпадают. Они создают нервное напряжение и психофизиологический дискомфорт. Человек в таких условиях должен быть постоянно начеку.
Возникновение сложных и даже аварийных ситуации, которые требуют от человека мгновенной оценки положения, принятия решения и быстрого выполнения необходимых действий,— отличительная черта деятельности ряда специалистов.
патология голосообразующего аппарата.
психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.).
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Смотреть презентацию онлайн на тему "Профессиограмма руководителя дошкольной образовательной организации". Презентация состоит из 20 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.09 Мб.
Содержание
Профессиограмма руководителя дошкольной образовательной организации
Слайд 2
Содержание
Профессиональная управленческая подготовленность Структура профессиональной управленческой деятельности Функции профессиональной управленческой деятельности Результаты управленческой деятельности
Слайд 3
Профессиональная управленческая подготовленность
Это знания, компетенции, определенные в тарифно-квалификационных характеристиках к должности руководителя. Требования к квалификации руководителя дошкольной образовательной организации: Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом« и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет; Или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Слайд 4
Руководитель Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
Слайд 5
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
Слайд 6
гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности
Слайд 7
структура профессиональной управленческой деятельности
Знания, умения и личностные качества, соответствующие коммуникативному, конструктивно-проектировочному, организаторскому и гностическому компонентам деятельности (по Н.В. Кузьминой).
Слайд 8
Компоненты структуры
Организаторский компонент - это и административная деятельность и собственно организаторская. Конструктивно-проектировочный компонент – умение планировать, прогнозировать, моделировать и конструировать деятельность образовательной организации Коммуникативный компонент- эффективное общение руководителя с различными категориями граждан, индивидуальный стиль управленческой деятельности руководителя . Гностический компонент - рефлексия, осознанность собственных действий: самооценка и самоанализ всех аспектов профессиональной управленческой деятельности; наличие системы в работе; умение видеть и ставить исследовательскую задачу, владеть методами научного исследования организовывать эксперимент и оценивать его результаты.
Слайд 9
Следующим компонентом , является содержание, т.е. действия, операции, благодаря которым преобразуется предмет управления и определённый результат. В современной теории пока нет единых подходов к определению содержания деятельности руководителя, а прослеживается три подхода: - функциональный, - содержательный, - интегративный.
Слайд 10
подходов к определению содержания деятельности руководителя
Функциональный подход предполагает, что процесс управления - это выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций. Содержательный подход исходит из классификации основных направлений деятельности руководителя. Интегративный подход - это объединение функционального и содержательного подходов.
Слайд 11
функции профессиональной управленческой деятельности
Знания и умения заведующего, направленные на реализацию информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-координирующей функций управления.
Слайд 12
Функции
Информационно-аналитическая Планово-прогностическая Мотивационно-целевая Организационно-исполнительская Контрольная Коррекционная Создание условий для реализации идей общественного партнерства Создание условий для охраны и поддержания здоровья детей и общественной защиты Содержание и формы организации образовательного процесса Присутствие опытно – экспериментальной работы (ОЭР) Нормативно – правовое регулирования работы Финансово – экономическое обеспечение
Слайд 13
результаты управленческой деятельности
Опосредованные - качество оздоровительных, образовательных и воспитательных услуг в учреждении; непосредственные – динамика совершенствования дошкольного образовательного учреждения, результативность собственных подходов к управлению.
Слайд 14
Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию ФГОС и ФГТ. Формирует контингента обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении.
Слайд 15
Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся в образовательном учреждении. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть.
Слайд 16
Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников) выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
Слайд 17
Принимает меры по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением. Принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения..
Слайд 18
Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Представляет образовательное учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательного учреждения в целом. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности
Слайд 19
Вывод
Таким образом, управление дошкольным образовательным учреждением как деятельность руководителя предусматривает целостное единство взаимосвязанных между собой компонентов, имеет определённую структуру, внешние и внутренние функции и направлена на перевод ДОУ из одного состояния в другое, качественно лучшее.
Слайд 20
Стержнем задачно-личностной профессиограммы ) является иерархия профессиональных задач. К каждой профессиональной задаче подбираются виды профессиональных действий, средств, результатов, а также профессионально важных качеств личности.
Нормативно-структурный подход основан на анализе документов, определяющих деятельность специалиста, и функциональном анализе его деятельности. .
На наш взгляд, оптимальным является системно-деятельностный подход в составлении профессиограммы руководителя ОУ. Профессиограмма состоит из трёх разделов. 1разделе излагаются требования к руководителю предъявляемые обществом.Во втором приводятся требования, сформулированные в Уставе ОУ и определяющие служебный статус заведующей. Третий раздел профессиограммы содержит перечень видов деятельности и необходимых знаний, умений, указываются необходимые личностные, профессионально значимые качества руководителя детского сада.
Выделяется несколько групп компетенций руководителя общеобразовательного учреждения: компетенции, обусловленные современным состоянием образования и общества; компетенции, определённые нормативно-правовыми документами; компетенции, сформулированные по результатам педагогических, психологических и социологических исследований; компетенции, детерминированные педагогическим коллективом.
Обратимся к каждой из названных групп компетенций. Современная система образования характеризуется тем, что увеличилось количество типов образовательных учреждений, появились программы образования разного уровня, расширились права, полномочия директоров школ, в учебный процесс и управление им широко внедряются инновации, обнаружилась нестабильность в педагогических коллективах – снижение профессионального уровня учителей, текучесть кадров, отсутствие стимулов.
В связи с этим руководитель общеобразовательного учреждения должен обладать:
· управленческой компетентностью – умениями и навыками управления школой в нестабильной, сложной социально-экономической обстановке;
· лидерскими качествами – умением увлечь и мобилизовать людей;
· волевыми качествами – самообладанием, целеустремлённостью, организованностью;
· творческим подходом к делу и инициативностью;
· способность воспринимать и внедрять инновации.
· имеет опыт педагогической работы в школе;
· обладает знаниями, умениями, навыками управленческой деятельности;
· знает теоретические основы педагогики и психологии и применяет эти знания в практической деятельности;
· широко образованный человек, интеллектуал;
Требования, предъявляемые к руководителю общеобразовательного учреждения, изложены в различных психолого-педагогических исследованиях. В. Ю. Кричевский, Т. И. Шамова, К. Н. Ахлестин [5] создали профессиограмму руководителя общеобразовательного учреждения. Основу её составляют личностно-деловые качества – сочетание лидерских, интеллектуальных, нравственных и коммуникативных способностей, а также профессиональные умения, навыки и организаторские способности.
Современный педагогический коллектив требует от руководителя обладания качествами смешанного лидера при приоритетности индивидуального подхода, любви к школе, ученикам, работе и демократизма. Директор обязательно должен опираться на коллектив и учитывать его мнение, развивать в коллективе чувство гордости за его успехи. В то же время, директор учебного учреждения должен быть лучшим среди равных, а также поддерживать инновации.
Таким образом, профессионально-значимые компетенции руководителя общеобразовательного учреждения – это комплекс знаний, умений, способностей и навыков в различных областях, на которых основывается деятельность директора.
Читайте также: