Классификация игр в доу схема

Обновлено: 05.07.2024

Игровая деятельность -форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции ( в отличие от его реальной жизненной). Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу.

Первая классификация была предложена Ф. Фребелем: по пед. назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные.

Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные.

Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу классификации положил возрастную периодизацию.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, посвященному игре, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра способствует психическому развитию ребенка.

В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:

1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.

2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Классификация игр (по С.Л.Новоселовой)

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

n Игры на бытовые сюжеты;

n Игры на производственные и общественные темы;

n Игры на героико-патриотические темы;

n Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

n роли, которые исполняют дети в процессе игры;

n игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

n игровое использование предметов(реальные заменяются игровыми).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Развитие сюжетно-отобразительной игры детей 2-3 лет воспитатель должен:

Для развития основных движений (на прогулке, или в помещении, 5-10 минут – игры):

  • Организовать игру так, чтобы дети поняли игровую ситуацию, были веселы, активны, полностью поглощены происходящим
  • Выступать в роли солиста, предоставляя небольшую роль в простйо игре ребенку, если он охотно берет её на себя
  • Поощрять развитие умения слушать музыку, действовать согласно с ней
  • Использовать в занятиях сюжетно-ролевые игры, где малыша изображают кого-либо (зайчиков, птичек)

Для развития театрализованной игры воспитателю рекомендуется:

  • Поддержать ее в форме индивидуальной подражательной (взрослому, животным) игры с фигурками типа бибабо, с Петрушкой и т.п.
  • Обеспечивать участие ребенка в дидактических играх-драматизациях (искупаем и оденем куклу Машу, оденем куклу Лену, покормим собачку)
  • Поощрять эти игры, инициировать их помогать ребенку перенести опыт театрализованной игры и игры-драматизации в самодеятельные игры

К концу 3-го года сюжетно-ролевая игра как интегральный показатель развития ребенка и символико-моделирующий вид деятельности характеризуется следующими показателями:

  • Ребенок пока не принимает на себя роль, например, мамы, но может копировать действия, движения, слова (кормит куклу, укладывает ее спать и др.)
  • Использует предметы-заместители (кормит куклу палочкой и др.)

В возрасте 3-4 лет сюжетно-ролевые игры детей различной тематики постепенно становятся самодеятельными. Воспитателю необходимо:

  • Осуществлять педагогическую поддержку самодеятельных сюжетно-ролевых игр; поощрять принятие роли, развертывание игрового действия и ролевое общение между детьми; поддерживать сохраняющуюся игру рядом или индивидуальную игру; одобрять ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих вместе; участвовать в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения
  • Поощрять эмоциональное и словесное обозначение своей роли для партнера, называние словом связанных с ней игровых действий, выделение сверстника как возможного партнера по игре;
  • Следить за тем, чтобы предметно-игровая среда становилась средством развития самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов-заместителей, средообразующих игровых моделей
  • Разыгрывать с детьми сценки по знакомым сюжетам, поощрять самостоятельное развитие и изменение сюжета детьми
  • Организовать для детей досуговые игры – игры-забавы, проводимые с народными игрушками (Петрушка, шагающий медведь, дровосеки, волчки); персонажами кукольного театра, музыкальными игрушками (обыгрывание с детьми стишков, сказок, песенок); проводить несложные празднично-карнавальные игры (шествие ряженых детей , сказочных персонажей), приуроченные к праздникам, досуговым паузам между занятиями
  • Повышать положительный эмоциональный тонус детей, воспитывать чувство юмора, ощущение праздничной общности между ними и взрослыми во время праздников, игровых шествий с куклами)
  • Содействовать укреплению здоровья и правильному физическому развитию детей; ставить конкретные , сравнительно легко и быстро решаемые двигательные задания; постепенно переходить от знакомых игр к новым; приучать их к совместным действиям и коллективной игре, соблюдать простейшие правила игр; учить воспроизводить в общих чертах способы выполнения движений, действовать по сигналу воспитателя; поощрять самостоятельные игры с мячами, шарами, ленточками и другими пособиями и игрушками в помещении и на улице
  • С помощью игры развивать их сенсорные способности, умение узнавать и называть цвет, величину, форму предметов; обучать умению находить сходства и различия в предметах, группировать по выделенным свойствам и назначению; расширять и уточнять представления об окружающем: предметах быта, растительном и животном мире, о приспособлении человека к сезонным изменениям в природе; развивать умение сравнивать две группы по количеству входящих в них предметов, ориентироваться в окружающем пространстве; создавать условия для самостоятельных игр детей с дидактическим материалами
  • Предлагать несложные, понятные и интересные сюжеты игры-драматизации; музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, доступный для воплощения детьми в движении, пении; начинать с игр-драматизаций, не включающих песен и сводя к минимуму словесный текст, в полной мере использовать движения; поручать в этих играх одну-две роли взрослому
  • Включать в них музыкальные игры-драматизации, разыгрывание несложных сценок из жизни кукольных персонажей; приобщать к совместной согласованной игре, включающей индивидуальные реплики, эмоциональное представление персонажей; обращать внимание детей на реакцию зрителей, побуждать к сочувствию персонажам игры-драматизации или кукольного спектакля; использовать эти игры для воспитания потребности в интересном досуге, приобщать к культурным формам досуга

Для развития сюжетно-ролевой и досуговой игры детей 4-5 лет воспитателю необходимо:

  • Обучать умению находить общее и различное в предметах, сравнивать и группировать по выделенным свойствам и назначению; развивать представления об основных эталонах формы и цвета; расширять и уточнять прдедставления об окуржающем мире, количественных и качественных отношеинях; активизировать, обогащать словарный запас и речевое общение; воспитывать способность действовать в соответствии с правилами дидактических игр; создавать условия для использования приобретенного опыта в самостоятельных дидактических играх

К концу 5-го года сюжетно-ролевая игра как интегральный показатель развития ребенка и символико-моделирующий вид деятельности характеризуется следующими показателями:

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) среди главных педагогических целей работы с детьми является создание условий для реализации всех видов игр. Кроме сюжетно-ролевых в этот период интенсивно развиваются режиссерские игры, игры-фантазии, игры с правилами.

Сюжетно-ролевая игра (5-6 лет) воспитателю необходимо:

  • Создавать условия для свободной самостоятельной сюжетно-ролевой игры, обогащая ее содержание и диапазон сюжетов и ролей на основе расширения собственного жизненного опыта детей, обогащения их кругозора, интереса к социальному миру, разнообразных знаний о нем
  • Поддерживать инициативу в игре, обеспечивать свободу игрового творчество и корректировать только нежелательные в воспитательном смысле повороты сюжета
  • Развивать гибкость ролевого поведения, развертывание взаимодействия со сверстниками в игре на основе общего интереса к содержанию игры и личных симпатий, поощрять практику социально-оправданного поведения
  • Поддерживать индивидуальную и совместную режиссерскую игру, в которой дети в условной форме, используя готовые фигурки, предметы-заместители, отображают события, знакомые им из самых разных источников (сказки, фильмы, бытовые события)
  • Обеспечивать возможность постоянно трансформировать, изменять предметно-игровую среду
  • Инициировать наделение нужным игровым значением любых предметов и игрушек в смысловом поле игры; обобщение игровых действий в слове, перенос их во внутренний воображаемый план (игровое фантазирование)
  • Поддерживать постепенный переход к самостоятельной организации детьми досуговой игры (интеллектуальные, забавы с игрушками, игры-развлечения)
  • Организовать театральные и празднично-карнавальные игры
  • Поощрять инициативность игрового поведения, проявление собственной индивидуальности в коллективных играх; широко использовать традиционные народные игры с правилами, способствующие физическому, социальному и этнокультурному развитию детей; занимать позицию равноправного партнера по игре

При организации подвижных игр необходимо:

  • Использовать их как важное средство повышения двигательной активности, развития движения и двигательных качеств детей; расширения их познавательной сферы; совершенствовать сформированные у детей двигательные навыки и учить быстро выбирать наиболее эффективный способ выполнения движений; развивать координацию движений в часто меняющихся игровых ситуациях; широко использовать игры на занятиях и вне занятий; воспитывать выдержку и организаторские навыки; самостоятельность и активность, положительные взаимоотношения между играющими, смекалку; поощрять стремление и инициативу детей самостоятельно организовывать и проводить несложные подвижные и спортивные игры в природных условиях и разные сезоны года; включать игры, знакомящие с особенностями национальной культуры разных народов, их обрядами и обычаями; приобщать к спортивным играм и играм-эстафетам

В дидактической игре воспитатель решает задачи познавательного характера, используя ее как на занятиях, так и в свободное время:

Обучать умению объединять предметы по 2-3 признакам и на основе их общих понятий; развивать элементарные

Гост

ГОСТ

Детские игры представлены в широком многообразии. Они различаются по своему сюжету, характеру, способу организации, возрастной специфики развития детей.

Единой классификации детских игр не существует, поскольку достаточно сложно определить исходную базу для их подразделения многие игры можно отнести к различным категориям, поскольку они выполняют широкий перечень функций.

Классификационные критерии группировки детских игр определяются концептуальной теорией игры.

Классификация детских игр по П. Ф. Лесгафту

В педагогике советского периода, классификация детских игр была дана П.Ф. Лесгафтом. Он сгруппировал детские игры, исходя из идеи о том, что психическое и физическое развитие ребенка должно протекать в едином направлении.

В своей теории, Лесгафт основывался на том, что детские игры раннего возраста носят имитационный характер. Дети повторяют процессы и явления, которые видят в окружающем мире, действия людей, которые окружают ребенка. Игра не должна носить обязательный, организованный характер. Дети моделируют процессы и явления в хаотичном направлении. Самостоятельное отражение увиденного и запечатленного ребенком позволяет сформировать навыки владения и распоряжения своими способностями, оценивать свои действия и преодолевать жизненные препятствия. Постепенно характер игр меняется. У детей развиваются определенные навыки действия, обусловленные развитием их физических и умственных способностей. Игры и их сюжетная направленность обогащаются впечатлениями детей, их возрастными потребностями и интересами.

Лесгафт определил, что всякая детская игра имеет воспитательное и развивающее значение. Особенно важны правила игры в воспитательном процессе. Ученым была разработана система подвижных игр, технология их организации, выявлены различия психологического воздействия на развитие личности игр, организованных по правилам от имитационных.

Готовые работы на аналогичную тему

Все детские игры П.Ф. Лесгафт разделил на две большие группы:

  1. Игры по правилам – сюда относятся подвижные игры, организованные на базе предписанных норм, которым необходимо следовать в процессе выполнения игровых действий. Эти игры носят подвижный характер и используются для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также на дальнейших возрастных этапах развития.
  2. Имитационные игры – включают игры подражательного характера. Предполагают отражение реальных поступков, процессов и явлений, увиденных детьми в игровом процессе. Используется для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку не требуют конкретных умственных и физических навыков ребенка.

Классификация игр по С. Л. Новоселовой

Наиболее полная и расширенная группировка детских игр была предложена С. Л. Новоселовой. Она подразделила игры по системообразующему параметру личностной предприимчивости в игре и принятия игр, которые разрабатывают сами дети, в качестве способа их размышления об окружающем мире, базирующегося на представлении об инициативе развития той или иной игры.

Все детские игры Новоселова предлагает разделить на три больших класса.

Класс первый. Инициативные игры детей – игры, которые создаются детьми самостоятельно. Дети определяют их предназначение, задачи, функциональную роль, сюжет и правила протекания игрового процесса.

К этому классу игр относятся игры-эксперименты и сюжетно-ролевые игры. Они предназначены для развития познавательной активности, творческих способностей, умственных навыков. В процессе игровой деятельности, дети определяют новые мотивы и виды деятельности. игры, самодеятельного характера занимают ключевое место в игровой деятельности дошкольников. Их содержание является отображением деятельности детей, своего жизненного опыта, взаимоотношениями со взрослыми.

Класс второй. Инициативные игры взрослых – игры, которые создаются по желанию и необходимости взрослыми. Игровая задача, действия и правила игры являются фиксированными. Дети не выбирают их самостоятельно.

К такому типу относятся игры, обучающего характера, задачей которых является развитие определенных познавательных навыков, физических способностей и бытовых умений. Эти игры носят дидактический характер, могут быть сюжетно-дидактическими и подвижными. Также, к этому классу относятся досуговые игры, носящие развлекательную направленность. Игры могут протекать путем самостоятельной деятельности детей, но они не являются самодеятельными.

Досуговые игры могут проходить в форме забав, развлечений, театральных постановок, праздничных и карнавальных мероприятий, забав интеллектуальной направленности, компьютерных игр.

Класс третий. Традиционные народные игры – игры, основывающиеся на исторических традициях, обычаях и этносе народа. По своему содержанию такие игры носят народную направленность. Они были популярны в народной педагогике. Народные игры базируются на традиционной предметной среде. Благодаря применению игр этого класса, у детей развиваются универсальные родовые психические навыки и особые свойства психологии этноса, результатов деятельности которого стала игра. К примеру, сенсомоторная координация, навыки произвольного поведения, символическое мышление.

К этому классу относятся разнообразные обрядовые игры – культовые, семейные, сезонные; тренинговые игры – интеллектуальной, сенсомоторной, сезонной направленности; досуговые игры – народные забавы и игрища, тихие игры, развлекательные.

Современная классификация детских игр

На современном этапе общественного развития игры подразделяются на две большие группы:

  1. Творческие игры – они могут быть режиссерского, сюжетно-ролевого, театрализованного и конструкторского характера.
  2. Игры по правилам – игры, которые разработаны последователями народной и научной педагогики, ориентированные на решение определенного круга воспитательных задач. Содержание и правила таких игр фиксированы. Такие игры могут быть дидактическими и подвижными.

Рисунок 1. Современная классификация детских игр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классификация игры — это создание порядка игр, составленных на основе принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация должна позволить ориентироваться в многообразии игр, дать о них точную информацию.

Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная на процесс действия и способы осуществления, характеризующаяся принятием детьми условной позиции.

Содержание

Влияние игры на личность дошкольника

ИГРА.jpg

Игра является средство умственного воспитания. Знания, полученные в ДОО и дома, находят в игре практическое применение и развитие, из чего следует их закрепления. В игре воспроизводятся различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов.

Подходы к классификации детских игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры, его функций в развитии детей, дать классификацию игр. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции.

Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу. Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр: на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Лесгафт2.jpg

П.Ф. Лесгафт определил, что всякая детская игра имеет воспитательное и развивающее значение, особенно важны правила игры в воспитательном процессе. Педагогом была разработана система подвижных игр, технология их организации, выявлены различия психологического воздействия на развитие личности игр, организованных по правилам от имитационных. Все детские игры П.Ф. Лесгафт разделил на две большие группы: Игры по правилам – сюда относятся подвижные игры, организованные на базе предписанных норм, которым необходимо следовать в процессе выполнения игровых действий. Эти игры носят подвижный характер и используются для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также на дальнейших возрастных этапах развития. Имитационные игры – включают игры подражательного характера. Предполагают отражение реальных поступков, процессов и явлений, увиденных детьми в игровом процессе. Используется для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку не требуют конкретных умственных и физических навыков ребенка.

В. В. Давыдов выделяет два основных вида детских игр: игры со скрытыми правилами — сюжетно-ролевые игры (правила определяются сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами — дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр, игры-забавы.

Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами. Авторами такой классификации являются Д.З. Менджерицкая, Т. Л.Маркова.

Е.А. Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием: военные, бытовые, производственные.

Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А. В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.


Классификация игр по Н.К. Крупской.PNG

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр раскрыт в трудах Н.К.Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами. Первое название наиболее точное, так как сюжет и роли имеются и во многих играх с правилами. При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

В последние годы проблема классификации детских игр снова стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе "Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника". В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры: детей или взрослых.

А.П. Усова и А.В. Запорожецвыделяли творческие игры и их разновидности: игры-драматизации и строительные, подвижные игры, дидактические игры. В творческих играх есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают игрушки.

С точки зрения развития и воспитания выделяются игры, направленные на психическое и физическое развитие, умственное, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание; с социально-психологической точки зрения игры делят на массовые, групповые, индивидуальные; с точки зрения управления игрой: стихийные, педагогически управляемые; по используемому материалу классифицируют на словесные, предметные (с мячом, скакалкой, кубиками).

Среди детских игр различают также музыкальные, настольно-печатные, фокусы, аттракционы.

Начиная организовывать игры в детском коллективе, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития воспитанников, их привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом. Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подобраны продуманно, проведены правильно. Именно так в играх можно достичь многого, чего нередко трудно добиться беседой, собранием.

Читайте также: