Шумерский миф о сотворении человека краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Шумерские археологи много говорят о глиняной табличке, найденной в Ниппуре - древнем городе, основанном в 5000 году до нашей эры. Согласно этой табличке, инопланетяне были похожи на людей и управляли Землей.

Этих существ называли богами, имевшими право путешествовать по небу. Согласно шумерской мифологии, Ану (который был богом богов) полагал, что работа, которую выполняли боги, была слишком велика и слишком тяжела для них.

Его сын Энки предложил идею создания человека, который поможет им на работе. Энки и его сестра Нинки работали вместе, чтобы воплотить эту идею в жизнь.

По словам шумеров, один из богов был принесен в жертву, а его тело и кровь были смешаны с глиной. Так был создан первый человек - по подобию богов. Интересно, что шумеры думали, что человек создан по образу Божьему.

Поскольку добыча полезных ископаемых стала настолько интенсивной, именно боги создали человека, который помог бы на работе.

Интересно, что первый человек был создан в раю, который был представлен как сад богов. Считается, что это было где-то между реками Евфрат и Тигр. Это были первые люди, созданные Энки и Нинкой. Но они были слишком разумны для того, что бы быть хорошими рабами.

Это было позже изменено ими, что разозлило Энили - бога, который был братом Энки и Нинки. Начался конфликт между богами.

По словам специалистов из шумерской культуры, именно эта ссора заставила аннунаков покинуть Землю и оставить людей в покое.

Шумеры не были первой или последней цивилизацией, которая говорила о существах, приходящих на Землю с небес. Во многих других культурах по всему миру подобные истории обнаруживаются. Часто эти существа передавались людям с бесценными знаниями.

В очень отдаленные времена на Земле, которую они называли Ки, боги-пришельцы основали свою колонию. Вначале на Землю было отправлено 50 инопланетян. Они получили название ану-на-ки. Их возглавил старший сын Ану — Эн-ки (владыка Земли). Согласно Царскому Списку, правление Энки в Эриду продолжалось 28 000 лет. Однако впоследствии над ним был поставлен более суровый младший сын Ану — Эн-лил (владыка воздуха). Энлил увеличил колонию инопланетян на Земле, и часть поместил на околоземной орбите:

Триста поставил он в небесном дозоре…

А на земле шестьсот он поселил [18, 219].

Когда боги, подобно людям,

Несли бремя и муки тяжкого труда,

Великим был тяжкий труд богов,

Трудной была работа, и велико было страдание

Рис. 15. Древние индейские божества в скафандрах:

2 — божество древних майя из Гватемалы;

3 — бог древних майя из Мексики

Рис. 16. Фигурки человекообразные существа в скафандрах

Дом его окружили, но бог Энлил о том не знал.

Была ночь, миновала половина дозора.

[Затем] Калкал увидел то и встревожился…

Калкал разбудил Нуску [канцлера]…

Нуску разбудил своего господина —

Он поднял его с постели [со словами]:

«Мой господин, твой дом окружен,

Войну объявили все мы, каждый из нас!

Мы […] в горных выработках;

Непосильный труд убил нас.

Энлил хотел казнить бунтовщиков, но не мог этого сделать без санкции Ану. А тот признал, что их возмущение справедливо и нужно найти другой выход. Ану собрал совет. На нем Энки сообщил, что жизнь на планете Нибиру и на Земле имеет общую основу. И что можно на базе земных животных создать существа более совершенные в умственном и физическом отношениях, которые были бы способны выполнять эту и другие работы, необходимые для жизнеобеспечения анунаков. Исходя из наших сегодняшних знаний понятно, что подобные существа можно было создать с помощью генной инженерии, путем внесения в генетический код земных животных фрагментов генов анунаков.

Сейчас во всем мире дискутируется вопрос — этично ли создавать биологическую копию человека путем клонирования? Большинство людей приходят к выводу о недопустимости такой операции. А развитые страны уже запретили ее законодательно. Вопрос же о создании биороботов, что можно было бы сделать путем модификации генов человека или их смешения с генами животных, даже не поднимается. Он представляется аморальным априори.

В самом деле, биоробот — это ущербное по сравнению с человеком существо, будет чувствующим и мыслящим, а потому, возможно, страдающим из-за своего несовершенства. Вправе ли люди брать на себя ответственность за создание таковых, особенно, если они будут наделены способностью к размножению? Но анунаки на это решились:

Они воззвали к богине, давшей жизнь богам

И мудрой акушерке [со словами]:

Дай жизнь новому существу, создай рабочих [Lulu]!

«Сотвори Примитивного Рабочего [Lulu Amelu],

Который сможет тащить это ярмо!

Пусть он исполняет это по поручению Энлила.

Рис. 17. Шумерский символ акушерства

Процесс смешения божественных и земных компонентов описывается на многих глиняных месопотамских табличках и сопровождаемых выразительными рисунками. В них сообщаются различные подробности сотворения человека, не оставляющие сомнения, что речь идет о генной инженерии. Ниже приводятся некоторые из них.

Примешай к сути глину от основания Земли,

Что чуть вверх [на север]от Абзу12,

И приспособь его в формочку с сутью.

Я представлю хорошую, много знающую, юную ануначку,

Которая доведет глину до нужного состояния.

Далее в тексте говорится:

Сидя рядом с ней [Нинти], подсказывал ей.

После того, как она произнесла

свои магические формулы,

Она взялась за глину.

Судьбу новорожденного изречешь ты;

Нинки запечатлит в нем образ богов,

Рис. 18. Смешение генов небесных (напишты) и земных (глины)

Нинти отщипнула 14 частиц глины.

Семь она расположила справа,

Еще семь расположила слева;

Посредине она поставила формочку.

Генетики сделали свое дело, теперь оплодотворенные яйцеклетки следовало поместить в женские утробы для вынашивания. Очевидно, в планы богов не входило создание нового вида разумных существ, которые были бы способны к самостоятельному размножению. Выше мы говорили о большой моральной ответственности, связанной с этим. Поэтому модифицированные должным образом оплодотворенные яйцеклетки помещали для выращивания в утробы женщин ануначек. На следующей табличке говорится:

Мудрых и много знающих

Дважды семь богинь рожениц собрались.

Семеро породили мужчин;

Семеро породили женщин

Рис. 19. Опыт удался. Человек сотворен

О том, что в шумерских табличках отражены действительные события, говорит не только большое количество биотехнологических деталей, которые не могли бы выдумать древние шумеры, но и то, что примерно о такой же истории создания человека и с той же целью повествуется в древних преданиях, сохранившихся на противоположной стороне Земли, у американских индейцев.

Рис. 20. Индейские боги Тлалок и Чальчиутлике создают человека

Однако, Кучинский не верит в богов и пришельцев. По его мнению, названные боги являются всего лишь символами самодействующих и саморазвивающихся хромосом, залетевших на Землю из космоса, во что поверить еще трудней. Сосуды на рис. 20 [27, 59] и рис. 21, являются символическими изображениями матки, такими же, как у шумеров. К каждой матке подходят по две цепочки генов. На рис. 22 [27, 215, 216] одно из изображений матки дано в увеличенном масштабе. Иначе их было бы семь (напомним, что у шумеров было дважды семь рожениц).

Рис. 21. Различные деяния богов и вынашивание людей

В процессе создания нужных существ, конечно, было много проб и ошибок. Возможно, поэтому были созданы козлоногие, собакоголовые и прочие химерные существа, изображенные на шумерских цилиндрических печатях (рис. 23) [18, 225] и описанные в древних мифах других народов. В некоторых же шумерских текстах говорится, что экспериментаторы сотворили их спьяну. Но, в конце концов, были созданы существа, близкие по виду к современному человеку, как уже говорилось, очевидно, неандертальцы. Это должно было произойти вскоре после бунта анунаков-рудокопов, то есть, по шумерской хронологии, примерно 300 тысяч лет тому назад.

Рис. 22. Изображения утроб крупным планом

Адапа должен был самостоятельно прибыть на летательном аппарате на заседание Совета в Небесах, что, возможно, было первым его испытанием. Энки опасался возможного решения Совета богов: сделать Адапу бессмертным и поставить на его место. Для того, чтобы это не случилось, он напутствовал Адапу:

Предупреждение Энки было явно лживым: если бы синклит богов решил уничтожить Адапу, то не стал бы делать это тайно, им некого было бояться.

Дальнейшие события развивались следующим образом. Прибывшие с Земли на Собрание Энлил и Энки заняли свои места рядом с Ану. Ану отругал Энки (Эа) за то, что он открыл Адапе сверхсекретные сведения:

Если неандерталец не является предком кроманьонца, то некем заполнить огромный эволюционный провал между Homo sapiens sapiens и ближайшим его предком — Homo erectus. Трудно объяснить, почему до сих пор не найдены останки каких-либо промежуточных существ между ними. Это ученым дает веские основания обратиться к представлениям о сотворении человека.

По-шумерски ребро и жизнь писалось одинаково, а у их богов это слово могло означать основу жизни, ее генетический код. Если все делалось по науке, то Ева была клонирована с помощью генной инженерии из генетического материала, взятого у Адама. Предвосхищая возражение, что клон представляет собой копию организма, из которого взят исходный материал, а потому он мог быть только мужским, сразу ответим. Как известно, генетический код мужского организма отличается от женского тем, что в одной из 23 пар его хромосомы не дублируют друг друга (они не одинаковы). В связи с чем одну из этих хромосом обозначают буквой Y, а другую — Х. Заменив в генетическом коде мужского организма хромосому Y на вторую Х (взятую из аналогичной пары хромосом другой клетки), получим генетический код женского организма. Таким образом, методом генной инженерии и клонирования можно было из генетического материала Адама создать ему подругу.

Может быть, боги опасались, что человек сможет стать их соперником? Именно это говорится в апокрифе Иоанна. Так или иначе, Адам и Ева были изгнаны из Эдема на неблагоустроенную землю, где Адаму предстояло в поте лица добывать хлеб свой, а Еве — в муках рожать детей. Возможно, это решение принял Энлил, который не ладил с Энки и, надо полагать, осуждал его затею с созданием пары совершенных людей, ненужных анунакам для утилитарных целей. Но позднее он сменил гнев на милость и благословил людей на то, чтобы они плодились, размножались, наполняли Землю и были хозяевами ее фауны и флоры наряду с их старшими братьями — неандертальцами.

Стали у людей рождаться сыновья и дочери. Некоторые из дочерей человеческих оказались весьма привлекательными для сынов божьих (анунаков), и стали они брать их себе в жены. О браках между богами и людьми говорится не только в Библии, но и в мифологиях различных народов, особенно часто — в шумерской и греческой.

Получив самостоятельность, люди размножились в большом количестве и стали раздражать главных шумерских богов своим поведением. Поэтому боги решили их уничтожить. Для этого им не нужно было марать свои руки в крови, достаточно было не предупредить людей о надвигающейся глобальной катастрофе — Великом потопе.

Однако вопреки принятому решению сердобольный Энки спас добропорядочного человека — Зиусудру. Когда, спустя некоторое время, это стало известно другим богам, они его не осудили, напротив — обрадовались, поскольку успели затосковать по тому, что после потопа им никто не поклонялся и не приносил жертвы. В результате человечество снова было восстановлено. Непонятно, правда, каким образом от одного Зиусудры. Может быть, это поясняется в шумерских табличках, которые еще не найдены.

«Посовещались боги, говорят:

Кто будет населять? Затвердело Небо, и затвердела Госпожа Земля. Кто же будет жить на ней, о боги?

Отправился Кецалькоатль в Страну Мертвых, прибыл к Господину и Госпоже Страны Мертвых и сказал:

Прибыл я за драгоценными костями, которые ты стережешь. А тот спросил:

Что ты намерен делать? Тот ответил ему:

Господин Страны Мертвых, по-видимому, был против воссоздания человечества. На словах он согласился с намереньем остальных богов, но на деле стал чинить различные препятствия. Преодолев одно из них, Кецалькоатль «собрал драгоценные кости, отдельно кости мужчин и кости женщин. Взял он их, сделал из них вязанку и унес ее.

Снова сказал Господин Страны Мертвых своим подданным:

Боже, и верно, забрал Кецалькоатль драгоценные кости. О Боже! Идите выкопать ему яму.

Пошли они, сделали это, и упал он на дно, ударился, а испугались его перепелки. Упал как мертвый, и рассыпал на дне драгоценные кости, и перепелки начали их клевать.

Понемногу пришел в себя Кецалькоатль, заплакал и сказал своему двойнику (напарнику?):

Что же будет, двойник мой? А тот ответил:

Что может быть? Ничего не получилось — пусть будет, что вышло.

Американские индейцы невысоко думали о себе и полагали, что их судьба целиком в руках богов. В одной из ацтекских поэм говорится:

Мы здесь всего лишь рабы,

Только люди стоят

Перед тем, по воле которого все живет.

Он приходит, чтобы родиться, приходит жить на земле.

На краткое время он присвоил себе

Славу того, по воле которого все живет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Откуда пришли шумеры

Откуда пришли шумеры Сразу нужно сказать, что сколько-нибудь точного ответа на этот вопрос мы не имеем. За столетний период развития шумерологии высказывались самые различные гипотезы о родстве шумерского языка. Так, еще отец ассириологии Раулинсон в 1853 году, определяя

Мнения о его происхождении

Мнения о его происхождении Отчего же произошел раскол? По объяснению старообрядцев, от того, что Никон, исправляя богослужебные книги, самовольно отменил двуперстие и другие церковные обряды, составляющие святоотеческое древлеправославное предание, без которого

Когда шумеры создали богов

Зарождение первых цивилизаций. Кто такие шумеры?

КОГДА ШУМЕРЫ СОЗДАЛИ БОГОВ

Глава 2 Шумеры

Глава 2 Шумеры Цивилизация Междуречья Можно сказать, хотя это и звучит парадоксально, что знаниями о шумерской цивилизации мы обязаны случаю. Начиная исследование Месопотамии, археологи думали совершенно о другом – а именно рассчитывали найти следы вавилонян и

Шумеры: мир начался с воды

Шумеры: мир начался с воды В Месопотамии в древние времена жили шумеры. Сегодня о них известно лишь из оставленных ими же письменных источников. Памятники письменности были найдены в позапрошлом веке в песчаных холмах, которые возникли на месте древних городов.Лишь

Откуда пришли шумеры?

Откуда пришли шумеры? Если даже считать, что шумерами были уже носители убейдской культуры, то все равно остается без ответа вопрос, откуда пришли эти шумеры-убейдцы. «Откуда появились сами шумеры, – отмечает И.М. Дьяконов, – до сих пор остается еще совершенно

Шумеры – учителя учителей?

Шумеры – учителя учителей? В 1837 г. во время одной из служебных командировок английский дипломат и лингвист Генри Роулинсон увидел нa отвесной скале Бехистун, что высится у древней дороги на Вавилон, какой-то странный рельеф, окруженный клинописными знаками. Роулинсон

3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских

3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела! Эта местность мне знакома, как окраина Китая! Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела. Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая. Вместо горла — темный

Шумеры и убаидцы

Шумеры и убаидцы В свете последних исследований оказывается, что к дравидийским языкам мог принадлежать и язык древнейших обитателей долины Тигра и Евфрата, предшествовавших шумерам. О существовании его лингвисты догадались, изучая древнейшие шумерские тексты.

Шумеры, или арийцы

Шумеры, или арийцы Когда туда пришли шумеры и почему история забыла об их существовании? Лишь во второй половине XIX в. современные археологи обнаружили в этих похороненных под курганами Месопотамии городах то, что кто-то старательно пытался забыть, а именно давно

О происхождении славян

О происхождении славян Подъем этносов"Славяно-готский вариант. Один из них имел место в начале нашей эры, во II в. Но где? Только на одной полосе: примерно от Стокгольма, через устье Вислы, через Средний и Нижний Дунай, через Малую Азию, за Палестину, до Абиссинии. Что здесь

Вадим Сухачевский Шумеры — свидетели потопа

Вадим Сухачевский Шумеры — свидетели потопа В 20-х годах двадцатого столетия сэр Леонард Вули организовал археологическую экспедицию в Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), на этой родине человеческой цивилизации. Именно там люди впервые научились возделывать

Согласно мифам шумеров, после сотворения мира племя великих богов и подвластных им духов-ануннаков все умножалось. Они заселяли небесный свод, земной диск и подземный мир. Чем больше становилось бессмертных, тем меньше оставалось у них средств пропитания.

Трудолюбивая дева Ашнан не успевала заготовлять зерно, а ее брат, кроткий пастырь Лахар, усердно доил овец и коз, но молока не хватало для бесчисленных богов и богинь. Они ели хлеб, но не насыщались, они пили сливки, что приносил им Лахар, и вино, приготовленное прекрасной Ашнан, но мучительная жажда продолжала терзать их.

И вот боги и богини обратились за помощью к богу мудрости Энки, чтобы он нашел способ умножить количество еды и питья, чтобы создал он помощников заботливой Ашнан и доброму Лахару, поставляющим пропитание бессмертным.

Громко и настойчиво умоляли боги и богини мудрейшего из богов прийти к ним на помощь и спасти их от мук голода, жажды и холода, но Энки спокойно лежал в глубине своего обиталища, великой бездны Абзу, равнодушно внимая стонам и воплям своих божественных детей и внуков, и не откликался на их призывы и жалобы.

Энки откликнулся на призыв своей праматери. Он вышел из бездны вместе с богиней земных недр Нинмах, и следом за ним двинулась толпа добрых и бравых горшечников, несущих комья мягкой глины.

Снова принялся Энки за дело и трудился медленнее и тщательнее. На этот раз он добился удачи и слепил сильных и разумных мужчин и женщин, во всем подобных богам. Только бессмертия они были лишены и должны были смиренно и безропотно служить великой семье богов и богинь и помогать божественной деве Ашнан и ее брату Лахару доставлять в храмы пищу и питье. Каждый раз, когда люди пытались действовать самовольно и добиваться того, что недоступно для них, бессмертные боги безжалостно смиряли их.


Шумерская мифология сохранилась в виде небольшого корпуса текстов. Они рассказывают о сотворении людей, потопе, деяниях богов и приключениях героев.

О сотворении мира

Согласно одному из текстов о верховном боге Энлиле, он разделил небо и землю, вырастил семя полей, изобрёл мотыгу и вручил её людям. По другому мифу, верховный бог также сотворил все злаки и деревья.

Людей шумерские боги создали, чтобы избавить себя от необходимости работать. С таким предложением выступил мудрый Энки, когда богиня Нинмах сотворила первого человека. Боги решили отпраздновать появление человека. Во время пира богиня создавала разные варианты ущербных человеческих существ, а Энки находил применение каждому из них. Наконец, Нинмах создала существо, которое не могло передвигаться, есть и пить — младенца. Энки предложил Нинмах найти применение этому созданию, и она не смогла ничего придумать.

Бог Энки [Эа]. Источник: Wikimedia Commons

Согласно эпосу, люди начали плодиться очень быстро, а их шум стал досаждать богам, которые предпочли уничтожить свои создания потопом. Энки предупредил человека по имени Атрахасис, который соорудил ковчег для своей семьи. После исчезновения людей боги поняли, что остались без их подношений. Раскаявшись, они поклялись больше не прибегать к таким радикальным мерам. Вместо этого боги решили держать численность людей под контролем с помощью тяжёлых родов, детской смертности и табу.

Шумерские боги и мифы о них

Среди сюжетов об Энлиле был такой, где он изнасиловал богиню Нинлиль. За преступление Энлиля изгнали из сообщества богов в преисподнюю. Нинлиль сопровождала его в изгнании. Он оплодотворил её ещё трижды. Их старший сын Син стал богом Луны, остальные три — богами подземного мира.

Он назначает богов ответственными за разнообразные явления: земледелие, скотоводство, охоту, ремёсла, письмо, акушерство и даже проституцию.

Инанна возмущается тем, что у неё не осталось функций. Тогда Энки назначает её богиней любви и войны. В тексте гимна он описывает её неукротимость как покровительницы конфликтов.

Нинурта и Анзу. Источник: Wikimedia Commons

Богиня Инанна — ближневосточная Афродита

Богиня Инанна была популярна в Шумере. Позднее в Вавилонии она будет почитаться как богиня Иштар. Она была женой бога Думузи — покровителя пастухов.

Самый большой рассказ о богах, насчитывающий 800 строк, посвящён Инанне и Энки. Инанна — покровительница любви и деторождения, Энки — бог мудрости и магии. Однажды Инанна покинула свой город Урук, чтобы навестить Энки в его городе Эриду. Во время пира захмелевший Энки даровал Инанне контроль над более чем сотней атрибутов шумерской жизни. Среди них оказались искусство писцов, музыка, архитектура, разум, а также поцелуи, проституция, семейные ссоры. Инанна убежала с ними в свой город.

Однажды богиня была изнасилована садовником Шукаллитудой. Инанна неоднократно пыталась покарать смертного, но каждый раз Энки помогал преступнику избежать наказания. Наконец, богине удалось убедить бога выдать Шукаллитуду. Инанна расправилась со смертным, но пообещала, что его имя не будет забыто.

Также популярен был сюжет о любви Инанны и покровителя пастухов Думузи. По одной версии мифа, пастуший бог соперничал за неё с богом-земледельцем Энкимду. По другой, — соперников у Думузи не было.

Инанна и Думузи. Источник: Wikimedia Commons

Возвращаясь из Подземного царства в сопровождении демонов, богиня встретила покровителей шумерских городов. Увидев их в рубище, Инанна не позволила демонам забрать их в преисподнюю. Заменой стал Думузи, который не оплакивал смерть богини. Появлялся в мифах и сюжет о попытках Думузи спастись от преследовавших его демонов. В итоге сестра юноши Гештинанна согласилась полгода заменять его в Подземном мире. Отношения же Инанны и Думузи была темой любовной лирики шумеров.

Инанна почиталась не только шумерами, но и аккадцами. В аккадском мифе Энки, уставший от жестокого характера богини, сотворил её двойника с именем Раздор. Инанна увидела себя со стороны и пришла в ужас. После этого богиня отказалась от жестокости, а Энки повелел шумерам исполнять в её честь ритуальный танец.

Шумерские мифы о богах получили развитие в Аккаде и Вавилонии. Миф о сошествии в подземный мир Иштар повторяет текст о сошествии туда Инанны. Сюжеты из шумерского пантеона развивали и другие мифы.

Источники

  • Black J. Cunningham G., Robson E., Zolyomi G. The Literature of Ancient Sumer. Oxford, 2005.
  • The Sumerian World. Edited by H. Crawford. London and New York, 2003.
  • Крамер С.Н. Мифология Шумера и Аккада // Мифологии Древнего мира. М., 1977.

Материалы по теме

Умышленное уничтожение культурных ценностей боевиками стало настоящей проблемой нашего времени. ИГИЛ беспощадно взрывает памятники и храмы, в том числе и те, которые были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нашем обзоре 10-ка исторических памятников, уничтоженных в разное время и в разных странах боевиками, нацистами и религиозными фанатиками.

Культура древних германцев, которая сформировалась на территориях островной и континентальной Европы, начинает упоминаться греками в 1-м веке до н.э.

Древние египтяне с уважением относились ко всем животным, многих из них они считали вместилищем божественного начала и наделяли сверхъестественными способностями. Особое место в египетском культе животных занимали кошки. В нашей статье мы расскажем Вам, чем кошки заслужили звание священного животного в Древнем Египте.

А вот ещё:

Самый суровый лагерь смерти в Российской империи


При Елизавете Петровне в России не было смертной казни. Что делали с преступниками вместо этого?

Работать на каменоломнях и строительстве порта заключенным приходилось в дождь, снег, и град, при постоянном лютом ветре с моря. Историк Елена Марасинова подсчитала, что с 1753 по 1756 год в Рогервик привезли 13 242 арестанта, умерли из них 13 101.

Стратегически важный порт

Порт и крепость при Рогервике по проекту 1723 года

Порт и крепость при Рогервике по проекту 1723 года

Маяк и утёс в Палдиски, гравюра.

Маяк и утёс в Палдиски, гравюра

Петр был царем крайне прижимистым, никому особо не доверял, и прежде, чем тратить огромные деньги на основание гавани и строительство крепости, лично поехал в Рогервик. Всего он побывал там шесть раз и даже лично замерял глубину залива – достаточна ли она будет для прохода тяжёлых военных кораблей?

В 1715 году царь окончательно повелел соорудить в Рогервике порты для военных и для купеческих судов; построить Адмиралтейство, верфь и город. Для защиты залива от ветров он приказал насыпать каменный мол от середины острова Малый Роге до материка – а это больше 2,5 км. Работа поистине каторжная, ручная – добывать камень на каменоломнях и строить из него мол. 20 июля 1718 года царь личным примером показал, как будет строиться мол, метнув в залив увесистый камень – так началось строительство гавани Рогервик.

Каторжник на рудниках в Нерчинске, Сибирь.

Каторжник на рудниках в Нерчинске, Сибирь

Со шведской стороны поступило робкое предложение все-таки не начинать строительства порта в Рогервике – войну-то Россия уже выиграла… Но Петра шведское мнение не интересовало – в этот же день, 30 августа он в Петербурге доложил Военной коллегии о необходимости гавани в Рогервике. Формалист и буквоед, царь прилежно заверил свое уже претворяемое в жизнь решение в государственных органах.

Русские каторжники в XIX веке.

Русские каторжники в XIX веке

Город Балтийский порт. Георгиевская улица. XIX век.

Город Балтийский порт. Георгиевская улица. XIX век

Императрица Елизавета тоже решила лично посетить Рогервик, в том же 1746 году, сразу после сенатского доклада. С ней вместе ехали великие князь и княгиня, будущие правители Петр III и Екатерина II. Из записок молодой Екатерины Алексеевны становится ясно, что тогда городок был поистине трудным местом.

Смерть без смертной казни

Парадный портрет Елизаветы Петровны

Парадный портрет Елизаветы Петровны - Шарль Андре Ван Лоо

Вот куда Елизавета Петровна планировала начать ссылать осужденных на смерть. Историки сходятся во мнении, что вступая на престол, императрица дала клятву не казнить смертью своих подданных – как реакцию на чрезмерную жестокость предыдущей правительницы, Анны Иоанновны. В течение первых лет правления Елизаветы исполнение смертных приговоров было приостановлено, и к 1746 году, когда она посетила Рогервик, в темницах империи содержались 110 убийц, 169 воров-рецидивистов и 151 человек, осужденный к вечной каторге. Сенат, докладывая о них, предложил ссылать их в Рогервик.

Уездный город Балтийский порт в 1789 году

Уездный город Балтийский порт в 1789 году

В 1768 году, когда работы были окончательно остановлены, на постройку гавани, так и не начавшей функционировать, были потрачены (с 1718 года) почти полмиллиона рублей (в тот период все доходы бюджета страны составляли порядка 15-16 миллионов рублей) – то есть, огромные средства были фактически спущены в никуда. В здании крепости с 1789 года местные жители держали скотину. Мол, из которого успели построить 383 метра, постепенно опустился под воду и образовал отмель. Арестанты-каторжники были отправлены в Сибирь.

Скалистый берег близ города Палдиски, современное фото

Скалистый берег близ города Палдиски, современное фото - Леон Петросян (CC BY-SA 4.0)

Постройки каторжного острога использовались для содержания заключенных пожизненно – в Рогервике окончили свои дни соратник Пугачёва Салават Юлаев вместе со своим отцом; здесь нашли последнее пристанище и несколько других участников пугачевского бунта, в 1800 их оставалось 12 человек. Город постепенно терял значение – например, в 1825 году здесь жило всего 184 человека, и только с подведением к Балтийскому порту железной дороги (1870) здесь более-менее начала восстанавливаться жизнь.

Читайте также: