Краткое содержание дорога к матери

Обновлено: 06.07.2024

Сюжет фильма охватывает послереволюционный период и проносит сквозь многие года послевоенного времени. Героям фильма предстоит ощутить себе советскую индустриализацию, раскулачивание, голод, колхозы, масштаб войны, гонения, страх, ссылки, тюрьмы и лагеря.

Но авторы фильма все же не стали окончательно принижать советскую власть, потому что благодаря хваленной индустриализации в Казахской ССР появились заводы, предприятия и множество других фабрик и колхозов.

Всем актерам хочется сказать спасибо и выразить благодарность. Все справились на отлично. Положительным героям сопереживаешь, а мерзавцев ненавидишь всей душой.
А что касается финальных сцен, то без слез это смотреть невозможно. Мне, как сыну своей матери, было больно смотреть на пожилую женщину у дороги, которая просто сидела и ждала сына со слезами на глазах, не отрывая взгляд от бескрайних просторов степей. Признаюсь, видеть это эмоционально тяжело.

Рекомендую досмотреть трейлер до конца!

Дорога к матери информация о фильме

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Ахан Сатаев

Хасанбек Кыдыралиев

Алтынай Ногербек , Адиль Ахметов , Аружан Джазильбекова , Берик Айтжанов , Болат Абдилманов , Ерлан Карыбаев , Андрей Душечкин , Адиль Болатаев , Мерей Макажан , Темирлан Айтлеу , Аккенже Алимжан , Еркебулан Дайыров , Азат Сейтметов , Илья Капанец , Андрей Сенькин , Берхан Шимшек , Нуржан Садыбеков , Шамхал Хачатурян , Алихан Идришева , Анатолий Креженчуков , Юрий Якушев (II) , Вячеслав Павлють , Сергей Уфимцев , Сергей Никоненко (II) , Евгений Казакевич , Геннадий Гаранский , Константин Конюхов , Олег Ткачёв , Павел Адамчиков , Куралай Анарбекова , Алдабек Шалбаев , Александр Федосеев , Эдуард Табишев , Наталья Долматова , Дмитрий Скирта , Лариса Осипова , Никита Степанов , Костя Капский , Евгений Дмитриев , Дмитрий Тумас , Виктор Зайковский , Олег Бузук , Георгий Петренко , Расим Жубаев

Действие фильма разворачивается в период с 1930 года по наши дни. Основные события происходят в эпоху коллективизации, джута, военных и послевоенных годов.

последнее обновление информации: 15.05.19

дополнительная информация >>

Таких фильмов у нас еще не было. Забудьте дебильных "Кочевников" и откровенно слабую "Жаужурек мын бала". "Дорога к матери" - вот он, первый настоящий эпик современного Казахстана.

В рамках Евразийского кинофестиваля во Дворце Республики прошла премьера долгожданной картины Акана Сатаева "Дорога к матери". Новый фильм режиссера таких знаменитых работ, как "Рэкетир" и "Жаужурек мын бала" была показана еще в июне на Московском кинофестивале, где её приняли очень тепло. И вот, с 29 сентября он выходит в широкий прокат.


И теперь уж точно можно поздравить наш народ с тем, что у нас наконец-то появился достойный массовый фильм. "Дорога к матери" - красивое историческое полотно, в котором проделана огромная работа, и в ней есть все, что должно быть в большом кино.

Фильм рассказывает историю Ильяса, которого в эпоху коллективизации еще юнцом забирают из рук матери. Он растет в другой стране, в совершенно чужой среде и отчаянно пытается вернуться в родные края. Его дорога домой займет целые десятилетия, вобравшие в себя трудные жизненные испытания: детский дом, Великая Отечественная Война и изгнания из страны.


Дома его ждут мать и любовь всей его жизни. Они тоже являются узниками времени и обстоятельств, и тоже проходят через суровые испытания жизни: джут, индустриализация, Война и репрессии. И несмотря на все это, они не теряют надежды и ждут его.


Картина огромна, в ней есть прекрасные масштабные сцены. Взять хотя бы сцену битвы, которая откровенно замахивается (и ничуть не стесняется этого) на сцену высадки армии союзников из "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга. Даже одно то, что Сатаев попытался снять что-то такое заслуживает огромного уважения. Это действительно новый уровень в казахстанском кино. Таких спецэффектов у нас еще не было.


Великолепно справляются со своими работами и главные актеры. В роли матери изумительно тонко играет Алтынай Ногербек. В полный голос о себе заявляет и исполнитель главной роли Адиль Ахметов. Ну и Аружан Джазильбекова в очередной раз доказывает, что она главная кино-дива страны на данный момент. И на второстепенных ролях заняты сплошь и рядом известные люди: Азамат Сатыбалды, Еркебулан Дайыров и Берик Айтжанов и другие.


Музыка, костюмы, декорации - все на высшем уровне. Единственный минус - это сценарий, которому чуточку не хватает смелости. Где-то что-то не дожали, где-то не хватило драмы, где-то наоборот переборщили. И вечная проблема отечественных фильмов - если герой хороший, то хороший до конца, если герой плохой, то и плохой до конца. Они не меняются, почти что.


Но, на все эти огрехи хочется закрыть глаза. Ведь таких фильмов у нас еще не было и одно это уже радует. Забудьте дебильных "Кочевников" и откровенно слабую "Жаужурек мын бала". "Дорога к матери" - вот он, первый настоящий эпик современного Казахстана.

Спасибо компаний "Сулпак Синема" и лично Ирине Белозеровой за предпоказ.


Сюжет фильма динамичный, с главным героем то и дело случаются события, которые оттягивают его возвращение в отчий дом. Казалось, что уже вот-вот конец, но нет. Режиссер заставляет зрителя волноваться о судьбе Ильяса, сопереживать, быть в процессе, происходящем на экране. Историческую драму, охватывающую порядком 30 лет, невозможно рассказать за 1,5 часа. История в картине развивается последовательно, рассказывая повесть, которая дойдет до каждого сердца. Сделать это нелегко, если перепрыгивать через важные события. Ведь тогда сложится двусмысленное впечатление, что от нас утаили что-то значимое.

Нельзя не отметить музыкальное сопровождение. Композиции не отвлекают от действия на экране, наоборот, дополняют, создавая законченный образ. За это отдельное спасибо Алиму Заирову.

Картинка фильма завораживает. Локации, снятые в Казахстане и за его пределами, смотрятся гармонично, не выбиваются и не кажутся случайно вставленным элементом.

Режиссер и сценарист добились того, что изначальная идея ленты и то, что происходит на экране, были воплощены наилучшим образом.


Ещё в сентябре 2015-го на кинофестивале "Евразия" были показаны несколько сцен из будущей картины, которые произвели большое впечатление как на коллег-кинематографистов, так и на журналистов. Премьера фильма ожидалась в начале этого года, говорили, что она может быть приурочена ко Дню Победы, однако полноценный релиз вновь отложен – по имеющейся информации, теперь до осени. Впрочем, обозреватель informburo.kz уже посмотрел "Дорогу к матери" и вынес вердикт: это лучший фильм Сатаева.

Об идее будущей картины Акан Сатаев рассказывал мне ещё в период работы над "Ликвидатором". Историю о женщине, которая в течение многих лет каждый день выходит на просёлочную дорогу и сидит, вглядываясь в даль, в ожидании когда-то потерянного сына, режиссёру рассказали родители. Пять лет спустя история эта превратилась в кинополотно длиною два с половиной часа, которое охватывает практически полвека истории Казахстана.

…Мукан и Мариям долго не могли обзавестись ребёнком, и вот наконец зимней ночью в страшный буран на свет появился Ильяс – главный герой картины.


Впрочем, вопрос, кто тут главный герой, спорный, и к его обсуждению мы ещё вернёмся. Именно через призму необыкновенной и сложной судьбы Ильяса будут показаны все важные события первой половины XX века, случившиеся в нашей стране, – установление Советской власти, коллективизация и последовавший джут, индустриализация, репрессии, Великая Отечественная война, строительство мирной жизни.


В "Дороге к матери" задействованы как уже прекрасно известные казахстанские актёры, так и абсолютно новые лица. К первой категории относятся, в частности, Еркебулан Дайыров (обладатель множества наград за главную роль в ленте "Шлагбаум") и "стахановец" Берик Айтжанов (если учитывать вдруг оказавшуюся в прокате прошлогоднюю картину "Аманат", "Дорога к матери" будет пятой премьерой с его участием в 2016-м). Дайыров и Айтжанов играют двух братьев – Мукана, отца Ильяса, и Лукпана. Вскоре после Октябрьской революции их пути разделяются. Мукан, как и многие бедняки, принимает новую власть. Лукпан, один из приближённых местного бая Ералы, уходит в оппозицию. Собственно, этот братский конфликт, перерастающий в кровавый, – на мой взгляд, ключевой в построении фильма. В кинематографии СССР сторонники Советской власти всегда были героями или как минимум положительными персонажами; противники – напротив, врагами. С начала 1990-х они поменялись ролями, хотя, разумеется, всё было намного сложнее. Основное достоинство первой части "Дороги к матери" – отсутствие ярлыков. Образы ни Мукана, ни Лукпана, ни Ералы не выкрашены однозначно в чёрный или белый цвет. Люди были разные, и жизнь была такой, что и друзья, и братья вынужденно оказались по разные стороны.


Но вернёмся к Ильясу, формально заявленному как главный герой. Его помотает по Китаю, Турции, Украине, прежде чем он снова окажется на родине. Но на этом его одиссея не закончится, порой кажется, она бесконечна. Ильяса сыграл актёр столичного театра "Жастар" Адиль Ахметов. Адиль уже снялся более чем в десятке кинокартин, однако в "Дороге к матери" у него первая большая роль, которая может превратить его в звезду. Работа Ахметова, как мне кажется, была осложнена тем, что Ильяс не просто герой – он Герой. Временами кажется, что его сценарному образу не хватает конфликта. Слишком уж он правильный – несмотря на все беды, что выпали на его долю. Впрочем, возможно, именно такого Героя не хватает как нашему кино, так и всему постсоветскому – героя не спорного или даже, скорее, отрицательного, но в то же время и не плакатно-рупорного.

В целом, "Дорога к матери" – редкий казахстанский фильм, в котором играют, а не проводят время в кадре за движениями и репликами, практически все (за редким исключением) задействованные актёры. Помимо уже упомянутых Ахметова, Дайырова, Айтжанова, это и Ерлан Карибаев, сыгравший формально главного антагониста Жолдаса (чью линию, впрочем, "завернули" неожиданно и не вполне логично), и Азамат Сатыбалды, наконец-то вышедший за рамки плотно прикрепившегося к нему амплуа обаятельного негодяя, и Аружан Джазильбекова, чьей карьере как раз не хватало драматической роли.


Аружан, сыгравшая немало героинь романтических комедий и мелодрам, в "Дороге к матери" исполнила роль Умит – девушки, любовь к которой Ильяс пронёс через десятки лет. А сцена, где Ильяс и Умит случайно встречаются на вокзале, фактически цитирующая картину "Летят журавли" Михаила Калатозова, безусловно, одна из лучших и самых сильных в фильме. Если не лучшая. И отыграна она блестяще. Возможно, кому-то больше понравится масштабная и сложная батальная сцена переправы через Днепр, но по мне, так сцена на вокзале ключевая.


Вообще в "Дороге к матери" можно найти немало оммажей советскому кинематографу и военному, в частности. Помимо "Летят журавли", тут можно найти отсылки и к "Двум капитанам", и, конечно, к "Балладе о солдате". По сути, у Сатаева – баллада о матери. Конечно, с точки зрения сюжета главный герой – Ильяс. Но по настроению, по душе фильма главный герой – Мариям. И финальное посвящение всем матерям мира – неслучайно.

Роль Мариям изумительно, тонко и глубоко одновременно, исполнила Алтынай Ногербек. Данность: современное казахстанское кино – кино мужское. Формируя списки номинантов на премию "Выбор критиков" по итогам прошлого года, мы испытали огромную сложность элементарно с набором в категорию "Лучшая женская роль". "Дорога к матери" – тоже кино в большей степени мужское. С яркими и красивыми актёрами, батальными сценами, но эти две роли – Мариям и Умит – будто вносят в него баланс и гармонию. Это фильм, как писали когда-то в аннотациях, "для широкого круга зрителей".

Определить жанровую принадлежность "Дороги к матери" не так просто. Безусловно, это драма. Но, скорее, это байопик. Не одного человека, к примеру, Ильяса; и не страны в целом, а байопик поколения. Поколения наших дедушек и бабушек, которым выпало пережить множество невзгод, но которые каким-то чудом, благодаря своей душевной мощи сумели их преодолеть.

27-го сентября в Алматы состоится премьерный показ фильма "Дорога к матери". В широкий прокат кинокартина выйдет 29-го сентября.

Читайте также: