Школьный травматизм 3 класс
Обновлено: 30.06.2024
Детский травматизм в школе - довольно частое явление. В статье расскажем, какие виды детских травм наиболее часты, разберемся в основных причинах травмирования и узнаем о мерах и формах профилактики травматизма у подростков и младших школьников.
Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм . При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.
Основные виды детских травм в школе
- Закрытые и открытые повреждения костей и мягких тканей, черепно-мозговые травмы вследствие ударов и падений. Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
- Ранения колющими и режущими предметами вследствие неосторожного применения или баловства (остро отточенные карандаши, циркули, кнопки, угольники, ножницы), повреждения деревообрабатывающими инструментами (молоток, стамеска, рубанок) на уроках труда вследствие несоблюдения техники безопасности.
- Термические ожоги от раскаленной плиты или горячего утюга — частые травмы на уроках домоводства, а химические ожоги от кислот и щелочей — на уроках химии.
- Поражения электрическим током от неисправных электроприборов или при несоблюдении техники безопасности.
Причины и риск возникновения травмоопасных ситуаций и травм у детей
Травмоопасные ситуации в школе возникают довольно часто и в большинстве случаев спонтанно и без объективных на то причин. Однако риск возникновения ситуаций, в результате которых ребенок может травмироваться сам или травмировать другого, обусловлен рядом причин, среди которых:
▶ неумение распознавать травмоопасную ситуацию;
▶ необученность необходимым навыкам поведения;
▶ недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;
▶ определенные особенности развития.
Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20%.
Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:
▶ недочеты в организации и методике проведения уроков;
▶ неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;
▶ скученность детей во время занятий.
Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.
Наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, — это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).
Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей
В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет , что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.
Чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.
В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы.
Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.
Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.
Причины травмирования детей и подростков в школе можно условно объединить в три основные группы:
- Поведение самого ребенка, получившего травму.
- Действия окружающих сверстников.
- Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
Травмы, обусловленные поведением пострадавшего
Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.
- Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
- Вторая подгруппа обусловлена отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
- Третья связана с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
- Четвертая объединяет причины, вызванные психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.
Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.
Спешка — еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).
С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.
Травмы, полученные вследствие неправомерных действий сверстников
Вторая группа причин , обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников . Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других).
Особое внимание следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.
Травмы, возникшие по причине недосмотра взрослых
Как выше уже было сказано, большинство повреждений школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном по недосмотру взрослых и нарушением правил безопасности в образовательных учреждениях детьми.
В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля их поведения. Необеспечение безопасной среды также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.
Профилактика детского травматизма
- Инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
- Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
- Осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
- Ежедневная проверка помещений образовательной организации для проведения занятий.
Педагогам необходимо учесть следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями :
✅ воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности;
✅ формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
✅ разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;
✅ воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ по группам.doc
1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.
2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.
Оказание первой медицинской помощи при ожоге.
- наложить сухую повязку с помощью бинта
- обратиться к врачу
- полить обожжённое место большим количеством воды
1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.
2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах.
- обратиться к врачу
- ограничить движения больной руки или ноги, сделать тугую повязку с помощью бинта
-приложить холодное, смочить холодной водой тряпочку или полотенце
1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.
2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.
Оказание первой медицинской помощи при порезах.
- обработать края ранки йодом или зелёнкой
- промыть рану перекисью водорода
- обратиться к врачу
- положить повязку или лейкопластырь
1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.
2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.
Оказание первой медицинской помощи при уколах, занозах.
- обработать рану йодом или зелёнкой
- надавить пальцем на занозу и вытаскивать пинцетом за кончик
- при необходимости обратиться к врачу
- при необходимости положить повязку или лейкопластырь
1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.
2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.
Оказание первой медицинской помощи при переломах.
- обеспечить пострадавшему покой, не перемещать его
Выбранный для просмотра документ бытовой травматизм.doc
Классный час
Цель: определить опасные места для человека в доме, в квартире.
1. Формировать представление о правильном, безопасном поведении в опасных местах;
- Учить предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать – решительно и четко;
- Развивать умения работать самостоятельно, давать объективную самооценку;
- Воспитывать ответственность за свою жизнь.
Планируемые результаты:
Личностные УУД : Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; правильно выражать свои мысли в речи.
Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Задачи: обобщить знания учащихся по правилам поведения в различных ситуациях; учить предотвращать эти ситуации; развивать наблюдательность и внимательность, умение слушать и слышать сверстников.
Ход классного часа
Актуализация знаний
- Что на свете всего дороже? (жизнь)
- Как понимаете это слово? Что такое жизнь?
Жизнь – совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования…Физиологическое существование человека, животного.
Здоровье – правильная деятельность живого организма.
- Что влияет на наше здоровье? (питание, спорт, правильный отдых, вредные привычки, соблюдение правил безопасности…)
- Что такое безопасность?
Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь.
- Какое отношение имеет безопасность к здоровью?
III. Объявление темы классного часа
- Сегодня поговорим о правилах безопасности в различных ситуациях, о том как предупредить травматизм.
IV. Работа по теме
а) Определение понятий
- Что такое травма, травматизм?
Травма – повреждение тканей организма внешним воздействием (ушибом, ударом)
Травматизм – состояние организма, получившего травму.
- Ежегодно в России регистрируется около 2 млн. травм у детей до 15 лет. Около 900 тыс. травм случается в быту, 600-650 тыс. – на улице, 130-140 тыс. – в школе, 65-70 тыс. – при занятиях физкультурой и спортом.
- Каких травм больше всего? (в быту)
- Как предупредить травмы в быту?
б) Работа над загадками
- Я вам загадаю загадку. Назовите мне отгадку и объясните, какую опасность несёт этот предмет, как надо пользоваться этим предметом, чтобы не получить травму.
1. Маленького роста я, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (ИГЛА)
2. Кто готов свои 2 шпаги скрестить из-за бумаги. (НОЖНИЦЫ)
3. Всё ест, не наедается, а пьёт – умирает. (ОГОНЬ)
4. Плывёт пароход, то взад, то вперёд. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (УТЮГ)
5. В маленьком амбаре держат 100 пожаров. (СПИЧКИ )
6. Без ног бежит, без огня горит, без зубов, а кусается. (ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК)
7. Лезвием острым я проведу, разрезать продукты я помогу. (НОЖ)
- Часто ли вы дома остаётесь одни?
- Чем вы заняты в это время?
г) Определение правил безопасности в доме (дополни высказывание):
- пролив воду, постарайтесь её вытереть…(иначе можно поскользнуться и упасть)
- вынимая вилку из розетки, не тяните за провод…(он может оторваться)
- не берите режущие предметы…(можно пораниться)
- выключайте электроприборы на ночь или когда уходите из дома или комнаты в общежитии…(может произойти короткое замыкание)
д) Аналитическая деятельность учащихся
- Давайте вспомним сказки, мультфильмы, рассказы, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело или могло привести к печальным последствиям. Объясните, почему так произошло (могло произойти)?
- Как нужно было поступить правильно?
- Мы поговорили о травмах в быту. На втором месте – травмы на улице.
- Какие правила могут нарушить дети? Давайте вспомним правила поведения на прогулке, на улице.
- Менее часто (на третьем месте) встречаются травмы, полученные в школе.
- Очень много времени вы проводите в школе. Я вам рассказывала о детях, которые получили травмы в нашей школе. Вспомните, что с ними произошло.
- Какие правила надо соблюдать в школе, чтобы избежать травм и быть здоровым? (не бегать, не качаться на стуле, не играть с дверями, играть так, чтоб не было никому больно и т.п.)
V. Итог классного часа
- Много правил поведения существует. Для чего их придумали?
- Вспомните правила поведения в общежитии? Школе? На улице? Правила пользования электрическими приборами, канцелярскими принадлежностями?
- Надеюсь, что вы будете помнить и соблюдать все эти правила и останетесь здоровыми.
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Группа школьников прижимает к стене одного из своих одноклассников. Всем весело. Кто-то упёрся ногой в противоположную дверь. Всё увеличивается сила давления на стену, а главное на того, кто внизу. И в итоге…
Серьёзную опасность во время перемен представляют радиаторные батареи центрального отопления. Если удариться о такую батарею головой, грудью или другой частью тела, можно получить серьёзное повреждение.
Серьезную опасность во время перемен представляет и мебель в классе. Если удариться об угол парты, можно получить серьёзную травму.
На перемену мальчишка спешит – Кто пред напором таким устоит?! Он ведь бежит, как олень молодой, Дети обходят его стороной…
Выбитый зуб и подбитый глаз,
Бегая по школе, ты получишь не раз!
Потому ходи спокойно и веди себя достойно.
Не кричи без толку и не выражайся, Речь родную сохранить старайся! Дверь входную, классную осторожно надо закрывать; а иначе, друг мой, можно пальцы там прижать. Будет больно - и польются слезы в два ручья. И тебя жалеть сбегутся все твои друзья.
Перемена, перемена! Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог.
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке)
С ходу дал кому-то сдачи… Словом, сделал все, что мог! Ну а тут – опять звонок… Б. Заходер
Прокатился кувырком, На перила сел верхом. Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил.
Категорически запрещается обижать младших и девочек!
Категорически запрещается толкать друг друга! Все передвижения по школе делай шагом и по правой стороне.
бегать и прыгать в классе и коридоре.
Бросил книжкой в Леночку Никита,
Секунда – и окно разбито.
Если в школе перемена, Если в школе перемена, Значит, драка непременно! На переменах не дерись, Лучше делом ты займись
применять физическую силу!
Запрещается на лестнице бегать, толкать друг друга!
На ступеньках не болтай и друзей не отвлекай!
Правой стороны держись, коль идёшь ты вверх иль вниз!
Категорически запрещается дразниться, употреблять непристойные выражения и жесты!
Запрещается ставить на подоконники портфели и другие вещи, садиться самим.
Читайте также: