Школьный травматизм 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

Детский травматизм в школе - довольно частое явление. В статье расскажем, какие виды детских травм наиболее часты, разберемся в основных причинах травмирования и узнаем о мерах и формах профилактики травматизма у подростков и младших школьников.

Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм . При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.

Основные виды детских травм в школе

  • Закрытые и открытые повреждения костей и мягких тканей, черепно-мозговые травмы вследствие ударов и падений. Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
  • Ранения колющими и режущими предметами вследствие неосторожного применения или баловства (остро отточенные карандаши, циркули, кнопки, угольники, ножницы), повреждения деревообрабатывающими инструментами (молоток, стамеска, рубанок) на уроках труда вследствие несоблюдения техники безопасности.
  • Термические ожоги от раскаленной плиты или горячего утюга — частые травмы на уроках домоводства, а химические ожоги от кислот и щелочей — на уроках химии.
  • Поражения электрическим током от неисправных электроприборов или при несоблюдении техники безопасности.

Причины и риск возникновения травмоопасных ситуаций и травм у детей

Травмоопасные ситуации в школе возникают довольно часто и в большинстве случаев спонтанно и без объективных на то причин. Однако риск возникновения ситуаций, в результате которых ребенок может травмироваться сам или травмировать другого, обусловлен рядом причин, среди которых:

▶ неумение распознавать травмоопасную ситуацию;

▶ необученность необходимым навыкам поведения;

▶ недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;

▶ определенные особенности развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20%.

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:

▶ недочеты в организации и методике проведения уроков;

▶ неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

▶ скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

Наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, — это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет , что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы.

Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

Причины травмирования детей и подростков в школе можно условно объединить в три основные группы:

  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.
  2. Действия окружающих сверстников.
  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

  • Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
  • Вторая подгруппа обусловлена отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
  • Третья связана с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
  • Четвертая объединяет причины, вызванные психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка — еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы, полученные вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин , обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников . Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других).

Особое внимание следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы, возникшие по причине недосмотра взрослых

Как выше уже было сказано, большинство повреждений школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном по недосмотру взрослых и нарушением правил безопасности в образовательных учреждениях детьми.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля их поведения. Необеспечение безопасной среды также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Профилактика детского травматизма

  1. Инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
  2. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
  3. Осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
  4. Ежедневная проверка помещений образовательной организации для проведения занятий.

Педагогам необходимо учесть следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями :

✅ воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности;

✅ формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;

✅ разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;

✅ воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ по группам.doc

1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.

2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.

Оказание первой медицинской помощи при ожоге.

- наложить сухую повязку с помощью бинта

- обратиться к врачу

- полить обожжённое место большим количеством воды

1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.

2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах.

- обратиться к врачу

- ограничить движения больной руки или ноги, сделать тугую повязку с помощью бинта

-приложить холодное, смочить холодной водой тряпочку или полотенце

1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.

2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.

Оказание первой медицинской помощи при порезах.

- обработать края ранки йодом или зелёнкой

- промыть рану перекисью водорода

- обратиться к врачу

- положить повязку или лейкопластырь

1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.

2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.

Оказание первой медицинской помощи при уколах, занозах.

- обработать рану йодом или зелёнкой

- надавить пальцем на занозу и вытаскивать пинцетом за кончик

- при необходимости обратиться к врачу

- при необходимости положить повязку или лейкопластырь

1.Расставить в правильном порядке действия при оказании первой помощи.

2.Выбрать двух человек для показа перед классом действий при первой помощи.

Оказание первой медицинской помощи при переломах.

- обеспечить пострадавшему покой, не перемещать его

Выбранный для просмотра документ бытовой травматизм.doc

Классный час

Цель: определить опасные места для человека в доме, в квартире.

1. Формировать представление о правильном, безопасном поведении в опасных местах;

  1. Учить предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать – решительно и четко;
  2. Развивать умения работать самостоятельно, давать объективную самооценку;
  3. Воспитывать ответственность за свою жизнь.

Планируемые результаты:

Личностные УУД : Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация.

Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; правильно выражать свои мысли в речи.

Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: обобщить знания учащихся по правилам поведения в различных ситуациях; учить предотвращать эти ситуации; развивать наблюдательность и внимательность, умение слушать и слышать сверстников.

Ход классного часа

Актуализация знаний

- Что на свете всего дороже? (жизнь)

- Как понимаете это слово? Что такое жизнь?

Жизнь – совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования…Физиологическое существование человека, животного.

Здоровье – правильная деятельность живого организма.

- Что влияет на наше здоровье? (питание, спорт, правильный отдых, вредные привычки, соблюдение правил безопасности…)

- Что такое безопасность?

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь.

- Какое отношение имеет безопасность к здоровью?

III. Объявление темы классного часа

- Сегодня поговорим о правилах безопасности в различных ситуациях, о том как предупредить травматизм.

IV. Работа по теме

а) Определение понятий

- Что такое травма, травматизм?

Травма – повреждение тканей организма внешним воздействием (ушибом, ударом)

Травматизм – состояние организма, получившего травму.

- Ежегодно в России регистрируется около 2 млн. травм у детей до 15 лет. Около 900 тыс. травм случается в быту, 600-650 тыс. – на улице, 130-140 тыс. – в школе, 65-70 тыс. – при занятиях физкультурой и спортом.

- Каких травм больше всего? (в быту)

- Как предупредить травмы в быту?

б) Работа над загадками

- Я вам загадаю загадку. Назовите мне отгадку и объясните, какую опасность несёт этот предмет, как надо пользоваться этим предметом, чтобы не получить травму.

1. Маленького роста я, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (ИГЛА)

2. Кто готов свои 2 шпаги скрестить из-за бумаги. (НОЖНИЦЫ)

3. Всё ест, не наедается, а пьёт – умирает. (ОГОНЬ)

4. Плывёт пароход, то взад, то вперёд. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (УТЮГ)

5. В маленьком амбаре держат 100 пожаров. (СПИЧКИ )

6. Без ног бежит, без огня горит, без зубов, а кусается. (ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК)

7. Лезвием острым я проведу, разрезать продукты я помогу. (НОЖ)

- Часто ли вы дома остаётесь одни?

- Чем вы заняты в это время?

г) Определение правил безопасности в доме (дополни высказывание):

- пролив воду, постарайтесь её вытереть…(иначе можно поскользнуться и упасть)

- вынимая вилку из розетки, не тяните за провод…(он может оторваться)

- не берите режущие предметы…(можно пораниться)

- выключайте электроприборы на ночь или когда уходите из дома или комнаты в общежитии…(может произойти короткое замыкание)

д) Аналитическая деятельность учащихся

- Давайте вспомним сказки, мультфильмы, рассказы, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело или могло привести к печальным последствиям. Объясните, почему так произошло (могло произойти)?

- Как нужно было поступить правильно?

- Мы поговорили о травмах в быту. На втором месте – травмы на улице.

- Какие правила могут нарушить дети? Давайте вспомним правила поведения на прогулке, на улице.

- Менее часто (на третьем месте) встречаются травмы, полученные в школе.

- Очень много времени вы проводите в школе. Я вам рассказывала о детях, которые получили травмы в нашей школе. Вспомните, что с ними произошло.

- Какие правила надо соблюдать в школе, чтобы избежать травм и быть здоровым? (не бегать, не качаться на стуле, не играть с дверями, играть так, чтоб не было никому больно и т.п.)

V. Итог классного часа

- Много правил поведения существует. Для чего их придумали?

- Вспомните правила поведения в общежитии? Школе? На улице? Правила пользования электрическими приборами, канцелярскими принадлежностями?

- Надеюсь, что вы будете помнить и соблюдать все эти правила и останетесь здоровыми.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Группа школьников прижимает к стене одного из своих одноклассников. Всем весело. Кто-то упёрся ногой в противоположную дверь. Всё увеличивается сила давления на стену, а главное на того, кто внизу. И в итоге…

Серьёзную опасность во время перемен представляют радиаторные батареи центрального отопления. Если удариться о такую батарею головой, грудью или другой частью тела, можно получить серьёзное повреждение.

Серьезную опасность во время перемен представляет и мебель в классе. Если удариться об угол парты, можно получить серьёзную травму.

На перемену мальчишка спешит – Кто пред напором таким устоит?! Он ведь бежит, как олень молодой, Дети обходят его стороной…

Выбитый зуб и подбитый глаз,

Бегая по школе, ты получишь не раз!

Потому ходи спокойно и веди себя достойно.

Не кричи без толку и не выражайся, Речь родную сохранить старайся! Дверь входную, классную осторожно надо закрывать; а иначе, друг мой, можно пальцы там прижать. Будет больно - и польются слезы в два ручья. И тебя жалеть сбегутся все твои друзья.

Перемена, перемена! Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог.

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке)

С ходу дал кому-то сдачи… Словом, сделал все, что мог! Ну а тут – опять звонок… Б. Заходер

Прокатился кувырком, На перила сел верхом. Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил.

Категорически запрещается обижать младших и девочек!

Категорически запрещается толкать друг друга! Все передвижения по школе делай шагом и по правой стороне.

бегать и прыгать в классе и коридоре.

Бросил книжкой в Леночку Никита,

Секунда – и окно разбито.

Если в школе перемена, Если в школе перемена, Значит, драка непременно! На переменах не дерись, Лучше делом ты займись

применять физическую силу!

Запрещается на лестнице бегать, толкать друг друга!

На ступеньках не болтай и друзей не отвлекай!

Правой стороны держись, коль идёшь ты вверх иль вниз!

Категорически запрещается дразниться, употреблять непристойные выражения и жесты!

Запрещается ставить на подоконники портфели и другие вещи, садиться самим.

Читайте также: