Кадетский компонент в школе

Обновлено: 02.07.2024

Образовательные организации, реализующие кадетскую казачью составляющую, обучают воспитанников по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, которые позволяют готовить несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

Нормативное правовое регулирование

Профильная комиссия

Минпросвещения России осуществляет координацию деятельности постоянной комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию системы казачьего образования.

Конкурсы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1) Пояснительная записка

2) Общая характеристика курса внеурочной деятельности

3) Описание места курса в плане внеурочной деятельности

4) Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

5) Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные)

6) Содержание курса внеурочной деятельности

7) Календарно - тематическое планирование с определением основных видов курса внеурочной деятельности

8) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

9) Планируемые результаты внеурочной деятельности

10) Формы контроля и оценивания. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Деятельность кадетской школы направлена на сохранение и приумножение лучших традиций кадетского движения Российского Отечества в новых исторических условиях, создание мотивации для формирования у молодёжи патриотических ценностей.

Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ученика, её интеграции в системе отечественной культуры. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей кадетов, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия кадетов в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Данная программа опирается на приоритетные для МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой технологии: метод проектов, информационные технологии, дифференциация и индивидуализация учебного (и внеурочного) процесса, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения, учебная игра, технология дебатов, развитие критического мышления.

Цель программы:

формирование у кадетов патриотического и правового самосознания, гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

формировать нравственное отношение к старшему поколению, к истории школы, города, истории кадетского движения, государственным символам, к героической прошлой России;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психологических процессов и свойств личности;

формировать у кадетов практические навыки основ строевой подготовки;

вовлекать кадетов в социально значимую деятельность, направленную на общественную активность.

Кадетское воспитание играет важнейшую роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона патриотического воспитания связана с дисциплинированностью кадетов, выработки у них быстроты и четкости действий, приобретение навыков, которые необходимы в повседневной жизни, духовная сторона связана с нравственно-патриотическим развитием кадетов.

- формирования у кадетов основных понятий о символах своего города, государства, об основах строевой подготовки, об истории своей школы, кадетского движения и историческом прошлом своей страны;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к кодексу кадетской чести, дисциплине, укладу кадетской школы;

- приобретения кадетами способности проектной деятельности.

Основой подготовки кадетов к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у кадетов способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира в составе взвода.

Включение кадетов в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический (тренинг, репетиция); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, игра, ролевые игры, тестирование, анкетирование, практические занятия, конкурсы, эстафеты, проекты и мини-проекты.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

Программа рассчитана для 5 класса

- ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

- ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию;

- ценность добра как проявление высшей человеческой способности;

- ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования;

- ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами—правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек;

- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

(личностные, метапредметные и предметные).

В результате изучения данного курса кадеты должны добиться следующих личностных результатов:

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, к культуре своего народа, своего края, к прошлому и настоящему своей страны;

формирование ответственного отношения к саморазвитию на основе мотивации к познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции, к истории, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом особенностей кадетской школы;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения познавательных задач, собственные возможности их решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с классным руководителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

- знание основ строевой подготовки; умение выполнять обязанности кадета перед построением в строю, выполнение строевых приёмов на месте и в движении;

- знание правил ношения формы и знаков кадета; строгое соблюдение правил ношения форменного оборудования;

- понимание ключевых проблем патриотического воспитания;

- умение анализировать законы кадетской жизни, кодекса кадетской чести, исторические события страны;

- владение военной, кадетской терминологией.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям кадетской школы, её культуре и истории;

- формулирование собственного отношения к традициям и истории МЧС России, к кадетскому движению.

3) в коммуникативной сфере:

- умение отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог, осмысленно воспринимать информацию на слух;

- умение строить высказывания на темы, связанные с патриотической тематикой, создавать творческие работы, рефераты, проекты и мини-проекты.

4) в эстетической сфере:

- формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции.

Содержание курса внеурочной деятельности.

1.Раздел. Я Родиной горжусь. История государственной символики Российской Федерации. Мои дедушка и папа в армии. Я живу в Ульяновске. Выпуск боевого листа.

2.Раздел. Честь имею. Развитие кадетских корпусов в современной России. МЧС и его история. Роль и задачи МЧС в современной России. Выпуск боевого листа.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Решению этой проблемы во многом способствует современное кадетское образование. Кадетское образование – это государственное образование граждан России, которые наряду с полным средним образованием получают профильное образование, ориентированное на нанесение военной и гражданской государственной службы и обеспеченное кадетским компонентом содержания образования. Кадетский компонент содержания образования представляет собой систему знаний, способов творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру; обеспечивает освоение первичного опыта служения Отечеству, формирование гражданско-патриотической компетентности учащихся кадетской школы.

В работе кадетской школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, одной из важнейших составляющих которого – формирование и развитие патриотических чувств.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Задачи проекта - разработка содержания кадетского компонента образования и форм деятельности по его реализации в преподавании русского языка и литературы, способ-

ствующих развитию в личности высокой социальной активности, гражданской

ответственности, духовности, становлению личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Под содержанием кадетского образования понимается личностный опыт ученика, к компонентам которого относятся деятельность, формирующая гражданские, нравственные, психологические качества как созидателя и защитника интересов государства и личности; знания, необходимые для осуществления этой деятельности; умения, посредством которых используются знания, реализуется активная гражданская позиция; ценностное отношение к миру, обретенное в процессе совместной учебной и творческой созидательной деятельности педагогов и детей по реализации планов и программ кадетского образования, результатом чего является обретение и совершенствование опыта служения Отечеству.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией; Региональный (национально – региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации и Компонент образовательного учреждения. Успешность развития образования во многом зависит от уровня их интеграции. Интеграция основного и предпрофильного кадетского образования обеспечивает:

- целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;

- необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно – нравственных качеств личности, характера;

- более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, новых технологий.

Система работы по патриотическому воспитанию в Кадетской школе отражает концепцию патриотического воспитания граждан РФ, основанной на интеграции кадетского компонента и учебных программ обучения, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.

Воспитательные возможности любого учебного предмета способствуют также самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональных областях, включению их в различные виды творческой деятельности. Умение ненавязчиво помогать ребёнку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяют во многом успешность развития образования.

Содержание образования в кадетской школе, строящееся на патриотической идее, представлено во всех основных элементах содержания образования (знаниях; опыте осуществления способов деятельности; опыте творческой деятельности; эмоционально-ценностном отношении к миру), каждый из них выполняет определенные функции. Рассмотрим, как они реализуется в данном проекте.

Цель работы с текстами патриотического характера

Познакомить учащихся с героическим прошлым нашей Родины, казачества, кадетского движения.

Заинтересовать патриотической темой с помощью заданий на уроках русского языка и литературы, углублять исторические знания учащихся.

Вырабатывать в сознании учащихся ответственность за звание кадета.

Знакомить с понятиями, военными терминами, диалектными словами. Вырабатывать умение пользоваться этими понятиями.

Тексты подбираются разновозрастные, с различными видами заданий, для уроков по развитию речи, анализа текста, для подготовки к экзаменам в 9 и 11 классах. Совместно с учениками составлена серия брошюр об интересных и значимых периодах жизни писателей и поэтов из различных литературных источников (энциклопедий, справочников, ресурсов Интернет), что является частью методического приема, используемого учителем при изучении биографии писателя. Брошюры издаются в кадетской школе и используются в качестве раздаточного материала на уроках.

В курсе рассматриваются полезные и интересные сведения, касающиеся этики поведения людей и военнослужащих, поведения человека в общественных местах, особенностей языкового стиля, правил обсуждения тех или иных спорных проблем.

Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю литературы необходимо привить учащимся интерес к чтению, помочь детям почувствовать притягательную силу слова, сформировать навыки анализа художественного текста, способствовать проникновению школьников в глубины литературного произведения, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, литературоведческими терминами и т.д.

Средства ИКТ при правильном использовании оказывают большую помощь при решении этих задач, роль учителя при этом должна не уменьшаться, а увеличиваться. Использование новых информационных технологий на уроках литературы позволяет разнообразить формы работы, активизировать деятельность учащихся, фокусировать внимание школьников, повышает творческий потенциал личности, способствует экономии времени и т.д.

Опыт проведения литературных игр богат, цель их: воспитание активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и поступков героев; развитие и обогащение речи учащихся; творческих возможностей, умению выделять главное, обобщать и делать выводы; формирование отношений учащихся к событиям и героям повести; умение находить в художественных произведениях черты реальных событий, анализировать реальность и вымысел. Кроме этого, работа в группах воспитывает чувство коллективизма, а соревнования между командами – толерантность и умение отстаивать свою точку зрения. А это и является целью патриотического воспитания школьников.

Третий элемент содержания образования – опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, творческому преобразованию действительности, обеспечивает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, обеспечивает развитие способностей учащихся к дальнейшему развитию культуры, к совершенствованию мира, в котором мы живем. В школе растет число детей, занимающихся исследовательской работой. С работами выступают на городских и республиканских научных конференциях. Многие работы представляют интерес с точки зрения актуальности и научности поставленной проблемы.

Кроме индивидуальных научно-исследовательских работ учащихся, практикуются групповые компьютерные проекты по темам уроков, например, «Образ помещиков в

Эффективность использования кадетского компонента проверялась в ходе опытно-экспериментального анализа путем тестирования, анализа, наблюдения, анкетирования, оценки учащихся педагогами и родителями. Анализ результатов показал, что кадетский компонент представляет собой систему знаний, способов творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к миру, обеспечивающих освоение первичного опыта служения Отечеству, воспитание интеллектуальной, духовно-нравственной и физически здоровой личности, формирование гражданско-патриотической компетентности.

Педагогическая энциклопедия/М.: Педагогика в 2т., Т.2. 1999, 672с.

Чиркова Л.Н. Проектирование содержания образования в кадетской школе. Диссертация. Ярославль, 2009г., 201с.

Шубин, В.А. Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза: дис. … канд. пед наук [Текст] / В.А. Шубин; - Яросл. Гос.пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. – Ярославль , 2001. – 229с.

Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление его содержания.

Патриотическое воспитание – одно их приоритетных направлений в работе современной школы. При работе с кадетским классом необходимо учитывать его специфику, даже при обучении такому предмету, как иностранный язык. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития личностного творческого потенциала кадетов и расширению возможностей более углубленного образования, в том числе языкового.

Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значительно возрастает роль образовательных учреждений, в которых происходит духовно нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.

Целью программы по английскому языку в кадетских классах по внедрению кадетского компонента является повышение мотивации к изучению английского языка и военной истории России и Великобритании; обогащение словарного запаса учащихся лексикой, выходящей за рамки программного материала; углубление знаний истории России и Великобритании; формирование умений анализировать исторические факты, сопоставлять и сравнивать исторические события; ориентирование учащихся на выбор профессии военного. Кадетский компонент внедряется в программу по английскому языку с 2011 учебного года.

Вопросы патриотического, духовно-нравственного воспитания и гражданского становления детей и молодежи находят отражение на всех уроках учителей-предметников, а так же на уроке английского языка.

При достижении цели на уроках английского языка с кадетским компонентом необходимо отметить то, что работа проходит в соответствии с 4-мя аспектами обучения :

познавательный аспект: развитие необходимости сознательного овладения речевыми единицами; расширение лингвистического кругозора учащихся;

развивающий аспект: развитие способности к догадке, сравнению, распределению внимания и формулированию выводов; развитие способности осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия;

учебный аспект: развитие умения владеть иноязычной культурой в процессе общения посредством всех видов речевой деятельности;

воспитательный аспект: воспитание патриотизма как потребности и способности к деятельной любви к Родине; формирование гуманистического мировоззрения, воспитание уважительного и толерантного отношения к людям и их культуре.

От обучающихся кадетских классов ожидаются следующие результаты:

Понимание основного содержания тематических текстов, содержащих изученную лексику, выделение необходимой информации (хронологию событий, типичные черты).

Умение составить план-схему, план-конспект, написать реферат об отдельных исторических личностях и событиях, умение сравнивать их, сопоставляя Россию и Великобританию.

Увеличение продуктивного и рецептивного словарного запаса обучающихся за счет большого количества читаемых текстов.

Проведение сравнительного анализа различных исторических событий, подведение итогов.

Обоснование собственного мнения.

Образовательный процесс проходит с учетом и применением 4 видов деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Содержание урока включает в себя специальные и основные фразы, которые используются только в кадетских классах. Урок должен иметь определенную структуру:

Организационный момент : “Good Morning, Cadets!”, “Good Morning, our English teacher! Good morning, Comrade teacher!”, “Attention!”, “The cadets’ class is ready for the English lesson.”, “Cadet Arickina is on duty”, “Cadets Petrov and Maslov are absent.” etc.

Физкультминутка : “Stand up!”, “Sit down!”, “Jump…”, “Right and Left”, “Form up for physical exercise”, “Prepare to rest or to work” etc.

Основная часть : “At ease!”, “Cadet Ipatov…”, “Tell me (please)…”, “May I …”, “Cadet Ipatov, read…, write…, translate…, repeat…, go to the blackboard…, answer…, ask the other cadets…, check…, help…” etc.

Заключительный этап – это итог урока : “Write the h/w…”, “Good bye, Cadets!”, “Way out!”, “Go away!”, “Dismissed”, “The class, stand right”, “Attention” etc.

Кадетский модуль позволяет реализовать поставленные цели в учебном, познавательном и развивающем аспекте содержания образования в сфере иноязычной культуры, но и способствует воспитанию патриотизма и формированию гуманистического мировоззрения, воспитанию уважительного и толерантного отношения к людям, их взглядам и культуре. Дополнительная тематика содержит обширную информацию, которая позволяет разнообразить учебный процесс и развивать у обучающихся кадетского класса интерес к изучению иностранного, а именно английского языка.

При обучении английскому языку могут использоваться следующие дополнения к рабочей программе в кадетских классах, которые вводятся в уроки английского языка полностью, на половину или частично, в зависимости от структуры урока:

Читайте также: