Диктанты по русскому языку для национальных школ

Обновлено: 05.07.2024

Сборник диктантов по русскому языку Ю. Е. Климкиной — это система универсальных текстов, которые могут быть использованы на уроках русского языка в 5-11 классах, а также на занятиях, организуемых репетитором русского языка.

В чем особенности данного сборника диктантов по русскому языку? Прежде всего в том, что автор-составитель стремится представить тексты, содержащие максимум вариантов применения орфографических и/или пунктуационных правил, для отработки которых предлагается текст.

  • наименование орфограммы/пунктограммы указывает, для отработки какого материала, в первую очередь, предназначен диктант;
  • однако тексты различаются по объему других орфограмм и пунктограмм, которые встречаются в тексте, поэтому выделен уровень: к уровню 1 отнесены тексты, для работы с которыми необходимо освоение программы по русскому языку в объеме начальной школы, к уровню 2 — тексты, предполагающие знание русского языка в объеме 9 классов основной школы;
  • цель диктанта (обучающий или контрольный);
  • задание к каждому диктанту сформулировано в соответствии с видом диктанта; к некоторым диктантам предложены дополнительные задания (например, выполнить грамматические разборы), которые могут быть использованы по усмотрению преподавателя или Как проводить диктант
    Как подготовиться к диктанту

Цель: комплексное повторение ранее изученного материала, в том числе орфограмм и пунктограмм; обогащение словаря школьников; приобщение детей через использование этнографического материала к истокам русской народной культуры, воспитание любви к русской природе, народным обычаям и традициям.

Учитель русского языка может использовать весь текст выбранного диктанта или фрагмент, если объем диктанта превышает необходимый минимум для данного класса. Диктанты можно применять как иллюстративный материал на уроках литературы, истории, краеведения. Тексты могут использоваться для описания экспонатов этнографического уголка кабинета русского языка и литературы.

ВложениеРазмер
diktanty_narodnye_promysly.docx 32.31 КБ

Предварительный просмотр:

БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Сборник диктантов по русскому народоведению

Сенчук Вера Николаевна,

учитель русского языка и литературы

с.Березовка, 2015 г.

Диктанты по русскому народоведению для учащихся 5-11 классов

Составитель Сенчук Вера Николаевна

Цель: комплексное повторение ранее изученного материала, в том числе орфограмм и пунктограмм; обогащение словаря школьников; приобщение детей через использование этнографического материала к истокам русской народной культуры, воспитание любви к русской природе, народным обычаям и традициям.

Учитель русского языка может использовать весь текст выбранного диктанта или фрагмент, если объем диктанта превышает необходимый минимум для данного класса. Диктанты можно применять как иллюстративный материал на уроках литературы, истории, краеведения. Тексты могут использоваться для описания экспонатов этнографического уголка кабинета русского языка и литературы.

Народные художественные промыслы России известны далеко за пределами страны. Всемирную славу завоевали лаковые шкатулки с миниатюрной живописью из села Федоскино, поселков Палех, Мстера, Холуй, расписанные яркими букетами металлические подносы из села Жестово, снежно-белые кружева из Вологодской и Кировской областей. Кто из нас не любовался деревянными ложками и чашками, украшенными по золотому фону огненными хохломскими травами, светлыми резными игрушками и скульптурами из подмосковного села Богородского.

Во многих странах демонстрировались на выставках и в музеях самобытные красочные изделия мастеров русских народных художественных промыслов. Особый интерес для нас представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой широко распространенных местных растительных материалов – лозы и соломки, бересты и лыка, корней деревьев, рогозы. Талант мастера делает вещь из простого природного материала не просто изделием кустарного ремесла, а произведением народного искусства, в котором воплотилось представление многих поколений русских людей о красоте и целесообразности.

Виды народных художественных промыслов

Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Для этого он использовал самые разные материалы: дерево, металл, глину, кость, шерсть, стекло, камень и даже болотные травы. С помощью художественных промыслов созданы удивительные образцы народного искусства: чеканные, литые, кованые, гравированные, филигранные изделия из металлов, резное дерево, керамическая посуда и скульптура, ковры, узорные циновки, расписные такни, вышивка. Мы знаем такие виды художественных промыслов: чеканка, гравировка, художественная ковка, микролитье, филигрань, просечное железо, резьба по дереву, точение из древесины, прорезная береста, ткачество, лесная скульптура, инкрустация оловом, ручное ковроделие, русские кружева, изделия из соломки, витраж, эмаль, резьба по камню, керамика, мозаика, плетение из веревки, резьба по кости и другие.

Например, как в любой народной игрушке мы ценим в соломенных фигурках пластику, красоту природного материала, так любовно выявленную народными скульпторами.

По всему миру известно русское кружево. Непосвященному трудно поверить, что тончайшая паутина кружев рукотворна.

Уникальны морозные узоры, которые не тают, а украшают шкатулки, сделанные старыми мастерами из древнего русского города Великого Устюга. Способ покрытия металлических изделий узорами применяется и в современной промышленности. Он заключается в выявлении кристаллической структуры олова, нанесенного тонким слоем на поверхность какого-либо металла.

Прялка – это удивительный инструмент, одно из явлений русской культуры. С юных лет и до глубокой старости русская женщина пользовалась прялкой. Пряла из кудели нитки, из которых затем изготавливали различные ткани на ткацких станках.

Прялки берегли, передавали дочерям по наследству. В некоторых местах русского Севера существовал древний обычай: во время праздника проводов зимы кататься на прялках с гор, чтобы лён вырос длиннее. А само прядение нити древние люди отождествляли с течением человеческой жизни. Не случайно в сказках многих народов богини, волшебницы и принцессы – замечательные пряхи.

Русское кружево – это драгоценная область самобытного народного искусства. Тысячи искусных мастериц в Вологодской, Липецкой, Кировской областях плетут белоснежные кружева, выполняя сложные и богатые по узорам кружевные покрывала, накидки, скатерти, дорожки, салфетки, воротнички и отделку к платьям. Многие вологодские кружевные изделия невольно хочется сравнить с причудливыми узорами, нарисованными морозом на стеклах, с ветвями деревьев, опушенными инеем, с весенним садом, покрытым яблоневым цветом.

Главной фигурой на узорных вышивках Русского Севера является женщина в широкой юбке колоколом, с поднятыми руками. Искусством северных вышивальщиц красными и черными нитками на белом полотне запечатлен образ великой богини – богини земли, плодородия, матери всего земного. Этот древнейший сюжет – отголосок глубочайшей старины.

В представлении древних художников, которые установили канон изображения великой богини, оно неизменно сливалось с символами жизни, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами: то голова её украшена венком из цветов или сияющими лучами, то в руках она держит солнечные диски, то руки её постепенно переходят в молодое зеленеющее дерево или в туловище птицы. А с обеих сторон от богини – два всадника, над которыми она властвует, держа поводья их коней. Это служители богини, по мнению некоторых исследователей, тоже боги: сам Перун и Стрибог(бог ветров).

И вот образ этот, который почитался не только славянами, образ женщины с поднятыми к небу (к солнцу!) руками, прообраз богородицы Оранты, донесён почти до наших времен в народном рукоделии.

Эта богиня называлась у древних славян Берегиней.

Художественная вышивка как вид русского декоративного искусства

Среди декоративно-прикладных видов искусства художественная вышивка занимает одно из главных мест. Это любимый и давно распространенный вид народного творчества. Ведь для вышивания не нужно сложных приспособлений. Когда-то по количеству и совершенству вышитых полотенец, рубашек и скатертей, которые девушка подготовила к своей свадьбе, судили о её трудолюбии. Умению сердцем чувствовать окружающую красоту и отображать ее в узорах каждая девушка с детства училась у своей матери, бабушки.

Вышивка в России – мир красоты и фантазии, поэтического осмысления окружающей природы, взволнованный рассказ о мыслях и чувствах людей, мир вдохновенных образов, обычаев и представлений наших предков.

В русской вышивке ярко и полно раскрылась душа народа, вековечное стремление к прекрасному, высокоразвитое чувство ритма, композиционной меры в построении орнамента, гармонии цветовых гамм. Секрет искусства вышивки, его молодости – в единстве человека с природой, в умении на протяжении столетий сохранять и приумножать красоту, дарить людям радость встречи с прекрасным.

Искусство русской вышивки – это искусство высокого эстетического вдохновения, искусство простого и вместе с тем мудрого декоративного мышления. Рассматривая орнаменты русской вышивки, мы чувствуем в гармонии цветовых соединений, в ритме линий узора их глубокую содержательность. В вышивке, как и в народной песне, отображаются заповедные мысли о лучшем будущем, стремление к красоте, в узорах вышивки женщины рассказывали про свои мысли и чувства, надежды и страдания. Поэтому есть вышивки печальные и задумчивые, радостные и веселые.

Испокон времен в русском народе не исчезало стремление ко всему прекрасному в жизни и быте. Люди стремились приукрасить свою тяжелую жизнь, сделать радостным тяжелый ежедневный труд, с помощью только и иголки и нитки на простом полотне рождались непревзойденные узоры вышивок. Человеку важно было не просто иметь белую сорочку или кусок полотна для вытирания рук, а сделать каждую вещь благодаря прекрасным вышивкам произведением искусства.

В эпоху Киевской Руси вышивка высоко ценилась. Сестра Владимира Мономаха организовала в одном из киевских монастырей школу, где девушки учились вышивать золотом и серебром.

Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая её вышивкой. Для этой работы использовался любой удобный момент: посиделки, часы отдыха. Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Цветистая плахта, вышитая тщательно подобранными тонами, яркая корсетка, шелковый передник, красочно вышитая сорочка… В такой красивой одежде девушка выглядела живописно, напоминая букет живых цветов.

И сейчас талантливые мастера в городах и селах России создают изделия, насыщенные радостным колоритом и выполненные на высоком художественном уровне.

Даже ученые-специалисты не могут определить, когда и где возник орнамент, почему люди во всех концах света с незапамятных времен стремились изобразить узор, в котором отдельные части, отдельные элементы повторяются много раз.

Еще первобытные люди украшали кружками, точками и линиями свою грубую утварь, свое примитивное оружие.

Орнамент развивался и усложнялся вместе с жизнью человека, он распространился на ткани, посуду, здания и, наконец, когда появилась книга, пришел в книгу. Иногда – тоненькой и изящной полосочкой, иногда – большим многоцветным пятном. Вместе с расположением текста, выбором шрифта орнамент организует книжную страницу, придает ей определенный облик, настроение.

Орнаменты бывают самые разные.

В геометрическом используются круги, квадраты, ромбы, звезды. Растительный и животный орнамент переплетают в своем рисунке измененные фигурки животных, силуэты листьев и цветов.

Национальные традиции народа, национальные особенности выражены в орнаменте очень ясно. По крошечному кусочку орнамента специалист может определить, какому народу, какой эпохе, какой художественной школе принадлежит книга, которую он держит в руках.

У русского народа вышитое полотенце было самым дорогим подарком матери в дорогу сыну как память о доме, пожелание счастливого будущего в новой жизни. Полотенца дарились в дорогу не случайно. По исследованиям этнографов, семантика полотна раскрывалась в значении дороги, связанной со светлым жизненным началом. Дарились полотенца и во время проводов в армию, ими обвешивали новобранцев с головы до ног в знак пожелания счастливой дороги и наискорейшего возвращения.

Среди русского народного декоративного искусства художественное вышивание полотенец занимает одно из первых мест.

Береста, или берёсто, - это верхний слой березовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Из бересты поэтому изготавливали различную хозяйственную утварь. Из пластов коры делали легкие лодки-берестянки, сооружали летние жилища – чумы; скальё – листья бересты – использовали при сооружении домов, на бересте писали письма. Неудивительно, что во время раскопок в Новгороде нашли более четырех тысяч вещей из бересты.

В русском народном быту широко применяли традиционные берестяные изделия – туески, или бураки, набирушки, лукошки, заплечники, или пестери, сумки, или зобенки, коробы.

Известно, что на лесной территории России – в Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири в XIX веке и раньше существовали промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

По праву первое место среди берестяных художественных промыслов занимает Шемогодский, названный так по названию реки Шемоксы недалеко от Великого Устюга, по течению которой были расположены селения мастеров. Тонкий, легкий растительный резной орнамент украшает цилиндрические поверхности бурачков, крышки и стенки шкатулок, коробок, ларцов. Оттененная золотистой или коричневой, чуть подкрашенной древесиной обрамления, розовато-белая матовая береста выглядит неведомым необычным материалом, по сути преображенная трудом мастера в драгоценность.

Большую известность завоевали и северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные так называемой пермогорской росписью: на белом или кремовом фоне написаны красным и зеленым цветом сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы, растительные мотивы.

Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Вологодской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры выплавки железа – Устюжина Железнопольская и село Уломы.

Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В растительных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний.

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зубилом дополнительный узор.

Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще – просечной ажур смотрелся на просвет.

Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносили так, чтобы просветы создавали дополнительный узор.

Искусство ковки известно на Руси с древнейших времен, но начало широкому его распространению было положено в XII-XIII веках – это время зарождения русского городского кузнечного ремесла. Уже тогда были созданы замечательные образцы художественной ковки. Прекрасный пример русского кузнечного искусства – шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа.

В XV-XVII веках в Новгороде и Москве возникают кузнечные ремесленные корпорации. Кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве).

В музеях России сохранились изделия этой отрасли декоративного искусства. Привлекают внимание кованые светцы, подсвечники, паникадила. Искусно выполненные балконные решетки Петербурга – тоже дело рук кузнецов.

Кузнечное ремесло – не из легких. Даже обыкновенную подкову выковать и то требуется мастерство. А художественная ковка – это высокое искусство.

Сказочные превращения соломки

На Руси из соломки издавна изготовляли различную хозяйственную утварь, делали украшения для сельских и семейных праздников, художественные изделия. Народные мастера использовали преимущественно ржаную соломку, отличающуюся хорошими физико-механическими свойствами. Её часто сочетали с другими растительными материалами – лыком, лозой, корнем, берестой. В языческие времена из соломы делали скульптурные изображения, с которыми весной встречали, а в конце лета провожали Ярило-солнышко, носили их с песнями по селениям, а потом сжигали или отправляли по течению рек на плотиках. В старину из соломы плели всевозможных размеров емкости для хранения зерна, корзины, делали чаруши - формы в виде мисок для выпечки хлеба. Иногда в русских крестьянских избах в красном углу можно было встретить подвесные украшения - необычные легкие объемные конструкции из соломенных трубочек, украшенных лентами и ягодами.

Все чаще соломкой инструктируют шкатулки, коробочки, создают картины-панно.

Из всех деревьев леса милее всех берёза. Хороши и светлы берёзовые светлые рощи. Белы их стволы, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош берёзовый лес весной. Как только сойдет снег, набухают на берёзах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в берёзовых рощах. Поют голосистые дрозды, куют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники.

В летние знойные дни хорошо бродить среди берёз. Теплый ветер шелестит над головой зеленою листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. Крутясь в воздухе, протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины, прозрачен и чист воздух, слышится малейший звук.

В народных сказках часто упоминается берёза, люди ласково называли ее берёзонькой.

Поэт О.Шестинский написал замечательное стихотворение, посвященное берёзе:

Без берёзы не мыслю России –

Так светила по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы – вся Русь рождена.

Берёза – одно из редчайших деревьев, у которого и древесина, и кора, и сок, и листья содержат ценные лекарственные вещества.

Диктанты по русскому языку для казахских школл

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Хочу порекомендовать вам "Сборник диктантов за год". Здесь собран материал диктантов по русскому языку для учащихся 4-11 классов с казахским языком обучения. Количество слов соответствует Госстандарту Республики Казахстан. После каждого диктанта прилагается грамматическое задание. Грамматическое задание можно поменять на ваше усмотрение.Диктант по русскому языку

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.


Диктанты на уроках РКИ необходимы. Они помогают развивать фонематический слух, навыки аудирования, формируют графические навыки на русском языке, помогают запоминать материал. А преподавателю диктанты помогают в отслеживании прогресса своих учеников.

Рассмотрим различные виды диктантов, которые с успехом можно использовать на уроках русского языка как иностранного на этапе закрепления и повторения материала.

Уровень: А1 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группах.

Навыки: работа с текстом определённого стиля, умение записывать текст.

Текст диктуется по предложениям, а затем по синтагмам. После записи учащимися текст читается еще раз полностью.

Хорошо провести работу по самопроверке с последующей проверкой преподавателя.

Если работа индивидуальная: дать время на самопроверку.

Если предусмотрена работа в группах: разделить студентов на группы, в которых они комментируют между собой и сравнивают записанный текст.


Уровень: А1 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группах.

Навыки: работа с текстом определённого стиля, умение создавать текст в соответствии с образцом.

1-й этап: слушайте и записывайте

Это этап традиционного диктанта: преподаватель диктует текст, учащиеся записывают текст, далее проводится проверка и работа над ошибками.

Например, тексты-образцы: Елена Петрова – студентка. Она русская. Она живёт в России, в Москве. Елена учится в экономическом университете на факультете туризма. У неё занятия пять раз в неделю. В понедельник у неё занятия по экономике и английскому языку.

Алекс Болт – менеджер. Он американец. Он живёт в Англии, в Лондоне. Он работает в университете. У него работа пять раз в неделю. В субботу и в воскресенье он не работает.

2-й этап: слушайте и записывайте

Учащиеся слушают тот же текст-оригинал, но записывают этот текст с информацией о себе. Далее проводится работа с ошибками, как и в традиционном диктанте.


Уровень: А1 – С2

Вид работы: работа в паре

Навыки: умение понять и записать часть текста диктанта, продиктовать часть диктанта своему напарнику, соблюдая ритм и интонационные конструкции.

  1. Разделить студентов на пары.
  2. Раздать ксерокопии с текстом (одному — текст А, другому — тест Б).
  3. Каждый из членов пары читает свою часть текста и объясняет другому непонятные слова.
  4. Каждый из пары диктует свою часть текста. Нужно объяснить студентам, технику диктовки: отчетливо произносить слова, смотреть на своего партнера, соблюдать интонацию. Что должна еще сделать каждая из сторон:
  1. Выполнить совместную работу по проверке.
  2. Можно сделать дополнительное задание: проанализировать грамматическую категорию, найти прилагательные, найти синонимы.


Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группе

Навыки: развитие памяти и способности к реконструкции и воспроизведению речевых конструкций.

Объясняем студентам игровую модель диктанта:

диктующий – начальник, который вызывает к себе секретаря и диктует ему текст. У секретаря нет времени записывать текст полностью, ему неловко сказать об этом начальнику, поэтому он записывает только ключевые слова и выражения. После того, как текст был произнесён, секретарь идёт на своё рабочее место и воспроизводит текст, по возможности близко к оригиналу.

Особенности подачи текста и воспроизведения его студентами:

  • Когда мы только вводим этот вид диктанта, то в роли начальника выступает преподаватель, позже, когда студенты освоятся с этим видом диктанта, в роли диктующего могут выступать и студенты.
  • Зачитывается текст в нормальном темпе речи (замедленный темп возможен только на тех этапах, когда вы знакомите учащихся с этим видом диктанта);
  • Если предусмотрена индивидуальная работа, то каждый из студентов записывает свой текст; если же работа групповая, то каждая группа записывает ключевые слова, затем идёт обсуждение и воспроизведение текста-оригинала. Тексты представляются каждой из групп, совместными усилиями выбирается текст той группы, который наиболее точно соответствует оригиналу.

На начальных уровнях, естественно, используются простые тексты, которые со временем усложняются. Преподаватель может выбирать тексты разных стилей и тематик: классические тексты, заявления, объявления, поздравления с праздниками, записки, медицинские рецепты, газетные статьи.

Дорогой Иван Петрович!

Поздравляю Вас с Днём рождения! Здоровья, успехов, добра и человеческого счастья!

Ваш ученик Антон Егоров.

Важно:

  • Может случиться, что студенты будут чувствовать себя беспомощно до тех пор, пока не поймут идею этого диктанта: здесь главное научиться записывать ключевые слова и по этим словам восстанавливать первоначальный текст.
  • Так как этот вид диктанта направлен на развитие памяти и способности к реконструкции текста, то лучше всего выбирать структурированные тексты, с лексикой и грамматикой, которая понятна для студента. Например, если это открытка либо деловое письмо, то используются типичная структура (приветствие, введение в тему, основная часть и заключение), а также слова-клише. Сложность и объем текста варьируется в зависимости от уровня студентов.
  • Этот вид диктанта может иметь разные варианты исполнения.

Например, можно дать задание, чтобы студенты точно восстановили текст, либо его приблизительную версию, либо создали свою версию со своими словами.

  • Если работа идет на запоминание и воспроизведение конструкций, то студенты могут начать вести записи только после того, как окончено первичное чтение текста.

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группе

Навыки: работа над морфологией и грамматическими компонентами предложения.

Преподаватель диктует слова каждого предложения с интонацией перечисления, при этом существительные и прилагательные не согласованы между собой, они диктуются в именительном падеже, единственном числе, глагол в инфинитиве, наречия с интонацией перечисления. Студенты должны восстановить предложение полностью, но с правильным падежами, союзами, предлогами.

Например:

  1. Дорогой, Евгений Иванович, поздравлять, вы, день, учитель. Желать, счастье, здоровье, успех, работа, и, уважение, вы, ученик, Антон.
  2. А) из, России, я. Откуда, а, ты? б) из, я, Германии. Вы, откуда, а? Из, я, Австралии.

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа, работа в парах и в группах.

Навыки: работа над грамматическим аспектом (род, число, падеж и т. п.), а также лексикой (синонимы, антонимы и т.п.).

Преподаватель диктует текст, студенты на ходу вносят изменения в текст и записывают уже измененный вариант. На первых порах можно сначала записать текст-оригинал, а затем усложнить и переделывать на ходу. Преподаватель даёт к выбранному тексту задание: например, изменить число, род, время глагола.

Пример: Преподаватель читает первый раз текст, затем начинается запись и к словам, которые преподаватель повторяет дважды, подбираются антонимы.

Сначала можно сделать вместе со студентами на доске, далее по парам. Впоследствии можно делить на группы, сравнивать созданные тексты.

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа.

Навыки: работа над морфологией и грамматическими компонентами предложения.

Студенты слушают первичное чтение. Записывают они только определённую информацию.

Например. Слушайте (первое ознакомительное чтение, второе чтение — студенты записывают) и выпишите только вопросительные предложения.

У меня зазвонил телефон.

-Для сына моего. (К. Чуковский).

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группе

Навыки: работа над морфологией и грамматическими компонентами предложения.

Прослушайте текст, допишите предложения (первое ознакомительное чтение, второе чтение — студенты записывают).

Например:

  • Меня зовут… Мою первую учительницу зовут… Она живет в ….. Сейчас она….. Мне очень нравилось, как она….. и……. Я часто …..
  • Без задних…., брать себя в…., бросать слова на…, вывести на чистую…, делать из мухи…. ждать у моря…
  • Не говори, что думаешь, …. (а думай, что говоришь), доверяй, но … (проверяй); сам себя не похвалишь – …. (никто не похвалит); делаешь дело, …. (думай о деле); не говори гоп, пока… (не перепрыгнешь).

В заключение приведем пример диктанта, который требует от студента не только умения писать, но и нахождение в прекрасной физической форме.


Уровень: А1 – С1

Вид работы: работа в паре или в группе

Навыки:работа с текстом определённого стиля, умение записывать текст.

На стену в отдалении от пары, которая должна выполнить задания, крепится лист с текстом диктанта. Один пишет, другой бегает или ходит и диктует то, что он прочитал на стене, партнеру. Участники группы могут поменяться ролями в процессе написания диктанта. Важное – написать текст полностью. Особенность этого вида диктанта: отсутствие предварительного чтения. Далее дается оригинальный текст, проводится исправление ошибок.

Пример: Отрывок из официального приглашения.

Приглашение

Просим представителя Вашего предприятия посетить нас в удобное для Вас время, чтобы обсудить вопрос о возможностях заключения контракта на следующий год, а также проведение мероприятий по дальнейшему углублению и совершенствованию нашего сотрудничества.

В эту статью не вошли все виды диктантов, но они показывают, что различные виды диктанта на уроках РКИ мотивируют участие студента в учебном процессе, позволяют комбинировать диктант с другими видами работы над текстом, а также оживить рутинные занятия по повторению и закреплению материала.


Интерактивный диктант для 3 класса по теме "Правописание орфограмм".


Проверяются знания по орфографии и пунктуации (проверяемые и непроверяемые гласные в корне, Н/НН в суффиксах прилагательных и наречий, НЕ/НИ в отрицательных местоимениях и др., а также знаки препинания при однородных членах предложения, при обособлении и в сложном предложении).


Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

тестовое задание проверяет умение видеть структуру сложноподчиненного предложения, ставить где необходимо знак препинания.


Диктант по теме "Правописание наречий"

Интерактивный диктант для закрепления темы "Правописание наречий"


Диктант №2 по теме "Правописание наречий"

Интерактивный диктант для закрепления темы "Правописание наречий"


Интерактивный диктант по русскому языку для учащихся 5 класса

Интерактивный диктант для учащихся 5 класса может быть использован в качествеве контроля знаний по изученным темам.


Диктант по теме "Выделение причастных и деепричастных оборотов запятыми"

Данное упражнение позволит проверить ваши знания по темам: "Выделение причастного и деепричастного оборота запятыми", "Однородные определения, неоднородные определения", "Приложение". Рекомендован для использования в основной школе (7-9 классы)


Диктант 5 класс

Диктант по программе М.М.Разумовской. Интерактивный диктант для 5 -го класса. Может быть использован в качестве тренировочного для подготовки к контрольному диктанту в начале года.


Интерактивный диктант для 5 класса " Корни РАСТ-, РАЩ-, РОС-."

С помощью данного диктанта учащиеся смогут проверить уровень обученности по теме " Корни РАСТ-, РАЩ-,РОС-."


10 класс. Русский язык. Интерактивный диктант

Проверяются знания учащихся по следующим орфограммам: правописание Н/НН в суффиксах разных частей речи, С/З в приставках, безударные гласные в корне, Н/НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий, корни с чередованием и др.


Контрольная работа "Имя прилагательное" - 6 класс

Контрольная работа в формате интерактивного диктанта с грамматическим заданием.


Интерактивный диктант для учащихся 5 класса "Буквы - Е- О - после шипящих"

Интерактивный диктант позволяет отработать орфографические навыки учащихся по теме "Буквы О, Ё после шипящих"


Диктант №1 по теме "Правописание наречий"

Интерактивный диктант для закрепления темы "Правописание наречий"


Интерактивный диктант. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Интерактивный диктант по русскому языку для учащихся девятых классов на тему: "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении".


Интерактивный диктант. Обособленные определения. Обособленные дополнения

Интерактивный диктант по русскому языку для учащихся восьмых классов по теме "Обособленные определения. Обособленные дополнения"


Интерактивный диктант для учащихся 5 класса "Буквы - И- Ы - после Ц"

С помощью данного диктанта учащиеся смогут проверить уровень своей обученности по теме " Буквы -И-Ы- после Ц"


Итоговый контрольный диктант № 1 для 7-го класса

Интерактивный диктант для 7-го класса. Может быть использован в качестве самопроверки для подготовки к итоговому контрольному диктанту.


Интерактивный диктант 8 класс

Диктант на проверку орфографии. Вставьте пропущенные буквы, учтите, что знаки пренинания не расставлены.


Итоговый диктант 3 класс.

Интерактивный итоговый диктант для учеников 3 класса. Текст "Лесная поляна"


Интерактивный диктант для 3 - го класса.

Интерактивный диктант для 3 класса по теме "Буквы безударных гласных в корне". Программа "Школа 2100".


Интерактивный диктант "Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Интерактивный диктант предназначен для учащихся 2-3 классов, направлен на развитие умение подбирать однокоренные слова, на практике применять правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.


Интерактивный диктант для учащихся 5 класса "Правописание приставок на -з- и -с-"

Интерактивный диктант позволяет отработать орфографические навыки учащихся по теме "Правописание приставок на -з- и -с-"


Практические задания для учащихся 7 класса по орфографии

Орфографические упражнения для учащихся 7 класса .Разделительный Ъ и Ь.Правописание Ы и И после Ц.


Интерактивный диктант для учащихся 9 класса "Знаки препинания в БСП".

Данный диктант поможет учащимся проверить свои знания по теме " Знаки препинания в БСП"


Интерактивный диктант по теме "Правописание слов с разделительными ь и ъ".

Интерактивный диктант по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание слов сразделительными ь и ъ". УМК "Школа 2100".


Интерактивный диктант 2 класс

Интерактивный диктант предназначен для учащихся 2-го класса ОС "Школа 2100" по теме "Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, щн и буквой ь".


Правопиcание производных предлогов 9-11 класс

Данный тест не только поможет выучить правописание производных предлогов, но и научит видеть разницу в написании между непроизводными предлогами с существительными и производными предлогами.


Словарный диктант по теме "Звонкие и глухие согласные в корне слова"

Орфографический треннинг поможет ликвидировать пробелы в знаниях. Будет полезен учащимся начальной школы.


Диктант "Правописание суффиксов причастий настоящего времени". 7 класс

Интерактивное упражнение на выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.


Контрольный интерактивный диктант по теме "Глагол"

В интерактивном диктанте проверяется умение правильно писать личные окончания глаголов, знание правил написания Ь после шипящих и в глаголах на -тся/-ться.


Интерактивный диктант для учащихся 6 класса "Спряжение глаголов"

Диктант для учащихся 6 класса. Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать.


Повторение изученного в 5-7 классах (8 класс)

Интерактивный диктант на повторение изученных в 5-7 классах орфограмм.


Интерактивный диктант. А.П. Чехов - Степь. 213 слов.

Интерактивный диктант на расстановку знаков препинания в тексте.


Интерактивный словарный диктант 2 класс

Интерактивный словарный диктант для учащихся 2 класса ОС "Школа 2100". Может быть использован для подготовки к словарному диктанту в конце 2-го класса.


Тест может использоваться в качестве обучающего теста и для текущего контроля знаний по теме: "Причастие. Деепричастие.Запятые при причастных, деепричастных оборотах, одиночных деепричастиях. Сложность:легкий


Интерактивный диктант

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями/


Интерактивный диктант "Лесная поляна" (3 класс)

Интерактивный диктант для учеников 3 класса, 4 четверть. Текст "Лесная поляна"


Интерактивный диктант по русскому языку для учащихся восьмых классов на тему "Обособленные члены предложения"

Диктрант предназначен для проверки знаний учащихся по теме "Обособленные члены предложения"


Знаете ли вы названия конфет?

Русский язык, 5 - 7 класс. Орфография. Знаете ли вы названия конфет? Умеете ли вы правильно писать эти названия? Проверьте свои орфографические навыки.


Нескучный диктант на правописание -тся/-ться для учащихся 5 класса

Ох уж эти мягкие знаки, поставленные там, где их быть не должно! Сложно, но можно разобраться! Попробуйте!


Интерактивный словарный диктант № 1, 3 класс, "Школа 2100"

Интерактивный словарный диктант для учащихся 3 класса ОС "Школа 2100" поможет подготовиться к первому словарному диктанту.


Диктант по теме "Корни с чередованием"

Диктант проверяет ваши знания по теме "Корни с чередованием". Предназначен для учеников 5 классов. Будьте внимательны! Удачи!


Интерактивный контрольный диктант по повести А.Рыбакова "Бронзовая птица". Ч.1.

Русский язык, 6-7 класс. Серия "Любимые книги". Диктант позволяет проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся 6 класса по следующим темам: - проверяемая безударная гласная в корне; - проверяемые согласные в корне слова; - корни с чередованием гласных; - буквы О, Ё после шипящих; - правописание НЕ с именами прилагательными; - правописание НЕ с глаголами; - буквы З, С на конце приставок; - гласные в приставах ПРЕ-, ПРИ-; - Н, НН в суффиксах прилагательных; - разделительные Ь, Ъ; - падежные окончания имён существительных; - падежные окончания имён прилагательных; - употребление и неупотребление Ь для обозначения мягкости согласных; - -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; - знаки препинания в предложениях с однородными членами; - знаки препинания в сложных предложениях.

Читайте также: