Самоанализ по экологии в доу
Обновлено: 04.07.2024
Сегодня каждый мыслящий человек не может не задумываться над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура.
По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.
Формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает вся страна и вся планета. Этот вопрос актуален везде и повсюду, и начинается с дошкольного детства.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения – это и есть начала экологической культуры.
Экологическое воспитание может осуществляться при создании условий, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.
К таким условиям относятся: систематизированное наблюдение, упорядоченная фиксация наблюдения, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, проведение тематических занятий, труд в природе.
Велико значение в процессе экологического воспитания совместная деятельность взрослого и детей.
Наблюдая за детьми, каждый раз убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче.
При проведении бесед об уникальности каждого объекта природы и ее самоценности, подвожу к мысли о необходимости бережного отношения к окружающему миру и зависимости нашего здоровья от ее благополучия.
В образовательном процессе, чтобы заинтересовать детей, я использую загадки, стихи, приметы, пословицы, считалки о природе, экологические игры, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия.
Тщательно подхожу к подбору демонстрационного и раздаточного материала. В группе имеется картотека словесных игр, символов, схем, дидактических игр и пособий по экологии.
Одним из основных условий формирования экологической культуры является создание соответствующей развивающей среды.
Это уголок природы в группе, где происходит наблюдение и уход за комнатными растениями;
— оборудование для самостоятельного экспериментирования: различные колбы, пробирки, весы, различные материалы (камень, бумага, магнит, дерево, перышко…)
— дидактические, настольные игры по различной тематике на классификацию, внимание, мышление.
— альбомы примет, признаков времен года, видов города Краснодара.
-фоно- и видеотека.
Участок группы также являются развивающей средой. Путешествуя с детьми по экологической тропе мы проходим природные объекты. Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, воспитателей. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов по родной земле. Я стараюсь расширять и систематизировать знания детей о флоре и фауне родного края. Дети активно участвуют в фольклорных праздниках.
Ребенок воспитывается, прежде всего, в семье. Вместе с родителями мы проводим всевозможные акции: по озеленению участка, изготовлению кормушек, развешиванию скворечников. Родители принимают активное участие в спортивных и тематических праздниках.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.
* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Главная цель
: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Исследуемые объекты:
Макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, газеты экологические 6 выпусков, экологические знаки.
Три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Моя работа с детьми предполагала сотрудничество педагога и ребенка, и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным объектам.
Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей — проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии.
Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.
Большое значение мы придавали работе с родителями. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое. Самым активным родителям были вручены благодарственные письма.
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по созданию условий для формирования у детей экологического сознания и экологической культуры, а также представлений об универсальности и самоценности природы, привела к тому, что экологические знания детей приобрели новое качество – они стали результатом: заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда — неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Сергиенко Ольга Валентиновна
Самоанализ занятия по экологическому воспитанию в старшей группе
Публикации по теме:
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Программное содержание: 1. Обобщать представления детей о зиме. 2. Продолжать знакомить детей с природными климатическими условиями нашего.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Систематизировать представления детей о многообразии природы.
- продолжать формировать представления детей о природе;
- выявить знания о птицах, животных, растениях;
- закрепить правила поведения в природе;
- способствовать развитию монологической и диалогической речи, логического мышления, воображения.
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение проявлять заботу и внимание ко всему живому;
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности). Развивающая предметно-пространственная среда была оформлена в виде лесной опушки.
Деятельность с детьми была построена в игровой форме.
Структура и содержание НОД соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Организационный момент. Вводная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью приглашения в путешествие в форме викторины, представления команд и прослушивание звуков леса.
Заключительная часть включала в себя рефлексию и подведение итогов. С помощью наводящих вопросов закрепили с детьми изученный материал, правила поведения в лесу, жюри подвели итоги викторины, вручили детям удостоверения защитников природы.
Детскую деятельность контролировала словесно, по ходу НОД, наблюдая за
действиями детей. На протяжении всей образовательной деятельности придерживалась личностно-ориентированного подхода в общении с детьми, привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания, доброжелательную эмоциональную атмосферу.
Использование в НОД музыкального сопровождения, наглядного оборудования усиливало интерес детей к содержанию деятельности, позволило достичь ожидаемого результата. Дети были заинтересованы окружающими предметами и активно действовали с ними, проявили познавательную активность на протяжении всей НОД, были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно.
Дети обладают знаниями о природном мире, хорошо владеют речью, могут выражать свои мысли и желания. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ самоанализ НОД.docx
Самоанализ НОД
в старше группе по познавательному развитию
ст.воспитатель
Данилова Л.В.
Цель НОД : Дать детям понять, что природа – это наш общий дом,
Познавательное развитие: продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
Речевое развитие : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Социально- коммуникативное : Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать заботливое отношение к природе.
Физическое: формирование правильной осанки детей на занятии.
Художественно- эстетическое : учить детей читать с выражением стихотворения, воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: глобус, планета, карта, природа. Приучать отвечать полным ответом.
Предварительная работа: рассматривание глобуса , заучивание стихотворения и физкультминутки, создание презентации, разработка знаков, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи- мелодии леса.
Словарная работа : ввести в активный словарь детей: глобус, планета, карта, природа. Приучать отвечать полным ответом.
Материалы и оборудование : проектор, глобус, карта России, пластилин, доски для лепки, стеки, иллюстрации, дерево, фантики, корзинки.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной образовательной программы ДОУ, соответствующими старшему дошкольному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме был преподнесен материал для ознакомления детям. .
На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену видов детской деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации, рассматривание презентации с правилами поведения в лесу. Оценивание поступков и правил, сбор мусора в лесу, так же способствовали смене видов деятельности детей на занятии, смене поз детей, с учетом Санпин. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: продолжала формировать представление о роли природы в жизни человека, расширяла и систематизировала знания детей о природе, формировала интерес к проблеме охраны природы, познакомила детей с нормами и правилами поведения в природе. Речевое развитие: развивала у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивала кругозор, мышление, связанную речь.
Социально- коммуникативное: формировала умение оценивать свои поступки и поступки сверстников; воспитывала заботливое отношение к природе.
Физическое: формировала правильную осанку детей на занятии.
Художественно- эстетическое: учила детей читать с выражением стихотворения, воспитывала радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Самоанализ НОД по экологическому воспитанию в старшей группе по теме:
Самоанализ НОД
в старше группе по познавательному развитию
ст.воспитатель
Данилова Л.В.
: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом,
Познавательное развитие: продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
Речевое развитие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Социально- коммуникативное: Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать заботливое отношение к природе.
Физическое: формирование правильной осанки детей на занятии.
Художественно- эстетическое: учить детей читать с выражением стихотворения, воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: глобус, планета, карта, природа. Приучать отвечать полным ответом.
Предварительная работа: рассматривание глобуса , заучивание стихотворения и физкультминутки, создание презентации, разработка знаков, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи- мелодии леса.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: глобус, планета, карта, природа. Приучать отвечать полным ответом.
Материалы и оборудование: проектор, глобус, карта России, пластилин, доски для лепки, стеки, иллюстрации, дерево, фантики, корзинки.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной образовательной программы ДОУ, соответствующими старшему дошкольному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме был преподнесен материал для ознакомления детям. .
На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену видов детской деятельности.
Беседа – сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации, рассматривание презентации с правилами поведения в лесу.
Оценивание поступков и правил, сбор мусора в лесу, так же способствовали смене видов деятельности детей на занятии, смене поз детей, с учетом Санпин. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: продолжала формировать представление о роли природы в жизни человека, расширяла и систематизировала знания детей о природе, формировала интерес к проблеме охраны природы, познакомила детей с нормами и правилами поведения в природе. Речевое развитие: развивала у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивала кругозор, мышление, связанную речь.
Социально- коммуникативное: формировала умение оценивать свои поступки и поступки сверстников; воспитывала заботливое отношение к природе.
Физическое: формировала правильную осанку детей на занятии.
Художественно- эстетическое: учила детей читать с выражением стихотворения, воспитывала радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
Соблюдены все требования Санпина к проведению занятия: временные рамки занятия — 25 минут, в середине занятия физминутка, смена видов деятельности и статических поз на занятии.
Предварительный просмотр:
Самоанализ интегрированной НОД по экологическому
Воспитатель: Вахтерова Гульсум Халиулловна
Краткая характеристика группы : Общее количество детей в группе 9. Дети 4-5 лет средней группы.
Форма проведения : Заочная прогулка в лес.
Виды детской деятельности : игровая, художественная, познавательно – исследовательская.
Цель: Продолжить учить детей правилам поведения в лесу, активному содействию животным. Объяснить детям, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.
- Расширять представление и знание детей об осени, о жизни белки в лесу.
- Развивать речь и мышление детей, умение делать грибок из природного материала, творчество, воображение.
- Вызвать искреннее возмущение детей поступкам мальчиков.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.
- Активизировать в речи детей слова: трудятся, сушат, прячут, шляпка, ножка, жёлуди.
- Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
- Воспитывать самостоятельность, любовь к природе и бережное отношение к животным, интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
Раздаточный материал : Доска для лепки, пластилин, жёлуди (для каждого ребенка).
Организационный момент. Настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, заинтересовать предстоящей деятельностью.
Основная часть -15 минут.
Введение в игровую ситуацию, ознакомление детей с темой занятия. Создала проблемную ситуацию (рассказала про мальчиков Сашу и Митю ), организовала поиск выхода из проблемной ситуации, предложив детям слепить грибочки для белочки.
Провела физминутку- Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создало интерес , игровую мотивацию к содержанию занятия.
В совместной деятельности учила лепить из природного материала (желуди-ножки грибочков), учила детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе.
С целью профилактики утомления, предотвращения нарушения осанки и психоэмоциональной разрядки – провела пальчиковую гимнастику.
Заключительная часть -2 минуты.
- В заключительной НОД использовала художественное слово для подведения итогов. Были сюрпризные моменты (подарок белочки). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, рефлексией. В ходе НОД старалась продолжать формирование грамматического строя речи, развивала связную речь. Добивалась ответа полными предложениями.
- Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности рефлексии.
- Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Соблюдалась преемственность частей.
- Данная структура НОД вполне оправдана. Так как каждая часть НОД направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам.
- Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.
На НОД я применяла следующие формы : фронтальную, индивидуальную.
В процессе НОД применялись следующие технологии:
- Игровая деятельность;
- Деятельностный подход;
- Обучение в диалоге с взрослыми;
- Технология развивающего обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, организованы. Я уделяла внимание каждому ребенку. Каждый ребенок был задействован в деятельности. Делая вывод можно сказать, что поставленные задачи были выполнены.
Читайте также: