Историческая справка о музее в школе

Обновлено: 07.07.2024

На протяжении ряда лет ученики и педагоги школы вели поисково-исследовательскую работу. В результате накопилось много полезных, нужных материалов об истории образования учебного заведения, выпускниках и учителях-ветеранах, об истории малой Родины, изучили быт жителей, населяющих наш край. И у старшеклассников возникла идея открыть в школе музей. Администрация школы пошла навстречу ребятам, выделила помещение. Так усилиями школьников, педагогов и администрации был создан музей, открытие которого прошло в январе 2003 года и было приурочено к месячнику оборонно-массовой работы.

Первыми посетителями музея были ветераны Великой Отечественной войны, представители Отдела образования, Администрации Суховского сельского поселения, районного краеведческого музея, жители посёлка Новосуховый. Основная группа посетителей – это ученики и родители школы, а также ребята соседних школ.

Важнейшей особенностью школьного музея является его краеведческая направленность, т. е. изучение событий и явлений, связанных с историей и природой родного края.

За время работы музей посетило более 500 человек, проведено около 80 различных мероприятий. Стали уже традиционными такие мероприятия как конкурсы юных экскурсоводов, тематические историко-краеведческие и музееведческие игры; конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки, фотографии, сочинения и др.); тематические вечера и встречи, посвященные знаменательным датам и героям музейных экспозиций, проведение концертов; массовые акции памяти, проведение временных передвижных выставок, посвященных юбилейным и памятным датам; проведение музейных уроков и интерактивных занятий на экспозиции музея. Пополнять фонды музея помогают материалы, собранные в ходе проведения этих мероприятий, а также ежегодные школьные краеведческие конференции, где каждый класс представляет новый поисковый материал и экспонаты.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что школьный музей является не традиционным музейным учреждением, а открытой системой, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Историческая справка о создании музея

Музей – это школа, но она необычная, когда приходишь сюда, то получаешь не только знания, но и открываешь нечто новое из того, что создавалось нашими земляками.

Идея создания музея в Борис-Глебской школе принадлежит учителю истории и краеведения Паниной Любови Николаевне, которая на данный момент уже завершила свою педагогическую деятельность.

Основой для создания школьного музея послужил большой краеведческий материал, собранный учащимися школы, начиная с середины 60-х годов. В конце 90-х годов началась работа по созданию школьного музея. В результате чего в 2001 году состоялось его открытие.

В экспозиции музея большое место отведено разделу посвященному подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны. 325 человек, жителей нашего села – взяли в руки оружие, чтобы защитить Родину от врага. 269 односельчан погибли в боях за нашу Родину. Эти списки бережно хранятся активистами школьного музея. Большая работа была проведена ими по сбору информации об о дносельчанах, награжденных Орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне. Актив музея фиксировал воспоминания ветеранов о войне, оформлял интервью .

Особое место в истории нашего села занимает 32 стрелковая дивизия. В Борис-Глебской школе долгое время работал учитель математики Осипенко Иван Нестерович. Сам он был лейтенантом и находился в составе дивизии. Именно по его инициативе учащиеся школы и начали поиск бойцов и командиров этой дивизии. Немеркнущий ратный подвиг совершила 32 Краснознаменная стрелковая дивизия. В музее собраны письма-воспоминания бойцов и офицеров, документы, фотографии.

Наше село в годы войны находилось в тылу, но жители села делали всё, чтобы приблизить победу. Большой материал собран в музее о вкладе в победу тружеников колхоза и учащихся Борис-Глебской школы. Так из числа учащихся были организованы школьные отряды, которые активно трудились на прополочных работах. Собрана информация о том как наше село в годы войны принимало эвакуированных , оказывало помощь блокадному Ленинграду. Труженики села шефствовали над военным госпиталем № 12-47, расположенным в городе Муроме, к каждому празднику выделялись подарки для раненых бойцов, организовывался индивидуальный сбор от колхозников.

Так во время проведения акции "Дети - детям войны", ребята навести каждого, кому выпала нелёгкая участь пережить войну, будучи детьми, поздравили с наступающим праздником Победы, вручили поздравительные открытки - программы и прикололи на грудь гвоздики Памяти. Тронутые таким вниманием, ветераны со слезами на глазах, благодарили участников акции.

Они всегда являются активными участниками Дня памяти и скорби (22 июня), Митинга ко Дню Победы (9 мая), Бессмертного полка, школьных мероприятий, посвященных Дням воинской славы России.

Активисты музея и по сей день вплотную занимаются изучением истории родного края в предвоенный и военный периоды истории страны, ведут поиск, интересуются новыми фактами. Богатый и интересный материал оформляется в альбомы, стенды, выставки.

Музей осуществляет связь времен. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры.

Основные направления деятельности школьного музея

Основными направлениями работы музея являются:

· участие в конкурсных программах.

Школьный музей используется в учебно – воспитательном процессе:

-урок- экскурсия в музей;

-использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

-демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

Цели создания музея: сформировать патриотические чувства у учащихся, воспитывать уважение к людям войны. Формировать интерес к событиям имевшим историческое значение. Собрать и представить материалы по истории Великой Отечественной войны. Показать этапы рождения армии нового типа, закаленной в годы войны.

Основные задачи музея: изучение истории своего народа, расширение кругозора учащихся о Великой Отечественной войне, воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданско-патриотических чувств.

Жестокое слово – война. Экспозиция посвящена Московской битве. Материалы собраны учащимися гимназии – это рефераты, фотоотчеты об экскурсиях в музеи, книги памяти о жителях Ново-Переделкино и о героическом прошлом дедов и прадедов наших учащихся, вещи ветеранов. Здесь выставлены предметы солдатского обихода, военная форма, письма военных лет. Среди раритетов музея – каски, саперная лопатка, котелок, противогазы, найденные

Штаб маршала Конева. В основе экспозиции историческая справка о расположении штаба И.С. Конева в период битвы за Москву. Создан интерьер деревенского дома, в котором с 17 октября 1941 года по 7 января 1942 года находился штаб маршала в деревне Данилово Конаковского р-на Калининской обл., хозяйка Куренкова Татьяна Семеновна.

Битва за Москву. К 70-летию разгрома фашистов под Москвой оформлена новая экспозиция. Основой ее послужили предметы, найденные членами Молодежной общественной палаты при муниципальном собрании района Ново-Переделкино, и переданы музею гимназии. В разработке и оформлении этой экспозиции принимали учителя учащиеся гимназии. Был объявлен конкурс на лучший макет сражения, конкурс рисунков и творческих работ на тему битвы за Москву. Лучшие работы представлены в экспозиции.

Задачи работы музея:

  • Воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей, уважения к своим корням и истокам через изучение истории подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны; сбор материалов об истории подвига народа в годы ВОВ, организацию встреч учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны.
  • Обеспечение сохранности музейных предметов как источника социальной памяти народа.
  • Пропаганда позитивных ценностей и знаний, полученных в результате поисковой и научно -исследовательской деятельности по истории района, города, героев и участников ВОВ (тружеников тыла) среди учащихся, учителей, родителей, жителей района.
  • Организация сотворчества в учебно-воспитательном процессе. Привлечение к работе в музее учеников и их родителей, а также ветеранов ВОВ.

Формы патриотического воспитания при организации работы музея Памяти:

  • Организация и проведение поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
  • Проведение тематических экскурсий;
  • Проведение встреч, конференций с участием боевых офицеров и ветеранов войн;
  • Организация конкурсов проектных, творческих работ;
  • Создание альбомов памяти (великие битвы, история своей семьи, деятельность полководцев, героев);
  • Организация литературно-музыкальных композиций, спектаклей по военно-исторической тематике;
  • Моделирование военной техники;
  • Создание с учащимися макетов сражений, боевых действий;
  • Создание компьютерных презентаций, оформление стендов, других наглядных пособий по тематике музея;

Совершенствование программы деятельности музея .Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги советского народа. Основная работа музея гимназии - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Экспозиции музея помогают расширять знания учащихся об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Экспозиции музея размещаются:

-в отдельном помещении на 1-ом этаже – 30 кв.м

- в отдельном помещении на 1-ом этаже – 36 кв.м

В музее хранится 250 единиц основного фонда , 120 единиц научно-вспомогательного, которые дают представление не только о битвах ВОВ, но также отражают жизнь и быт того времени.

Тематическая структура

Вопросы, раскрывающие подтему

Награды участников войны

Предметы с мест боевых сражений

Личные вещи Ветеранов

Предметы быта военного времени

Обустройство деревенской избы

Творческие работы детей

Творческие работы учащихся:

Рефераты учащихся о московской битве.

Отчеты-эссе об экскурсиях в военно-исторические музеи и по местам боевых сражений.

Книга памяти о жителях Ново-Переделкино- Ветеранах Великой Отечественной Войны.

Макеты сражений, памятников, модели боевой техники.

Фотографии участников войны

Всероссийская книга памяти

Энциклопедия военно-исторических музеев системы образования г. Москвы

Книги с дарственной надписью

Музей воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-45 г Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




История школьного музея


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краеведение - один из важнейших элементов культуры, который одновременно является средством познания родного края и вносит значительный вклад в развитие самосознания народа, влияет на духовную жизнь общества в целом. В формировании личности человека и в воспитании патриотических чувств значительна роль истории родного края. Потребность в истинном понимании культурных и духовных ценностей, необходимость получения новых знаний о родном крае и окружающем мире - все это помогает реализовать краеведение. Ценность краеведения заключается еще в том, что оно, расширяя и обогащая знания о родных местах, прививает любовь и уважение к истории культуры родного края.

Уклад, дух нашей школы незаметно, но сильно и прочно связан с историей музея. Школьный музей существует 37 лет, его история богата. Нам стала интересна история возникновения нашего музея, и тогда возникла идея создать альбом, в котором был бы собран весь материал по данному вопросу. Мы начали изучать имеющиеся архивные материалы, воспоминания учителей и учеников школы. Зафиксированных, описанных сведениймного, но они носят разрозненный характер. Все эти сведения очень важно сохранить для ребят, которые придут в школу после нас. Реализация данного исследования позволит нам расширить кругозор, приобрести навыки исследователя, познакомить обучающихся нашей школы с историей музея.

Объект исследовательской работы:

Школьный музей МКОУ Васькинской ООШ городского округа Чехов Московской области.

Предмет исследовательской работы:

история школьного краеведческого музея.

Гипотеза состоит в том, что если

изучать историю родного края, своей малой родины, своей школы;

вести сбор материалов об исторических памятниках, жителях своего поселка, памятных событиях;

вести целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию, то можно способствовать воспитанию любви к Родине, к истории своего края; дать возможность каждому почувствовать себя гражданином нашей страны.

Цель: создать альбом, в котором отразится история школьного музея; показать, что знание истории своего родного края, его прошлого и настоящего, знакомство с культурно­-историческим и природным богатствами формируют духовность, воспитывает чувство патриотизма и любовь к своему краю.

Пополнить информационную базу школьного музея.

Открыть для себя новые факты из истории школы и музея.

Осуществлять духовную связь поколений.

Влиять на формирование гражданской позиции ученика.

Развивать творческие и коммуникативные качества учащихся.

Направление работы:

Поиск информации в архиве школьного краеведческого музея, в Интернете.

Посещение школьной и сельской библиотек, изучение материалов по теме.

Встречи с жителями поселка и учителями, связанными с Васькинской школой.

Ожидаемые результаты:

Привитие интереса к истории родного края, к историческому прошлому нашей Родины.

Личностный результат: формирование прочной гражданской позиции.

Создание альбома с фотографиями, материалы которого можно использовать в урочной и внеурочной деятельности, при проведении экскурсий в школьном краеведческом музее.

Актуальность:

Школьный музей — одно из действенных средств расширения кругозора и специальных знаний обучающихся, воспитания у школьников любви к родному краю. Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.

Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.

Глава 1. История школьного музея

1.1. Открытие школьного музея

Васькинская школа имеет очень давнюю историю. Раньше дети обучались в доме священника. Сюда ходили они из соседних деревень, в том числе из Мелихова. Впоследствии дети учились в другом доме (бывшем доме богатого крестьянина). А перед войной 1941-1945 годов школа переместилась в отдельное здание, которое стояло в поле. В нем занимались начальные классы. Старшеклассники учились в деревне Курниково (в 2-х километрах от посёлка Васькино). Так было до 1977 года. За два года до этого заложили фундамент новой школы в поселке. 1 сентября 1977 года состоялось открытие новой школы. Директору школы Герасимову Василию Назаровичу был вручен школьный ключ. Первый звонок давала Свинятникова Татьяна, восседая на плече девятиклассника Сергея Герасимова.

Открытие музея состоялось 7 мая 1982 года, на котором присутствовала друг и помощник в создании музея библиограф Фрица Платтена, член-корреспондент академии наук, доктор исторических наук Дружинина Елена Иосифовна.

В собрании материалов и создании музея принимали участие все: и ученики, и педагоги, и жители поселка. Музей приобрел большую популярность. Первым руководителем музея стал учитель начальной военной подготовки Токин Александр Васильевич.

2.2. Визит швейцарского коммуниста Франца Дюби

(из воспоминаний ученицы Васькинской школы, экскурсовода школьного музея Косиновой Татьяны)

«20 сентября 1982 года нашу школу посетил коммунист из Швейцарии,

друг Фрица Платтена, Франц Дюби. Целью приезда Франца на Васькинскую землю стало знакомство с музеем имени Фрица Платтена в России.

В 1983 году руководителем музея стала Симонова Нина Сергеевна, учитель начальных классов.

2.3. Юбилей Фрица Платтена

(Из воспоминаний руководителя школьного музея Симоновой Нины Сергеевны)

2.4. Возрождение музея

В 90-е годы о школьных музеях почти забыли. И в Васькинской школе музей постигла та же участь. Прошло 10 лет, и силами учительского и ученического коллективов музей был возрожден. Новым руководителем стала Степанова Вера Сергеевна, учитель истории и обществознания.

Музей получил статус краеведческого. В соответствии с Положением о школьном музее, была разработана Программа, целью которой является воспитание у подрастающего поколения уважения и интереса к истории родного края, традициям и культуре русского народа, сохранение и преумножение народного наследия, создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

С 2011 года руководителем музея является Квашина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, под руководством которой исследовательская деятельность обучающихся стала ведущей.

В настоящее время фонды школьного музея составляют подлинные экспонаты, фотографии, награды ветеранов, личные вещи участников Великой Отечественной войны, денежные знаки различных лет, предметы быта жителей села.

Количество экспонатов – 235.
Из них подлинных - 85:
- подлинники-медали;
- наградные листы участников Великой Отечественной войны;
- книги (церковно-славянская азбука, первое наставление детям 1914 г.,

русский язык 1918 г.);

- предметы быта жителей села разных лет (прялка, самовар, серп, утюг).

1. Они сражались за Родину.

2. Лопасня изначальная.

3. А.П.Чехов и Мелихово.

4. Фриц Платтен – основатель коммуны.

5. Из истории села.

6. История совхоза.

7. Из истории дворянской усадьбы.

8. Школа – вчера и сегодня.

9. Русская старина.

10. Дети военной поры.

Кроме того, постоянно действуют передвижные стенды – выставки.

История села Васькино.

Стенды, посвященные основным сражениям Великой Отечественной войны.

Духовное ожерелье Лопасни.

Центральное место в экспозиции музея занимает стена памяти, на которой записаны имена односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны. В сердцах всего нашего народа навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, грудью закрывал амбразуры, шел на воздушный таран, бросался с гранатами под танки, кто топил вражеские корабли, пускал под откос эшелоны, работал в тылу, кто стоял насмерть на поле боя, кого не сломили ни пытки, ни фашистские застенки и лагеря. В музее хранятся личные вещи, наградные документы героев.

Местоположение: Московская область, городской округ Чехов, поселок Васькино.

Проезд: от городского округа Чехов до поселка Васькино можно проехать автобусом № 42.

Протяженность маршрута: 1,5 километра.

Поисково–краеведческая работа музея заключается в накоплении материалов по истории Лопасненского края, г.о. Чехов и Московской области, сбора и оформлении тематических папок. По результатам встреч с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми района оформляются выставки-передвижки.

Материалы музея используются учителями истории, литературы, учителями начальных классов. Классные руководители используют материалы музея на тематических классных часах, уроках мужества, встречах с интересными людьми.

Глава 2. Достижения

2014-2015 учебный год

XII Муниципальная научно-практическая конференция – Косинов Владислав (6 класс), призер.

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

X V I Окружная научно-практическая конференция – Косинов Владислав (9 класс), Пирогова Ульяна (5 класс), призеры.

Мы считаем, что, работая над исследованием, достигли своей цели, потому что видны положительные результаты:

во-первых, получили личностный результат: знание истории своей школы, своего родного края, своей малой родины, действительно, помогли нам почувствовать себя настоящими патриотами нашей страны;

во-вторых, созданный альбом с фотографиями имеет большую практическую значимость, поскольку используется при проведении экскурсий в школьном краеведческом музее;

Музею 37 лет… Много это или мало? Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этим временем. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.

И имена людей, оставивших свой след в истории, останутся для нас живыми. Они живы до тех пор, пока жива наша память. Память сердца и души.

Список использованной литературы

Дунаев М.М. К югу от Москвы/ М.М. Дунаев. - М.: Искусство. 1986 г. – 176.

Веселовский С., Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв./ С. Веселовский, В. Снегирев, Б. Земенков - М., 1962 г. - 583 с.

Кобков Ю.А. Лопасненская старина. Очерки истории края с древнейших времен до начала XX века/ Ю.А. Кобков – Москва, 2013. - 376 с.

Липатов П.И., Лопасненские страницы (краеведческие очерки)/ П.П, Липатов, А.М. Прокин – Чехов, 1991. – 64 с.

Мухин С., Подмосковный Чехов/С. Мухин, Л. Мухина, Т. Петухова, О. Антонова, Г. Быстрова – Ч.: Уходящие образы, 1994.

Прокин А., Край родной/ А. Прокин, А. Белов, П. Липатов, В. Мильков и др. – Чехов, 1999. – 157 с.

Прокин А., Макаров А., Соловьев Ю. Колыбель и слава предков/ А. Прокин, А. Макаров, Ю. Соловьев. – М.: Старая Басманная, 1998. – 360 с.

Протоиерей О. Пэнэжко. Город Чехов. Храмы Чеховского района/ Протоиерей О. Пэнэжко. – В.: Транзит ИКС , 2008. – 271 с.

Свенцицкая О. В. Фриц Платтен — пламенный революционер/О.В. Свенцицкая — М.: Мысль, 1974. – 183 с.

Акт обследования музея 1982 года (из архива школьного музея)

Софья Иосифовна Дружинина и Франц Дюби в школьном музее

(из архива школьного музея)

Газета, в которой была опубликована статья Франца Дюби о поездке в Россию, на Васькинскую землю (из архива школьного музея)

1Свенцицкая О. В. Фриц Платтен — пламенный революционер. — М.: Мысль, 1974, стр. 155.


Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются достаточно широко, как в работах зарубежных, так и отечественных авторов, начиная с рубежа XIX - XX вв. Так в работах Я. Борина, И.М. Гревса, А.У. Зеленко, А. Лихтварка, Н.А.Хитькова и др. раскрывается специфика работы музея с детской аудиторией. В работах В.Е.Туманова, М.Ю. Юхневич, Е.Г. Вансловой, Г.Ю. Элькина, З.А. Огризко обобщен опыт работы школьных музеев, освящены цели, задачи, формы их деятельности. В работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б Давыдова обоснованы основные педагогические принципы и подходы, которые используются в деятельности школьных музеев.

Историографический обзор научных исследований в сфере музейной педагогики позволяет утверждать, что нет единой точки зрения на вопрос, где именно впервые появились детские музеи. Ряд исследователей считает, что родиной детских музеев является Англия, где в 1872 г. принцем Уэльским в Лондоне был открыт Музей детства, который являлся частью Южно-Кенсингтонского музея и специализировался на собирании разного рода раритетов, но в особой степени – на коллекциях костюмов, игрушек и игр разных стран. Однако целенаправленная работа с детьми и учителями началась лишь с 1920-х годов [1,С.53].

Многие специалисты считают США родиной детских музеев, где в период с 1899 по 1925 г. появилась целая группа музеев, которые в своей деятельности опирались на педагогические концепции. Первый из них – Бруклинский детский музей (Нью-Йорк) – был создан по инициативе учителя естественной истории А. Галупп в 1899 году. В соответствии с ее концепции, музей должен стать средой, где дети не только имеют возможность видеть разнообразные экспонаты, но и ощущают себя свободными участниками интересных и разнообразных событий, приключений, действий [2]. Следовательно, с этого времени начинается история совершенного нового типа музея, в котором все – состав коллекций, приемы экспонирования, методы и формы работы с аудиторией – имеет свою специфику, обусловленную ориентацией на интересы и потребности детей.

Школьный музей рубежа XIX и ХХ вв. в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, был собранием раритетов. Н.А.Хитьков – автор одной из первых монографий о подобных музеях писал, что под школьным музеем нельзя понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости, потому что в школьном музее они только желательны, но не необходимы. Школьный музей есть просто собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание, поэтому программа такого музея должна быть самая обширная и многообразная [3].

Таким образом, школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода преподавания, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Другой отличительной его особенностью было то, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества учащихся и педагогов, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий.

Детские музеи, которые создаются в 1920–1930 гг., можно назвать, если пользоваться современной терминологией, авторскими, поскольку за каждым из них стояла яркая личность его создателя.

Таким образом, подводя итог краткому ретроспективному обзору развития школьных (детских) музеев, можно выделить следующие тенденции: с начала своего возникновения на рубеже ХIХ–ХХ вв. вплоть до конца 1920-х гг. школьный музей создавался исходя из потребностей в наглядном преподавании; в 30-40-е гг. – в связи с развитием школьного краеведения; с середины 50-х гг. – обозначается новая тенденция – ориентация на государственные музеи. К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев, которые в количественном отношении стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны.

Ю.Б.Яхно считает, что целью создания и деятельности школьного музея, является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы воспитанников, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [10].

наличие постоянной аудитории

возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных (воспитательных) мероприятий;

участие детей в ответственном деле сохранения музейных коллекций;

большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций;

возможность проверить себя в будущей профессии;

комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом)

Таким образом, школьные и детские музеи являются одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей (как и детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда) - по существу универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом педагогического воздействия в осуществлении нравственного, патриотического, гражданского воспитания.

Музееведение: История и историография.– СПб.: СПбГАК, 1995.–234 с.

Макарова Н.Г. Детские музеи Америки: история и современность. М.:б.м., 1997. – 136 с.

Хитьков Н.А. Школьный музей, его значение и организация. – Киев:б.м., 1915. – 23 с.

Завзин Школьный музей в Дрездене и народное образование в Саксонии // Учительский вестник. – 1910. – № 6. – С.30-31.

Борин Я. Как мы составляли у себя школьный музей // Вопросы и нужды учительства. – 1910 – Вып. 5. – С.51-54.

Зеленко А. У. Школьный музей. – М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.

Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. – Ленинград: А С А D Е М I А, 1929. –245 с.

Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дисс. …. канд. пед. наук. – Москва, 2004. – 213 с.

Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – Выпуск 4 (94). С.63-76.

Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства// Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Б\м, 2006

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, детский музей, музей, детская аудитория, музейный предмет, ребенок, детская, музейная деятельность, школа, наглядное преподавание.

Похожие статьи

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника.

школьный музей, музей, детский музей, детская аудитория, музейный предмет, ребенок, музейная деятельность, детская, школа, наглядное преподавание. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами.

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале.

Ключевые слова:музейная педагогика, школьный музей, виртуальный музей, виртуальная экскурсия, мини-музей. Музейная педагогика — наука, сформировавшаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая

Музейная педагогика как технология в школьном историческом.

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы.

музей, культурно-образовательная деятельность, музейная аудитория, музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея, подрастающее поколение.

Школьный музей как средство развития информационной.

В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением; школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности.

Роль музея в образовательном процессе школы

Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту.

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей.

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

музей, образовательная деятельность, посетитель.

школьный музей, музейная деятельность, музей, дом, ребенок, православная культура, деятельность музея, история школы, Боевая слава, гражданская ответственность.

Похожие статьи

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника.

школьный музей, музей, детский музей, детская аудитория, музейный предмет, ребенок, музейная деятельность, детская, школа, наглядное преподавание. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами.

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале.

Ключевые слова:музейная педагогика, школьный музей, виртуальный музей, виртуальная экскурсия, мини-музей. Музейная педагогика — наука, сформировавшаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая

Музейная педагогика как технология в школьном историческом.

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы.

музей, культурно-образовательная деятельность, музейная аудитория, музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея, подрастающее поколение.

Школьный музей как средство развития информационной.

В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением; школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности.

Роль музея в образовательном процессе школы

Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту.

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей.

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

музей, образовательная деятельность, посетитель.

школьный музей, музейная деятельность, музей, дом, ребенок, православная культура, деятельность музея, история школы, Боевая слава, гражданская ответственность.

Читайте также: