Самая лучшая отметка в школе

Обновлено: 02.07.2024

Тема оценок — из того числа, вокруг которых постоянный шум. Кто-то выступает за отмену системы оценок, кто-то считает, что ее нужно пересмотреть. И аргументы каждой стороны, безусловно, заслуживают внимания.

Оценка или отметка?

Оценка — это мнение учителя о знаниях ученика. Она отражает процесс: как школьник понимал тему раньше, как понимает ее сейчас и к чему стремится дальше. Главная задача оценки — установить глубину и объем индивидуальных знаний. А функции — обратная связь и поощрение.

Главная цель оценки — определить сильные и слабые стороны каждого ученика, понять, как учить его дальше, то есть выработать стратегию и тактику обучения.

А вот отметка — это выражение оценки в баллах, которое проецируется на шкалу плохо — удовлетворительно — хорошо — отлично.

Зачем в школе ставят отметки?

Это способ управления ребенком

И порой, как ни печально, они зависят от субъективного отношения учителя к ребенку.

Это способ управления родителями

«Оценка — это не показатель знаний. Есть студенческая мудрость: первые два года студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на него. Аналогичная ситуация происходит в школе. Есть определенная группа детей, которая может ничего не делать, но автоматически получает высокие оценки, потому что "идет на золотую медаль".

Что дает отметка?

Отметки превратились в цель и смысл обучения и нахождения в школе. Интерес и стремление к знаниям пропадает, погоня за результатами затмевает процесс познания.

Дети видят то, что мы помогаем им увидеть. И в этом смысле школа упрощает картину мира: есть только два варианта ответа — правильный и неправильный. Такая среда неблагоприятна для развития креативности.

У ребенка обрывается на корню стремление к чему-то нестандартному, креативному — к чему-то, что лежит за рамками школы.

Задача учителя — помочь ребенку почувствовать, что любое мнение имеет право на существование. А когда учитель выставляет низкую отметку, у ребенка искажается восприятие, он начинает узко мыслить. Он натыкается на несправедливость: есть только правильно и неправильно, другого не дано. В результате школьнику сложно поверить в себя, он больше не может полноценно доверять собственным ощущениям, чувствам, мыслям, мнению.

Из тех, кто ждет чужого мнения и оценки со стороны, вырастают неуверенные в себе взрослые люди.

Для семьи оценка становится неким индикатором принятия ребенка системой и обществом. И еще, конечно, своеобразным мерилом родительской успешности.

В конечном счете, в погоне за хорошими отметками ребенка родители перестают замечать его личность.

Сегодня те знания, которые ребенок получает в школе, в большинстве своем формальны. Обучение в основном теоретическое, переусложненное, без практической значимости.

Представьте, что ЕГЭ отменят. Что получится? Система образования развалится, потому что ребенку не для чего будет учиться. Ведь сегодня дети ходят в школу не для того, чтобы приобретать знания и применять их в жизни, а для того, чтобы получить достойные баллы на экзаменах.

Тесты, рефераты, доклады практически не соприкасаются с реальной жизнью — той, в которую все мы погружаемся после окончания школы.

Еще одна причина искаженной оценочной системы — погоня школ за рейтингами и престижем. Лучшие школы формируют детей-перфекционистов. Они чаще всего не учат, а лишь дают детям характеристики и находят изъяны, пробелы в теоретических знаниях.

Правильный ответ всего один?

Отметка фиксирует, насколько ответ ребенка соответствует эталону. И в такой схеме наш мир превращается в черно-белый: хорошо/плохо, правильно/неправильно, знает/не знает, да/нет. Но наш мир цветной! Не забывайте напоминать об этом ребенку.

Как мы можем делить ответы учеников на правильные и неправильные, если все человечество до сих пор не разгадало тайну своего появления в этом мире?

Дайте возможность ребенку обосновывать свой ответ. Пусть дети проявляют творческий потенциал.

Нужна ли соревновательность?

Безусловно, дух соревнования важен. Но это не должно становиться единственным инструментом в школьных стенах.

Просто поразмышляйте, что важнее — воспитывать школьников в духе соревновательности, чтобы каждый стремился быть первым во что бы то ни стало, или приучать детей к сотрудничеству, когда все готовы прийти друг другу на помощь и уважают чужое мнение?

Нужно ли подтверждать завершение изучения?

Сдать на отлично не равно знать и применять навыки в жизни.

В процессе обучения важную роль играет все: и черновики, и ошибки, которые делал школьник, — только так он сможет прийти к заметному для себя прогрессу.

Как говорить с ребенком об оценках?

Оценка — это лишь способ узнать, что о ребенке как об ученике думает педагог. Если школьника наказать за плохие отметки, он не станет учиться лучше.

Когда родители слишком бурно реагируют на двойку или тройку, у ребенка формируется страх: получить плохую отметку значит потерять любовь мамы и папы.

Вместо негативной реакции на отметку лучше попробуйте спокойно разобраться вместе с ребенком, почему же так получилось. Окажите поддержку, не отворачивайтесь от школьника, который и без того расстроен.

Задайте ему вопросы:

Как ты к этому относишься?Узнайте отношение самого ученика к такому результату. Дайте ему выговориться, рассказать о своих чувствах.

Как ты мог(-ла) бы помочь себе и получить более хорошую оценку? Это сложный вопрос, но он однозначно поможет школьнику задуматься и проанализировать ситуацию — этот навык пригодится во взрослой жизни.

Можешь ли ты как-то изменить ситуацию сейчас? Помогите ребенку увидеть, что он управляет ситуацией и осознать ответственность за свою жизнь.

Тебе нужна моя помощь? Не делайте за вашего ученика доклады, не решайте задачки по алгебре. Просто будьте всегда рядом, чтобы быть готовым помочь — найти информацию, принести нужную книгу и т.д.

Кем ты хочешь стать? Если ребенок говорит, что ему не нужна математика, потому что он хочет стать фотографом, то договоритесь, что он будет изучать предмет, чтобы по крайней мере освоить минимум.

Дайте ребенку возможность ошибаться. Только через ошибки он обретет необходимый опыт, получит мотивацию найти правильный ответ, достичь результата и узнать что-то новое.

Споры по поводу возвращения к пятибалльной системе оценки знаний в нашей стране не утихают. Кто-то говорит, что пяти баллов достаточно, чтобы оценить уровень знаний школьников, а кому-то хочется иметь выбор и вместо 4+ или 5- поставить 8 или 9 баллов соответственно. Но если взглянуть на мир широко открытыми глазами, мы поймем, что выбор шкалы оценки – это вопрос общемировой…

Пятибалльная система

  • 1 – отлично;
  • 2 – очень хорошо;
  • 3 – хорошо;
  • 4 – удовлетворительно;
  • 5 – неудовлетворительно, плохо.

Пятибалльная система используется, например, в Германии. Но не в совсем привычном для нас виде. Здесь пять баллов – это эквивалент нашей единицы:В таком виде пятибалльную систему используют также в Чехии, Австрии, Словакии.

А вот в привычном нам варианте, где пятерка – высший балл, система используется в Эстонии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Кыргызстане, Монголии, Парагвае. В качестве минимального проходного в этих странах достаточно набрать 2 балла.

Десятибалльная система

Является самой близкой и понятной для нас. Думаю, не стоит объяснять, что 10 – это круто, а 1 – это не просто плохо, а очень-очень плохо. Такая же система оценок в Латвии, но здесь могут поставить и 0 баллов при совсем уж нулевых знаниях. И в этом Латвию поддерживают Литва, Молдова, Румыния, Албания, Нидерланды, Италия, Исландия, Греция (в высших учебных заведениях и начальной школе), Вьетнам, Мексика, Колумбия, Эквадор.

А вот в Нигерии используют обратную десятибалльную шкалу. Здесь наивысшим баллом является 1, а 9 и 10 – неудовлетворительные оценки.

Двеннадцатибалльная система

Не где-нибудь, а в Украине отличником себя может считать ученик, в дневнике которого превалируют баллы 10, 11 и 12.

Двадцатибалльная система

На средней ступени образования в Греции (в лицеях и гимназиях) используется 20-балльная шкала оценки знаний, при которой допустимо использование дробных чисел:

  • 18,5-20,0 – отлично;
  • 15,5-18,4 – очень хорошо;
  • 12,5-15,4 – хорошо;
  • 10,0-12,4 – удовлетворительно;
  • 0,0-9,9 – неудовлетворительно.

Франция тоже считает, что 20 баллов – это диапазон, достаточный для оценки знания школьников. Только вот получить высший балл в этой стране не представляется возможным. По мнению французов, на 19 баллов предмет может знать только учитель, а на 20 – один Бог. А для того, чтобы быть уверенным хорошистом, достаточно получать 10-14 баллов.

Также двадцатибалльная система оценок характерна для Марокко, Ирана, Ливана, Туниса, Мали, Перу, Республики Конго, Чада.

Так что не везде 10 баллов – это оценка успеха.

Стобалльная система

Максимальные 100 баллов (или %, если речь идет о рейтинговой системе) могут получить, например, школьники в Турции. Хотя негласно есть и пятибалльная.

  • Оценка отлично – 85-100 – 5 баллов;
  • Хорошо – 70-84 – 4 балла;
  • Приемлемо – 55-69 – 3 балла;
  • Удовлетворительно – 45-54 – 2 балла;
  • Посредственно – менее 44 – 1 балл.

Такая же система характерна для Иордании, Ирака, Сирии, Йемена, Индии, Кубы, Египта. Но в этих странах кардинально отличаются минимальные проходные баллы. Если для Турции и Иордании, например, это 50%, то для Индии – 35%, а Кубы – 70%. В Сирии для всех предметов, кроме родного языка, этот балл составляет 40% (для арабского языка – 50%).

Буквенная система

  • А – отлично;
  • В – хорошо;
  • C, D – удовлетворительно;
  • F – неудовлетворительно.

Смешанная система оценок

Некоторые страны решили не ограничивать себя и используют и буквы, и цифры.

В Великобритании не только нет единой системы оценок для всей страны (скажем, оценки в Шотландии отличаются от Северной Ирландии, Англии и Уэльса), так еще и разные экзамены, которые сдаются по окончании очередной ступени образования, оцениваются по-разному.

Экзамен на получение GCSE (General Certificate of Secondary Education) оценивается буквенно – A*-A-B-C-D-E-F-G. Соответственно, A* – самая высокая оценка, G – самая низкая. А если кто-то увидел букву U (Unclassified), пиши пропало – экзамен не сдан.

A-level оценивается не только буквенно, но и согласно таким понятиям, как:

  • raw mark (балльная оценка каждой конкретной работы, максимум которой зависит от важности предмета);
  • uniform mark (фиксированная оценка, получаемая путем суммирования и конвертации raw mark по отдельным предметам).

Таким образом, конечная оценка зависит от того, сколько предметов было включено в A-level. Например, ученик выбирает 2 предмета – при сдаче которых максимум можно заработать 200 баллов. Если 4 предмета, то, соответственно, 400 баллов. Выбрал 6 предметов – 600 баллов. Все просто, казалось бы. Если бы все предметы оценивались одинаково. Но нет, идет еще перераспределение по важности.

Например: ученик проходит обучение по 4 предметам, из которых основной – изучение основ бизнеса. Доля этого предмета в общей оценке составляет 30%, значит за нее максимум можно получить 120 баллов (30% от 400).

В Японии используют сочетание буквенной (от А до F) и цифровой (100-балльная) системы оценки знаний. Как правило, в 100-балльной системе оценки знаний минимально допустимым является уровень 60 баллов. Бывает и так, что для отдельных предметов устанавливаются специальные лимиты, которые могут составлять и 90 баллов.

Китай использует смесь букв (от А до F) и процентов (0-100%), но в строго определенных рамках, без вариаций, как в Японии. Здесь проходным являются 60%.

В Чехии используют не только оценки, но и слова: 1 – Vyborny (отлично); 2 – Chvalitebny (похвально); 3 – Dobry (хорошо); 4 – Dostatecny (достаточно); 5 – Nedostatecny (недостаточно).

Такая же система оценок в Испании: 9 - 10 – Sobresaliente (SB) (превосходно); 7 - 8 – Notable (NT) (очень хорошо); 6 – Bien (B) (хорошо); 5 – Aprobado/Suficiente (AP) (удовлетворительно); 0 - 4 – Suspenso/Insuficiente (S/I) (неудовлетворительно).

В Польше до 1991 года использовали для оценки знаний школьников отметки от 2 до 5. После 1991 года диапазон увеличился, и ученикам может быть выставлена одна из шести отметок:

  • 5- Celujacy – отлично;
  • 4 - Bardzo Dobry – очень хорошо;
  • 4 - Dobry – хорошо;
  • 3 - Dostateczny – удовлетворительно;
  • 2 - Miemy – слабо - неудовлетворительно;
  • 1 - Niedostateczny – плохо.

Новая система оценок

Существует довольно странная система оценок. По-другому и не скажешь, когда речь заходит о Дании. До 2007 года они пользовались 13-балльной системой. Но в результате проведенной реформы датчане, посредством урезания, определили для себя 7 оценок, которые посчитали достаточными для своих школьников. Итак, в Дании ставятся такие оценки: -3, 00, 02, 4, 7, 10, 12.

Если смотреть еще шире, то окажется, что в некоторых странах могут по-разному оцениваться знания учеников младшей и старшей школы, различные административные округа могут самостоятельно выбирать свои оценки (как в Канаде).

Примерные значения отметок в дневнике знают все. А точные? Адукар проштудировал официальные документы и готов пояснить, за что ставится каждая отметка.


Готовься к ЦТ без нервов! Присоединяйся к бесплатному зимнему марафону, тренируйся решать тесты и разбирай ошибки вместе с топовыми преподавателями. Записаться

Выделяется пять уровней усвоения учебного материала: низкий, удовлетворительный, достаточный, средний, высокий

Выделяется пять уровней усвоения учебного материала: низкий, удовлетворительный, достаточный, средний, высокий

Первый уровень (низкий): 1−2 балла

Узнавать, распознавать и различать понятия — требования по самым низким отметкам. Да-да, никаких нулевых знаний.

Второй уровень (удовлетворительный): 3−4 балла

Отметки 3 и 4 выставляются ученикам, которые излагают учебный материал по памяти, на удовлетворительные баллы хватает зазубренной теории.

Третий уровень (средний): 5−6 баллов

Чтобы получить 5 или 6 баллов, учебный материал необходимо не просто воспроизводить, а понимать. Плюс уметь описывать и анализировать действия с объектами изучения.


Готовься к ЦТ без лишней нервотрёпки! Приходи на курсы подготовки к ЦТ в Адукар и получай готовые материалы от топовых преподавателей. Максимум практики, минимум воды и высокий балл на ЦТ уже ждут тебя. Забрать 80+ баллов

Четвёртый уровень (достаточный): 7−8 баллов

Ученик, который претендует на отметки достаточного уровня, легко применяет знания на практике и приводит свои примеры, схожие с теми, что даются в учебнике. На основе обобщённого алгоритма он решает и новые учебные задачи. Ещё одно требование — умение разбираться в сущности изучаемых объектов и выполнять действия с чётко обозначенными правилами.

Пятый уровень (высокий): 9−10 баллов

Стоит ли равняться на годовую отметку по предмету во время сдачи ЦТ? До введения новой системы оценивания этот показатель не совпадал с реальными результатами тестирования. С введением новой методики это разница нивелировалась. И теперь примерно можно рассчитывать на результат ЦТ, равный годовому баллу по школьному предмету, умноженному на 10.

Поделись мнением! Отметки в школе, на твой взгляд, выставляются в соответствии со знаниями или не совсем?

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Любоваться на дневник с пятерками – мечта родителей любого ребенка. Звание лучшего ученика льстит мамам и папам. Но что же делать, если отпрыск не оправдывает ожидания? Как реагировать на отрицательные отметки в дневнике, особенно когда ученик способен на лучший результат? И нужно ли ругать школьника за оценки, которые вам не нравятся? Ответы на эти и другие вопросы искала журналист, мама двоих детей Евгения Бородина.


В наши дни не модно плохо учиться. Хорошие отметки ребенка воспринимаются как его пропуск в лучшую жизнь, показатель благополучия всей семьи. Конечно, в глубине души все родители мечтают видеть своих детей отличниками. Но что же делать, если надежды не оправдываются и дневник пестрит тройками?

Кажется, все просто. Нельзя пускать на самотек слабую учебу, тем более в случае, когда есть все предпосылки для отличных результатов. И прежде всего надо разобраться в причинах неуспеваемости или занятий спустя рукава.


Можно посоветоваться с учителями, спросить, в чем слабые стороны ребенка, как он занимается на уроках. Также необходимо обратить внимание на режим дня: успевает ли школьник отдохнуть, не слишком ли отвлекается на посторонние дела и добросовестно ли выполняет домашние задания.

Мотивировать школьника на прилежную учебу можно, полистав вместе с ним ценники на услуги репетиторов. Не помешает лишний раз напомнить о том, что пользу приносят только систематические занятия. Вообще любому родителю нужно знать массу способов, как вернуть интерес к учебе.

Между тем психологи напоминают, что ученик ученику рознь. К каждому ребенку нужен свой особенный подход. Бывают дети, которые учатся легко и получают положительные оценки без особых усилий, но порой на волне самоуверенности позволяют себе чуть-чуть расслабиться. Их достаточно слегка пристыдить за поверхностное отношение к учебе и деликатно помочь взяться за ум.

А кому-то не дано осваивать программу лучше и быстрее других. Им приходится мириться с отсутствием пятерок. Но не все взрослые готовы принять такую ситуацию, и на незадачливых школьников обрушивается родительский гнев.


В детстве со мной в школе училась девочка, которую родители наказывали за тройки. Между тем твердая тройка (или четверка с минусом) была объективной оценкой ее знаний. Ни одно наказание в мире не изменило бы эту ситуацию. К средним классам родители перестали требовать от нее невозможного. Но до этого времени ученица жила в постоянном страхе перед ремнем и, вероятно, боялась возвращаться домой с очередной тройкой. Нетрудно представить, каким кошмаром была для нее школьная жизнь.

Не в лучшей ситуации и ребята, которые способны учиться на пятерки, но, например, из-за невнимательности или стеснительности периодически получают другие, менее желанные отметки. Им, пожалуй, достается больше всего. Требовательные родители, зная, что дети способны на большее, негативно реагируют на любую оценку ниже пятерки. В этой ситуации излишнее давление на ребенка приводит к неуверенности в своих силах и чувству вины.


Бывает, что родители требуют от детей отличных оценок только потому, что не хотят ударить в грязь лицом перед знакомыми.

Иная мама и рада бы проще относиться к результатам учебы, но никак не может смириться с четверками и тройками, потому что подсознательно ввязалась в соревнование с подружкой, сын которой – круглый отличник.

Если перефразировать известный афоризм английского философа Фрэнсиса Бэкона, то можно сказать, что оценки – хороший слуга, но плохой хозяин. Цифры в электронном дневнике подсказывают родителям, все ли в порядке с процессом обучения, сигнализируют, какие предметы школьнику надо подтянуть и как он усваивает материал. А ученику дают право гордиться собой или побуждают заниматься более интенсивно. В этом и предназначение отметок.

Если способный ребенок с хорошим потенциалом периодически получает тройки, то не имеет смысла благодушно отмахиваться от электронной ведомости со словами: "Это всего лишь оценки, я-то знаю, что он умный". Надо принять сигнал и разобраться в ситуации.


Но родителям не стоит зацикливаться на каждой десятой доле балла и тем самым превращать жизнь школьника в постоянный кошмар. Мало того, взрослым людям подпадать под влияние цифр в дневнике порой не просто нехорошо, но и преступно. Когда родители гневно выкрикивают в лицо ребенку обвинения в тупости и безделье, не время ли остановиться и подумать – каково школьнику жить в этом страхе и будет ли он считать безопасным дом, где его постоянно пилят за оценки.


Не каждый выдерживает прессинга. Кто-то закрывается от влияния взрослых и перестает доверительно с ними общаться. Другие демонстративно меняют отношение к учебе, спуская все на тормозах, раз уж их результаты все равно постоянно обесцениваются. В подростковом возрасте безысходность может подтолкнуть даже к роковому шагу, например к уходу из дома.

Известны и случаи, когда отчаявшиеся школьники сводили счеты с жизнью из-за отметок, боясь родительского гнева, или потому что не в силах простить себе нежеланный результат.

Считается, что добросовестный, мотивированный на учебу ребенок сделает все возможное, чтобы усвоить программу и накопить знания. Ответственная работа в любом случае даст свои плоды. Честь и хвала отличникам, которые благодаря уму и прилежанию все годы учебы в школе достойно держат марку. Но успехов добиваются и те, кто не претендует на звание лучших из лучших. Надо помнить, что у каждого свой путь. И на этом пути родители должны помогать детям, а не думать о том, достаточно ли благополучно они смотрятся со стороны.

Читайте также: