Русский язык 4 класс школа 2100 изложение

Обновлено: 30.06.2024

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку 4 класс, изложение "Первые школы" УМК "Школа 2100" по произведению С. Алексеева "Аз, буки, веди". В разработке представлен урок суниверсальными учебными действиями: личностными, метапредметными (регулятивными, познавательными и коммуникативными), с описанием деятельности учителя и обучающихся, показаны фрагменты презентации

Открытый урок по русскому языку в 4 б классе

Вид урока: Урок развития речи

Личностные: Освоение личностного смысла учения;

Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по изученным темам;

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Цель урока: создание условий для овладение обучающимися связной устной и письменной речью.

Задачи урока:

Развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас;

Формировать умение и навык целостного анализа текста, правильного и уместного использования лексических и грамматических средств;

Вызвать интерес к истории создания первых школ в России.

img

Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище.

Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, картошку чистить.

Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разрешили отстоять на корабле первую в его жизни вахту.

Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают – так и сияют от радости.

Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело – охрана флага корабля. Такое счастье не каждому выпадает!

Примерный план:

1. Сашины каникулы.
2. Любили матросы маленького моряка.
3. Награда.
4. Первая вахта.
5. Такое счастье не каждому выпадает.

↑ Изложение "Кот Епифан"

Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.

Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.

Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.

Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак – удочкой с крючком.

Примерный план:

1. Маленькая рыбка – коту.
2. Кот на плотах.
3. Умный Епифан.
4. Два рыбака.

↑ Изложение "Птенец"

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только от гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Примерный план:

1. Тревожные крики птиц.
2. Птенчик в беде.
3. Птенец снова дома.
4. Первое знакомство.

↑ Изложение "Поползень".

В ущелье гор тревога. Кричит птичка – скалистый поползень. Что случилось?

На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.

И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.

Примерный план:

1. Тревога.
2. Опасность.
3. Отважная птичка.

↑ Изложение "Друг".

Жильцы дома уехали, а собаку оставили на балконе. Боксёр не сводил глаз с ворот. Он ждал друга.

В воротах появился Костя. Глаза боксёра загорелись радостью. Костя позвал собаку. Боксёр тихо взвизгнул. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и переставил её к перилам балкона. Боксёр спустился по ней на землю.

Костя достал припасы и стал кормить собаку. Боксёр был голоден и ел с жадностью. Ел и посматривал на Костю. Сколько благодарности было в глазах собаки! Собачий обед кончился. Костя похлопал пса по спине, и они отправились на прогулку.

После прогулки друзья тем же путём возвратились домой. Боксёр провожал Костю глазами, полными преданности.

Примерный план:

1. Остался один.
2. Друг пришёл на помощь.
3. Вместе.
4. До скорой встречи.

↑ Изложение "Церковь".

Церковь Покрова на Нерли – прекраснейший памятник древнерусского искусства. Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь! Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца. Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка. Церковь украшена резным камнем. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

↑ Изложение "Лосенок".

В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.

Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие – кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.

Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.

↑ Изложение "8 Марта".

День 8 Марта. Утром Витя увидел на столе огромный букет мимозы. Веточки были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! Цветы подарил маме папа.

Витя взял три веточки мимозы и пошёл в школу. У школы он встретил Лену и подарил её цветы. Девочка стала благодарить Витю, но тот убежал.

Никто из мальчиков в классе ничего в этот день не подарил девочкам. Только перед Леной лежали нежные веточки мимозы. В этот день Лена Попова несла домой три веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в её жизни.

Примерный план:

1. Букет мимозы.
2. Поздравление сына.
3. Предложение мамы принято.
4. В цветах отразилось солнце.

↑ Изложение "Утя".

В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.

Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.

Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю. Махнул руками снизу вверх и сильно кинул.

Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.

- Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!

↑ Изложение "Олимпийские состязания".

У древних греков был хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши собирались в долине около города Олимпии. Они состязались в борьбе, беге, метании диска и молота. Этот обычай был священным. В день начала Олимпийских игр разом прекращались все войны и начиналась одна общая война – спортивная. Тяжкое наказание грозило тому, кто поднимал меч на своего соседа, пока шли олимпийские состязания.

Примерный план:

1. Где проходили Олимпийские игры?
2. Кто в них участвовал?
3. В чём состязались юноши?
4. Почему обычай проводить игры был для греков священным?

↑ Изложение "Заяц".

Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.

Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышан гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.

Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

↑ Изложение "Мурзик".

Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.

Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы. А лодка ещё долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах.

Куры раскудахтались по всем деревенским дворам. Чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплёскивая толчками последний воздух.


Цель:создание условий для обученияпо написанию подробного изложения.

Образовательные:

1.Формировать умение воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану и опорной таблице.

2.Закрпепитьумения определять основную мысль, тему текста, выделять части текста и озаглавливать их, составлять план текста.

3. Закрепить написание изученных орфограмм.

Развивающие:

1. Развивать устную и письменную речь учащихся, умение точно употреблять слова в речи.

2. Развивать умение корректировать и редактировать собственные высказывания.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к друг другу, взаимовыручку и дружелюбие в процессе групповой работы.

Планируемые результаты:

знают, что такое изложение;

умеют воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану;

умеют определять основную мысль и тему текста;

умеют выделять части текста и их озаглавливать, составлять план текста;

умеют писать слова с изученными орфограммами;

Регулятивные:

понимают и принимают учебную задачу урока, осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя;

оценивают свои действия и полученный результат, адекватно воспринимать оценку учителя;

Познавательные:

осуществляют анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям;

умеют осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

умеют вступать в диалог со взрослыми и сверстниками;

отвечают на вопросы учителя, задают вопросы для уточнения непонятного;

выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

умеют аргументировать свою точку зрения и обосновывать её.

проявляют учебно-познавательный интерес.

Оборудование для учителя:презентация, раздаточный материал, учебник.

Оборудование для учащихся: тетрадь, пенал.

1. Организационный момент (1 мин)

2. Восприятие текста учениками (5 мин)

3. Смысловой анализ текста (7 мин)

4. Структурный анализ текста. Составление плана (7 мин)

5. Языковой анализ текста (4 мин)

6. Орфографическая подготовка (5 мин)

7. Пересказ текста по плану (3 мин)

8. Повторное восприятие текста (3 мин)

9. Чистовая запись текста (10 мин)

10. Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин)

льная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Формы контроля, взаимо

контроля и самоконтроля

1. Организационный момент

Настроить обучающихся на предстоящую работу

- Здравствуйте ребята, садитесь. Напоминаю, меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должен лежат учебник, пенал, черновик и тетрадь для изложения.

- Учебник не открываем пока я не скажу.

Средства: речь учителя

РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

ЛУУД: Создание эмоционального настроения на урок.

2. Восприятие текста учениками

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Прием чтения текста с прогнозированием,

прием прогнозирование содержания текста по опорным словам.

- Сегодня мы с вами будем писать изложение.

- Давайте вспомним, а что такое изложение?

- Верно, изложение – это письменный пересказ текста.

- Откройте тетради, в которых вы пишите изложение и запишите число, классная работа. Изложение.

- Сегодня 1 марта, классная работа.

- А, как вы думаете для чего вообще пишут изложения?

- Совершенно верно, изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.

- Сегодня мы с вами будем писать подробное изложение. А что значит подробное?

Подробное изложение (близкое к тексту) – это письменный пересказ, близкий к тексту образца, как правило с сохранением стилистических особенностей.

- В тексте вам встретятся следующие слова: верстак, рубанок, дубовая доска, Алеша, шахматный столик.

- Прочитайте эти слова и предположите, о чем пойдет речь в тексте.

- Хорошо. Сейчас я буду читать вам текст, и мы проверим подтвердились ли наши предположения или нет. Слушаем внимательно.

Чтение с прогнозированием

На верстаке лежит (что лежит на верстаке?) дубовая доска. Она вся в трещинах. Её тёмные сучки похожи (на что похожи темные сучки?)на закрытые глаза. Но Алёша видит другое. Он видит в доске(что?)небольшой шахматный столик на острых ножках.

Вот он возьмёт рубанок(зачем ему рубанок?) за тёплую спинку и проведёт по доске. Вверх брызнет морщинистая стружка. И откроется чистое дерево, будто кожа в лёгком загаре. И дубовый сучок взглянет на Алёшу (как взглянет сучок? Как сучок может смотреть?) весёлым глазом. Алёшины руки разбудят спавшую красоту.

Читайте также: