Распределение мест в классе в школе

Обновлено: 02.07.2024

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов. Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса. Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку. На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек. Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным?

Нормативная составляющая данного вопроса.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов.

Существует даже ответственность за незаконное ограничение права на получение образования.

Также бывают ситуации, когда площадь образовательного учреждения не позволяет выделить помещение для функционирования дополнительного класса. Эту проблему стараются решить за счет объединения школ в образовательные комплексы. Если места в школе для ребенка нет, родителям необходимо обратиться в местный орган управления образования, который подберет школу для ребенка.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о количестве детей в сельских школах. В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов комплектов из обучающихся начального общего образования. оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821–10). При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице. Вопросы связанные с малым количеством детей в школе и открытия классов в сельской школе должны решаться индивидуально в соответствии с решением местной администрации.

Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы. Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса. Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821–10).

В соответствии с введением новых санитарных правил обучения лиц с ОВЗ вводится разграничение на комплектование классов для детей с различного рода особенностями.

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286–15)

изображение

Данная таблица дает четкие пределы, которые определяют количество обучающихся в классах при инклюзивном образовании и в специализированных классах.

Превышение пределов наполняемости классов не должно повлечь за собой нарушение права ребенка на получение образования и невозможности зачислить ребенка в образовательное учреждение.

С 1 апреля запись в 1-й класс впервые пройдет по всей стране по новым правилам. Как рассказали "РГ" в министерстве просвещения, раньше зачисление в первые классы сопровождалось большими стрессами для родителей. Накануне объявленной даты люди занимали очереди и даже ночевали у порога школы, чтобы успеть записаться в числе первых и гарантированно получить место в выбранной образовательной организации.

Чтобы облегчить этот процесс, сделать его максимально комфортным, справедливым и прозрачным, Минпросвещения разработало новый порядок, который впервые будет воплощен в жизнь в этом году, сообщает пресс-служба ведомства.

- Поступление ребенка в первый класс - важное событие. В этом году в порядок приема внесены изменения, по которым, например, дети имеют право преимущественного приема в те школы, в которых обучаются их братья или сестры. Это сильно упростит жизнь многих семей, - прокомментировал министр просвещения России Сергей Кравцов.

Что изменилось в этом году?

Теперь прием детей в первый класс будет проходить в два этапа.

Первый этап - с 1 апреля до 30 июня. Он предназначен для детей, имеющих первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, то есть в том же районе, где находится школа. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.

Второй этап - с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. Он предназначен для детей, не проживающих на закрепленной территории. То есть в течение этого этапа можно подать заявление в школы другого района. Отправлять заявление в школу другого района раньше начала второго этапа бессмысленно, поскольку его не примут.

- Очередность подачи заявления на первом этапе не имеет значения, поэтому никакого ажиотажа родители могут не опасаться. Мест для детей, имеющих внеочередное, первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, должно хватить во всех школах. На втором этапе детей зачисляют на свободные места, - рассказали "РГ" в ведомстве. - На официальном сайте ближайшей школы родители могут удостовериться, прикреплен ли к ней их дом. Не позднее 26 марта эта информация должна быть опубликована на официальных сайтах образовательных организаций. Там же родители смогут найти подробную информацию о новых правилах приема.

Кто может подать заявление на первом этапе?

1. Дети, проживающие на закрепленной территории, то есть рядом со школой (узнать, относится ли ваш дом к конкретной школе, можно на официальном сайте учебного заведения).

2. Дети, имеющие первоочередное право в соответствии с законодательством:

- дети сотрудника полиции, в том числе погибшего (умершего) вследствие увечья или иного заболевания, полученного в период службы;

- дети гражданина, уволенного из полиции по состоянию здоровья либо умершего от таких заболеваний в течение года после оставления службы;

- дети, находящиеся на иждивении сотрудника полиции;

- дети сотрудника (в том числе умершего или погибшего), имеющего специальные звания и проходящего службу в учреждениях ФСИН, МЧС, органах наркоконтроля, ФТС;

- дети сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

- дети военнослужащих по месту жительства их семей;

- дети военнослужащих при изменении места службы, дети граждан, проходящих службу по контракту, а также при увольнении со службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с оргштатными изменениями - в школы, ближайшие к новому месту службы или месту жительства.

3. Дети, имеющие преимущественное право - те, чьи старшие братья и (или) сестры уже учатся в этой школе.

4. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.

Кто может подать заявление на втором этапе?

Сколько лет должно быть ребенку?

Принимаются в первые классы дети в возрасте от 6,5 до 8 лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации может разрешить прием ребенка в более раннем или более позднем возрасте.

Правила приема в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным образовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Как подать заявление?

Для того, чтобы максимально упростить процесс подачи документов, ввели несколько равноправных вариантов:

  • - лично;
  • - по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • - по электронной почте школы;
  • - через официальный сайт школы;
  • - с помощью сервисов государственных или муниципальных услуг.

Как подать заявление на портале "Госуслуги"?

Подать заявление для зачисления в 1-й класс можно через портал "Госуслуги". Порядок действий:

Если вы записывали ребенка в первом этапе, то результат будет известен не раньше 3 июля, поскольку сначала школа собирает все заявления, а потом издает приказы. Если заявление подавали во втором этапе, то результат станет известен не ранее, чем через 3 рабочих дня.

Если у ребенка есть льготы, то можно подать заявление в любую школу города?

Нет, ребенок будет иметь первоочередное право зачисления в 1 класс только по месту жительства.

Какие документы потребуются для зачисления в первый класс?

Паспорт или иной документ, подтверждающий личность, к примеру, временное удостоверение личности, выдаваемое на период оформления паспорта.

Свидетельство о рождении ребенка.

На первом этапе - документ, подтверждающий проживание будущего первоклассника на закрепленной территории.

В отдельных случаях могут понадобиться:

Документ, подтверждающий льготу (если она есть).

Разрешение комиссии о приеме в первый класс образовательной организации ребенка возрастом менее шести с половиной лет или более восьми лет.

Документы, подтверждающие ваше законное право представителя ребенка (например, решение органа опеки).

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в России.

Документы к заявлению необходимо прикрепить в отсканированном виде - при подаче документов через портал Госуслуг, в копиях с предъявлением оригиналов - при выборе иных способов подачи заявления.

Что нужно указать в заявлении о приеме в школу?

- Фамилию, имя, отчество ребенка и родителя;

- дату рождения ребенка;

- адрес места жительства или адрес места пребывания ребенка и родителя;

- адрес электронной почты, номер телефона родителя;

- сведения о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;

- согласие родителя или поступающего на обработку персональных данных.

Что делать, если в приеме отказали?

В приеме государственная школа может отказать только в случае, если свободные места закончились. В этом случае местные органы управления образованием должны помочь родителям устроить ребенка в другую школу. При распределении закрепленных территорий учитывается количество проживающих там детей, поэтому отказ в приеме на первом этапе маловероятен, подчеркивают в министерстве просвещения.

Смогут ли отказать в приеме ребенку, чей старший брат или сестра уже учится в этой образовательной организации?

Одно из самых ожидаемых новшеств: теперь не могут отказать в приеме ребенку, чей старший брат или сестра уже учится в этой образовательной организации, как, к сожалению, случалось раньше, поэтому родителям приходилось водить детей в разные школы. Это правило не зависит от территории, где проживают дети, но есть нюанс - дети должны жить в одной семье и иметь общее место жительства.

Есть ли ошибки в понимании нового порядка приема детей?

1. Некоторые люди думают, что количество льготников слишком велико, поэтому в школах не хватит мест тем детям, которые живут рядом. На самом деле детей льготных категорий не так много, они не повлияют существенно на ситуацию с набором в 1 класс.

2. Говорят, что все льготные категории введены в этом году. На самом деле просто собраны воедино нормативные акты, принятые с 1998 по 2012 годы.

3. Родители опасаются, что все места в выбранных школах займут дети прокуроров, судей и следователей, которые имеют право внеочередного приёма. На самом деле они смогут воспользоваться своими льготами только поступая в школы, имеющие интернат - на обычные школы эти льготы не распространяются.

4. Многие думают, что все дети, имеющие первоочередное право поступления, выберут лучшую школу города, и там не останется мест для остальных. На самом деле право первоочередного поступления распространяется лишь на школы по месту жительства этих детей.

Где можно ознакомиться с новым порядком приема детей?

С приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 458, которым утвержден новый Порядок приема детей на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования можно ознакомиться здесь.

Ирина Владимировна Курбатова, директор МАОУ "Центр образования 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова" (Тамбов):

"Новый порядок приема в школу - более социализирован. У нас в Тамбове желающих поступить в первый класс в некоторых районах намного больше, чем имеется мест. Поэтому бывали случаи, когда родителям приходилось водить старших и младших детей в разные школы. Сейчас такие ситуации будут исключены. Во-вторых, увеличенный срок приема документов снимает тот нездоровый ажиотаж, которым сопровождался этот процесс до сих пор. Родители могут не спешить, и подать заявление в удобное время. В-третьих, расширен спектр вариантов обращений и учтены все нюансы. Те родители, у которых нет доступа к интернету, могут подать заявление лично. Мамам и папам со сложным графиком работы проще будет сделать все удаленно, не выходя из дома или офиса. В-четвертых, выигрывают сотрудники школ, которым не придётся работать круглосуточно - выделенный период времени достаточен, чтобы спокойно выполнить все предусмотренные процедуры".

Фото: iStock

Валентина Александровна Афонская, лицей №121 (Республика Татарстан):

"Родителям не стоит волноваться по поводу нового порядка приема в школы, поскольку теперь все правила понятны и очень четко прописаны. Сейчас постановления исполнительных комитетов уже размещены на официальных сайтах образовательных организаций, и родители смогут проверить, к какой школе прикреплен их дом. Хочу обратить внимание на такой аспект: если родители подают заявление с помощью интернета, то потом они должны будут предоставить в школу оригиналы документов. В случае, если папы и мамы дали недостоверные сведения, то школа вправе отказать заявителям. Разумеется, ребенку предоставят возможность учиться, но не факт, что в той школе, куда хотели отдать его родители. Поэтому призываю всех пап и мам внимательно отнестись к заполнению анкет".

Дмитрий Анатольевич Гладышев, директор МАОУ СШ №59 "Перспектива" (Липецк):

"Раньше мы начинали принимать заявления в школу с 1 февраля, по новым правилам - с 1 апреля до 30 июня. Я считаю эту дату более адекватной. С одной стороны, у школы достаточно времени, чтобы провести процедуру приёма в школу. С другой стороны, родители к этому сроку уже принципиально сделают свой выбор, и их планы уже станут более определенными. Все-таки с февраля многое может измениться - люди могут переехать в другое место, например".

Ирина Викторовна Ильичева, директор школы №1409 (Москва):

"У нас и раньше этот процесс был хорошо отлажен, поскольку в Москве создана единая образовательная среда: ребенок поступает в дошкольные группы образовательного комплекса и потом переводится в начальную школу по заявлению родителей. Но новый порядок зачисления в образовательные организации стал еще удобнее. Тот факт, что подать заявление можно разными способами, облегчает жизнь родителей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классное руководство (И.С. Парфенова, Н.Л. Селиванова)

Классное руководство

Работа классного руководителя с детьми

Распределение рабочих мест учащихся в классном кабинете

Остановимся на основных направлениях этой работы и рассмотрим каждое из них подробно.

Распределение рабочих мест учащихся в классном кабинете. Как грамотно рассадить ребят в классе? Этот вопрос требует серьезного внимания по той простой причине, что не всех людей мы допускаем в свое личное пространство, и как только в него вторгаются люди вопреки нашему желанию, мы, как правило, начинаем испытывать дискомфорт. Если вы решили рассадить ребят по своему усмотрению, это поможет вам решить некоторые дисциплинарные проблемы. Если предоставите детям здесь полную свободу - наживете себе некоторые трудности, но создадите благоприятные условия для комфортного общения. Выбирайте.

Можно предложить ребятам написать, с кем бы они хотели сидеть (одного человека своего пола и двух - противоположного). Затем классный руководитель рассаживает ребят, исходя из их пожеланий, но с условием: если ребята начнут получать замечания, то их придется рассадить уже на усмотрение классного руководителя.

Урегулировать отношения соседей по парте в младшем подростковом возрасте может помочь договор. Рассадив ребят по их желанию, можно предложить им общими усилиями составить договор, которому они должны будут следовать на протяжении всего учебного года. У каждой парты получится свой вариант договора. Пункты в них встречаются разные: не драться; не обзываться; делиться учебниками и школьными принадлежностями; помогать друг другу и т.д. И в случае, когда возникает конфликтная ситуация, можно предлагать ребятам обращаться к своему договору: либо воспользоваться им, либо подумать над его усовершенствованием.


Не каждый педагог знает, какое число наполняемость каждого класса не должна превышать. Разумеется, родителям это тоже неизвестно. Нормы наполняемости прописаны в СанПине, поэтому их нужно соблюдать. Поговорим о количестве детей в классах и о других важных нормативах для успешной учебы.

Что регулирует наполняемость

Ни одна норма не берется "с потолка". Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

  1. Федеральный закон нашей страны от декабря 2012 года "Об образовании в РФ".
  2. Постановление государственного главного санврача от декабря 2010 года "Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и условиям образовательного учреждения".
  3. Приказ от сентября 2013 года "Об утверждении образовательной деятельности по общеобразовательным программам и порядка организации".
  4. Постановление государственного главного санврача от июля 2015 года "Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, условий, воспитания в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями".

В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

наполняемость класса

Стандартные рамки

Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.

В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.

Несмотря на эти требования, в городских школах можно увидеть и больше тридцати учеников в одном классе. Почему так происходит? Многие родители и педагоги в курсе, что наполняемость каждого класса не должна превышать определенное количество. Если даже они не знают точных цифр, то предполагают, что тридцать человек - это довольно много. Такая картина наблюдается, так как Конституцией нашей страны каждому человеку гарантировано право на образование. То есть каждого ребенка, достигшего школьного возраста, должны обязательно прикрепить к школе и зачислить в нее. Если директор этого не сделает, то он нарушит конституционные права ребенка. Разумеется, Конституция не виновата, ведь в ней не написано, что не нужно строить новые школы.

От чего зависит количество учеников

Наполняемость класса зависит от соблюдения норм площади для одного учащегося, а также требований, касающихся расстановки мебели. Сюда же относятся обязательные нормы удаленности от окон. Требования к естественному и искусственному освещению также играют немаловажную роль в этом вопросе. Если все условия соблюдаются, то классы могут разделить по группам, которые формируются, в зависимости от предмета. Как видите, наполняемость класса — это не цифра, взятая из головы, а четко выверенное количество детей, соблюдая которое, обучение можно сделать максимально результативным.

предельная наполняемость класса

Требования к помещениям

Когда рассчитывают площадь учебного кабинета, то не берут во внимание метры, которые понадобятся для дополнительных мест хранения оборудования или учебных пособий, используемых на занятиях.

Предельная наполняемость класса зависит от площади помещения. Она рассчитывается так:

  1. На одного ученика выделяется не менее двух с половиной квадратных метров. Это касается тех кабинетов, где проходят занятия во фронтальной форме.
  2. На одного ученика выделяют три с половиной квадратных метра. Речь идет о помещениях, где проходят групповые или индивидуальные занятия.

Получается, что предельная наполняемость класса зависит только от того, сколько человек может вместить в себя помещение без ущерба для обучающего процесса. В данном случае нужно учитывать, что в старших классах обучение проходит в разных кабинетах. Если их площадь позволяет разместить больше детей, то наполняемость класса возрастет.

Ответственность

Вернемся к вопросу о том, что директор не может не взять ребенка в школу. Этим решением он нарушит конституционное право человека на бесплатное образование. По этому поводу даже предусмотрена ответственность, основанием для которой станет незаконное ограничение прав на получение образования.

Наказание предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. В нем прописано наказание за:

  1. Незаконное ограничение права на образование или его нарушение. Оно выражается тем, что нарушаются или ограничиваются конституционные права ребенка на получение бесплатного и доступного образования. Сюда же относится отказ директора принять ребенка в школу или исключение учащегося из учреждения. Проступок наказывается штрафом. Должностные лица должны будут заплатить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а юридические лица — от ста до двухсот тысяч.
  2. Незаконное ограничение или нарушение прав и свобод, связанных с образованием и установленных законом. Сюда относится нарушение установленного порядка реализации этих прав и свобод. За подобные деяния должностных лиц наказывают административным штрафом от десяти до тридцати тысяч рублей. Юридическим лицам придется выплачивать штраф от пятидесяти до ста тысяч.

предельная наполняемость классов составляет

Кроме того, тот же Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание и для тех, кто не соблюдает санитарные нормы. А именно:

  1. За несоблюдение норм человеку сначала будет вынесено предупреждение, а при повторном нарушении штраф. Для физических лиц — от ста до пятисот рублей. Для должностных лиц от пятисот рублей до тысячи. Для тех, кто осуществляет деятельность без пометки юридического лица — штраф до тысячи и приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юридическим лицам придется выплатить от десяти до двадцати тысяч рублей. В случае невыплаты им также грозит приостановление деятельности на тот же срок.

Ответственность за соблюдение норм лежит не только на главе образовательного учреждения, но и на всех работниках. То есть весь коллектив несет ответственность не только за наполняемость учащихся в классах, но и за соблюдение всех остальных норм.

Решение за директором

Как мы уже убедились, ответственность за несоблюдение конституционных прав гораздо больше, чем за нарушение санитарных норм. То есть решение о том, сколько человек будет составлять предельную наполняемость классов, зависит только от руководителя учреждения.

По закону директор должен принять каждого ребенка на обучение. Сейчас в нашей стране демографическая ситуация улучшается, поэтому с каждым годом в школу идет все больше детей. Если в этой ситуации директор будет руководствоваться нормативной наполняемостью класса, то не каждый ребенок попадет в школу.

максимальная наполняемость класса с ограниченными возможностями

Классы в сельских школах

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Нормы для особенных детей

Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

наполняемость класса с ограниченными возможностями

Так как учитель должен знать об особенностях каждого ученика, то наполняемость класса с ограниченными возможностями составляет всего двадцать человек. По этой причине санитарные правила разграничили комплектование класса согласно особенностям детей.

Выделяют следующие группы:

  1. Ученики с глухотой. Если в классе есть один глухой ребенок, то количество человек не может быть больше двадцати. Если глухих детей двое, то не больше пятнадцати.
  2. Учащиеся, которые имеют слабый слух или оглохли позже. В классе может быть не больше двух детей с такими особенностями. Если учится один такой ребенок, то общее количество учеников не должно быть больше двадцати пяти. Когда детей двое, то наполняемость учебного класса снижается до двадцати человек.
  3. Слепые ученики. В классе допускается обучение не больше двух слепых учеников. Наличие одного слепого ребенка снижает количество учащихся до двадцати, а двоих - до пятнадцати учащихся.
  4. Ребята со слабым зрением. В классе допускается не больше двух слабовидящих детей. Если имеется два слабовидящих ребенка, то максимальная наполняемость класса составляет двадцать человек. Когда учится один ребенок со слабым зрением, то количество детей в классе не должно превышать двадцать пять человек.
  5. Ученики с тяжелыми нарушениями речи. Таких ребят может быть не больше пяти в классе. Тогда максимальное количество человек не должно превышать цифру двадцать пять.
  6. Учащиеся с проблемами опорно-двигательного аппарата. Если такой ребенок учится в классе, то численность детей не должна превышать двадцать человек. Если детей двое, то наполняемость класса в школе будет только пятнадцать человек.
  7. Ученики с задержкой психического развития. Разрешено в одном классе обучаться четырем таким детям. Тогда учеников во всем классе не должно быть больше двадцати пяти.
  8. Дети с аутистическими расстройствами. Здесь есть несколько вариантов развития событий. В классе может быть максимум двое детей с такими особенностями. В этом случае количество человек в классе не может быть больше пятнадцати, если ребенок один, то норма наполняемости возрастает до двадцати учеников. Второй вариант предусматривает не более двенадцати детей на двоих особенных учеников. Есть и третий вариант, когда на одного особенного ребенка приходится девять одноклассников. В четвертом варианте общее количество детей сокращается до пяти, но в этом случае больше двоих детей с одинаковыми расстройствами быть не должно.
  9. Дети с умственной отсталостью. Для таких ребят не предусмотрено обучение в общих классах. Для них созданы специальные школы.

наполняемость учащихся в классах

Другие нормы

Не только нормы наполненности классов влияют на качество образования. В век технологий дети повально увлекаются компьютерами и гаджетами. Это привело к тому, что каждый второй ребенок теперь имеет проблемы со зрением или носит очки. Сейчас в классах стоят жидкокристаллические экраны, так что санитарные нормы, которые были рассчитаны на мониторы с электронно-лучевыми трубками, уже не актуальны. Потому нормы претерпели изменения. Сейчас ученик может находиться перед монитором:

  1. Не больше двадцати минут (первоклассники и второклассники).
  2. Не более двадцати пяти минут (для третьеклассников и четвероклассников).
  3. Время не должно превышать полчаса (для пятых-шестых классов).
  4. Для седьмых-одиннадцатых — тридцать пять минут.

Что касается интерактивной доски, то для младших классов непрерывная работа позволительна в течение пяти минут, а для средних и старших — десять минут. Общая продолжительность занятия с доской на уроке для первоклассников и второклассников не должна быть больше двадцати пяти минут. Для третьих и четвертых классов — не больше получаса, но при условии, что меняются виды деятельности.

Ранее нормы были не такие жесткие. Первоклассникам разрешалось непрерывно работать в течение десяти минут.

Врачи бьют тревогу, а потому требуют от школ, чтобы дети не пользовались на одном уроке несколькими электронными средствами обучения.

Также был добавлен третий урок физической культуры. В документах это объясняется тем, что детям необходимо удовлетворять свою потребность в движении. Нормы запрещают заменять физической культурой другой предмет.

Внешкольная деятельность теперь прописана в образовательных стандартах. Поэтому школы пытаются максимально занять детей. Чаще всего ничего хорошего из этого не получается - детей попросту перегружают. Сейчас установили максимальный объем такой нагрузки. Он не должен превышать десяти часов. Это время можно распределить как вне уроков, так и в праздничные, нерабочие дни или каникулы. Важно помнить, что внеклассная деятельность должна быть на добровольной основе, а не по принуждению.

нормативная наполняемость класса

Заключение

Подводя итог, отметим, что напрасно мы относимся к проблеме наполняемости так легко. Безусловно, многие вспоминают, как сами учились в очень больших классах. Учителя до сих пор друг другу рассказывают, что в журналах не хватало строчек. Разве это хорошо? Ведь не просто так были придуманы все эти нормы и правила.

Сейчас существует много факторов, которые негативно влияют на здоровье детей. Поэтому то, какая должна быть наполняемость классов, освещенность кабинетов и прочее, нужно четко представлять и всегда соблюдать. Родители не могут находиться со своим ребенком двадцать четыре часа, поэтому образовательное учреждение играет огромную роль в воспитании детей, обучении и здоровье.

Пусть лучше учеников будет меньше, чем обучение станет неэффективным. Большое количество народа в классе ведет к тому, что учитель физически не может охватить всю аудиторию. Потому половина учащихся плохо усваивает материал. Чтобы такого не случалось, нужно соблюдать санитарные нормы.

Особенным деткам нужно еще больше внимания и времени, чтобы усвоить материал. В большом классе сделать это очень трудно. Часто дети не ведут себя на уроке тихо. Из-за этого у ребенка, имеющего проблемы со слухом или зрением, усложняется процесс восприятия темы. Кроме того, каждому ребенку нужно адаптироваться, но лучше это делать в классе с небольшим количеством детей. По этой причине СанПин предусмотрел отдельные нормы для детишек с особенностями.

Школа — это то место, где человек проводит самые важные годы жизни. Именно детство и юность запоминаются на всю оставшуюся жизнь. От школы в большей степени зависит, какие это будут воспоминания. Школа — это второй дом, который должен быть максимально комфортным для детей.

Читайте также: