Рорти случайность ирония и солидарность краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "СЛУЧАЙНОСТЬ, ИРОНИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ" в других словарях:

СЛУЧАЙНОСТЬ, ИРОНИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ — ( Contingency, Irony and Solidarity . Cambridge, Mass., 1989) работа Рорти , представляющая собой попытку философского осмысления проблемы соотношения личного и общественного модусов человеческого бытия. Решение этой проблемы имеет давнюю… … Социология: Энциклопедия

СЛУЧАЙНОСТЬ, ИРОНИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ — ( Contingency, Irony and Solidarity . Cambridge, Mass., 1989) работа Рорти, представляющая собой попытку философского осмысления проблемы соотношения личного и общественного модусов человеческого бытия. Решение этой проблемы имеет давнюю историко … История Философии: Энциклопедия

РОРТИ — (Rorty) Ричард (р. в 1931) американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 профессор гуманитарных наук университета штата Виргиния (Шарлотгсвиль). Основные сочинения: ‘Философия и зеркало природы’ (1979), ‘Значение… … История Философии: Энциклопедия

РОРТИ (RORTY) Ричард — (р. 1931) американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 профессор гуманитарных наук университета штата Вирджиния (Шарлоттсвиль). Основные сочинения: Философия и зеркало природы (1979), Значение прагматизма (сборник очерков … Социология: Энциклопедия

РОРТИ Ричард (р. в 1931) — американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 профессор гуманитарных наук университета штата Виргиния (Шарлотгсвиль). Основные сочинения: Философия и зеркало природы (1979), Значение прагматизма (сборник очерков 1972 1980 … История Философии: Энциклопедия

РОРТИ — (Rorty) Ричард М. (р. 1931) амер. философ, развивающий постмодернистский вариант прагматизма. Учился в Чикагском и Йельском ун тах, преподавал в Йельском, Принстонском, Виргинском ун тах. С 1998 проф. сравнительной литературы в Станфордском ун те … Философская энциклопедия

POPTИ (RORTY) Ричард — (р. 1931) амер. философ. С 1982 проф. гуманитарных наук ун та Вирджинии. Философия Р. сочетает в себе идеи американского прагматизма и неопрагматизма с постницшеанской традицией европейской философии и историцизмом. Характеризуя свою концепцию… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ — философская теория литературы. Существует в трех основных вариантах: во первых, включение литературы как равноправного компонента в контекст философии того или иного мыслителя, во вторых, сопоставление философии и литературы как двух автономных… … Современный философский словарь

Рорти, Ричард — Ричард Рорти англ. Richard McKay Rorty Ричард Рорти (слева) и иранский писатель Акбар Ганжи Дата рождения: 4 октября 1931 … Википедия

Ричард Рорти (Richard Rorty; 1931–2007) — американский философ, ведущий представитель философии прагматизма. Настоящая работа впервые опубликована в 1989 году.

Предисловие переводчиков

И. В. Хестанова, Р. З. Хестанов.

Предисловие автора к русскому изданию

Лучше всего эта книга читалась бы как протест против доминирующих в современной философии кантианских предубеждений: как протест от имени юмианского натурализма, с одной стороны, и гегельянского историзма, с другой.

Однако, начиная с третьей главы от протеста против наследия кантовской первой Критики я обращаюсь к протесту против наследия его работ о нравственности. Эта часть книги предлагает понимание нравственного прогресса не как постепенного преодоления эгоизма с помощью разума, а как постепенное расширение нашей способности симпатизировать и доверять.

Отправляясь от утверждения, что знаком нравственного прогресса является понижение значимости (amount) жестокости, я доказываю, что главным инструментом такого понижения является воображение. Я рассматриваю воображение как способность ставить себя на место личностей непохожих и стремлюсь доказать, что скорее роман, чем проповедь и философский трактат, является тем литературным жанром, который лучше всего развивает эту способность. Я предлагаю интерпретации романов Набокова и Оруэлла, выражающие ужас перед жестокостью, который разделяют оба автора. Я указываю, что в ходе этой попытки заменить кантианское понятие долженствования как центрального понятия нравственности, на юмовскую концепцию симпатии, мы избавляемся от различения между познанием, нравственностью и эстетикой, которое провёл Кант.

С прагматической, анти-репрезентативистской точки зрения на природу убеждений, которую я разделяю с Дьюи, убеждения и желания (и интенциональные состояния вообще), являются характеристиками (habits) действия. Поэтому, нет никакого смысла проводить разграничение между убеждениями по поводу фактов и убеждениями по поводу ценностей, разграничения того рода, которые привыкли проводить репрезентативисты. Именно поэтому нет никакой надобности беспокоиться о том, где кончается научная попытка точной научной репрезентации мира и где начинается попытка изменения мира. Мы всегда пытаемся изменить мир, ибо все наши убеждения и желания составляют часть попытки придать такую форму окружающей среде, которая соответствовала нашим потребностям. Для прагматистов не может быть никакого напряжения между поиском истины и поиском счастья, ибо первый является просто разновидностью второго.

Я доказываю, что некоторые задачи, выдвинутые кантовским трояким различением, могут быть лучше представлены посредством двух других различений. Первое различение — между относительно не-противоречивым и относительно противоречивым, между областями исследования, в которых существует общий консенсус относительно того, чему должен соответствовать критерий убеждений, и областями, где такого консенсуса нет. Второе рассматриваемое на протяжении всей книги различение — между публичным и приватным, между сферами, где у нас есть обязательства договорится с другими людьми о том, какие убеждения и желания лучше всего иметь, и сферами, где мы свободны угождать только себе и никому другому.

Это означает, что может быть нет необходимости выбирать между набором убеждений, позволяющих нам предсказывать и контролировать поведение нашей окружающей среды, и набором убеждений, позволяющих нам сохранять мужество и придающих смысл нашим усилиям. В частности, может быть нет никакой надобности выбирать между верой в Бога и верой в Дарвина, даже если и есть потребность очистить нашу веру в Бога, связав её с особой космологией. Или, может быть нет никакой надобности выбирать между верой в Бога и утилитаристской этикой, хотя и есть потребность отвергнуть те элементы в традиционных религиях, которые предполагают, например, что бог предпочитает одну форму сексуального поведения другой и что его предпочтения должны насаждаться, даже за счёт человеческого счастья.

Этот прогресс достигает высшей точки не в философии, как думал Гегель, а в искусстве. Мне представляется, что Гегель и Кант воспринимали философию во многом слишком серьёзно. Философия не является ни систематизирующей науки дисциплиной, ни средством духовных преобразований: она — лишь один из способов сглаживания напряжений между сферами культуры, показывающий, что эти напряжения менее значительные, чем предполагалось.

Предисловие автора

Эта книга основана на двух сериях лекций: на трёх Northcliffe Lectures, прочитанных в University College в Лондоне в феврале 1986 года, и четырёх Clark Lectures в Trinity College в Кембридже в феврале 1987 года. Слегка поправленные версии Northcliffe Lectures были опубликованы в London Review of Books весной 1986 года. Они были затем снова переработаны, чтобы войти в эту книгу в виде её трёх первых глав. Сокращённая версия седьмой главы о Набокове была представлена как Belitt Lecture в Bennington College и опубликована этим колледжем как Bennington Chapbook on Literature. Другие главы ранее не публиковались.

Местами эта книга скользит по довольно тонкому льду, особенно в тех отрывках, где я предлагаю спорные интерпретации авторов, которых я касаюсь лишь кратко. Особенно это справедливо относительно моей трактовки Пруста и Гегеля — авторов, о которых я надеюсь однажды написать более подробно. Но в других местах этой книги лёд немного потолще. В примечаниях к этим частям я цитирую свои прежние работы о различных персонажах (например, о Дэвидсоне, Деннетте, Роулзе, Фрейде, Хайдеггере, Деррида, Фуко, Хабермасе), работы, которые, я надеюсь, подкрепят некоторые спорные положения, высказанные мною в этой книге. Большинство из процитированных отрывков будет перепечатано в двухтомном сборнике моих статей (предварительно озаглавленном Objectivity, Truth, and Relativism и Essays on Heidegger and Others), который готовится к публикации в Cambridge University Press.

Я очень признателен Карлу Миллеру, Lord Northcliffe Professor of English Literature в University College и главному редактору London Review of Books за его приглашение прочитать лекции в University College, а также за его поддержку и консультацию. В равной мере я признателен директору и членам совета Trinity College, за их приглашение прочитать Clark Lectures и за их щедрое гостеприимство во время моего посещения Кембриджа. Я очень признателен трём учреждениями, которые предоставили мне возможность подготовить эти лекции: John D. and Catherine T. MacArthur foundation, Center of Advanced Study of the University of Virginia и Wissenschaftskolleg zur Berlin.

Стипендия MacArthur Fellowship, которой я располагал с 1981 по 1986 год, позволила расширить круг моего чтения и письма. Директор Center for Advanced Study Декстер Уайтхед позволил мне организовать преподавание таким образом, чтобы максимально использовать возможности, которые предоставляет MacArthur Fellowship. Терпеливые и всегда готовые помочь сотрудники Wissenschaftskolleg — без сомнения, самая стимулирующая среда для учёных, которая когда-либо была создана, — сделали моё пребывание там в годах и продуктивным, и приятным.

Как только я переработал и дополнил эти две серии лекций, постепенно придавая форму настоящей книге, я получил критические и полезные комментарии от друзей, любезно пожертвовавших своим временем, чтобы прочитать все растущую груду рукописей или их часть.

Джеффри Стоут, Дэвид Бромвич и Бэрри Аллен спасли меня от многих грубых ошибок и сделали множество полезных предложений. Константин Коленда предложил мне радикально другой порядок тем. Чарльз Гвиньон, Дэвид Хайлей и Майкл Левинсон сделали ряд полезных советов непосредственно перед сдачей рукописи в издательство. Я благодарю их всех. Я благодарен также Юсебиа Истее, Лайеллу Ашеру и Мередит Гармон за секретарскую и редакторскую помощь, а также Нэнси Ландау за внимательный просмотр рукописи. Джереми Майнотт и Тереза Мур из Cambridge University Press всегда помогали и приободряли меня.

Ричард Рорти – философ-постмодернист, чьи работы относятся к неопрагматическому течению.

У истоков взглядов Рорти наряду с основными вдохновителями постмодернизма, Хайдеггером, Фуко, Гадамером, стоит представитель спекулятивной философии Уайтхед.

Культура и наука

Процесс постижения научного знания построен на согласовании выводов. Научные законы определяются путем дискуссий, значит естественнонаучное познание базируется на одной методологии с гуманитарным.

Заметка Наука не отличается от духовных практик, имеющих место в культуре.

Рорти выступает с критикой мифологем, стоящих у истоков любого знания. Наука не является мерилом истины, а человек не предстает единственным проводником истинного знания.

Релятивизм

Рорти исключает из картины мира любые оппозиции. Все существующее представляет собой отдельные единицы, которые не противопоставлены друг другу. Но все аспекты деятельности человека связаны одним явлением.

В одноименном философском проекте Рорти выделяет три категории, описывающие отношения между человеком и культурой:

Общие воззрения

Рорти развивает особую идею о роли и природе человека: отрицает духовное начало и превозносит значение творчества в человеческой жизни.

Философию Рорти считает маргинальной областью, на ее место приходит литература. Такие воззрения связаны с прагматическими взглядами философа.

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

Решение.

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

Рорти Р. - Случайность, ирония и солидарность

Рорти Ричард
Случайность, ирония и солидарность

Перевод с англ. И. Хестановой, Р. Хестанова
М.: Русское феноменологическое общество, 1996. — 282 с.
ISBN 5-7333-0494-4
PDF 8 mb / DjVu 5 mb
Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление
Язык: русский

Содержание

От переводчиков 6
Предисловие к русскому переводу 7
Предисловие 15

Часть I: Случайность
1. Случайность языка 22
2. Случайность самости 45
3. Случайность либерального сообщества 71

Часть II: Иронизм и теория
4. Приватная ирония и либеральная надежда 103
5. Самосозидание и причастность: Пруст, Ницше и Хайдеггер 130
6. От иронической теории к приватным аллюзиям: Деррида 1б0

Часть III: Жестокость и солидарность
7. Касбимский парикмахер: Набоков о жестокости 180
8. Последний интеллектуал в Европе-. Оруэлл о жестокости 214
9. Солидарность 238

Читайте также: