Предмет мхк в школе обязателен или нет

Обновлено: 06.07.2024

Всего две недели как начался учебный год, а проблемы, возникшие в сфере образования в прошлом году, проявились с новой силой. В частности, согласно образовательным стандартам второго поколения Мировая художественная культура (МХК) – предмет, призванный не только знакомить школьников с культурой и искусством, а направле

В сентябре начала работать комиссия по разработке стандартов образования для старшей школы. В эту комиссию входят не только и не столько деятели образования, сколько представители из разных слоев общества: есть и известные предприниматели, и известные журналисты (в частности, Алексей Венедиктов, Андрей Лошак и другие), известные ученые. Вопрос стандарта, особенно старшей школы, когда речь идет о выпуске из школы, – это вопрос еще и к обществу: какого выпускника общество хочет видеть? Чему его должны научить и как его должны воспитать?

Культура или искусство

Для особо одаренных?

Практически все опрошенные нами эксперты едины в своей позиции: искусство непременно должно быть представлено одной из основных областей, которая, по образцу других, может содержать возможность выбора – например, МХК, занятия одним или несколькими видами искусства, может быть – искусствоведение. Вопросы аттестации по этим предметам надо отдельно обсуждать, но статус первой необходимости за такой областью должен быть сохранен.

Одним из новшеств является введение профильного образования. Теперь школьники смогут выбрать, по какому из профилей им обучаться: естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому или универсальному.

В рамках каждого из профилей изучается 9-10 дисциплин. При этом шесть предметов являются обязательными: "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности". Остальные 3-4 предмета ученики могут выбрать. При этом в рамках каждого профиля необходимо изучить хотя бы по одной дисциплине из каждой обязательной предметной области (их перечень установлен ФГОС).

Также вводится двухуровневая система изучения предметов, то есть практически все предметы можно изучить либо базово, либо углубленно. При этом 3-4 профильные дисциплины осваиваются углубленно (однако это не касается универсального профиля). В то же время ученик может выбрать и другие дополнительные предметы. Например, такие как "Астрономия", "Психология", "Дизайн" и другие (в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения).

Установлено максимальное число учебных занятий - не более 37 часов в неделю.

Еще одним новшеством является индивидуальный проект, который каждый школьник должен выполнить под руководством своего наставника (тьютора). Срок его исполнения - 1-2 года. Проект готовится по одному или нескольким предметам в познавательной, практической, художественно-творческой или иной области деятельности. В результате должны получиться завершенное исследование или разработанный проект (инженерный, конструкторский, инновационный, социальный и другие).

Кроме того, все одиннадцатиклассники кроме математики, русского языка и литературы должны будут сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

На основе ФГОС школы/лицеи/гимназии совместно ос органами местного самоуправления должны будут разработать свои основные общеобразовательные программы. Они должны состоять из двух частей - обязательной и "произвольной" (соотношение - 2 к 1) и трех разделов - целевого, содержательного и организационного.

Добровольно ФГОС можно применять уже с 1 сентября 2013 года. Повсеместно стандарт будет введен с 1 сентября 2020 года.

Субботним утром я сонно переписываюсь с одиннадцатиклассником Петей: он пытается выяснить, как постмодернизм пришел на смену модернизму и при чем здесь Гитлер. Я прикидываю, где скачаю пару книг для Пети, когда проснусь окончательно.

Пока варю кофе, десятиклассник Арсений рассказывает мне, как они со своей инициативной группой одноклассников сходили на Кабакова и почему это было поразительно, потрясающе, что это была лучшая выставка в его жизни, и про то, что это было даже круче, чем их любимый авангард.

Мы обмениваемся мемчиками категории Б (про художников) с хулиганистым Сережей, и я аккуратно спрашиваю у Оли, как поживает ее проект: восемнадцатилетняя Оля ведет жизнь дикую, опасную, пишет стихи и делает инди-игрушку всей своей жизни.

Даже в соцсетях и с анонимных аккаунтов дети осторожно называют меня Еленой Сергеевной. Я их бывший учитель МХК. Самого бесполезного предмета в школьной программе. Я очень по ним скучаю. Может быть, это даже немного взаимно.

Предмет не для всех

Та же ситуация — по всей России.

Может, так и надо?

Невозможно определить, что такое искусство. Это зыбкое и текучее понятие, которое постоянно дополняет само себя — не ухватить его за хвост и не положить в коробочку. А как и, главное, зачем школьникам изучать науку, в которой нет четких определений?

Искусство всегда было и остается лакмусовой бумажкой перемен, характерных для каждой эпохи. Все изменения в жизни и мировоззрении людей, развитие науки и политической мысли прежде всего отражаются в искусстве. История искусства — это не о том, как запомнить как можно больше картинок и тарабанить их, как робот, под щелчки проектора, а о том, чем дышали эпохи, о чем думали и мечтали люди, чего вожделели и в чем ошибались. Сухие даты и отрывки справочной информации, как глиняные заготовки, оживают от дыхания искусства и становятся ярче, яснее.

Языки искусства универсальны: архитектуру, музыку и живопись можно научить понимать любого. Но надо учить. И когда подросток начинает понимать архитектуру и музыку, свою культуру и культуру соседа, а заодно и то, как тесно они всегда были и будут переплетены, как взаимно обогащались целые тысячи лет, сталкиваясь в мир и в в войну, как любое явление растет из того, что было до него — он начинает понимать и уважать и себя, и того самого Другого. Не потому, что ему строго сказали это делать, а искренне.

МХК — это предмет не столько про воспитание чувств, сколько о понимании тех, кто был до тебя, и тех, кто вокруг тебя. Но и о воспитании чувств, конечно, тоже.

Все в одном

МХК — чудной коктейль из истории искусств и культурологии, философии, социологии, лингвистики, но и это не все. В какие только области знания не заносит во время разговора об искусстве — от географии и теологии до нейролингвистики!

Говоря о живописи, нельзя забыть о театре, а музыка не обойдется без литературы и архитектуры. На весь этот фейерверк учителю и детям дается 45 минут в неделю. Несерьезного предмета. Несерьезный он потому, что по нему не сдают экзамен (и слава Богу). Во внутренней школьной иерархии царица наук — математика. А МХК по важности болтается где-то между физкультурой и ИЗО.

Нравственность и духовность против Минобра

Мир изменился за последние пару десятков лет — и собирается измениться еще сильнее. Мы начали жить в мире визуальных коммуникаций, слово постепенно уходит на второй план, мы все больше общаемся картинками и образами. Я не знаю, какой еще предмет школьной программы может научить переводить образы в слова и чувства и обратно, как не история искусств.

Искусство — это, в первую очередь, инструмент познания мира. Оно всегда им было и останется, так почему этот бесценный инструмент решили вручать только избранным?

И мне, однажды случайно попавшей в среднюю общеобразовательную школу на целых четыре года, очень жаль, что искусство — не для тех, кто там остался.


ОТ ЧУВСТВ – К ЧУВСТВАМ

Школа, которой к 2010 г. предстоит освоить новые формы жизни, оказалась в сложной ситуации. После выступления министра образования и науки, где прозвучало предложение оставить на бюджетном финансировании только часть предметов, иллюзий строить не приходится.

А ЧТО В СТАНДАРТЕ?

На мысли Б.М. Неменского тему можно бы и закончить, но помимо вопросов стратегического планирования и собственно существования предмета есть ряд частных проблем. Среди них вопросы Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по МХК. Стандарт разработан в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. Этот документ ориентирует на усвоение знаний из области художественной культуры первобытного и Древнего мира, Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также культурных традиций родного края1. При этом, как указано в Стандарте, преподавание МХК в рамках полного общего образования предполагает реализацию следующих целей:

– развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
– воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
– освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
– овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
– использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды2.

Но давайте поразмышляем, нашла ли вообще важнейшая цель эстетического образования отражение в Стандарте? И существует ли эта доминантная цель художественного образования, имеет ли на сегодня право на существование?

УСТАРЕЛА ЛИ КЛАССИКА

РОЛЬ И МЕСТО

Как видно из отечественных программных документов, у нас продолжают мыслить в рамках национальной культурно-исторической традиции и говорить о ценностно-нравственных доминантах искусства. Значит, все-таки нужны они нам, эти воспитательные задачи? Значит, есть надежда, что, вкладывая сегодня лишний рубль в образование, мы не будем завтра в тройном размере оплачивать работу пенитенциарной системы, а пресловутый скинхед из уважения к А.С. Пушкину как славному продолжателю африканского рода Ганнибалов передумает колотить темнокожего студента. Из уважения, а не из страха правового возмездия.

Вот, пожалуй, развивающие задачи искусства можно сосредоточить на формировании креативности. Обучающие – будут представлены освоением теоретико-искусствоведческих ЗУНов. (Последнее, в связи с профилизацией школы, очевидно, за собственный счет и по выбору учащихся.)

Есть еще одно перспективное для сегодняшней педагогики искусства направление (на Западе уже давно зарекомендовавшее себя в работе с девиантными, аутичными и еще более сложными учениками) – можно осваивать приемы арт-терапии. А можно и приемы сказкотерапии, которая предлагает собственные подходы к обучению и развивается в рамках работы соответствующих институтов Москвы и ряда крупных городов…

Ответ же на главный вопрос: о роли и месте воспитательных задач искусства – призваны прояснить нормативные документы, которые, похоже, не до конца осмысливаются самими составителями и на сегодня лишь отражают неразбериху, царящую в образовании.

ДВУСМЫСЛЕННАЯ КАЗУИСТИКА

Что поделать, когда нет в России сформированного вековой культурой правового и гражданского самосознания? Ведь чем-то же эта недостача исторически компенсировалась. Сформировали бы правосознание, тогда можно было бы и снимать воспитательные задачи искусства без страха за будущее Отечества. Если же и ответственные за составление стандартов демонстрируют явное недопонимание ситуации, противореча логике, культурной традиции и даже концептуальным стратегическим документам, – на нижней ступени образовательной пирамиды в регионах мы имеем то, что имеем.

Весь региональный компонент в старших классах и почти весь в средних отдан сегодня ОБЖ (часы по этому предмету в Воронежской области в несколько раз превышают норму федеральных рекомендаций!). Нет в региональном плане и строк, рекомендующих включать МХК в план образовательных учреждений за счет школьного компонента. Двусмысленность же состоит в том, что в составе примерных планов филологического, социально-гуманитарного, эстетического профиля, а также в плане универсального обучения, приводимых в качестве приложения к региональному плану, МХК в номенклатуре предметов представлена.

ФУТБОЛ ВМЕСТО МХК

Пока же решаются проблемы педагогической стратегии и тактики, Воронеж завоевывает славу потасовками на расово-национальной почве. 2 мая в одной из передач Центрального радио столицу Черноземья уже назвали столицей фашиствующих скинхедов, иронизируя над предложением ректора Воронежского государственного инженерно-строительного университета И.С. Суровцева провести футбольный матч между командами скинхедов и учащимися академии с небелым цветом кожи! Футбол, конечно, хорошая игра, но, может, все-таки начать со школы, с той самой мировой художественной культуры, которая не вошла сегодня в номенклатуру обязательных предметов?

Читайте также: