Диагностика читательской грамотности в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Используйте задания, которые разработали специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой. Материалы помогут вам оценить сформированность читательской грамотности у обучающихся 4-х классов. Разработчики заданий ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Оценки за диагностическую работу не выставляют, делают качественную, уровневую оценку.

Уровни читательской грамотности четвероклассников

Диагностика читательской грамотности проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Оценивайте уровень читательской грамотности по материалам таблицы.

Уровни читательской грамотности четвероклассников

Уровень:

Ученик умеет:

Ученику трудно:

· Находить в тексте конкретные сведения, которые представлены в явном и в неявном виде;

· понимать назначение графической информации (рисунка, схемы, карты) как структурной части текста, соотносить графическую информацию с фактами из текста;

· устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать сложные выводы и обосновывать их;

· самостоятельно объяснять приведенные в тексте факты;

· связывать полученную из текста информацию с личным опытом и использовать как в учебных целях, так и для решения реальных жизненных задач

· Извлекать из текста явную и неявную информацию, которую можно получить путем прямых умозаключений;

· понимать назначение рисунка как части текста, которая передает тот или иной смысл;

· делать несложные выводы, в том числе определять цель описанного в тексте эксперимента, если он соотносится с личным опытом, и прогнозировать его результаты

· Делать выбор между несколькими единицами похожей информации;

· прослеживать авторскую логику;

· вычитывать из текста информацию, которая расходится с его опытом, выстраивать логическую связь, которая предполагает взгляд на предмет с новой точки зрения;

· использовать информацию из текста для решения практических задач;

· добывать дополнительную информацию из иллюстрации, если она не дублируется текстом

· Находить и извлекать из текста информацию, которая сформулирована в тексте явно;

· делать несложные выводы

Помимо трудностей, которые характерны для учеников с базовым уровнем, для учеников этой группы трудно целостно воспринимать текст:

· они удерживают факты, которые вызывают наибольший интерес, удивление и остаются в памяти после первого прочтения;

· искать сходства, различия по какому-либо признаку;

· отвечать на вопрос по тексту;

· строить письменное высказывание

Недостаточный для обучения

· Вычитывать из текста некоторую информацию, которая сообщается в явном виде;

· соотносить явную информацию из текста с иллюстрацией

· Вычитывать основную часть информации, которая содержится в тексте;

· понимать вопрос к тексту;

· давать согласованный с вопросом ответ


В приложении задания, которые вызвали трудности у четвероклассников. К каждому заданию даны комментарии: сколько обучающихся (в процентах) не выполнили его, каковы основные причины затруднений, о каких дефицитах в образовательной деятельности они говорят.

Чему учить детей, чтобы повысить читательскую грамотность

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

· различать свой личный опыт и реальность текста;

· отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

· перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

· работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

· собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

· использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

· выражать свои мысли письменно.


Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.

Начальная школа

Начальная школа

Начальная школа запись закреплена
Я - Учитель начальной школы

Развиваем читательскую грамотность.
Диагностика + буклет для родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную статью можно использовать на МО районных или школьных.

Как диагностировать читательскую грамотность младших школьников

Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентно-способной личностью. На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации.

Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на сегодняшний день наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально - но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

Кризис читательской грамотности возник не мгновенно. Он развивался постепенно, и первая его ступень - это кризис детского чтения

Сказать, что современные дети не читают, нельзя. Они читают, но что? Очень сильно изменился репертуар книг для детского чтения. Современный ребенок больше склонен к чтению книг такого направления как: фантастика, юмор, ужастик, детективы, комиксы и многие другие направления, но он практически не читает поэзию и классику.

В чем же тогда причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентно-способная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

Их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба). Под наиболее главными причинами я бы хотела отметить:

Не заинтересованные родители в воспитании (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а от сюда нет примера и нет результата)

Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)

Не читающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Чтобы чтение стало потребностью у ребёнка его надо мотивировать на это, сам он вряд ли готов к данной проблеме, хотя у него есть природный интерес, и он от природы уже мотивирован на постижение нового. И здесь главное не дать интересу пропасть, а наоборот сделать всё возможное, чтобы чтение у ребенка стало потребностью. И задача педагога не только поддерживать интерес к чтению, но и помочь ребенку овладеть умением грамотного чтения и осмысления текстов. При этом понимание текста должно быть адекватным. Так как объём информации сейчас огромен и поэтому ребёнка необходимо научить перерабатывать полученную информацию и осмысливать её. Для этого необходимо применять самые современные технологии, направленные на саморазвитие школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что:

Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно осуществлять деятельность учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме;

Какие задания помогут диагностировать читательскую грамотность

Специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой разработали материалы для оценки сформированности у обучающихся 4-х классов читательской грамотности. Они ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Оценки за диагностическую работу не выставляют, делают качественную, уровневую оценку (таблица).

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

различать свой личный опыт и реальность текста;

отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;

перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

выражать свои мысли письменно.

Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.

В разделе представлена критериальная система оценивания читательской компетент­ности, а предложенный уровневый подход к проверке и оцениванию достижений учащих­ся способствует снижению детской тревожно­сти.



Разное количество заданий к текстам по­зволяет подготовить детей к тому, чтобы они ориентировались не на знакомый формат, а работали в зависимости от предложенных условий.

Время, отводимое на выполнение работы, не регламентировано. Каждый ученик может затратить на выполнение заданий столько времени, сколько необходимо лично ему.

Читайте также: