Реставрация и приспособление объекта культурного наследия регионального значения здание школы xix в

Обновлено: 02.07.2024

ХОЧУ ВЫИГРАТЬ ЭТОТ ТЕНДЕР
Регион: Владимирская область (другие тендеры и закупки Владимирской области)
Номер конкурса: 47342067
Дата публикации: 13-06-2020
Раздел закупок: Системная интеграция, оргтехника (другие тендеры и закупки Владимирской области по разделу Системная интеграция, оргтехника >>)
Цена контракта: 4 990 000 рублей
Электронный аукцион
Электронная площадка: Группа электронных площадок ОТС-тендер

Оглавление тендера:

Полная информация

Закупаемая продукция (позиции лота)

Заказчик

Детали закупки

Электронная площадка: ЕЭТП
Тип процедуры: Аукцион руб.
Обеспечение заявки: 49900 руб.
Обеспечение договора: руб.
При выборе победителя учитывается: Цена с НДС
Ограничения:
Дата и время рассмотрения заявок:
Дата и время подведения итогов: 22.06.2020 21:00

Источник тендера

Еще тендеры за эти даты

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика, Google Analytics и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Присоединитесь к более чем 500 000 пользователей. Это бесплатно.
Вы хотите зарегистрироваться на площадке как

Данный тип регистрации позволяет принимать участие исключительно в процедурах по родовому захоронению и реализации машино-мест без использования электронной подписи.

Для осуществления первого входа в новую версию секции необходимо перенести действующую учетную запись в ЕЛК, следуя инструкции (это займет не более 5 минут).

Перенести учетную запись в ЕЛК

Войти через ЕЛК

Если Вы уже перенесли свою учетную запись или хотите аккредитоваться в секции впервые. Подать заявку на аккредитацию и отслеживать ее статус можно в Едином личном кабинете.

Если Вы являетесь организатором или участником процедур, опубликованных до 28 октября 2019 г. (или хотите управлять лицевым счетом, открытым в старой версии секции).


Содержание настоящего учебного пособия соответствует курсу лекций по дисциплине «Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия. В конце учебного пособия представлены иллюстрированные приложения, дополняющие темы. Предназначено для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 07.04.04 Градостроительство, а также в помощь преподавателям.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Сущность реставрации и реконструкции объектов культурного наследия

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Сущность реставрации и реконструкции объектов культурного наследия

Цель — кратко ознакомиться с историей реставрации в России. Изучить основные термины и определения, касающиеся сохранения, восстановления и продления функционирования объектов культурного наследия, рассмотреть определение реставрации и реконструкции, проследить систему критериев оценки градостроительных объектов и основные подходы к реконструкции памятников.

1.1. Краткая история реставрации в России

История реставрации в России началась с мая 1918 года — год создания Всероссийской реставрационной комиссии. Затем комиссия переименована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Первая российская научная методика реставрации была выработана в ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря.

В послевоенные годы созданы республиканские, областные и городские мастерские по реставрации историко-архитектурных памятников. В 1958 г. основана Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР).

В 1960–1980-х гг. осуществлён переход от простых восстановительных работ к комплексным исследованиям методами гуманитарных и естественных наук в сочетании со сложными консервационно-реставрационными работами.

В начале 2000-х гг. стал возвращаться интерес к реставрации памятников и активное развитие получили научные методы реставрации. Культурному наследию уделяют серьезное внимание при разработке градостроительной документации [1].

Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов-реставраторов (E. C. C.O. — E. K. O. K. European Confederation of Conservator-Restorers Organizations) сформулировала этический кодекс консерваторов-профессионалов. Главная идея кодекса — сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений [1].

Прогрессивная реставрационная наука основывается на двух основных принципах:

1) восстановление разрушенных объектов культурного наследия;

2) сохранение объектов культурного наследия.

Основой проекта реставрации является первозданный вид объекта, в отличие от проекта нового строительства. Сложность состоит в том, чтобы найти документальные исторические свидетельства, описывающие и изображающие все этапы изменения объекта реставрации. Ведутся поиски исходных документов в архивах страны. Важно воссоздать исходный вид памятника архитектуры. На базе полученных данных об облике объекта реставратор приступает к разработке проекта практических действий, на основе которого в дальнейшем будет проводиться реставрационный процесс.

За последний век реставрация трансформировалась в научную дисциплину и началась подготовка специалистов высшей квалификации. Реставрацию следует воспринимать как комплексную науку, сочетающую компетенции нескольких профессий. Реставраторы могут подготовить и осуществить научно-исследовательские работы по памятнику, составить проект и разработать методику реставрации, подготовить научно-проектную документацию и осуществить реставрационные работы согласно действующему законодательству.

1.2. Виды реставрационных работ. Термины и определения

Перед выполнением реставрационных работ на объекте культурного наследия принято осуществлять археологические, инженерно-биологические, научно-технические и архитектурные исследования для сбора полного комплекта информации об объекте. После этого разрабатывается индивидуальная проектная документация.

Все работы, проводимые на поврежденных объектах культурного наследия, называют общим термином — реставрация, которая охватывает три различных комплекса работ: консервацию, реставрацию и реконструкцию.

В практике, перечисленные выше виды восстановительных работ, применяют в комплексе, как различные этапы единого процесса или как самостоятельный вид восстановления [3].

Реставрация. Ведущей задачей реставрации памятников зодчества является усиление оснований и фундаментов: перекладка и докладка полуразрушенных фундаментов, усиление кладки, устройство свайных фундаментов, усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями.

Реставрация считается сложным, комплексным видом проводящихся на памятниках работ, цель которой — продление жизни памятника. Реставрация может состоять из ремонта и консервации, и включать изменение современного вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств и продление функциональной жизни объекта.

Технология и материалы, применяемые в реставрации, должны отличаться от авторских.

Для фрагментарной реставрации часто характерны:

— отсутствие стилистического единства,

— признание ценности поздних наслоений на объекте,

— восстановление только тех элементов, форма которых достоверно документирована.

Фрагментарная реставрация принципиально противопоставлена целостной реставрации.

Реставрация (в том числе и фрагментарная) состоит из двух этапов:

1) раскрытие памятника в результате удаления поздних искажающих деталей и фрагментов;

2) восстановление утраченных деталей памятника.

Раскрытие памятника производят только в случае, если удаляемые фрагменты не представляют ценности ни с архитектурно-художественной, ни с исторической стороны или представляют меньший интерес, чем ценность раскрываемого подлинника. Удалять наслоения разрешено только после открытого коллегиального решения с участием профессионалов. В случае наличия стадии раскрытия, объектом реставрационного исследования всегда должен быть весь объект, а не только его отдельные элементы, признаваемые заведомо ценными.

Раскрытие запрещено, в случае если оно нарушает конструктивную жёсткость здания или влияет на ухудшение условий его сохранения.

Необходимо предусмотреть меры по сохранности раскрываемых элементов или поверхностей стен. Быстрое освобождение деревянных обшивок срубов на памятниках русского деревянного зодчества часто влечёт резкое ускорение процесса разрушения древесины.

В простейших случаях реставрация может состоять только из раскрытия. Например, после фрагментарного удаления штукатурки на фасадах Софийского собора в г. Киев, Спасо-Преображенского собора в г. Чернигове и других памятников архитектуры Киевской Руси (рис. 1), выявлена первоначальная фактура древней кладки. Раскрытие в данных случаях позволила наглядно показать действительную древность сооружений. Такие раскрытия активно воздействуют на восприятие как отдельных сооружений, так и общей городской среды.

Раскрытые в виде небольших зондажей остатков готической кладки на зданиях г. Львова или г. Каунаса способствовали созданию особой эмоциональной атмосферы историчности городского ансамбля (рис. 2, 3).

Интересный художественный эффект дает раскрытие естественной фактуры стен всего сооружения при условии обеспечения соответствующих мер их сохранности. Примерами служат удаленная штукатурка со стен церкви Петра и Павла в Кожевниках в г. Новгороде, а также освобожденные от обшивок памятники русского народного деревянного зодчества.


Рис. 1. Реставрационное раскрытие поверхности стен Софийского собора в Киеве


Рис. 2. Раскрытие остатков готического проема на фасаде ратуши в Каунасе

Обычно реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Подлинник, который подвергается раскрытию, практически никогда не бывает полностью сохранившимся. Обычно он имеет различного рода утраты. Часто выполняют частичное дополнение подлинника, восстанавливают утраченные элементы, наглядно показывают остатки первозданных элементов. Также выявляют места примыкания утраченных стен или сводов расчисткой, реже добавочной выкладкой соответствующих штраб. Восстановительные мероприятия назначаются для каждого случая индивидуально, в зависимости от сочетания факторов, влияющих на памятник [5].

Реконструкция является основной формой градостроительного развития территории. Она дает возможность рационально контролировать преобразование пространственной среды, препятствует необратимым и хаотичным процессам в городской системе.

Реконструкция охватывает обширный диапазон возможных картин развития города — от сохранения сложившейся структуры до почти полной ее замены или уничтожения. Противоположное реконструкции развитие города — новое строительство. Оно редко осуществляется в чистом виде, и чрезвычайно редко не рассматривается отдельно от процесса реконструкции.


Рис. 3. Двор церкви Санта-Мария-Магдалена во Флоренции до реставрации

Градостроительная реконструкция — изменение ранее сформировавшейся планировочной системы населённого пункта или составляющих ее элементов, вызванное необходимостью улучшения и развития данной системы в количественном и качественном отношении. Часто градостроительная реконструкция подразумевает сохранение большей части исторических элементов при существенном изменении целого [4].

Научно-музейная реконструкция запрещает имитацию подлинника и решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи. Главная ее задача — максимально выявить оригинальные сохранившиеся части объекта и обеспечить явное отличие от всех современных деталей и фрагментов. Это достигается с помощью введения строительных и отделочных материалов, подчёркивающих свойства и фактуру исторических материалов, применение упрощённой архитектурно-художественной выразительности архитектурных деталей и т. д. [6].

Производственная реконструкция — воссоздание сильно деформированного или полностью разрушенного памятника с внедрением строительных материалов и технологий, идентичным оригинальным, которые применялись при изготовлении объекта истории и архитектуры. Это могут быть серийные однотипные элементы и предметы интерьера и архитектурно-декоративного убранства: лепнина, маскароны, кариатиды, вазы, мраморные и изразцовые камины, панно, фонтаны и т. п. Этот вид реконструкции предполагает обычно восстановление относительно крупных по объему и художественной значимости элементов объекта либо произведения в целом.

Результатом производственной реконструкции является полная подмена утраченного или значительно руинированного здания или сооружения за счет максимального использования идентичных скульптурных материалов, довольно часто игнорируя сохранившиеся подлинные фрагменты. Это можно назвать копированием с попыткой воспроизведения утраченной древней строительной техники, забытого ремесла, секретов технологии и т. д.

Консервация. Главная цель консервации — прекращение или приостановление разрушительных факторов, оказывающих влияние на памятник, а также выявление и стабилизация материальных остатков объекта в том виде, в каком он дошел до наших дней, в его исторической подлинности; придание ему долговременной сохранности.

В процессе консервации выполняются преимущественно химико-технологические виды работ: очистка, обессоливание, дезинфекция, укрепление, гидрофобизация [6].

Необходимость в проведении консервации возникает только, когда памятник находится в неудовлетворительном состоянии.

Выделяют два вида консервации. К первому типу относятся мероприятия по временной защите памятников, которым в ближайшее время угрожает разрушение: установка временных подпорных конструкций, устройство защитных навесов и т. п. Такая консервация часто применялась в послевоенные годы, на поврежденных памятниках в период Второй мировой войны.

Второй тип консервации — инженерная реставрация, включает сложный комплекс мероприятий по укреплению и защите зданий и сооружений. Работы по инженерной реставрации включают в себя: укрепление оснований и фундаментов, усиление несущих конструкций, укрепление материалов памятника, ликвидация различных деформаций, работы по борьбе с влажностью, по обеспечению необходимого температурно-влажностного режима, обессоливание кладки и т. п. Их осуществление требует сложных специализированных исследований. Выполняют их под инженерным и технологическим надзором.

Необходимо отметить, что консервацию нельзя рассматривать исключительно как инженерную задачу, ведь ее объектом является историко-архитектурный памятник со сложной строительной историей, со своими особенностями. В связи с этим, часто консервация включает в себя элементы реставрации. Важно, чтобы консервация предусматривала в будущем возможность раскрытия объекта для выявления ценных архитектурных и художественных элементов. Консервация обязательно должна основываться на инженерно-технических и архитектурных исследованиях.

Новые конструкции при консервации не должны искажать облик памятника, если только они не являются временными. Применяют скрытые конструкции для сохранения уникальных старых конструкций.

Консервация является основным видом работ на особо ценных, древних и уникальных памятниках. Например, консервация обязательна для сооружений античности или раннего средневековья, для уникальных элементов объекта, носящим след индивидуального творчества зодчего, то есть там, где в приоритете стоит требование максимально сохранить подлинность.

Таким образом, основной и наиболее рациональный метод сохранения историко-архитектурных памятников с точки зрения сохранения их аутентичности, является консервация. В случае признания здания или сооружения объектом истории и культуры принимается решение о его консервации, подразумевающее запрет на любое вмешательство в планировочные, архитектурно-художественные, конструктивные особенности памятника


Отличие реконструкции от реставрации и приспособления памятника для современного использования

Разница между реставрацией и реконструкцией иногда неочевидна даже для специалистов, выходящих на госзакупки. Однако между этими понятиями есть существенные отличия, влияющие на итоговые требования к исполнителям.

Реставрация — восстановление зданий и сооружений, признанных объектами культурного наследия. Это укрепление и устранение повреждений, причиненных временем, погодными и бытовыми условиями, неумелым использованием или ремонтом.

Функциональное назначение и технические характеристики памятников архитектуры не меняются, в ходе реставрации работы направлены прежде всего на сохранение внешнего вида и интерьеров здания. Поэтому работам предшествует не только проектирование, но и научные исследования. Цель — сохранить историческую достоверность и тот внешний вид, который памятник имел изначально.

Реставрация может затрагивать как весь объект целиком (особенно актуально для памятников деревянного зодчества), так и отдельные его части: фасад, цоколь, кровлю, интерьер. Учитывая нюансы работы с историческими зданиями, реставрацию вправе проводить только фирмы с лицензией Министерства культуры РФ, а в ходе работ процесс контролируется специалистами в ходе авторского надзора на памятниках архитектуры.

Реконструкция — целый комплекс строительных, инженерных, отделочных работ, которые призваны изменить технические и экономические характеристики здания, Здесь на первый план выходит цель восстановления или изменения функций здания, а забота о внешнем виде второстепенна.

Реконструкция в отличие от реставрации позволяет вмешательство в несущие конструкции, капитальные работы, пристройки, надстройки, изменение площади объекта, переоборудование помещений с изменением их целевого назначения и т.д. То есть, после реконструкции получается фактически новый объект.

Для проведения реконструкции лицензия Минкульта не требуется, поэтому можно привлечь к работе обычные строительные организации.

Учитывая, что в ходе приспособления ОКН к современному использованию важно не перешагнуть черту, за которой реставрация превращается в реконструкцию, особое значение здесь имеет тщательная разработка проекта, а в ходе работ — авторский и технический надзор на объектах культурного наследия.

Если вы планируете брать госзаказы на работу с памятниками архитектуры, вам нужно получить лицензию Минкульта на восстановление объектов культурного наследия. Мы поможем разобраться в требованиях, найти или аттестовать специалистов-реставраторов и оформить лицензию в срок. Звоните!

Читайте также: