Лепка из глины колокольчик в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого занятия в старшей группе

по познавательному и художественно-эстетическому развитию

Выполнила воспитатель Фурсова О.Н.

Программное содержание: 1. Выявить свойства глины и камня.

Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия.

Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе практического исследования. Формировать умение выполнять ряд

последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

Знакомить с вариантами использования камня и глины. Развивать

мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно-эстетическое восприятие.

Материал и оборудование: камни, глина, стаканы с водой, деревянные палочки, дощечки с глиной, салфетки, верёвочки по количеству детей, спица.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить вы должны отгадать загадки:

Если встретишь на дороге,

то увязнут сразу ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобиться сразу. (глина).

Его в горах полным-полно,

он часто падает на дно ущелья

Он твердый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают. (камень)

Воспитатель: Отгадали верно. Это глина и камень. Сегодня мы поговорим о глине и камне и их свойствах. Где мы можем узнать о свойствах этих природных материалов и как?

Узнать о свойствах можно в нашей лаборатории. Для этого нужно провести опыты. (дети идут в лабораторию группы. На столе для каждого по два стакана с водой. Возле каждого стакана небольшой камень и

кусочек глины, палочки для размешивания, салфетки)

Воспитатель: Возьмите в руки камень, потрогайте его, какой он?

Надавите пальцем на камень. Он изменил свою форму?

Теперь возьмите глину, потрогайте ее, какая он?

Надавите пальцами на глину. Она изменила свою форму?

-Попробуйте разделить глину руками на части. Получилось?

-Теперь соедините кусочки в один. Смогли мы это сделать?

-Проведем еще один опыт. Возьмите в руки камень, опустите его в стакан с водой. Его видно в воде?

-Вода изменила свой цвет?

-Возьмите палочку, попробуйте размешать камень в воде. Надавите на него. Изменила вода цвет?

-Камень растворился в воде?

-Возьмите глину. Опустите ее в стакан с водой. Что произошло с глиной в воде?

-Размешайте глину. Надавите на нее палочкой. Что произошло с водой?

-Глину в воде видно?

В: Молодцы. Вот вы как уже хорошо разобрались в свойствах разных веществ. Да, камень тверже глины. Зато глина пластичная. Какое слово похожее вы знаете?

В: Да. Пластичность, пластика означает лепка. И из глины, и из пластилина можно лепить. Как мы будем лепить из глины?

Мы берем мокрую глину и мнем ее руками. Потом лепим, что хотим.

В: А что потом с вашими поделками происходит?

Они засыхают и становятся твердыми. Их можно раскрашивать.

В: А если вам не понравилась поделка, можно ее сломать и слепить новую?

Нет. Глина стала твердой как камень. Ее можно только расколоть. Она хрупкая становится.

В: Молодцы. Все правильно. Но чтобы глина не засыхала, в нее добавляют другое пластичное вещество – воск. Получается пластилин.

Дети формулируют вывод: из сырой глины, в отличие от песка, можно лепить. Поделки получаются прочными, держат форму. Камень – непластичный материал, из него лепить нельзя, можно только создавать поделки способом склеивания или вытачивания из целого куска.

Глина — самый распространённый природный материал, из которого можно вылепить всё что угодно.

Мастера не любят скуки,

Целый день в работе руки.

Лепят всё: горшки и кружки,

Миски, разные игрушки.

Все стоят на полках в ряд-

Дружный глиняный отряд.

Глина служит строительным материалом. Из неё делают кирпичи для

строительства домов. (Рассматривают различные кирпичные дома).

Глина имеет и целебные свойства. Вспомните, что же она лечит? Правильно, даже сейчас, когда для борьбы с болезнями имеется множество лекарств, применяют старинные рецепты. Например: чтобы избавиться от боли в пояснице и суставах, добавляя в глину керосин, разрезают её на полоски и прикладывают к больным местам.

Что же можно вылепить из глины? (посуду, игрушки, сувениры)

— Сегодня на занятии мы с вами будет лепить подарок-сувенир для наших мам, а что мы будем сегодня лепить, вы узнаете, когда разгадаете загадку!

— Правильно сегодня на занятии мы будем лепить колокольчики! Садитесь за столы!

Показываю технику лепки и комментирую свои действия. Напоминаю, что лепить лучше скульптурным способом – из одного куска

. — Раскатываю кусочек пластилина в шар – круговыми движениями ладоней. Потом надеваю шар на большой палец левой руки и делаю углубление. Расширяю углубление так, чтобы стенки колокольчика получились одинаковой толщины, — поворачиваю форму пальцами, будто мой колокольчик пошел в пляс. Если переверну, похоже на бокал или вазу. Как мы будем держать колокольчик? — Сделаю ушко с дырочкой – прищипну пальчиками, и проколю стекой. В отверстие нужно вдеть ленточку или веревочку.

— А сейчас, встаньте рядом со своими партами. Мы немного отдохнем и приступим к работе.

Головою три кивка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

— Садитесь на свои места. Приступаем к работе.

— А теперь вы попробуйте слепить свои колокольчики с ушками-подвесками.

Дети лепят самостоятельно.

— Украсьте свои колокольчики. Можно начертить узор стекой, можно сделать узор используя колпачок от фломастера.

Дети украшают свои колокольчики, я помогаю завязать петельки из ленты или тесьмы.

По окончании занятия дети выкладывают свои колокольчики на выставку. Рассматривают поделки друг друга.

1. Образовательные – познакомить детей с колокольчиками, сделанными из глины, с некоторыми свойствами этого материала; актуализировать полученные ранее знания.

2. Развивающие – развивать способность рассказывать о ближайшем предметном мире; развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие.

3. Воспитательные – прививать детям интерес к окружающему миру, к коллекционированию, учить любви к природе и заботе о родных.

Ход занятия.

Педагог приходит в гости к малышам и просит их рассказать о том, как и во что они играют. Дети показывают разные групповые уголки (мастерскую, кукольный дом, физкультурный и музыкальный центры, центр творчества и т. д., с помощью вопросов взрослого уточняют свои высказывания.

Спасибо, ребята! Как хорошо и уютно у вас в группе, какая красивая выставка кукол!

А я хочу показать вам еще одну выставку. Какую? Сейчас узнаете!

Дети садятся на стульчики вокруг стола, на котором стоит нарядная коробка. Педагог постепенно вынимает из нее разные колокольчики. Задает вопросы – Кто это? Что это? Обращает внимание детей на то, что у Кота смешные усы и бантик, у Девочки-Припевочки веселые косички, что колокольчики из Трио разного цвета, предлагает заглянуть в окно Домика для гномика, вспомнить, в каких сказках встречаются некоторые из этих героев.

Ребята, все эти игрушки имеют форму колокольчика, у всех внутри есть язычок. Попробуем позвенеть? Да, не очень получается, колокольчики из глины звучат глухо, не звонко, но зато они очень веселые и симпатичные. Давайте с ними поиграем!

Теперь мама ослика всегда знает, где он. А почему, как она это узнает? Конечно, по звону колокольчика, вот какой это нужный предмет! А я тоже умею громко в колокольчик звенеть и приглашаю вас поиграть.

Мне было у вас очень интересно, можно еще как-нибудь приду? Спасибо! До свидания!

Дети стоят в кругу. Воспитатель звенит металлическим колокольчиком громко или тихо – дети соответственно громко или тихо хлопают в ладоши, топают ногами, кричат и т. п.

(Текст сказки легко найти в интернете)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кому-то вспомнится раннее детство в деревне у бабушки и коровы с колокольчиками на шее.

По традиции в школе, на пороге Храма Знаний, и когда мы покидаем его стены, нас встречает и провожает настоящий, потускневший от времени колокольчик со своим незабываемым звоном.

Те, кто любят классические музыкальные произведения наверняка вспомнят не один десяток грустных, проникающих в самое сердце романсов, в которых упоминается звон колокольчика.

Проводя многочисленные исследования, физики установили, что звук колокола движется по особой спиралевидной траектории и оказывается губительным для многих опасных вирусов и бактерий. Может поэтому и отступала смертоносная эпидемия чумы и холеры от людей, проживающих неподалёку от храма.

Медный колокольчик можно увидеть у входа в дом в сельской местности в Англии. Биг Бен — это название самого большого из пяти колоколов башни Великобритании. Матросы этой страны первыми стали использовать колокола на парусных судах.

Коллекционирование колокольчика называется кампанофилией. Campan – латинское колокол, phileo – греческое люблю.

Сами эти изделия по назначению бывают церковные, поддужные для животных, ритуальные. Морские, настольные, музыкальные и сувениры. Материал неоднороден: металл, стекло, глина.

Глина — наш рабочий материал, будем создавать колокольчик керамический (такое название он приобретёт после обжига), относящийся к сувенирным.






Практическая часть:

Способ лепки — пластический, лепим вручную. Внешний облик колокольчика — обычный без придания ему какого-либо образа.

Раскатываем шар диаметром примерно 7 см и больше.


П о принципу создания ступки для дымковской барышни большим пальцем рабочей (правой или левой) руки проделываем отверстие в шаре.





3. Держа заготовку в левой (держащей) руке, большим пальцем рабочей руки расширить сделанное отверстие. Палец как бы отодвигает глину от центра этого отверстия, совершая обработку по всей длине окружности. При этом во избежании появления больших трещин, ладонь поддерживающей руки имеет вид лодочки (повторяет круглую форму колокола). Указательный и другие пальцы правой (рабочей) руки расположены по прямой линии (силует стенок изделия больше схож с прямой линией) и находятся на стенках колокольчика, что служит в качестве препятствия глине, продвигающейся изнутри с помощью большого пальца.

4. Расширив отверстие мы теряем плотность глины образовавшихся стенок, от чего страдает качество изделия. Исправляем ситуацию - помещаем заготовку между пальцами держащей руки, при этом большой и указательный пальцы (остальные прижаты к указательному) максимально приближены друг к другу, их силуэт напоминает круг. Изменяем диаметр круга, сжимая пальцы.

5. Обрабатываем основание колокольчика. Болванка находится между сжатыми пальцами держащей руки, оставляя низ стенок изделия открытыми для обработки. Подушечка большого пальца рабочей руки круговыми движениями выравнивает основание колокольчика.

7. Заглаживаем стенки колокольчика. Двигая работающий палец снизу вверх, завершаем обработку полукругом (верх колокольчика). Палец заглаживает стенки по всей длине окружности, постоянно меняя место действия (проводя 1 действие на одном месте один раз во избежании появления плоскостей).





8. Продвигая при заглаживании большой палец к основанию колокола, он соединяется с указательным. Две плоскости соединяются — соединяются два пальца , образуется уголок - фрагмент окружности основания колокольчика. Обрабатывая таким образом все стенки изделия, получаем чёткую линию основания.

Декорирование изделия будем производить на следующем занятии по приобретению изделия кожетвёрдого состояния.

Рекомендации: подобрать ямочный орнамент или рисунок для декорирования стенок колокольчика барельефом.

Практическая работа:

На данном занятии предстоит нанести выбранный вами орнамент на слепленные изделия. Просмотрите предложенные варианты или используйте свои изображения.




- К голове колокольчика примазываем ухо( можно обойтись без него)

- Сквозь ушко и голову проткнём отверстие для крепления язычка.

- Обточим внутреннюю и внешнюю поверхность колокольчиков, следим за толщиной стенок изделия, она должна быть одинакова.

Колокольчики

В этой записи я расскажу о заготовке глины и формовке колокольчиков, в следующей — про обжиг.

  • – конусообразный колокольчик из полукруглого пласта;
  • – отминка в готовую форму с использованием полиэтиленового пакета;
  • – отминка в гипсовую форму;
  • – лепка из целого куска глины;
  • – лепка из глиняных жгутов;
  • – вырезание плоского колокольчика с помощью формы.

Заготовка глины

За околицей

Пруд

Процеживание


Процеживание глины через сито

Полученный шликер вылила в банку и подождала, пока глина осядет.

Банка

Затем слила воду сверху, а оставшуюся на дне глиняную массу (еще довольно жидкую) поместила в плотный хлопчатобумажный мешок и подвесила для дальнейшей сушки. В заключение мешок с глиной поставила в таз на старые газеты для впитывания оставшейся влаги.

Глина получилась эластичная, приятная на ощупь. Долго не сохнет, к рукам не прилипает.

Глина

Формовка

Теперь расскажу о превращении глины в колокольчики.

Безгончарные способы изготовления колокольчиков

Конусообразный колокольчик из полукруглого пласта

Скалкой раскатала пласт толщиной 4 — 5 мм, вырезала круг с помощью формы для печенья, разрезала круг пополам, каждую половинку закрутила в конус, загладила шов.

Конусообразный колокольчик из полукруглого пласта

После того, как колокольчики чуть-чуть подсохли, выдавила на них простой орнамент при помощи палочек.

На этом этапе можно сделать лощение — полировку поверхности при помощи гладких округлых твердых предметов (камень, ложка и др.).

Колокольчики

Популярен оттиск на глине лисьтьев, цветов и трав. Раскатала пласт, приложила листья, декоративный лук, прошлась по ним скалкой… Рисунок готов! Увлекательно. Поэкспериментировала только с тарелкой, до колокольчиков дело не дошло.

Тарелка

Отминка в готовую форму с использованием полиэтиленового пакета

Выбрала колокольчик из коллекции в качестве формы, обернула его полиэтиленом. Раскатала глиняный пласт, вырезала фигуру в виде развернутого на плоскость усеченного конуса и поместила внутрь колокольчика. Вминая глину пальцами изнутри, сформировала колокольчик. Затем вынула его вместе с полиэтиленом, сняла полиэтилен и заделала дефекты.

Отминка в готовую форму с использованием полиэтиленового пакета

Второй колокольчик разглаживать не стала. Оставила в качестве декора следы полиэтилена.

Колокольчик

Колокольчик

Отминка в гипсовую форму

В этом методе в качестве формы используется колокольчик из гипса, в нее отминается глиняный пласт, после чего колокольчик легко отсоединяется от формы. Гипсового колокольчика под рукой не оказалось, — взяла две терракотовые заготовки — большую и маленькую. Получилось!

Отминка в форму

Колокольчик

Колокольчик

Эти маленькие колокольчики сделаны из разных глин, которые нашлись дома на тот момент (необожженные): белая — донбасская, рыжая — гжельская, темная — липецкая, коричневая — роговская (наша).

Колокольчики

Для сравнения представляю четыре маленькие тарелочки из этих глин. Белые мазки — ангоб из донбасской глины.

Блюдца

Колокольчик

Колокольчик

Лепка из целого куска глины

Колокольчики

Лепка из глиняных жгутов

В этот раз из жгутов я слепила только тарелочку.

Тарелочка с бусинами

Вырезание плоского колокольчика с помощью формы

Плоский колокольчик вырезала с помощью формы для печенья. В коллекции давно имеется такая форма — подарок подруги. До печенья дело не дошло, а вот для глины форма пригодилась. В выдавливании орнамента участвовали палочка от мороженого, колпачок от ручки и др.

Колокольчик

Параллельно делались бусинки-язычки.

Язычки

Колокольчик на гончарном круге

Гончарный круг я не освоила. Под рукой оказался только детский. С горем пополам получился вот такой маленький колокольчик. Он то уезжал, то размазывался. К колокольчику при помощи шликера прикрепила белый цветок.

Колокольчик

Колокольчик

На видео — мастер-класс по изготовлению колокольчика на гончарном круге:

Перед обжигом изделия надо хорошенько просушить. Мои стояли в комнате на полке не меньше недели.

Читайте также: