В святой обители природы рубцов краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

В святой обители природы,
В тени разросшихся берез
Струятся омутные воды
И раздается скрип колес.

Прощальной дымкою повиты
Старушки избы над рекой.
Незабываемые виды!
Незабываемый покой!. .

Усни, могучее сознанье!
Но слишком явственно во мне
Вдруг отзовется увяданье
Цветов, белеющих во мгле.

И неизвестная могила
Под небеса уносит ум,
А там - полночные светила
Наводят много-много дум..

А почему кто-то должен делать это? В Интернете много планов анализа стихотворения. Один из них ЗДЕСЬ.

Изучайте и пишите. Можете воспользоваться и другим планом – поисковики работают.

Природа вызывает у поэта восторг, преклонение:

Как человек богоподобный,

Внушает в гибельной борьбе

Пускай не ужас допотопный.

Но поклонение себе.

Слабеет дождь. вот-вот. еще немного.

И всё пойдёт обычным чередом.

Самые высокие, возвышенные слова находит поэт для определения состояний природы: блуждающий свет неясных светил (здесь появляется его удивительная жемчужно-перламутровая палитра - тайна Рубцова); шепчет бор, серебряно-янтарный; река холодная, ледоносная и т.д.

В стихах Н. Рубцова находим живые существа: то заблудившаяся лошадь встретится автору в кустах, то гадюка на болоте напугает, то птица грозная налетит. Да, в одиночку не стоит бродить по глухим углам, далеко уходить от жилья — делает вывод поэт.

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Если антропоморфизм (anthropos — человек, morfi — образ) - это наделение природы человеческими свойствами: мыслями, чувствами, волей и т.п., то пантеизм (pan — всё, theos - Бог) - философское воззрение, отождествляющее природу с Богом, рассматривающее её, как воплощение Бога.

Светлый покой опустился с небес

И посетил мою душу.

Разве можно расстаться шутя,

Если так одиноко у дома,

Где лишь плачущий ветер - дитя

Да поленница дров и солома.

Резким, свистящим своим помелом

Вьюга гнала меня прочь.

Пускай меня проносит

По всей земле надежда и метель.

Осень кончилась - сильный ветер

Заметает её следы!

Метелица свищет кругом.

Вьюга. по дебрям гуляет кругом.

Кто там стучит? Уйдите прочь!

Я завтра жду гостей заветных.

Когда в окно осенний ветер свищет

И вносит в жизнь смятенье и тоску, -

Не усидеть мне в собственном жилище.

Вдоль по мосткам несётся листьев ворох, -

Видать в окно - и слышен ветра стон.

Когда опять на мокрый дикий ветер

Выходим мы, подняв воротники.

Знать, поэтому шквалам.

К заметеленным скалам

Корабли не свернуть.

Соединяясь в живой узор,

Бежит по морю рябь от ветра.

Но как бы ни ревел и ни метался ветер, поэт им любуется. Вот он бродит по косогорам, обдуваемый ветром, и мечтает:

Чтоб в этот день осеннего распада

И в близкий день ревущей снежной бури

Всегда светила нам, не унывая,

Звезда труда, поэзии, покоя.

Как центростремительная сила,

Жизнь меня по всей земле носила!

И вокруг любви непобедимой

К селам, к соснам, к ягодам Руси

Жизнь моя вращается незримо,

Как Земля вокруг своей оси!

Так в этом стихотворении сошлись два понятия — Земля в широком смысле и земля как родина, кормилица.

Несколько подробнее остановимся на стихии воды, как она изображена в стихах Н.Рубцова.

В русском фольклоре преображения персонажей всегда связаны с водной стихией: в воду окунулся — преобразился.

В стихах Н. Рубцова и дожди бесконечные хлещут, деревню заливает так, что вспоминается поэту всемирный потом; и лужи разлеглись по дорогам - не проехать, не пройти. Почти в каждом стихотворении у него реки, речки, речушки, моря, океаны (моряк всё-таки старшина второй статьи Н.М. Рубцов!), каналы, озера, болота, омуты.

Много серой воды, много серого неба,

И немного пологой нелюдимой земли,

И немного огней вдоль по берегу.

Я уйду по знакомой тропе

Над родной ледоносной рекой.

Он вышел на берег морозной.

Безжизненной, страшной реки!

Потому река и страшная, что в ней должен кончить жизнь прохожий - у Рубцова эпитеты всегда выбраны очень точно.

И когда задремлет деревушка

И зажгутся звёзды над потоком,

Не кричи так жалобно, кукушка!

Никому не будет одиноко.

Пусть меня еще любят и ищут

Над моей одинокой рекой.

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

В леса глухие, в самый древний град

Плыл пароход, разбрызгивая воду.

Скажите мне, кто в этом виноват,

Что грустно так поют суровым хором

И темный лес, и стаи журавлей

Над беспробудно дремлющим угором.

Здесь мы снова встречаем воображаемое хоровое пение природы, звучащее как реквием замечательному поэту Александру Яшину.

Лодка на речной мели

Скоро догниёт совсем.

Но река может приносить и радость, облегчение, очищение души:

Я плаваю, как птица,

Вода тепло струится,

Над ней томится бор.

Всё сказанное нами о реках в стихах Рубцова пока относилось только к родным его, северным рекам. Но он пишет и о Неве, Бии, Катуни - и к ним относится все сделанные нами выше замечания:

Снег глухой, беспристрастный, бесстрастный,

Надо мной, над Невой, над матросским суровым

Любовь, а не брызги речной синевы

Принес мне холодный ветер с Невы.

Вдоль по берегу бешеной Бии

Гонят стадо быков верховые.

Катунь, Катунь - свирепая река!

Поет она таинственные мифы.

С речной темой связаны пристани, перевозы, паромы, тоже привлекающие внимание поэта:

. и мигали бакены

Так печально в ту ночь у пристани.

А выйду случайно к парому -

Прежде — подумаю — эти же вёсла плескали.

Паром. Паромщик. Перевоз.

И я с тетрадкой и с пером.

Кроме рек, у Н.Рубцова встречаются и выполняют свою смысловую и символическую функцию также озера, пруды, каналы.

Влагой рассеянной озеро веет,

Полное чистой воды.

И лодка, шурша осокой.

Плывет по каналу в лес.

И бабка спит, и над прудами

Шевелит ветер лопухами.

Там любовно над бедным прудом

Драгоценная блещет Венера.

Здесь яркое противопоставление: бедный - драгоцен­ная. Еще примеры:

Но вот однажды у пруда

Могучий вид маслозавода

Явился образом труда!

Светлый покой, простираясь окрест.

Воды объемлет и сушу.

Понятие омута хорошо выражает глушь, затерянность населенных пунктов:

Вижу я: избушки и деревья,

Словно в омут, канувшие в ночь.

И так в тумане омутной воды

Стояло тихо кладбище глухое.

Жаль над омутом старую ель.

Закачалась над омутом ель.

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды.

Ночь придет - родимая окрестность.

Словно в омут, канет в темноту!

И омуты страшней,

И резче дух болотный.

Омут - символ неразгаданности природы, её тайны; он и привлекает автора, и отталкивает:

Когда заря смеркается и брезжит.

Как будто тонет в омутной ночи.

Окно, светящееся чуть,

И резкий звук с ночного омута.

Болото. Оно тоже часто фигурирует в стихах Н. Рубцова (этого нет у других поэтов). И тоже, как в слу­чае с омутами, болота выражают забытость, глушь, тоску, желание побыть одному. Болото наступает - а значит, в жизни тоже правит бал серость, грязь, тина.

Меж болотных стволов красовался восток

Грязь кругом. А тянет на болото.

Слёз не лей над кочкою болотной.

Отцветет да поспеет

На болоте морошка.

От всех чудес всемирного потопа

Досталось нам безбрежное болото.

Я понял это как предупреждена:

Мол, хватит, хватит шляться по болоту!

Здесь болото имеет символический смысл - как вся грязь людская, все враждебные поэту силы.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил.

Вот оно, болото - наступает, предупреждает нас автор.

Как же мы, отставшие от флота,

Коротаем осень меж болот?

Нет-нет, да и вспоминаются ему в стихах позднего периода море, флотская служба:

И неизвестная могила
Под небеса уносит ум,
А там – полночные светила
Наводят много-много дум.

Поднявшись на холмах,
старинные деревни
И до сих пор стоят, немного накреняясь,
И древние, как Русь, могучие деревья
Темнеют вдоль дорог,
листву роняя в грязь.

Грустнее от того, что все мои печали
Кому я расскажу? Друзей со мною нет.
Ну что ж! Пусть будет так!
Ведь русские деревни
Стояли и стоят, немного накреняясь,
И вечные, как Русь, священные деревья
Темнеют вдоль дорог,
листву роняя в грязь…

И меж домов, берез, поленниц
Горит, струясь, небесный свет.

И вокруг долины той любимой,
полной света вечных звезд Руси…

И льется в душу свет с небес…

Когда душе моей
Земная веет святость,
И полная река
Несет небесный свет…

Но как – взгляните – чуден этот вид!
Остановитесь тихо в день воскресный –
Ну, не мираж ли сказочно-небесный
Возник пред вами, реет и горит?

Кремль, с одной стороны, это твердыня, утвержденная навек, а с другой – сказочно-небесный мираж. Два этих состояния – осязаемой твердости, неизменяемости и одновременно некоторой призрачности, игры отраженного света, объединены свойством бессмертия:

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.

Вот он и кончился, покой!
Взметая снег, завыла вьюга.
Завыли волки за рекой
Во мраке луга.
Сижу среди своих стихов,
Бумаг и хлама.
А где-то есть во мгле снегов
Могила мамы.

Там поле, небо и стога,
Хочу туда, о, километры!
Меня ведь свалят с ног снега,
Сведут с ума ночные ветры!
Но я смогу, но я смогу
По доброй воле
Пробить дорогу сквозь пургу
В зверином поле.

Кто там стучит?
Уйдите прочь!
Я завтра жду гостей заветных.
А может, мама?
Может, ночь –
Ночные ветры?

Разливайтеся,
Звуки чудные!
Сам не знаю я,
Что мне весело…

Все мне кажется,
Что давным-давно
Где-то слышал я
Эту музыку.

Все мне помнится
Сумрак вечера,
Тесной горенки
Стены темные.

Огонек горел
Перед образом,
Как теперь горит
Эта звездочка.

На груди моей
Милой матушки
Я дремал, и мне
Песни слышались.

Были песни те
Звуки райские,
Неземная жизнь
От них веяла.

И тогда сквозь сон
Все мне виделся
Яркий блеск и свет
В темной горенке.

Не от этого ль
Так мне весело
Слушать в сумерки
Леса музыку,

Что при ней одной
Детство помнится,
Безотрадный день
Забывается?

Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь… чего-то не хватает…
Недостает того, что не найти.

Как не найти погаснувшей звезды.
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы…

– Матушка, который час?
Что же ты уходишь прочь?
Помнишь ли, в который раз
Светит нам земная ночь?

Но матушка, как в первом, так и во втором варианте стихотворения, ничего не отвечает. Близость смерти ощущается по сгущению тишины, которая является прообразом запредельной божественной тишины, отображением той вечной тишины, что ждет нас.
Подчеркнем, смерть в народном восприятии не равна состоянию небытия. Мир усопших вечно жив, это – инобытие, которому лирический герой оказывается сопричастным благодаря сну. Так же, как и в волшебной сказке, сон служит переходным мостом между разными измерениями:

Сколько же в моей
дали
Радостей пропало, бед?
Словно бы при мне прошли
Тысячи безвестных лет.

Словно бы я слышу
звон
Вымерших пасхальных сел…
Сон, сон, сон
Тихо затуманит все.

Смерть приближалась,
приближалась,
Совсем приблизилась уже –
Старушка к старику прижалась,
И просветлело на душе!

Легко, легко, как дух весенний,
Жизнь пролетела перед ней,
Ручьи казались, воскресенье,
И свет, и звон пасхальных дней!

А он, взволнованный и юный,
Как веселился! Как любил!
Как за оградою чугунной
Покоил сон родных могил!

Глава 5 В тихой обители

Возрождение обители

ИЗ ДНЕВНИКА ИГУМЕНА СВЯТОГОРСКОЙ ОБИТЕЛИ

ИЗ ДНЕВНИКА ИГУМЕНА СВЯТОГОРСКОЙ ОБИТЕЛИ

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Мечта об обители

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Мечта об обители Наступила осень. Директор кооперативных курсов не уволил меня за прогул. Олег к зиме не приехал: он с головой ушел в писание и не мог его прерывать. Я проводила к нему Борю Корди, ученика Абрамцевской художественно-прикладной школы, моложе

В ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА, ХУТЫНСКОГО ЧУДОТВОРЦА

В ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА, ХУТЫНСКОГО ЧУДОТВОРЦА "3 (16) января 1930 года была последняя служба в храме, — пишет отец Павел о закрытии Мологского Афанасьевского монастыря. — После окончания Литургии всех верующих вытолкали из храма, а все колокола поскидали и

Михаил Талалай. Российские афонские обители как источник культа апостола Андрея

История Донской обители

История Донской обители Ставропигиальный мужской монастырь во имя Донской иконы Божьей Матери – один из древнейших монастырей Москвы. Он был основан в 1591 году, по повелению царя Федора Иоанновича, в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана

Святыни Донской обители

Святыни Донской обители Главными святынями Донской обители являются мощи святителя Патриарха Тихона и Донская икона Божьей Матери.Иконографичесская композиция Донской иконы – Богородица Умиление. Отличительная особенность – обнаженные до колен ножки Богомладенца.

Преподобный Дионисий, ктитор обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской

Преподобный Дионисий, ктитор обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской Преподобный Дионисий родился в XIV веке, он был уроженцем села Корисон близ гор Касторских. Родители его были люди небогатые, но, тем не менее, они постарались дать младшему сыну

17 октября. Наполеон прибыл на остров Святой Елены (1815) Остров святой России

17 октября. Наполеон прибыл на остров Святой Елены (1815) Остров святой России 17 октября 1815 года сорокашестилетний Наполеон Бонапарт вступил на остров Святой Елены, которому, по собственному признанию, предпочел бы могилу. Гнусным предательством Англии, под

Читайте также: