Пятикнижие мерлина краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Учитывая, что каждый в ком течет кровь отца Оберона – Дворкина, способен пройти Лабиринт, это создает массу трудностей. Ведь каждый кто прошел Лабиринт способен передвигаться между Отражениями. Найти мир, в котором он правитель, и при необходимости провести с собой миллионные армии к самым дверям Амбера. Но большинство предпочитают действовать не так открыто – интриги, заговоры и хитрость является оружием в этой борьбе. И сначала сын Оберона – Корвин, а затем и его сын – Мерлин должны пройти массу испытаний, чтоб понять кто стоит за всеми этими интригами и конечно попытаться занять тот самый желанный трон.

Приквел написанный Джоном Грегори Бетанкуром:

  • Заря Амбера
  • Хаос и Амбер
  • Правь Амбером!
  • Тени Амбера
  • Меч Хаоса

Основная серия:

Пятикнижие Корвина:

  • Девять принцев Амбера КупитьКупить Аудио
  • Ружья Авалона КупитьКупить Аудио
  • Знак Единорога КупитьКупить Аудио
  • Рука Оберона КупитьКупить Аудио
  • Владения Хаоса КупитьКупить Аудио

Пятикнижие Мерлина:

  • Карты судьбы Купить Аудио
  • Кровь Амбера КупитьКупить Аудио
  • Знак Хаоса КупитьКупить Аудио
  • Рыцарь Теней КупитьКупить Аудио
  • Принц Хаоса КупитьКупить Аудио

Пять последних рассказов:

  • Рассказ торговца
  • Сокрытая и Гизель
  • Синий конь, Танцующие горы
  • Кстати о шнурке
  • Зеркальный коридор


Сергей Харченко

Столкнулся с непонятной для меня тенденцией, большинству читателей гораздо больше понравились первые пять частей, а вот мне примерно одиноково, чем пятикнижие Мерлина хуже? p.s. готов парировать)

Александра Бибик

В пятикнижие Мерлина нет той поэтичности и . ритма, само изложение уже не то. То, как рассказывает свою историю Корвин. Некоторые фразы поражают, захватывает дух от их точности, лаконичной поэтичности. (p.s. я сравнивала два перевода с друг другом и оригиналом: это на самом деле стиль самого Желязны, переводчики тут ни при чём). Значит, первый "недостаток" (хотя, по моему мнению, это слово вряд ли применимо к Хроникам. ) второго пятикнижия - сам стиль изложения (хотя, возможно, так задумано ведь Корвин был поэтом. ) (p.s. хотя мне до ужаса интересно, кто-нибудь ещё обратил внимание на неповторимость стиля. ) Второе - смена героя. Многим читателям не нравится "расставаться" со знакомым, и тем более полюбившимся героем (не думаю, что кто-нибудь, из читателей этих строк, был настроен против Корвина, или что есть кто-нибудь, кому его личность показалась неинтересной. ) Третье. Посмотрите в один из разделов этой группы - у большинства - любимый герой - Корвин. Конечно, Мерлин тоже незауряден, однако Корвин представляется более многогранным. таинственным. Он гораздо старше Мерля, (многим, опять же, больше нравится наблюдать за развитием молодой личности) однако на протяжении книги, он меняется. То, к чему привели изменения, почему они произошли. Как жестокий принц Амбера стал более. мягким. Мудрым. Четвёртое. В первом пятикнижие происходит знакомство с новым миром, и следовательно - больше "неожиданностей" (хотя, к ним приводит логика. ) Взять, хотя бы, Тир На Ногт'х. Или Истинный Путь. И вообще сам Путь. Вообщем, новизна. Пятое (уже более - просто предположение) при прочтении многие скучают по старым героям, и их отношениям (я имею ввиду отношения внутри семьи - вспомните разговор перед возвращение Бранда в "Знаке Единорога". ). Это ещё не всё. Шестое. Пятикнижие Корвина представляется более символичным и философским (вспомним "Владение Хаоса", где скандинавский Хуги разговаривал философией Шопенгауэра), и рассуждения самого Корвина. Список можно продолжать. Но это основное. Сделаем вывод. Первое пятикнижие более нравится людям поэтичным, любящим древность (а не магию) и философски настроенным. Второе - современным, любящим магию, необычные и непредсказуемые повороты сюжета (вспомните начало 8 книги) и ещё, может быть, новизну. Вот так. Будите парировать? )))

Сергей Харченко

Парировать не буду, но:

1) Да книги разные, герои разные, соответственно и изложение тоже, да и поступки и мативации героев тоже, трудно ждать от математика Мерлина тех же поступков как от поэта и романтика Корвина.

3) Да Корвин и мой любимый герой, но опять таки, в основном за счет своей поэтичности и непредсказуемости, зато Мерлин, имхо, умнее, несмотря на то что моложе, а его навыки в магии и различные гаджеты делают его просто на голову выше как обычных Амберитов, так и Хаоситов, конечно это все мой (на тот момент) юношеский максимализм, но зацепило)))

4) Знакомство с новым миром во второй книге продолжается и развивается, в первой мы узнаем только о Амбере и тенях, а Хаос кажется нам чем то чудовищным, во второй предстают новые силы, замок сосредоточения четырех стихий, магические силы некоторых людей, магические существа, такие ти'ига, мы больше узнаем о Хаосе, о Бездне и т.д. А ведь это еще не все силы, читали рассказы? "Зеркальный коридор" например, эх Роджер, столько не успел еще написать(((. Плюс мы понимаем что Амбер в общем то живет по тем же законам что и любое другое государство, торгует, воюет, ведет внешнюю политику, и т.д., о чем умалчивается в первом пятикнижие.

5) Кроме того что уже сказал нечего добавить. Хотя нет, а как же отношения Люка и Мерлина, Мэндора и Фионы, Дары, Ясры, Джулии, наконец любовь ти'иги к Мерлину,

6) Да, поход Корвина на Хаос мой любимый момент, а если вспомнить еще про птицу из крови которая принесла весть о Корвине самому себе, вообще круто. Зато в Мерлиновском пятикнижие очень понравился момент с Кэроловскими персонажами, и здесь я опять таки одинок, многие говорят "че за бред" или выбор из трех дверей и разговоры с призраками, там тоже философии хоть отбавляй.

Кроме того, после прочтения второй книги многие события первой обретают смысл, некоторые другой смысл, а некоторые выглядят просто завязкой великой интриги которая развивается во второй.

Содержание

Книги серии

Пятикнижие Корвина

Пятикнижие Мерлина

Другие произведения

Официальные продолжения

Переводы

Первая пенталогия

Вторая пенталогия

    В. Гольдич, И. Оганесова Н. Белякова М. Гутова Е. Доброхотова-Майкова Е. Волговымский

Игры по мотивам

Nine Princes in Amber: the Game

Хроники Амбера: Девять принцев Амбера

О мире Амбера

Строение Вселенной

Перемещение по Теням

Каждый член королевской семьи Амбера, прошедший Лабиринт (Огненный Путь), способен перемещаться по Теням. Некоторые волшебные существа (как Единорог или Змей), а также прошедшие Логрус (лабиринт Хаоса, находящийся в постоянном движении) также имеют эту способность. Возможностью перемещаться по Теням могут обладать и обычные люди, прошедшие Сломанные Лабиринты (физически поврежденные Отражения Лабиринта из нескольких ближайших к Амберу Отражений, пройти которые можно ступая не по линиям Лабиринта, а войдя в него через разрывы в линиях и следуя между ними). При желании перемещающийся по Теням может взять с собой любого человека, либо целую армию. Наиболее трудно перемещаться по Отражениям вблизи Амбера.

Прошедший Лабиринт может мгновенно переместиться в любое место Вселенной из его центра. Дополнительный способ — использование магических карт. Дворы Хаоса являются областью влияния Логруса, и переместиться в них из центра Лабиринта невозможно. Хаос и Лабиринт постоянно ведут борьбу за сферы влияния и являются антиподами (порядок - беспорядок, сигнал - шум и так далее)

Королевская Семья Амбера

Отцом и главой королевского семейства Амбера является Оберон. Сам Оберон, по словам Дворкина, является сыном его самого и Единорога. Все члены семейства обладают весьма высокой способностью к регенерации и огромной физической силой. Проклятье принца Амбера всегда сбывается. Кровь потомков детей Оберона может повредить Огненный Путь (Узор, Лабиринт, оригинал - Pattern). Отличительной чертой всех членов Королевской семьи является возможность пройти Огненный Путь и получить власть над Картами (Козырями) и Тенями (передвижение и управление до некоторой степени).

Династия Оберона:

  • Оберон / Цимнея
    • Озрик (убит до начала романа)
    • Финндо (убит до начала романа)

    вопреки многочисленному заблуждению не является потомком Бенедикта цитата "- Правда? - сказал я. - Интересно, знает ли Бенедикт? Однажды Дара сказала моему отцу, что происходит от Бенедикта. Позже он выяснил, что все это - первостатейная ложь. Как ты думаешь, эти люди могли иметь зуб на моего отца?" книга "Prince of Chaos" - фраза Мерлина.

    • Оберон / Файелла
      • Эрик / Дара
      • Фиона
      • Блейз
          (Люк)
        • Ллевелла (другие переводы: Лльюилл или Льювилла)
          (другие переводы: Каин, Кэйн)
        • Джерард (другие переводы: Джерерд,Жерар)
        • Флора
        • Корэлл (Корэл)
          • Мартин — сын Рэндома и Морганты, дочери королевы Рембы Моэри. Вырос в Ребма. Был "деревенским" парнем, но в одной из теней попал под урбанистическое влияние. Внешний вид (как нарисован на карте): светлые прямые волосы, чуть резковатые черты лица, не слишком крепкого телосложения. Дружил с Дарой и Мерлином.
          • Сенд
          • Делвин
          • Далт

          В книгах также высказывается предположение о существовании других внебрачных детей Оберона, вроде Далта. По производимым оценкам число таких детей может составлять не менее тридцати.

          Карты

          Для всех членов королевской семьи Амбера Дворкином была создана колода карт. Карты колоды изображают членов семьи и отличаются от обычных холодностью на ощупь и охлаждением при использовании. Используются они для общения между членами семьи и для перемещения. Для связи нужно некоторое время концентрироваться на карте, при этом человек, с которым пытаются связаться, чувствует вызов по Карте и, при умении, может заблокировать попытку связи (все зависит от множества факторов, к которым можно причислить опыт, магические способности, состояния индивидуума и др.). После того, как контакт произошёл, один из общающихся может перенести другого к себе через карту или просто поговорить с ним. Многие свойства карт неизвестны большинству их владельцев, например Фиона и Блейз могли подслушивать проводимые через карты разговоры.

          Художники маги посвящённые Пути (Pattern) и/или Логрусу (как Мерлин, Бренд и Дворкин) могут нарисовать магические карты самостоятельно. Картой может стать любой рисунок, главное, чтобы Огненный Путь или Логрус каким-то образом в нем участвовали. Карты могут изображать не только людей, но и местность. Магия карт является разновидностью магии соответствующих источников (Огненного Пути или Логруса). Потому карты Пути весьма ограниченно действуют в Дворах Хаоса (Владениях Хаоса).


          Основная идея, вокруг которой строится сюжет: Вселенная состоит из множества (возможного — бесконечного) отражений (или теней) истинного мира. Им является как раз Амбер. На противоположном конце Вселенной находится Хаос, который тоже отбрасывает тени. Есть существа, способные разными способами передвигаться между этими тенями (отражениями), выбирая себе место по вкусу. В Амбере таковыми являются члены королевской семьи, в Хаосе — правящая верхушка этого королевства.

          И Амбер, и Хаос являются монархиями, которыми правят короли. Во многом интрига в двух пятикнижиях цикла строится вокруг того, кому достанется власть:

          • В первой пенталогии сначала принц Амбера Корвин борется против ненавистного брата Эрика, узурпировавшего трон после исчезновения короля Оберона, а потом решает возникшие после гибели Эрика проблемы разнообразного масштаба (вплоть до апокалиптических).
          • Во второй Мерлин, сын Корвина и Дары из Дворов Хаоса, внезапно обнаруживает, что против своей воли вовлечён в интриги вокруг трона уже Хаоса.

          Содержание

          Вначале стоит перечислить сами произведения, которые входят в цикл. Они условно делятся на три мини-цикла:

          Побочные произведения. Они в основном представляют собой рассказы, которые Желязны рассматривал как главы из третьего пятикнижия. Увы, безвременная смерть помешала писателю создать третий цикл романов:


          В зависимости от перевода может называться также Эмбер (ближе к оригинальному произношению) или Янтарь (буквальный перевод). Вечный город, основанный в начале времён, все города всех Отражений (Теней) — лишь отражение Амбера на одном из этапов его развития. Считается одним из полюсов вселенной, столица Порядка.

          Был когда-то основан Дворкиным, который украл в Хаосе артефакт Глаз Змея (в самом Амбере эта вещь известна как Талисман Закона или Камень Правосудия). С помощью великой магии, крови и артефакта он начертил первый Огненный Путь (Лаберинт). Считалось, что это тот самый Путь, что в подземельях королевского замка Амбера — пока Корвин не нашёл изначальный образец. Как оказалось, Амбер — лишь первая Тень (Отражение) истинного мира, а не он сам.

          Амбер — приморский город, расположенный у подножия горы Колвир между великим океаном и древним лесом Арден. Благодаря порту активно торгует с окрестными государствами, расположенными как в том же мире, так и в ближайших Тенях. Из-за этого у Амбера два основных рубежа обороны: море, которое патрулирует громадный флот под командованием адмирала Кейна — и дороги через Арденский лес, которые патрулируют егеря Джулианна.

          Населён как бессмертными амберитами (в основном членами королевской семьи, но не только — Корвин после веков отсутствия встречает старого знакомого, которого когда-то ещё юношей посвятил в рыцари за храбрость на войне), а также обычными людьми, которых (самих или их предков) принцы и сам король за бесчисленные сотни и тысячи лет понатащили из посещённых когда-то миров — или которые сами каким-то образом приблудились.

          Амбер велик и разнообразен — от королевского дворца и домов знати, до трущоб в районе порта, куда ночью лучше не соваться даже принцу-амбериту.

          Он же Образ, он же Лабиринт (да, циклу книг не везло с переводчиками!) — некая мистическая сущность, выглядящая как пылающая без огня крайне запутанная дорожка на полу особого зала в Амбере. Именно после того, как пройден Огненный Путь, принцы Амбера обретают власть над Отражениями (Тенями). Дополнительный бонус — из центра можно перенестись в любую точку Вселенной, никаких ограничений не существует. Однако плата за способности — смертельный риск. Огненный Путь уничтожает любого:

          • в ком нет амберитской (и как показала Дара — хаоситской, что одно и то же) крови;
          • кто оступится на пути и сойдёт с пылающей дорожки (а не оступиться весьма непросто даже амбериту).

          По сути, Огненный Путь — это проекция Единорога на плоскость. Был создан Дворкиным с помощью Камня Правосудия и собственной крови. Соответственно, любая кровь амберитов способна Путь уничтожить. Восстановить повреждённые участки можно — но лишь ценой жизненных сил амберита, что может кончиться гибелью, если повреждения слишком серьёзны.

          Близкими копиями Огненного Пути Амбера являются его аналоги в Ремба (Рэмбе) и Тир-на-Ногт. Именно в Ремба Корвин, пройдя местное отражение Пути, восстановил до конца свою память и обрёл все способности принца Амбера.

          Как выяснил Корвин, Амберский Путь — не изначальный, он — лишь первое Отражение.

          Как выясняется позднее, Путь — разумен и может копировать любого, кто прошёл его до конца. Мерлину, например, довелось встретиться с копиями своего отца Корвина, своего деда Оберона — и родичей, погибших уже давно.

          Второй Огненный Путь (Лабиринт), созданный в отдалённом Отражении лично Корвином в тот момент, когда была ненулевая вероятность того, что Армагеддон таки состоится, сторона Порядка погибнет и Вселенная погрузится в окончательный Хаос. Этого не случилось (король Оберон ценой своей жизни восстановил изначальный Лабиринт) , но второй Огненный Путь остался, изменив баланс между Порядком и Хаосом в сторону первого. Корвин создавал его, основываясь на воспоминаниях о Лабиринте Амбера, но так как помнил неточно, то копия получилась не идентичной.

          Как и Лабиринт Амбера, может порождать копии тех людей, которые его проходили, и в том виде и с теми знаниями, которые они тогда имели. Но так как посвящение этим Лабиринтом прошёл один Корвин, выбор копий невелик. Хотя копия Корвина свою роль в сюжете сыграла.

          Изначальная сущность, бывшая в начале времён. Но поскольку хаос устроен хаотично, он среди прочего порождает случайно много чего — в том числе и разумную жизнь. Эта самая жизнь, ставшая расой хаоситов, и организовала место, называемое Дворами Хаоса.

          Поначалу Хаос невозбранно распространялся по теням-отражениям, отбрасываемым на субстанцию вселенной. Но затем нашёлся ренегат, который похитил глаз у Змея (персонификации Хаоса) и с его помощью создал Лабиринт, Амбер, сторону Порядка — и вообще весь тот мир, который дан нам в ощущениях (читатель, ты же помнишь, что город, посёлок или даже деревня, где ты живёшь — это лишь отражение Вечного Города на одной из стадий его развития?) Позднее этот ренегат стал Дворкиным, отцом Оберона и дедом всех принцев Амбера, которые ураганили все десять с лишним книг.

          Дворы Хаоса ренегата не простили, и тысячи лет (или десятки тысяч, или миллионы… кто вообще годы считал в отражениях?) ненавидел и пытался уничтожить Амбер, что вылилось в грандиозную войну, когда Корвин проклял свою родину, а его братия и сестрие попытались убить родственника в центре Лабиринта, и его кровь разрушила часть огненных дорожек. Война закончилась победой Амбера, но досталась дорогой ценой.

          Как Огненный Путь является проекцией Единорога, так Логрус — проекция Змея. Основное отличие — в отличие от Пути не является зафиксированным рисунком, а постоянно меняется (хаотично — как и подобает центру силы Хаоса).

          Прошедших сквозь себя Логрус тоже наделяет способностями путешествовать по Вселенной, но дополнительно активизирует способности произвольно менять облик (у каждого хаосита минимум два облика — человеческий и демонический), а также доставать предметы из Теней. Кроме того, именно пройдя Логрус Мерлин обрёл своё любимое оружие — колдовскую удавку Фракир.

          Как и Лабиринт, Логрус обладает разумом и может копировать тех, кто проходил когда-либо через него.

          Место, где в силу непонятной аномалии четыре Тени (Отражения) сходятся воедино. В результате возник природный источник-фонтан, извергающий практически чистую магию. Любой, кто искупался в источнике, значительно повышает свои магические способности, а тот, кто овладел источником, получает доступ к неимоверному могуществу. В результате вокруг источника возведена цитадель, за обладание которой вечно ведутся войны всех, кто может позволить себе позволить переброску туда армии. Учитывая же, что порох в этих местах по-прежнему не взрывается, штурмы цитадели Источника превращаются в долгое и нудное занятие.

          Средство связи и перемещения. Представляют собой набор карточек (размером с игральную карту), на которых изображены портреты или пейзажи мест, куда можно попасть. Пользователь, сосредоточившись на картинке, может либо вызвать на связь того, кто изображён на ней, либо переместиться в то место, которое нарисовано. Колоды карт, которыми пользуются амбериты, нарисованы лично Дворкиным, но потом оказывается, что рисовать их могут много кто, причём не обязательно амбериты или хаоситы (хотя наличие чистой крови Амбера или Хаоса в жилах даёт ощутимое преимущество).

          Он же Тир На Ног, цельнотянутый из ирландской мифологии. Отражение Амбера, появляющееся в небе над ним в лунные ночи. По полупризрачной лестнице туда можно войти — но лишь пока светит луна; если набежало хотя бы облачко — в городе и лестнице могут появиться дырки, через которые неосторожному путешественнику лететь до самой земли с понятными последствиями. Как и в Амбере, и Ремба, там есть свой Огненный Путь (Лабиринт), который можно пройти, обретя способности посвящённого.

          Обитают в Тир На Ног призраки, с которыми иногда можно общаться (во всяком случае, если у тебя есть рунная шпага Грейсвандир, выкованная в лунном свете на нижней ступеньке лестницы, ведущей в Тир На Ног). Речи призраков темны и странны, но иногда полезны. Иногда оттуда можно даже что-то принести — но последствия за свой счёт.

          Находится на морском дне близ настоящего Амбера [1] . С городом связан лестницей, начинающейся на побережье близ Амбера. Тот, кто идёт по лестнице, не испытывает неудобств из-за давления воды и может спокойно ей дышать, но стоит сделать шаг в сторону — и неосторожный или захлебнётся, или будет раздавлен водной толщей, если успел зайти слишком глубоко. В самом Ребма тоже можно спокойно дышать водой и ходить по дну — но если есть желание, то можно и поплыть.

          Правит Ребма королева Мойре. Она издавна пытается овладеть тайной Лабиринта, но всё, чего она добилась — это жестокой гибели тех своих подданных, кто рискнул вступить на огненные дорожки Лабиринта. Хотя в целом Ребма — затянутое тиной захолустье, королевство достаточно сильно, чтобы создать проблемы самому Амберу (что в итоге сохранило жизнь Рендому, женившемуся на дворянке из Ремба: Эрик, вынужденный постоянно отбивать атаки сил Хаоса по Чёрной Дороге, не рискнул ссориться ещё и с подводным королевством).

          Одно из Отражений, расположенных неподалёку от Амбера. Какое-то время там правил Корвин: король Оберон, чтобы его детки не маялись дурью и не интриговали против него, поощрял их отправляться в Тени и искать там себе королевства по вкусу. Из-за того, что Авалоном правил принц Амбера, королевство начало отбрасывать свои Тени — в том числе и на нашу Землю. В итоге хотя оригинал и был уничтожен, но Корвин смог отыскать во вселенной достаточно точную копию (по сути — тот же город, в котором живут другие люди).

          В основном безвредна. Вода есть. Воздух есть. Полезные ископаемые есть. Населена человеками и случайно приблудившимися порождениями Амбера и Хаоса… Действительно, по не совсем понятной причине любима амберитами, которые тут живут, учатся, и развлекаются. Здесь жил страдающий амнезией Корвин, здесь учились Мерлин и Ринадльдо, здесь же предпочитает отдыхать и снимать мужиков Флоримель. В общем, если два члена королевской семьи Амбера и могут где-то случайно встретиться — то именно на Земле.

          От Амбера Земля расположена не так далеко, но всё-таки обладает некоторыми отличиями. В частности, у нас взрывается порох, а не ювелирный порошок из Авалона.

          … У нас? А наша ли эта Земля? Кое-какие детали упорно не стыкуются с нашим миром. Не исключено, что та Земля, которая описана в книгах — это не наш мир, а ближайшее к нему отражение.

          Время от времени Колесо способно потягаться даже с Лабиринтом и Логрусом. В основном это происходит из-за того, что Логурс и Лабиринт от начала времён соперничают, но почти равны по силам — и потому взаимно блокируют друг друга, давая Колесу свободу для манёвра.

          Покойный Желязны был человеком начитанным, поэтому наполнил цикл отсылками ко всему, чему только можно — от классической литературы до фольклора, мифологии религии и мистицизма:

          Читайте также: