Школа баухауз структура учебы

Обновлено: 05.07.2024

Конечной целью всякой творческой деятельности является здание! Украшение здания было некогда самой благородной задачей изобразительных искусств. Они были неотъемлемыми составными частями великого зодчества. Ныне они оказались в плену самодовольной обособленности, и спасти их может лишь сотрудничество и взаимовлияние всех мастеров. Архитекторы, живописцы и скульпторы должны заново изучить и постичь многогранный образ здания в его целостности и в его элементах. И тогда в их творения вернется дух архитектоники, утраченный в салонном искусстве.

Манифест Вальтера Гропиуса и гравюра художника Лионеля Фейнингер | Источник: archive.thulb.uni-jena.de

Так давайте же создадим новый цех ремесленников без табели о рангах, которая воздвигала бы стену высокомерия между художниками и ремесленниками! Давайте придумаем и построим новое здание будущего, где в едином облике выступит всё — архитектура, ваяние и живопись. И когда-нибудь миллионы рук ремесленников поднимут к небу хрустальный символ новой грядущей веры.

Вальтер Гропиус

Искусство превыше всех методик. Нельзя научить искусству, но можно обучить ремеслу. Архитекторы, живописцы, скульпторы — это мастера в первичном значении слова. И потому для всякого художественного творчества необходимо основательное образование учащихся в мастерских, экспериментальных лабораториях и ателье. Постепенно будут расширяться собственные мастерские; со сторонними мастерскими будут заключены договоры о прохождении в них учебной практики.

Способ обучения вытекает из сути мастерской:

— овладение мастерством, органическое создание рукотворных форм;

— отказ от всяческих клише, творческое отношение к работе, свобода индивидуальности, но и строгое обучение;

— совместная работа учащихся и мастеров;

— работа на заказ, в том числе и для учащихся;

— совместное планирование на долгосрочную перспективу масштабных утопических строительных проектов — народных и культовых сооружений; сотрудничество в этих проектах всех мастеров и учащихся — архитекторов, живописцев, скульпторов — с целью постепенного согласования всех элементов и частей, относящихся к зданию;

— постоянный контакт с лидерами отечественных ремесел и индустрии;

— участие в общественной жизни, связь с народом через организацию выставок и других публичных мероприятий;

— экспериментирование в области выставочного дела с целью создания экспозиций, где живопись и ваяние будут представлены в архитектоническом обрамлении;

— поощрение и укрепление дружеского общения мастеров с учащимися вне мастерской; посещение театральных спектаклей, лекций, поэтических чтений, музыкальных праздников, концертов и маскарадов; сочинение праздничного ритуала этих мероприятий.

Объем обучения

и все ремесленные отрасли изобразительных искусств.

Учащиеся получают образование как мастера-ремесленники (1), чертежники, рисовальщики и живописцы (2), теоретики в области строительства (3).

1. Обучение ремеслу происходит в собственных мастерских Школы (их число будет постепенно возрастать) или в сторонних мастерских, с которыми будут заключаться соответствующие договоры. Обучение могут проходить:

а) скульпторы, каменотесы, штукатуры, резчики по дереву, керамисты и литейщики гипса;

б) кузнецы, слесари, литейщики, токари;

г) художники-декораторы, живописцы по стеклу, мозаичисты и эмальеры;

д) граверы-офортисты, граверы по дереву, литографы, печатники эстампов;

2. Обучение черчению, рисованию и живописи включает следующие дисциплины:

а) свободные зарисовки по памяти и воображению;

б) рисование и живопись (портреты, обнаженная натура и животные, а также пейзажи, фигуры, растения и натюрморты);

г) создание фресок и иконостасов, станковая живопись;

д) проектирование орнаментов;

е) проектирование шрифтов;

ж) черчение конструкций и проекций;

з) проектирование архитектурных и садовых сооружений и интерьеров;

и) проектирование мебели и утвари.

3. Научно-теоретическое образование включает следующие дисциплины:

а) история искусства, понимаемая не как история стилей, но как развитие способов и технических приемов работы;

в) анатомия — на живых моделях;

г) физико-химическая теория цвета;

д) рациональный метод живописи;

е) основные понятия бухгалтерии, порядок и условия заключения договоров;

ж) отдельные доклады по вопросам искусства и науки, вызывающие всеобщий интерес.

Ступени образования

I. Курс для учеников.

II. Курс для подмастерьев.

III. Курс для молодых мастеров.

Узкая специализация возможна по усмотрению отдельных мастеров в рамках общей программы и плана распределения работ, составляемого заново для каждого семестра.

Чтобы обеспечить учащимся максимально разностороннее техническое и художественное образование, расписание составляется таким образом, чтобы каждый будущий архитектор, художник или скульптор смог посещать часть занятий на других курсах.

Прием

Баухауз — самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века. За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.

Баухауз в Веймаре 1919-1925

Здание Баухауз в Вемайре

Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Баухауз

Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

студенты школы Баухауз

студенты школы Баухауз

студенты школы Баухауз

студенты школы Баухауз

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Баухауз

Баухауз

Баухауз

Баухауз, Gerhard Marcks

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом — занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.

Баухауз

Диаграмма Гропиуса

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.

Студенты Баухауз

Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.

баухауз

баухауз

баухауз

баухауз

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 — художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.

Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923

Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923

Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.

Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Баухауз, Театральный курс

Баухауз, Театральный курс

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы — все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже рассказывали о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.

Студенты Баухауз

Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Баухауз в Дессау 1925-1931

Здание школы со стороны входа Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа





Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год — к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.

Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало — в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.

Bauhaus, Баухауз

Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Закрытие Баухауза

Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял Людвиг Мис ван дер Роэ .

Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Почему Баухауз так важен?

Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.

Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше

Смотреть

Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:

на английском

— Документальный фильм DW Documentary 2019 года. Три сорокаминутные серии рассказывают о применении идей Баухауза его последователями в современном мире;

Читать

— Книги и журналы Баухауза в открытом доступе ;

— Наша статья про историю Баухауза и культовые объекты, созданные в его стенах;

— Биография Людвига ван дер Роэ , выдающегося архитектора и последнего директора Баухауза;

— Интервью директора Фонда Баухауза в Дессау Филиппа Освальта . О работе Фонда, популяризации и осмыслении идей Баухауза в контексте современной культуры;

на английском

Конспект лекции об истории высшей школы строительства и конструирования Баухаус, оказавшей значительное влияние на современную архитектуру и промышленный дизайн.



С чего на­ча­лась идея шко­лы но­во­го типа?

Про­изо­шед­шая в кон­це во­сем­на­дца­то­го века про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция пло­хо со­че­та­лась с тра­ди­ци­он­ной эс­те­ти­кой. Про­из­вод­ство пред­ме­тов по­все­днев­но­го спро­са, одеж­ды и ме­бе­ли ушло на фаб­ри­ки, но в их со­зда­нии участ­во­ва­ли ин­же­не­ры, в то вре­мя как ди­зай­не­ры за­ни­ма­лись лишь внеш­ним ви­дом объ­ек­тов, ко­то­рый не все­гда со­че­тал­ся с их функ­ци­о­наль­но­стью. Та­ким об­ра­зом об­ще­ство про­дол­жа­ло от­да­вать пред­по­чте­ние ве­щам, со­здан­ным руч­ным тру­дом, хотя те и были ощу­ти­мо до­ро­же.

Как по­яви­лась шко­ла?

По­сле окон­ча­ния уче­бы Валь­тер Гро­пи­ус, ос­но­ва­тель шко­лы Ба­уха­ус, ра­бо­тал в ар­хи­тек­тур­ном бюро Пе­те­ра Бе­рен­са. Од­но­вре­мен­но с ним там на­хо­ди­лись Хан­нес Май­ер и Лю­двиг Мис ван дер Роэ, ко­то­рые впо­след­ствии тоже воз­гла­вят шко­лу. Имен­но в бюро Гро­пи­ус зна­ко­мит­ся с за­рож­да­ю­щим­ся про­мыш­лен­ным ди­зай­ном.



Вой­на силь­но по­вли­я­ла на Валь­те­ра Гро­пи­уса — он был связ­ным на фрон­те, его два­жды тя­же­ло ра­ни­ли. Для него эти ис­пы­та­ния, чу­до­вищ­ный во­ен­ный быт были по­во­дом пе­ре­осмыс­лить свою жизнь и свои пред­став­ле­ния о ком­фор­те. В то же вре­мя он мно­го ду­мал о са­мом ужа­се вой­ны, о том, что она яв­ля­ет­ся кра­хом зна­ко­мой ему ци­ви­ли­за­ции. Имен­но в это вре­мя к нему при­шла идея со­зда­ния но­вой шко­лы.

Пре­по­да­ва­те­ли и дис­ци­пли­ны шко­лы

По­треб­ность в шко­ле была огром­ной, ее при­шлось от­крыть прак­ти­че­ски без под­го­тов­ки из-за боль­шо­го ко­ли­че­ства же­ла­ю­щих. Обу­че­ние в шко­ле было бес­плат­ным, Гро­пи­ус вкла­ды­вал день­ги сво­ей се­мьи.

Вто­рым че­ло­ве­ком и по­мощ­ни­ком Гро­пи­уса в шко­ле был Иоган­нес Ит­тен, швей­цар­ский ху­дож­ник и фи­ло­соф, за­ни­мав­ший­ся тео­ри­ей цве­та. Ит­тен был по­сле­до­ва­те­лем од­ной из раз­но­вид­но­сти зо­ро­аст­риз­ма, что было ти­пич­но для мно­гих твор­че­ских лю­дей на­ча­ла XX века.

Пер­вые со­здан­ные уче­ни­ка­ми пла­ны и про­ек­ты были да­ле­ки от ре­аль­но­сти. Мно­гие из ра­бот вы­гля­де­ли как игра в ку­би­ки, но имен­но это и долж­но было по­мочь уче­ни­кам рас­кре­по­стить­ся и на­чать со­зда­вать что-то но­вое. За­да­чей Ит­те­на было ду­хов­ное из­ме­не­ние его под­опеч­ных.

Гро­пи­ус уже то­гда ре­шил, что обу­че­ние долж­но на­чи­нать­ся с под­го­то­ви­тель­но­го кур­са: ис­сле­до­ва­ние ма­те­ри­а­лов, фор­мы, цве­та. Су­ще­ство­ва­ли ма­стер­ские ме­тал­ло­об­ра­бот­ки, де­ре­во­об­ра­бот­ки, тек­стиль­ная, гон­чар­ная, вит­раж­ная, книж­ная и дру­гие. Пре­по­да­ва­ние непо­сред­ствен­но ар­хи­тек­ту­ры в шко­ле на­ча­лось толь­ко в кон­це 20-х го­дов.


Ит­тен ру­ко­во­дил под­го­то­ви­тель­ным кур­сом и при­смат­ри­вал за все­ми ма­стер­ски­ми. Он на­ста­и­вал на том, что пе­ред тем, как за­ни­мать­ся ху­до­же­ствен­ным твор­че­ством, необ­хо­ди­мо ду­хов­но на­стро­ить­ся. Он ввел в учеб­ную про­грам­му рит­ми­че­ские упраж­не­ния, ды­ха­тель­ные прак­ти­ки и ме­ди­та­цию, а так­же пред­ла­гал сту­ден­там чи­тать сти­хи или петь. Так как Ит­тен был увле­чен во­сточ­ной фи­ло­со­фи­ей, он счи­тал, что стрем­ле­ние че­ло­ве­ка к внеш­не­му, на­уч­но-тех­ни­че­ско­му про­грес­су, необ­хо­ди­мо урав­нять раз­ви­ти­ем в уче­ни­ках внут­рен­них ка­честв. Сам Ит­тен стре­мил­ся к про­свет­ле­нию, пред­по­чи­тал но­сить со­здан­ную им са­мим одеж­ду и был ве­ге­та­ри­ан­цем. Вслед за ним мно­гие уче­ни­ки так­же от­ка­за­лись от мяса.

Пер­вые годы в шко­ле были экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми: с од­ной сто­ро­ны рас­смат­ри­ва­лись воз­мож­ные тех­ни­ки и ма­те­ри­а­лы, с дру­гой — по­яв­ля­лись но­вые ре­ше­ния.

В шко­лу ста­ра­лись при­вле­кать как мож­но боль­ше сто­рон­ни­ков, устра­и­вая ме­ро­при­я­тия и вы­ступ­ле­ния. При Ба­уха­у­се ра­бо­та­ла те­ат­раль­ная ма­стер­ская, де­я­тель­ность ко­то­рой тоже была на­прав­ле­на на ду­хов­ное пре­об­ра­же­ние сту­ден­тов.


Что со­зда­ла шко­ла?

Со вре­ме­нем из шко­лы ухо­дит про­грам­ма, при­ду­ман­ная Ит­те­ном, усту­пая свое ме­сто кон­струк­ти­вист­ской прак­ти­ке. Сту­ден­ты, ра­бо­тая с раз­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, пы­та­ют­ся че­рез фор­му най­ти свой­ства этих ве­ществ. Мно­гие ра­бо­ты уче­ни­ков сра­зу же па­тен­ту­ют­ся и вы­пус­ка­ют­ся на ры­нок. Од­ной из успеш­ней­ших сту­ден­ток того пе­ри­о­да яв­ля­ет­ся Ма­ри­ан­на Брандт, при­ду­мав­шая про­то­ти­пы со­вре­мен­ной под­вес­ной люст­ры и лам­пы на гну­щей­ся нож­ке. Ва­ри­ан­ты этих пред­ме­тов вы­пус­ка­ют­ся до сих пор.



Пе­ре­езд из Вей­ма­ра в Дес­сау и сме­на ру­ко­вод­ства

В этот пе­ри­од на­чи­на­ет­ся по­иск по­кро­ви­те­ля Ба­уха­у­са. Бле­стя­щий пре­по­да­ва­тель­ский со­став, ин­те­рес пуб­ли­ки и но­вые от­кры­тия поз­во­ля­ли шко­ле вы­би­рать. Так в 1925 году она пе­ре­еха­ла в Дес­сау.

Шко­ле была вы­де­ле­на зем­ля, что поз­во­ли­ло соз­дать но­вое зда­ние в пол­ном со­от­вет­ствии с нуж­да­ми. Оно де­ли­лось на три ча­сти: клас­сы, ма­стер­ские и об­ще­жи­тие. Фо­то­гра­фии шко­лы пуб­ли­ко­ва­лись во всех ар­хи­тек­тур­ных жур­на­лах по все­му миру.


В 1928 году ме­сто ру­ко­во­ди­те­ля шко­лы за­ни­ма­ет Хан­нес Май­ер. Он, как че­ло­век под­хо­дя­ще­го кру­га, а так­же прак­ти­ку­ю­щий ар­хи­тек­тор, по­ка­зал­ся Гро­пи­усу наи­бо­лее до­стой­ной кун­ди­да­ту­рой.

С са­мо­го на­ча­ла Гро­пи­ус воз­дер­жи­вал­ся от ак­тив­ной по­ли­ти­че­ской по­зи­ции — шко­ле нуж­на была под­держ­ка со всех сто­рон, по­это­му при­хо­ди­лось идти на ком­про­мис­сы. Од­на­ко, Май­ер был со­ци­а­ли­стом и мно­гие сту­ден­ты и пре­по­да­ва­те­ли на­ча­ли по­се­щать ма­ни­фе­ста­ции и ми­тин­ги. Это вы­зы­ва­ло недо­воль­ство у го­род­ских вла­стей.

Ба­уха­ус на­чи­на­ет со­труд­ни­чать с фаб­ри­кой, вы­пус­ка­ю­щей обои. Од­но­тон­ные и с раз­ной фак­ту­рой эти на­стен­ные по­кры­тия в то вре­мя поль­зо­ва­лись огром­ным успе­хом и до сих пор не те­ря­ют сво­ей ак­ту­аль­но­сти.

По­след­ние годы ра­бо­ты шко­лы

В 1930 году Май­е­ра сме­ня­ет Лю­двиг Мис ван дер Роэ. Сту­ден­ты — по­клон­ни­ки Май­е­ра — не при­ни­ма­ют Мис ван дер Роэ. Тот в от­вет за­кры­ва­ет Ба­уха­ус, уволь­ня­ет весь пре­по­да­ва­тель­ский со­став и от­чис­ля­ет уча­щих­ся. За­тем он от­кры­ва­ет шко­лу вновь и при­ни­ма­ет лишь тех, кто офи­ци­аль­но со­гла­сен с его на­зна­че­ни­ем. До­ста­точ­но боль­шое ко­ли­че­ство уче­ни­ков воз­вра­ща­ет­ся об­рат­но.

Мис ван дер Роэ мно­го ра­бо­та­ет с Лили Райх. Она на­чи­на­ла с ди­зай­на жен­ско­го бе­лья, но со­вре­мен­ные ис­то­ри­ки счи­та­ют, что вли­я­ние Райх в их ра­бо­те до­ми­ни­ро­ва­ло — имен­но она от­ве­ча­ла за вы­став­ки и по­иск кли­ен­тов, но в 30-е годы было не при­ня­то упо­ми­нать жен­щин как со­ав­то­ров.

Мис ван дер Роэ сдви­га­ет фо­кус вни­ма­ния на ар­хи­тек­ту­ру, учит про­ек­ти­ро­вать, да­вая прин­ци­пи­аль­но неболь­шие за­да­ния, на­хо­дит за­ка­зы, за­бо­тит­ся о про­да­же па­тен­тов, от­ве­чая за все до­хо­ды шко­лы.

В Дес­сау в ре­зуль­та­те вы­бо­ров к вла­сти при­хо­дят уль­тра­пра­вые, и шко­ле при­хо­дит­ся пе­ре­ехать в Бер­лин.

Ба­уха­ус в мире

В кон­це 30-х го­дов была по­пыт­ка от­крыть шко­лу в Чи­ка­го, но она не уда­лась. Гро­пи­ус и Брёй­ер ак­тив­но ра­бо­та­ли в Аме­ри­ке, как и мно­гие дру­гие. В Ев­ро­пе со­вре­мен­ное дви­же­ние стро­и­лось во­круг со­ци­а­лиз­ма, в Аме­ри­ке же все упи­ра­лось в биз­нес, что поз­во­ля­ло ди­зай­не­рам и ар­хи­тек­то­рам Но­вой шко­лы боль­ше стро­ить. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная ра­бо­чая сила, боль­шая твор­че­ская сво­бо­да — всё это было бла­го­дат­ной поч­вой для ра­бо­ты.


Преподаватели Баухауса на крыше школы в Веймаре. 1920 годСлева направо: Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брёйер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штёльцль, Оскар Шлеммер. Getty Images

Учебная программа состояла из трех курсов и представляла собой нечто совершенно новое. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах (ученики изучали функции дополнительных цветов, психофизическое воздействие различных форм и колористических решений). Затем шел прак­ти­ческий курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. На треть­ем, строительном курсе работали на строительной площадке. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы пред­от­вратить копирование и стилистические заимствования.





Марианна Брандт. Чайник из латуни, покрытой серебром, с ручкой из черного дерева и крестообразным основанием. 1934 год Bridgeman Images / Fotodom

Школа просуществовала до 1933 года: с приходом к власти национал-социа­листов она была закрыта, но бывшие преподаватели и их многочисленные последователи еще долго использовали разработанные в Баухаусе методы. Баухаус оказал огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, и все же дисциплиной, объединявшей все направления эксперимента, оставалась именно архитектура. На примере пяти проектов мы объясним, как главные открытия Баухауса изменили представления о современной городской среде, архитектуре, дизайне и творчестве в целом.

1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)




В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, свое­го рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркива­лись чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.

Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невоз­можно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и препо­да­вателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыха­тельных упражнений и медитаций); — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.

2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932–1933)


Дом Cонневелда. 1930-е годы The New Institute Collection, BIHS

Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — при­думанные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась реклама. Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика. Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.

Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда —совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и радикально новые, граничащие с эпатажем вещи. Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготов­лена по индивидуаль­ному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех ком­натах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.

Многое в проекте дома было вдохновлено путешествиями на лайнерах Holland America Line (вроде Nieuw Amsterdam) — от сантехники American Standard и пульмановских кресел В 1867 году американский изобретатель Джордж Пульман основал компанию про производству пассажирских вагонов повышенной комфортности — с роскошными креслами, а также спальными купе, обстав­ленными не хуже номеров в дорогих отелях. до музыкальных проигрывателей. Планировка здания отталкивается от будничной жизни респектабельной семьи: в доме предусмо­трены зона для прислуги, приемная и гараж. Хозяйские ванная и гардеробная по площади значительно превосходят остальные комнаты. В Баухаусе наде­ялись, что благоустроенная современная кухня облегчит труд женщины, но в случае с домом Сонневелда хозяйка не нуждалась в освобо­ждении от работы: ее выполняла кухарка.

3. Генеральный план Биробиджана (1933)


В СССР знали об экспериментах Баухауса благодаря Первой выставке совре­менной архитектуры, которая прошла в Москве в 1927 году. В начале 1930-х десятки иностранных архитекторов поверили в возможность грандиозных перемен, обещанных молодым советским правительством, и начали работать над типовыми рабочими поселками на Урале и в Сибири. В условиях стреми­тельной индустриализации строительство должно было быть быстрым и эко­номным. Приглашая иностранных специалистов, советские чиновники рас­считывали на помощь в разработке новых в социальном от­но­шении типов жилья (общежития, дома культуры, многоквартирные дома с общественными хозяйственными и досуговыми зонами), на опыт стандар­тизированной за­строй­ки и создания ин­фра­структуры для поточно-конвейерного производства.



Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress

Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress

Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress

5. Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, США (1945–1951)




Читайте также: