Школа баухауз структура учебы
Обновлено: 05.07.2024
Конечной целью всякой творческой деятельности является здание! Украшение здания было некогда самой благородной задачей изобразительных искусств. Они были неотъемлемыми составными частями великого зодчества. Ныне они оказались в плену самодовольной обособленности, и спасти их может лишь сотрудничество и взаимовлияние всех мастеров. Архитекторы, живописцы и скульпторы должны заново изучить и постичь многогранный образ здания в его целостности и в его элементах. И тогда в их творения вернется дух архитектоники, утраченный в салонном искусстве.
Манифест Вальтера Гропиуса и гравюра художника Лионеля Фейнингер | Источник: archive.thulb.uni-jena.de
Так давайте же создадим новый цех ремесленников без табели о рангах, которая воздвигала бы стену высокомерия между художниками и ремесленниками! Давайте придумаем и построим новое здание будущего, где в едином облике выступит всё — архитектура, ваяние и живопись. И когда-нибудь миллионы рук ремесленников поднимут к небу хрустальный символ новой грядущей веры.
Вальтер Гропиус
Искусство превыше всех методик. Нельзя научить искусству, но можно обучить ремеслу. Архитекторы, живописцы, скульпторы — это мастера в первичном значении слова. И потому для всякого художественного творчества необходимо основательное образование учащихся в мастерских, экспериментальных лабораториях и ателье. Постепенно будут расширяться собственные мастерские; со сторонними мастерскими будут заключены договоры о прохождении в них учебной практики.
Способ обучения вытекает из сути мастерской:
— овладение мастерством, органическое создание рукотворных форм;
— отказ от всяческих клише, творческое отношение к работе, свобода индивидуальности, но и строгое обучение;
— совместная работа учащихся и мастеров;
— работа на заказ, в том числе и для учащихся;
— совместное планирование на долгосрочную перспективу масштабных утопических строительных проектов — народных и культовых сооружений; сотрудничество в этих проектах всех мастеров и учащихся — архитекторов, живописцев, скульпторов — с целью постепенного согласования всех элементов и частей, относящихся к зданию;
— постоянный контакт с лидерами отечественных ремесел и индустрии;
— участие в общественной жизни, связь с народом через организацию выставок и других публичных мероприятий;
— экспериментирование в области выставочного дела с целью создания экспозиций, где живопись и ваяние будут представлены в архитектоническом обрамлении;
— поощрение и укрепление дружеского общения мастеров с учащимися вне мастерской; посещение театральных спектаклей, лекций, поэтических чтений, музыкальных праздников, концертов и маскарадов; сочинение праздничного ритуала этих мероприятий.
Объем обучения
и все ремесленные отрасли изобразительных искусств.
Учащиеся получают образование как мастера-ремесленники (1), чертежники, рисовальщики и живописцы (2), теоретики в области строительства (3).
1. Обучение ремеслу происходит в собственных мастерских Школы (их число будет постепенно возрастать) или в сторонних мастерских, с которыми будут заключаться соответствующие договоры. Обучение могут проходить:
а) скульпторы, каменотесы, штукатуры, резчики по дереву, керамисты и литейщики гипса;
б) кузнецы, слесари, литейщики, токари;
г) художники-декораторы, живописцы по стеклу, мозаичисты и эмальеры;
д) граверы-офортисты, граверы по дереву, литографы, печатники эстампов;
2. Обучение черчению, рисованию и живописи включает следующие дисциплины:
а) свободные зарисовки по памяти и воображению;
б) рисование и живопись (портреты, обнаженная натура и животные, а также пейзажи, фигуры, растения и натюрморты);
г) создание фресок и иконостасов, станковая живопись;
д) проектирование орнаментов;
е) проектирование шрифтов;
ж) черчение конструкций и проекций;
з) проектирование архитектурных и садовых сооружений и интерьеров;
и) проектирование мебели и утвари.
3. Научно-теоретическое образование включает следующие дисциплины:
а) история искусства, понимаемая не как история стилей, но как развитие способов и технических приемов работы;
в) анатомия — на живых моделях;
г) физико-химическая теория цвета;
д) рациональный метод живописи;
е) основные понятия бухгалтерии, порядок и условия заключения договоров;
ж) отдельные доклады по вопросам искусства и науки, вызывающие всеобщий интерес.
Ступени образования
I. Курс для учеников.
II. Курс для подмастерьев.
III. Курс для молодых мастеров.
Узкая специализация возможна по усмотрению отдельных мастеров в рамках общей программы и плана распределения работ, составляемого заново для каждого семестра.
Чтобы обеспечить учащимся максимально разностороннее техническое и художественное образование, расписание составляется таким образом, чтобы каждый будущий архитектор, художник или скульптор смог посещать часть занятий на других курсах.
Прием
Баухауз — самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века. За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.
В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.
Баухауз в Веймаре 1919-1925
Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году
25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.
Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году
Подход к отбору и обучению студентов
Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.
Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.
Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.
Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.
Учебная программа Баухауза в Веймаре
Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом — занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.
Диаграмма Гропиуса
Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.
Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.
Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931
Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.
Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.
После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 — художник и дизайнер Джозеф Альберс.
Выставка 1923 года в Веймаре
Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.
Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923
Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.
Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома
Театральный курс
Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.
Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.
Работа курсов
У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы — все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже рассказывали о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.
Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.
Танцы нон-стоп
В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.
Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель
Баухауз в Дессау 1925-1931
Здание школы со стороны входа Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа
Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год — к 1926 году.
В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.
Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929
В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало — в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.
Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза
Закрытие Баухауза
Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял Людвиг Мис ван дер Роэ .
Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.
Почему Баухауз так важен?
Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.
Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше
Смотреть
Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:
на английском
— Документальный фильм DW Documentary 2019 года. Три сорокаминутные серии рассказывают о применении идей Баухауза его последователями в современном мире;
Читать
— Книги и журналы Баухауза в открытом доступе ;
— Наша статья про историю Баухауза и культовые объекты, созданные в его стенах;
— Биография Людвига ван дер Роэ , выдающегося архитектора и последнего директора Баухауза;
— Интервью директора Фонда Баухауза в Дессау Филиппа Освальта . О работе Фонда, популяризации и осмыслении идей Баухауза в контексте современной культуры;
на английском
Конспект лекции об истории высшей школы строительства и конструирования Баухаус, оказавшей значительное влияние на современную архитектуру и промышленный дизайн.
С чего началась идея школы нового типа?
Произошедшая в конце восемнадцатого века промышленная революция плохо сочеталась с традиционной эстетикой. Производство предметов повседневного спроса, одежды и мебели ушло на фабрики, но в их создании участвовали инженеры, в то время как дизайнеры занимались лишь внешним видом объектов, который не всегда сочетался с их функциональностью. Таким образом общество продолжало отдавать предпочтение вещам, созданным ручным трудом, хотя те и были ощутимо дороже.
Как появилась школа?
После окончания учебы Вальтер Гропиус, основатель школы Баухаус, работал в архитектурном бюро Петера Беренса. Одновременно с ним там находились Ханнес Майер и Людвиг Мис ван дер Роэ, которые впоследствии тоже возглавят школу. Именно в бюро Гропиус знакомится с зарождающимся промышленным дизайном.
Война сильно повлияла на Вальтера Гропиуса — он был связным на фронте, его дважды тяжело ранили. Для него эти испытания, чудовищный военный быт были поводом переосмыслить свою жизнь и свои представления о комфорте. В то же время он много думал о самом ужасе войны, о том, что она является крахом знакомой ему цивилизации. Именно в это время к нему пришла идея создания новой школы.
Преподаватели и дисциплины школы
Потребность в школе была огромной, ее пришлось открыть практически без подготовки из-за большого количества желающих. Обучение в школе было бесплатным, Гропиус вкладывал деньги своей семьи.
Вторым человеком и помощником Гропиуса в школе был Иоганнес Иттен, швейцарский художник и философ, занимавшийся теорией цвета. Иттен был последователем одной из разновидности зороастризма, что было типично для многих творческих людей начала XX века.
Первые созданные учениками планы и проекты были далеки от реальности. Многие из работ выглядели как игра в кубики, но именно это и должно было помочь ученикам раскрепоститься и начать создавать что-то новое. Задачей Иттена было духовное изменение его подопечных.
Гропиус уже тогда решил, что обучение должно начинаться с подготовительного курса: исследование материалов, формы, цвета. Существовали мастерские металлообработки, деревообработки, текстильная, гончарная, витражная, книжная и другие. Преподавание непосредственно архитектуры в школе началось только в конце 20-х годов.
Иттен руководил подготовительным курсом и присматривал за всеми мастерскими. Он настаивал на том, что перед тем, как заниматься художественным творчеством, необходимо духовно настроиться. Он ввел в учебную программу ритмические упражнения, дыхательные практики и медитацию, а также предлагал студентам читать стихи или петь. Так как Иттен был увлечен восточной философией, он считал, что стремление человека к внешнему, научно-техническому прогрессу, необходимо уравнять развитием в учениках внутренних качеств. Сам Иттен стремился к просветлению, предпочитал носить созданную им самим одежду и был вегетарианцем. Вслед за ним многие ученики также отказались от мяса.
Первые годы в школе были экспериментальными: с одной стороны рассматривались возможные техники и материалы, с другой — появлялись новые решения.
В школу старались привлекать как можно больше сторонников, устраивая мероприятия и выступления. При Баухаусе работала театральная мастерская, деятельность которой тоже была направлена на духовное преображение студентов.
Что создала школа?
Со временем из школы уходит программа, придуманная Иттеном, уступая свое место конструктивистской практике. Студенты, работая с разными материалами, пытаются через форму найти свойства этих веществ. Многие работы учеников сразу же патентуются и выпускаются на рынок. Одной из успешнейших студенток того периода является Марианна Брандт, придумавшая прототипы современной подвесной люстры и лампы на гнущейся ножке. Варианты этих предметов выпускаются до сих пор.
Переезд из Веймара в Дессау и смена руководства
В этот период начинается поиск покровителя Баухауса. Блестящий преподавательский состав, интерес публики и новые открытия позволяли школе выбирать. Так в 1925 году она переехала в Дессау.
Школе была выделена земля, что позволило создать новое здание в полном соответствии с нуждами. Оно делилось на три части: классы, мастерские и общежитие. Фотографии школы публиковались во всех архитектурных журналах по всему миру.
В 1928 году место руководителя школы занимает Ханнес Майер. Он, как человек подходящего круга, а также практикующий архитектор, показался Гропиусу наиболее достойной кундидатурой.
С самого начала Гропиус воздерживался от активной политической позиции — школе нужна была поддержка со всех сторон, поэтому приходилось идти на компромиссы. Однако, Майер был социалистом и многие студенты и преподаватели начали посещать манифестации и митинги. Это вызывало недовольство у городских властей.
Баухаус начинает сотрудничать с фабрикой, выпускающей обои. Однотонные и с разной фактурой эти настенные покрытия в то время пользовались огромным успехом и до сих пор не теряют своей актуальности.
Последние годы работы школы
В 1930 году Майера сменяет Людвиг Мис ван дер Роэ. Студенты — поклонники Майера — не принимают Мис ван дер Роэ. Тот в ответ закрывает Баухаус, увольняет весь преподавательский состав и отчисляет учащихся. Затем он открывает школу вновь и принимает лишь тех, кто официально согласен с его назначением. Достаточно большое количество учеников возвращается обратно.
Мис ван дер Роэ много работает с Лили Райх. Она начинала с дизайна женского белья, но современные историки считают, что влияние Райх в их работе доминировало — именно она отвечала за выставки и поиск клиентов, но в 30-е годы было не принято упоминать женщин как соавторов.
Мис ван дер Роэ сдвигает фокус внимания на архитектуру, учит проектировать, давая принципиально небольшие задания, находит заказы, заботится о продаже патентов, отвечая за все доходы школы.
В Дессау в результате выборов к власти приходят ультраправые, и школе приходится переехать в Берлин.
Баухаус в мире
В конце 30-х годов была попытка открыть школу в Чикаго, но она не удалась. Гропиус и Брёйер активно работали в Америке, как и многие другие. В Европе современное движение строилось вокруг социализма, в Америке же все упиралось в бизнес, что позволяло дизайнерам и архитекторам Новой школы больше строить. Квалифицированная рабочая сила, большая творческая свобода — всё это было благодатной почвой для работы.
Преподаватели Баухауса на крыше школы в Веймаре. 1920 годСлева направо: Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брёйер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штёльцль, Оскар Шлеммер. Getty Images
Учебная программа состояла из трех курсов и представляла собой нечто совершенно новое. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах (ученики изучали функции дополнительных цветов, психофизическое воздействие различных форм и колористических решений). Затем шел практический курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. На третьем, строительном курсе работали на строительной площадке. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы предотвратить копирование и стилистические заимствования.
Марианна Брандт. Чайник из латуни, покрытой серебром, с ручкой из черного дерева и крестообразным основанием. 1934 год Bridgeman Images / Fotodom
Школа просуществовала до 1933 года: с приходом к власти национал-социалистов она была закрыта, но бывшие преподаватели и их многочисленные последователи еще долго использовали разработанные в Баухаусе методы. Баухаус оказал огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, и все же дисциплиной, объединявшей все направления эксперимента, оставалась именно архитектура. На примере пяти проектов мы объясним, как главные открытия Баухауса изменили представления о современной городской среде, архитектуре, дизайне и творчестве в целом.
1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)
В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, своего рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.
Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невозможно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и преподавателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыхательных упражнений и медитаций); — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.
2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932–1933)
Дом Cонневелда. 1930-е годы The New Institute Collection, BIHS
Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — придуманные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась реклама. Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика. Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.
Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда —совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и радикально новые, граничащие с эпатажем вещи. Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготовлена по индивидуальному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех комнатах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.
Многое в проекте дома было вдохновлено путешествиями на лайнерах Holland America Line (вроде Nieuw Amsterdam) — от сантехники American Standard и пульмановских кресел В 1867 году американский изобретатель Джордж Пульман основал компанию про производству пассажирских вагонов повышенной комфортности — с роскошными креслами, а также спальными купе, обставленными не хуже номеров в дорогих отелях. до музыкальных проигрывателей. Планировка здания отталкивается от будничной жизни респектабельной семьи: в доме предусмотрены зона для прислуги, приемная и гараж. Хозяйские ванная и гардеробная по площади значительно превосходят остальные комнаты. В Баухаусе надеялись, что благоустроенная современная кухня облегчит труд женщины, но в случае с домом Сонневелда хозяйка не нуждалась в освобождении от работы: ее выполняла кухарка.
3. Генеральный план Биробиджана (1933)
В СССР знали об экспериментах Баухауса благодаря Первой выставке современной архитектуры, которая прошла в Москве в 1927 году. В начале 1930-х десятки иностранных архитекторов поверили в возможность грандиозных перемен, обещанных молодым советским правительством, и начали работать над типовыми рабочими поселками на Урале и в Сибири. В условиях стремительной индустриализации строительство должно было быть быстрым и экономным. Приглашая иностранных специалистов, советские чиновники рассчитывали на помощь в разработке новых в социальном отношении типов жилья (общежития, дома культуры, многоквартирные дома с общественными хозяйственными и досуговыми зонами), на опыт стандартизированной застройки и создания инфраструктуры для поточно-конвейерного производства.
Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress
Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress
Тель-Авив. 1930-е–1940-е годы Taken either by the American Colony Photo Department or its successor, the Matson Photo Service / Library of Congress
5. Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, США (1945–1951)
Читайте также: