Профилактика нарушений слуха у детей в доу

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10

Выступление на районном методическом объединении по теме

«Классификации нарушений слуха.

Причины нарушений слуха.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 10

Классификации нарушений слуха.

До 20 века существова л ряд классификаций, построенных на практическом опыте учителей и врачей (Д. Кардано, 16 в.; Р. Сикар, 18 в.; В. И. Флери и др.) однако они были односторонними: предлагали дифференцировать детей или только по степени нарушения слуха, или только по уровню развития речи, или по степени сохранности у глухих интеллекта.

Классификация Л.В.Неймана.

Наиболее полное представление о состоянии слуха глухих и слабослышащих дает классификация Льва Владимировича Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком со­стоянии слуха. Слух детей исследуется с помощью речи и метода тональной аудиометрии.

В результате он разделил нарушения слуха на два вида: тугоухость и глухоту. Тугоухость – снижение слуха, при котором восприятие речи и самостоятельное овладение ей затруднено, но возможно.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости

Л.В.Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).

Л.В. Нейман выделяет три степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ – ребёнок воспринимает разговорную речь на расстоянии 1-2 метра.

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ - ребёнок слышит речь на расстоянии до 1 м, общение затруднено.

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ – речевое общение практически невозможно, ребёнок плохо воспринимает речь у самого уха.

Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребенка уже при снижении слуха на 15–20 дБ. Это состояние слуха Л. В. Ней­ман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным.

В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц (гудок паровоза).

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц (громкий крик, удары в барабан).

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц (звучания музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, бытовые шумы – звонок в дверь, звучание телефона и др.).

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше (некоторые речевые звучания – хорошо знакомые громкие короткие слова).

Таким образом , все глухие дети имеют большие или меньшие ос­татки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важ­ную роль в процессе формирования устной речи.

Единая Международная классификация степеней тугоухости.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей в медицинских учреждениях используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с этой классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.

1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;

2-я степень — от 40 до 55 дБ;

3-я степень — от 55 до 70 дБ;

4-я степень — от 70 до 90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Четыре концептуальные основы классификации Р.М. Боскис.

Автором психолого-педагогической классификации является Рахиль Марковна Боскис (1902–1976), д.п.н., профессор, ученица Л. С. Выготского. При создании своей классификации Р.М. Боскис опиралась на учение Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии ребенка с нарушениями слуха.

Критерии психолого-педагогической типологии Р.М. Боскис:

1. Нарушение слухового анализатора у ребенка (влияет на ход психического развития, вызывает вторичные отклонения в развитии, прежде всего – нарушение формирования речи) необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых (приводит к проблемам устного общения).

2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения).

3. Слух и речь тесно связаны между собой: с одной стороны, нарушение слуха препятствует развитию речи, с другой – нормальное использование слуха зависит от уровня развития речи. Отсутствие или недоразвитие устной речи препятствует овладению письменной формой речи: затруднено понимание читаемого, изложение на письме собственных мыслей.

4. Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития (Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием следующих факторов: степень нарушения слуха, время потери слуха психолого-педагогические условия сопровождения ребенка после обозначившегося нарушения, индивидуальные особенности ребенка).

Опираясь на выше перечисленные положения, Р.М. Боскис выделила две группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.

Глухие – дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения).

Глухие делятся на две категории:

1-я категория – дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух-трѐх лет) – это ранооглохшие дети.

2-я категория – дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, – это позднооглохшие дети.

Слабослышащие – дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей ха­рактеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей.

1-я категория – слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи).

2-я категория – слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

На основании выделения различных групп детей с нарушения­ми речи Р. М. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования.

В соответствии с выде­ленными категориями детей были созданы различные типы школ: 1) специальная школа для глухих детей; 2) специальная школа для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: первое – для детей, владеющих развернутой речью; второе – для детей с глу­боким речевым недоразвитием. Психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис имеет важное значение также для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

Причины патологии слуха.

В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или спо­собствующих ее развитию.

Первая группа включает причины наследственного характера, которые приводят к развитию наследственной тугоухости. Наследственная тугоухость не прогрессирует и обусловлена необратимыми изменениями органа слуха. Генетические исследования выявили более 50 генов, мутации в которых могут вызывать расстройство слуха.

Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного воз­действия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отя­гощенного фона), обуславливающие появление врожденной глухоты или тугоу­хости.

Среди причин, вызывающих врожденную тугоухость, первое место занимают инфекционные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасными для органа слуха плода являются вирус краснухи, грипп , скарлатина, корь, инфекционный паротит, туберкулез , полиомиелит, токсоплазмоз, сифилис. Эти факторы могут вызывать от легкой тугоухости до полной глухоты и могут быть одно- или двусторонними.

Кроме инфекционных заболеваний, выявлены и другие причины, которые влияют на развитие органа слуха и его функцию у плода и приводят к развитию врожденной патологии слуха у ребенка: различные общесоматические и хронические заболевания матери (нефрит, сахарный диабет , тиреотоксикоз, авитаминозы, заболевания крови и др.).

Среди интоксикаций во время беременности, пагубно влияющих на функцию слухового анализатора плода, следует отметить ототоксическое действие ряда антибиотиков (стрептомицина, неомицина, мономицина, канамицина, гентамицина и др.).

Вызвать врожденную патологию слуха могут также алкогольная интоксикация, профессиональные вредности, радиационное облучение, травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы.

Важным фактором, способствующим развитию врожденной тугоухости у детей, является гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или групповой принадлежности).

К причинам врожденной тугоухости относятся также осложненные роды (асфиксия плода, травмы).

К третьей группе отнесены факторы , действующие на орган слу­ха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости .

Причины приобретен­ных нарушений слуха многообразны:

— инородные тела наружного слухового прохода (вата, бумага, мелкие детали игрушек и др.) и серные пробки, которые, полностью закрывая слуховой проход, могут привести к значительной потере слуха, особенно у детей младшего возраста;

— заболевания полости носа и носоглотки (аденоидные вегетации, острый и хронический насморк, гипертрофия носовых раковин, аллергический или вазомоторный ринит), при которых происходит полное или частичное закрытие устья слуховых труб;

— воспалительные и невоспалительные заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (наружный, катаральный и гнойный отит , БЦЖ-отит, тубоотит). Эти заболевания носят острый характер, и при своевременном лечении воспалительные явления купируются, а слуховая функция восстанавливается. Если воспалительный процесс переходит в хроническую форму, нарушение слуха становится постоянным;

— травмы наружного (проникновение в слуховой проход веток, спичек, проволоки), среднего и внутреннего уха (травмы черепа вследствие падения ребенка, дорожно-транспортные происшествия, удар головой о твердые предметы);

— инфекционные заболевания ( грипп , эпидемический паротит, энцефалит, менингит, корь, скарлатина, дифтерия, токсоплазмоз);

— поражение слуха на фоне заболеваний почек;

— поражение слуха при интоксикации антибиотиками ототоксического действия (стрептомицином, мономицином, канамицином, неомицином, гентамицином и др.).

Установление причин поражения слуха и раннее исследование слуха у детей имеют чрезвычайно важное значение с точки зрения ранней профилактики и лечения тугоухости, а главное профилактики патологических изменений речевого центра.

Выявление патологии слуха в детском возрасте затрудняется тем, что ребенок, как правило, не жалуется на тугоухость, а окружающие замечают ее тогда, когда время для эффективного лечения упущено. Если у ребенка снижен слух, то нормальные условия взаимодействия с окружающей средой нарушаются под влиянием ограниченного восприятия речи, изменяется весь ход его речевого и психического развития. Речь становится монотонной, смазанной. Изменяется и поведение ребенка. Он становится рассеянным, замкнутым, не сразу отвечает на вопросы, теряет слуховое сосредоточение. Поэтому раннее распознавание нарушений слуха у детей — один из важнейших путей предупреждения глухонемоты.

Профилактика нарушений слуха.

Профилактика тугоухости и глухоты у детей является важнейшим путем решения проблемы тугоухости.

Ведущую роль в предупреждении наследственно обусловленных форм тугоухости играют медико-генетические консультации, где члены семей, в которых имеются лица с патологией слуха, могут получить сведения относительно возможного потомства и степени риска рождения ребенка с тугоухостью.

В профилактике врожденных нарушений слуха важную роль играют мероприятия, направленные на охрану здоровья женщины во время беременности:

-регулярный врачебный контроль;

-недопущение самолечения, использование лекарственных препаратов только по назначению врача;

Ведущее место в профилактике приобретенной тугоухости занимает диспансерный метод. При обнаружении первых признаков нарушений слуха следует проконсультироваться у отоларинголога. Регулярные профилактические ЛОР-осмотры позволяют своевременно предупредить и выявить развитие тугоухости. Необходим динамический контроль за состоянием слуха ребенка, если имеется подозрение на тугоухость.

Профилактика приобретенных нарушений слуха, так же предусматривает:

- профилактику инфекционных заболеваний, заболеваний верхних дыхательных путей, отитов, аденоидитов и др., своевременное и рациональное их лечение. Предупреждение или полное устранение осложнений перенесенных заболеваний. Как известно, уши, горло и нос находятся в непосредственной близости друг от друга, и даже безобидный насморк может стать причиной отита, который, в свою очередь. При неправильном лечении может стать причиной снижения слуха.

Очень важно следить за правильным, физиологическим дыханием ребенка. Оно может нарушаться при ринитах, полипах, аденоидных разращений и др. Аденоидные разращения представляют большую опасность для слухового аппарата, так как часто сопровождаются хроническим насморком и воспалением среднего уха. Во всех этих случаях необходимо своевременное обращение к врачу-специалисту.

Соблюдение щадящего режима учебных и физических нагрузок в течение восстановительного периода после перенесенных инфекционных заболеваний. Осуществление индивидуального подхода к детям, перенесшим заболевания (в соответствии с врачебными рекомендациями).

Соблюдение рационального акустического режима в ДОУ или школе (на учебных занятиях и вне их). Предупреждение чрезмерных нагрузок на слуховое восприятие детей.

Профилактика детского травматизма (особую опасность представляют травмы в височных областях головы, повреждения наружного и среднего уха). Проведение соответствующей разъяснительной работы с родителями и детьми.

С момента рождения ребенка необходимо соблюдение гигиеничес­ких условий, направленных на его нормальное психофизическое раз­витие и повышение сопротивляемости организма к болезнетворным факторам (уход, рациональный режим сна и бодрствования, полноценное питание, закаливание и др.).

В деле предупреждения и своевременного лечения указанных за­болеваний чрезвычайно важна роль педагога и воспитателя. В их за­дачи входит: своевременное направление ребенка к врачу-специа­листу, педагогу-дефектологу, содействие распространению среди родителей правильных взглядов на предупреждение и лечение нарушений слуха у детей; помощь врачу в проведении лечебных и профилактических мероприя­тий.

Профилактика нарушения слуха, как правило, целиком ложится на плечи родителей. Прежде всего, необходимо не допустить игр маленького ребёнка с ушами. Засовывая в слуховой проход мелкие предметы, ребёнок может существенно повредить канал и барабанную перепонку.

Ни в коем случае нельзя дёргать за ухо, как инструмент наказания ребенка. Легкий надрыв, ушиб или перелом ушного хряща приводит к уродству и, нередко к глухоте.

Не следует слишком часто очищать слуховой проход от ушной серы. Она защищает ухо от влияния неблагоприятных факторов внешней среды. Попадание воды в слуховой проход во время купания или приёма ванны, также, может спровоцировать нарушение слуха. Неправильно выполненный прыжок в воду способен привести к повреждению барабанной перегородки. Кроме того, холодная вода в слуховом проходе вызывает воспалительные процессы.

Избежать попадание воды в слуховой проход очень просто, достаточно заткнуть уши при купании ватой, пропитанной маслом для тела или вазелином. Необходимо приучать ребёнка не нагружать свои уши излишне громким звуком, таким, как громкая музыка, крики.

В силах родителей привить ребенку навыки гигиены и сделать профилактику ушных заболеваний привычным делом, таким же обязательным, как и очищение зубов два раза в сутки.

Ребёнок должен с детства понимать значение здорового слуха и беречь свои уши от возможных травм и заболеваний.

Чтобы органы слуха у ребенка оставались здоровыми, родители обязательно должны соблюдать такие правила:

1. Защищать ушки ребенка от попадания воды во время купания.

У детей наружный слуховой проход очень короткий, поэтому даже небольшое количество воды может спровоцировать отит. Поэтому после купания уши необходимо насухо вытирать.

2. Не допускать травм ушной раковины.

3. Научить ребенка правильно чистить уши.

Слишком тщательно и часто это делать не рекомендуется, так как ушная сера выполняет защитные функции.

4. Не допускать сильного шумового воздействия.

Резкая мощная звуковая волна может спровоцировать кровоизлияние в ухо и даже разрыв барабанной перепонки. Особенно опасны громкие звуки для маленьких детей.

5. Проводить профилактику и лечение простудных заболеваний.

Если у ребенка появилась боль в ухе, самолечением заниматься не стоит, нужно обязательно обратиться к специалисту. Закаливание, витамины, укрепление иммунитета помогут избежать развития ушных заболеваний.

6. Профилактические прививки от кори, свинки, краснухи необходимы ребенку.

Вызванные данными заболеваниями осложнения могут привести к глухоте. Для привитых детей эти заболевания опасности не представляют.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста (продолжение)

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

На современном этапе развития общества и мегаполиса появляется большое количество детей с нарушениями слуха, что ставит необходимым вопрос определения профилактических мер, соблюдение которых снизит риск появления данной патологии.

Изучение теоретических и практических методов диагностики и профилактики нарушений слуха у детей дошкольного возраста занимались такие научные деятели, как Л.В.Нейман (1977), Боскис Р. М. (1988),Власова Т. А., Певзнер М. С. (1973) и др.

Учеными изучаются проблемы диагностики нарушения слуха, выявления причин развития глухоты и тугоухости и планирования комплекса различного рода мероприятий, направленных на предупреждение нарушения слуха детей дошкольного возраста и/или устранение факторов риска. Профилактические мероприятия, рассматриваемые специалистами — важнейшая составляющая системы охраны органов слуха, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Учеными установлено, что чтобы обезопасить ребёнка от нарушений слуха необходимо проводить за ним тщательное, постоянное наблюдение. Это обусловлено тем, что раннее обнаружение проблемы даёт больше вероятности её решения. Таким образом, ранняя диагностика является важной частью профилактики тяжёлых нарушений слуха.

Также, рассматривая профилактику нарушений слуха, необходимо обратиться к причинам вызывающим нарушения слуха. Одним из наиболее вероятных факторов возникновения врождённой глухоты является наследственная предрасположенность. Неблагоприятное течение беременности и различные отрицательные, такие как прием противопоказанных лекарств, курение, алкоголь, болезни и другие факторы, воздействующие на будущую мать, также могут привести к глухоте или тугоухости. Поэтому, предотвращая развитие слуховой патологии у ребёнка, необходимо ответственно относиться к периоду вынашивания ребенка.

Нарушения слуха могут возникнуть вследствие родовых травм, например, деформации головы ребенка при использовании щипцов, по этому, выбирая родильное учреждение необходимо убедиться в компетентности медицинских работников.

Нарушение слуховой функции чаще всего происходит в раннем детстве. Исследования Л.В.Неймана (1959) свидетельствуют о том, что в 70 % случаев потеря слуха возникает в возрасте двух-трех лет. В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается. С рождением ребёнка следует внимательно следить за ним, так как механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.) могут привести к нарушениям слуха могут. Это говорит о том, что нарушения слуха могут появиться и у здорового малыша вследствие черепно-мозговых травм, приема антибиотиков, а также таких заболеваний как корь, свинка и менингит. Острые воспалительные процессы среднего уха, заболевание носа и носоглотки (аденоидит, хронический насморк и др.) часто являются причинами стойкого снижения слуховой функции. При механических воздействиях на орган слуха, таких как попадание в уши инородных тел, травмы барабанной перепонки и наружного уха, так же возникает риск появления приобретенной тугоухости.

Зная о причинах, можно говорить о способах предупреждения приобретённых патологий слуха. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы в уши ребёнка не попадали меткие предметы и своевременно бережно удалять ушную серу из наружного уха, во избежание возникновения серной пробки, которая так же является причиной снижения слуха вследствие неверного проведения процедур гигиены или отсутствия таковых. Гигиенические процедуры не стоит проводить слишком часто, так как ушная сера защищает ухо от неблагоприятных воздействий внешней среды. При купании необходимо следить, чтобы вода не попала в ухо, чтобы исключить риск возникновения воспалительного процесса. Так же важно не переостужать органы слуха в холодную погоду и беречь от сильного ветра.

Одной из самых важных мер профилактики нарушений слуха дошкольников является ограждение уха от излишнего шума. Резкий, слишком громкий звук может вызвать как боль, так и кровоизлияние в ухо, что так же может привести к глухоте.

Врачи-отоларингологи также рекомендуют избегать переутомлений слуха ребёнка. Жители мегаполисов, практически постоянно окружённые шумом (шум голосов, звуки автотранспорта, громкая музыки, резке сигналы и др.) находятся в зоне риска патологии слуха, поэтому следует соблюдать нормы допустимого уровня шума в жилых комнатах - 59 дБ днем, 30 дБ ночью. Постоянный громкий звуковой жизненный фон повреждает еще не вполне развитые сенсорные рецепторы, расположенные во внутреннем ухе ребенка, и они уже не смогут передавать в мозг звуковую информацию. Ситуация усугубляется еще и тем, что ухудшение слуха в детском возрасте практически всегда носит необратимый характер. Именно поэтому во избежание возникновения у ребенка проблем со слухом, а следовательно, и умственным развитием позаботьтесь о том, чтобы сила ежедневного шумового воздействия на вашего малыша не превышала 85 децибел.

Прогулки с ребёнком должны совершаться в парковых зонах, вдали автострад, а дом оснащён современными звукоизоляционными приспособлениями, такие как пластиковые окна, напольные покрытия и специальная конструкция стен. Время игры с громкими игрушками следует ограничить, так как многие из них издают звук силой больше 125 децибел. Прослушивание музыки с помощью наушников, присутствие ребёнка на слишком шумных мероприятиях, вблизи хлопушек, петард и фейерверков, а также рядом с работающими приборами для ремонтно-строительных работ (электродрель издаёт звук больше 140 децибел), без специальных слухозащитных приспособлений, таких как ушные вкладыши, пагубно влияют на слуховую функцию, и, как правило, запрещены детям врачами - отоларингологами.

Один из путей профилактики кондуктивной тугоухости - своевременная и рациональная антибиотикотерапия острого среднего отита, а если выпот в среднем ухе сохраняется 6 недель и более - дренаж. Чтобы предотвратить вестибулярные расстройства и глухоту, вызванные аминогликозидами, в ходе лечения надо контролировать максимальную и минимальную сывороточные концентрации препарата.

Важнейший путь профилактики приобретенной глухоты - вакцинация детей первого года жизни против Haemophilus influenzae типа В (вызывающего менингит), кори, эпидемического паротита и краснухи.

Слух необходим для правильного развития малыша, поэтому специалисты рекомендуют во время лечения заболевания использовать слуховой аппарат, который усилит воспринимаемые ребенком звуки. Не стоит самостоятельно осуществлять подбор слухового аппарата, поскольку это сделать грамотно может только квалифицированный специалист.

Как и при других заболеваниях, профилактика глухоты, поможет избежать многих проблем. Для того чтоб сохранить здоровый слух у ребенка, требуется соблюдение некоторых правил. Во-первых, требуется полностью и своевременно лечить отиты, а также прочие заболевания носоглотки. Причем лечение должен назначать опытный врач. Во-вторых, необходима профилактика простудных заболеваний. А именно, закаливание, прием витаминов и средств, повышающих иммунитет и так далее.

В-третьих, необходимо своевременно делать прививки от таких заболеваний как корь, краснуха, свинки, а также гемофильной палочки, которая чаще всего возбуждает бактериальные отиты и менингиты у детей. И наконец, важно приучать малыша избегать, слишком громких звуков. Одной из вредных привычек является регулярное использование плеера, прослушивание громкой музыки при посещении детских мероприятий.

В целях предупреждения нарушений слуха врач-отоларинголог должен периодически обследовать детей. Это помогает своевременно устранять малейшие патологические изменения, которые могут привести к снижению слуха.

Если у ребенка уже имеется врожденное или приобретенное поражение органа слуха, необходимо безотлагательное вмешательство врача: от времени начала лечения во многом зависит, какой характер будет носить нарушение слуха и как это повлияет на формирование речевой функции.

Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. -- М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. (Коррекционная педагогика)

Нейман Л. В. Слуховые функции у тугоухих и глухонемых детей. — М., 1961.

Богомильский М. Р., Чистякова В. Р. Болезни уха, горла и носа у детей. - М., 2000.

Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений Андреева Л.В. М.: Академия, 2005.

Слух имеет огромное значение для обучения речи, развития интеллекта и психики, особенно в детском возрасте. С помощью слуха происходит общение между людьми.

Профилактика нарушений слуха

Наружный отдел - ушная раковина и наружный слуховой проход (1).
Средний - три последовательно соединенные слуховые косточки: молоточек (4), yаковальня (5) и стремечко (6).
Внутренний - перепончатый лабиринт (улитка (7)).
Среднее ухо (3) сообщается с носоглоткой через слуховую (евстахиеву) трубу (8).

Причины нарушения слуха

  • генетические и врожденные аномалии развития уха,
  • заболевания во время беременности (краснуха, грипп и т.д.),
  • перенесенные детские инфекции (корь, скарлатина, паротит, менингит),
  • гнойный средний отит,
  • поражения слухового нерва,
  • черепно-мозговая травма,
  • опухоли,
  • шумовая травма,
  • воздействие токсических для органов слуха лекарств - салицилатов, хининов, аминогликозидов, мочегонных препаратов (фуросемид, этакриновая кислота), некоторых противоопухолевых средств и др.

Первый симптомы снижения слуха

  • нарушение разборчивости речи,
  • частые просьбы повторить фразы,
  • затруднения в общении и пользовании телефоном,
  • увеличение громкости радио и телевизора,
  • трудности в восприятии высоких частот.

Если появились такие симптомы как можно быстрее обратитесь к отоларинголоту.

Орган слуха перегружается шумами современного города, страдает от использования наушников (гарнитур), телефонов, плееров. Под воздействием звуковых волн барабанная перепонка колеблется и постепенно теряет свою эластичность, притупляется слух.

Избегайте излишней слуховой перегрузки в домашнем быту.

Если уровни интенсивности воспринимаемых звуков находятся в пределах 70 децибел (дБ), то от таких звуков патологических изменений не будет. Но звуки свыше 70 дБ становятся неприятными для слуха. Если громкость превышает 80 дБ, то такой шум, особенно длительный, вредит здоровью: отбойный молоток дает 90 дБ, ансамбль рок—музыки — 110 -140, гром — 130. Очень сильный звук может вызвать разрыв барабанной перепонки.

Ограничивайте время пользования наушниками и силу звука плеера.

Постоянно слушая музыку через наушники, человек начинает незаметно для себя глохнуть. Постепенно увеличивая громкость, доводит до опасной отметки 90 дБ (шум поезда метро) и более, когда звук из наушников слышен человеку, который находится рядом.

Профилактика нарушений слуха

Рекомендации:

  • Ежедневное мытье ушной раковины, не проникая в слуховой проход. Извлекать накопившуюся серу должен только врач—специалист. Следует своевременно удалять очаги инфекции, лечить воспалительные очаги ушной раковины, сопутствующие заболевания, удалять аденоиды, полипы, исправлять носовую перегородку.
  • При купании берегите уши. От прыжка в воду может повредиться барабанная перепонка, не подставляйте ухо под удар волны. После плавания обязательно вытрясите воду из уха. Если уши не совсем здоровы - купаться не рекомендовано.
  • Закрывайте уши при сильном ветре и минусовой температуре.
  • В случае попадания инородных тел или насекомых не пытайтесь самостоятельно удалять их из ушного прохода. Немедленно обратитесь к врачу.
  • Вакцинация детей первого года жизни от менингита, кори, эпидемического паротита и краснухи способствует профилактике приобретенной глухоты.
  • Регулярно проверяйте свой слух. Следует помнить, что тугоухость может развиваться постепенно и долго оставаться незамеченной, Особенно это опасно в детском возрасте, так как отражается на развитии ребенка.

Основные принципы профилактики

  • закаливание организма и физическая активность (утренняя гимнастика, бег, плавание, прогулки);
  • личная гигиена - при насморке старайтесь освобождать носовые ходы попеременно, осторожно прижимая каждое крыло носа к перегородке;
  • предупреждение охлаждения, травм;
  • своевременное лечение инфекционных и воспалительных заболеваний;
  • исключение громкой музыки и других шумов;
  • отказ от вредных привычек (курение, алкоголь);
  • прием лекарств только по назначению врача;
  • рациональное питание богатое витаминами и минеральными веществами (ежедневно употребляйте 400 г овощей и фруктов, мясо, рыбу, молочные продукты).

Анализ крови на антитела к короновирусу

Вакцинация препаратом "М-М-P II"

Для профилактики кори, паротита и краснухи. Сохранение уровня антител в крови более 11 лет.

Ликвидация любых аномалий зубов, восстановление эстетики и полноценных функций

Читайте также: