Проблемы финансовой грамотности в школе

Обновлено: 05.07.2024

С приходом рыночной экономики в нашу страну, объективной необходимостью стало повышение финансовой грамотности населения. Необходимо осознавать, что в первую очередь это важно для самого человека, потому что от этого зависит защита личных экономических интересов от финансового мошенничества и будущее благополучие семьи.

В сегодняшнем экономическом мире дети, подростки являются активными потребителями. У многих есть свои банковские карты. Подрастающее поколение привлекает внимание торговых сетей, производителей рекламы, банковских услуг. Необдуманное решение в финансовом вопросе может привести к отрицательным последствиям.

В современных социально-экономических условиях подрастающему поколению необходимы знания в сфере финансов. Рациональное финансовое поведение, формирование финансовой культуры, готовность принимать ответственные решения, связанные с личными финансами сегодня необходимы. К сожалению, в современный период финансовая грамотность в нашей стране находится на низком уровне. Граждане не могут правильно разместить свои финансы, не умеют получать достоверную информацию на рынке ценных бумаг. Поэтому, необходимо еще в школе учить ребят ключевым финансовым понятиям, которые они будут применять на практике.

Финансовые условия становятся более разнообразными, поэтому потребителю нужно сделать правильный выбор из большого количества вариантов.

Что хотят знать о финансовой грамотности обучающиеся? С этой целью мною было проведено анкетирование в тех классах, в которых работаю. Были получены следующие результаты. Школьники хотели бы в первую очередь больше узнать о ведении семейного бюджета, защите прав потребителей финансовых услуг, банковских пластиковых картах.

С этой целью, в некоторых учебных заведениях введены курсы финансовой грамотности в 9 классах. В нашем лицее таких курсов нет, а потребность и заинтересованность в вопросах финансовой грамотности у обучающихся присутствует.

Содержание

При рассмотрении данного вопроса я столкнулась со следующими проблемами. Так как вопрос финансовой грамотности включен в задание на ОГЭ по обществознанию, то его необходимо с выпускниками отрабатывать.

Изученная литература показала, что вопрос о финансовой грамотности рассматривался: О.И.Рязановой, И.В.Липсиц, О.Кузиной, С.А.Абрамовым, Л.Рыжановской, Г.С.Ковалевой и другими. Проанализировав работы, я пришла к выводу, что материал носит преимущественно теоретический, разрозненный характер. В практической деятельности можно применять пособия с разработанными банками различных заданий, которые направлены только на отработку 6 задания ОГЭ (в приложении прилагается пример задания), но они не дают полного представления обучающимся о финансовой грамотности и применения в практической жизненной ситуации. Считаю, что здесь необходим комплексный подход в целях достижения эффективного образовательного результата. Практика показывает, что школьники 8, 9 классов с интересом изучают данный материал.

В данном учебном году у меня есть возможность попробовать реализовать свой комплексный план работы, потому что в учебной нагрузке есть 8 и 9 классы. Я вижу проблемы 9 класса и пытаюсь их предотвратить в 8 классах, простроив свою работу соответствующим образом.

Каким образом, на мой взгляд, это можно сделать наиболее эффективно?

На первоначальном этапе важным моментом при вовлечении обучающихся в учебную деятельность необходимо изучить их мотивацию. Для этого необходимо знать их уровень подготовленности, желания для того, чтобы продумать приемы и методы работы.

Изучив проблемы выпускников 9 классов: пробелы в знаниях в экономике за 8 класс по причине дистанционного обучения, отсутствия изучения в учебном материале экономической сферы в 9 классе, встала проблема формирования финансовой грамотности как для сдачи экзамена в формате ОГЭ, так и для рационального применения этих знаний в практической жизни. Отрабатывать данный материал в 9 классах стало возможным только на элективных занятиях, но их посещают только выпускники, выбравшие экзамен по обществознанию. Таким образом, практически без основ финансовой грамотности остались те школьники, которые не сдают данный экзамен.

Считаю, что для формирования прочных знаний по финансовой грамотности необходимо начинать системную работу с 8 класса. Что мною наработано с обучающимися 8 классов?

Думаю, что необходимо на уроках, элективных занятиях более активно добавлять практическую составляющую в изучении данного раздела.

Для того, чтобы работа педагога в рамках формирования финансовой грамотности была эффективной, я использую разные методы работы с учетом потребностей, возможностей обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС. В основу учебного процесса положен принцип системно-деятельностного подхода, который реализуется мною в разных технологиях, представленных ниже.

Так, чаще всего я использую: активное обучение, при котором главным становится активная познавательная деятельность обучающихся, направленная на решение поставленной проблемы. В рамках реализации данного метода работы ставлю перед школьниками проблему практической направленности.

На мой взгляд, эффективными также являются следующие направления в работе по формированию финансовой грамотности обучающихся как одного из элементов функциональной грамотности.

На элективных занятиях обучающимся 9 классов предлагаются образцы заданий по финансовой грамотности в рамках решения 6 вопроса, предложенного в ОГЭ.

Также, у нас запланирована экскурсия в местное отделение Сбербанка.

В вышеперечисленных видах деятельности, обучающиеся проявляют большой интерес и активность, потому что данные задания предполагают связь с их семейным социальным опытом.

Формы работы также можно использовать различные. Наиболее часто я использую: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую в зависимости от целей урока или занятия.

Заключение

В результате вышеперечисленных форм и методов работы у школьников формируется понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения; они учатся оценивать финансовые ресурсы своей семьи, составлять личный финансовый план, знакомятся с особенностями финансовых рынков и институтов. Используют приобретенные знания для прогнозирования влияния событий, происходящих в экономике региона, России, международной экономике на благосостояние своей семьи и, соответственно, правильного принятия финансовых решений.

В приложениях размещены образцы некоторых заданий, которыми коллеги могут воспользоваться в их предметной практической деятельности.

В рамках промежуточных срезов, я увидела достаточно высокий уровень финансовых знаний обучающихся 8 классов в предыдущий период. Это свидетельствует об эффективности комплексного подхода к данной проблеме с данного возраста. Считаю, что в 9 классе этому контингенту обучающихся будет достаточно легко выполнять задания, связанные с финансами, а также эффективно применять их на практике.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, я работаю по следующей структуре:

  1. постановка практической задачи (моделируется проблемная задача, в ходе решения которой необходимо выбрать приемлемый вариант);
  2. формулирование учебной задачи (обучающийся думает, каким способом можно решить предложенную задачу. Учитель предлагает освоить новые знания для успешного решения данного задания, т.е. освоить способ решения практической задачи);
  3. планирование (на данном этапе определяется вид деятельности, благодаря которому школьник самостоятельно пытается составить план; в случае затруднений учитель корректирует деятельность обучающегося);
  4. освоение теоретического материала (процесс активной работы по усвоению теоретического материала; особое внимание уделяется тем вопросам, которые вызвали затруднения на предыдущих этапах);
  5. решение практической задачи (учитель направляет деятельность обучающегося на интернет-ресурсы, цифровые приложения в целях успешного решения данного задания; заслушиваются результаты выполнения поставленной задачи, педагог проводит рефлексию);
  6. выполнение тренировочного задания.

В приложении также размещены ссылки на интернет-ресурсы, в которых коллегам можно найти эффективные разнообразные способы и методы урочной и внеурочной предметной деятельности в рамках повышения финансовой грамотности обучающихся.

К допустимым рискам я бы отнесла разный уровень возможностей и способностей обучающихся, находящихся в одном классе. С целью решения данной проблемы я подбираю разноуровневые задания.

В качестве ожидаемых результатов необходимо добиться повышения финансовой грамотности обучающихся, получения ими практических навыков, а также знаний для успешной сдачи ОГЭ по обществознанию.

Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжать, используя новые технологии в целях повышения качества образовательного результата и формирования функциональной грамотности.

В перспективе планирую разработать видеоматериалы с примерами литературных героев, касающиеся финансовой грамотности в целях повышения познавательного интереса обучающихся к данному вопросу.

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации школьникам необходимы знания в сфере финансовой грамотности. Имея практические знания в этой области, обучающийся имеет больше шансов выбрать наиболее рациональный вариант, связанный с решением финансовых вопросов в реальной жизненной ситуации.

Но если заглянуть в этот предмет, то можно понять, что там учат:

  • Считать банковский вклад
  • Сколько стоят кредиты

Это лучше чем ничего, но это всего лишь небольшая часть области финансовой грамотности.

Но на самом деле, для большинства успешных людей, финансовая грамотность это то, что приносит деньги и позволяет стать богаче.

Почему не учат управлять деньгами, инвестировать и просто стать богатым?

Предлагаю немного углубиться в эту тему.

В школах вас обучает правительство. (Не берём частные школы.) Если правительство обучает, то делает это для какой-то конкретной цели.

Нужны ли правительству миллионеры? Или всё таки нужны бедные?

Правительству необходим управляемый социум, поэтому в школах преподают хорошо составленный минимум, чтобы:

1. Люди работали

2. Были управляемы

Но и нельзя сказать, что государству не нужны предприниматели.

  • Во-первых, они необходимы для того, чтобы развивать экономику.
  • Во-вторых, это создание рабочих мест
  • В-третьих, сбор налогов

На своём уровне, государство понимает, что не все хотят изучать финансовые азы. Скажу больше, но процентов 90 этого не хотят.

Потому что, быть инвестором или предпринимателем - это ответственность, а большая часть людей привыкла только выполнять то что им говорят так как это проще чем нести ответственность.

Исходя из всего этого, правительство ищет максимально рациональный выход из ситуации. Предлагают изучать основу псевдо финансовой грамотности, для того чтобы оставаться на плаву.

Выражая своё личное мнение,скажу что бедными людьми управлять намного проще нежели чем успешными миллионерами.

Поставьте себя на место государства и поразмышляйте: "Нужно чтобы все люди были финансово подкованы?"

"Конечно нет."

Обучать финансовой грамотности необходимо с самых ранних лет и делать это правильно, чтобы во взрослом возрасте не исправлять ошибки.

Гост

ГОСТ

Необходимость формирования финансовой грамотности младшего школьника

Финансовая грамотность – это знания и навыки личности в области применения финансовых ресурсов и принятия финансовых решений.

Финансовая грамотность необходима каждому индивиду. Она позволяет его успешному финансовому развитию, устранению материальных проблем и улучшению финансового благополучия.

Рисунок 1. Финансовая грамотность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Финансовую грамотность необходимо развивать с раннего детства. В условиях современного общества, когда экономика не только развивается быстрыми темпами, но и сталкивается с рядом важных проблем и кризисов, требуется ознакомление детей с правильным пользованием финансовыми средствами. Ребенок должен знать о финансовом положении своей семьи, ее возможностях и проблемах. Он должен понимать на покупку каких игрушек может рассчитывать.

Кроме того, ребенка необходимо ознакомить с правилами планирования своих расходов и трат карманных денег.

Навыки управления финансовыми ресурсами не являются врожденными. Они формируются специальными усилиями: развитием теоретических представлений о финансах, практическими направлениями применения финансовых ресурсов, формированием привычек, представлений и материальных ценностей.

Формирование финансовой компетентности необходимо по той причине, что ребенок может столкнуться с рядом мнений своих сверстников, чьи семьи имеют разное материальное обеспечение, по поводу финансового благополучия и особенностей пользования финансовыми ресурсами. Эти мнения не всегда являются адекватными и могут оказать негативное влияние на формирование финансовых представлений ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Факторы формирования финансовой грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Заложение основ финансовой грамотности в начальной школе актуально по ряду показателей:

  1. Образовательные программы школы уделяют мало внимания экономическому развитию учащихся.
  2. Недостаточность экономического воспитания ведет к непониманию детей важности знания способов бережного обращения со своими вещами, на приобретение которых затрачено немало денежных средств.
  3. Раннее финансовое развитие помогает в профилактике финансовых проблем в будущем.
  4. Необходимость развития навыков соизмерения доходов с расходами.
  5. Финансовое развитие основывается на формировании математических представлений, которые способствуют развитию мыслительных процессов и активизируют познание.

Факторы формирования финансовой грамотности

Финансовая грамотность учащихся начальной школы формируется под воздействием следующих факторов:

Организация проектной деятельности и решение контекстных задач как способ формирования финансовой грамотности младшего школьника

Проектная деятельность представляет собой формирование разнообразных задач междисциплинарной ориентации, которые объединены финансовой тематикой.

Педагог выстраивает проект по определенной сюжетной линии, затрагивающей финансовые вопросы и проблемы. Она должна быть интересна детям т.е. отвечать их возрастным особенностям развития, потребностям и увлечениям. К примеру, можно организовать какой-то праздник, подготовка к которому будет реализована учащимися. она потребует планирования бюджета, исходя из наличия финансовых ресурсов, приобретение необходимых атрибутов, с учетом наличия средств и их стоимости и т.д. Также, можно спроектировать организацию какой-то экскурсии, совместно рассчитав затраты на ее проведение или же, заняться выпуском школьной газеты. Такие направления деятельности, как бы косвенно, затрагивают финансовые вопросы и обучают детей применению финансовых средств, их оптимальному и целесообразному распределению, построению финансовых взаимоотношений со сверстниками и социальной средой.

Прямым методом обучения финансовой грамотности является решение контекстных задач. Они входят в курс математики начальной школы.

Контекстные задача должна содержать данные о наличии финансовых средств, возможностях их применения и вопрос, на который нужно найти ответ, касающийся способа использования финансовых ресурсов и конкретное числовое значение т.е. денежную сумму, которую нужно отыскать, чтобы достичь желаемого. К примеру, мальчик желает приобрести велосипед, но у родителей не имеется достаточно денег для его приобретения. При этом, ребенок ежедневно получает деньги от родителей на карманные расходы, а еще он присматривает за соседской кошкой и получает за это денежное вознаграждение. Необходимо отыскать сумму дохода ребенка, с учетом его ежедневных затрат на питание и приобретение каких-то вещей, игрушек, а также распределить свои затраты таким образом, чтобы в течение года собрать необходимую сумму денег для приобретения велосипеда.

Подобные задачи способствуют развитию логического мышления ребенка, формируют навыки подсчетов своих денежных средств и планирования своего бюджета.

Читайте также: