Зачем нужна школьная газета

Обновлено: 16.05.2024

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и творчески выбирать ее. Следовательно, школьные средства массовой информации сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих социализации и нравственному становлению личности, формированию мировоззрения человека и его ИКТ-компетентности, что является одним из основных требований к уровню подготовки выпускников согласно федеральному компоненту государственного стандарта основного и среднего общего образования

ВложениеРазмер
rol_shkolnoy_gazety_v_protsesse_sotsializatsii_lichnosti_formirovanii_nravstvennogo_oblika_sovremennogo_uchenika.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и творчески выбирать ее. Следовательно, школьные средства массовой информации сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих социализации и нравственному становлению личности, формированию мировоззрения человека и его ИКТ-компетентности, что является одним из основных требований к уровню подготовки выпускников согласно федеральному компоненту государственного стандарта основного и среднего общего образования.

Возможности школьной прессы огромны: газета является вестником информации школьной жизни, средством общения обучающихся, учителей и родителей, способствует развитию творческих способностей обучающихся и выступает одним из способов самовыражения и самореализации. Школьная пресса занимается освещением и популяризацией учебно-воспитательного процесса.

Цель издания школьной газеты – объединение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей - путём создания единого источника информации.

Основные задачи школьной газеты:

-освещать школьные события и проблемы;

-информировать о внешкольных мероприятиях;

-поднимать вопросы, интересующие обучающихся, учителей, родителей;

-проводить мероприятия, направленные на исследование вопросов, интересующих читателей, а также на выяснение мнений по освещаемым вопросам;

-публиковать статьи, заметки, стихи, рассказы обучающихся, учителей, родителей/

Во главе газеты стоит школьный пресс-центр, состоящий из учителей русского языка и литературы и учеников школы, осуществляющих непосредственную работу над газетой. Пресс-центр разрабатывает концепцию, направленность и дизайн газеты, обсуждает содержание номеров, предлагаемые публикации; юные журналисты готовят статьи, рисунки и фотографии в газету, работают над её оформлением. Руководители пресс-центра (Клячина Л.С., Ухванова Г.В.) осуществляют общий контроль над изданием газеты: систематизируют материал, распределяют задания среди журналистов по сбору информации, утверждают концепцию газеты, её дизайн и направленность, имеют право вносить поправки в информационный материал, принимают окончательное решение в отношении содержания каждого номера, следят за периодичностью выпусков газеты.

Сегодня идет большая работа по внедрению в школьную жизнь новых информационных технологий, а школьная пресса может служить популяризатором и катализатором новых идей.

Данный вид СМИ не всегда воспринимают всерьез, считая его дополнительной нагрузкой для школьников. А между тем, газета является мощным средством воспитания, сплочения и образования молодежи.

Школа

Что такое школьная газета

Это своеобразная площадка для творчества ребят всех возрастов. Школьная газета — это коллектив. В редакционной коллегии собираются активные, творческие и любознательные ученики. Они активно работают сами и привлекают к делу других. Возможность увидеть свой материал или фотографию на страницах мотивирует всегда быть в курсе происходящих событий.

Газета — способ поощрить и пожурить учащихся. Материалы в школьном издании — возможность ребят высказать свою точку зрения в том или ином вопросе.

Виды газеты.

Первое, что приходит на ум — стенгазета. Это наиболее удобная форма выпуска, не требующая особых затрат и усилий. Она доступна для чтения всем желающим, сама собой попадается на глаза на стенде. Однако современные школы давно вышли за рамки настенных плакатов и выпускают полноценное печатное издание. Затраты на подобный вид средств массовой информации чуть больше. Распечатать готовую газету в нужном тираже можно только в типографии.

Виды газеты

Школьная периодика как метод образования и воспитания

Давайте обсудим, как влияет создание газеты на школьников. Рассмотрим 10 основных моментов.

  1. Учащиеся начинают интересоваться общественной жизнью школы.
  2. Знакомятся с новостями в стране и мире.
  3. Углубляют географические и исторические знания.
  4. Повышают грамотность письма.
  5. Приобретают дизайнерские навыки.
  6. Вырабатывают чувство ответственности
  7. Учатся работать в команде.
  8. Сближаются друг с другом.
  9. Открывают в себе талант в написании стихов, рисовании и пр.
  10. Начинают чувствовать себя полноправными хозяевами школы.

Кроме того, школьники начинают лучше работать с информацией, выбирая важное и нужное из общего потока новостей.

Для некоторых ребят опыт работы в такой газете помогает определиться с призванием в жизни. Школьники смело шагают навстречу журналистскому будущему или становятся отличными фотографами и иллюстраторами.

Что нам стоит дом построить?

Наладить выпуск школьной газеты — непростое, но интересное дело. И первое, что стоит сделать — найти пишущих ребят. Пусть каждый предложит свою тему, напишет по ней текст и приложит фотографии. На основе этих материалов можно собрать пилотный выпуск газеты.

Что нам стоит дом построить

О чем писать в газете

Какой формат предпочесть

Первоначально можно создать газету в виде большого настенного плаката. Материалы и рисунки распечатываем и приклеиваем на лист ватмана. Это один из самых простых и дешёвых способов. Но, если есть желание, можно освоить программу вёрстки Adobe InDesign и создавать газету уже там. В ютубе полно обучающих роликов, как сверстать полосу или разворот. В таком случае газета будет выглядеть современно и можно будет выпустить сразу несколько экземпляров.

Какой формат предпочесть

Как разместить материалы в газете

Чтобы было проще, представьте перевернутую пирамиду: чем шире часть, тем важнее новость. Следовательно, к концу газеты размещаем материалы развлекательного характера.

Творите, придумывайте, создавайте!

Больше уроков и заданий по математике вместе с преподавателями нашей онлайн-школы "Альфа". Запишитесь на пробное занятие уже сейчас!

Просмотры

– Что с точки зрения учителя даёт школьная газета?

– Во-первых, это весело. Газета работает на интересы подростков: они что-то сделали вместе, и получился, как сейчас говорят, продукт. И не в подъезде сидят, а делом занимаются. Во-вторых, каждый что-то умеет, кроме домашних заданий, и хочет это показать. К примеру, я умею классно рисовать рожицы, буду рисовать их в стенгазете. Все радуются, а я успешен и востребован как лучший художник. Здесь создаётся необходимая любому человеку ситуация успеха, и она отлична от того, что происходит за школьной партой. Ребёнок должен чувствовать себя нужным, это вопрос самооценки, самореализации. Если мне 13 или 15 лет, откуда я знаю, что я в жизни умею? Мне нужно попробовать. К тому же, тематические стенгазеты выполняют информационную функцию. Я сама как предметник этим пользовалась: мои восьмые классы делали газеты про витамины и здоровый образ жизни. Каждая группа собиралась вечером, читала материал, смотрела, как его можно использовать, компоновала. Получалось некое информационное поле, в котором они существовали и делились информацией.

Но есть и другие интересные форматы, например, альманахи. К 70-летию Победы во многих школах ребята писали сочинения о прабабушках и прадедушках и замечательно писали. Это прекрасная возможность, как мне сказала одна мудрая директор, достучаться до каждой семьи, потому что у каждого есть своя история и свои герои, и если родители о них мало знают, то они должны это где-то и передать детям. И школы писали такие истории, а потом целые книжки, и старались, чтобы экземпляр получил каждый ребёнок. Тут, правда, есть ограничения — если тираж будет большой, значит, нужны немалые средства, но находили же.

– Как дорого школе сегодня обходится газета? И вообще какие ещё условия нужны для жизни детского издания?

– Для печатного – нужны существенные материальные вложения. По ценам двухлетней давности средний издательский центр для цветной газеты стоил около полумиллиона рублей. На обычном принтере много не напечатаешь, да и он быстро выйдет из строя, ведь не рассчитан на большие объёмы. Но главное условие даже не в этом. Газета – это, в первую очередь, усилия педагога. Нужен человек, который знает, как делать газету, а у него должны быть внутренние силы, резервы и время – это уникальные вещи. Вот вам роль личности в конкретной истории.

– Для них в большинстве случаев это общественная нагрузка и чаще всего нагрузка заместителя директора по воспитательной работе. Конечно, есть директора, которые находят возможность поощрить педагога премиями или как-то иначе, но это редкость. Главное, повторяю, сам педагог, если есть потребность, желание и знание, тогда он это делает и не за премию. Вот я, к примеру, учитель биологии не умею. Поэтому у меня в школе газета появилась, только тогда когда рядом оказались заинтересованные люди и дети, которых вдруг увлекла программа для вёрстки. А потом они окончили школу, и надо было искать других. Это ещё одна проблема школьных изданий – каждое первое сентября приходится начинать заново.

– Что больше всего мешает?

– Главная сложность – то, что в последнее время из-за обилия бумаг, всякой отчётности, мы проводим слишком много формальных мероприятий. Если всё делать, как просят нас из разных инстанций, то можно, в общем-то, детей уже не учить – времени не хватит – и это очень тревожно. Мы теряем ребят, перестали с ними разговаривать, на них времени не остаётся. А нужен наоборот, постоянный диалог. Нет диалога – нет контакта, нет доверия. Ведь мы часто их даже не спрашиваем, а навязываем мероприятия. А с подростками нужно говорить, рассуждать – только тогда, наверно, что-то изменится.

– Сейчас в Министерстве образования обратили внимание на эту тему. А мы пока, понимая эту проблему, пробуем сами. Для всех восьмых классов в этом году, например, проведём тесты по профориентации, организуем встречи с представителями нескольких ведущих вузов города. Но это – отдельные мероприятия, а нужна система, причём охватывающая и младшие классы.

– Пусть темы определяют сами ребята. То, что их волнует, они знают прекрасно. А вот затеять откровенный разговор о важном – наша задача. Тогда появится и интерес, и новые авторы, и новые издания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

- Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

- Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

- Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.

- Эффективно использовать знания реальной жизни.

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов. И проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

Являясь учителем татарского языка и литературы, я прекрасно понимаю всю значимость внеклассной работы в современной системе образования. К сожалению, на уроках я не всегда могу учитывать индивидуальные особенности учащихся, а ведь у каждого они находятся на разном уровне развития. Внеклассная работа в этом отношении имеет свои преимущества: я получаю возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, а моему ученику даётся возможность самоутвердиться.

учащихся.Воспитательная цель очень глубока и поэтому в воспитательную задачу

входит способствование формирования основ эстетической культуры, развитие

образного осмысления и восприятия культуры.

Выпуск школьной газеты является проектной работой кружка. Школьные печатные средства массовой информации издаются согласно Закону РФ от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации".

Возможности школьной прессы огромны: газета является вестником информации школьной жизни, средством общения обучающихся, учителей и родителей, способствует развитию творческих способностей обучающихся и выступает одним из способов самовыражения и самореализации. Школьная пресса занимается освещением и популяризацией учебно-воспитательного процесса.

Хочу рассказать какую роль играет школьная газета в системе образования.

1. Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы.

2.XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства.

3.Внедрение компьютерных технологий на уроках и во внеурочное время позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

4. Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей, и родителей.

Наша школьная газета содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, об учителях, о досуге…). Каждый новый номер газеты выходить 1 раз в месяц и представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Полномочия пресс-центра: проводить рейтинги, опросы, брать интервью, опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления, содействовать развитию различных форм активности учащихся, проводить конкурсы, использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику, распространять газету среди учащихся и учителей школы.

С чего начинаем?

- начинаем с названия. А названия исходит из того, что мы хотим видеть на страницах газеты;

- создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается работа. Заголовок первой полосы имеет большое значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, которые усиливают притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.

Закончив разработку первой полосы, нужно организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.).

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; привлечь внимание, ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.

Наша школьная газета является информационным, публицистическим, художественным печатным изданием.

Школьную газету я рассматриваю как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для моих кружковцев, ребят активных, любознательных, школьная газета – это своеобразный генератор идей.

Содержание нашей школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.


Основные задачи школьной газеты: освещать школьные события и

В кружковой работе применяю хорошо известную технологию коллективной творческой деятельности И.П.Иванова. Ее цель- формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности. Школьное печатное издание дает возможность лучше познать себя, научиться высказывать свои мысли. В процессе совместной деятельности по созданию школьной газеты между мною и учащимися установились добрые и дружеские отношения.

Благодаря газете, мы знакомимся с особенностями профессии журналиста, учимся находить в обыденной жизни необычные и незабываемые моменты. Газета сближает, объединяет школьников и нас - взрослых в одно целое. Ребята открывают в своих одноклассниках таланты и радуются успехам учеников и учителей нашей школы.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Также целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных и коммуникативных технологий в образовании. Дети применяют знания, полученные на уроках информатики, изучают программы, с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты.

Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.





Наша школьная газета “Яшь каләмче” в 2014 году приняла участие в V Всероссийском фестивале детских и молодежных СМИ “Медиапокорение2014” и победила в номинации “Лучшая школьная газета на татарском языке”. Награждена Дипломом II степени .










Фестиваль - оставил глубокие впечатления у ребят.

Наша газета также участвовала на Х Межрегиональном открытом творческом конкурсе школьных газет "Школа-пресс-2016". Редакция газеты "Грани" Чувашской Республики благодарит всех начжуров и руководителей редакций школьных газет за активное участие в конкурсе.




Таким образом, я считаю, что наша школьная газета помогает формировать общественное мнение в школе, служит средством развития личности ребенка, способствует созданию в школе дружного коллектива. Сам процесс выпуска школьной газеты, отбор статей, заметок, стихов помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся. Газета помогает выявить лучшие качества личности, сформировать нравственные приоритеты, подготовить учеников к выбору профиля в обучении. Кроме того, происходит совершенствование умения четко, логично, грамотно выражать свои мысли.

Читайте также: