Письма к дочери сухомлинский краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

В.А. Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, ее субъектно-субъектном характере, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С точки зрения природы формируемой личности В.А. Сухомлинский трактовал воспитание ребенка как процесс реализации неотъемлемо присущих ему врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов, генетически заложенных природой. Вместе с тем большое значение придавалось и специально организованному воспитывающему социуму.

"Письма к сыну" - впервые вышла в свет в 1977 г.; над ней Василий Александрович работал до последних дней своей жизни. Она построена в форме диалога воспитателя со своим взрослым воспитанником, уже покинувшим стены школы, и поэтому педагогические идеи и мысли Сухомлинского получают новое содержание с ярко выраженной политической и нравственно-этической окраской. Темы, над которыми размышляет педагог, актуальны и злободневны; в своей совокупности они представляют программу действенного гуманизма. Их условно можно подразделить на три группы: Родина, человек, труд. Василий Александрович .призывает молодежь видеть в труде на благо Родины смысл и содержание своей жизни, подчеркивает, что безопасность и процветание социалистической Отчизны зависят в конечном итоге от личного вклада каждого из нас. Воспитанию человека посвящена большая часть писем. В них Василий Александрович развивает свои мысли о коммунистической идейности, об общественном содержании деятельности, о призвании и духовности, рассматривает вопросы самовоспитания, любви, дружбы, красоты, идеала. Лейтмотивом всего произведения является мысль о том, что основное в жизни это труд, отношение к труду как к венцу и торжеству человеческой сущности: "И самое главное, на чем всегда будет; держаться человек-его ум, совесть, человеческая гордость-это то, что он всегда будет добывать хлеб в поте лица своего

Испытаниям на зрелость и достоинство выступает по мнению В.А. Сухомлинского, любовь, которая является высшим проявлением человеческой сущности. Молодой человек должен строить свои взаимоотношения с окружающим миром на основе принципов добра и красоты, веры, надежды и любви. Ощущение сердцем близкого человека, - важная потребность каждого человека.

Важным педагогическим наработки Василия Александровича является созданный им духовный культ Матери, в разговорах с сыном, педагог доказывал, что именно любовь и уважение к матери, в будущем, для мальчиков означает заботливое отношение к женщине вообще.

Уровни развития.1- формальный(по образцу), 2- рефлексивный (чел в любой ситуации видит внутр-е характ-ки, анализирует, проверяет). 3- функцион-й (чел решает задачи творчески).

19 сентября 2003 г Россия вошла в состав Болонской конвенции (1999 не приняли ее)

1. В России проведены изменения в структуре общего среднего образования

I. Ступень общего среднего образования стало дошкольное образов-е – обязательно для каждого ребенка( Каждый р-к д-н пройти программу дош образ)

II. Ступень средне общее образ-е – начальное общее образование (р-к когда поступает в 1 кл проходит диагностику по выявлению уровня развития начало к егэматем, русский итоговая комплексная работа. Задача учителя знать программу фгос, каковы его предпоссылки, к учеб деят, выпуская ориентироваться на требования 3- ступени , ученик должен получить уровень не ниже рефлексивного в школу принимают в 6,6 лет, но не позднее 8 лет.)

III. Ступень основное общее образ-е – средняя школа 5-9 кл (сдаю егэ русс.Матем, и каждый будет защищать выпускную проектную работу)

IV. Ступень полное, общее среднее образование 10-11 кл (сдаю егэ, защита выпускной проектной работы)

Каждая ступень образ-я должна иметь свою лицензию, свою основную общеобразовательную программу .

2. Каждая основная общая образовательная программа лицензируется и аккредитуется автономно т.есамост-но (1-4 кл- 1 аккредитация+ лицензия, 5-9кл- 1аккредит-я + лицензия, 9-11 кл- 1 аккред-я+ лицензия = 3 лицензии и 3 аккредит-ии если есть еще с 5 по 7 предшкольная подготовка , центр развития еще 1 аккред+лицензия)

3. Согласно Болонской конвенции проводят международную проверку знаний учащихся по разным предметам – пиза Россия находится в пятой десятке. Пизы проверяют функциональную грамотность школ разных стран( дают такие задания к-е дают множество решений задач). Функцион-я грамотность нужно проявить умств-ую способность, продумать через сравнение, анализ и найти способ решенияюЭльконин , Давидов- функцион-й уровень развития системы.

Тимс– Россия в третьей десятки, проверяет матем-ку в рамках математич образ, русский в рамках руусяз.тесты на проверку предметных компентенцийделает проверку между 1 и 2 уровнем. Тимс меняется в сторону пизы.

4. ФГОС яв-сяцелевым – потому что в фгос даны требования к результату на выпуске каждой ступени образ-я. До ФГОС в образ-х учред-х были ГОС они были содержательными потому что в них было дано содержание предметного образ-я т.е какие понятия, научные факты изучать, в каком классе и в каком объеме.

5. ФГОС требование к результату поэтому он целевой – дается 2х уровневый результат 1. Базовый(переводить из кл в к, выходить на уровень актуаль-го развития), 2 Повышенный уровень(зона ближайшего развития по Выготскому).

6. ФГОС – формула 3Т- Т1- требов-е к результату освоения общей образоват-ой программы. Т2- треб-е к структуре основогообщей образ-ой прогр-ме. Т3- треб-е к условиям реализации осовной обшей образ программе. ( к ним относится санпины н-р какую обувь носить, ранец с точки физич развития)систфизивоспит предложил Левсгафт- типология детей на основе изучения семйноговоспит.

7. Высшее образование в россиипритерпела серьезное изменение оно стало многоуровневым. 1- уровень высшего обра-я-бакалавриат, специалитет. 2.- магистратура 2г. Педагог образ-е профиль дош образ. 3 .- аспирантура 2 года. В законе об образовании рф 29.12.12 многоступенч-тьвысшего образ-я зафиксирована и имеет юридич силу.

8. С 1 января 2017 г вводится вобразов-епрофессин-й стандарт для работающих работников образ-я, каждый проходит аттестацию и получает категорию. В первые в российской системе образ-я будут присвоены категории тем у кого есть магисторский диплом.

9. Аспиратура в россии впервые стала образовательной деят-ю, а была научной( теперь обучаются также как и в бакалавриате и магистратуре,есть учеб план, сдаю сессию, обуч очное 2 г, сдают госы, защищают вкр, получают диплом). ФГОС требование к ученику Т1, Профессион-й стандарт для работников образ-я. ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИИ ( структура образования+ ФГОС+лицензирование+интернеттестир-е.

29. Понятие о Федеральном государственном образовательном стандарте: сущность и новизна.

Стандарт(от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту. Образовательный стандартустанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

30. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Можно выделить несколько тенденций современного развития мирового образовательного процесса

Во-первых это глобализация образования. Глобализация представляет собой тесную интеграцию и конвергенцию, на основе которой существует единое мировое образовательное сообщество.

Проявлениями глобализации являются:

- образовательная мобильность, которая приобрела массовый характер;

- применение в сфере образования франчайзинга (практика, в соответствии с которой, пользующееся международной репутацией образовательное учреждение предоставляют другим, в том числе зарубежным, учебным заведениям лицензии на свои образовательные программы);

- введение международных квалификационных требований, обеспечивающих конвертируемость документов об образовании;

- широкое распространение технологий дистанционного обучения.

- стандартизация, как ориентированность на результат, удовлетворяющий принятым общим стандартам для большого количества стран.

Появление развертывания и осмысления сказывается и на мировом образовательном процессе. Примером тому могут служить ряд международных документов: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Болонская декларация (1999) и др.

Официальной датой подписания Болонской декларации является 19 июня 1999 г.

Этот документ был направлен на создание единого европейского образовательного пространства. Этому событию предшествовали:

- Лиссабонская Конвенция 1997 г., заложившая основы сближения европейских образовательных систем;

- Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года,

Основная цель Болонского соглашения – это создание единого европейского пространства высшего образования. Обеспечение равных возможностей для получения образования, в том числе профессионального, независимо от нации, государства, географии, гражданства.

Следующей тенденция интеграция (интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).

Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы (повышается уровень ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов

Третья тенденция демократизация. Демократия - народовластие. Как термин используется для описания системы управления государством и для обозначения свободного общества.

Демократизация образовательного процесса в современных условиях проявляется через

- обеспечение равных возможностей для получения общего и профессионального образования

- разрастание рынка образовательных услуг; компромисс между жесткой централизацией и автономией

- участием общества в управлении образовательным процессом.

В-четвертых, тенденция гуманизация. Гуманизм– система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов.

В современной педагогической науке и практике выделяют следующие основные черты гуманизма:

- обновление содержания образования и педагогического процесса на основе гуманистических идей;

- гуманный подход к личности воспитанника;

- уважение его прав и свобод;

- предъявление разумно сформулированных требований;

- уважение позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

- уважение права человека быть самим собой;

- доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

- ненасильственное формирование требуемых качеств;

- отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

- признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат её убеждениям.

Таким образом, в качестве ведущих тенденций развития мирового образовательного процесса явно проявляются глобализация, интеграция, демократизация и гуманизация.

Эразм Роттердамский проявил себя как великий гуманист, он искал причины испорченности прекрасного мира в превратности человеческих суждений. А значит единственным путем изменить этот мир для него, было изменение сознания людей, через художественное воздействие, обучение и воспитание, чему он и посвятил свою жизнь, создавая свои дидактические произведения, опираясь на классические античные образцы.

Главной целью Эразма была гуманистическая реформа образования и культуры, на основе которой он надеялся мирными средствами просветительства добиться совершенствования общества, государства, церкви.

Он первым обосновал гуманистической аргументацией призыв к миру, обращенный ко всем людям доброй воли. В мире он видел норму гражданской жизни, главное условие развития наук и расцвета всех форм трудовой деятельности человека. Эразм, сохраняя независимость личной позиции, отвергал фанатизм любой "секты" и прокладывал путь еще редким в XVI столетии сторонникам веротерпимости.

МГБЛ | Отделение Москвы и Московской области

МГБЛ | Отделение Москвы и Московской области

МГБЛ | Отделение Москвы и Московской области запись закреплена
Молодая гвардия большевиков-ленинцев ★

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНСКИЙ — ПИСЬМА К ДОЧЕРИ

Мое сердце учащенно бьется при мысли о том, что я говорю сегодня уже не с маленьким ребенком. Будь же счастлива, переступая эту черту. А счастливой ты будешь тогда, когда будешь мудрой.

Миллионы женщин – да, юных четырнадцатилетних женщин с трепетом сердца думают: что такое любовь? Каждая постигала понимание ее по-своему. Задумывается об этом и каждый юноша, когда в нем пробуждается мужчина. Теперь, дорогая доченька, мои письма к тебе будут не такие, как раньше. Мое сокровенное желание – передать тебе ту жизненную мудрость, которая называется умением жить. Хочется, чтобы из каждого отцовского слова, как из маленького зернышка, рождались ростки твоих собственных взглядов и убеждений.

Самое сложное она умела разъяснить сказкой. Ее черные глаза стали задумчивыми и тревожными. Она взглянула на меня как-то по-особенному, не так, как раньше.

Приходит с архангелом Гавриилом ровно через год. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша. Перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними – колыбель, в колыбели ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на небо,то в глаза друг другу. В те мгновения, когда глаза их встречались, бог видел в них непостижимую для него красоту и какую-то неведомую силу, красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля – прекраснее всего, что слепил и смастерил бог. Она потрясла, удивила, ошеломила бога.

–Что это? – спросил он архангела Гавриила.

Архангел пожал плечами. Бог подошел к мужчине и женщине и спросил их, что такое любовь. Но и они не смогли объяснить ему. Тогда бог разгневался.

–Ах так! Вот вам мое наказание: с этого мгновения вы будете стареть. Каждый час жизни будет уносить по крупинке вашу молодость и силу! Приду через пятьдесят лет и посмотрю, что осталось в твоих глазах, Человек.

–На что же мог рассердиться бог? – спросил я у бабушки.

–Да ведь человек без спроса сотворил нечто такое, что тому самому и неведомо было. Но слушай дальше. Пришел он с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Видит, вместо шалаша стоит изба рубленая, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу жнут, а внуки на лугу играют. Пред избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел бог в глазах у мужчины и женщины красоту еще более могучую и силу еще более сильную, и еще что-то новое прибавилось к тому.

–А это что? – спросил он архангела.

–Верность, – ответил тот. И вновь не смог объяснить.

Еще пуще разгневался бог.

–Мало тебе старости, Человек? Так недолгим будет твой срок. Приду еще и посмотрю, во что превратится твоя любовь.

Пришел он с архангелом Гавриилом через три года.

Видит: сидит мужчина над маленьким холмиком. Глаза у него грустные-грустные, но в них все та же непостижимая красота и та же сила. И уже не только Любовь и Верность в них, но и что-то еще.
–А это еще что? – спрашивает он архангела.

Зажал бог в кулаке свою бороду и отошел от сидящего у маленького холмика старика. Повернулся лицом к пшеничной ниве и алой утренней заре и увидел: у золотых колосьев стоят молодые мужчины и женщины и смотрят то на алое небо, то друг другу в глаза. Долго стоял он и глядел на них. А потом ушел в глубокой задумчивости. С той поры богом на Земле стал Человек.

Вот что такое любовь, внучек. Любовь – она выше бога. Это вечная красота и сила человеческая. Поколения людей сменяют друг друга. Каждому из нас доведется превратиться в горсть праха, но живой, неотцветающей связью рода человеческого остается любовь!

Вот что такое любовь, доченька. Живут, размножаются, продолжают свой род тысячи живых существ, но любит только Человек. И, собственно, только тогда, когда он умеет любить по-человечески, он и Человек. Если же любить не умеет, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты, значит, он лишь существо,способное стать Человеком, но еще не ставшее таковым.

Как хорошо, что мы теперь будем говорить с тобой как взрослый человек со взрослым человеком. Как хорошо, что ты задумалась над труднейшей страницей человеческой мудрости. Если бы все без исключения молодые люди – и женщины и мужчины – постигли ее до конца, у нас было бы гармоничное общество, счастье было бы уделом и богатством всех.

От того, в какой мере молодые поколения овладевают этой великой мудростью – любить, зависит не только личное счастье. Зависит красота, нравственная чистота и благополучие всего нашего общества. Разумеется, я подчеркиваю здесь лишь одну сторону нашего бытия, не упуская из виду и других сторон. Человек может научиться возводить величественные сооружения – гидростанции и дворцы, космические корабли и атомные подводные лодки, но, если он не научится по-настоящему любить, он останется дикарем. Образованный же дикарь во сто крат опаснее дикаря необразованного.

Есть в нашей жизни две стороны: одна – труд человека, его деятельность на производстве, его общественное лицо и гражданское творчество, долг перед народом и обществом; вторая – сфера духовно-психологических и морально-этических отношений: семья, дети, долг и обязанность родителей перед детьми, детей перед родителями. Это сфера, в которой, к сожалению, человек нередко еще остается невеждой, рабом или подлецом.

Человек, несовершенный в сфере духовно-психологических и морально-этических отношений, не может быть настоящим гражданином, настоящим творцом, настоящим патриотом. Личностный потенциал многогранен,бесконечен в возможностях своих сил и проявлений настолько, насколько же он и един: достоинства и недостатки в одном каком-либо отношении непременно сказываются во всех других отношениях – тут органичны все связи, все внутренние взаимодействия.

Я получаю множество писем и от своих ровесниц, и от девушек постарше. Приедешь домой, почитаешь. Их уже несколько тысяч. Среди них есть и настоящие вопли человеческие, тревожное напоминание о том, что любовь человеческую надо творить, воспитывать, она не передается генетически, по наследству, как передается, скажем, инстинкт продолжения рода.

Горячими, огненными листами металла кажутся мне письма, в которых звучит иногда отчаяние и смятение:он меня любит, но не уважает; что сделать, чтобы он не только любил, но и уважал?

Как видишь, доченька, не напрасно я вспомнил мудрую бабушкину сказку, не напрасно зашел у нас с тобой разговор о том, что такое любовь. Я хочу предостеречь тебя от ошибок, которые допускают многие девушки и за которые им приходится очень дорого расплачиваться. Счастьем, радостью, здоровьем, а иногда и жизнью. Любовь человеческая должна быть не только красивой, преданной, верной, но и мудрой и осмотрительной, зоркой и разборчивой, лишь тогда она радость и счастье. Помни это, доченька. Помни, что в жизни есть не только красота и благородство. Есть, к сожалению, и зло, и коварство, и подлость. У тебя должно быть не только открытое, доброе сердце. Оно должно быть строгим, решительным и требовательным.

Сколько приходилось мне носить в душе чужих тайн – зла, горя, страдания, обид, о которых молодые женщины даже боятся сказать вслух, а если и говорят, то с оглядкой и шепотом.

Откуда же все это берется?

Чтобы по-настоящему любить, надо иметь могучую духовную силу. И долг семьи и школы, миссия старших поколений заключается в том, чтобы развивать в человеке эту мудрую силу. Все школьное воспитание – это, по существу, воспитание любви и непримиримости: любви к Отечеству и родному народу и непримиримой неприязни к его врагам, любви к матери и отцу, любви к человеку, с которым ты станешь единым существом, объединишь с ним свои взгляды и убеждения, духовные порывы и стремления, – и одновременно нетерпимость ко всему, что несет в себе потенциальное или реальное зло.

Когда в присутствии юноши или даже при мысли о нем у тебя учащенно забьется сердце, когда тебе захочется, чтобы юноша смотрел на тебя с изумлением и восхищением, считая тебя единственной в мире, это значит, в тебе пробудилась женщина, пробудилась Мать – творец новой жизни. С этого мгновения для тебя начнется новая жизнь, дорогая доченька. Помни,что отныне ты отвечаешь не только за себя, но и за то будущее человеческое существо, которому дашь жизнь.

Пробуждение матери – закономерность, проявляющаяся в желании соединиться с существом противоположного пола для продолжения рода человеческого. Непреодолима инстинктивная сила, влекущая юношу к девушке, а девушку к юноше, но она еще не любовь в том смысле, как учит понимать ее вековой опыт человеческой культуры. Представь себе кусок благородного камня – мрамора. Мастер-скульптор может изваять из этого куска прекрасное творение рук своих – каменный цветок, розу, не уступающую по красоте живому, благоухающему цветку с капелькой росы и отблеском утренней зари. Мастер-скульптор видит цветок в бесформенном, красивом, но мертвом камне. Он начинает ваять, он трудится в поте лица, и вот из глубин мертвой материи выступают очертания живой красы – красоты рукотворной, красоты, созданной человеком. Эта красота из мрамора, но мрамор остается мертвым куском камня до тех пор, пока к нему не прикоснулись одухотворенные руки, движимые внутренней красотой человека, его талантом. Вот в этих одухотворенных руках сила человеческой любви.

Беда как раз в том и заключается, что многие молодые люди не идут дальше этого первобытного, убогого труда: отковырял кусок мрамора и любуется им. Почувствовал половое влечение и уже стремится удовлетворить его, считая, что это и есть любовь. Если нет ничего, кроме полового влечения, то в супружеской жизни будет только умение рожать детей, – для этого же большой мудрости не надо, наседка тоже выводит цыплят, этому научила ее природа.

Раз. Выбрать и зарегистрировать свободное доменное имя.
Два. Заказать хостинг, выбрав подходящий тарифный план или заказать установку выделенного сервера.
Три. Заказать создание сайта у нашего специалиста. Мы можем предложить вам создание сайта любой сложности.

Первый шаг вы уже сделали, зарегистрировав доменное имя. Следующими шагами будут заказ хостинга и создание сайта.

Второй шаг - заказ хостинга из предлагаемых тарифных планов. Также вы можете заказать у нас установку выделенного сервера.

Шаг третий - создание сайта. Вы можете заказать сайт любой сложности, связавшись с нашим специалистом.

Читайте также: