Страшная месть чика краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

При виде икон, которые вынес удалой есаул Горобец для благословения сына и его невесты, один из гостей обращается в колдуна. Именно этот антихрист приходит во снах к жене пана Данилы, требуя, чтобы Катерина вышла за него замуж.

Женщине казалось, что привидевшийся ей колдун, это и есть ее отец. Эту догадку подтвердил пан Данило, который увидел в таинственном замке, как его тесть превращается в страшное чудовище, вызывающее душу Катерины.

Казаки поймали и заточили злодея в подвал, но ему удалось убедить дочь отпустить его. Вскоре богоотступник собрал банду ляхов. Они напали на хутор пана Данилы, который погиб от выстрела колдуна.

Через некоторое время антихрист убивает сына Катерины. Несчастная женщина сходит с ума. Узнав колдуна в незнакомце, посетившем хутор, Катерина с ножом бросается на него, но погибает сама.

Поймал колдуна и сбросил в пропасть величественный богатырь, появившийся в Карпатах.

Из повествования бандуриста становится понятно, что началась эта история во времена правления короля Степана, воюющего с турками. В его войске были неразлучные друзья-побратимы Петро и Иван, делившие все пополам.

Но после того, как Иван смог королю доставить турецкого пашу, завистливый Петро затаил злобу, хотя друг отдал ему половину вознаграждения.

Петро при поездке на собственные земли в Карпатах столкнул Ивана с малолетним сыном в пропасть. На небесном суде Бог разрешил Ивану уже после смерти Петра назначить казнь грешному бывшему другу. Тот решил, что род Петра завершится появлением жуткого злодея. Погубить его должен в образе богатыря сам Иван, сбросив антихриста в пропасть.

Главные герои и их характеристика:

  • Данило Бурульбаш — мужественный знатный казак. Он решителен, бесстрашен, быстро принимает решения. Любит казачью вольность, свою землю, обожает молодую жену и сына. Без сомнения вступает в поединок с тестем, оказавшимся злобным колдуном. Храбро бьется с ляхами, но погибает от коварного выстрела колдуна.
  • Катерина — верная трепетная жена пана Данилы. Чудная молодая красавица, мать прекрасного годовалого сына страдает из-за страшных сновидений. В них ее отец, обращенный в колдуна, злобно требует, чтобы она стала ему женой. Женщина после гибели мужа и ребенка теряет разум. Она стремится только к мести. Узнав отца, бросается на него, но злодей убивает ее.
  • Отец Катерины — угрюмый безжалостный злодей. До появления в семье дочери где-то пропадал на протяжении двадцати одного года. Суровый мстительный человек, не поддерживающий казачьих обычаев, ненавидящий зятя, оказался жутким злобным колдуном, погубившим всю семью дочери.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Есаул Горобец — храбрый отзывчивый бесстрашный казак, названный брат пана Данилы.
  • Микитка — запорожец, приехавший к славному уважаемому есаулу Горобцу на свадьбу его сына.
  • Старец Варфоломей — святой честный схимник.
  • Стецько — верный смелый казак, живущий на хуторе для защиты семьи пана Данилы.
  • Старая прислужница — добрая няня, поддерживающая и защищающая Катерину.
  • Конашевич — легендарный атаман Запорожского войска.
  • Хмельницкий — бесстрашный легендарный гетман Запорожского войска.
  • Сагайдачный — православный шляхтич, удалой гетман Запорожского войска.
  • Князь Седмиградский — пан Степан. Речь идет о короле Польском, известном как Стефан Баторий.
  • Петро — мстительный казак из войска князя Седмиградского, из зависти коварно убивший более удачливого друга-побратима Ивана.
  • Иван — справедливый бесстрашный казак из войска князя Седмиградского, погибший от рук Петра, который был ему как брат. Отомстил коварному убийце, когда тот умер.

Среди желанных гостей, прибывших к есаулу Горобцу, празднующему в Киеве пышную свадьбу сына, был запорожец Микитка, вернувшийся после семидневной попойки с королевскими шляхтичами, а также Данило Бурульбаш — бесстрашный названный брат есаула с прекрасной женой Катериной, держащей на руках их годовалого сына.

Гоголь Н.В.

Автор: Николай Васильевич Гоголь

Всех удивило странное отсутствие отца Катерины. Этот нелюдимый человек вернулся на Заднепровье год назад. Когда есаул поднял для благословения молодых подаренные старцем Варфоломеем две иконы, служившие защитой от нечистой силы, у одного из казаков позеленели глаза, вытянулся нос, посинели губы, появились клыки, вырос горб. Испуганные гости увидели колдуна, который исчез, когда к нему приблизился есаул с иконами.

Дубовый челн, управляемый двумя казаками, плывет посередине Днепра. Хлопцы не поют песен, так как пан Данило сидит задумчивый. Молчит и пани Катерина, укачивающая сына. На вопрос мужа, что ее печалит, она ответила об охватившем ее ужасе после внезапного появления на свадьбе колдуна. Пан Данило ответил, что уничтожит злодея, если найдет его притон, где должно быть золото.

Они плыли вдоль берега, где находилось заброшенное кладбище. Вдруг с той стороны послышались крики, а потом зашатался крест и с жутким стоном появился мертвец. Когда он исчез, казаки увидели второго, а затем и третьего, самого страшного мертвеца. От его страшного крика проснулся и заплакал ребенок.

Утром в невысоких, но просторных хоромах, расположенных в долине около Днепра, Бурульбаш точил турецкую саблю. Сидящая рядом Катерина вышивала. Ребенок спал в люльке.

Мирную картину нарушил приход нахмуренного сердитого Катерининого отца, который сурово обратился к дочери с вопросом, почему она поздно вернулась домой. Ответил ему пан, что спрашивать нужно его, но отчета он давать не будет.

Тесть с зятем схватились за сабли. Бились они на равных, не уступая друг другу. Потом взялись за мушкеты. Стрелявший первым пан Данило промахнулся. Отец ранил его в левую руку.

Тогда бросилась Катерина в ноги мужа, умоляя подумать о сыне, который пропадет без отца. Остановился Данило, предложил тестю перемирие.

Хмурым утром проснулась Катерина в слезах. Ей привиделось, что колдун со свадьбы, это ее отец, требующий со злобой, чтобы женщина была его женой. Муж старался

колдун вызывает дух дочери

успокоить ее. Вечером он с верным казаком Стецьком вслед за отцом Катерины дошел до замка, скрывающегося в густом лесу.

Пан Данило с высокого дуба видит в окно вызванный колдуном облик женщины, сотканный как бы из облака. Это была душа Катерины. Она тихо спрашивает, зачем отец зарезал ее добрую мать.

Просит, чтобы колдун покаялся и не убивал других людей. Но тот твердил, что ему нужно, чтобы Катерина полюбила его. В ответ услышал, что она мужу никогда не изменит.

Катерина, разбуженная мужем, начала рассказывать ему свой страшный сон, но он перебил ее, поведав все увиденное им в таинственной комнате. Молодая женщина была поражена совпадением.

Пан Данило сказал, что никогда бы не женился на дочери антихриста, если бы раньше знал, что у Катерины такой отец. Несчастная женщина разрыдалась, говоря, что ни в чем не провинилась перед мужем. Умоляла не называть больше богоотступника ее отцом, так как она отрекается от злодея.

Колдун паном Данилом закрыт в глубоком надежном подвале за тремя крепкими замками, понимая, что ждет его завтра тяжелая казнь. Начал антихрист убеждать проходившую мимо дочь, что не страшит его заслуженная смерть, но хочет спасти он свою душу. Обещал, что будет отшельником. Постоянным покаянием, постом вымолит себе прощение.

Ответила Катерина, что не сумеет снять тяжелые цепи. На это колдун ответил, что свободно его тело. Он в глаза казакам пустил туман, протянул высушенное дерево вместо рук.

Но сквозь стены не может пройти. Не действует на них колдовство, так как построил их святой схимник. Открыть можно только ключом святого. Поверил Катерина, выпустила грешного отца. Когда она услышала шаги приближающего мужа и осознала, что обманула его, от страха потеряла сознание.

Очнулась Катерина от холодной воды, которой опрыскивала ее старая верная прислужница. Она объяснила, что успела вынести ее из подвала до появления пана Данила и закрыть дверь ключом, но его взял муж, чтобы увидеть пленника.

В этот момент вернулся рассерженный пан Данило, сообщивший, что кто-то посмел выпустить колдуна. И сделал это черт, так как в подвале осталось вместо колдуна закованное сухое бревно.

Но если бы посмел кто-то из казаков освободить пленника, то был бы сразу казнен. Катерина со страхом спросила, что бы он сделал бы с ней, если бы вдруг виновной оказалась она. Данило ответил, что зашил бы ее в мешок и без сожаления утопил в Днепре.

Ляхи пировали в корчме рядом с пограничной дорогой. Паны бряцают саблями, рассказывают о своих делах, высмеивают православную веру, называют украинцев своими холопами.

С ними сидит ксендз. Он ведет нечестивые речи и пьет наравне со всеми. Здесь же гуляет и играет в карты челядь. Собралась нечестивая шайка на злое дело, так как среди разговоров можно расслышать упоминание пана Данила.

Задумчивый пан Данило говорит жене, что болит его сердце, предчувствует скорую смерть. Вспоминает лихие времена, когда прославленный храбрый гетман Конашевич своей пламенной речью поднимал казаков на битву с турками. Воевали они славно, а теперь не чувствует уже пан Данило былой силы.

В хату вошел Стецько, сообщивший, что на хутор идут ляхи. Приказал пан казакам седлать лошадей, доставать сабли. Началась безумная битва. Вдруг на горе появился отец Катерины с мушкетом в руках.

В ярости поскакал Данило к колдуну, а тот выстрелил и исчез. Упал храбрый пан, подбежал к нему Стецько. Данило только успел сказать, чтобы он передал Катерине его наказ беречь сына.

Остановилось храброе сердце. Зарыдала прибежавшая Катерина, упав на неподвижное тело мужа. А вдали виднеется пыль. Это есаул Горобец ведет свое войско на помощь.

Широкий раздольный Днепр, поражающий чудесной зеркальной гладью при тихой погоде, становится бурным и клокочущим, когда налетает шквалистый ветер. По разгулявшимся волнам не рискуют проплывать даже храбрые казаки, и только причалила к берегу одна лодка, из которой вышел невеселый хмурый колдун.

Победили казаки посланных им для нападения на пана Данила ляхов.

Спустился колдун в землянку. Стал бросать в горшок, установленный на стол, разные травы. Затем влил, шепча заклинания, воду. Озарилась светлица розовым светом, появилось белое облако.

Колдун, всматриваясь в него, сначала обрадовался, а потом остолбенел. Перед ним проступало чудное незнакомое незваное лицо. Оно не было страшным, но от ужаса колдун побледнел, закричал дико, опрокинул горшок. Видение исчезло.

Есаул Горобец и его молодая невестка старались успокоить Катерину, увидевшую жуткий сон. После гибели мужа она десять дней уже жила в Киеве, надеясь спокойно воспитывать сына.

Катерина говорила, что колдун, которого сама выпустила, грозил зарубить ее дитя. Сын есаула и сам Горобец, не успевший на помощь пану Данилу, обещали защитить несчастную вдову от антихриста.

Подошел старый есаул к колыбели. Ребенок засмеялся, протянув ручки к красной люльке, висящей на ремне. Отдал ее Горобец малышу, сказав, что вырастет он таким же, как его отец. Все остались в светлице. Ночью Катерина проснулась с криком, что ее сын убит. Бросились к колыбели, где с ужасом увидели неживое дитя.

За вольно раскинувшимися высокими Карпатскими горами, удивляющими чудным видом, редко услышишь русскую речь, да и вера там другая. Живет там венгерский народ, похожий на казаков, тем, что лихо пьет и рубится с врагами, скачет на конях.

Среди гор расположились великие озерами, в неподвижной воде которых отражаются величественные вершины, раздольные зеленые подошвы.

Скачет ночью на исполинском коне вороной масти под горами богатырь огромного роста в чеканных латах, погруженный в сон, отсвечиваясь в зеркальной озерной глади.

Сзади спит, держась за седока, младенец-паж. Куда едет богатырь, никто не ведает. Только ночью можно заметить его отражение в озерах. После долгого пути остановил коня рыцарь, въехав на Криван — самую высокую гору Карпат.

С грустью старая прислужница смотрит на Катерину, которая вернулась в родную хату из Киева, не осознавая действительности. То ей кажется, что муж ее жив и сынок недавно заснул.

Или чудится, что няня превращается в ведьму, желающую украсть младенца. Порой пускается в безумный перепляс. Затем неожиданно начинает смеяться, рассказывая, что мужа ее погребли живого.

Все смешалось у молодой женщины. Не молится она, людей сторонится, скрывается в густой дубраве. Не боится ночью встреч с русалками, ищет отца.

Ранним утром статный гость, одетый в красный жупан, рассказывал в слезах, как воевал с паном Бурульбашем, который просил его после своей погибели взять в жены Катерину. Тут с ножом кинулась она на него, узнав отца. В завязавшейся борьбе колдун убил дочь и ускакал.

Узрели вдруг жители Киева чудо. Стали им видны дальние просторы: Лиман, Черное море, показался Крым, и даже Карпаты. А затем на высокой горе показался конный рыцарь с закрытыми глазами.

Внезапно стоявший среди горожан колдун, разглядывающий всадника, узнал лицо, напугавшее его при ворожбе. В страхе вскочил на коня и скрылся. Только вечером решился вернуться домой.

Но перед узкой речкой, пересекавшей дорогу, конь остановился, повернулся и жутко засмеялся. Перепуганный колдун помчался в Киев, направляясь к святым местам.

В пещеру занятого молитвой схимника вбежал дрожащий от дикого ужаса человек. Он упал, крича, чтобы святой отшельник помолился за него, спасая погибшую душу. Заглянул схимник в открытую книгу, а в ней буквы кровью налились. Не встречал он еще такого грешника, отказал ему в покаянии. В неистовой злобе убил колдун схимника.

Тяжкий стон пронесся по полям. Поднялись за лесом трясущиеся высохшие руки, а потом пропали. Колдун поскакал в Канев, чтобы оттуда попасть в Крым через Черкасы.

Ехал долго, но попал в Шумск, находящийся в другой стороне. Удивился богоотступник, поехал к Киеву назад, но оказался около Галича. Долго кружил колдун, наливаясь лютой злобой.

Вздрогнул, увидев Карпатские горы и величественного всадника у горы Криван. Хочет остановиться, но конь несется к богатырю, который открыл глаза и засмеялся, прогремев по всей округе. Схватил всадник колдуна могучей рукой, поднял, а тот сразу умер.

Рыцарь бросил свою добычу в пропасть, куда прыгнули восставшие из могил мертвецы, стали грызть тело колдуна. А самый громадный из покойников не мог выбраться из-под земли, от чего затряслась она.

Старый слепой бандурист пел в Глухове чудные песни о славных подвигах казаков во времена Хмельницкого и Сагайдачного. А потом повел рассказ о пане Степане, который был князем Седмиградским и королем у ляхов.

Среди его казаков служили два неразлучных друга — Петро и Иван. Договорились по-братски они делить пополам любую добычу, радость и горе.

Король Степан после трехнедельной войны не мог победить турок. Объявил он, что кто поймает пашу, способного только с десятком янычар погубить полк, тот получит столько денег, сколько составляет жалованье войска. Разъехались Петро с Иваном в разные стороны.

Привел пашу Иван. Получил обещанные деньги, разделил их и отдал честно половину Петру. Но тот затаил злобу из-за того, что королевские почести достались не ему.

Поехали рыцари за Карпаты на землю, пожалованную им королем. У Ивана за спиной сидел привязанный к отцу сын. Вечером задремал казак, да и младенец уже крепко спал. Умный конь ступал по горным дорожкам осторожно. Но на узком уступе Петр столкнул друга с ребенком в пропасть.

Ухватившийся за сук Иван попытался с ребенком вскарабкаться наверх. Но увидел, что Петр направляет на него пику. Взмолился Иван, чтобы хоть ребенка не губил брат названный. Но Петро столкнул казака вместе с младенцем. Забрал все деньги. Жил в богатстве до смерти.

Страшная месть

Души Ивана и Петра попали на Божий суд. Предложил господь, чтобы казнь грешнику Петру выбирал Иван. Попросил он, чтобы все потомство предавшего его друга жило несчастливо.

А последний в его роду человек будет таким злодеем, что все предки от мук из-за его неправедных дел будут вставать из могил. Но чтобы сам Петро терпел самую нестерпимую боль и из-под земли не мог подниматься.

И еще попросил Бога Иван в час расплаты вознести его на гору, куда колдун придет. Тогда бросит он злодея в пропасть. Туда соберутся все мертвецы из его рода, и вечно будут грызть его тело.

Господь согласился со страшной казнью, предложенной Иваном. Но и ему придется вечно на этом месте оставаться.

Кратко об истории создания произведения

Стилистика произведения базируется на исторических фактах и восточнославянском фольклоре. Прослеживаются мотивы украинских народных притч, песен. А также автор использует для более полного осмысления важных для людей понятий веры, покаяния, греха элементы готической поэтики.

Основное действие повести разворачивается в период борьбы Украины за независимость против Турции и Речи Посполитой (начало XVII в.). Предыстория, связанная с грехопадением предка жуткого колдуна, относится ко времени правления (середина XVI в.) Стефана Батория (короля Степана).

Школьник из Абхазии, 12-летний смышленый мальчик Чик ночью размышляет: отчего взрослые говорят не то, что думают, за что арестовали отца милой девочки Ники.

Чик справедлив и добр, всем делится. Он берет в компанию хромого Лесика. В опасном походе за смолой Чик защищает друзей от волкодава, любуется родными местами, и грустит, что когда-нибудь уедет отсюда.

Чаепитие и любовь к морю

Чик любит море. Хотя в нем тонут люди. Но ведь и жизнь все любят, а и она жестока. Для незнакомого мальчика море – работа. Он ловит мидий для хулиганов. Они их продают.

Чик отпрашивается с тетушкиного чаепития к морю с добрым сумасшедшим дядей Колей. Там его уже ждут друзья.

Животные в городе

Дедушка из деревни в гостях у Чика. Мальчик полюбил его коня. Покатался сам, потом друзей перекатал. Даже инвалида Лесика: пусть порадуется. И тут без спроса на лошадь влез Кабан. Высмеял и коня, и деда. Дед его отлупил.

Дед оставил в подарок корову с теленком. Увы, в городе их пасти нельзя. Пришлось отдать.

Защита Чика

Чик любит людей, но иногда хочет побыть в одиночестве, на любимой груше. Однажды он посмеялся над дурацкими стихами Акакия Македоновича (Закидоновича), учителя русского языка. Тот вызвал родителей. Впервые такое. Находчивый Чик привел сумасшедшего дядю Колю. И все обошлось!

Чик и Пушкин

Чик знал, где зарыта собака

Чик на охоте

Подвиг Чика

Чик мечтает о подвиге. И сбивает замок с фургона собаколова. Собаки радостно сбегают. Не только друзья, но и весь двор встает на защиту Чика. Потом дядя объясняет, что такая у собаколова работа. И добавляет, что не предавал арестованного ни за что отца девочки Ники.

Чик идет на оплакивание

Чик по просьбе тетушки силится заплакать на похоронах ее подруги Циалы. От печальной музыки оркестра ему жаль всех: безумного дядю Колю, невиновного, но арестованного отца Ники, хромого мальчишку Лесика, котенка, за которого струсил заступиться.

Чик и лунатик

Чик с другом Бочо среди ночи ловят на крыше лунатика-шпиона. А потом узнают, что все дело в любви. Этот парень тайком ходил к девушке.

Чик – играющий судья

Судья футбольного матча мальчик Оник сбежал от отца, который обращался с ним как с маленьким. Судить и играть взялся Чик. Сначала нечестно, в свою пользу. Потом честно. В итоге всех насмешил, когда при нарушении сдуру заорал: куда смотрит судья?!

Страшная месть Чика

Чик учил хромого Лесика плавать, когда при девчонках его дернул за чуб какой-то пацан. Он был с друзьями, и Чик смолчал. Потом он встретил обидчика в автобусе, выдал себя за разбойника, и тот струсил. Чик его простил, и подумал, что Бог все видит, и справедлив.

Возмездие

Чику нравился бесстрашный преступник Мотя. Пока тот жестоко не проучил хулигана Керопчика. Пусть за дело, но нельзя же так с людьми. Потом Керопчик исправился, стал сапожником.

Чик чтит обычаи

Мальчик в Чегеме, в гостях у своих деревенских родственников по маминой линии. Он рад знакомству, находит друзей и учится обычаям деревни.

Чик и белая курица

У Чика не поднялась рука зарезать красивую белую курицу. Ребята над ним смеялись. Одному он даже врезал.

Сюжет

Добрый веселый школьник Чик из Абхазии живет с тетушкой, сумасшедшим, но безобидным дядей Колей. Дружит с Бочо, хромым Лесиком, Севой, Никой, Сонькой, заботится о дворняжке Белке. Чик любит жизнь, людей, животных, море, стихи Пушкина, родной городок.

Он учит инвалида Лесика плавать и кататься на лошади, в походе защищает друзей от волкодава, жалеет арестованного без вины отца Ники, освобождает собак, пойманных собаколовом, играет в спектакле лошадь, ходит на охоту с луком и стрелами.

Как и все в то время, выискивает вредителей, шпионов. Но их нет. Главные вредители в жизни – злоба, невежество, недобросовестность, предательство.

Отзыв

Повесть о взрослении, закалке характера мальчика Чика. Детство у него счастливое, хотя и бедное, да и время непростое: людей сажают в тюрьмы за выдуманное вредительство, шпионаж. Близится и война. Чик любит родину, семью, друзей, школу.

Повесть учит быть добрым, справедливым, отзывчивым, благодарным, любознательным, смелым, жизнерадостным, находчивым, беречь дружбу, не обижать животных, отвечать за свои поступки.

Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения. Вокруг Алихана стала собираться толпа людей. Среди них был Мотя.

Мотя - сильный парень, которого всего боялись. Он относительно недавно поселился в Мухусе. Он был очень дерзок, в его глазах чувствовались холод и презрение. Чик восхищался им. Они виделись на спортивной площадке, где Моте нравилось отдыхать. Мотя пришел узнать, кто виноват в произошедшем. Выяснив это, он обещал отомстить.

Чик радостно ждал возмездия. Он ненавидел Керопчика давно. Обида на Керопчика появилась еще с тех пор, как тот оскорбил его старшего брата. Брат пропустил это оскорбление, а Чик не смог его забыть. Однако Чик никак не мог дождаться мести: ничего не происходило. В итоге он вынужден был напомнить Моте о том, что тот намеревался отомстить.

Став свидетелем жестокой мести, Чик внезапно понял, что ему это не настолько нравится. Мотя заставил Керопчика раздеться, он ранил его ножом. Чику стало очень противно. Он осознал, что вообще не хочет там присутствовать, что эта месть ему не нужна. Владелец дома, который находился около спортивной площадки, пригласил их к себе домой. Только там Чику удалось сбежать от Моти и возмездия, которого он так хотел.

Чик изменил свое отношение к людям, похожим на Мотю. Он больше ими не восхищался. Самого Мотю посадили. Керопчик образумился, стал сапожником.

Рассказ показывает, что местью ничего не получишь. Из зла никогда не получается добро. Чик хотел, чтобы Керопчик перестал так себя вести, т. е. он не хотел мести. Месть оказалась лишь средством достижения цели, но, когда дело дошло непосредственно до нее, Чик понял, что это неправильно.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Искандер. Все произведения

Возмездие. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Князья Шуйский и Воротынский обсуждают, что после смерти последнего законного царя Феодора у власти может быть только брат царицы Борис Годунов, но он не соглашается. В следующей сцене из разговоров народа становится ясно

Светловолосый мальчик Никишка живёт со своей мамой в небольшой деревне рядом с морем. Он очень добрый и спокойный мальчуган. Любит оставаться один и мечтать о будущем. За это его не любят все деревенские дети.

Сальери вспоминает свое детство. Он с самого рождения любил искусство. Он помнит, как слушал церковный орган. Ему очень нравилось его звучание. Он даже иногда плакал от наслаждения. Ему не интересны были игры с другими детьми

Здесь идет рассказ о жизни и злоключениях героя Троянской войны – Энея. После падения Трои мужчина прибывает в Карфаген и тут же становится объектом воздыханий местной царицы – Дидоны

Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения. Вокруг Алихана стала собираться толпа людей. Среди них был Мотя.

Мотя — сильный парень, которого всего боялись. Он относительно недавно поселился в Мухусе. Он был очень дерзок, в его глазах чувствовались холод и презрение. Чик восхищался им. Они виделись на спортивной площадке, где Моте нравилось отдыхать. Мотя пришел узнать, кто виноват в произошедшем. Выяснив это, он обещал отомстить.

Чик радостно ждал возмездия. Он ненавидел Керопчика давно. Обида на Керопчика появилась еще с тех пор, как тот оскорбил его старшего брата. Брат пропустил это оскорбление, а Чик не смог его забыть. Однако Чик никак не мог дождаться мести: ничего не происходило. В итоге он вынужден был напомнить Моте о том, что тот намеревался отомстить.

Став свидетелем жестокой мести, Чик внезапно понял, что ему это не настолько нравится. Мотя заставил Керопчика раздеться, он ранил его ножом. Чику стало очень противно. Он осознал, что вообще не хочет там присутствовать, что эта месть ему не нужна. Владелец дома, который находился около спортивной площадки, пригласил их к себе домой. Только там Чику удалось сбежать от Моти и возмездия, которого он так хотел.

Чик изменил свое отношение к людям, похожим на Мотю. Он больше ими не восхищался. Самого Мотю посадили. Керопчик образумился, стал сапожником.

Рассказ показывает, что местью ничего не получишь. Из зла никогда не получается добро. Чик хотел, чтобы Керопчик перестал так себя вести, т. е. он не хотел мести. Месть оказалась лишь средством достижения цели, но, когда дело дошло непосредственно до нее, Чик понял, что это неправильно.

Данило узнал, что его тесть является злобным колдуном. Он приговорил его к смертной казни, но Катерина, поддавшись речам старого отца, обманула мужа и отпустила преступника. Вскоре колдун насылает смерть на Данило и его малолетнего сына, а позже убивает и свою сошедшую от горя с ума дочь. Но зло не могло остаться безнаказанным, и старика ждёт расплата за все смерти.

В первую очередь, это произведение о природе человеческой мести, именно мстительность стала фактором, на который нанизан весь сюжет повести. Автор показал, что наказуемо не только намеренно причинённое зло, но и совершенное с благой целью.

Есаул Горобец пригласил на свадьбу сына своего названного брата Данилу Бурульбаша с красавицей-женой Катериной. Когда молодых благословляли иконами, среди гостей открылся колдун и исчез, испугавшись святых образов. Домой Данило возвращался мимо замка колдуна и кладбища, на котором шатались кресты и вставали мертвецы.

Дома Данило поссорился со своим хмурым и вздорным тестем, а потом Катерине приснилось, что отец её — тот самый колдун. Вечером Данило отправился к колдунову замку, заглянул в окно и увидел своего тестя, занятого ворожбой — он вызвал душу Катерины и заставлял её полюбить себя, но душа не покорилась колдуну.

Вернувшись домой, Данило рассказал всё Катерине и заковал колдуна в железные цепи. Колдун пообещал дочери начать праведную жизнь, и та отпустила его. Сразу после этого на село напали ляхи. Горобец поспешил на помощь, но опоздал — Данило погиб. Колдун же вернулся в свой замок и вызвал душу Катерины, но вместо неё к нему явился некто незваный и наводящий ужас.

Катерина поселилась у Горобца. Проснувшись однажды после страшных снов, она нашла есаула мёртвым, сошла с ума и начала везде искать своего отца, чтобы убить. Колдун сам явился к Катерине, чтобы забрать её с собой, но она узнала отца, кинулась на него с ножом, и тот убил свою дочь.

Тем временем на вершинах Карпатских гор появился исполинский всадник с младенцем. Колдун узнал в нём незваного гостя, явившегося во время ворожбы, испугался и попытался скрыться, но куда бы он ни ехал, всё равно двигался к Карпатам. Наконец, всадник открыл глаза и посмотрел на колдуна. Тот умер и был брошен всадником в пропасть к голодным мертвецам.

Кончается быль песней о том, как завистливый Пётр столкнул своего брата Ивана с маленьким сыном в пропасть. Иван проклял потомство брата и предрёк, что последним в его роду будет небывалый злодей, которого он сам низвергнет в пропасть, явившись в виде исполинского всадника.

Катерина рассказывает мужу свой сон: ее отец и есть тот страшный колдун. Вечером Данило замечает, что в одном из окон черного замка горит свет. Он отправляется посмотреть, что там происходит. Бурульбаш видит, что к реке спускается отец Катерины. Данило следит за ним. Старик отвязывает лодку и плывет к замку. Бурульбаш подбирается к логову колдуна, но попасть внутрь не может. Тогда Данило залезает на дуб и заглядывает в окно.

Он видит, как тесть входит в комнату и превращается в уродливого старика. Чародей вызывает душу Катерины. Она упрекает отца в убийстве матери. Колдун требует, чтобы дочь стала его женой. Душа девушки с возмущением отказывается.

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов.

Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все.

Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун.

В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе.

После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Поздней ночью по Днепру плывет лодка, в ней возвращается домой чета Бурульбашей. Катерина встревожена, ее беспокоит появление колдуна. Лодка как раз проплывает мимо старого замка, в котором и живет старик. Он расположен напротив дома Бурульбаша. Возле замка виднеется кладбище.

Вдруг раздается жуткий стон, из могилы один за другим появляются мертвецы. Катерина испугана, даже гребцы в лодке от страха потеряли шапки. Только Данило ничего не боится и успокаивает жену. Гребцы налегают на весла, вскоре ужасное место остается позади.

На следующее утро Данило крепко поссорился с отцом Катерины, который вел себя совсем не как христианин и честный казак. В пылу ссоры мужчины схватились за оружие, и старику удалось ранить зятя в руку. Катерина принялась умолять мужа помириться с отцом, и тот нехотя согласился ради сына.

Опасаясь лютого нрава мужа, Катерина не нашла в себе сил признаться в том, что это именно она освободила колдуна. Бурульбаш же не сомневался, что тот скрылся благодаря магии.

Данило поделился с женой предчувствием скорой смерти. В хату вбежал казак Стецько и сообщил о приближении ляхов. Разгорелась страшная битва, в которой Данило пал мертвым от рук колдуна. На подмогу прискакал есаул Горобец, но было уже слишком поздно.

Катерина с сыном поселилась в доме есаула, но и там ее душа не могла найти долгожданный покой. Она вновь видела страшный сон, в котором колдун грозился убить ее ребенка, если она не станет его женой. Катерина рассказала обо всем есаулу, и тот с казаками всю следующую ночь стоял на страже. Проснувшись, Катерина увидела в люльке мертвого сына.

Колдун прибежал в пещеру к схимнику, и попросил помолиться о нем. Увидев в своей книге налитые кровью буквы, святой старец отказался сделать это. В гневе колдун убил его, и бросился прочь. Он попытался уехать как можно дальше от Карпат, но все дороги вели его к загадочному всаднику. Увидев колдуна, исполин схватил его, громко засмеялся и бросил в глубокую пропасть. Тотчас же сбежались все мертвецы, чтобы вонзить в его тело свои зубы.

В одном городке бандурист развлекал зевак стародавними историями. Он рассказал, что в старину жили два брата – Иван и Петро, которые делили поровну промеж собой и радость, и горе. Однажды король, воевавший с турками, пообещал большую награду тому, кто возьмет в плен турецкого пашу. Братья решили попытать удачу, и разъехались в разные стороны.

Бог согласился со столь страшной местью, но и Ивану приказал вечно стоять на горе и взирать на муки своего брата и его потомков.

Колдун сидит в подвале дома Бурульбаша, закованный в цепи. Его схватили за сговор с ляхами, а замок сожгли. Завтра колдуна должны казнить. Выбраться из подвала он не может, поскольку это бывшая келья святого схимника.

Мимо проходит Катерина. Колдун умоляет дочь выслушать его. Он заслужил казнь, но сейчас думает о спасении души. Коварный чернокнижник просит Катерину его выпустить и клянется, что уйдет в монастырь. Катерина верит старику и выпускает его. Только теперь женщина в ужасе осознает, что натворила. Катерина падает без чувств.

Катерина сходит с ума. Свою старую няню она называет ведьмой. Ей кажется, что сын спит, а мужа похоронили живым. Потом женщина принимается танцевать и поет безумные песни.

К есаулу приезжает гость. Он утверждает, что дружил с мужем Катерины, хочет видеть вдову. Ей гость рассказывает о походах с Данилой, и Катерина слушает мужчину вполне разумно. Но когда гость говорит, что Бурульбаш наказал ему жениться на Катерине, если он погибнет, женщина узнает отца. Катерина бросается на него с ножом. Колдуну удается вырвать у дочери оружие, убить ее, а затем скрыться.

Главные герои

В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:

В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:

  • Иван — лихой казак, добрый и честный, поклявшийся делить со своим братом Петром всё нажитое добро. Ему удаётся поймать турецкого пашу и получить от короля награду. Предательство брата становится для него страшным ударом. Он заботится только о своём сыне, поэтому просит смилостивиться хотя бы над безвинным ребёнком, но получает от Петра отказ. Однако его месть, придуманная для предателя, даже Богу кажется слишком жестокой.
  • Петро — подлый и бесчестный человек, предавший своего брата ради золота и почестей. Он завистлив и лицемерен. Столкнув Ивана с обрыва, не хочет пожалеть даже его ребёнка. Впоследствии становится самым богатым человеком в крае. Ни у кого не было таких табунов, стольких овец и баранов. Но всё же после смерти его ждала страшная казнь за содеянное.

Действующие лица

Повесть носит легендарно-фантастический характер. В тексте смешаны элементы современного слова и черты народной традиции. Для полной передачи основного сюжета автор использовал следующие образы:


  1. Данило Бурульбаш — молодой казак, отличается храбростью.
  2. Катерина — молодая красавица, жена главного героя.
  3. Отец Катерины — жестокий старик.
  4. Есаул Горобец — названый брат Данилы, смелый воин.
  5. Иван и Петро — два родных брата, погибших из-за мести друг другу.

В конце XIX века символисты нашли уникальное сходство этого произведения с жизнью автора.

Один из литераторов посчитал, что в образе колдуна присутствуют черты самого́ Гоголя. Любовь к родине олицетворяет чувства к Катерине. Если рассматривать персонажей так, то их можно назвать образами-символами.

Характеристика текста

Если анализировать ранние книги Гоголя, то можно заметить, что все его работы наполнены романтическим умонастроением, они дают надежду на существование идеальных людей, вдохновляют на развитие светлого будущего. Автор всегда говорил, что злые умыслы приводят к всемирному хаосу и деградации всего человечества.

Описание быта казаков и окружающей природы рисует мрачные картины, задает определенное настроение. Произведение имеет элементы мистики. Один из персонажей является олицетворением зла на земле, он сочетает в себе самые ужасные и отвратительные качества.

Природа в тексте описана собирательно и очень красиво. Писатель не уточняет, в каком поселке происходят действия, поэтому читатель может сам представлять и фантазировать. Такой прием дает возможность ощутить все происходящее на себе.

Писатель умело описывает и сочетает реальность и мистику. Такое олицетворение присуще сказкам и мифам. Благодаря используемому стилю можно понять, что думает сам автор по поводу происходящих событий. При анализе произведения четко просматривается главная мысль. Она заключена в том, что любое зло будет наказано.

Разделение на части

Чтобы раскрыть основной замысел автора и ознакомиться с текстом в сокращении, нужно разобрать его по плану. В разных частях содержится своя информация:

  1. Гуляние на свадьбе.
  2. Появление колдуна.
  3. Ссора героя с отцом жены.
  4. Страшный сон Катерины.
  5. Правда о старике.
  6. Арест колдуна.
  7. Битва и смерть героя.
  8. Сумасшествие Екатерины.
  9. Появление всадника.
  10. Самоубийство старика.
  11. История о двух братьях.

Смысловые подзаголовки раскрывают главные действия. План поможет подготовиться к пересказу на уроке литературного чтения.

Старик-схимник сидит в своей келье перед лампадкой. Вдруг к нему врывается колдун и умоляет помолиться, но схимник отказывается. В книге, откуда он читает молитвы, буквы налились кровью.

В гневе колдун убивает схимника и бросается прочь. Он намерен ехать в Крым к татарам, но оказывается на пути к Карпатам. Как бы ни старался колдун свернуть в другую сторону, он все дальше продвигается к горам, пока перед ним не появляется рыцарь на вершине.

Богатырь хватает колдуна и бросает того в глубокий провал. Тотчас сбегаются мертвецы и начинают грызть тело чародея. Самый большой мертвец хочет подняться из земли, но не может этого сделать. От его безуспешных попыток сотрясается земля.

Читайте также: