Консультация для учащихся преодоление школьных трудностей

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

Вид занятия: познавательное

Форма организации занятия: путешествие-игра

Цель занятия: активизирование личностных позиций и взглядов учащихся на рассматриваемые проблемы

обучающие (дидактические):

-научить детей раскрывать свои способности, обнаруживать склонности к творческой деятельности;

- углубить знания учащихся о школьных трудностях

развивающие:

-создавать условия для развития памяти, мышления, речи;

воспитательные:

- создавать условия для воспитания интереса и уважение к друг другу

предметные: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение;

метапредметные: познавательные УУД: сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или характерных свойств; устанавливать простейшие взаимосвязи между миром живой и неживой природы.

регулятивные УУД: - определять и формулировать тему занятия; адекватно воспринимать оценку учителя;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на классном часу.

коммуникативные УУД: - слушать слышать других и понимать их речь; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать

Межпредметные связи: история,искусство

Ресурсы внеклассного занятия: презентация, листочки с трудностями, солнышки и тучки.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

(Ф-фронтальная,

И -индивидуальная,

Г -групповая)

Методы и приемы работы

Вопросы: Ребята, скажите, почему костёрчик боялся разгореться? Из-за чего костёрчик всё таки решил разгореться? Какую тайну костёрчик узнал от мышки? Чему учит нас эта сказка?

Отвечают на вопросы

У каждого из нас есть трудности, которые кажутся нам не преодолимыми, но стоит только захотеть и всё получится. И так, как вы думаете, о чём вы будем говорить?

А что такое трудности?

А теперь послушайте ситуацию, которую мы должны будем решить.

Ситуация: Десятилетняя девочка, допускает ошибку в решении математической задачи, бросает ручку, тетрадь и начинает плакать. Попытка успокоить девочку, оканчивается тем, что она сопротивляется и не желает продолжать обучение.

Девочка очень эмоционально реагирует на неудачу, но не может сама найти выход из ситуации.

Как вы думаете почему?

Как найти выход?

Кто же может помочь в такой ситуации?

Все школьные трудности можно условно разделить на 3 группы:

1) Трудности в учебной деятельности: внимание, ошибки в письме, способность рассуждать, кратко и точно высказываться.

2) Трудности в общении: не могу не ругаться, не обзываться, не могу найти темы для разговора, могу обидеть.

3) Личностные трудности: не могу сосредоточиться, ничего не успеваю, не могу следить за временем, всё время отвлекаюсь.

Задание: Сейчас мы вам раздадим листочки, на котором изображено три периода, ваша задача вспомнить и написать, какие трудности у вас возникали в жизни.

1 ряд: Как быстро и качественно выполнить домашнее задание.

2 ряд: Как вести себя на контрольной работе?

3 ряд: Как быстро запомнить стихотворение?

Следующее задание - решение ситуаций.

Предлагается ситуации, связанные с невыполнением учащимися каких-либо заданий, школьных правил, поведения и пытаются найти причину невыполнения. Давайте обозначим настоящую причину и назовём в чём трудность ученика. Я зачитываю вам трудность, а вы должны выбрать, какая трудность мешает ученику выполнить задание.

1) Я не выполнил поручение, потому что у нас дома была уборка;

2) Я не выучил стихотворение, потому что не нашёл книжки с этим стихотворением;

3) Я не выполнил обещание, потому что ходил с родителями в гости;

4) Я отвлекался на уроке, потому что сосед мешал работать;

5) Я не справился с контрольной работой, потому что сосед попросил подсказать ему;

Суть простого отношения к любой проблеме заключается в следующем:

1. Будьте уверены, это временное явление. Ничто не длится вечно, в том числе и трудности. Так будет не всегда!

2. Все, что происходит в жизни человека, он способен преодолеть. Воспитывайте в себе уверенность в своих силах. Со временем она станет незыблемым вашим качеством;

3. Если вам плохо, помогите тому, чье положение еще хуже. Тогда поймете, насколько вы счастливы;

4. Нельзя подключать разного рода эмоции, когда стараетесь решить задачу. Это отнимает энергию, лишает сил. Научитесь видеть только суть проблемы, а также пути ее решения. Определитесь со своими возможностями и постепенно ликвидируйте последствия возникших трудностей;

5. Не стоит беспокоиться о будущих возможных неприятностях. Предполагая возможные трудности, просто будьте готовы к их решению. Сделайте все возможное по предотвращению неблагоприятного развития сценария. Сделав свою работу, оставайтесь довольны своими действиями: предугадать все невозможно. Однако в большей степени вы уже готовы будете к любым неприятностям, и легко с ними справитесь;

6. Концентрируйтесь на положительных моментах своей жизни. Даже восстанавливая разрушенный дом, можно думать не о своей потере, а о будущем новом, еще лучшем доме. Научитесь радоваться жизни вопреки любым невзгодам, будьте благодарны за то, что у вас есть. Ощущение благополучия не оставит вас, если вы научитесь ценить все, что имеете;

7. Будьте готовы к потерям. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Что-то теряя, мы все же что-то приобретаем. Нужно уметь видеть положительные, выгодные стороны в любой ситуации;

9. Активно действуйте, работайте физически. Даже простая пробежка способна удалить тяжелые мысли, станет легче справляться с трудной ситуацией.

10. Перестаньте жаловаться и прилагайте усилия к преодолению сложной ситуации. Думайте, ищите выход, направьте всю энергию мыслей на поиск решения и просто выполняйте необходимую работу;

11. Справившись с проблемой, порадуйтесь от души! Закрепите в памяти полезный опыт. Все, что нас не убивает, нас закаляет. Вы стали сильнее, увереннее, мудрее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обратить внимание детей на то, что учеба – это труд; развивать уважение к любому труду; вырабатывать алгоритм успешной учебы; развивать стремление детей к самосовершенствованию, саморазвитию.

образовательная:

-помочь детям научиться справляться с проблемами.

развивающая:

-развить умение объективно оценивать свои достижения и неудачи

воспитательная:

-воспитывать у детей умение преодолевать трудности.

Планируемые результаты.

Развивать умения преодолевать трудности – качеств важных в практической деятельности любого школьника, развивать самостоятельность суждений воспитания чувств ответственности. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Сотрудничать с одноклассниками в парной деятельности; слушать собеседников, участвовать в диалоге и строить свои выражения в процессе обсуждения по теме.

Оборудование: компьютер/ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки для практической работы, карточки для рефлексии, памятки.

Развёрнутый план проведения.

Краткое содержание

Методы, приемы и средства воспитания

Цель использования

I. Орг. момент

Дети улыбаются друг другу, гладят себя по голове, обнимите себя. Жмут соседу руку. И садятся за парты.

Помогает настроить детей на продуктивную работу.

Динамично и эффективно начать мероприятие, активизировать внимание

учащихся, задать нужный ритм, обеспечить позитивный рабочий настрой, пожелание добра, продуктивной работы.

II. Вводная часть

-Что увидел кот в дневнике у Вити?

-Двойки, и к тому же по всем предметам.

-Как вы думаете почему у него такие оценки?

-Плохо учиться, не внимательный на уроках, ленивый…

-С какими трудностями столкнулся Витя?

-Не правильно решил задачу.

-Ребята, а у вас бывают трудности в учебе?

Определяется тема кл.часа и его задачи совместно с кл. руководителем.

Дидактический материал на данном этапе позволяет активизировать внимание детей и побудить к эффективной работе.

III. Основная часть

Беседа по теме.

- Это какие-то препятствия, которые требуют большого труда и усилий.

-Усидчивость, терпение, настойчивость, желание добиться желаемого успеха…

-Как мальчик справился с проблемой?

-Он отказал себе в удовольствиях.

-Для этого нужна сила воли. Что это?

-Умение человека управлять своим поведением.

-Расскажите, бывали у вас такие моменты, когда вы преодолевали учебные трудности? (ответы детей)

Дети записывают на листках ответы да или нет.

Например: 1. Можешь ли ты на уроке не отвлекаться и делать, то что требуется

2. Всегда выполняешь задание без напоминания.

Дети подсчитывают балы.

Объявление результатов теста.

Учащиеся работают с буквенной таблицей, которая предоставлена на слайде. Из неё выписывают все буквы зелёного цвета и составляют слово. ВНИМАНИЕ

1 ряд – составляют слова из синих букв: Мысль

2 ряд – слова из красных букв : зрение

3 ряд – из фиолетовых букв СЛУХ

Кто уже понял какой секрет успеха в учёбе?

- Нужно быть внимательными.

-А кто знает, что такое внимание?

-Внимание – это сосредоточенность мыслей, зрения и слуха.

-Как вы думаете это важный секрет?

Учитель предлагает задачи для развития внимания

На столе стояло 4 стакана с киселем маша выпила один стакан киселя и поставила на место. Сколько стаканов осталось?

На столе лежит 4 яблока и 2 груши. Сколько всего овощей на столе?

1.Я учусь для того, чтобы все знать.

2.Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

3.Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

4.Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

5.Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.





(Результаты практической работы обговариваются на ближайшем родительском собрании)

Метод беседы позволяет с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учеников вспоминать уже известные им знания и приобретать новые.

Цель: воспитывать у детей добросовестное отношение к учебе.

Цель: выявить ответственность к учебной деятельности

Цель: способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.

Цель: способствовать развитию внимания детей.

Цель: формировать личную мотивацию учебной деятельности.

IV. Закл. часть

Заключительное слово классного руководителя.

Детям раздаются карточки с “незавершенными предложениями”, а они должны дописать их

Мне не понравилось .

Прием позволяет оценить эффективность проведенного мероприятия и эмоциональный настрой обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический час направлен на выявление и искоренение трудностей, возникающих у обучающихся в процессе учебной деятельности.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Перед тем как начать занятие, я хотела бы узнать настроение, с которым вы пришли сегодня. У вас на партах лежат смайлики, но они не дорисованы, поэтому не выражают эмоций. Я предлагаю вам их дорисовать, отразив ваше настроение на данный момент.

Давайте все вместе улыбнемся друг другу, чтобы настроение у всех поднялось, ведь доказано, что улыбка активизирует центры хорошего настроения.

Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, что такое трудности в широком смысле этого слова? Правильно, это какие - то препятствия, которые требуют от человека большого труда, усилий.

Давайте представим мальчика, который учится как и вы, в 5 классе. Какие трудности он может встретить в школе? (Ответы ребят) Молодцы ребята!

Сейчас я попрошу вас разделиться на 3 группы, ребята, у которых на столах желтые смайлики, подходят к первому столу, с зелеными - ко второму, с красными – к третьему. На столах вы видите карточки с вариантами школьных трудностей, о которых мы с вами говорили, они объединены по какому – то принципу. Подумайте и запишите, как можно назвать эту группу трудностей! Затем по моей команде, вы должны согнуть лист, чтобы ваш ответ не был виден другой команде и перейти к другому столу по часовой стрелке. На работу у каждого стола вам дается 1 минута. (Работа в группах) Теперь я попрошу выйти по одному представителю от команд и прочитать, то что у вас получилось! (Ответы ребят)

Все школьные трудности мы можем выделить в три большие группы!

- трудности во взаимоотношениях с одноклассниками;

- трудности во взаимоотношениях с учителями;

Жизнь человека можно сравнить с весами. Когда на чашах весов поровну распределены и трудности и радости жизни, можно предположить, что человек достиг гармонии. Ведь совсем без трудностей, жить тоже неинтересно, потому что пока мы их преодолеваем, мы развиваемся. Если же трудностей слишком много (не клеится с учебой, возникают ссоры с друзьями, или непонимание с преподавателями), то эта тяжесть перевешивает хорошие моменты и кажется, что мир теряет краски. И очень важно уметь их преодолевать.

Так как наиболее часто в ваших ответах звучали именно трудности в учебе, с этой группы я и предлагаю начать.

На своих столах вы видите листочки, в верхней части таблицы напишите пожалуйста качества, которые вам помогают справляться с вашими трудностями. ( Пишут) Эти качества у каждого разные, бывает так, что каких-то качеств нам не хватает. Сейчас мы попросим помощи у одноклассников, вам нужно узнать, какие качества выделили ребята и попросить их поделиться с вами и записать их в нижнюю часть листа. (Работа в группах)

Спросить нескольких человек, что взяли?

Трудности во взаимоотношениях с одноклассниками

Как мы только, что убедились, поддержка друзей и одноклассников, очень важна в жизни школьника. А без чего была бы невозможна жизнь в классном коллективе? Без взаимопонимания. Очень важно уметь договариваться друг с другом, быть терпеливым, добрым. А получается ли у вас это, мы сейчас и проверим.

Задание для учащихся.

- Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте не договариваясь вместе (парой) нарисовать любую картину на одном листочке. Теперь переверните листочек и нарисуйте еще что-нибудь, обсудив, что вы будете рисовать.

Учитель : - Расскажите, что вы нарисовали?

- Удалось ли вам это сделать хорошо?

-Было легко или трудно выполнять эту работу без обсуждения? Объясните почему? А как нужно поступать, чтобы результат был более успешным? (Нужно было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом).

Как вы думаете, если мы научимся слушать друг друга и договариваться, то сможем преодолеть трудности во взаимоотношениях с одноклассниками? Тогда мы смело можем убрать еще одну трудность с наших весов.

Трудности во взаимоотношениях с учителями

Вот мы и подошли к третьей группе трудностей! Ребята, а почему возникают трудности с преподавателями? (Ответы детей) Непонимание. Иногда непонимание возникает из-за того, что человек может неправильно понимать мысли и чувства другого. И часто случается это не потому, что мы не слушаем человека, а потому, что его не слышим. Сейчас я попрошу вас выйти, разбиться по парам и встать в две линии. Вам нужно будет в течение минуты рассказать напарнику о своих увлечения, а он в это же время будет рассказывать вам о своих. Ваша задача понять: о чем вам говорит партнер. Напоминаю: рассказывать нужно начать в одно и то же время! Приступаем!

Кто может рассказать, о чем вам рассказал ваш напарник? Легко ли было его понять? Вот так и в нашей ситуации, бывает, что учитель пытается объяснить нам свою точку зрения на ситуацию, а мы, не слушая его, говорим о своем. А чтобы понимать человека, нужно научиться его слышать. Как вы считаете, мы нашли решение этой трудности? (снимаем с весов)

Вот мы и решили стоящие перед нами проблемы и достигли гармонии. Но иногда в жизни бывают ситуации, которые мы, к сожалению, не в силах изменить. Что же делать в этом случае? Посмотрите пожалуйста на экран.

Подведение итогов

Я благодарю вас за работу и надеюсь, что вы всегда с легкостью будете справляться со своими трудностями!

А теперь давайте проверим, какое настроение у вас на данный момент, если у кого – то оно изменилось, на обратной стороне смайлика, вы можете его изменить.

Читайте также: