Применение ароматерапии в школе

Обновлено: 04.07.2024

Е. И. Данилова, кандидат медицинских наук О. Ю. Трусова, кандидат медицинских наук В. В. Суменко, кандидат медицинских наук А. Н. Рощупкин, кандидат медицинских наук Е. К. Конева
ФГБОУ ВО ОрГМУ МЗ РФ, Оренбург

Резюме. Рассмотрены подходы к комплексной профилактике острых респираторных вирусных инфекций у детей с применением ингаляционного воздействия натуральных эфирных масел.
Ключевые слова: дети, острые респираторные вирусные инфекции, профилактика, эфирные масла.

Abstract. Approaches to complex prevention of acute respiratory viral infections in children, using inhalation effect of natural essences, were considered.
Keywords: children, acute respiratory viral infections, prevention, essential oils.

Компоненты, входящие в его состав:

Компоненты масла Дыши обладают следующими свойствами:

Эфирное масло можжевельника предотвращает распространение простудных заболеваний, повышает сопротивляемость организма.

Эфирное масло мяты обладают бодрящим и болеутоляющим эффектом. В ароматической композиции масла Дыши свежий и бодрящий запах мяты доминирует Облегчает дыхание при насморке. Применяется в качестве анальгетика (снимает головную боль) при простудных заболеваниях.

Эфирное масло гвоздики используется в качестве антисептика и обезболивающего средства. Оказывает сильное противовоспалительное действие. Пары эфирного масла гвоздики обеззараживают воздух.

Эвкалипт повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям. Эфирное масло эвкалипта применяется при простуде и гриппе, угнетает жизнедеятельность болезнетворных бактерий.

Винтергриновое масло, полученное из листьев гаультерии, уменьшает воспалительные процессы органов дыхания.

Левоментол — ментол природного происхождения. Оказывает умеренное спазмолитическое действие, уменьшает выраженность симптомов острого ринита, фарингита, ларингита и бронхита.

Форма выпуска препарата: флакон 10 мл из темного стекла с капельницей. Эффективность масла Дыши была неоднократно подтверждена клиническими исследованиями как средства для терапии ОРИ [11, 12].

Цель нашего исследования: оценить эффективность использования масла Дыши для профилактики ОРИ в организованных детских коллективах.

Материалы и методы исследования
Нами было проведено открытое сравнительное рандомизированное контролируемое исследование. Под наблюдением находились дети в возрасте 7-8 лет, обучающиеся в 1-2 классах общеобразовательной школы № 23 г. Оренбурга.

Таблица

Характеристика участников исследования

Отбор детей в группу наблюдения осуществлялся по следующим критериям:

  • дети 7-8 лет, посещающие занятия в школе;
  • здоровые дети (без катаральных проявлений).
  • указания на непереносимость компонентов препарата в анамнезе;
  • наличие аллергических реакций в анамнезе у ребенка;
  • отягощенный аллергоанамнез родителей;
  • наличие тяжелых клинически значимых неврологических, эндокринологических, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, печеночных, почечных заболеваний в анамнезе;
  • дети, страдающие хроническими инфекционными заболеваниями (туберкулез, вирусные гепатиты, ВИЧ и т. п.);
  • дети, страдающие бронхиальной астмой.

Первый — диагностический — этап включал отбор детей, анкетирование членов семьи (матери и отца), изучение медицинских карт для получения сведений по раннему анамнезу жизни (форма 112), фоновой патологии, заболеваемости (форма 026), жилищным условиям, изучение сведений журнала профилактических прививок, изучение сведений журнала учета инфекционных заболеваний (форма 060/у).

Анализ данных из форм 112 показал, что каждый пятый школьник имеет хроническую патологию верхних дыхательных путей. Перед поступлением в школу у 24,8% детей выявлялась хроническая патология верхних дыхательных путей: гипертрофия небных миндалин 2-й степени, аденоиды 2-й степени, хронический тонзиллит.

Следующий этап — профилактический — заключался в применении масла Дыши в течение первого месяца ежедневно по 3 капли на салфетку в виде пассивных ингаляций, 2-й месяц — использование препарата 1 раз в 3 дня, 3-й месяц — катамнестическое наблюдение. В первый месяц осмотр детей проводился 2 раза в неделю, на втором месяце дети осматривались 1 раз в 10 дней с оценкой жалоб, общего состояния здоровья, наличия или отсутствия клинических признаков ОРИ: ринорея, затрудненное носовое дыхание, гиперемия зева, повышение температуры тела.

Статистическая обработка результатов проводилась на персональном компьютере с помощью программы Statistica, версия 10.0. Анализ полученных данных проводился с помощью параметрических и непараметрических методов статистики, с представлением средней арифметической (М), стандартной ошибки среднего (m). Для выявления статистически значимых различий в сравниваемых группах применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Для оценки распределения качественных признаков в группах применялся частотный анализ. Межгрупповые различия при сравнении частот выявлялись по критерию Χ 2 . Величина ошибки первого рода (а) была установлена при p = 0,05. Определялся показатель отношения шансов и доверительный интервал. Отношение шансов (odds ratio) определяется как отношение шансов события в одной группе к шансам события в другой группе.

Результаты
Клинический анализ состояния детей, находящихся под нашим динамичным наблюдением, показал, что на протяжении трех месяцев заболели ОРИ 28,4% всех детей, участвовавших в исследовании. Причем 60,0% заболевших составили дети контрольной группы. Общая заболеваемость в группах представлена на рис. 1.


Рис. 1. Количество детей, заболевших ОРИ в течении трех месяцев

Число заболеваний ОРИ в 4-й группе составило 60% (18 детей), что достоверно выше, чем у детей других групп: так, в 3-й группе заболеваемость составила 6,7% (2 ребенка) (ОШ = 20,3; ДИ = 4-101,4; Χ 2 = 16,3; р 2 = 7,9; р = 0,005), и во 2-й группе 7 детей — 25,9% (ОШ = 0,2; ДИ = 0,1-0,7; Χ 2 = 6,4; р = 0,012). Наибольшее число случаев заболевания ОРИ отмечено в контрольной группе, где профилактика ОРИ маслом Дыши не проводилась. У детей контрольной группы заболевание протекало наиболее тяжело, отмечались осложнения: трахеит, бронхит, пневмония (рис. 2).


Рис. 2. Количество детей с осложнениями ОРИ

Полученные данные показали, что дети 3-й группы, которые получали профилактику маслом Дыши в школе и дома, перенесли ОРИ без осложнений. У детей 1-й группы, которые получали профилактику маслом Дыши в школе, осложнения составили 6,9% (2 ребенка) (ОШ = 67,5; ДИ = 12-379,9; Χ 2 = 31,7; р = 0), и у детей 2-й группы, применявших масло Дыши дома, развились осложнения средней степени тяжести в виде трахеита у 7,4% (2 ребенка) (ОШ = 62,5; ДИ = 11,1-352,9; Χ 2 = 29,9; р = 0), что достоверно ниже по сравнению с контрольной группой, в которой дети имели тяжелые осложнения ОРИ в виде бронхитов и пневмоний в 83,3% случаев.

При анализе посещения учебных занятий нами было установлено, что наибольшее количество пропущенных дней по болезни отмечено в контрольной группе и в среднем составило 16,9 ± 1,8 дня, в сравнении с 3-й группой, где среднее количество пропущенных дней — 6,1 ± 1,4. В 1-й группе среднее количество пропущенных дней составило 9,8 ± 2,5 дня, во 2-й группе — 11,2 ± 2,1 дня (рис. 3).


Рис. 3. Среднее число пропущенных дней за 3 месяца

Ароматерапия является одной из наипопулярнейших и быстро развивающихся отраслей традиционной медицины, она использует силы природы, скрытые в натуральных эфирных маслах.

В странах Западной Европы, в США, Канаде и Японии действуют сотни кабинетов ароматерапии, опубликованы десятки книг, посвященных ей, действуют научные институты и издаются журналы, занимающиеся этой отраслью.

Давно известное из психологии и физиологии воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

Ароматерапия – метод лечения и профилактики заболеваний с применением натуральных эфирных масел, вводимых в организм через дыхательные пути и через кожу.

Влияние запахов на состояние человека известно с давних пор. Элементы душистых растений найдены в мотивах декоративных рисунков первобытных пещерных людей. Достоверные сведения о том, что люди научились выделять душистые вещества из растительного сырья, относятся к пятому тысячелетию до нашей эры.

На Ближнем Востоке Авиценна впервые дистиллировал эфирное масло розы и описал его лечебные свойства. В Индии строились храмы из сандалового дерева, сильного антисептика. В XIVв. в Европе средством борьбы с чумой было эфирное масло можжевельника.

Эфирные масла обладают очень широким спектром физиологического воздействия на организм человека. Они способны воздействовать практически на все системы и органы, влиять на различные процессы в организме. Эти масла могут накапливаться в различных частях растений, например, в плодах, цветах, соцветиях, корневищах и клубнях.

Содержание эфирных масел в растениях колеблется в широких пределах: от тысячных долей процента до десятка процентов и более. Эфирное масло может быть сосредоточено в каком-либо одном или во всех органах растений. В последнем случае масло из различных органов одного и того же растения имеет неодинаковый состав.

Но действие эфирных масел отличается от действия самого растения. Например, в сравнение с фитотерапией, ароматерапевтический курс лечения менее продолжительный, чем курс фитотерапии в 5-6 раз. Используют эфирные масла в качестве биорегуляторов и биоадаптогенов.

Действие их разнопланово, их влияние на организм приводит к выздоровлению и адаптации человека к окружающей среде. Все формы процедур – массаж, ванны, ингаляции – основаны на введении в организм человека высококачественных, чистых, не содержащих химических носителей или добавок эфирных масел, полученных без использования вредного для человека технического, электрическо-го, радиационного оборудования.

По данным японских ученых наиболее эффективным является ингаляционный метод введения эфирных масел, имеющий более мягкий и более стойкий эффект.

В муниципальной средней общеобразовательной школе №17 г.Красноярска мы используем различные методы ароматерапии. Холодные ингаляции. Аромат масла вдыхается либо непосредственно из флакона, либо после нанесения на ткань. Дыхание должно быть при этом ровным и глубоким. Время ингаляции 3-5минут, процедуру можно повторить 3-10 раз в сутки.

Медальоны, носовой платок.

Медальоны могут быть разного вида - желательного из мелкопористой (терракотовой) глины, 1-3 капли достаточно для ингалирования в течение 10-14 дней.

Аромалампы. Керамические изделия, нагревательным элементом в которых является свеча или эл.лампа, сверху емкость для воды. В теплую воду добавляются эфирные масла в количестве от 2 до 5 капель на помещение 15кв.м. Время работы лампы 30 минут.

Массаж. Является одним из наиболее активных методов воздействия на организм. Обеспечивает быстрое проникновение аромавеществ в лимфу и кровяное русло, что дает эффект общего влияния на организм. Помимо положительного воздействия на органы дыхания, кровообращения, центральную и периферическую нервную системы, происходит воздействие и на другие органы и ткани.

В пульверизаторе или распылителе. На 1 литр воды к 1 столовой ложке спирта добавляем 7-15 капель эфирного масла. Распыляем в учебных комнатах и других помещениях школы. Очень эффективный способ во время эпидемии гриппа.

Запах – это способность вещества воздействовать на рецепторы обонятельного анализатора, что сопровождается возникновением ощущений. Различают до 1000 оттенков запаха. Женщины и дети более чувствительны к запахам, чем мужчины.

Существует несколько теорий восприятия запахов. Химическая – ощущение запаха, который в окружающей среде имеет определенную концентрацию пахучих молекул. Стереохимическая – запах обусловлен формой и размерами молекул, которые соответствуют форме и размеру мембран обонятельного анализатора. Квантовая – восприятие запаха через колебательные движения атомов, входящих в состав ароматических веществ. В результате колебания атомов возникают электромагнитные волны, которые поглощаются рецепторной мембраной и трансформируются в ощущение запаха.

Структуры обонятельного анализатора принимают важное участие в организации психической сферы человека, влияют на скорость мыслительных процессов, на концентрацию внимания, мотивацию, умственную и физическую работоспособность. Они обеспечивают воздействие на эмоции человека, память (ассоциативная память), гармонизируют внутренний мир человека.

Воздействие запаха сравнимо с действием гормонов, так как через активацию обонятельного анализатора происходит влияние на гипофиз и гипоталамус, где выделяются соответствующие медиаторы и гормоны. Здесь эфирные масла действуют, как фитогормоны – лаванда, герань, ромашка – и активируют автоматическую регуляцию функций организма (сердечно-сосудистую, пищеварительную, дыхательную).

Лечебные свойства эфирных масел многообразны. Все масла обладают бактерицидным, антисептическим, противовоспалительным действием, обусловленным наличием в них фенольной и тимольной фракций. Практически все масла действуют непосредственно на вирус и стимулируют образование интерферона в организме. Самые сильные антисептики – масло чайного дерева, лимона, гвоздики, кайяпута.

Современные исследования подтвердили высокую антисептическую активность эфирных масел. Действие последних распространяется практически на все группы микроорганизмов. Водный 5% раствор эфирного масла тимьяна полностью убивает тифозные бактерии в течение 2 минут, стафилококк – за 6 минут, палочку Коха (возбудитель туберкулеза) – за 60 минут.

При испарении с помощью специальных устройств эфирные масла почти полностью уничтожают в помещениях патогенную микрофлору и обеспечивают лечебно-профилактический эффект. Здесь наиболее эффективны эфирные масла лимона, лаванды, кориандра, сосны, пихты, эвкалипта, бергамота, кипариса, мирры, можжевельника, розы, гвоздики и чайного дерева.

Подтверждена и иммуномодулирующая активность эфирных масел. Летучие фракции эфирных масел при ингаляциях повышают активность иммунитета человека.

Приступая к работе, мы провели анализ заболеваемости ОРВИ и гриппом в средней школе №17 и выявили высокие показатели среди учащихся 10-тых классов.

Учитывая это, в медико-педагогическом центре “Здоровье” был разработан комплексный план лечебно-профилактических мероприятий по снижению уровня заболеваемости ОРВИ. Наряду с санацией хронических очагов инфекции в стоматологическом и физиотерапевтическом кабинетах в школе ведется активная профилактика простудных заболеваний ароматическими маслами.

Во время работы нами исследовалась заболеваемость ОРВИ в разных возрастных группах, особенно среди подростков. Были выбраны именно десятые классы, учитывая физиологические особенности подросткового возраста и переломный период обучения.

В осенне-зимний период, во время эпидемии гриппа все учащиеся 10-А класса и педагоги, работающие в этом классе, получили индивидуальные ингаляторы, содержащие бальзам “Хвойный дар“. Бальзам применялся ежедневно.

В качестве контрольной группы был взят 10-Б класс. Нашей целью было проследить эффективность применения эфирных масел в профилактике простудных заболеваний. В работе с учащимися начальной школы используется ингаляционный метод ароматерапии и массаж с применением эфирных масел.

Хороший лечебно-профилактический эффект дают эфирные масла лаванды, лимона, сосны, пихты, эвкалипта, кедра. При простудных заболеваниях, гриппе, насморке используем смеси масел эвкалипта, лаванды, розмарина в сочетании с маслом перечной мяты. При головных болях различного происхождения - смеси из лавандового, гераниевого, эвкалиптового масел с добавлением капли гвоздичного.

При стрессовых состояниях, вызванных нервным напряжением и волнением – сочетание масел лаванды, лимона и кипариса. А при умственном переутомлении положительный эффект дает смесь масла лимона, розмарина и бергамота. Такой же результат можно получить при добавлении в смесь 1-2 капли эфирного масла сладкого апельсина.

Мы начали применять эфирные масла методом распыления во всех классах начальной школы прямо во время уроков. Это является дополнительным валеологическим моментом, так как происходит смена деятельности на уроке, изменение динамической позы ученика, моделируется естественная валеологическая пауза. Используемые масла: лимон, сладкий апельсин, грейпфрут, пихта, розмарин, петитгрейн.

В период эпидемии гриппа мы рекомендуем ученикам, их родителям и педагогам школы ношение различной аромабижутерии.

В результате проводимых мероприятий за период эпидемии гриппа в начальной школе было выявлено всего 11 случаев заболевания ОРВИ и гриппом. В то же время по средней и старшей школе заболеваемость среди учащихся по этой нозологии выросла на 5%. Мы связываем это с прекращением бесплатной вакцинации против гриппа детей и подростков в 2003 году.

Полный текст статьи опубликован в вестнике №1 МОО "Лига ароматерапевтов, фитотерапевтов и натуропатов":

Использование части или полностью данного материала в печатном, аудиальном, электронном и любом другом виде информации возможно только с согласия автора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m52f16895.jpg

Отдел образования, спорта и туризма Климовичского райисполкома

ГУО «УПК Звенчатский детский сад-средняя школа

Использование возможностей ароматерапии в учебном процессе

Куруленко Полина Сергеевна

Ларкина Дарья Игоревна

Государственное учреждение образования

«Учебно-педагогический комплекс

Звенчатский детский сад-средняя школа

Жуковская Елена Васильевна

учитель биологии и географии

г. Климовичи, 2018

Список использованных источников…………………………………. ….14

hello_html_m3a63f02e.jpg

Ароматерапия – это не обычное увлечение, а целое искусство. Вдыхание чудесного аромата, который был извлечён из тысячи цветов для создания масла, необыкновенно. С древнейших времён искусство ароматерапии познавалось не простыми людьми, а людьми высшего сословия – жрецами и применялось для религиозных обрядов и лечения. Ароматические растения применялись во времена всех великих древних цивилизаций – от Вавилона и Персии на Среднем Востоке до Индии и Китая. При раскопках было обнаружено, что люди издавна использовали ароматические вещества для изменения запаха тела и воздуха, знали об их влиянии на психическое и физическое состояние.

Установлено, что люди научились выделять душистые вещества из растительного сырья уже около 5000 лет до н.э. Особого расцвета наука о запахах достигла в Египте. Только через посвящения в мистерии можно было получить доступ к знаниям о влиянии запаха. Египетские жрецы славились искусством бальзамирования с использованием ароматических веществ. До сих пор не разгадана тайна длительного сохранения тела. Известно, что когда открыли захоронение Тутанхамона (1922 г.), рядом с мумией были сосуды с ароматическими веществами (мирра, ладан), аромат и лечебные свойства которых сохранились на протяжении 3500 лет. Египтяне сжигали душистые растения во время обращений к богам, окуривая ритуалы подходящим ароматом. Для египетских фараонов создавались индивидуальные смеси эфирных масел, которые предназначались для создания нужного настроения – радостного, эротического или агрессивного (на случай войны).

В Древних Афинах любая красавица знала, что руки должны пахнуть мятой, а лицо – пальмовым маслом. В Индии, в стране наиболее полно изучившей науку медитации и сознание человека, при строительстве храмов, например, в раствор добавляли, согласно тайным рецептам, эфирные масла, что не только способствовало дезинфекции воздуха в помещении, но и создавало атмосферу прохлады, располагая к покою, раздумьям и медитации.

hello_html_3a793760.jpg

В странах Востока широко используют ароматические вещества, их применяют не только в храмах, но и дома: одни – за обедом, вторые – при чтении, третьи – ночью. Их нельзя путать, поскольку запах одних свечей повышает внимание, помогает сосредоточиться, вторых – способствует аппетиту, третьи возбуждают половое влечение. Запахи могут иметь сильное эмоционально-психическое воздействие, а также влиять на физиологические процессы в организме. Приятные запахи улучшают самочувствие человека, а неприятные – угнетают, вызывают негативные эмоции. Ароматические вещества (масла, духи) попали в Европу в XII веке вместе с крестоносцами, которые почерпнули свои знания у арабов. Особенно увлеклись их использованием французы. Они заложили основы современного парфюмерного производства, а также терапевтического применения эфирных масел. Французский химик Рене Морис Гаттефосс считается отцом ароматерапии [1].

Что же такое ароматерапия в современном понятии?

Ароматерапия – это улучшение психического и физического здоровья с помощью натуральных эфирных масел, полученных из ароматических растений.

Нам стало интересно, а как влияют запахи на мозг ученика и на его успеваемость? Поэтому мы и решили провести небольшую исследовательскую работу на эту тему.

Цель нашей работы: изучить влияние запахов на психофизическое состояние и работоспособность учащихся.

1. Изучить литературу по выбранной теме;

2. Исследовать влияние ароматов на психофизическое и психоэмоциональное состояние учащихся;

3. Опытным путём выяснить, какие ароматы повышают работоспособность, а какие – понижают;

4. Разработать вопросы анкеты и провести опрос среди участников эксперимента.

5. Проанализировать результаты, сформулировать выводы и разработать рекомендации по использованию запахов, благотворно влияющих на эмоциональное состояние.

Практическая значимость: изучив влияние запахов на эмоциональное состояние, мы можем повысить работоспособность и улучшить настроение, тем самым повысить успеваемость учащихся.

- изучение источников по данной теме;

Оборудование и материалы: аромалампа, эфирные масла апельсина, мяты, эвкалипта, мелиссы, лаванды, пихты и чайного дерева.

Мы выдвинули гипотезу , что некоторые ароматы могут повысить работоспособность учащихся и их самочувствие в целом.

Объект исследования: учащиеся школы.

Предмет исследования : эмоциональное состояние, работоспособность и настроение учащихся.

Актуальность темы состоит в том, что многие ученики нашей школы часто жалуются на усталость, плохое самочувствие, головную боль, подавленное настроение, низкую успеваемость. Ребята утомляются, подолгу дома делают школьные уроки. А ведь восстановить свои силы и поднять дух можно при помощи простых ароматов.

Исследования по теме

В ароматерапии предлагается разделять запахи по направленности воздействия: стимулирующие, расслабляющие или успокаивающие. Стимулирующие повышают умственную и физическую работоспособность, концентрацию внимания, активность. Расслабляющие обладают успокаивающим действием, снимают тревожность, нервное напряжение, облегчают засыпание. Адаптогенные приводят нервную систему в порядок: при перевозбуждении снижают частоту пульса и давление, а при упадке сил, наоборот, повышают.

Мы изучили свойства и область применения различных ароматических масел и для своей работы выбрали следующие: апельсина, эвкалипта, мелиссы, мяты, пихты, лаванды и чайного дерева. Со свойствами этих масел мы познакомились подробнее.

hello_html_m268a74d5.jpg

Ароматические масла, взятые для исследования

Масло чайного дерева

Масло чайного дерева было научно изучено лишь недавно. Среди полезных свойств можно назвать противовирусные, антибактериальные, противогрибковые и антисептические свойства, что делает его часто используемым природным средством для лечения трёх типов инфекционных организмов: бактерий, грибов и вирусов. Более того, масло эффективно борется с некоторыми инфекциями, устойчивых к ряду антибиотиков.

Также, масло чайного дерева лечит заболевания дыхательных путей, укрепляет иммунную систему организма, которая часто ослаблена стрессом.

Масло эвкалипта

Эвкалипт – без преувеличения один из самых популярных ароматов, применяемых для профилактики простудных и вирусных заболеваний. Также эфирное масло влияет и на эмоциональную сферу. Оно помогает быстро прийти в себя и восстановиться после тяжёлых стрессов и экстремальных событий, в том числе заболеваний, неожиданных неприятностей и происшествий. Масло эвкалипта пробуждает скрытые резервы, способствует активизации внутренних защитных сил организма. Наиболее активно оно влияет на мышление, логику, умственную деятельность, неся продуктивность и рассудительность, помогая собраться, способствуя глубине чувств и суждений.

Масло мелиссы

В медицине масло мелиссы применяется с древних времён: о нём знали древние греки и римляне, и применяли для улучшения памяти, остроты зрения, при судорогах и в лечении воспалительных процессов.

Успокоительные и спазмолитические свойства масла позволяют использовать его при бессоннице – оно действует, как лёгкое снотворное; в психотерапевтической практике его используют для снятия последствий стрессов и для восстановления энергетического баланса организма.

Мята принадлежит к ароматам Меркурия, она символизирует жажду приключений, обаяние и смелость, при этом главное её воздействие охватывает сферу интеллектуального развития и общительности. Снимая напряжение, негативные переживания и тревогу, мята не только усиливает уверенность в себе, но и помогает наладить общение, взаимопонимание, в том числе и отлично подходит для подготовки к публичным выступлениям.

Масло пихты оказывает благоприятное стимулирующее воздействие на состояние нервной системы, избавляет от стресса, прекрасно справляется с хронической усталостью, неврозами и нарушениями сна, в том числе лечит бессонницу, добавляет силы, укрепляет иммунитет, возвращает тонус, гармонию и покой.

Масло лаванды

Лаванда – признанная королева ароматов. Аромат лаванды нормализует функции нервной системы и применяется при бессоннице, неврозах, общей слабости, повышенной утомляемости и упадке сил. Она умиротворяет и успокаивает.

Масло апельсина

Эфирное масло апельсина снимает головную боль. Оно улучшает настроение, может не только успокаивать, но и тонизировать. Снимает усталость, помогает избавиться от бессонницы и чувства беспокойства.

Эфирное масло апельсина благотворно влияет на биоэнергетику человека. Оно помогает расслабиться, избавляет от стресса и депрессии.

Первая часть работы предполагала выяснить при помощи анкетирования (приложение 1), какие эмоции вызывают у испытуемых различные запахи. В исследованиях приняли участие 38 человек (учащиеся 5-11 классов).

hello_html_605df11b.jpg

Анкетирование в 6 классе

Результаты приведены в таблице.

праздник, радость, сладость, предвкушение

спокойствие, расслабление, свежесть, здоровье

запах свежести, и чистоты, прохлада

аптека, больница, зубные капли

лето, луг, цветы, веселье

тошнотворный запах, головокружение

лес, свежий воздух

смола, мокрое дерево, мыло

запах духов, встреча, цветы, ожидание, мечта, шампунь

тяжёлый запах, гадость, горечь, лекарства, лёгкое головокружение

Как видно из таблицы, самыми предпочитаемыми оказались запахи апельсина, мяты, а самыми неприятными запах чайного дерева. Это связано с подсознательными ассоциациями, например: апельсин – Новый год, праздник, радость; а запах чайного дерева им напоминал лекарства, больницу, боль, страдание.

Вторая часть работы связана с экспериментом.

hello_html_5adf35c0.jpg

Эксперимент в 10 классе. Задания выполняют в кабинете, в котором есть запах апельсина

hello_html_9bf83d2.jpg

Эксперимент в 8 классе. Выполняют задание в кабинете с запахом чайного дерева

hello_html_m5f2828cc.jpg

Эксперимент в 10 классе. Выполняют задание в кабинете без запаха

hello_html_m5151a327.jpg

Эксперимент в 8 классе. Выполняют задание в кабинете без запаха

Результаты эксперимента, проведённого в 8 и 10 классе следующие:

Лучше всего оказался результат эксперимента в обоих классах, действительно, выполненного в кабинете, в котором присутствовал запах апельсина и лаванды. Немного хуже был результат в кабинете без запаха. И уж совсем результат эксперимента отличался, выполненного в кабинете, в котором присутствовал запах чайного дерева.

Таким образом, мы выяснили, что запах апельсина, лаванды действительно стимулирует умственную деятельность, а запахи, неприятные для детей, отвлекают от мыслительной деятельности.

В результате проведённой работы мы выяснили, что запахи играют в нашей жизни немаловажную роль. Они воздействуют на нас, улучшая или ухудшая наше самочувствие, настроение и интеллектуальную работоспособность. Любой аромат нужно подбирать осторожно и строго индивидуально, так как реакции на запах непосредственно связаны с жизненным опытом конкретного человека.

Среди запахов можно выделить явно предпочитаемые многими (апельсин, мята) и запахи, неприятные для большинства (чайное дерево).

Выдвинутую гипотезу считаем доказанной. На основании исследований нами разработаны рекомендации, с которыми мы ознакомили своих одноклассников, учащихся других классов и учителей. Планируем выступить на общешкольном родительском собрании.

Рекомендации:

Исходя из своих собственных предпочтений, используйте запахи, стимулирующие мыслительную активность: лаванда, гвоздика, апельсин, корица, розмарин, бергамот, герань. Можно использовать их во время подготовки домашнего задания.

Для расслабления, отдыха вдыхайте запахи ромашки, мелиссы, розы, валерианы, кипариса.

Для снятия боли подойдут: бергамот, душица, базилик, гвоздика, ромашка, сосна, укроп, шалфей, эвкалипт.

Для повышения физической работоспособности подойдут: роза, лаванда, пихта.

Изучите внимательно лечебные свойства запахов, и, возможно, в скором времени вам не понадобятся многие лекарства, без которых мы не представляем своей жизни!


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ВЛИЯНИЕ АРОМАТЕРАПИИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность:

Многие ученики моего класса жалуются на усталость, плохое самочувствие, головную боль, подавленное настроение. И это понятно: уроки в школе и дома, дополнительные занятия после школы, всё это влияет на учащихся. А это неправильно! Мама рассказала мне, что в интернете читала статью об улучшении условий хорошего самочувствия и повышение работоспособности с помощью запахов. Мне стало интересно узнать, каким образом различные запахи влияют на жизнь человека. Я обратил внимание, что многие запахи сильно влияют на нашу жизнь. Например, запах мандаринов напоминает о новогодних праздниках и повышает настроение, аромат свежеиспечённого хлеба вызывает аппетит, а от резкого запаха краски может разболеться голова.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что ароматические масла повышают уровень работоспособности на уроке.

Цель моей работы:

Выяснить, как влияют различные запахи на работоспособность младших школьников.

Задачи:

а) проанализировать научную информацию по теме;

б) заинтересовать учеников моего класса проведением данного исследования;

в) провести анкетирование учащихся и родителей;

г) провести исследование по влиянию запахов на работоспособность учащихся;

д) подготовить рекомендации для классных руководителей и родителей учащихся.

Объект исследования: запахи эфирных масел различных растений.

Предмет исследования: влияние запахов эфирных масел различных растений на работоспособность младших школьников.

Методы:

1. Теоретическая часть

Изучая научную литературу по моей теме, я понял, что лечение при помощи ароматических веществ известно очень давно.

Использование ароматических веществ началось вместе с появлением на Земле человека. В доисторические времена люди использовали для лечения естественные ароматы и благовония, находя их в окружающей природе. Знания о лечебных свойствах благовоний накапливались и анализировались, проверялись на практике и передавались из поколения в поколение.

Древние письменные источники (индийские ведические рукописи, египетские папирусы, Библия, Коран), а также археологические памятники (например, пирамиды с царскими захоронениями) указывают на широкое распространение ароматических веществ. Ароматические растения, лекарственные растения и масла тысячелетиями используются в качестве фимиамов, в парфюмерии и косметике, кулинарии и медицине. Благовония играли важнейшую роль в религиозных празднествах, устраиваемых в честь многочисленных богов. Каждую крупинку знаний, полученных в результате исследований благовоний в различных сферах деятельности человека, накапливали и передавали из уст в уста, потом эти рецепты стали записывать и передавать младшему поколению.

Ценные практические, исторические, художественные сведения о применении эфирных масел содержатся в исторических трудах древних мыслителей и врачей (Гиппократа, Диоскорида, Галена, Авиценны, Геродота, Флавия др.), а также в древних мифах, легендах, сказаниях, поэмах.

Из пяти чувств человека, обоняние представляет собой самое чувствительное и быстрое чувство, которое передает информацию в мозг с большой скоростью, практически мгновенно.

Несмотря на то, что орган обоняния человека развит намного слабее, чем у животных его значение в жизни человека огромно! Изменения состава воздуха дает огромную информацию о состоянии окружающего мира.

Когда человек вдыхает воздух с определенным запахом, внутри носа происходит следующее. Сначала происходит процесс растворения ароматов в слизистой оболочке носа, а затем происходит раздражение нервных окончаний обонятельного нерва, и уже от него по определенным клеткам передается информация о запахе, который вдохнули, в участок головного мозга, расположенный на нижней поверхности височной и лобной долей коры больших полушарий. Там происходит определение запаха и формируется реакция организма на него.

Этот участок мозга, называемый лимбической системой, отвечает за очень многое, что может происходить в человеческом организме. Лимбическая система управляет поддержанием постоянной температуры тела, водно-солевого баланса, поведенческими реакциями. Она влияет на чувства и эмоции человека, сон и бодрствование, обучение и запоминание. Лимбическая система также формирует эмоциональные реакции на запахи, из-за чего они влияют на наше внутреннее состояние — мы чувствуем себя бодрыми и полными сил или, наоборот, расслабляемся, ощущаем покой и сонливость. Таким образом, через эмоции лимбическая система улучшает приспособление организма к изменяющимся условиям среды [7].

Умственная активность и работоспособность тоже во многом зависит от окружающих запахов. Еще в прошлом веке знаменитый английский поэт Джордж Байрон отмечал, что всегда чувствует прилив вдохновения, если окуривает себя запахом трюфелей. Авиценна писал о розовом масле, как о повышающем возможности разума и увеличивающем скорость мышления. Физиолог Давид Исаевич Шатенштейн в 1939 году научно обосновал и доказал в эксперименте, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.

Из природных источников получают огромное количество ароматических веществ, и искусство их экстракции и использования постепенно совершенствуется с течением времени. Эфирные масла могут содержаться в любой части растения - в семенах, корнях, листьях, плодах, древесине, цветах.

Через органы обоняния можно воздействовать на психическое и физическое состояние человека. Посредством вдыхания ароматов различных эфирных масел можно воздействовать на психологическое состояние человека, его эмоции, иммунную систему, добиваясь нужных эффектов [7].

Экспериментально установлено, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность. Розмарин способствует процессу познания, стимулирует память. Роза вызывает повышенную способность к сосредоточению и быстрому выполнению заданий.

Ароматерапия сегодня – это динамично развивающееся направление. Ароматерапия – это наука, изучающая способы воздействия на организм ароматическими веществами, которые получают, как правило, из растений.

Механизм воздействия ароматерапии можно разделить на три группы:

С точки зрения физиологии – эфирные масла способны восстановить, успокоить и стимулировать ткани и внутренние органы человека.

С точки зрения психологии – аромат масел провоцирует эмоциональные изменения, которые носят индивидуальный характер.

С точки зрения фармакологии – масла на химическом уровне воздействуют на организм, при этом взаимодействие происходит с кислотами, ферментами, гормонами и другими элементами нашей системы.

Это служит различным целям: повышению работоспособности, концентрации внимания, привлечению клиентов, снижению и ликвидации стресса, созданию положительной эмоциональной атмосферы, дезинфекции помещения.

Очень часто в конце тяжелого трудового дня мы ощущаем упадок сил и снижение умственной активности. Оказывается, существует естественный и безвредный способ, как повысить свою работоспособность. Для того, чтобы повысить работоспособность и умственную активность идеальными считаются ароматы:

В минуты депрессии и жуткой усталости, чтобы повысить настроение и снять усталость на помощь придут такие эфирные масла, как:

Для улучшения памяти и повышения концентрации внимания подойдет:

В качестве профилактики простудных заболеваний, а также для борьбы с уже имеющимися вирусами и бактериями используйте эфирные масла:

Многие воспалительные процессы и распространенные кожные заболевания лечат с помощью масла:

можжевельника [1; с.85].

Это не магия, это дары природы, которые нужно уметь правильно использовать. Ароматами окутано все пространство, но, чтобы улучшить свою жизнь, важно окружить себя особенными из них.

2. Практическая часть

На ароматерапию возлагаются большие надежды. Это связано с тем, что уже сейчас ароматерапию используют не только в медицине и промышленности, но и в других сферах жизнедеятельности человека. На примере нашего лицея проведу исследование по применению ароматных эфирных масел. Практическая часть состоит из нескольких этапов.

Для проведения исследования были взяты два класса: 4А и 4Б. При проведении работы была определена экспериментальная группа – 4Б класс (количество 28 человек) и контрольная группа – 4А класс (количество 26 человек).

В 4Б классе с целью выявления аллергической переносимости в начале работы проводилось письменное тестирование на переносимость запаха, для исключения аллергических реакций.

Вывод: в ходе обработки данных выяснили, что в группе испытуемых нет никаких реакций на запахи, значит можно проводить дальнейшее исследование.

Мы предложили ребятам выбрать самый приятный и самый неприятный из предложенных нами ароматов: полыни, лимона, эвкалипта, розмарина, пихты, эвкалипта, розы, корицы. Полученные результаты представлены в диаграмме.

Вывод: На диаграмме видно, что больше пришелся по душе аромат лимона. Его выбрали 9 человек из 28. А больше всего не понравился аромат пихты (22 человека из 28). Значит, ароматом пихты пользоваться не будем.

Этот этап работы направлен на исследование работоспособности под воздействием конкретных ароматов. Для этого мы использовали ароматы розмарина, лимона, розы, эвкалипта, корицы, базилика, полыни.

Умственную работоспособность в науке можно определять с помощью корректурных проб. При изучении литературы мы ознакомились с исследованиями по методу Эмиля Крепелина (работа с числами), Владимира Яковлевича Анфимова (работа с буквами), Эдмунда Ландольта (работа с кольцами), Бенжамена Бурдона (для дошкольников), Давида Векслера (таблица с числами и значками). Для учащихся 4 класса более приемлем метод корректурной таблицы Владимира Яковлевича Анфимова.


Актуальность.

Повышенные эмоциональные нагрузки стрессы, эпидемии вирусных инфекций, психические и эмоциональные переживания создают в организме напряжения, что пагубно влияет на иммунитет физическое и психическое состояние ученика. Актуальность исследования обусловлена повышением требований к умственной работоспособности и физическим возможностям школьников. Поэтому знание возможностей стимуляции умственной деятельности и укреплению здоровья учеников приобретает особую значимость.

Цель работы.

Изучение влияния аэроионизаторов и аромамасел на физическое состояние и умственную работоспособность младших школьников.

Задачи.

− Расширить и углубить знания о существующих способах очистки воздуха. Проверить, как влияют аромамасла на физиологическое состояние школьника.

− Выяснить, какие аромамасла могут стимулировать умственную работоспособность обучающихся

− Проанализировать литературу по данной теме; — Определить типы аэроионизаторов; подобрать аэроионизатор для использования в школьной аудитории

− Выяснить, какие аромамасла смогут сделать воздух чище и полезнее;

− Провести практические исследования влияния аэроионизаторов и аромамасел на здоровье и работоспособность школьников;

− Подготовить рекомендации для учеников и учителей.

Гипотеза

Систематическое применение аэроионизаторов и аромамасел в учебном процессе улучшает внимание и снижает заболеваемость в период ОРВИ. Применение аромамасел оказывает влияние на устойчивость и продуктивность внимания.

Объект исследования: ученики младшей школы 4-го класса

Предмет исследования: влияние аэроионизации с применением аромамасел на здоровье младших школьников.

Методы исследования: изучение литературы, практический опыт, наблюдение, тестирование, обращение к сети интернет, анкетирование, анализ.

Принцип работы аэроионизатора.

Наша жизнь становится всё более насыщенной гаджетами. Многие из них действительно облегчают наш быт, но, к сожалению, уровень здоровья людей оставляет желать лучшего. В школе дети часто подвергаются заражению вирусными инфекциями, что приносит негативные последствия здоровью и успеваемости школьника. Как же, не нарушая учебного процесса, улучшить микроклимат классных кабинетов, чтобы помешать вирусам поражать наш организм и как улучшить учебный процесс сделав его более приятным и полезным для здоровья, мы решили выяснить в своей работе.

Ароматерапия — наука о воздействии запахов на человека.

С рождения человека окружает мир запахов. Все они по-разному влияют на его настроение, работоспособность и жизнедеятельность. Приятные запахи улучшают самочувствие, а неприятные угнетают. Из 5 чувств человека обоняние самое быстрое, оно передаёт информацию в мозг с большой скоростью, практически мгновенно. Когда человек вдыхает воздух с определённым запахом, происходит следующее. Сначала происходит растворение ароматов в слизистой оболочке носа, затем происходит раздражение нервных окончаний обонятельного нерва, затем передаётся информация о запахе в определённый участок головного мозга, расположенный на нижней поверхности височной и лобной долей коры больших полушарий. Там происходит определение запаха и формируется реакция организма. Этот участок мозга называется лимбической системой. Лимбическая система управляет температурой тела, водно-солевым балансом, поведенческой реакцией, влияет на сон, бодрствование, обучение, запоминание.

По характеру влияния специалисты разделяют запахи на группы: освежающие, успокаивающие, стимулирующие положительные эмоции, притупляющие восприятие, вызывающие состояние нервной возбудимости.

Полезные свойства аромамасел.

Ароматерапия нормализует психологическое и физиологическое состояние человека. Эфирные масла при умелом использовании помогут избавиться от стресса, развивают память и концентрацию. Все эфирные масла обладают бактерицидными антисептическими и противовоспалительными свойствами. Положительно действуют на механизмы саморегуляции и нервную систему. По степени летучести масла разделяют на легкие средние и тяжелые.

Известно, что некоторые растения обладают антисептическими свойствами. Мы решили узнать, какие аромамасла улучшают воздух в помещении, дезинфицируют его и положительно влияют на работоспособность ребёнка.

Режим проведения аэроионизации и ароматерапии в аудитории.

Обобщив полученную информацию, мы выяснили, что следует проводить в учебной аудитории профилактические меры. Так как вирусы могут быть жизнеспособными от 20 минут до 24 часов, необходимо для профилактики инфицирования проводить в классе проветривание, аэроионизацию и использование аромамасел с антисептическими свойствами на каждой перемене, то есть каждый час. Также следует ежедневно проводить влажную уборку помещений с применением антисептических средств. Протирать следует все гладкие водоотталкивающие поверхности в помещении. В качестве антисептиков можно использовать масла лаванды лимона чайного дерева и можжевельника. Эфирное масло можно добавлять в моющее средство из расчета 10 капель масла на 100 мл моющего средства или добавив 7 капель аромамасла к столовой ложке соды развести полученную субстанцию в ведре теплой воды.

Экспериментальная часть.

Методы организация исследования: наше исследование направлено на выяснение того как влияет применение аэроионизаторов и аромамасел на уровень здоровья и работоспособности школьников. В качестве объекта исследования нами выбраны два класса нашего учебного заведения — 4А и 4Б.

Гипотеза.

Применение аэроионизаторов в режиме школьного дня может купировать распространение вирусных инфекций и снизить заболеваемость школьников. Применение аромамасел может повысить работоспособность учеников.

Ход эксперимента.

Влияние аэроионизаторов и аромамасел на работоспособность учеников.

Для выявления начального уровня работоспособности учащихся в двух группах перед 1 уроком и в конце рабочего дня были проведены корректурные пробы. Результаты представлены в диаграммах.



Вывод: Уровень работоспособности в экспериментальном и контрольном классах приблизительно одинаков.

Условия при проведении исследований:

В аромалампу заправляются эфирные масла из расчёта 2 капли на 5 кв.м. Непрерывность работы до 15 минут не менее 3 раза в день. Предварительно проветрив помещение. Сеансы ароматерапии проводились в классе во время занятий, не нарушая обычный режим работы класса.

Сеансы проводились 4 недели ежедневно. Для эксперимента взяты ароматы: полыни, розы, корицы.

II неделя: уровень работоспособности стал выше на 7 % при использовании запаха корицы.

По результатам исследования можно сделать вывод:

  1. С помощью сеансов ароматерапии нам удалось достоверно повысить уровень работоспособности в экспериментальной группе.
  2. При использовании ароматерапии самая высокая работоспособность была при применении аромата полыни на 11 % и аромата корицы на 7 %.







Выявление уровня заболеваемости школьников при применении в учебном процессе аэроионизаторов и эфирных масел.

Гипотеза . Проветривание озонирование и распыление аромамасел с антисептическими свойствами в воздух и во время уборки может снизить заболеваемость детей вирусными инфекциями.

Ход эксперимента. В следующем месяце (ноябрь и декабрь) мы так же на переменах проветривая классную комнату включали аэроионизатор, но поменяли эфирные масла. Теперь аудиторию орошали смесью масел лимона, лаванды и чайного дерева в соответствии 2-2-1. Так же при влажной уборке классной комнаты применялась смесь масла можжевельника и чайного дерева 1–1. Аромамасла добавляли в воду к моющим средствам. Уровень заболеваемости контрольного и экспериментального класса мы проверяли, сверяясь с данными школьного фельдшера классного руководителя и родителей. Все пропуски ребят фиксировались. Дни, пропущенные по болезни и освобождению врача и дни, пропущенные из-за недомогания по болезни мы фиксировали и заносили в таблицу.


Количество заболевших учеников 4А за период Октябрь-Декабрь 2019 года


Количество заболевших учеников 4Б за период Октябрь-Декабрь 2019 года

В экспериментальной группе, где проводилась аэроионизация учебной аудитории с применением аромамасел можжевельника и чайного дерева, уровень заболеваемости значительно снизился даже в период эпидемии ОРВИ. Количество пропущенных дней из-за недомогания снизилось на 7 % а количество дней пропущенных по справке снизилось на 11 %. В то время количество пропусков в контрольном классе осталось прежним по причине недомогания, а по справке повысилось на 4 %. Этим экспериментом мы подтвердили гипотезу о том, что аэроионизаторы и эфирные масла угнетающе действуют на вирусы и бактерии в воздухе и на поверхностях в помещении.

В результате проведенной работы мы выяснили, что аэроионизация и ароматерапия положительно влияют на физиологическое и психологическое состояние школьников. Аэроионизатор очищает воздух в аудитории, а аромамасла наполняют его полезными фитонцидами, которые положительно влияют на работоспособность, внимание, способствуют укреплению иммунитета. Мы выяснили, что уровень умственной работоспособности достоверно удалось поднять на 11 % при использовании масла полыни и на 7 % при использовании масла корицы. Уровень заболеваемости был значительно снижен в экспериментальной группе при применении аэроионизаторов и аромамасел антисептического спектра действия — можжевельник, чайное дерево. Что доказывает, что отрицательно заряженные ионы и фитонциды растений могут угнетать и уничтожать болезнетворные вирусы в помещении и купировать заболеваемость школьников.

Заключение.

Благотворное действие некоторых запахов на организм человека проверено тысячелетиями. Приятные запахи положительно влияют на настроение и самочувствие людей, на их физическое состояние.

Когда человек вдыхает пахучее вещество, молекулы запаха захватываются специальными клетками — рецепторами, расположенными в слизистой носа. Молекулы запахов возбуждают нервные клетки и сигнал по нервным волокнам передается в участок мозга, называемый лимбической системой. Лимбическая система отвечает за многое важнейшие процессы в организме, в том числе за эмоции, память и поведение человека.

В результате проведённой работы мы выяснили, что запахи играют в нашей жизни немаловажную роль. Они воздействуют на нас, улучшая или ухудшая наше настроение, работоспособность. Запахи помогают лучше сосредотачиваться, усваивать информацию, повышают работоспособность, а значит, могут использоваться для улучшения результатов в обучении. Под влиянием сеансов ароматерапии улучшились показатели умственной работоспособности у младших школьников, достоверно повысилась работоспособность до 11 % максимально. Существенные результаты показаны при использовании ароматов полыни и корицы. Так же нам удалось повысить иммунитет и купировать заболеваемость школьников, используя для обработки классной комнаты аэроионизатор и аромамасла. Количество пропусков по болезни снизилось до 11 %. Выдвинутую гипотезу считаем доказанной. На основании исследований нами разработаны рекомендации, с которыми мы ознакомили своих одноклассников, учащихся других классов и учителей. Планируем выступить на родительском собрании.

Выводы

Под влиянием сеансов аэроионизации и ароматерапии уменьшились показатели заболеваемости вирусными инфекциями и число пропусков по болезням. Сеансы аэроионизации и ароматерапии могут быть рекомендованы в силу положительного влияния на организм учеников.

Под влиянием сеансов ароматерапии улучшились показатели устойчивости и концентрации внимания обучающихся.

В ходе обработки литературных и практических данных мы видим что диапазон аромамасел широк и оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.

Рекомендации.

После исследования разработаны рекомендации по составу ароматических композиций. Для стимулирования мыслительной деятельности рекомендуем использовать аромамасла лаванды, корицы, полыни, лимона, герани, розы. Для расслабления можно использовать аромамасла ромашки, мелисы, можжевельника, валерьяны, сандала. Для антисептической обработки поверхностей аудитории подойдут масла лаванды, чайного дерева, лимона, эвкалипта, можжевельника. Теми же приемами могут пользоваться родители учеников, улучшая внутренний микроклимат жилья. Причем возможны любые комбинации. Все это может при умелом и систематическом использовании наполнить нашу жизнь приятными запахами эмоциями и здоровьем.

Основные термины (генерируются автоматически): чайное дерево, уровень работоспособности, умственная работоспособность, экспериментальная группа, запах, классная комната, воздух, класс, учебный процесс, заболеваемость школьников.

Читайте также: