Гендель семела краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

В 1744 году Великим постом Гендель представил лондонской публике вместо очередной оратории на библейский сюжет музыкальную драму "Семела" на амурный сюжет из греческой мифологии. Юпитер любит Семелу, дочь фиванского царя Кадма; оскорбленная Юнона коварно подбивает Семелу попросить Юпитера явиться в его божественном величии, и это величие в конце концов буквально сжигает прекрасную смертную дотла. Скоромностью или чем-то еще, но "Семела" явно не угодила публике, проглядевшей в результате одну из самых смелых генделевских вещей. Увертюра, в первой части которой чудится что-то бетховенское; знаменитая ария Юпитера "Where`re you walk", образцово прекрасная и стройная, как античная колонна; нестандартные ансамбли, инструментальные номера и колоритные хоровые эпизоды — замечательного в "Семеле" много. Хоть она и не была для этого предназначена, она так и просится на полноценную оперную сцену — и часто там оказывается, пусть и не без превратностей (так, в одной недавней постановке Юпитер, Юнона и Семела близко напоминали соответственно президента Кеннеди, его супругу и Мэрилин Монро). Дискография у "Семелы" тоже приличная, так что у английского клавесиниста и дирижера Кристиана Кернина с этой его записью есть соперники уровня Джона Элиота Гардинера и Джона Нельсона. В общем по-хорошему амбициозно сделанная новая "Семела" этим классическим записям не проигрывает. При всей его осмотрительности Кернину есть что сказать и помимо оглядки на старые образцы; саунд оркестра плотный, уверенный и в эмоциональном смысле вполне пластичный. Несколько девичьей лирике чистого сопрано Розмэри Джошуа (Семела) вполне удачно отвечает холодная мощь контральто легендарной британки Хиллари Саммерс (две партии — Юнона и Ино, сестра Семелы). А Юпитер в исполнении Ричарда Крофта — редкая по проникновенности и тонкости работа, хотя на верхах тенор известного американского певца звучит здесь не всегда красиво. Второстепенные партии (Атамант — Стивен Уоллес, Кадм — Бриндли Шерратт) тоже не подкачали, так что в итоге эта запись, сделанная отнюдь не акулами соответствующего рынка, выглядит, тем не менее, заметнейшим генделевским релизом последнего времени.

Резюме

Контекст

Его хитрость не нравится организаторам сериала, что приводит к небольшому количеству выступлений и приводит к тому, что Семеле ошибочно удерживают долгое время для концертного произведения, кантором которого до сих пор являются хоры. Либретто драматурга Конгрева , разработанное Александром Поупом , и музыка косвенно предполагают, что это скорее опера, чем оратория. Как сказал лорд Хэрвуд:

«… Музыка Семеле так разнообразна, речитативы настолько выразительны, оркестровка так оригинальна, характеристики так искусны, общая степень изобретательности так высока, действие настолько полно достоверных ситуаций и инцидентов, работа в целом настолько подходит для оперной сцены, которую можно только предположить, что оперные труппы пренебрегли ею из-за отказа. "

Представления

Семела создана 10 февраля 1744 г. в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне в рамках серии концертов Великого поста каждый год . Аудитория естественно ожидала библейского сюжета; большинство ораторий, включая большинство ораторий Генделя, оправдали это ожидание. Но тема любви Семелы, которая фактически является творением конца периода английской реставрации , явно заимствована из греческой мифологии, а не из еврейских законов: поэтому она вызывает недовольство тех, кто ожидал другого источника вдохновения. Находясь на английском языке, Семела раздражает и сторонников настоящей итальянской оперы. В своей книге Генделя Драматический ораторий , Уинтон Дин пишет:

«В 1744 году публика посчитала тон Семелы слишком близким к дискредитированной итальянской опере и назвала произведение неудавшейся ораторией ; Ожидая здорового постного хлеба, он получил сияющий камень из руин греческой мифологии . "

Таким образом, Гендель дает только четыре представления. Первый состав состоит из Элизабет Дюпарк (по прозвищу Ла Франсезина) в главной роли, Эстер Янг в роли Юноны (и Ино) и Джона Бирда в роли Юпитера. Генри Рейнхольд поет басовые партии. Похоже, что Гендель обменялся некоторыми музыкальными композициями между певцами.

Позже Декабрь 1744 г. Гендель дает еще два выступления, на этот раз в Королевском театре , после того, как удовлетворил критику, сделав дополнения и изменения, такие как смешивание итальянских мелодий (для любителей оперы) и удаление строк сексуального характера (для приверженцев).

XX - го века

Возможно, не подходящая к духу времени, Семела долгое время оставалась без внимания до первых сценических выступлений в Кембридже, Англия, в 1925 году, в версии Денниса Арунделла (in) , и в Лондоне в 1954 году. Они вызвали стойкий энтузиазм.

Общество оперы Генделя ставило Семеле четыре раза (1959, 1961, 1964 и 1975 годы) под руководством Чарльза Фарнкомба , а в 1970 году постановка была добавлена ​​в репертуар Английской национальной оперы (тогда опера Сэдлера Уэллса). Опера возобновилась в 1982 году в Ковент-Гарден ( Королевский оперный театр ) под руководством сэра Чарльза Маккерраса , как и в Садлерс-Уэллсе .

Американская премьера сценической версии состоялась в 1959 году в Северо-Западном университете Эванстона под управлением Тора Джонсона. В том же году работа была представлена ​​на Музыкальном фестивале Empire State в Нью-Йорке; в нем участвуют Элейн Малбин (en) и Андре Терп под руководством Арнольда Гамсона (en) . Беверли Силлс , Элейн Бонасси и Леопольд Симоно исполнили его в 1969 году на фестивале Карамор в Нью-Йорке под руководством Юлиуса Руделя. Семеле выступала в Вашингтоне в 1980 году и в Карнеги-холле в Нью-Йорке в 1985 году. В этот последний раз Кэтлин Батл сыграла главную роль под руководством Джона Нельсона . (Запись была сделана в 1990 году с аналогичным составом и выпускается звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon .)

XXI - го века

В 2004 году постановка Дэвида Маквикара и Марка Минковски была предложена в Театре Елисейских полей в Париже с Анник Массис в главной роли. Его перенял в 2010 году дирижер Кристоф Руссе .

Новая постановка представлена ​​в Нью-Йоркской городской опере на 13 сентября 2006 г. . Во главе со Стивеном Лоулессом он метафорой ссылается на Мэрилин Монро , президентов США Джона Ф. Кеннеди и Билла Клинтона , а также на Жаклин Кеннеди . Элизабет Футрал исполняет роль Семеле, Вивика Джено исполняет роли Юноны и Ино, а Роберт Бро - Юпитера.

Роль Голос Распространение первого, 10 февраля 1744 г.
(дирижер: Георг Фридрих Гендель)
Юпитер тенор Джон борода
Кадм , царь Фив низкий Генри Райнхолд
Семела (Семела), дочь Кадма, любимая Юпитером
и влюбленная в него
сопрано Элизабет Дюпарк (Ла Франсезина)
Атамас , князь Беотийский, жених
Семелы и влюбленный в нее
альт Дэниел Салливан
Ино , сестра Семеле, влюблена в Атамаса альт Эстер Янг
Сомнус , бог сна низкий Генри Райнхолд
Аполлон (Аполлон) тенор Джон борода
Юнона (Юнона) альт Эстер Янг
Ирис сопрано Кристина Мария Авольо
Первосвященник низкий Генри Райнхолд
Священники, знамения, любви, зефиры, нимфы, молодые пастухи и слуги

резюме

Акт I

Храм Юноны. Рядом с алтарем золотая статуя богини. Священники носят церемониальную одежду, как если бы они только что принесли жертву. Пламя поднимается от алтаря, и мы видим статую Юноны с луком.

Жрецы считают, что богиня одобряет союз Атхама и Семелы. Этот и Кадмос просят этого больше не откладывать на потом. Она боится мести Юпитера и гнева отца; она умоляет бога подтолкнуть ее подчиниться желаниям отца или помочь ему отказаться (о Боже, извините, научите меня, что выбрать ). По ее словам, утренний жаворонок для меня соответствует его записке, гармонизирующей его твиты с его собственным бедствием . Осмелившись надеяться, что вздохи Семелы - это вздохи любви, Атхам просит Гименей не медлить с приготовлением ( Гименей, поспеши, твой факел приготовь! ) Ино, которая влюблена в него, находится на грани того, чтобы больше не скрывать свою любовную страсть и свое горе от пары и Кадмоса, когда огонь на алтаре гаснет, снова зажигается и снова гаснет, доказывая, что Юнона принимает жертву. но этот Юпитер противится союзу. Алтарь рушится, и священники подталкивают главных героев к завершению обряда.

Наедине с Ино Атамас сначала считает, что она чувствительна к его несчастью, прежде чем понять, что она влюблена в него. Кадм возвращается, чтобы сказать им, что орел невероятных размеров (Юпитер) только что похитил Семелу, о чем Афам сожалеет, а Ино радуется. С небес Семеле говорит, что счастлива наслаждаться вечной любовью в объятиях Юпитера ( Бесконечное удовольствие, бесконечная любовь ).

Акт II

Приятный пейзаж

Юнона спрашивает Ирис, где находится дом Семелы. Его сестра говорит ему, что Семела находится во дворце, который только что был возведен на горе Цитерон, и охраняется двумя драконами с тысячью глаз. Юнона приглашает Ирис сопровождать ее в Сомнус, чтобы он усыпил этих зверей ( следовательно, Ирида отсюда прочь! ).

Квартира во дворце Семеле. Она спит. Любовь и Зефиры ждут. Семела просыпается и встает.

Семела умоляет сон вернуться к нему и вернуть во сне его блуждающую любовь ( О, сон, зачем ты меня бросаешь? ). По возвращении, перед грустью своей возлюбленной Юпитер предлагает ему выразить желание, которое он видит в ее глазах. Как только она просит его обеспечить ее бессмертие, он считает нужным развлечь ее, прежде чем она объяснит себе слишком много ( я должен быстро развлечь ее ). Он объявляет о прибытии Ино, которую он заставил прийти с двумя крылатыми зефирами, и переносит сцену в Аркадию, где они будут наслаждаться свежими зефирами, тенью и цветением ( Куда вы идете , стихи позаимствованы у Александра Поупа ).

Акт III

Пещера Сомнус. Бог сна лежит в своей постели. Появляются Юнона и Ирис.

Юнона и Ирис пытаются разбудить Сомнуса, которому удается снова заснуть ( Оставь меня, мерзкий свет ). Юноне удается разбудить его, очаровав именем Пасифея, в которое он влюблен ( более сладкое это имя ). Пообещав ему, что Пасифея будет принадлежать ему, если он подчинится ее воле, она просит его усыпить Юпитера и заставить Семелу присниться, чтобы он хотел ее и не мог ему ни в чем отказать. Она также просит Сомнуса дать ей свою свинцовую палочку, чтобы очаровать драконов и усыпить Ино, чтобы она сама могла подойти к Семеле в облике своей сестры.

Квартира. Семела одна.

Юнона появляется в образе Ино с зеркалом, украшающим реальность. Она спрашивает Семеле, сделал ли Юпитер ее бессмертной, поскольку ей трудно удерживать его взгляд. Она протягивает ему зеркало, и Семела восхищается ее небесной красотой ( Себя буду обожать ). Юнона предлагает ей отказаться от Юпитера до тех пор, пока он не поклянется исполнить свое желание: он представится ей как бог, а не как смертный. Таким образом, говорит Юнона, она обретет бессмертие. Богиня уходит при приближении Юпитера. Бог хочет, чтобы Семела бросилась в его объятия, но она указывает, что он всегда жалуется и никогда не дает ей того, о чем она просит ( я всегда даю, вы всегда жалуетесь ). Она заставляет его поклясться предоставить это и просит его показать себя на Юпитере. Он предупреждает ее, что нанесет ей смертельный вред, если выполнит ее просьбу, но она не хочет ничего слышать ( нет, нет, я возьму не меньше ). Юнона радуется успеху своей мести ( Выше удовольствия ).

Семела, задумчивая, растянулась под балдахином. Она видит, как Юпитер спускается на облако. Со всех сторон сверкают молнии, слышен гром.

Семела раскаивается слишком поздно и теряет жизнь.

Облако исчезает, Семела и дворец мгновенно исчезают.

Ино сообщает, что Гермес сообщил ей о судьбе Семелы и добавил, что Юпитер приказал ей выйти замуж за Атамаса. Этот счастлив, что больше не знает отчаяния ( Отчаяние больше не ранит меня ). Аполлон объявляет, что из пепла Семелы родится феникс.

`Opera after the manner of an Oratorio` *
Либретто Уильяма Конгрива по `Метаморфозам` Овидия
1 действие
Кадм, король Фив, готовится к свадьбе своей дочери Семелы и Афаманта. Приглашенные гости. Читать дальше

`Opera after the manner of an Oratorio` *
Либретто Уильяма Конгрива по `Метаморфозам` Овидия
1 действие
Кадм, король Фив, готовится к свадьбе своей дочери Семелы и Афаманта. Приглашенные гости просят в храме Юноны благословения для молодых. Но бракосочетание омрачено конфликтами – невеста любит другого, бога Юпитера, который тайно с ней сблизился. Отец умоляет её, Афамант упрашивает, а Ино в отчаянии от тайной любви к жениху сестры. Семела умоляет Юпитера помочь ей. Разгневанный бог прерывает церемонию ужасной грозой, гости бросаются прочь. Ино признается Афаманту в своих чувствах. Кадмис приносит известие о том, что Юпитер в образе орла похитил Семелу. Она наслаждается бесконечным блаженством рядом со своим возлюбленным.
2 Действие
Юнона, супруга Юпитера, вне себя от очередной измены мужа. Ирис сообщает, что Юпитер построил для Семелы новый дворец, где все служит для исполнения её желаний. Юнона, охваченная безграничной ревностью, клянётся уничтожить возлюбленную мужа. Сомн, бог сна, должен ей помочь в этом.
Семела скучает, пока Юпитер занят своими делами. Даже сон (которому не нужен свой бог) не приносит ей успокоения, а лишь показывает ей, что она смертна. Она упрекает Юпитера в том, что они не равны в их союзе. Обеспокоенный опаснысм признаками недовольства, Юпитер пускает в ход все средства Аркадии, чтобы отвлечь Семелу. Он переносит к Семеле сестру Ино и бросает к ногам возлюбленной все развлечения мира. Втайне он радуется успеху своего предприятия.
3 действие
Юнона будит Сонма от его вечного сна для осуществления мести. Она приказывает ему погрузить Юпитера в глубокий любовный сон. Теперь путь свободен. Юнона принимает образ Ино и предстает перед соперницей, которая вновь предаётся самобичеванию. Юнона коварно показывает в зеркале одинокой влюблённой обманчивый образ бессмертия – Семела сможет стать равной Юпитеру, если он предстанет перед ней не как любовник, а как равный, в своей истинной божественной сущности. Семела погибает – никто их смертных не может выдержать божественных грома и молний.



Semele – Jane Archibald; Juno/Ino – Allyson McHardy; Cadmus/Somnus – Steven Humes; Athamus – Anthony Roth Costanzo; Iris – Katherine Whyte; Jupiter – William Burden. Canadian Opera Company Chorus & Orchestra – Rinaldo Alessandrini. Four Seasons Centre for the Performing Arts, Toronto 16.V.2012



Semele - Jennifer Vyvyan / Juno - Anna Pollack / Jupiter - William Herbert / Athamas - John Whitworth / Cadmus - George Pragnell / Ino - Helen Watts / Somnus - George James / New Symphony Orchestra / Saint Anthony Singers / Conductor - Anthony Lewis / 1955 год.



Запись - 1981 г. Jupiter - Anthony Rolf-Johnston, Cadmus - Robert Lloyd, Athamas - Timothy Penrose, Somnus - David Thomas,Apollo - Maldwyn Davies, Juno - Della Jones, Iris - Patrizia Kwella, Semele - Norma Burrowes, Ino - Catherine Denley, Cupid - Elisabeth Friday.



Semele – Elisabeth Scholl, soprano; Iris / Cupid – Julla Schmidt, soprano; Athamas – Ralf Popken, counter-tenor; Ino – Britta Schwarz, alto; Juno – Annette Markert, alto; Jupiter / Apollo – Knut Schoch, tenor; Cadmus / Sommus / Chif Priest of Juno – Klaus Mertens, bass. Junge Kantorei, Frankfurt Baroque Orchestra – Joachim Carlos Martini. Rec. life at Kloster Eberbach, Rheingau, Germany, 27 May 2007



Semele – Kathleen Battle; Juno – Marilyn Horne; Ino – Marilyn Horne; Iris – Sylvia MacNair; Jupiter – Rockwell Blake; Cadmus – Samuel Ramey; Somnus – Samuel Ramey; Athamas – Jeffrey Gall; Cupid – James Patterson; Apollo – Walter MacNeil. Gala Haendel Opera Chorus. Orchestra of St. Lukes – John Nelson. New York, Carnegie Hall, February 23, 1985.



Mark Deller - countertenor, Sheila Armstrong - soprano, Helen Watts - contralto, Felicity Palmer - soprano, Robert Tear - tenor, Edgar Fleet - tenor, Justino Diaz - bass. Amor Artis Chorale - John McCarthy. Запись 1977 г.

Семела ( HWV 58, оригинальное название: Семела ) — опера или оратория 1744 года в трех действиях на музыку Джорджа Фридриха Генделя , основанная на классическом мифе о Семеле , матери Диониса .

история композиции

То, что это произведение больше опера, чем оратория, видно из либретто драматурга Конгрева , дополненного Александром Поупом , и из партитуры. Как говорит Хэрвуд:

история выступлений

Угодив своим критикам, Гендель импровизировал еще два спектакля в декабре 1744 года в Королевском театре в Лондоне. Были внесены изменения и дополнения, в том числе вкрапления итальянских арий (для оперной публики) и удаление откровенно сексуальных стихов (для преданных). Затем Семела , возможно, неуместно относящаяся к духу времени, впала в долгое забвение.

современные повторы

Эта опера исполняется редко; Статистика Operabase показывает , что это 173-я опера, исполненная в 2005–2010 годах, 17-я в Великобритании и восьмая для Генделя с 18 постановками за этот период.

В 2004 году в Le Théâtre des Champs-Élysées в Париже была поставлена постановка Дэвида Маквикара и музыкального направления Марка Минковски . Эта постановка была повторена в 2010 году с режиссером Кристофом Руссе .

13 сентября 2006 года в Нью-Йоркской городской опере открылась новая постановка под руководством Стивена Лоулесса, содержащая различные метафорические отсылки к Мэрилин Монро , президентам США Джону Ф. Кеннеди и Биллу Клинтону, а также Жаклин Кеннеди . Элизабет Футраль спела Семелу, Вивика Жено сыграла Юнону (и Ино), а Робер Бро исполнил роль Юпитера.

Символы

записи

  • Йоханнес Сомари , дирижирующий Английским камерным оркестром , с Шейлой Армстронг (Семела), Хелен Уоттс (Юнона) и Робертом Тиром (Юпитер). Роли второго плана исполняют Фелисити Палмер , Марк Деллер и Хустино Диас . Классика авангарда, 1973 год. , дирижирующий английскими барочными солистами и хором Монтеверди , с Нормой Берроуз (Семела), Деллой Джонс (Юнона) и Энтони Рольфом Джонсоном (Юпитер). Отчеты Эрато, 1983.
  • Джон Нельсон , дирижирующий оркестром Святого Луки , живая запись в Карнеги-холле, Нью-Йорк, с Кэтлин Бэттл , Мэрилин Хорн , Роквелл Блейк , Джеффри Галл . Легендарные записи. Плохой звук, но некоторые критики сочли его более интересным, чем студийная запись.
  • Джон Нельсон, дирижирующий Английским камерным оркестром, с сопрано Кэтлин Баттл (Семела), меццо-сопрано Мэрилин Хорн (Ино/ Юнона ) и тенором Джоном Алером (бог Юпитер ) . Второстепенные партии исполняют Сильвия Макнейр (сопрано, Ирис), Майкл Чанс (контртенор, Athamas) и Сэмюэл Рэми (бас, God of Sleep) Deutsche Grammophon 435 7822 6, записанный в Лондоне в 1990 году и выпущенный в 1993 году. (Это эталонная запись, согласно ClassicsToday.) [1]
  • Энтони Уокер, дирижирующий ансамблем Sirius, с хором Cantillation и сопрано Анной Райберг (Семела), меццо-сопрано Салли-Энн Рассел (Юнона/Ино) и тенором Ангусом Вудом (Юпитер). Роли второго плана поют сопрано Белинда Монтгомери и Шелли Гилхоум, контртенор Тобиас Коул и бас Стивен Беннетт. Записано вживую в Сиднее , Австралия , в декабре 2002 года. ABC Classics 980047-0.
  • Мастер Альберто Корреа Кадавид, город Медельин, Антиокия, Колумбия. Медельинский филармонический оркестр. Медельинский полифонический учебный хор, Столичный театр Медельина. 2013 год.

Примечания и ссылки

  • Альманах Амадеуса, по состоянию на 5 июня 2008 г.
  • Дин, Уинтон (1959), драматические оратории и маски Генделя , Oxford University Press .

Ноты ( неработающая ссылка доступна в Интернет-архиве ; см. историю , первую и последнюю версии ). из Семелы (изд. Фридрих Хризандер , Лейпциг, 1860 г.)

Читайте также: