Марьяна безруких готовность к школе

Обновлено: 03.07.2024

Главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких — о том, что важно знать родителям, которые планируют отдавать ребенка в первый класс и сейчас находятся на этапе выбора школы и учителя.

Осталось несколько месяцев до 1 сентября, и некоторые родители потенциальных первоклассников все еще сомневаются, отдавать ребенка в школу в этом году или отложить поступление до следующего года. Какой главный совет вы можете дать родителям будущих первоклассников?

Начну с главного. Если у родителей есть хоть какие-нибудь сомнения, стоит ли идти ребенку в школу, лучше отложить обучение на год. Вы никуда не опоздаете. Школа существенно меняет все условия в жизни ребенка. В современной школе зачастую нагрузка достаточно высокая.

Как родителям понять, готов ли ребенок к школе?

Важно понимать, что готовность ребенка к школе — это комплексная задача. Ее можно разделить на несколько групп факторов: состояние здоровья ребенка, его психоэмоциональное состояние, готовность быть учеником. Среди детей есть те, кто хочет в школу, и те, кого она не привлекает.

Кроме того, некоторые дети интеллектуально готовы к обучению (много знают, умеют писать, читать и т.п.), но физически не могут вынести школьные нагрузки, часто болеют.

Как правило, такие дети начинают болеть в октябре, после болезни учатся две недели, потом снова сидят дома. Таким детям рекомендуется идти в школу не раньше 7-7,5 лет.

Родителям важно заниматься здоровьем этих детей, можно водить ребенка на различные кружки и в творческие секции, которые будут ему интересны. Но если такого ребенка отвести в школу в 6-6,5 лет, на дополнительные кружки у него уже не хватит сил.

Кроме этого, есть дети с дефицитами в развитии.

Наши последние исследования показывают, что в начальных классах учится около 30% детей с несформированной речью.

Таким детям не хватило времени на подготовку на дошкольном этапе. Им необходимо заниматься с логопедами и категорически противопоказано идти в языковую школу.

Детям с иными особенностями (например, синдром дефицита внимания и т.п.), с расстройствами аутистического спектра также важно окрепнуть и идти в школу после 6-6,5 лет.

Редакция. Марьяна Михайловна, не секрет, что в школу в первый класс приходят дети очень разные и по возрасту, и по развитию. Психологи говорят о том, что разница между физическим и паспортным возрастом ребенка дошкольного и младшего школьного возраста может достигать 2–2,5 лет. Все это создает для учителя целый комплекс проблем. В такой ситуации вопрос, нужна ли подготовка к школе, становится почти риторическим. И перед тем, как обсуждать проблемы организации предшкольной подготовки, давайте выделим задачи развития, которые могут решаться в этом процессе.

М.Безруких. Прежде всего, подготовка к школе – это не только формирование большого запаса сведений и знаний, это не только элементы письма, чтения и счета или еще хуже – обучение письму, чтению и счету. Это комплексная система развития, включающая социальное, личностное, эмоциональное, когнитивное, познавательное и физическое развитие. Рассмотрим, что имеется в виду.



Мышление. Нет задания, которое бы не развивало мышление ребенка, потому что он должен думать, что сделает, как сделает, что получилось, как получилось, каким путем пойти. Это и есть процесс мышления.

Восприятие инструкции с первого раза (для этого необходимо хорошее развитие речи).

Очень важным компонентом, определяющим готовность ребенка к обучению, является физическое и моторное развитие. Ребенок должен двигаться и быть на воздухе достаточное количество времени. Иначе мы от гипокинезии не избавимся. Это очень важно, поэтому мы не случайно предлагаем проводить два занятия по 20 минут, а после них – часовую динамическую паузу. Это гарантированный час движений на воздухе. Состояние здоровья – это то, чем должны заниматься в основном родители, но жизнь ребенка в детском саду, в группах подготовки к школе должна быть организована так, чтобы сохранить и укрепить его здоровье.

Мы попросили Марьяну Безруких рассказать об особенностях нового комплекта и о том, как лучше подготовить детей к школе.

– В отличие от предыдущих, нацеленных на использование в дошкольных образовательных организациях, этот комплект адресован в основном родителям для занятий с детьми в последний год перед школой.

Эту рубрику на сайте ведёт Татьяна Филиппова, мой соавтор по этому комплекту. Я считаю, это подвижническая работа.

– От каких наиболее распространённых ошибок Вы хотели бы предостеречь родителей будущих первоклассников?

А основное заблуждение родителей (подчеркну, не ошибка, а именно заблуждение, идущее от незнания) состоит в том, что хороший уровень интеллектуального развития ребёнка, который бойко разговаривает, всем интересуется, умеет читать, гарантирует беспроблемное обучение в школе.

Хорошо бы проанализировать возможности ребёнка физически и психологически заниматься четыре урока, а потом ещё два часа внеурочных занятий, а потом еще выполнять домашние задания.

Особая тема – это продленка, которой, возможно, не будет в этом году в связи с эпидемиологической ситуацией.

Но тем не менее детям со слабой нервной системой, имеющим какие-то пограничные нарушения, группа продленного дня противопоказана.

Они не могут в течение всего дня находиться в коллективе.

– А как же быть родителям, которые работают? Нанимать няню на вторую половину дня?

– Это выбор родителей. Я не могу за них решать, что делать. Они просто должны это понимать, потому что в любом случае ребёнку станет хуже, и они вынуждены будут его забрать.

– А по каким критериям следует выбирать школу?

– Всё зависит от того, какую цель ставят родители и каково состояние ребёнка. Вот здесь есть два важных фактора. С одной стороны, цели родителей, которые могут не совпадать с возможностями ребенка (например, родители хотят, чтобы ребёнок учился в английской спецшколе, а у него плохо сформирована речь).

– Соблюдается у нас это очень по-разному, и я считаю, что и школа, и учитель действительно должны быть готовы учить разных детей, по крайней мере это у нас декларируется и даже записано в профстандарте педагога.

И все-таки многие школы ведут очень жёсткий отбор детей. Это отбор удобных для себя детей, детей, с которыми легко и приятно будет работать. В этом случае родители часто жалуются, что ребёнка не приняли в первый класс, несмотря на то что он обучался на подготовительных курсах.

И в этом случае не стоит настаивать, потому что обучение в такой школе часто сопровождается большими сложностями и конфликтами.

– Познавательная потребность – это интерес к новому, неизведанному, желание получить опыт новых видов деятельности, желание учиться. Желание ребёнка учиться формируется и проходит несколько этапов, потому что есть просто желание пойти в школу, оно формируется проще, потому что ребёнка можно увлечь новой ситуацией. Но в последние годы просто заинтересовать ребенка новой формой, пеналом, красивым ранцем, тем, что имело значение лет 20 тому назад, сегодня не срабатывает. Потому что мало кто из современных детей не проходит цикл подготовки к школе. И очень многое зависит от того, как организован этот процесс. Если эти занятия интересны и увлекательны, если они развивают познавательный интерес ребёнка и его познавательные потребности, то ребёнок, как правило, хочет идти в школу. Если к нему предъявляются завышенные требования, не отвечающие его возможностям, если ребёнок уже испытывал неудачу и знает, что такое недовольство взрослых по этому поводу, стремление идти в школу у него пропадает, и тогда любые познавательные мотивы просто исчезают.

И здесь очень простые советы: адекватность условий и требований, а ещё интерес и позитивные эмоции.

– Мы сегодня живем в такой нестабильный период, когда школы могут опять закрыть и ввести дистанционное обучение. Не секрет, что оно тяжелее всего далось именно учащимся начальной школы. А как подготовиться ко второй волне дистанта учителям и родителям?

Вообще это серьёзнейшая задача, которую стараются решить специалисты всего мира, начиная с того, что сказать детям утром, когда начинаются онлайн-занятия, как проводить дискуссию, где должен сидеть учитель. Здесь миллион факторов. Это та работа, которую нужно было начинать с первых недель дистанта, а в идеале – задолго до него.

– Вы придаёте большое значение просветительской работе с родителями. Вы с ними часто встречаетесь, общаетесь. А как они за эти годы и десятилетия изменились? В лучшую, в худшую сторону? Стали более продвинутыми благодаря интернету?


Что такое физиологическая готовность к школе

Ребёнок готов к школе не тогда, когда умеет читать и писать, а когда может осваивать эти навыки. Ребёнок способен учиться с момента рождения, а в школе — когда он достигает определённого этапа возрастного развития. С физиологией связана способность ребёнка реагировать на изменения ситуации, среды обитания, на появление новых требований — то есть на все те изменения, которые приходят, кода ребёнок идёт в школу.

У одних детей это происходит в шесть лет, у других — в восемь. Раньше не подготовленных к обучению детей не было, потому что в школу шли учиться в 7,5–8 лет, а в школе требования, которые предъявлялись детям, были адекватны их возможностям. От них не требовали научиться читать и писать за три месяца, и уж тем более не требовали уже уметь читать и писать. И все были готовы. Мы изменяем наши требования, и организм ребёнка не может им соответствовать в силу возрастных особенностей развития. Это не зависит от того, хотят или не хотят родители, чтобы ребёнок пошёл в школу именно сейчас.


К примеру, учиться читать в четыре года могут 15-20% детей. И если мы в этом возрасте отправим детей в школу, 80% детей не научатся читать. Но если мы отправляем детей в школу с шести лет, то тоже остаётся какое-то количество детей, которые не смогли научиться до школы, — и они в этом не виноваты, так шло их возрастное развитие.

Ребёнка развивает всё, что его окружает. Если ребёнок живёт в стерильной среде, он не развивается

Мы знаем про эффект госпитализации: когда дети в детдомах отстают в развитии, потому что с ними не играют, им не поют песни, их не ласкают, у них нет игрушек. Ребёнка не нужно специально учить письму и чтению, но если вы с ним играете, если читаете ему, поёте песни, вместе с ним прыгаете и бегаете, он развивается.

Это не значит, что его нужно дрессировать, как обезьянку. Никогда не бывает так, что вы играете в какую-то игру и целенаправленно развиваете логику. Потому что когда вы с ним играете, вы развиваете и речь, и память, и мышление — в том числе и логическое.

Как понять, что ребёнок готов пойти в первый класс

При желании родители, конечно, могут обратиться к психологам, но они не всегда адекватно оценивают ситуацию. Родитель знает своего ребёнка лучше всех, и он сам по некоторым признакам может понять, стоит ему идти в школу или ещё нет.

Прежде, чем решать вопрос о готовности ребёнка, нужно понять, в какую школу вы хотите его отдать

Например, если ребёнок с трёх лет занимается с логопедом, и у него уже почти всё хорошо, но всё ещё бывают сложности с составлением рассказа по картинке и грамотным построением предложения, не стоит отдавать его в школу с углублённым изучением иностранных языков. Потому что он ещё не освоил родной язык.

Или, например, родители знают, что их дошкольник часто болеет. Такого ребёнка точно не стоит отдавать школу с высокой нагрузкой и множеством дополнительных занятий, где он будет проводить полный день. Потому что он этого просто не выдержит.

Школы проверяют готовность детей к школе, но они оценивают один показатель — интеллектуальное развитие. Умение читать, писать, рассуждать и так далее. А на самом деле ребёнок может быть интеллектуально блестяще развит, но физических сил у него нет, и он скоро начнёт болеть.

Что происходит, когда неподготовленный ребёнок идёт в школу

Всё это видно сразу. Во-первых, дети очень сильно устают, жалуются, капризничают. Могут обостриться хронические заболевания, усиливаются неврозоподобные расстройства — беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, тревожность, консерватизм. Последнее очень часто проявляется в еде, в нежелании менять обстановку, в боязни новых людей. Во-вторых, проблемы с обучением. Когда не получается читать, писать, внимательно сидеть и думать на уроке, когда учительница жалуется, что школьник не слушает, отвлекается, крутится. Когда родители видят, что он не помнит, что было на уроке, вчера выучили — сегодня он начинает сначала.


Как родители могут помочь ребёнку

В моём опыте консультативной работы было очень много случаев, когда забирали ребёнка. Затем приводили на следующий год, и всё было в порядке. А бывает, что не рискнули, оставили первоклассника доучиваться, и это был мучительный год и для ребёнка, и для учителя, и для родителей. Дублировать первый класс у нас не принято, в результате ребёнок идёт во второй класс, не освоив программу первого, а дальше как снежный ком. Троечники и двоечники в средней школе — это те дети, которые закончили начальную школу, не освоив навыки письма и чтения. По статистике Института возрастной физиологии РАО, таких детей сегодня — от 40 до 60%. А это базовые навыки, и учиться без них невозможно. И дальше ситуация только ухудшается, потому что ребёнок живёт в состоянии постоянной неудачи. Всё осложняется тем, что у нас очень высокий темп обучения в школе, и дети находятся постоянно в ситуации цейтнота.

Ключевой фактор, который находится во власти родителей, — это режим. Когда я рассказываю родителям о режиме — я это наблюдаю всегда — у них становятся очень скучные лица

Режим — казалось бы, что от этого зависит. А от этого зависит здоровье ребёнка. Если в течение лета режим не нарушается, если ребёнок не ложится когда хочет, не спит до полудня, тогда ему будет гораздо проще пережить период адаптации. Ещё есть такое правило — не нагружать ребёнка в первые недели дополнительными нагрузками, первый месяц.

Вообще, помогать ребёнку должна школа. Первый месяц обучения нужно отводить под повторение. Сейчас, по-моему, этого не происходит: интенсивность работы такая, что, как говорят учителя, просто нет времени на раскачку.

Почему домашнее обучение — это не выход

Сейчас очень многие родители переводят детей на семейное обучение. Мне кажется, это не спасёт ситуацию. Потому что десять лет домашнего обучения — это исключительная ситуация. А если домашнее обучение будет только в начальной школе, это закончится тем, что период адаптации придётся на основную школу, и там это может быть ещё сложнее, потому что это период полового созревания. Он наступает достаточно рано — в 9-10 лет и это как раз пятый-шестой класс.

В то же время есть дети, которые по ряду причин просто не смогут сразу учиться в массовой школе: они не выдерживают темп и большие группы детей. В таком случае, если всё благополучно лет до 12 лет, можно постепенно увеличивать время общения с другими детьми, подготавливая ребёнка к обучению в основной школе.


Что происходит с ребёнком при переходе в среднюю школу

С переходом в среднюю школу меняется всё. В начальной школе у нас почти везде один педагог, и взрослые вряд ли задумываются о том, что с пятого класса школьнику пять-шесть раз в день нужно переключиться на новый темп речи, на новые требования, потому что у каждого учителя на уроке всё по-своему. Это очень серьёзная физиологическя и психологическая нагрузка. К тому же в этот период организм испытывает столь сложные перестройки и живёт в таком напряжении, что очень сильно снижаются функциональные возможности познавательной деятельности. Это значит, ребёнок с большим трудом концентрирует внимание, ему сложнее что-то запомнить — вот, казалось бы, в прошлом году легко запоминал стихотворение в 12 строк, а в этом почему-то возникают проблемы.

А когда у ребёнка что-то не получается, ему сложнее сделать, чтобы получалось. Когда не получается сегодня, не получается завтра, от него все время требуют — результат понятен.

Дело в том, что ребёнку всегда нужно положительное подкрепление. Не хвалить вообще (хотя ребёнку очень важно говорить, что его любят, несмотря на его оценки, это совсем другое), а подбадривать, объяснять, помогать, а не только требовать. Родители часто только требуют и совсем не помогают.

Нужно ли "растить" гениев? Почему учителям необходимо изучать возрастную физиологию? Стоит ли задавать домашние задания сразу после летних каникул? На вопросы "Российской газеты" отвечает академик Российской академии образования, профессор Марьяна Безруких.


К переходу из школы в вуз тоже нужно адаптироваться. Подросткам в такие периоды нужна поддержка. Фото: PhotoXPress

Марьяна Михайловна, учебный год начался с сенсации: студенткой МГУ стала восьмилетняя девочка. Это далеко не первый подобный феномен. Но зачастую такие резкие "взлеты" заканчиваются болезненными "падениями". Что делать, если родители заметили у сына или дочери выдающиеся способности? Как вырасить гения, но при этом не лишать ребенка детства?

Марьяна Безруких: Это вопрос вопросов. Действительные гении рождаются редко, не заметить их сложно: отличительная особенность гения - непреодолимое стремление заниматься своим делом. Творческие способности, как правило, проявляются в раннем возрасте, другие таланты - к 10-12 годам.

Но истинный талант не имеет ничего общего с популярной сегодня "дрессировкой" маленьких детей и попытками искусственно вырастить "гения". Известный американский психолог Льюис Термен, посвятивший свою жизнь изучению одаренности, сформулировал несколько важных советов для родителей, которые заметили одаренность своего ребенка: "Не ставьте своего ребенка в положение вундеркинда. Не заставляйте выставлять себя на показ. Позвольте ему нормально общаться в играх. Поощряйте его хобби. Предлагайте лучшие книги, но помните, что книги - это еще не все". К этим советам стоит прислушаться.

Мы много говорим о подготовке детей к школе, но с началом учебы первоклашке требуется ничуть не меньше внимания. Как помочь ему в первые школьные месяцы?

Марьяна Безруких: Скажу так: чем меньше у ребенка негативного опыта предшкольного обучения, тем легче проходит адаптация в школе. Все зависит от того, насколько адекватной была подготовка, не переусердствовали ли родители и воспитатели. Ведь сегодня редкая семья не включена в эту гонку: кружки, секции, курсы. Есть даже дошкольный университет. При этом не так важно, что ребенок умеет уже считать и читать: на длинной дистанции школьного обучения выигрывает, как правило, тот, кто хочет учиться, у кого нет страха ошибки.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Специалисты различают физиологическую адаптацию - к новому ритму жизни, режиму, нагрузкам и психологическую - к новой роли ученика, к сверстникам, к новым правилам поведения. Многое здесь зависит от учителя, его умения сделать учебу интересной, увлекательной и результативной. Ведь мотивация учиться поддерживается двумя факторами - "интересно" и "получается". Есть несколько простых правил, облегчающих адаптацию детей в школе: рациональный режим, полноценный сон (10-11 часов), активный отдых: 1,5-2 часа, и лучше - на воздухе, здоровое питание, отсутствие перегрузок - в первые полгода лучше бы обойтись без дополнительных занятий. И главное - спокойные, улыбающиеся взрослые рядом.

Как понять, что ребенку сложно в школе?

Марьяна Безруких: Чаще всего это нарушение концентрации внимания, резкое снижение работоспособности: только сел за уроки, уже устал. Вялость, сонливость или, наоборот, чрезмерное возбуждение. Вообще, первые месяцы в школе должны быть "вводным курсом", чтобы ребенок освоился в пространстве класса, в смене видов деятельности, в требованиях учителя, темпе работы и во многом другом. Кстати, физиологическая адаптация продолжается 1,5-2 месяца, а не несколько дней, как думают многие. А у часто болеющих детей или имеющих особенности развития, может затянуться на полгода, а то и на год. Психологическая адаптация чуть короче - 3-4 недели. Но есть дети, для которых и этот процесс проходит очень сложно.

В первый класс берут с 6,5 лет. Это оптимальный возраст?

Марьяна Безруких: Он обозначен как нижний порог поступления в первый класс. Но примерно для трети детей этого возраста школьные нагрузки еще чрезмерны: у них недостаточно сформирована речь, моторика, внимание, память. Это подтверждает большое исследование, которое проводится сейчас в Институте возрастной физиологии РАО. Таким детям стоит начинать обучение в семь, а то и в восемь лет. Закон это допускает.

Одно время была очень популярна книга японца Масару Ибука "После трех уже поздно": о том, что все самое важное формируется в ребенке до трех лет. Не успели - не видать вам гения, вырастет неуч и маргинал. Миф?

Марьяна Безруких: Эта книга в нашей стране по-прежнему бестселлер, но стоит понимать: она была написана почти полвека тому назад. Научные представления о развитии ребенка с тех пор кардинально изменились. В дошкольном возрасте действительно идет интенсивное развитие мозга и всех познавательных процессов, и это, конечно же, не прекращается в три года. Наоборот: возможности мозга к постижению нового расширяются. А значит, после трех совсем не поздно. Именно после трех лет у ребенка формируются познавательные интересы, развивается эмоциональный интеллект. Более того, развитие мозга продолжается. до 25 лет.

Действительные гении рождаются редко. Отличительная особенность гения - непреодолимое стремление заниматься своим делом

Эксперты утверждают: после летних каникул и при переходе из начальной школы в основную сильно проседает качество подготовки детей, они как будто теряют интерес к учебе. Как действовать родителям и учителям?

Марьяна Безруких: В пятом классе не только сильно меняется организация учебного процесса. У детей в этом возрасте начинается один из самых сложных периодов развития - период полового созревания. Перестройки, которые происходят в организме ребенка, и прежде всего в его мозге, влекут проблемы с вниманием, памятью и т.д. Многие дети скатываются на "тройки". А взрослые считают, что ребенок просто ленится, не хочет "постараться". Результат - конфликты, скандалы. А подросткам в этот период как воздух нужна поддержка.

Что касается летних каникул, то после любого длительного перерыва в учебе организм вынужден привыкать заново. И адаптация здесь может занять 3-4 недели.

Так может быть, первый месяц после лета, например, не задавать домашних заданий? Или нужно сразу включаться в ритм?

Марьяна Безруких: Вы правы. Такие рекомендации - по постепенному включению детей в режим учебных нагрузок - существуют для первоклассников. Это и сокращенные уроки, и отсутствие домашних заданий, и запрет на отметки. Но все мы знаем, как эти рекомендации соблюдаются. Причем ни для кого не секрет, что в первые недели детей любого возраста "не собрать": они словно забыли все, чему их учили. И тем не менее каждый год одно и то же. Что имеем? Так называемые академические достижения детей незначительны, все приходится изучать и отрабатывать заново, а физическое и психологическое напряжение только осложняет и удлиняет период адаптации.

Вопрос домашних заданий - родительская боль. В начальной школе их быть не должно, но они есть. На выходные - задают. На лето - список книг. Какая вообще допустима домашняя нагрузка?

Марьяна Безруких: Действительно, "битва за домашку" - настоящие подвиги родителей, полностью погруженных в процесс, и настоящие страдания детей. Требование работать без домашних заданий в первом классе не случайно: задания лучше выполнять, если рядом есть взрослый, который может объяснить, подсказать. И лучше, если объяснение будет таким же, какое дает учитель. Но редкий родитель так сможет. В итоге у взрослого - раздражение, у ребенка - непонимание, потому что "Марьиванна объясняла не так". Слезы, крик. Кроме того, домашку чаще всего делают вечером, когда работоспособность ребенка на нуле. Можно отдельно обсуждать постоянно растущий объем домашних заданий, можно ссылаться на программы, стандарты, но причина только одна: неэффективная работа в классе.

Почему так происходит?

Марьяна Безруких: Это проблема функциональной грамотности, квалификации педагога и умения организовать процесс обучения. К сожалению современный педагог мало знает о функциональных особенностях работы мозга ребенка. Я говорю это с полной ответственностью, опираясь на большое исследование среди более 60 тысяч педагогов в 15 регионах страны, которое мы провели в прошлом году. Оказалось: больше 90% педагогов руководствуются не современными данными о развитии и деятельности мозга, а "нейромифами". Неудивительно: курс возрастной физиологии, который может дать эти знания, сначала постоянно сокращался, а теперь и вовсе исчез из перечня обязательных дисциплин в подготовке педагогов. А это аналогично исключению курса анатомии из подготовки врача.


Марьяна Безруких: Первые месяцы в школе должны быть "вводным курсом", чтобы ребенок мог освоиться. Фото: Аркадий Колыбалов

Как заставить ребенка делать домашку?

Марьяна Безруких: Заставить ребенка что-то делать можно только высокой ценой напряжения, физического и психического здоровья. К сожалению, многих родителей и педагогов это не пугает и не останавливает, так как результаты видны не сразу. Хотя иногда бывает и сразу, но кто же связывает частые ОРВИ с неадекватными требованиями в школе? А вот заинтересовать и правильно организовать выполнение домашних заданий можно. Правила выполнения домашних заданий совсем не сложны. Оптимальное время для их выполнения - с 15 до 17 часов. Продолжительность одного "блока" работы - 15-20 минут, затем - короткий перерыв на 5-7 минут: можно сделать разминку, выпить сока или съесть половинку яблока.

Читайте также: