Живая и неживая природа начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели деятельности педагога: познакомить с целями и задачами нового раздела; формировать представление о неживой и живой природе; научить различать объекты неживой и живой природы; раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.

Метапредметные УУД:

  • регулятивные (уметь ставить цели и уметь их планировать)
  • коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала)
  • познавательные (устанавливать связи между неживой и живой природой)

Ресурсы:

  • основные: учебник, рабочая тетрадь.
  • дополнительные: раздаточный материал для групп;
  • сигнальные карточки;

Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование: тест (для каждого ребёнка на отдельном листе); у учащихся – цветные карандаши, цветные фишки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.

Цель для учащихся: соблюдать правила поведения на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.

Цель для учащихся: повторить знания полученные на прошлом уроке.

– Приведите примеры того, что создано руками человека.

– Что создано природой?

– Какое отношение к природе можно назвать плохим?

Тест

(Выдаётся на отдельных листах.)

1) Укажите, что сделано руками человека.

а) облако; г) трава;

б) космический корабль; д) воробей;

2) Укажите, что не сделано руками человека.

3) Какое утверждение верно?

а) Природой называется всё то, что окружает человека.

б) Природой называется всё то, что сделано руками человека.

в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.

4) Укажите объекты природы.

а) шкаф; ж) телефон;

в) стекло; и) троллейбус;

г) обувь; к) речной песок;

д) воздух; л) песок сахарный.

3. Изучение нового материала.

3.1 Мотивация учебной деятельности.

Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.

Цель для учащихся: узнают какая бывает природа; научатся классифицировать объекты по существенным признакам.

Метод: объяснительный, работа с учебником, практический

– Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу.

– Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Дети читают цели и задачи изучения раздела.

– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей)

– Отгадайте загадки Муравьишки.

(Учитель записывает отгадки на доске)

– Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)

– У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)

– Ходит, спесь надуваючи. (Индюк)

– Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)

– По синему морю белые гуси плывут. (Облака)

– И тонок, и долог, а сядет – в траве его не видать. (Дождь)

– Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

– На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз.)

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)

– Прочитайте тему урока на странице 24. (Неживая и живая природа.)

– Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке? (Ответы детей.)

– Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.

3.2 Работа по теме урока.

– С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.

В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Вспомним их.

В результате обсуждения на доске появляется схема:

Живая природа

Растёт

Умирает

Питается

Дышит

Приносит потомство

Практическая работа. Работа по учебнику.

– Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?

Заслушиваются ответы детей.

– Возьмите фишки синего и зелёного цветов. Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.

Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

(Вариант 1 подчёркивает объекты живой природы, вариант 2 – объекты неживой природы. Проверка в парах.)

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? (Ответы детей)

4. Физкультурная минутка.

– Представьте, что вы – осенние листочки, и давайте поиграем!

Мы осенние листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

5. Закрепление учебного материала.

Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать самостоятельную работу; организовать взаимопроверку.

На прошлом уроке мы говорили, что существуют предметы природы и предметы, сделанные руками человека. То, что сделано человеком, не относится к природе. На какие 3 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (живая и неживая природа, предметы, сделанные человеком.)

Учитель раздаёт детям карточки синего и зелёного цветов.

– Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную.

Учитель называет 10 – 15 предметов.

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.

Карточка 1.

Что относится к природе?

А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;

Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;

В) солнце, земля, воздух, вода, растения, грибы, животные, человек – всё это природа.

Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

Карточка 2.

Что относится неживой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

Приведи примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

Карточка 3.

Что относится к живой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.

Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

(Проверить правильность выполненной работы)

Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.

6. Систематизация знаний.

Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку; учить работать в парах.

Цели для учащихся: систематизировать свои знания, полученные на уроке; учиться работать в паре.

Метод: работа с учебником, действенный, объяснительный.

– А теперь работаем в парах. Выполняем задания в рабочей тетради.

Ученики исправляют ошибки, допущенные авторами, затем проверяют работы друг друга.

– Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, связаны между собой как-то эти группы?

В природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?

Рассмотрите схему на странице 27. Что обозначают стрелки на этой схеме?

Прочитаем вывод под схемой. Между собой связаны предметы неживой и живой природы.

Рассмотрите рисунки на странице 26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.

7. Итог урока.

Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.

Цели для учеников: зафиксировать новое содержание урока; дать самооценку своим знаниям.

– Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? В чём испытывали затруднения?

Цель: Дать учащимся элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Задачи: расширить первоначальное представление о живой и неживой природе, определить их взаимодействие; развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

  • Иллюстрации предметов, созданных трудом человека
  • Карточки с картинками живой природы
  • Карточки с картинками неживой природы
  • диски с записью голосов птиц.

Уч-ся должны уметь:

– Объяснять понятия и отвечать на вопросы – Сравнивать и делать выводы – Определять по определенным признакам виды природы

1. Организационный момент.

– Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность
А поможет все узнать наша наблюдательность.

– Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

– Ребята улыбнитесь друг другу.

2. Работа над новой темой.

- Ребята мы часто с вами произносим такую фразу: “Какая природа, какая красота!” или “Я был на природе”.
- А что такое природа?

- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос.
- Посмотрите на доске различные картинки, на какие группы можно их разделить?

У доски дети делят картинки на группы и объясняют, по какому признаку их разделили.

- Что сделал человек?
- Что сделала природа?

- 1 группа – зонт, мяч, книга. (Сделал человек)
- 2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево. (Сделано природой).

- Сейчас мы уберем то, что сделал человек, но оставим то, что сделала природа. Подумайте, на какие ещё две группы их можно разделить. (На доске крепим картинки по группам живое и неживое )
- Живое: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
- Неживое: камни, звезды, вода, солнце, сосулька.

- Сегодня мы будем изучать, что такое живая и неживая природа.

Учитель подводит детей к тому, чтобы они сами ответили, что такое природа.

Живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться. Человек, животные, растения — это объекты живой природы.

Живая природа.jpg

К объектам неживой природы относятся воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце.

Живые существа связаны с объектами неживой природой и не могут без них жить. От Солнца всё живое получает тепло и свет. Для жизни живым организмам нужны пища, вода, воздух. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.

Автор: Полнякова Татьяна Юрьевна

Организация: МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М.Языкова

Населенный пункт: р.п.Языково

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.

Метапредметные УУД:

  • регулятивные (уметь ставить цели и уметь их планировать)
  • коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала)
  • познавательные (устанавливать связи между неживой и живой природой)

Ресурсы:

  • основные: учебник, рабочая тетрадь.
  • дополнительные: раздаточный материал для групп;
  • сигнальные карточки;

Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование: у учителя карточки со словами, у учеников карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.

Ребята, улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка, как солнышко всегда дарит человеку только хорошее настроение. А значит, у нас всё поучится.

2.Целеполагание .

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг ….ПРИРОДА

Тема нашего урока так и называется неживая и живая природа.

Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? О чем бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться?

Узнать, что относится к живой и неживой природе?

Научиться различать объекты живой и неживой природы.

А ещё мы будем учиться находить связи между живой и неживой природой.

3. Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.

Ребята, что такое природа? (это то, что окружает нас вокруг, но не создано руками человека.)

облако, космический корабль, трава, воробей

Почему? (корабль сделан руками человека)

Стол, стул, парта, дерево, машина

(Дерево создано природой)

Камень, солнце, дом, вода, воздух.

– Приведите примеры того, что создано руками человека.

– Что создано природой?

Молодцы, справились с заданием.

4. Изучение нового материала.

Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.

С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.

  1. Работа с иллюстрациями учебника стр. 33 (в паре)

Я предлагаю поработать в паре и рассмотреть фотографии, которые сделали наши друзья из учебника окружающий мир Серёжа и Надя на стр. 32-33 . На какие две группы можно разделить объекты природы , изображенные на них ? (по признакам живое и неживое)

Что вы относите к группе ЖИВОЕ? (Медведь, бабочка, дерево)

По каким признакам Вы отнесли эти объекты к живой природе? ( Они рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)

Скажите, а растения дышат? .(Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, который необходим нам для дыхания. Чем больше растений вокруг, тем лучше нам дышится.)А что мы можем сделать для того. чтобы в классе воздух был чистым?

А вот движение, это не признак живой природы

А какие объекты Вы отнесли к неживой природе? (солнце, камень, сосульки, облака)

По каким признакам Вы отнесли эти объекты к неживой природе? (они созданы природой, но не дышат, не питаются, не размножаются. не умирают)

Ребята, мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Неживая природа и живая природа.

Давайте прочитаем об этом на стр. 33.

3)Составление схемы из опорных слов

Предлагаю составить на доске схему из опорных слов. (Дети работают у доски)

-Что же мы относим к объектам неживой природы.(Солнце. звёзды, вода , воздух, камни)

-Что вы относите к объектам живой природы?(человек, растения. животные , грибы).(ученики работают у доски)

Каковы же главные признаки отличия живых организмов о неживых тел? (питание. рост, дыхание. размножение)

5.Физминутка

Игра на внимание. Я называю слово, если оно называет объект живой природы, то вы прыгаете, если и если слово обозначает объект неживой природы, то вы поднимаете руки высоко.

Ученик. Солнце, кошка, горы, льдина, кенгуру, облако, ветер, цветок, дождь, щука.

6.Практическая работа. Работа по учебнику.

Молодцы ребята, отдохнули и правильно определили объекты неживой и живой природы.

А Как вы думаете , связаны ли между собой объекты живой и неживой природы?

Я предлагаю поработать с учебником на стр. 34.Прочитаем задание. Рассмотрите иллюстрации и дайте обоснованный ответ

Как ответим на вопрос: Может ли существовать живая природа без неживой?

Правильно, в природе всё связано друг с другом.

Рассмотрите схему на странице 35.

Что обозначают стрелки на этой схеме?

( Обозначают связи между неживой и живой природой. )

Вспомните, что необходимо человеку, растениям и животным для жизни?(солнце. воздух, вода)

Живые существа не могут жить без неживой природы.

Солнце -источник света и тепла для всего живого на земле, также всем живым существам нужен воздух, чтобы дышать, нужна вода, чтобы питаться.

– Проверьте свои выводы. Прочитайте текст под схемой.

Между собой связаны предметы неживой и живой природы. Живые существа также влияют на жизнь друг друга.

-Ребята, а как вы думаете, а неживая природа может обойтись без живой природы? (может)

Так как же должен поступать человек, чтобы сохранить жизнь на земле? (сохранять и неживую природу. Не загрязнять воздух, не загрязнять реки, экономно использовать природные богатства, чтобы после нас жизнь на земле продолжалась и для других живых организмов.)

7. Закрепление учебного материала.

Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать групповую работу; организовать взаимопроверку.

А сейчас вы поработаете в группах и выполните задание . Но помним о правилах работы в группах.

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.

Карточка 1.

Что относится к природе?

А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;

Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;

В) солнце, земля, воздух, вода, растения, грибы, животные, человек – всё это природа.

Карточка 2.

Что относится неживой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

Карточка 3.

Что относится к живой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.

(Проверить правильность выполненной работы)

Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.

– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы?

(Они рождаются, растут ,дышат, питаются ,размножаются , умирают)

8. Систематизация знаний.

Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку;

Наступило время проверить свои знания. Работаем по вариантам на листочках.

1 вариант подчёркивает слова, которые обозначают объекты живой природы

2 вариант подчёркивает слова, которые обозначают объекты неживой природы.

Ель, льдина, кактус, почва, комар, глина, ландыш, сосульки, заяц, горы

9.Домашнее задание.

Молодцы, наш урок подходит к концу. Дома вы работаете с учебником стр. 32-35и рисуете три объекта живой или неживой природы на ваш выбор.

7. Итог урока и рефлексия учебной деятельности.

Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.

Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? Мы достигли поставленных целей? Благодаря чему? (дружной работе)

Поднимите руку те, кто испытывал затруднения в работе. В чём испытывали затруднения?

Оцените свою работу. Кто может похвалить себя за работу и за что?(ответы детей)

А с каким настроением вы завершаете урок. Кто выберет солнышко. А кто тучку.

Мне было очень приятно с вами работать.

Читайте также: