Положение об индивидуально групповых занятиях в школе

Обновлено: 02.07.2024

Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

ВложениеРазмер
polozhenie_korrabota_krem_sosh.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Кременкульская СОШ

МОУ Кременкульская СОШ

___________________ Харисова Л.С.

№ _________ от _________

об индивидуальных и групповых

проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах в

МОУ Кременкульской СОШ

с.Кременкуль, 2017 г.

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; в ред.приказов от 17 декабря 2010г № 1897);

1.2. Коррекционная работа в школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.

  1. Коррекционная работа начального общего образования и основного общего образования должна обеспечивать:

- создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

- дальнейшую социализацию, адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в школе.

  1. Цели коррекционной работы
  1. Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).
  1. Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
  1. Задачи коррекционной работы
  1. Выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, при освоения ими основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
  2. Определение особенностей организации образовательного процесса и условие интеграции для указанной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
  3. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, учебных планов, организация индивидуальных или групповых занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизни.
  6. Развитие коммуникативной компетенций, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников.
  7. Реализация комплексной системы мер по социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Принципы, определяющие содержание коррекционной работы в школе
  1. Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе ребенка от одного образовательного уровня к другому, обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
  2. Соблюдение интересов ребенка.
  3. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития в обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность обучения и помощи в развитии.
  5. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  6. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные образовательные организации, классы.
  1. Направления коррекционной работы
  1. Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание:
  • диагностическое,
  • коррекционно-развивающее,
  • консультативное,
  • информационно-просветительское.
  1. Диагностическая работа включает:

- выявление основных образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей учащегося;

- изучение социальной ситуации и условий семейного воспитания ребенка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;

- системный разносторонний контроль за уровнем динамикой развития ребенка.

5.3 Коррекционно-развивающая работа включает:

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации образовательного процесса;

- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

- развитие универсальных учебных действий в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, образовательной основной программой основного общего образования;

- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетентности;

- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях.

5.4 Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование педагогов специалистами по организации коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;

- консультативную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизическими особенностями.

5.5 Информационно-просветительская работа включает:

- информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Механизмы реализации коррекционной работы.
  1. Коррекционная работа на этапах освоения основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования может реализовываться школой как совместно с другими образовательными организациями так и самостоятельно (при наличии соответствующих ресурсов).
  1. Условия реализации коррекционной работы.
  1. Коррекционная работа может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. К формам получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья относятся: обучение в общеобразовательном классе, коррекционном классе, интегрированном классе, по общеобразовательной программе или по индивидуальной программе, обучение на дому или дистанционно.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение реализации коррекционной работы в образовательном учреждении включает:

- оптимальный режим учебных нагрузок;

- психолого-педагогические условия (учет индивидуальных особенностей учащегося, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий, повышение эффективности образовательного процесса);

- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особенности и потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуализация обучения с учетом специфики нарушения здоровья детей);

- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных мероприятиях;

- развитие системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

7.4. В процессе реализации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы психолого-педагогической направленности, диагностический и психолого-педагогический инструментарий, необходимы для осуществления профессиональной деятельности педагога, учителя-логопеда, дефектолога, социального педагога.

7.5 В случае обучения детей по индивидуальному учебному плану, с учетом особенностей здоровья, целесообразным является использование специальных коррекционных программ, учебников и учебных пособий для специальных образовательных организаций соответствующего вида.

7.6 Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.

7.7 Педагогический работник образовательного учреждения, реализующий коррекционную работу, должен иметь четкое представление об особенностях психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного процессов.

7.8 Педагогический работник, реализующий коррекционную работу, обязан проходить курсы повышения квалификации.

7.9 Материально-техническое обеспечение реализации коррекционной работы в ОУ заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы.

7.10 Создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, наглядным пособиям, мультимедийными и видео материалам.

8. Контроль за индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями.

8.2. Обязанности по контролю за организацией и проведением индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий возлагаются на заместителей директора по УВР.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о посещении необязательных занятий (об элективных курсах, факультативных и индивидуально-групповых занятиях)

1. Общие положения



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

2. Факультативные занятия

2.1. Факультативные занятия — это одна из форм образовательной деятельности в школе.
2.2. Факультативные занятия имеют целью углубление и расширение общеобразовательных знаний, образовательных компонентов инвариантной части (обязательной части) учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также создание условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся, совершенствования их способов образовательной деятельности, формирования разного рода компетенций. Их деятельность дает обучающимся возможность:

  • дополнить, углубить свои знания и умения по предмету;
  • развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно приобретать, применять знания, наблюдать и объяснять природные и общественные явления;
  • развивать творческие способности;
  • подготовиться к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

2.3.
2.3.1. Факультативные занятия не являются обязательными для обучающихся и организуются по тем предметам и направлениям, которые выбрали они из предложенного перечня.
2.3.2. Перечень факультативных занятий на каждый год формируется исходя из запросов обучающихся, родителей (законных представителей) и наличия реальных возможностей школы.
2.3.3. В группы для проведения факультативных занятий зачисляются обучающиеся с 5 по 8 класс на принципах добровольности.
2.3.4. Группы для проведения факультативных занятий комплектуются из одного или параллельных классов и являются группами постоянного состава.
2.3.5. Занятия по факультативным курсам, выходящим за рамки учебных предметов, входящих в учебный план, могут проводиться с обучающимися различных классов.
2.3.6. Число групп для факультативных занятий определяется в пределах общего количества часов на эти занятия, устанавливаемых в школе на основе действующего учебного плана.
2.3.7. При комплектовании групп для изучения факультативов не допускается проведение отборочных испытаний.
2.3.8. Зачисление обучающихся в группы для проведения факультативных занятий производится учителем, ведущим занятие, на основании заявления родителей (законных представителей).
2.3.9. Факультативные занятия ведут учителя школы или приглашенные специалисты, имеющие соответствующую подготовку в данной образовательной области.
2.3.10. Каждый учитель, ведущий факультативные занятия, должен иметь рабочую программу, которая включает в себя следующие структурные элементы:

  • Титульный лист (название программы).
  • Пояснительная записка.
  • Учебно-тематический план.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
  • Список литературы.

2.4.
2.4.1. Факультативный курс может быть рассчитан не менее чем на 17 часов. (0,5 час в неделю в течение года).
2.4.2. Часы, выделяемые на факультативные занятия, входят в объем предельно допустимой учебной нагрузки обучающегося.
2.4.3. Занятия проводятся во внеурочное время согласно расписанию, утвержденному директором школы, не ранее, чем через 45 минут после последнего урока обязательных занятий.
2.4.4. При проведении факультативных занятий используются различные формы, методы обучения и виды образовательной деятельности обучающихся, например, лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, рефераты, доклады и др.
2.4.5. Выставление оценок по итогам работы обучающихся на факультативных занятиях в журнал не предусмотрено.
2.5.
2.5.1. Для фиксирования проведенных факультативных занятий, их содержания, посещаемости обучающихся учителем ведется журнал факультативных занятий.
2.5.2. В журнале указываются следующие данные:

2.5.3 Данный журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

3. Элективные курсы

3.1. Элективные курсы (курсы по выбору) составляют компонент образовательной организации учебного плана школы и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной подготовке.
3.2.
3.2.1. Элективные курсы, являются курсами по выбору обучающихся для обязательного их посещения и организуются по тем предметам и направлениям, которые выбрали они из предложенного перечня.
3.2.2. Перечень элективных курсов на каждый год формируется исходя из запросов обучающихся, родителей (законных представителей) и наличия реальных возможностей школы.
3.2.3. В группы для проведения элективных курсов зачисляются обучающиеся 9-11 классов на основании личного заявления.
3.2.4. Число групп для реализации программ элективных курсов определяется в пределах общего количества часов в части, формируемой участниками образовательной деятельности, действующего учебного плана.
3.2.5. Зачисление обучающихся в группы элективных курсов производится учителем, ведущим элективный курс.
3.3.
3.3.1. По продолжительности элективные курсы могут быть рассчитаны не менее чем на 34 часа (1 час в неделю в течение года). Часы, выделяемые на элективные курсы, входят в объем предельно допустимой учебной нагрузки обучающегося.
3.3.2. Элективные курсы не входят в основное расписание. Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному директором школы, не ранее, чем через 45 минут после последнего урока обязательных занятий.
3.3.3. По каждому элективному курсу используются типовые программы элективных курсов Министерства просвещения Российской Федерации, программы элективных курсов, относящиеся к авторским педагогическим разработкам различных видов, на основании которых составляется рабочая программа элективного курса на учебный год. Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для изучения.
3.3.4. При проведении элективных курсов используются различные формы, методы обучения и виды образовательной деятельности обучающихся, например, лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, рефераты, доклады и др.
3.4.
3.4.1 Обучающийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов в объеме, определенном учебным планом.
3.4.2. Обучающийся имеет право сменить заявленный элективный курс на другой в конце I полугодия.
3.4.3. Объём учебной нагрузки обучающегося в неделю не должен превышать максимально допустимый (согласно учебному плану).
3.5.
3.5.1. Учитель несёт ответственность за выполнение программы элективного курса: реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы.
3.5.2. Учитель несёт ответственность за ведение документации, своевременность и правильность отчетов по прохождению программы элективного курса.
3.5.3. Учитель отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение элективного курса обучающимися, которые выбрали соответствующий курс.
3.6.
3.6.1. Для фиксирования проведенных занятий элективных курсов, их содержания, посещаемости обучающихся учителем ведется журнал элективных курсов.
3.6.2. В журнале указываются следующие данные:

3.6.3. Данный журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

4. Индивидуально-групповые занятия

4.1. Индивидуально-групповые занятия обеспечивают общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, а также реализуют их право на поддержку обучающихся, имеющих длительные перерывы в обучении, физически ослабленных и часто болеющих детей; высокомотивированных обучающихся, проявивших успехи и значительные способности в изучении того или иного предмета, занимающихся научно-исследовательской работой.
4.2.
4.2.1 Вид индивидуально-групповых занятий определяется ежегодно, исходя из потребностей обучающихся, их родителей и учителей.
4.2.2. В соответствии с целями на индивидуально-групповых занятиях могут быть реализованы следующие виды деятельности: работа с обучающимися, нуждающимися в коррекции знаний; работа с обучающимися с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом, обучение научно- исследовательской и проектной деятельности, подготовка победителей и призёров предметных олимпиад и конкурсов различного уровня.
4.3.
4.3.1. Индивидуально-групповые занятия не являются обязательными.
4.3.2. Организуются в соответствии с учебным планом в рамках предельно допустимой учебной нагрузки.
4.3.3. Индивидуально-групповые занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором школы, после уроков с обязательным перерывом от основного расписания не менее 45 минут.
4.3.4. Индивидуально-групповые занятия проводятся в учебном кабинете или другом специальном месте, отвечающем санитарным нормам образовательного процесса.
4.3.5. Для проведения занятий группы комплектуются из обучающихся одного или параллельных классов.
4.3.6. Зачисление обучающихся производится учителем, ведущим предмет, самостоятельно, учитывая заинтересованность обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.3.7. Список группы с постоянным составом обучающихся фиксируется в журнале индивидуально-групповых занятий, где записывается тема занятий, дата занятий и отмечаются отсутствующие (н).
4.3.8. В случае привлечения обучающихся нескольких классов, а также формирования группы со сменным составом обучающихся, список обучающихся фиксируется в журнале индивидуально-групповых, где записывается тема занятий, дата занятий и отмечаются отсутствующие.
4.4.
4.4.1. При организации индивидуально-групповых занятий с постоянным составом обучающихся учитель разрабатывает рабочую программу в соответствии с требованиями к рабочей программе курса внеурочной деятельности. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждается директором школы.
4.4.2. При организации индивидуально-групповых со сменным составом обучающихся учитель составляет тематический план занятий на учебный год. План согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждается директором школы.
4.4.3. В течение учебного года допускается корректировка рабочей программы или тематического плана при условии согласования с администрацией школы.
4.4. В качестве учебной литературы для проведения индивидуально групповых занятий могут быть использованы учебные пособия, научно- популярная литература, справочные издания и другая методическая литература.
4.4.5. Учитель самостоятельно выбирает формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и др.
4.5.
4.5.1. Индивидуально групповые занятия не оцениваются. Учитель имеет право в ходе занятий оценивать работы обучающихся и переносить (учитывая мнение обучающегося) отметки в классный журнал.

5. Руководство и контроль

5.1. Руководство и контроль за организацией и содержанием занятий элективных курсов, факультативов и индивидуально-групповых занятий осуществляет директор школы и его заместитель, курирующий данное направление.
5.2. Журналы элективных, факультативных курсов, индивидуально-групповых занятий хранятся у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, проверяется администрацией согласно плану внутришкольного контроля.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение о об элективных курсах, факультативных и индивидуально-групповых занятиях в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение о посещении необязательных занятий принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

Читайте также: