Положение о сетевом взаимодействии школы и детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. О значимости и сложности периода, связанного с переходом в школу, в отечественной психолого-педагогической литературе говорили Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Холмовский, И.В. Дубровина. Исследователи утверждают взаимосвязь между целенаправленной работой по осуществлению преемственности и уровнем готовности детей к школе. Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г. Гегеля, Э.А. Баллера, В.Т. Мещерякова и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К. Бабанский, Ш.И. Ганелин, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, В.К. Кудрявцев, Э.М. Кузьмина, В.Н. Максимова, В.Э. Татарин, Д.П. Эльконин и др.)

Преемственность как философская категория используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизмененных в соответствии с новыми условиями определенных черт, сторон, предшествующей стадии развивающего объекта в его новую стадию и образование его устаревших черт, сторон, несоответствующих уже новой обстановке.

Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связь школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и др.

В “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.

В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому что нет работы между начальной школой и ДОУ, а потому, что нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Отталкиваясь от современной трактовки понятия “преемственность”, которое сегодня характеризуется более широко - как “непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода”, можно выделить ведущие дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой обозначены важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный [1]. Одним из путей организации эффективного взаимодействия по обеспечению преемственности является сетевое взаимодействие дошкольного учреждения и школы. Сетевая модель позволяет создать единое образовательное пространство, в котором каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Понятия: сеть, партнерство, сетевое взаимодействие, сетевые эффекты получили сегодня широкое распространение в педагогической практике.

Анализируя понятие “сеть”, “сетевое”, нельзя не обратиться к работам социолога М.М. Чучкевича, давшего определение сетевой организации и описавшего ее основные характеристики. М.М. Чучкевич считает, что сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [2]. Нельзя не согласиться с основными характеристиками сетевой организации, выделенными М.М.Чучкевичем:

Объединяющая цель - в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети - конкурентного сотрудничества. Оно строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами. Относительно независимая организация вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне ее поля деятельности.

Множественность уровней взаимодействия - совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. В этой связи и появляется множественность уровней общения, поскольку каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней.

Добровольность связей - принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости ее членов. Подразумевается, что сотрудники организации, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.

Независимость членов сети - представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат.

Множественность лидеров - понятие лидерства в сети не совпадает с привычными представлениями о нем в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевом сообществе - это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей.

В практической педагогике начало использования термина “сетевой” относится к последней четверти 20 века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику Ю.А. Конаржевским. А.И. Адамский применительно к сфере образования выделил следующие характеристики сетевого взаимодействия. В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а “персона” (актор) и “событие” (артефакт).

Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент - “событие” - предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими, таким образом, об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие ОУ, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического, функционирующего в современной системе образования, так как нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети ОУ [3].

В настоящее время всё большее развитие получает сетевое взаимодействие, осуществляемое между различными учебными структурами: “сад-школа”, “школа-школа”, “школа-ВУЗ” и другие. Такое взаимодействие позволит каждому участнику образовательного процесса лучше ориентироваться в тех важных изменениях, которые касаются учебных программ, дополнительных образовательных услуг, предпрофильного и профильного обучения, взаимодействия с различными ВУЗами страны.

Цель сетевого взаимодействия “ДОУ – школа”: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения. Преемственность рассматривается как непрерывный двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребёнка и инициатор координатор взаимодействия.

Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.

В целом схема организации сетевого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы может быть следующей:
1. Сбор и анализ информации о возможностях образовательных учреждений по обеспечению преемственности.
2. Заключение договора о сотрудничестве между участниками сетевого взаимодействия создание органа, управляющего взаимодействием между участниками сети (например, координационного совета).

3. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.

4. Осуществление образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.

  • обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе
  • формирование у старших дошкольников основы умения учиться
  • создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе
  • создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения
  • способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья
  • обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.

Сетевая модель взаимодействия “дошкольное образовательное учреждение – школа” позволяет охватить все основные аспекты преемственности дошкольного и начального звена:

Целевая преемственность обеспечивается согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

Содержательная преемственность обеспечивается созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников.

С целью выравнивания стартовых возможностей детей 6,5 и 7 лет на этапе их перехода к обучению применяется Программа коррекционно – развивающей работы с детьми 5-5,5 лет, которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с “зоной ближайшего развития”.

Технологическая преемственность обеспечивается отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. Вырабатываются и соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов.

Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой эмоционально-положительное общение. Администрацией и педагогами – психологами детского сада и школы согласовываются нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения.

Управленческая и структурно-организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: мини-педсоветов, Круглых столов, семинаров-практикумов, совместных заседаний психолого-медико-педагогических консилиумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий, работы субботней школы, организации шефской помощи школа – дошкольное общеобразовательное учреждение.

Таким образом, идея сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и школ находит место в реальном пространстве, выступая системосвязующим фактором обеспечения преемственности в обучении и воспитании.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что: сетевое взаимодействие открывает широкие возможности для обеспечения процесса преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования.

1.2. Данное положение регулирует деятельность образовательных учреждений, входящих в сеть, учитывая количество, типы и виды образовательных учреждений, число обучающихся, а также иных административных, экономических, демографических, социальных и культурных особенностей, влияющих на организацию образования, в территории. Границы сети не обязательно должны совпадать с административно-территориальными границами.

1.3. Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина обеспечивающих возможность ученикам школ-партнеров осваивать образовательные программы

1.4. Основными функциями сети являются:

1. Аналитическая функция:

- анализ потребностей рынка труду;

- анализ запросов потребителей образовательных услуг;

- анализ образовательной структуры сетевого взаимодействия.

2. Организационная функция:

- организация сетевого взаимодействия, координация деятельности объектов сети;

- организация обмена ресурсами (кадровые, информационные, научно-технические, учебно-методические);

- организация движения учащихся в рамках образовательных маршрутов.

3. Информационная функция:

- организация информационных потоков внутри сети (для руководителей ОУ, учащихся, родителей, педагогов);

- организация рекламной деятельности (дни открытых дверей, открытый микрофон, презентация курсов, ярмарка, использование средств массовой информации, различных виды уличной рекламы);

1.5. Для организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений необходимыми условиями являются:

- наличие нормативно - правовой базы регулирования правоотношений участников сети;

- договорные формы правоотношений между участниками сети:

- возможность осуществления перемещений учащихся и учителей образовательных учреждений, входящих в сеть;

- экономическая эффективность сетевого взаимодействия.

2. Цели и задачи

2.1. Обеспечение качественного образования, социализация и адаптация обучающихся к условиям современной жизни путем формирования сетевой модели обучения.

2.2. Обеспечение доступности качественного образования обучающихся, удовлетворяющего потребности социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых информационно-коммуникационных и педагогических технологий.

2.3. Обновление содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах сетевой организации и маркетинга.

3. Нормативно-правовые акты, регулирующие сетевое взаимодействие образовательных учреждений в рамках организации предпрофильной подготовки

3.1.Организация сетевое взаимодействие предпрофильной подготовки руководствуется в своей деятельности федеральным, региональном законодательством, , настоящим Положением, Уставами ОУ, входящих в сетевое взаимодействие образовательных учреждений в рамках организации предпрофильной подготовки, а также договорами, заключенными между образовательными учреждениями, входящими в сеть.

3.2.Правовой основой сетевого взаимодействия участников сети являются:

- договор между организациями – участниками сетевой формы;

- совместная разработка и утверждение несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ;

- комплекты локальных актов, обеспечивающих регулирование всех деталей образовательного процесса в рамках сетевого обучения.

По своему статусу договор имеет гражданско-правовую природу, т. к. заключается между обособленными субъектами, обладающими юридически равным положением, автономной волей, организационной и имущественной самостоятельностью.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ предпрофильной подготовки указываются:

1. вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2. статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

3. условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4. выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5. срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

3.3. При заключении договоров образовательные учреждения становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. Организация деятельности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в рамках организации предпрофильной подготовки

4.1. Образовательные учреждения, входящие в сетевое взаимодействие организуют свою деятельность по исполнению задач путем реализации программ предпрофильной подготовки .

4.2. Деятельность образовательного учреждения в составе сетевого взаимодействия образовательных учреждений строится с учетом социального заказа, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).

4.3. При осуществлении образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия необходимо:
-регулярно контролировать выполнение всех договорных обязательств;
-необходимо регулярно рассматривать ход реализации учебных планов образовательных учреждений и ИУП учащихся;
-необходимо обеспечить сопровождение учащихся при переезде из одного образовательного учреждения в другое или организовать переезд учителей;
-необходимо координировать расписание занятий в нескольких образовательных учреждениях и др.

5. Механизм управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в рамках организации предпрофильной подготовки

5.1. Управление сети осуществляется на основе сочетания принципов коллегиальности и самоуправления. Высшим органом управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в рамках организации предпрофильной подготовки является учредитель..

5.2. Непосредственное управление сетевым взаимодействием образовательных учреждений в рамках организации предпрофильного обучения осуществляет Методический Совет сети, в состав которого входят по одному представителю от каждого образовательного учреждения и управления образования администрации Минераловодского района и т.д.

5.3. Создание координационного совета, как консультативно-совещательного органа, координирующего сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, осуществляемое с целью обеспечения полноты услуг. Председателем методического Совета является директор ресурсно-информационного центра либо по его поручению заместитель, назначенный приказом по школе.

5.4. Основные функции координационного совета состоят в следующем:

- содействие и координация усилий по организации предпрофильного обучения;

- установление оптимального взаимодействия образовательных учреждений общего образования и организации предпрофильного обучения при получении среднего образования;

- проведение экспертизы и согласование проектов нормативных актов по
вопросам предпрофильной подготовки;

- создание условий для получения предпрофильной подготовки, установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

5.5. Заседания Методического Совета проводятся в начале учебного года и по мере необходимости. Решения Совета принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколами, которые подписываются председателем Совета и ответственным секретарем. Все решения Совета являются обязательными к принятию
общеобразовательными учреждениями, осуществляющими профессиональное обучение на базе ресурсного центра.

5.6. Состав методического Совета утверждается приказом директора

Члены методического Совета имеют право:

- вносить предложения по организации профильного обучения в рамках имеющихся нормативных документов;

- принимать участие в обсуждении отчетов о результативности образовательного процесса;

6 Реорганизация и ликвидация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в рамках организации предпрофильного обучения

6.1. Структура сетевого взаимодействия образовательных учреждений может быть реорганизована в иную образовательную организацию в соответствии законодательством Российской Федерации.

6.2. Ликвидация сетевого взаимодействия образовательных учреждений может осуществляться по решению учредителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещённой законом, или деятельности, не свойственной уставным целям.

1.3. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности) (далее – сетевая образовательная программа), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (далее – организации-участники).

1.4. В реализации сетевых образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – образовательная организация-участник), также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе (далее – организация, обладающая ресурсами).

2. Цель и задачи сетевого взаимодействи

2.1. Цель реализации сетевого взаимодействия – повышение качества и доступности образования за счет интеграции и использования ресурсов других организаций.

2.2. Основные задачи сетевого взаимодействия:

· расширение спектра образовательных услуг;

· эффективное использование ресурсов организаций, реализующих образовательные программы;

· предоставление обучающимся возможности выбора различных учебных курсов дисциплин (модулей, разделов) в соответствии с индивидуальным образовательным запросом;

· расширение доступа обучающихся к образовательным ресурсам организаций-участников;

· реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в образовательных и иных организациях сети;

· формирование актуальных компетенций педагогических работников за счет изучения и использования опыта ведущих организаций по профилю деятельности.

3. Особенности реализации сетевого взаимодействия

3.1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ устанавливается совместным приказом Минобрнауки и Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391.

3.2. Сетевая образовательная программа для уровней дошкольного, а также начального общего, основного общего и среднего общего образования разрабатывается и реализуется в соответствии с требованиями соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.

3.3. Реализация сетевой образовательной программы может осуществляться в форме очной, очно-заочной или заочной; с использованием (применением) дистанционных образовательных технологий и (или) с использованием электронных образовательных ресурсов.

3.4. Информирование о программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме, осуществляется образовательной организацией с использованием:

· официального сайта образовательной организации;

· объявлений, размещенных на информационных стендах образовательной организации;

· личных собеседований с обучающимися;

· иными доступными способами.

3.5. Реализация сетевых образовательных программ осуществляется на основании договоров о сетевой форме реализации образовательной программы, заключаемых между образовательной организацией и другими организациями по форме, утвержденной приказом Минобрнауки и Минпросвещения от 05.08.2020 № 882/391.

3.6. Образовательная организация определяет вместе с другими образовательными организациями в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ порядок совместной разработки и утверждения (согласования) сетевой образовательной программы.

3.7. В образовательной организации сетевую образовательную программу утверждает директор после ее рассмотрения педагогическим советом образовательной организации.

3.8. В учебном плане сетевой образовательной программы указываются образовательные организации-участники, ответственные за конкретные части сетевой образовательной программы.

3.9. При приеме на обучение по сетевой образовательной программе обучающийся зачисляется в базовую организацию на обучение по указанной программе. Зачисление в образовательную организацию-участника при реализации ею соответствующей части сетевой образовательной программы осуществляется путем перевода в указанную организацию без отчисления из базовой организации в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.

3.10. Если образовательная организация выступает в качестве базовой организации, то перевод в образовательную организацию-участника осуществляется приказом директора о переводе обучающихся в рамках сетевого взаимодействия. Оформление таких обучающихся в образовательной организации-участнике осуществляется в порядке, определяемом данной организацией.

3.11. Образовательная организация выдает обучающимся документы об обучении по сетевой образовательной программе в порядке, определенном локальными нормативными актами образовательной организации, если это предусмотрено договором о сетевой форме реализации образовательной программы.

4. Организационное обеспечение сетевого взаимодействия

4.1. Ответственный работник образовательной организации за организацию и обеспечение сетевого взаимодействия определяется директором образовательной организации.

4.2. В сферу ведения ответственного за организацию и обеспечение сетевого взаимодействия входят следующие вопросы:

· определение механизма сетевого взаимодействия, в том числе обеспечение подготовки для утверждения сетевой образовательной программы, отдельных ее компонентов или определение порядка использования материально-технической базы и ресурсов образовательной организации, – в зависимости от условий договора о сетевой форме реализации образовательных программ;

· подготовительные мероприятия по созданию и (или) оформлению комплекта документов для организации сетевого взаимодействия;

· подготовка к заключению договора о сетевой форме реализации образовательной программы;

· информирование обучающихся об образовательных программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме;

· контроль выполнения условий заключенного договора о сетевой форме реализации образовательной программы в части, касающейся обязанностей образовательной организации;

· контроль за состоянием организационно-технического обеспечения реализации сетевой образовательной программы;

· планирование финансового обеспечения реализации сетевой образовательной программы;

· анализ результатов реализации сетевой образовательной программы.

4.3. В случае необходимости образовательная организация вносит соответствующие изменений в устав, структуру, локальные нормативные акты и другие документы образовательной организации в целях создания необходимых условий для реализации сетевой образовательной программы.

4.4. В случае невозможности участия организации-участника в реализации сетевой образовательной программы (в том числе в связи с прекращением ее деятельности, приостановлением действия или аннулированием лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательной организации-участника) договор о сетевой форме реализации образовательной программы подлежит изменению или расторжению, а реализация оставшихся частей сетевой образовательной программы осуществляется образовательной организацией, если она выступает в качестве базовой организации, без использования сетевой формы. В таком случае в сетевую образовательную программу вносятся соответствующие изменений в общем порядке.

4.5. При наличии обучающихся, не завершивших освоение сетевой образовательной программы в установленный срок, по истечении срока договора о сетевой форме указанный договор может быть продлен либо реализация оставшихся частей образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы. С согласия указанных обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, не имеющих основного общего образования, может быть осуществлен переход на другую сетевую образовательную программу, реализуемую в соответствии с иным договором о сетевой форме.

5. Статус обучающихся при реализации сетевой образовательной программы

5.1. Права, обязанности и ответственность обучающихся по сетевым образовательным программам, а также порядок осуществления указанных прав и обязанностей определяются федеральными законами и соответствующими локальными нормативными актами образовательной организации с учетом условий договора о сетевой форме реализации образовательной программы.

5.2. Зачисление на обучение в образовательную организацию в качестве базовой организации в рамках сетевой формы образования происходит в соответствии с правилами приема образовательной организации.

5.3. Оформление обучающихся в образовательной организации, выступающей в качестве образовательной организации-участника, переведенных из базовой организации осуществляется приказом директора о зачислении обучающихся в порядке сетевого взаимодействия.

5.4. Использование обучающимися учебной литературы, пособий и иных учебных материалов образовательной организации осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

5.5. Порядок и режим использования обучающимися учебной литературы, пособий и иных учебных материалов, а также материально-технического оборудования при освоении части сетевой образовательной программы, реализуемой другой образовательной организацией, осуществляется в порядке, предусмотренном договором о сетевой форме реализации образовательной программы.

5.6. Обучающиеся проходят промежуточную аттестацию по сетевой образовательной программе в образовательной организации в порядке, установленном образовательной организацией и сетевой образовательной программой.

5.7. При освоении обучающимися части сетевой образовательной программы, реализуемой образовательной организацией-участником, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию проводит образовательная организация-участник в порядке, установленном сетевой образовательной программой и локальными нормативными актами образовательной организации-участника. Результаты промежуточной аттестации образовательная организация-участник предоставляет базовой организации в порядке, определенном договором о сетевой форме реализации образовательной программы.

5.8. Обучающиеся проходят итоговую (государственную итоговую) аттестацию по сетевой образовательной программе в образовательной организации, в случае если она выступает в качестве базовой организации, в порядке, определенном законодательством РФ и локальными нормативными актами образовательной организации. Участие образовательной организации-участника в проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации определяется договором о сетевой форме реализации образовательной программы.

5.9. По решению организации, с которой образовательная организация заключила договор о сетевой форме реализации образовательной программы, обучающимся может быть назначена стипендия, иные денежные выплаты, предоставлены иные меры социальной поддержки в порядке, определяемом указанной организацией. Установление указанных мер поддержки не является основанием для отмены либо приостановления мер поддержки, предоставляемых образовательной организацией.

6. Финансовые условия реализации сетевой образовательной программы

6.1. Финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы определяется договором о сетевой форме реализации образовательной программы.

6.2. Финансирование сетевого взаимодействия может осуществляться за счет:

· средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

· средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом образовательной организации;

· добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц (в том числе иностранных);

· иных поступлений в соответствии с законодательством РФ.

6.3. Для определения необходимого финансового обеспечения реализации совместной образовательной программы в рамках сетевого взаимодействия образовательная организация может применять метод нормативно-подушевого финансирования. В соответствии с таким методом определяются затраты на одного обучающегося и (или) на иную единицу образовательной услуги при реализации сетевой образовательной программы. Стоимость образовательной услуги при реализации сетевой образовательной программы не может быть больше стоимости данной услуги при реализации сходной образовательной программы в образовательной организации без применения сетевой формы.

6.4. Для определения финансового обеспечения реализации образовательной программы в рамках сетевого взаимодействия, при котором используется материально-техническая база, кадровые или иные ресурсы организации-партнера, могут применяться методы определения нормативных затрат (нормативный, структурный или экспертный методы).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.13, ст.15, п.7 ч.1 ст.34).

1.2. Организация сетевого взаимодействия в МБОУ 2-Гавриловской сош предполагает использование ресурсов нескольких образовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся осваивать образовательные программы различного уровня и направленности.

1.3. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

1.4. Образовательная деятельность по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы (далее - сетевая образовательная программа), осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы (далее - договор о сетевой форме).

Сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.

1.5. Сторонами договора о сетевой форме являются:

базовая организация - организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся принят на обучение в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2 и которая несет ответственность за реализацию сетевой образовательной программы, осуществляет контроль за участием организаций-участников в реализации сетевой образовательной программы;

организация-участник - организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой образовательной программы (отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты) (далее - образовательная организация-участник) и (или) организация (научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная или иная организация), обладающая ресурсами для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе (далее - организация, обладающая ресурсами).

1.6.Сторонами договора о сетевой форме могут являться несколько организаций-участников.

Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений являются:

- наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети;

- договорные формы правоотношений между участниками сети;

- наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих обучающимся действительную возможность выбора;

- возможность осуществления перемещений, обучающихся и (или) учителей образовательных учреждений, входящих в сеть;

- возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам.

1.7. Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных учреждений осуществляют те, кто выступает в качестве инициаторов сетевого взаимодействия: обучающиеся, их родители (законные представители), администрация образовательных учреждений, учредитель.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Обеспечение качественного образования, социализация и адаптация обучающихся к условиям современной жизни путем формирования сетевой модели обучения.

2.2.Обеспечение доступности качественного образования обучающихся, удовлетворяющего потребности социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых информационно- коммуникационных и педагогических технологий.

2.3.Обновление содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах сетевой организации и маркетинга.

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

3.1. При заключении договоров между участниками сети образовательные учреждения становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

3.2. Образовательная организация-участник (за исключением иностранных образовательных организаций) реализует часть сетевой образовательной программы на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования, по уровню образования, по профессии, специальности, направлению подготовки (для профессионального образования), по подвиду дополнительного образования, к которым относится соответствующая часть сетевой образовательной программы.

3.3. Сетевая образовательная программа в соответствии с договором о сетевой форме утверждается базовой организацией самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником (образовательными организациями-участниками).

3.4. В случае, когда сетевая образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно, образовательная организация-участник разрабатывает, утверждает и направляет базовой организации для включения в сетевую образовательную программу рабочие программы реализуемых ею частей (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов), а также необходимые оценочные и методические материалы

3.5. Использование сетевой формы предусматривается образовательной программой, на которую осуществляется прием на обучение обучающихся, либо осуществляется переход к использованию сетевой формы в период реализации образовательной программы с внесением изменений в образовательную программу в порядке, установленном локальными нормативными актами базовой организации.

3.6. Средствами правового регулирования сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях выступают:

- комплект локальных актов, в которых регулируются правоотношения участников образовательного процесса в связи с реализацией образовательных программ;

- комплект договоров со сторонними образовательными учреждениями и организациями,

обеспечивающих совместную реализацию образовательных программ.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой

с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение

обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

- для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

4.1. Образовательные учреждения, входящие в сетевое взаимодействие, организуют свою деятельность, реализуя общеобразовательные программы, программы дополнительного образования. Деятельность образовательных учреждений в составе сетевого взаимодействия строится с учетом социального заказа, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). Сетевое обучение организуется на основе свободного выбора индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Для следующего учебного года они формируются ежегодно (в апреле) и закрепляются договорами между образовательным учреждением и родителями учащихся с учетом кадровых и материальных возможностей школ. Индивидуальные образовательные маршруты уточняются и утверждаются в начале учебного года.

4.2. Зачисление в образовательную организацию-участника при реализации в сетевой форме основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанную организацию без отчисления из базовой организации в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.

4.3.Зачисление обучающихся в организацию, обладающую ресурсами, не производится.

4.4. При приеме на обучение по сетевой образовательной программе обучающийся зачисляется в базовую организацию на обучение по указанной программе.

4.5.. Обучающиеся по сетевой образовательной программе являются обучающимися базовой организации, а в период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике - также обучающимися указанной организации.

4.6.На период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике обучающиеся не отчисляются из базовой организации.

4.7..Выплата обучающимся по сетевой образовательной программе стипендий и других денежных выплат, предоставление иных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством об образовании, осуществляется базовой организацией в течение всего срока реализации сетевой образовательной программы.

4.8. Выбор конкретного варианта сетевой организации определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает учреждение и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

4.9. В условиях паритетной кооперации оценивание учебных достижений учащихся осуществляется как учителями своей школы, так и сетевыми учителями.

4.9.1. Освоение части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом сетевой образовательной программы, и в порядке, установленном образовательной организацией-участником.

4.9.2. Результаты промежуточной аттестации, проводимой образовательной организацией-участником, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе и не требуют зачета в базовой организации.

4.9.3. По завершению освоения в полном объеме части сетевой образовательной программы обучающиеся отчисляются из образовательной организации-участника в связи с завершением обучения.

4.9.4. В случае, если сетевой образовательной программой предусматривается проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся совместно базовой организацией и образовательной организацией-участником, отчисление обучающихся осуществляется после проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации.

4.9.5. Лицам, успешно освоившим сетевую образовательную программу и прошедшим итоговую (государственной итоговую) аттестацию (далее - выпускники), базовой организацией выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.

4.9.6. Выдача документов об обучении по сетевым образовательным программам, не предусматривающим проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных договором о сетевой форме.

4.9.7. Финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы, в том числе использования ресурсов организаций-участников, определяются договором о сетевой форме.

4.9.8. Организации-участники не вправе взимать плату с обучающихся за реализацию части сетевой образовательной программы и (или) предоставление ресурсов для ее реализации

4.9.9. В случае невозможности участия организации-участника в реализации сетевой образовательной программы (в том числе в связи с прекращением ее деятельности, приостановлением действия или аннулированием лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательной организации-участника) договор о сетевой форме подлежит изменению и (или) расторжению, а реализация оставшихся частей сетевой образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы после внесения изменений в образовательную программу в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.

4.10. При наличии обучающихся, не завершивших освоение сетевой образовательной программы в установленный срок по истечении срока договора о сетевой форме указанный договор может быть продлен, либо реализация оставшихся частей образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы. С согласия указанных обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, не имеющих основного общего образования, может быть осуществлен переход на другую сетевую образовательную программу, реализуемую в соответствии с иным договором о сетевой форме.

5. УПРАВЛЕНИЕ

5.1. Управление сети осуществляется на основе сочетания принципов коллегиальности.

5.2. Оперативное руководство сетью осуществляется представителями учреждений, входящих в сеть.

5.3. Перспективные и стратегические вопросы деятельности сети профильного обучения, обсуждаются и принимаются совместно всеми участниками сетевого взаимодействия.

Читайте также: