Вредные факторы для работников доу

Обновлено: 08.07.2024

Главным принципом охраны труда в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) является создание и обеспечение здоровых и безопасных рабочих условий, предупреждение несчастных случаев и производственного травматизма с работниками учреждения.

Нужно понимать, что работники детского сада в конечном итоге отвечают не только за свою безопасность, но и за безопасность порученных им воспитанников. Именно поэтому к ОТ в ДОУ предъявляются повышенные требования со стороны контролирующих органов. Организация её включает в себя нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия, которые включают:

  • обеспечение соблюдения требования нормативно-правовых актов по охране труда;
  • проведение профилактической работы по предупреждению травматизма и несчастных случаев в учреждении;
  • обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, инструментов и приспособлений в ходе производственной деятельности;
  • охрану и укрепления здоровья сотрудников учреждения.

Законодательство об охране труда в ДОУ

Работа по ОТ в ДОУ должна осуществляться строго в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, к которым относятся:

Ответственность за охрану труда в детском саду

В соответствии со ст. 212 ТК РФ ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда в ДОУ возлагается на заведующего. Понятно, что при большом количестве персонала в штате руководитель детского сада не всегда может найти время на выполнение этой работы. Поэтому он может делегировать часть вопросов по организации охраны труда на ответственных лиц. Для этого необходимо издать соответствующий приказ.

Ответственными лицами, как правило, назначаются заместители заведующего (по АХР, АХЧ, УВР, ВМР) и специалист по охране труда.

Документация по охране труда в ДОУ

Помните, что все действия, направленные на соблюдение действующего трудового законодательства, важно задокументировать. Поэтому заведующий ДОУ должен обеспечить также наличие в учреждении следующих обязательных документов по ОТ:

  • приказы и распоряжения о назначении лиц, ответственных за организацию тех или иных процессов по охране труда;
  • инструкции по ОТ (для должностей и профессий; по видам работ; при эксплуатации оборудования);
  • журналы по охране труда;
  • положения (положение о СУОТ, положение об обучении по ОТ, положение о выдаче СИЗ, положение о расследовании НС т.д.);
  • программы инструктажей;
  • программы обучения по ОТ (для должностей и профессий; по видам работ);
  • протоколы обучения работников учреждения по охране труда и удостоверения об обучении ответственных лиц;
  • личные карточки выдачи СИЗ и выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • перечни по охране труда;
  • план мероприятий по ОТ на текущий год.

Более подробно об это можно прочесть в нашей статье Какие документы по охране труда должны быть в каждом ДОУ .

Инструкции для работников

В соответствии с абз. 22 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ заведующий обязан обеспечить разработку и утверждение инструкций по охране труда в учреждении.

Инструкция по ОТ – это главный документ, в котором прописываются требования безопасности, которые должны соблюдать работники учреждения. Их можно разделить на следующие группы:

  • Инструкции по должностям и профессиям – разрабатываются на все должности и профессии, которые есть в учреждении. Например, для делопроизводителя, для воспитателя, для дворника.
  • Инструкции по видам работ – разрабатываются на все виды работ, которые производятся в учреждении. Например, инструкция по ОТ при производстве погрузочно-разгрузочных работ, при мытье посуды.
  • Инструкции при эксплуатации оборудования и приспособлений. Например, при эксплуатации облучателя бактерицидного, при эксплуатации утюга, при эксплуатации персонального компьютера.

В каждой инструкции обязательно должны быть прописаны:
общие требования безопасности;

  • требования безопасности перед началом работы;
  • требования безопасности во время работы;
  • требования безопасности в случае возникновения аварийной ситуации;
  • требования безопасности при завершении работы.

Ответственность за разработку инструкций, как правило, возлагается на руководителей подразделений (заместителей заведующего по АХР, АХЧ, ВМР, УВР и т.д.). Именно непосредственные руководители работ в ДОУ смогут при разработке документов максимально учесть все необходимые моменты. Отнеситесь к разработке инструкций предельно внимательно. Основной целью нужно ставить сохранение жизни и здоровья сотрудников ДОУ и воспитанников, а не ведение образовательного процесса.

Также на руководителей подразделений возлагается ответственность за своевременную актуализацию инструкций по охране труда.

Досрочно пересмотр и обновление инструкций производится в следующих случаях:

  • при изменении условий труда работника;
  • при введении в эксплуатацию нового технологического оборудования;
  • при нововведениях в законодательной нормативной базе по охране труда;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Инструкции по ОТ для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах.

Ознакомление работников с необходимыми инструкциями осуществляется в ходе инструктажей на рабочем месте под роспись.

Инструктажи

В детском саду в обязательном порядке должны проводиться инструктажи по ОТ (ст. 212 ТК РФ). Руководителю учреждения запрещено допускать к выполнению должностных обязанностей работников, их не прошедших.

Рассмотрим основные виды инструктажей по ОТ.

Для чего нужны инструктажи? Прежде всего, чтобы предотвратить возникновение опасных ситуаций и травматизма при исполнении трудовых обязанностей. Сотрудники детского сада должны знать свои зоны ответственности, а в случае возникновения опасной ситуации должны помочь воспитателям предотвратить травмирование порученных им маленьких детей.

Все инструктажи завершаются устной проверкой приобретенных работниками знаний.

Журналы по охране труда

Информация о проведении того или иного инструктажа с обязательным указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения вносится в соответствующие журналы:

Все журналы регистрации инструктажей должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны лицами, ответственными за их ведение, и скреплены печатью ДОУ.

Хранение журналов осуществляют лица, ответственные за проведение инструктажей.

Обучение работников

Обучение по ОТ проводится работникам любых профессий и должностей:

  • в течение месяца после приема на работу;
  • при переводе на другую работу;
  • при повышении квалификации.

Далее обучение проводится:

  • для руководителей и специалистов – 1 раз в 3 года;
  • для работников рабочих профессий периодичность определяется руководителем учреждения.

Обучение по ОТ не может проводиться реже, чем указано в действующих нормативных актах, отраслевых и межотраслевых правилах.

Работники могут проходить обучение в специализированном учебном центре по соответствующей программе, а также в самом учреждении. Как правило, в учебных центрах обучаются только лица, ответственные за ОТ в детском саду, а также члены постоянной действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Обучение по охране труда работников учреждения утверждается заведующим ДОУ и проводится по программам обучения, разработанным для профессий, должностей и для каждого из видов работ.

Обучение по ОТ завершается проверкой полученных работником знаний. Для этого в учреждении приказом заведующего создается постоянно действующая комиссия по проверке знаний требований ОТ в составе не менее трех человек.

В состав комиссии обычно включаются заведующий ДОУ, заместители заведующего (по АХР, АХЧ, ВМР, УВР), специалист по ОТ, председатель профсоюзной организации (уполномоченный по охране труда от трудового коллектива).

Проверка знаний проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы охраны труда, соблюдение требований которых входит в должностные обязанности работников.

Результаты проверки знаний оформляются соответствующим протоколом.

Уголок по охране труда

В обязанность заведующего ДОУ входит обеспечение информирования работников учреждения о состоянии условий ОТ в детском саду. Организация уголка по охране труда является эффективным инструментом для решения этой задачи. На нём можно расположить материалы, охватывающие основные направления безопасности труда.

статья по ОБЖ . опасности и риски профессии воспитатель.

ВложениеРазмер
статья опасности и риски профессии воспитатель 25.27 КБ

Предварительный просмотр:

II квалификационной категории

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

1 . ОПАСНОСТИ И РИСКИ ПРОФЕССИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Я работаю воспитателем в государственном общеобразовательном учреждении детском саду компенсирующего типа (логопедия).

Воспитатель, в широком смысле — человек, осуществляющий воспитание , в более узком значении — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде.

Работу свою считаю очень интересной, творческой. Плюсы профессии: работа с детьми, социальная значимость, постоянное развитие. Но в то же время существуют минусы в профессии, которые волнуют меня. Это постоянные стрессы, эмоциональные и физические нагрузки, нагрузка на глаза, на уши. Воспитатели подвержены риску инфекции. Нервные заболевания.

По моему мнению, опасности и риски в профессии воспитателя, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние : Воспитатель несет уголовную ответственность за здоровье детей (опасность физических и психологических травм детей в саду), агрессия со стороны родителей, инфекционные заболевания, нервные заболевания. Внешние: такие как пожароопасная безопасность, терроризм например и т.п.

При оценке профессионального риска, обязательному учету подлежат профессиональные и инфекционные заболевания, травмы.

Учителя, воспитатели и работники социальной сферы подвержены риску инфекций.

Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов общеэпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией), санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.

Беременные женщины этих профессий должны делать прививки и принять меры безопасности: надевать маску, перчатки.

Открытый воздух, помещение — все это обычные условия труда. Однако очень часто трудовая деятельность людей протекает в условиях необычных, специфических, когда интересы дела и потребность человека в безопасности не совпадают. Они создают нервное напряжение и психофизиологический дискомфорт. Человек в таких условиях должен быть постоянно начеку.

Возникновение сложных и даже аварийных ситуации, которые требуют от человека мгновенной оценки положения, принятия решения и быстрого выполнения необходимых действий,— отличительная черта деятельности ряда специалистов.

Воспитатель несет большую ответственность за здоровье детей и потому испытывает большие физические и эмоциональные нагрузки.

Что касается физической нагрузки. Воспитатель всю рабочую смену проводит на ногах, все время в движении. Помогает детям одеваться, раздеваться (особенно тяжело с маленькими детьми), проводит подвижные игры на занятиях и на прогулке. Оказывает помощь на занятиях, во время принятия пищи. Каждому ребенку нужно уделить внимание.

Воспитателям постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого ребячьими голосами, спектральная энергия которых доходит до 1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до 70–72 дБ. Во время прогулок с детьми речевой аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.

Педагогам приходится ежедневно перегружать речевой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеют большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль), степень относительной влажности, сохранение должной тишины в группах, акустические свойства помещения, где проходят занятия. Довольно часто возникает ситуация, когда педагог оказывается в акустически неудобных условиях и начинает кричать, форсировать звук. Можно отметить наиболее частые заболевания голоса. Воспитатели часто страдают от ларингита, потери голоса. Этим заболеваниям способствуют речевые и нервно-психические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. Общее утомление, речевое перенапряжение, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания.

Агрессия со стороны родителей не так часто встречалась в моей практике, а я работаю воспитателем 10 лет. Но все же, имеет место быть. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя , на деструктивное поведение сынишки или дочери ! Или же несогласие воспитателя отдать ребенка пьяному папе. В лучшем случае нахомят!

Воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

Поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании группы. Это актуально во многих садах, требующих капитального ремонта. Проводка плохая, ничего не разрешают включать в сеть.

Среди явлений, угрожающих сегодня нашему обществу, особое место занимает терроризм. Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающих все более угрожающие масштабы. Террористические акты сеют чувство страха, взаимной вражды, подозрительности. Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Как яркий пример можно привести террористи́ческий акт в Бесла́не.

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

Из всего выше сказанного можно заключить, что профессия воспитателя не такая уж необычная и романтическая профессия. Требует от человека, я бы сказала, порой героических поступков. И все же прекрасно и почетно воспитывать детей. Я свою профессию очень люблю!

Хотелось бы, чтобы государство больше уделяло внимания проблемам безопасности жизнедеятельности работников дошкольных учреждений. Хотелось бы, чтобы руководство сада не нарушало права воспитателей.

Каждый воспитатель, наверное, мечтает о сокращении нагрузок физических, а самое главное эмоциональных на рабочем месте. Должное внимание работникам образовательных учреждений со стороны профсоюза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Современный справочник воспитателя детского сада. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 448 с.

Воспитание детей является первостепенной задачей нашего общества. Родители изначально закладывают в них определенный уровень мировоззрения, мироощущения. Стоит отдать должное и работникам дошкольного учреждения, педагогам, которые целенаправленно и профессионально стремятся воспитать личность. Педагог вкладывает в ребенка знания, воспитатель – развивает в нем навыки приспособленности к жизни. Первые рисунки, искоса вырезанные кружочки бумаги, пластилиновые цветы… Для того, чтобы развить ребенка в нужном направлении, необходимо найти к каждому индивидуальный подход, в чем огромная заслуга принадлежит, конечно же, воспитателям. Работа с маленькими детьми дошкольного возраста требует высокой степени ответственности, внимания. От того, как правильно ты заложишь в него основы восприятия мира, зависит дальнейшее будущее ребенка, участие его в жизни общества, как отдельного целого. Поэтому стоит заострить внимание на организации труда воспитателя.

Дошкольные учреждения всегда являлись центром повышенного внимания со стороны контролирующих органов. Эта сфера ответственная, поэтому работа в ней должна протекать наиболее слаженно, а, главное, безопасно и для детей и для самих работников. Организация труда воспитателя при отсутствии соответствия государственным нормативам в области труда параллельно пересекается с незащищенностью условий пребывания воспитанников учреждения. Любое несовершенство организации труда воспитателя, может отрицательно отразиться и на самочувствии, здоровье воспитанников.

Основную часть персонала дошкольных учреждений чаще составляют женщины. Мужчины-воспитатели – явление крайне редкое. Законодательно трудовые права мужчин и женщин равны. Но, несмотря на это, индивидуальные особенности женского организма трудовым законодательством все же учитываются.

Одной из наиболее актуальных форм охраны труда на рабочих местах воспитателя детского сада сегодня является проведение аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). Ее цели важны – выявить влияние неблагоприятных факторов в рабочей среде и устранить их. Достигать их удается только при качественном и глубоком анализе рабочей среды.

При АРМ воспитателя проводится оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности и обеспеченности средствами коллективной защиты.

При оценке гигиенических условий труда выявляется допустимость влияния факторов рабочей среды в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05. К вредным факторам, которые могут присутствовать на рабочем месте воспитателя, можно отнести: физические и биологические. Среди физических факторов можно выделить: микроклимат (повышенная или пониженная температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха рабочей зоны), недостаточная освещенность, вибрация, шум, излучения. Биологические факторы выражены наличием в рабочей среде микроорганизмов, бактерий, патогенных микроорганизмов. Этот фактор можно часто встретить в детских садах, где не соблюдаются санитарные нормы и правила. При заболеваниях, которые принимают масштабные размеры, детские сады переводят на карантин. Также существует третья группа факторов – химические факторы (химические вещества и смеси), но в дошкольных учреждениях, благодаря пристальному вниманию со стороны контрольно-надзорных органов, они практически не встречаются.

Труд воспитателя является нервным, напряженным, поэтому класс условий труда при оценке тяжести и напряженности труда, чаще всего бывает вредным. В течение рабочей смены им приходится совершать физические, сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные нагрузки при работе с детьми. Такой фактор напряженности, как монотонность нагрузок, на рабочем месте воспитателя отсутствует.

Оценка травмоопасности проводится на объектах, приспособлениях, инструментах, которые воспитатели используют в работе. Также проводится проверка соответствия подготовки работника по вопросам охраны труда, техники безопасности.

Особых требований к средствам защиты воспитателя не существует. Единственное, ему необходимо иметь халат или другой специальный костюм и сменную обувь (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Если условия труда на рабочем месте при оценке признаются вредными, воспитателям назначаются компенсации в виде повышенной оплаты труда, дополнительного оплачиваемого отпуска или сокращенной рабочей недели (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Имеющиеся в меняющейся системе общественных отношений события и различного рода факты предопределяют поиск новых форм и методов организации обеспечения общественной безопасности. Изложенное имеет прямое отношение и к Российской Федерации. Безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Нормативный правовой документ - это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Ряд принятых в Российской федерации положений подтверждают необходимость изучения педагогом вопросов сохранения здоровья и комфортного безопасного взаимодействия в образовательной среде. В первую очередь, это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официальнопризнанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Профессиональный стандарт педагога - документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. В документе для педагогов детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а это, в том числе, обязанность сохранять здоровье обучающегося и создавать безопасную образовательную среду жизнедеятельности. ФГОС ОСО, требующий от учителя обеспечить личностное развитие у учащихся способности принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью. ФГОС ДО так же повышает требования к воспитателям - с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня. Введение стандарта дошкольного образования позволило по-новому посмотреть на этап дошкольного детства. В последнем нормативном документе подчеркивается потребность сохранения уникальности детства как существенного этапа в развитии личности, объявляется ценность детства как периода жизни значительного и важного тем, что совершается с ребенком в данное время, а не тем, что этот период есть подготовка к следующему этапу жизни Создание безопасной образовательной среды в детском саду является одной из главных задач педагога дошкольного учреждения. Безопасность образовательной среды становится критерием оценки качества его трудовой деятельности. Вопросу организации безопасности образовательной среды посвящено значительное количество научных работ (И. А. Баева. М. Р. Битянова, Н. В. Груздева, В. И. Панов и др.). Вопросы моделирования, проектирования и мониторинга безопасного образования анализируются в работе И. В. Непрокиной, О. П. Болотниковой, А. А. Ошкиной. Безопасности, как явлению, без которого невозможно гармоничное формирование личности, посвящено исследование С. В. Пимоновой.

В первую очередь воспитатель детского сада в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться следующим перечнем документов:

• ФЗ Об образовании в Российской Федерации;

• Документами о образовательной деятельности для дошкольников общего вида;

• Правилами охраны труда, пожарной безопасности, санитарными.

Также сотрудник должен подчиняться правилам локальных документов, присущим конкретному учреждению в котором он несет службу. Это могут быть:

• Устав детского сада;

• Внутренние правила учреждения.

Должностная инструкция воспитателя детского сада вместе с обязанностями предоставляет и список прав. Сотрудник имеет право запросить помощь вышестоящего специалиста в случае, если самостоятельно решить проблему не может. Если у работника есть свои идеи по улучшению образовательной программы — он в праве их внести на рассмотрение. Также педагог может свободно делиться своим педагогическим опытом с другими сотрудниками, применять его на собраниях, педагогических советах. Хоть образовательная программа чаще всего является фиксированной, педагог имеет свободное право выбирать учебные материалы (должны соответствовать общеобразовательной программе, использовать свои методики обучения малышей, делиться своими материалами с другим сотрудниками учреждения. Если сотрудника не удовлетворяют условия работы, он может обратиться к администрации учреждения с требованием улучшить их.

Основным социальным механизмом, обеспечивающим сохранение здоровья педагогов, является соблюдение нормативно-правовой базы в области охраны профессионального здоровья.

Несмотря на то, что вопрос об охране труда достаточно полно урегулирован Международным и российским трудовым законодательством на практике возникают многочисленные проблемы в области охраны труда, а именно практическое применение данных норм закона на производстве, непонятность закона для работодателей и работников, противоречиями и некоторыми пробелы в законодательстве о требованиях охраны труда. Все это делает тему исследования актуальной, поэтому к ней в своих научных трудах обращались многие авторы, такие как Карпов А. В., Лебедев В. М., Панов Е. Г., Шевченко А. С. ,Раздорожный А. А.

Опасности и риски в профессии воспитателя, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние: Воспитатель несет уголовную ответственность за здоровье детей (опасность физических и психологических травм детей в саду, агрессия со стороны родителей, инфекционные заболевания, нервные заболевания. Внешние: пожарная безопасность, терроризм и т. п.

При оценке профессионального риска, обязательному учету подлежат профессиональные и инфекционные заболевания, травмы.

Учителя, воспитатели и работники социальной сферы подвержены риску инфекций.

Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов общеэпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией, санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.

Беременные женщины этих профессий должны делать прививки и принять меры безопасности: надевать маску, перчатки.

Открытый воздух, помещение — все это обычные условия труда. Однако очень часто трудовая деятельность людей протекает в условиях необычных, специфических, когда интересы дела и потребность человека в безопасности не совпадают. Они создают нервное напряжение и психофизиологический дискомфорт. Человек в таких условиях должен быть постоянно начеку.

Воспитатель несет большую ответственность за здоровье детей и потому испытывает большие физические и эмоциональные нагрузки.

Что касается физической нагрузки. Воспитатель всю рабочую смену проводит на ногах, все время в движении. Помогает детям одеваться, раздеваться (особенно тяжело с маленькими детьми, проводит подвижные игры на занятиях и на прогулке. Оказывает помощь на занятиях, во время принятия пищи. Каждому ребенку нужно уделить внимание.

Агрессия со стороны родителей так же имеет место. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя, на деструктивное поведение сынишки или дочери! Или же несогласие воспитателя отдать ребенка пьяному папе. В лучшем случае нахомят!

Воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

Поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании группы. Это актуально во многих садах, требующих капитального ремонта. Проводка плохая, ничего не разрешают включать в сеть.

Среди явлений, угрожающих сегодня нашему обществу, особое место занимает терроризм. Детские учреждения находятся в группе риска по террористической опасности.

Комфортная и безопасная образовательная среда

Учитывая особенности условий труда воспитателя, необходимо иметь ввиду возможные негативные последствия профессиональной деятельности.

Неврозы и их профилактика

Повышенная возбудимость и быстрая утомляемость проявляются также в быстром возникновении эмоциональных реакций (печали, радости и др.) и в то же время в их кратковременно нестойкости. Появляется нетерпеливость, ожидание становится невыносимым. Сон нарушается, засыпание часто затруднено, сон недостаточно глубокий, с обилием сновидений. При этом легко происходит пробуждение под влиянием не значительных раздражителей. После сна не возникает чувства бодрости, свежести, а наоборот, появляется ощущение разбитости, сонливости. К середине дня самочувствие улучшается, а к вечеру вновь ухудшается.

Неприятные и болезненные ощущения в различных частях и органах тела и страх болезни с патологической фиксацией внимания на малейших изменениях самочувствия все более и более усиливаются. И постепенно из-за нарушения иннервации внутренних органов отдельные психосоматические симптомы могут перерасти в психосоматические функциональные изменения органов, а в дальнейшем и в выраженные психосоматические заболевания. Часто это функциональные нарушения и заболевания сердечнососудистой системы. На первых порах проявляются они периодическими неприятными ощущениями в области сердца.

Неврозоподобное состояние может вызвать изменение артериального давления в сторону его повышения или понижения. Чаще всего это временное повышение артериального давления под влиянием переживаний или внезапный резкий его подъем по типу гипертонического криза. При повышении артериального давления возникают неприятные и мучительные ощущения в голове (давление, тяжесть, ломящая боль, сверление, распирание, покалывание, шум в ушах. Ухудшение зрения (появление тумана в глазах, мелькание цветных точек, кругов).При пониженном давлении жалобы могут быть необычайно разнообразными и включают вялость, апатию, ощущение резкой слабости и утомленности по утрам, отсутствие бодрости даже после длительного сна, ухудшение памяти, рассеянность и неустойчивость внимания, понижение работоспособности, ощущение нехватки воздуха в покое, выраженную одышку при умеренной физической нагрузке, отечность голеней и стоп к вечеру.

Частыми спутниками неврозоподобных состояний являются функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Это не сильные, но упорные болезненные ощущения различной локализации, нередко мигрирующие по всему животу. Наиболее постоянны ощущения тяжести, полноты, напряжения, пустоты в желудке. В ряде случаев возможны жалобы на тошноту в утренние часы и периодическую нестерпимую боль в верхних отделах живота. Очень часты жалобы на неприятный вкус или горечь во рту, изжогу и отрыжку (чаще воздухом, реже — съеденной пищей или желудочным соком) в течение всего дня или только по утрам, до еды. Не менее типичны жалобы на расстройства аппетита — от плохого или очень капризного аппетита до полного отвращения или отказа от еды с утратой вкусовых ощущений. Возможны жалобы на стойкие запоры или запоры, сменяющиеся поносами. Возможны другие проявления со стороны внутренних органов при неврозоподобных состояниях и неврозах. Во всех случаях возникновения подобных симптомов следует обязательно проконсультироваться у врача.

Профессиональная психогигиена и психопрофилактика

Важнейшее условие нейтрализации психоэмоционального напряжения педагогической деятельности — это высокая трудовая активность, творческий характер труда, желание получить радость, удовлетворение от своей деятельности, стремление к профессиональному росту, совершенствованию педагогического мастерства, возможности проявить свои способности. Наряду с этим достаточно важным является соблюдение профессиональной психогигиены, владение техникой и умением нейтрализовать неблагоприятное влияние, оптимизировать психоэмоциональное состояние.

Основой межличностных отношений для воспитателя должно стать самообладание. Уметь управлять своими эмоциями жизненно важно; но, именно эмоции зачастую являются непосредственной причин конфликта, осложняют общение с окружающими, вредно сказываются на состоянии здоровья. Но самообладание — это не только внешняя уравновешенность и спокойная реакция на раздражители. Умение внешне не проявлять эмоции не исключает их отрицательного влияния на организм. Эмоцию, эмоциональный разряд, если он возник, задержать невозможно. Могут быть только задержаны те его компоненты, которые подчинены волевому контролю. Но такие реакции, как изменение тонуса и просвета сосудов (повышение артериального давления, покраснение или побледнение кожи, учащение сердцебиения, изменение потоотделения и некоторые другие, остановить при эмоциональной разрядке почти невозможно. Кроме того, при часто повторяющихся эмоциях их неблагоприятное влияние может суммироваться, усиливаться и закрепляться.

Самый верный путь к обретению внутреннего, глубинного самообладания — это умение преобразовать отрицательный очаг возбуждения в положительный, умение избежать психотравмирующей ситуации, владение техникой психологической защиты, знание методов приемлемой разрядки отрицательных эмоций. Очень важно выработать в себе психологически правильный стиль общения. При этом важно рассматривать процесс взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами как источник полезного, воспитывать в себе внимательность, доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Ведущими чертами характера должны быть такт и терпение.

Существуют приемы психологической защиты,направленные на снижение значимости психотравмирующей ситуации, конфликта, стресса.

1. Выработка рационального подхода и отношения к внешним обстоятельствам. Основное — анализ и переоценка стрессовых событий и факторов. Необходимо найти аргументы в пользу того, что все не так уж плохо.

2. Отказ от мысли оправдывать свои неудачи, обиды или потери только внешними обстоятельствами. Может быть, потребуется коррекция внутренних установок, ценностных ориентаций, убеждений или взглядов.

З. Желательно поделиться с кем-либо, заслуживающим доверия и уважения, тем, что произошло. Потребность рассказать, обсудить, получить совет — естественное желание человека.

4. Особенно негативное воздействие на человека оказывают стрессовые ситуации, вызывающие необходимость принятия решения, как действовать дальше, т. е. затрагивающие будущее. При этом пока решение не принято, не выработана твердая линия поведения, эмоциональная напряженность будет сохраняться и, следовательно, будет действовать ее психотравмирующее влияние. В подобных случаях необходимо быстро оценить ситуацию и определить стратегию поведения.

5. В стрессовых ситуациях могут оказать помощь применение Методов самопрощения, активного забывания, переключения чувств на положительные эмоции, реализация их в творчестве, занятие любимым делом. Эмоциональную реакцию нельзя отменить по приказу, но всегда можно создать конкурентное переживание с положительным знаком. Вслед за стрессовыми нагрузками всегда должен следовать период расслабления, общения с природой, произведениями искусства, литературы, музыкой, религией, физический труд.

6. Весьма полезно воспитателю овладеть техникой аутогенной тренировки (аутогенный — самородный, самостоятельно происходящий, которая является высоко эффектным методом, позволяющим снять усталость, избежать переутомления, улучшить самочувствие, управлять эмоциональным состоянием.

Профилактика венозной недостаточности

Избежать заболевания помогут простые правила: во время длительной работы в положении стоя или сидя периодически делать разминку для ног. В конце рабочего дня сделайте легкий массаж ног (совершая поглаживающие движения стоп в направлении от пальцев к пяткам и в поперечном направлении). Для снятия усталости ног можно потоптать стопами орехи. В домашних условиях после длительной нагрузки ополосните ноги прохладной водой и поддержать их в приподнятом положении.

Профилактика простудных заболеваний и гриппа

Сотрудники ДОУ относятся к группе риска заражения гриппом и респираторными инфекциями, с целью профилактики необходимо выполнять следующие мероприятия:

-Вакцинация осенью (сентябрь - октябрь);

-Прогулки на свежем воздухе;

-В рацион питания обязательно включать продукты содержащие аскорбиновую кислоту (цитрусовые, шиповник, черная смородина) и фитонциды (лук, чеснок).

Общие рекомендации сотрудникам ДОУ по сохранению здоровья :

1. Научитесь распределять свою нагрузку, ритм и режим работы.

2. Поддерживайте себя в хорошей физической форме.

3. Закаляйтесь (укрепляется иммунитет, происходит выброс гормона радости эндорфинов).

4. Соблюдайте продолжительность сна.

5. Рационально питайтесь.

6. Овладевайте навыками саморегуляции.

7. Ежедневно тренируйте память.

8. Заведите домашнего питомца.

Сохранение и укрепление здоровья детей

Сохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка Здоровый образ жизни, что это такое? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,.


зависящая от безопасных условий труда всех сотрудников ДОУ

Вопрос организации охраны труда, личной безопасности обучающихся и работников является одним из наиболее важных и сложных. Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает создание безопасных условий пребывания школьников и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

  • Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. (ТК РФ)
  • Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. (ТК РФ)
  • Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. (ТК РФ)
  • Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. (ТК РФ)
  • Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. (ТК РФ)

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Законодательство РФ об охране труда определило требования по обеспечению прав человека на здоровье и безопасные условия труда.

В ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • применение прошедших обязательную сертификацию средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты и так далее.

Обязанности работника в области охраны труда

В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан:

  • соблюдать требования по охране труда;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры.

Основной целью охраны труда в нашем ДОУ (детском дошкольном учреждении), как и в любой другой организации, является сохранение жизни и здоровья работников и воспитанников. Кроме того, во многих случаях невозможно разграничить безопасность детей и персонала. Поэтому к охране труда в ДОУ относятся очень внимательно.

​ В нашем ДОУ эта проблема определяется несколькими направлениями:

  • обеспечение охраны труда работников ДОУ;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма) ;
  • пожарная безопасность;
  • гражданская оборона;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • антитеррористическая защита.

Пакет документов по охране труда

Основа для разработки документов по охране труда в ДОУ:

- в многочисленных приказах федеральных органов исполнительной власти, ГОСТах и СанПинах.

На основании всех этих документов разработаны инструкции по охране труда для всех сотрудников ДОУ(102 инструкции), а также инструкции для определенных видов работ.

Основой работы в направлении охраны труда является коллективный договор между трудовым коллективом и администрацией ДОУ/

Заведующий ДОУ – Филизнова Вера Владимировна решает вопросы охраны труда комплексно, опираясь на знания и опыт, обеспечивая безопасность образовательного процесса, безопасную эксплуатацию коммуникаций и оборудования. Своим приказом она назначает ответственных за соблюдение норм охраны труда в каждом помещении учреждения.
Инструкция по охране труда для воспитателей ДОУ гласит, что воспитателями могут работать лица не моложе 18 лет, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, прошедшие медосмотр и инструктаж по охране труда.

Чтобы труд воспитателей был безопасным, регулярно проводятся техосмотры здания и оборудования ДОУ, проверяется наличие аптечек и их своевременная комплектация.

Сотрудники знают правила поведения во время пожара ,обо всех несчастных случаях они немедленно сообщают заведующему или его заместителю.

Схожими инструкциями в своей работе руководствуются учитель логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, уборщик служебных помещений и другие сотрудники ДОУ. Заведующий утверждает все эти инструкции своими приказами, а сотрудники – знакомятся с ними при поступлении на соответствующую должность или перед допуском к соответствующему виду деятельности.

Полезные интернет-ресурсы по охране труда

ПАМЯТКИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ

Помни, работник, везде и всегда: главное – это охрана труда!

Читайте также: