Первые высшие школы в западной европе появились в

Обновлено: 02.07.2024

Когда, как и зачем появились первые университеты

Современные университеты — это центры знаний и науки, где не только обучают студентов. Там проводят научные исследования и делают инновационные открытия, улучшающие нашу жизнь.

А насколько соответствовали этому описанию первые европейские университеты? Читайте статью и вы узнаете, в какую эпоху появились первые университеты в Европе и России, какие причины привели к их возникновению, а также познакомитесь с самыми старыми европейскими вузами, которые действуют и в наше время.

Хотите получать ещё больше полезного и интересного материала? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте следить за актуальными акциями и скидками.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Прежде, чем говорить о появлении первых университетов, давайте разберёмся, что означает сам этот термин.


И сегодня университеты — это сообщества учёных, преподавателей и студентов

В какую эпоху появились первые университеты

В каком веке появились первые университеты? Официальные источники утверждают, что подобные типы учебных заведений возникли в Европе в эпоху Средневековья, то есть в XI — XII веках.

В какой стране официально появился первый университет? Это была Византийская Империя. Там в IX веке на базе ещё более древней школы византийский регент Ванда и учёный Лев Математик основали Магнаврскую школу, или Константинопольский университет.

В стенах Магнаврской школы изучали основные дисциплины того времени — философию, риторику, медицину и юриспруденцию. История университета трагически оборвалась после того, как турки захватили Константинополь.

А когда же появился самый первый университет в мире? Самым старейшим учебным заведением называют образовательное учреждение Аль-Азхар, расположенное в египетском Каире. Его основали в 970 году, однако статус университета заведение получило лишь в 1961.

Причины возникновения первых университетов в Европе

В Европе первые университеты появились не как прихоть отдельных учёных. Этому способствовали серьёзные изменения в обществе. Предпосылками появления первых университетов в Западной Европе можно назвать следующие:

  • необходимость в специалистах, которых не могли дать монастырские школы;
  • развитие семи классических искусств и наук, которые легли в основу образовательной модели Liberal Arts;
  • желание сохранить имеющиеся знания и приумножить их;
  • формирование и развитие академической традиции.

Все эти причины выявили необходимость создавать новые институты и готовить специалистов в разных областях знания.

Папа Римский и демократия в первых университетах Европы

Независимость от государственной власти позволяло университетам устанавливать собственные законы. В большинстве таких первых учреждений царила демократия и свобода — студенты могли самостоятельно выбирать учителей и деканов. И даже если сообщество организовывалось вокруг религиозной школы, там также придерживались более свободных взглядов.


История хранит сказания о странствующих вагантах, которые часто были студентами

Где появились первые университеты в Европе

Где появился первый университет в мире, мы рассказали. А теперь давайте посмотрим, какие университеты появились первыми в Европе:

  1. Болонский университет.
  2. Парижский университет.
  3. Оксфордский университет.
  4. Кембриджский университет.
  5. Университет Саламанки.
  6. Падуанский университет.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Болонский университет

Первый университет Европы появился в городе Болонья, в Италии. История Болонского университета официально началась в 1088 году. Именно тогда Ирнерий — преподаватель Римского права — открыл свои публичные лекции, и со всех уголков Европы в Болонью потянулись толпы странствующих студентов. Все они мечтали послушать его выступления на площади и поучаствовать в научных дебатах.

Всё обучение в университетах велось на латыни, поэтому студенты свободно перемещались по Европе и понимали друг друга.

Юриспруденция и Римское право, которые дали толчок к развитию Болонского университета, и сегодня являются центральными предметами в данном учебном заведении.

В своё время в стенах этого университета учились такие знаменитые люди, как писатели Франческо Петрарка и Данте Алигьери, астроном Николай Коперник и медик Парацельс. А из современных фамилий можно назвать писателя Умберто Эко и премьер-министра Италии Романо Проди.


Внутренний двор Болонского университета

Парижский университет

Франция — не только законодательница моды, но и высшего образования. Именно здесь в 1160 году начинает возникать университет, который позже получит название Сорбонна.

Изначально в Парижском университете учились будущие богословы. А сейчас это 13 различных факультетов, где можно получить фундаментальные знания по разным наукам.

Самые известные студенты университета — это богослов Фома Аквинский, писатель Эмиль Золя, учёные-химики Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, математик Анри Пуанкаре. Учились в Сорбонне и русские поэты, такие как Иосиф Мандельштам, Марина Цветаева и Николай Гумилёв.

Оксфордский университет

Где появился первый университет в Англии? В небольшом городке Оксфорд. Он официально начал свою работу в 1167 году. Именно тогда король Генрих II издал указ, который запрещал английским студентам поступать в Парижский университет. Учащиеся не растерялись и организовали своё высшее заведение, которое сейчас считается одним из самых престижных и дорогих в мире.


Старинные здания Оксфордского университета

Оксфордский университет в своё время окончили такие известные учёные и общественные деятели как философ Джон Локк, железная леди Маргарет Тэтчер, писатели Льюис Кэрролл и Джон Толкиен, премьер-министр Великобритании Тони Блэр и другие.

Оксфордский университет наградил почётными степенями и российских литераторов. Среди них Иван Тургенев, Иосиф Бродский и Анна Ахматова.

Кембриджский университет

В 1209 году студенты и преподаватели Оксфорда, которые не сумели найти общий язык с руководством университета, основали свой в маленьком заброшенном городке Кембридж.

Кембриджский университет принял свою собственную конституцию, которой придерживается и в наши дни. Конечно, она не противоречит основным законам Великобритании, но выгодно отличает вуз от других учебных заведений.

Среди самых знаменитых выпускников Кембриджа можно назвать учёных Исаака Ньютона и Френсиса Бэкона, писателей Алана Милна и Уильяма Теккерея. Здесь же обучался российский писатель Владимир Набоков.

Университет Саламанки

Когда появился первый университет в Испании? Исследователи называют 1218 год. Именно тогда король Альфонс IX издал указ о создании всеобщей школы в Саламанке.

Университет славился не только сильными кафедрами в области кафедры права, медицины, логики, грамматики и музыки, но и единственной в Европе публичной библиотекой. Ещё одна особенность вуза — он долго оставался папским — вплоть до XIX века.

В стенах этого учебного заведения получали знания такие известные личности, как конкистадор Эрнан Кортес и основатель ордена иезуитов Игнасио Лойола.


Падуанский университет

В середине XIII в Италии открыл свои двери Падуанский университет. Здесь не только изучали философию, астрономию, право и богословие, но также организовали первый в мире анатомический театр.

Этот театр устроили по принципу Колизея: множество рядов сидений возвышались над ареной, где… проводились вскрытия трупов в медицинских и образовательных целях. Так как за подобное Святая инквизиция отправляла в те времена на костёр, руководство университета принимало меры безопасности, чтобы быстро прятать место операции.

Какие известные личности учились в Падуанском университете? Среди его студентов можно назвать философа Николая Кузанского, учёных Николая Коперника и Галилео Галилея, а также первопечатника Франциска Скорину.

Падуанский университет — это первое учебное заведение Европы, где в 1678 году степень доктора философии присвоили женщине. Ей стала Елена Лукреция Корнаро Пископия, итальянский математик и философ.

Теперь вы знаете, в каких городах Европы появились первые университеты. Это Болонья, Париж, Оксфорд, Кембридж, Саламанка и Падуя. А когда же появились первые университеты в России?

Появление первого университета в России

Несмотря на то, что в Европе высшие учебные заведения активно развивались с XI века, российские цари даже не думали о такой перспективе. Первый университет в России появился только при императрице Елизавете Петровне в 1755 году.

По легенде, в столицу неизвестно откуда пришёл Михайло Ломоносов и убедил Её Высочество основать Московский университет, который позже получит его имя.


Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

С этой историей связана ещё одна знаковая для всех российских студентов дата — 25 января. Именно в этот день императрица подписала указ. А сейчас это официальный праздник всех учащихся вузов в России, который занимает почётное место среди студенческих традиций разных стран.

Во всём мире студенты отмечают другую дату — 17 ноября. Официальный День студентов приурочен к трагическим событиям, которые развернулись в Чехии в 1939 году. В этот день нацисты закрыли все чешские университеты и арестовали более 1 000 студентов, некоторых из которых казнили.

Помимо МГУ в России в том же XVIII веке появился Академический университет Петербургской академии наук. Некоторые источники считают, что он даже старше МГУ, датируя его 1724 годом. Следующие университеты открывались уже при правлении Александра I.

Теперь вы знаете, в какой стране появился первый университет, с чем вообще было связано появление первых университетов в Европе и России и какие из них продолжают свою работу в наше время. А если вам будет нужна помощь в написании контрольных, курсовых или дипломных — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

Когда появился первый университет? фото

Современное обучение в университете значительно отличается от получения знаний в Средневековье. Первые высшие школы представляли собой объединение по языковому или религиозному признаку преподавателей и студентов, желающих изучать и приумножать единое христианское знание. В этой статье рассмотрим, где и когда возникли первые университеты, их отличия и принципы функционирования.

В каком веке и где появились первые университеты?

Как считают исследователи, история развития первых университетов берет начало с XII века на территории Западной Европы. Ведь в этот период активно развивались крупнейшие города, и поэтому взросла потребность к правовым, религиозным и схоластическим знаниям. Однако существуют мнения, что все же прообраз университета возник ранее, в середине девятого века – это Константинопольский университет, в котором студенты могли изучать следующие предметы:

  • риторику;
  • философию;
  • медицину;
  • юриспруденцию;
  • арифметику;
  • грамматику;
  • музыку.

Двери учебного заведения были открыты до 1453 года. На момент его закрытия в Западной Европе уже функционировало много университетов, в некоторых из которых можно учиться и в наше время.

Особенности первых университетов в Европе

В то время учебный процесс разбивался не на знакомые нам семестры, а на 2 неравноценные части. Первая часть – более длинная, начиналась с октября месяца, а завершалась в период Пасхи, а вторая уже продолжалась до июня. Студенты получали знания на лекциях, во время дискуссий уже демонстрировали свой интеллектуальный багаж.

Однако многие первые университеты в Европе имели собственную специфику организации, преподавания, которые представлены в таблице ниже.

Основан в Италии городе Болонья под покровительством Ирнерия, который публично вел лекции, касающихся законов Юстиниана. Школа права не имела собственное помещение, поэтому профессора преподавали зачастую на городских площадках. Университет отличался тем, что состоял из объединения студентов, которые самостоятельно избирали себе преподавателей, ректора. Упор учебного заведения был на изучении юриспруденции – римского права.

Основан в Англии городе Оксфорд английским духовенством. Также существует точка зрения, что из-за запрета Генриха II поступать английским ученикам в Парижский университет, им пришлось жить в Оксфорде и посещать лекции Джеральда Уэльского. При поступлении и на выпускном студенту необходимо было произнести клятву на латыни.

Основан во Франции городе Париж для подготовки богословов. В состав университета входили несколько церковных школ. Позднее священником Сорбонна была выдвинута просьба – создать колледж для бедных (безграмотных), на что он получил положительный ответ. Спустя время именно этот колледж стал богословным факультетом, а университет назвали в честь монаха.

Студенческая жизнь в первых университетах

Для поиска лучших лекторов и профессоров молодые люди переезжали из города в город, а иногда приходилось перебираться в соседнюю страну. Незнание языков не стало для них барьером, ведь все обучение проводилось на латыни.

В утреннее расписание студентов входило прослушивание лекций, а вечером – повтор изученных тем. Для закрепления знаний и развития навыка вступать в спор, чтобы отстаивать собственное мнение, ежедневно устраивались диспуты.

Помимо получения знаний, студентам того времени удавалось посещать торжественные церемонии и различные мероприятия. Обычно они группировались согласно территориальной принадлежности и могли даже вместе проживать.

После окончания университета выпускникам пророчили блестящую карьеру. Уже образованные люди шли не только в преподавание, но и занимали должности прокурора, нотариуса, писца, судьи, адвоката.


‒ право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.

‒ право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.

‒ право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете

‒ особая подсудность для школяров — по своему выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям. Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа).

‒ право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.

В 15–16 веках число университетов продолжало расти, к этому времени в Европе насчитывалось до 80, в следующем столетии — уже около 180. Росло и число студентов в отдельных университетах. Так в Саламанкском университете в Испании в 1600-х гг. ежегодно насчитывалось уже более 6 тыс. студентов. Созданием новых, реорганизацией действующих университетов занимались римско-католическая церковь. В германском государстве в 16–17 вв. работало семь университетов, контролируемых Ватиканом. Свои университеты открывал и орден иезуитов.

C:\Users\pb\Desktop\The_London_University_by_Thomas_Hosmer_Shepherd_1827-28.JPG

Первыми реформаторами в системе высшего образования в Германии стали М.Лютер и Ф.Меланхтон. Вюртембергский университет был основан в 1502 г. Данный университет, как и многие другие протестантские университеты, был освобожден от контроля Ватикана и стал подчиняться светским властям. В Англии реформация оказала наибольшее влияние на университет в Кембридже. В университетах Франции в этот период изменилась и система преподавания. Вместо анекдотических и малодостоверных сведений стали обращаться к подлинной науке, так в географии стали использовать карты великих географических открытий. Центрами гуманистического образования становятся другие университеты Германии: во Фрайбурге, Вюртемберге, а также Оксфордский университет в Англии. Изложение учебного процесса происходило во время лекций. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в то время курс не велся по какому-то определенному направлению. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Так же, как и лекции, были и книги, которые считались обязательными для прочтения обучающимся и необязательные, которые могли прочитываться только по желанию. В связи с этим, преподавателей также делили на ординарных и экстраординарных. Ординарные лекции обычно читались в утренние часы, с тем расчетом, что обучающимся будет легче включиться в рабочий процесс со свежим умом и духом. А экстраординарные назначались в послеобеденные часы. Лекция продолжалась 1–2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой. Главная цель преподавателя заключалась в том, чтобы соединиться несколько источников материала, переработать и дать разъяснение слушателям. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Позже университеты стали копировать тексты и создавать собственные книги. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Позднее появились парты — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином. Производилось публичное обсуждение того или иного текста. Это было направленно на то, чтобы каждый обучающийся смог выразить свое мнение и свою точку зрения. С помощью этого формировалось мировоззрение, которое существенно влияло на дальнейшее обучение. Так как учеба в основном сводилась к комментированию текстов, то правила указывают на труды, которые включались в университетскую программу.

Таким образом, с каждым годом университетов становится все больше, их популярность возрастает, как и востребованность высшего образования. Уже в те далекие времена люди начали задумываться о саморазвитии, самообразовании, а также о преподавании в университетах. Высшее учебное заведение в то время являлся неким проводником, помогающим получить знания. Увеличение числа университетов способствовало ликвидации безграмотности, развитию многих отраслей науки. С развитием образования связано и развитие населения, его нравственно-духовных ценностей. Ведь основная задача образовательного процесса — воспитание в нас этических и эстетических чувств. Этика — фундамент образования, так как в педагогике все основывается на морально-нравственных принципах. А эстетика развивает в нас полное понимание и правильное восприятие прекрасного в мире. Это в свою очередь помогает нам находить и изучать новые отрасли образования. Университетские традиции, заложенные в то время, продолжают развиваться по сей день. Уже сейчас современные университеты выпускают первоклассных специалистов с самыми разными профилями.

  1. Дружинский, А. Н. История зарубежной педагогики. Москва — ВЛАДОС, 2000. 432с.
  2. Чертовских, О. О. Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании, Вестник МГИМО Университета 2013, 281.

Основные термины (генерируются автоматически): университет, высшее образование, Западная Европа, первое, Англия, Ватикан, Европа, интеллектуальная профессия, университет были, университет стали.


Западноевропейский университет имеет длительную историю. Первые университеты, такие как Болонский, основанный в 1088 году, появились еще в Средние века. В XIX—XX веках европейские университеты сфокусировались на науке и научных исследованиях, именно в это время их структура и идейное содержание приняли современный вид. Первоначально университеты нередко возникали на основе церковных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке ряда специалистов (по философии, богословию, праву и медицине), а также в изучении научных трудов, повышении уровня образования в обществе и обучении студентов самостоятельно мыслить и проводить исследования.

К XVIII столетию университеты публиковали собственные научные журналы. Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на идеях Вильгельма Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера; университет поддерживает академические свободы, лаборатории и организует семинары. Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности. До XIX века в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX в. ее роль постепенно уменьшалась. Университеты концентрировались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось все более доступным широким массам населения.

Содержание

Первые европейские университеты


Структура и распространение ранних европейских университетов



Перемены в университетском образовании в XIV—XVII веках

Развитие университетов в XIX и XX веках

Современный университет



Будапештский университет экономики и технологии, старейший политехнический университет, основанный в Венгрии в 1782 г.



Первым в мире политехническим университетом считается Будапештский университет экономики и технологии в Венгрии, основанный в 1782 году императором Иосифом II, который первоначально носил название Institutum Geometrico-Hydrotechnicum (Институт геометрии и гидротехники).

Университетский преподаватель более не учитель, а студент — не ученик. Вместо этого студент самостоятельно проводит исследования, а профессор руководит ими и поддерживает студента в его работе. [17]

Неотъемлемой частью концепции Гумбольдта были свобода действий и свободная конкуренция между профессорами. Хотя профессура состояла на государственной службе, профессора могли свободно выбирать университет среди многочисленных и независимых в то время германских княжеств. Их имя и престиж, а следовательно, и возможность найти работу зависели только от уровня исследований и специализации в той или иной научной дисциплине [18] .

Во французских университетах подобных свобод не было, там господствовала жесткая дисциплина, и администрация контролировала все аспекты деятельности, от расписания и программы занятий до присуждения степеней, утверждения официальной точки зрения на каждый сколько-нибудь значимый вопрос и даже внешний вид преподавателей (например, в 1852 году им запрещали отпускать бороду). Престиж преподавателя зависел не от его личных заслуг, а от репутации оконченного им учебного заведения. Однако во второй половине XIX века немецкая модель университета начала оказывать влияние и на порядки во французских университетах [19] .



Британские университеты также восприняли немецкую модель, тем более, что государство предоставило им автономию. В российских университетах работало множество профессоров, приглашенных из Германии, но их главной задачей была подготовка служащих для бюрократического аппарата, и общий распорядок был похож скорее на французскую модель, чем на немецкую. Впрочем, в XIX—XX веках в российских университетах порядки были очень разнообразны [20] .

Как бы то ни было, в XIX—XX веках на первый план университетского образования вышла наука, хотя в немецких университетах научные исследования выполнялись на высоком профессиональном уровне, в хорошо оснащенных лабораториях и подвергались бюрократическому регулированию, а в английских и французских они были частным делом заинтересованных в этом профессоров и студентов [21] .

Профессора и студенты



С начала XX века доступность высшего образования для широких масс населения непрерывно возрастала [25] . Препятствием в это время была лишь его высокая стоимость. Например, в Великобритании образование в XIX в. было доступно только для богатых аристократов, и лишь в начале XX века Лондонский университет сделал высшее образование массовым [26] . Для женщин доступ в английские университеты был открыт в середине XIX века, но для такого шага необходима была редкая личная смелость и выдержка, так как общество восприняло это нововведение в штыки [27] . Изменение социального состава студентов поставило под угрозу немецкую модель университета, так как теперь их мировоззрение и цели в жизни значительно отличались от тех, которые были распространенными во времена Гумбольдта и Шлейермахера [28] .

В основном в XIX—XX веках студенты сами несли полную ответственность за получение необходимых знаний. Профессора не контролировали посещаемость занятий, если в конце курса назначался экзамен, и студенты могли выбирать, какие курсы слушать [29] . Еще в XVIII в. как прием на работу, так и прием абитуриентов в университет зависел от их религиозной принадлежности [30] , но в XIX в. курсы духовного образования постепенно были выведены из университетской программы. Новые университеты стали многоконфессиональными и независимыми от церкви [31] . Например, во Франции учреждение Наполеоном светского Университета Франции отделило высшее образование от католической церкви. В середине XIX в. Альфред Фаллу пытался восстановить роль церкви в университетах, но впоследствии французская церковь была окончательно отделена и от государства, и от высшей школы [32] . В Великобритании религиозные ограничения были отменены в Оксфорде и Кембридже в 1854 году, после чего роль религии в английских университетах быстро сошла на нет [33] .

Читайте также: